Научная статья на тему 'О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ'

О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»

феперапьная и региональная попитика

О реструктуризации и электроэнергетике

(Отчет со спушаний в Государственной Пуме 20 января 1998 г.)

В соответствии с постановпением Государственной Пумы 20 января 1998 года были проведены слушания «О реструктуризации в электроэнергетике». В этом чрезвычайно важном для страны мероприятии приняли участие Председатель Государственной Пумы Г.Н.Селезнев, руководители фракций, депутаты, министры, заместители министров, руководители регионов, предприятий и организаций энергетики, ученые; выступил с содокладом Председатель ФЭК России А.ф.Задернюк.

Председатель Государственной Пумы Г.Н.Селезнев, определяя цели спушаний, обозначил основные «болевые» точки современного состояния электроэнергетики России.

Он отметил, что государство фактически сняло с себя ответственность за оплату электроэнергии и тепла. Под лозунгом реорганизации не прекращаются попытки осуществить разрушение Единой энергетической системы путем расчленения федеральной электроэнергетической системы как в технологическом, так и в территориальном отношениях. Осуществляется распродажа государственного пакета акций РАО «ЕЭС России», представляющая, по своей сути, переуступку прав на имущество, создававшееся поколениями россиян, иностранному капиталу по цене, составляющей лишь проценты от его реальной стоимости, - в то время, когда доля акций, сконцентрированная за рубежом, подошла к пределу, за которым может быть потерян национальный контроль за отраслью, обеспечивающей суверенитет и безопасность страны.

Результаты такой политики нетрудно спрогнозировать хотя бы на примере положения с энергообеспечением в тех государствах - республиках бывшего Советского Союза, реформы в энергетике которых пошли по тому же пути, - имеются в виду Казахстан и Украина.

Надежность функционирования отрасли обеспечивается сегодня благодаря постоянно совершенствующейся структуре электроэнергетики за счет ее единства. «Мы позитивно оцениваем преобразования отрасли и считаем; дальнейшие преобразования следует производить осмотрительно, доказывая эффективность предлагаемых мероприятий, и главное - соблюдение приоритетов отрасли».

В своем докладе о реструктуризации в электроэнергетике заместитель Министра экономики России Н.Г.Шамраев подчеркнул, что итоги 1997 года пока не вносят существенного перелома в сторону улучшения технико-экономических показателей. Па и ожидать их невозможно, так как система пока остается прежней, затратной, когда все издержки - какой бы характер они ни носили - включаются в тарифы, чтобы обеспечить самофинансирование, как того требует закон, и перекладываются на потребителя. «При отсутствии элементов конкуренции между источниками рост издержек, а следовательно, и тарифов, неизбежен». Создание в России федерального оптового рынка электрической энергии и мощности на основе конкуренции потребует внесения серьезных изменений в сферу естественных монополий в электроэнергетике. Пля реализации плана реформ во исполнение указа Президента Российской федерации Правительство выпустило Постановление об утверждении программных мер по структурной перестройке и усилению контроля в сферах естественных монополий. К сожалению, утвержденный Правительством план реформ выполняется не в полном объеме, с некоторым даже отставанием по времени.

Заместитель Министра топлива и энергетики Российской Федерации В.В.Кудрявый подчеркнул, что курс, который был взят, в том числе и на введение конкуренции в энергетике, - это поисковый вариант снижения затрат. Никто не выступает против снижения затрат, но генерация -это не все затраты. Средний ее показатель в мире - это 33 процента затрат; у нас где-то около 45. Колоссальные затраты находятся в тех сферах деятельности энергетики, которые якобы неконкурентоспособны: это распределительная сфера и вся инфраструктура обслуживания. В едином механизме энергосистемы всегда видно, где легче взять резервы и где больше будет отдача для потребителей.

«Однако мы считаем, что наиболее важно было бы создать экономический механизм снижения затрат. ...если вы сегодня провели мероприятие, завтра, как у нас шутят, запятая в тарифе будет перенесена. Нет того, чтобы на срок окупаемости в энергетике эффективность от снижения затрат закрепилась за компанией, за тем инве-

Вестник 131 России

сптором, за той технопогией, которая была внедрена».

Председатель Правления РАО «ЕЭС России» Б.А.Бревнов поблагодарил организаторов и участников слушаний за внимание к проблемам отрасли, посчитав хорошей традицией регулярное рассмотрение актуальных задач электроэнергетики структурами Государственной Пумы, и в частности в такой форме, как парламентские слушания.

Он констатировал, что главная задача переходного периода выполнена. Несмотря на сильные деструктивные тенденции и неблагоприятные факторы, удалось обеспечить устойчивое энергоснабжение потребителей, сохранить целостность «ЕЭС России» и контроль государства над отраслью.

Огромная заслуга в успешном проведении мероприятий переходного периода принадлежит руководителям и специалистам отрасли.

Вместе с тем в течение 6 лет переходного периода не удалось в полной мере решить задачу по повышению эффективности энергетического производства, а некоторые показатели деятельности электроэнергетики даже ухудшились.

В частности, объем поставок электрической энергии снизился с 857 млрд.квт.ч. в 1990 году до 631 млрд.квт.ч. в 1996 году. За аналогичный период возросли потери электрической энергии в сетях с 8,4 % до 10,9 %. Возросли удельные условно постоянные расходы на единицу выработанной энергии. Начиная с 1991 года темпы износа энергетического оборудования превышают темпы ввода новых мощностей.

За эти годы суммарный износ в два раза превышает вводы мощностей. На электростанциях федерального уровня с 1991 по 1996 годы вводы мощностей сократились в три раза, составив при этом порядка 0,1 процента от общей и установленной мощности электростанций России, а в 1992 - 1997 годах оборудование на этих электростанциях не вводилось.

В итоге темпы роста тарифов для промышленных потребителей на 2 процента отстали от индекса цен. Однако политика сдерживания цен в электроэнергетике при имеющихся темпах роста цен в промышленности привела к возникновению неудовлетворительного соотношения дебиторской и кредиторской задолженности организаций электроэнергетики. Только на 1 декабря 1997 года эту ситуацию удалось переломить путем оптимизации загрузок станций федерального уровня, мерами по снижению цены на газ, и дебиторская задолженность догнала в отрасли кредиторскую. Однако опыт показывает, что только тактическими мерами задачу повышения эффективности не решить, практическая реализация внут-

федеральная и региональная политика

ренних резервов повышения эффективности энергетического производства в полном объеме потребует разработки реализации комплексной программы преобразования.

Председатель Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации А.Ф.Задернюк

подчеркнул, что ФЭК России в своей работе стремится найти тот баланс интересов между производителями и потребителями, который бы не позволил развалить российскую энергетику, не поставил бы на колени промышленность и в целом

- экономику России.

«Мы стремимся, по мере возможности, принимать взвешенные согласованные и с научными кругами, и с техническими специалистами энергетиками решения. Считаем, что все, что нужно сделать реформаторского в энергетике, должно идти пусть лучше медленнее, но правильно и без ошибок, потому что исправление ошибок в такой отрасли чревато потрясениями для всей экономики и России в целом».

Федеральная энергетическая комиссия работает на основании принятых Государственной Пумой законов, и уже сейчас ощущается необходимость в более тщательной работе по анализу и доработке этой нормативной базы. Ни для кого из присутствующих не секрет, что имеет место большой разброс тарифов по регионам: во многом это связано с отсутствием чисто экономических моментов в подходе региональных энергетических комиссий к решению вопросов по тарифам. «Вот и имеем то, что имеем: псевдосамостоятельные регулирующие органы, якобы независимые от политических моментов, а на самом деле

- полностью политизированные решения и, как результат, разброс тарифов по регионам, превышающий 14,5 раз».

Как задачу совместной работы с законодательными органами докладчик определил совершенствование нормативной базы и создание государственной системы регулирования электроэнергетической отрасли таким образом, чтобы на местах работали регулирующие органы, в финансовом отношении независимые от политической конъюнктуры и социальных моментов, чтобы их практика базировалась только на экономической целесообразности. Второе требование к регулирующим органам - они должны быть глубоко профессиональны, любительский подход к регулированию такой важной сферы, как энергетика, приводит к коллизиям, подобным кризису в Приморье. Чтобы не тиражировать такие эксцессы, нужно более внимательно смотреть и на то, как осуществляется государственное регулирование тарифов.

Необходимо к ряду законов, о которых уже говорилось, добавить и закон о лицензировании, ко-

Федеральная и региональная политика

торый сейчас находится на рассмотрении, закон о доступе к электрическим сетям, о покапьных естественных монополиях; это новые законы, которых еще нет, но которые следует как можно скорее создать.

«Хотелось бы остановиться отдельно на повышении эффективности работы энергокомплек-са. У нас раньше при советской власти много разговоров об этом было, и большой комплекс работ по оптимизации работы генерирующих мощностей решался. У нас не было такого, чтобы мы загружали неэффективные мощности в ущерб или в услугу каким-то соображениям, у нас работали наиболее экономичные мощности, а сейчас у нас получается абсолютно все с точностью до наоборот! Поэтому нужен комплекс мер и экономического, и административного характера, который обеспечил бы экономичность, повышение загрузки экономичных мощностей, вывод из эксплуатации в резерв на первом этапе до решения вопроса о их дальнейшей судьбе с модернизацией и реконструкцией неэкономичных мощностей». Должны действовать экономические механизмы в сочетании с административными и нормативными решениями, определенными законодательной базой. Федеральная энергетическая комиссия поставила под сомнение ту практику, которая существовала раньше, когда из регионов «выдирались» крупные потребители. Жизнь показала, что регионы будут всячески саботировать это из абсолютно понятных соображений.

Федеральная энергетическая комиссия считает, что не надо тащить то, что не тащится на федеральный оптовый рынок. Следует развернуться лицом к регионам, и федеральный оптовый рынок должен прийти со своей энергией в регионы. Если она дешевая, то ее там будут покупать активнее, она будет конкурентной по сравнению с дорогой. «Реализация вот такого посыла, по-моему, более прагматична, нежели какие-то другие попытки».

Стержнем развития всей энергетики является инвестиционная политика. Для ее успеха надо более эффективно использовать те финансовые ресурсы, которые удается сконцентрировать в энергетике. Часть финансовых ресурсов, собираемых на эти цели, можно направлять не на прямые инвестиции, а на привлечение дополнительных заемных средств, на обслуживание заемного капитала, на страхование рисков сторонних инвесторов. На первом этапе надо отобрать два-три проекта, перспективных для инвесторов, для сторонних инвесторов, и отработать на них механизм обслуживания за счет инвестиционных средств заемного капитала. Пля привлечения инвестиций надо оформить участие инвесторов в собственности будущих объектов энергетики. «Я думаю, что если бы мы решили этот вопрос, то у нас было бы более

оживленное финансирование инвестиционных проектов в энергетике».

Из поля зрения не должна выходить и задача повышения эффективности атомной энергетики. «Я считаю, что нам необходимо работать над созданием единой государственной компании, основанной на базе действующих и строящихся атомных электростанций. Только это, на мой взгляд, и, надеюсь, на наш взгляд, позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы - и инвестиционные, и амортизационные и пр.».

Следует попытаться всеми возможными сипами реализовать очень простой лозунг: «Самому аккуратному плательщику - самую дешевую энергию». И лишь в результате совокупных усилий можно решить две важные задачи: повысить опла-чиваемость платежей в электроэнергии и понизить тарифы, которые требуют этого.

В.И.Овченков, председатель подкомитета по энергетике Комитета Государственной Пумы по промышленности, отметил, что во время подготовки к слушаниям поступило много предложений с цепью учесть их в рекомендациях. Можно отметить деловые рекомендации из Пенинград-ской, Тверской, Рязанской, Нижегородской областей. Но есть много и общих рассуждений.

Среди острых вопросов, которые ставипись в письмах из регионов, некоторые были перечислены в предыдущих выступлениях. Это - передача объектов энергетики в регионы, инвестиции в энергетику и обновление основных фондов, решение проблемы неплатежей и денежных расчетов, выполнение предыдущих указов Президента Российской Федерации по энергетике, а также федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской федерации». Очень важно и прозвучавшее в Думе слово профессионалов.

В.Н.Родин, генеральный директор акционерного общества «Свердловэнерго», отметил, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется еще достаточно слабо. Только первый год начала работать на профессиональном уровне Федеральная энергетическая комиссия. Есть сложности в профессионапизации работы региональных энергетических комиссий.

«Переход к обсуждению вопроса о создании крупных генерирующих компаний я считаю преждевременным и, по-моему, даже опасным. У нас есть сравнительный опыт работы электростанций, которые работают на федеральном оптовом рынке, и электростанций, которые находятся в составе энергосистемы. В частности, «Свердловэнерго» арендует три электростанции, которые принадлежат РАО «ЕЭС России», и они спо-

Вестник ФЭК России

койно и успешно работают в составе энергосистемы, не имея проблем ни с топливом, ни с ремонтами, ни с другими моментами, которые требуются для успешной работы этих электростанций. Поэтому создание новых компаний, которые будут оторваны от потребителя, я считаю, достаточно смелый шаг, который, на мой взгляд, пользы не принесет».

Главной проблемой поддержания надежности и снижения себестоимости тепловой и электрической энергии является привлечение долгосрочных инвестиционных средств. Нужно сделать акцент на дешевых инвестициях на основе использования целевого комплекса международных финансовых рынков. Это корпоративные кредиты, еврозаймы и пр.

На сегодняшний день ни одна наша энергосистема, включая Единую энергосистему, не сделала ни одной эмиссии, не выпустила ни одной акции для размещения на мировых рынках и внутреннем рынке как капитала. Именно дешевые инвестиции могут уменьшить величину затрат в тарифах и удешевить эти тарифы. Шля этого необходимо развивать фондовый рынок энергетических акций, стимулировать рост их курсовой стоимости.

Е.И.Игнатенко, Генеральный директор концерна «Росэнергоатом», отметил, что российская атомная энергетика является наиболее эффективной отраслью в стране. «У нас всего 45 тысяч человек. Производим мы товара на три миллиарда долларов. То есть порядка 60 тысяч долларов на человека. Вот таким наукоемким и капиталоемким производством мы обладаем и стараемс.1 эффективно его использовать».

В этом и в прошлых годах выработка электроэнергии составила 10 % общего объема. Это выше уровня 1995 года, сохранилось указанное достижение при лучшей безопасности, которая составляет 0,3 отказа аварийного реактора в год. Данный результат лучше, чем во Франции и в Америке, и где-то на уровне атомных станций в Германии.

Что касается получения средств, то в 1997 году наблюдалось небольшое улучшение: если в 1996 году было получено деньгами 0,7 %, то в 1997 году -целых 6 %. Это и позволило сократить разрыв по зарплате. Панная тенденция ведет к улучшению такой платежной дисциплины, которая, как мне кажется, способствует и стабилизации обстановки в нашей отрасли. Чтобы оптимизировать ситуацию в большей степени, надо дать право ФЭК России регулировать цены на транспорт энергии.

А.И.Пебедь, Председатель Правительства Республики Хакасия, Председатель координационного совета по энергетике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», охаракте-

федеральная и региональная политика

ризовал особенности энергосистемы Сибири: большая доля гидроэлектростанций (более 50 %), структура генерирующих мощностей, объединенных в энергосистеме Сибири. Полное выведение ГЭС из конкурентного режима формируемого оптового рынка приведет к резкому ограничению масштабов данного рынка; затруднится и процесс экономически обоснованного назначения цены на электроэнергию ГЭС. Сохранение ГЭС в составе РАО «ЕЭС России» сохранит и усилит монополизм данной компании в энергозоне Сибири. Малочисленность и большая взаимная удаленность тепловых электростанций РАО «ЕЭС России» приведет к тому, что осложнит создание на их базе конкурирующих генерирующих компаний.

Нужно создать зональный оптовый рынок в Сибири как составную часть ФОРЭМ. Первоначальное формирование и дальнейшее развитие зонального рынка осуществляются при соблюдении принципа сложившейся структуры прав собственности. АО «Энергия», имеющая в своем составе ГЭС, а также уже сформированное АО ГЭС являются полноправными субъектами зонального рынка Сибири; его формирование осуществляется поэтапно, но с ориентацией на экономический эффект.

В.С.Романов, член Комитета Государственной Пумы по экономической политике, обратил внимание на то, что в течение 1997 года зазвучала более настойчиво тема надежности обеспечения народного хозяйства, ее обсуждение стало вытеснять абстрактные рыночные размышления. Паже в Указе Президента Российской Федерации от 26 апреля 1997 года № 426 говорилось о сохранении энергетической независимости и обеспечении безопасности - но только в числе последних среди приоритетов. Возникла новая оценка того, что надо расширять экспорт энергопродукции. «Так вот, может быть, не все коллеги, товарищи знают, что в прошлом году Россия впервые перешла к импорту нефтепродуктов».

Энергетика капиталоемка и инерционна. Если тенденция «свирепого» сокращения капиталовложений в отрасль сохранится на ближайшие несколько пет, то уверения Правительства, что уже в прошлом году начался рост, вызывают сомнения. Если это допустить, если имеют место рост экономики и возвращение к нормальной производственной сфере, то потребуются огромные усилия энергетиков. Говоря, что у нас сейчас больше резервов, что у нас повысилась устойчивость, следует думать о том, что случится, если это на самом деле произойдет.

й.С.Пьвов, академик, секретарь Отделения экономики Российской академии наук, подчеркнул: «Мы обсуждаем одну из кардинальных проблем развития не только энергетики, а всей России в

федеральная и региональная политика

цепом. И это не случайно. Еще в 1992 году российские ученые предупреждали наших так называемых «горе-реформаторов» о том, что необходимо посмотреть и сделать анализ: откуда Россия получает главные свои доходы? И когда мы выполнили такого рода расчет и направили его Президенту, Правительству, то из него следовало: если мы оцениваем различные сектора экономики - правильно оцениваем в мировых ценах, с учетом потребительского спроса, - то только три по существу отрасли экономики, в числе которых ведущая роль отводится электроэнергетике, обеспечивают чистый доход России. Все ос-тапьные находятся в огромном убытке». Механизм перераспределения создает видимость, что многие сектора промышленности являются рентабельными и с них можно получать доход. Но анализ роли энергетики, как основополагающего базового сектора развития экономики России, показывает, что надо очень аккуратно подходить к реформированию.

Надо создать институт управления пакетом государственных акций в эпектроэнергетике, не адресуя этой функции совершенно неоправдавше-му себя институту Госкомимущества (Мингосимущества России. - Прим. ред.), министерствам и так далее. «Нужно, чтобы эту функцию взяла на себя независимая законодательная впасть, например созданная при Государственной Пуме. Вот тогда выработка единых правил - как представитель должен себя вести: а) в части инвестирования; б) в части дивидендов - это должно быть предписано, что очень существенно повлияет на общий наш результат».

Следуеп перевести монопольную деятельность в другой разряд - в разряд уступки государством права тому или иному хозяйствующему субъекту заниматься монопопьной деятельностью. В этой связи взаимоотношения с государством и тарифная политика будут выглядеть совершенно иначе.

Раз государство на конкурсной основе уступает право заниматься монопопьной деятельностью, то оно освобождает каждого гражданина, промышленные предприятия и так далее от непосредственной уплаты энергопроизводящим предприятиям, а перекладывает ее, естественно, на ппечи государства. Но, в свою очередь, такого рода предприятия нужно освободить от всех налогов, «как класс».

Г.И.Тихонов, Председатель Комитета Государственной Пумы, подчеркнул необходимость забрать от Госкомимущества права управления энергетикой. «Это надо в первую очередь сделать, может быть, оставить в Минтопэнерго, копи в нем сосредоточивается вся энергетика и электроэнергетика, и газ, и нефть, и так далее,

АСТЭК

дпя увязки. Но там внутри следует создать такой институт, который бып бы, как говорится, контролируемым не только Счетной палатой. Управляемость должна быть единая».

А.Н.Беляев, мэр города Северодвинска, отметил, что во многих выступлениях докладчики касались проблемы неплатежей. Эта же проблема характерна дпя Северодвинска, и причины ее очевидны. По Архангельской области задолженность энергетикам на 31 декабря 1997 года составила 1,6 миллиарда рублей. Из них основную сумму долгов несут администрации Архангельска и Северодвинска.

«Сегодня ситуация развивается таким образом, что по Архангельской области сумма задолженности, которая «висит» на администрациях крупных городов, практически невозвратна, она не имеет источника финансирования в существующих условиях формирования трансферта, формирования доходной базы муниципальных бюджетов».

В этих условиях реструктуризация энергетики без погашения допгов и принятия принципиального решения по этой проблеме практически невозможна. В качестве предложения или, может быть, в качестве обращения к участвующим в парламентских слушаниях депутатам Государственной Пумы: дпя того, чтобы эту проблему решить дпя многих территорий, сумма компенсации допгов бюджетных организаций должна быть прописана отдельной строчкой в федеральном бюджете.

Н.И.Серебряников, генеральный директор

«Мосэнерго», обратил внимание на второй этап реформирования электроэнергетики. В результате выделения из энергосистем в 1992 году тепловых электростанций - так называемого «цвета энергетики» - из 72 энергосистем 65 стали искусственно дефицитными. И чтобы удовлетворить нужды своих потребителей, они вынуждены или покупать электроэнергию у избыточных энергосистем, или на своей территории у оставшихся электростанций. Это усложнило систему финансовых расчетов, была разорвана прямая связь между производителем электроэнергии и потребителем - в этом главная причина того, что федеральные электростанции потеряли возможность воздействовать на потребителя.

В итоге в 1996 году возможности электростанций федерального уровня использовались примерно на 30 процентов. Число часов их использования составило около 3080. В то же время региональные электростанции имели 4376 часов. В «Мосэнерго» данный показатель составил 5266 часов. Отсюда низкие удельные расходы, отсюда высокая себестоимость и так далее.

«Наши предложения: сохранить генерирующие

мощности АО-энерго, создать на их основе олто-

-—-■

Вестник ФЭК России

вый рынок. Это означает - сохранить за НОУ «ЕЭС России» право диспетчерского управления с ответственностью за финансовые результаты. Сохранить за энергетикой тот 51% государственных акций, который остался, и ту часть акций региональных акций в составе РАО «ЕЭС России». Передать на правах аренды электростанции в состав энергосистем. Восстановить прежние хозяйственные связи, в составе тарифа - инвестиционные составляющие».

A.И.Майорец, Председатель совета ветеранов энергетики, подчеркнул, что 70 миллионов киловатт резерва - это «дутый» резерв, большую часть которого надо списывать, потому что он не только морально, но и физически устарел. Это - следствие, прежде всего, разрозненности: «упустили из рук эксплуатацию, снизили требования».

Энергетика и железнодорожный транспорт -становой хребет любой экономики. Необходимо не расшатывать дальше энергетику, не делить ее, а, сохраняя все виды собственности, значительно усилить государственное начало в управлении энергетикой.

Необходимо как можно быстрее восстановить связь Центра и Сибири. Это - задача номер один.

B.П.Кузичев, председатель Всероссийского комитета «Электропрофсоюз», оценил реформы в электроэнергетике с социальной точки зрения: «В поиске путей за повышение конкурентности нельзя забывать о человеке труда, ради которого, собственно, и проводится эта реформа. Отрасль и работники уже внесли немалую социальную плрту за этап перехода к рыночным отношениям, связанную с утратой многих квалифицированных кадров научных, проектных и строи-тепьно-монтажных организаций, ухудшением производственной среды».

Учитывая специфику отрасли, не следует спешить расставаться со всей социальной инфраструктурой, особенно с передачей в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в поселках энергетиков, поскольку, как только происходит передача, они свою функцию перестают выполнять - либо местные власти вводят такие налоги, что последние превышают стоимость содержания указанных объектов. С учетом отмеченного, В.П.Кузичев поддержал подготовленные рекомендации и предложения о принятии в первоочередном порядке законодательных актов, направленных на укрепление платежной дисциплины за потребляемую электро- и теплоэнергию.

И.К. Хузмиев, председатель энергетической комиссии Республики Северная Осетия-Алания,

подчеркнул, что в электроэнергетике конкурен-

федеральная и региональная политика

ция нужна, однако проработать этот вопрос нужно очень тонко и очень взвешенно, потому что речь идет не только о стоимости энергии, но и о ее социальной цене. На Северном Кавказе, в Паге-стане, в Северной Осетии, в Карачаево-Черкессии, в Кабардино-Балкарии начато строительство гидроэлектростанций, и надо их достроить, потому что Северный Кавказ обладает 50 миллиардами киловатт-часов потенциапа (25 % - в Аа-гестане, 20 % - в Осетии). «И конечно, дешевле производить электроэнергию у нас, чем «тащить» газ откуда-то из-за тридевяти земель».

Необходимо усиление связей ФЭК России и РЭК. Федеральная комиссия должна утверждать председателей РЭК для повышения их самостоятельности, а не согласовывать. Тогда РЭК будут более самостоятельно проводить в регионах политику -как «государево око». В регионах должна быть четкая независимая структура регулирования.

А.Ф.Пьяков, Председатель Совета директоров РАО «ЕЭС России», подводя итоги работы Единой энергосистемы, отметил много недоработок. «Они истекают не из приватизации или дальнейшей программы. Мы, не останавливаясь, в 1995 году разработали программу дальнейшей реструктуризации и приватизации отрасли вместе с Международным агентством Америки, где четко рекомендуется эту программу повторять только в том случае, когда экономика станет на ноги, когда будет платежеспособным потребитель и когда будет создана нормативная база, определяющая, что такое Единая энергетическая система России, обеспечивающая надежность ее работы независимо от формы собственности в этой энергосистеме. Пока нет этой базы, нельзя идти дальше на любую реструктуризацию и дальнейшую приватизацию.

Кроме этого, надо определить и роль государства. Нужен закон о контрольном пакете, который до сих пор не утвержден».

К дальнейшему выполнению программы надо приступить лишь после того, как будут приняты, прежде всего, законы «О Единой энергетической системе», «О роли государства в управлении Единой энергосистемой».

В рамках дальнейшей острой дискуссии на вопросы присутствующих ответили Н.Г.Шам-раев и Б.А.Бревнов.

Председательствующий В.К.Гусев подвел итоги обсуждений и наметил основные задачи развития электроэнергетики.

В. А. Макеечев, начальник Управления экономического анализа и развития систем регулирования ФЭК России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.