Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КИЕВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА (К 140-летию основания института и 50-летию основания факультета)'

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КИЕВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА (К 140-летию основания института и 50-летию основания факультета) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.Ф. Борисенко, Р.Д. Габович, Е.И. Гончарук, И.В. Савицкий, Ю.Д. Гоц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КИЕВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА (К 140-летию основания института и 50-летию основания факультета)»

УДК 613/614:378.661(477-26)

Н. Ф. Борисенко, Р. Д. Габович, Е. И. Гончарук, И. В. Савицкий, Ю. Д. Гоц, И. М. Макаренко, И. И. Никберг

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КИЕВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

(К 140-летию основания института и 50-летию основания факультета)

Киевский медицинский институт

Становление и развитие гигиенической науки и санитарной практики тесно связаны с деятельностью гигиенических кафедр и санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов. Одним из старейших научно-педагогиче-ских коллективов такого профиля является санитарно-гигиенический факультет Киевского медицинского института, отметивший свой 50-летний юбилей.

Истоки формирования факультета относятся еще к дореволюционному периоду, когда была создана одна из первых в нашей стране самостоятельных кафедр гигиены — кафедра гигиены медицинского факультета Киевского университета. Отражая сформировавшиеся в тот период взгляды о необходимости радикального улучшения гигиенической подготовки будущих медиков, декан факультета, ученик Н. И. Пирогова, известный анатом проф. А. П. Вальтер в актовой речи «О значении медицины для России» ЗО/УШ 1862 г. отмечал самобытность и значение общественной медицины в России, предлагая создать самостоятельные кафедры гигиены, а также специальные гигиенические факультеты. Официальное решение о создании на медицинском факультете Киевского университета такой кафедры было принято в 1865 г., фактически же она была организована в 1871 г.

Первоначально преподавание гигиены на кафедре сводилось к чтению курса лекций и выполнению отдельных инструментальных исследований. С 1894 г. после организации учебной лаборатории обязательным элементом преподавания стали практические занятия. Организатор кафедры проф. В. А. Субботин написал и издал в 1883 г. один из первых учебников по курсу гигиены для студентов-медиков, а его преемник проф. В. Д. Орлов — «Руководство к практическим занятиям по гигиене» (1905).

Уже в те годы начинается дифференциация преподавания гигиены, приведшая в дальнейшем к созданию профильного факультета. Так, с 1903 г. известный эпидемиолог и гигиенист А. В. Корчак-Чепурковский ведет на кафедре отдельный доцентский курс «Эпидемиология и медицинская статистика», известный гигиенист проф. И. П. Скворцов читает лекции по доцентскому курсу (1911—1916), в котором освещались проблемы общественного здравоохранения.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала принципиально новые основы социальных взаимоотношений в стране, выдвинула в качестве одной из главных задач первого социалистического государства заботу о здоровье населения. В связи с реализацией этой задачи и созданием в 1922 г. системы государственного санитарного надзора возникла настоятельная необходимость в подготовке специальных врачебных кадров. Все это требовало дифференциации преподавания профилактических дисциплин, конечным результатом которой явилось создание санитарно-гигиенических факультетов.

В 1924/25 учебном году для специализации студентов V курса учреждается так называемый санитарно-гигиенический профиль, выпускники которого направлялись преимущественно в качестве санитарных врачей. В марте 1930 г. одновременно с передачей медицинских институтов из ведения Наркомпроса в ведение Нар-комздрава УССР было принято решение об организации в 4 медицинских вузах Украины — Киевском, Харьковском, Одесском, Днепропетровском — санитарно-гигиенических факультетов.

Подготовительную работу по созданию санитарно-гигиенического факультета в Киевском медицинском институте осуществлял организационный комитет, в состав которого входили проф. С. И. Радченко (председатель), С. С. Поз-нанский (первый декан факультета), М. П. Не-щадименко, С. Н. Ручковский, А. В. Корчак-Чепурковский и др.

Первые годы функционирования санитарно-гигиенического факультета были годами организационного, учебно-методического и научного становления профильных кафедр. В этот период создаются и оснащаются учебные кабинеты и лаборатории, формируются педагогические коллективы. Практические занятия с использованием методов инструментально-лабораторного исследования объектов внешней среды постепенно становятся обязательным элементом учебного процесса. В 1937 г. в Киевском медицинском институте создается учебная санэпидстанция.

Процесс организационного, учебно-методического и научного становления факультета был

прерван Великой Отечественной войной. В 1941—1943 гг. факультет как учебное подразделение не функционировал. Только кафедра общей гигиены, возглавляемая проф. П. И. Ба-ранником, в сложных условиях эвакуации сначала в Харькове, а затем в Челябинске фактически без перерыва уже с октября 1941 г., обеспечивала преподавание (лекции и практические

** занятия) на лечебном факультете и вела научные исследования.

После возвращения Киевского медицинского института из эвакуации в 1943 г. проводится огромная работа по восстановлению материальной базы, кадров и организации учебного процесса на факультете, несмотря на трудности послевоенных лет.

Кафедру коммунальной гигиены в это время возглавлял крупнейший советский гигиенист и санитарный деятель, действительный член АМН СССР проф. А. Н. Марзеев; кафедру эпи-

* демиологии — член-корр. АМН СССР С. Н. Руч-ковский, а с 1948 г.— выдающийся советский эпидемиолог, действительный член АМН СССР проф. Л. В. Громашевский; кафедру микробиологии— проф. С. С. Дьяченко, кафедру общей гигиены — проф. П. И. Баранник, кафедру гигиены детей и подростков — доц. С. С. Познанский, кафедру гигиены питания — проф. И. П. Бар-ченко, кафедру гигиены труда — проф. Л. И. Медведь, а затем член-корр. АМН СССР проф. Г. X. Шахбазян; кафедру организации здравоохранения — проф. С. С. Каган. На кафедры пришли инициативные и перспективные молодые преподаватели, аспиранты и клинические ординаторы, впоследствии много сделав-

* шие для факультета. В их числе можно назвать А. С. Сокол, Р. Д. Габовича, Е. С. Крыжанов-скую, А. П. Мороз, Я. И. Мельника, Н. Б. Сит-ковского, И. Н. Улановского, Е. Л. Ревуцкого, Н. Ф. Скопиченко, И. И. Слепушкину, Е. А. Безденежных, А. Г. Глущенко, И. М. Трахтенберга, И. А. Михайлюк и др.

Студенческую скамью заняло новое поколение молодых людей, обгащенных опытом тяжелых лет войны, проявлявших большой интерес к учебе и научной работе. В числе студентов первых послевоенных приемов мы видим тех, кто впоследствии стал достойной сменой своих старших коллег-преподавателей. Это нынешние профессора факультета Е. И. Гончарук, И. В. Савицкий, А. М. Шевченко, доценты С. А. Степанов, Г. Е. Джигун, И. М. Макаренко, И. Н. Мо-тузков, И. И. Швайко, Л. Я. Горпнненко, И. И. Никберг, И. Л. Куринный, Г. А. Гончарук,

^ Н. Н. Пленов, М. А. Ковбаско и многие другие.

Научные исследования на кафедрах факультета в послевоенный период развивались прежде всего в направлениях, отвечающих запросам практического здравоохранения в связи с задачами восстановления народного хозяйства. На кафедре обшей гигиены (зав.— проф.

И. П. Баранник) изучались вопросы водоснабжения Киева и сельской местности, содержания микроэлементов в питьевой воде, роли питания в этиологии эндемического зоба, вопросы радиационной гигиены, аэроионизации и др. На кафедре гигиены труда (зав.— член-корр. АМН СССР проф. Г. X. Шахбазян) проводились экспериментальные исследования токсикологии ртутно-органических соединений, велись работы по гигиене производственного микроклимата, гигиене сельскохозяйственного труда.

На кафедре гигиены детей и подростков (зав.— доц. С. С. Познанский) изучались закономерности динамики здоровья детей и подростков, вопросы обоснования гигиенических норм проектирования школьных зданий, проблемы закаливания, использования искусственной УФ-радиации в детских дошкольных учреждениях, политехнического обучения, гигиенического воспитания и питания учащихся.

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения (зав.— проф. С. С. Каган, затем доц. И. П. Пигада и проф. И. Д. Хорош) занималась вопросами планирования и статистики здравоохранения, исследовала опыт и качество медицинского обслуживания, состояние здоровья населения, разрабатывала мероприятия по его укреплению, изучала историю здравоохранения и медицинской науки на Украине.

Научные исследования кафедры коммунальной гигиены (зав.— акад. АМН СССР проф. А. Н. Марзеев, затем член-корр. АМН СССР проф. Д. Н. Калюжный и проф. Р. Д. Габович) были посвящены вопросам гигиены жилых и общественных зданий, обеззараживания питьевых и сточных вод, гигиеническим проблемам малой канализации, санитарной охране атмосферного воздуха.

Кафедра гигиены питания (зав.— проф. И. П. Барченко) изучала пищевые продукты и напитки как факторы передачи геогельминтов, питание беременных женщин и кормящих матерей, химический состав и биологическую ценность новых пищевых продуктов.

На кафедре эпидемиологии (зав.— акад. АМН СССР проф. Л. В. Громашевский) плодотворно разрабатывались теоретические проблемы эпидемиологии — движущие силы эпидемического процесса, изучались роль механизма передачи возбудителя в эпидемиологии инфекционных заболеваний, влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса и др. Кафедра микробиологии (зав.— проф. С. С. Дьяченко) занималась антигенной структурой возбудителя брюшного тифа, вопросами иммунологической реактивности организма под воздействием различных факторов, взаимоотношений микроорганизмов с антибиотиками и сульфаниламидами.

В 1967 г. профильные кафедры факультета разместились в новом санитарно-гигиеническом

корпусе. Был осуществлен также ряд мероприятий по оптимизации всех звеньев учебного процесса, усилению его методологической направленности. Большое внимание уделяется повышению роли и объема самостоятельной творческой работы студентов. По темам занятий на всех кафедрах созданы ситуационные задачи, обязательным элементом учебного процесса стала учебно-исследовательская работа студентов. Этой же цели служило совершенствование системы управления самоподготовкой студентов и контроля их подготовки на лекциях и практических занятиях (обратная связь, программированный контроль знаний, улучшение использования ТСО в учебном процессе). Проведена большая работа по координации и интеграции преподавания между профильными теоретическими и клиническими кафедрами факультета, издан ряд новых сквозных программ и методических разработок.

В последние годы были организованы учебно-методические кабинеты кафедр и учебно-методический кабинет факультета, регулярно созываются учебно-методические конференции, проводятся научные исследования по вопросам методики преподавания. Кафедры факультета принимают активное участие в разработке новых учебных планов и программ, в совершенствовании производственной практики, субординатуры и стажировки, в разработке методических и методологических основ преподавания гигиенических дисциплин, создании модели врача — гигиениста и эпидемиолога, нового положения о санэпидстанции как учебной базе.

За период существования факультета его сотрудники опубликовали 55 руководств, учебников и учебных пособий. В их числе можно назвать учебники «Коммунальная гигиена» А. Н. Марзеева, «Общая эпидемиология» Л. В. Громашевского, «Гигиена» для лечебных факультетов Р. Д. Габовича, Г. X. Шахбазяна и С. С. Познанского, «Курс лекций по общей гигиене» П. И. Баранника, «Основы предупредительного санитарного надзора» под ред. Г. X. Шахбазяна и Е. И. Гончарука, «Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене» под ред. Е. И. Гончарука и др.

Значительно расширилась сфера научных интересов кафедр, возрос обогащенный современными приемами методический уровень исследований. Наряду с традиционными получил развитие ряд новых научных направлений. На кафедре коммунальной гигиены (зав.— проф. Е. И. Гончарук) сформированы новое научное направление и концепция гигиенического нормирования содержания химических веществ в почве, а также методические подходы к обоснованию их ПДК. Благодаря этим исследованиям и связанной с ними совместной работе с органами здравоохранения, проектными и строительными организациями кафедра коммунальной гигиены

в настоящее время является одним из ведущих научных центров по вопросам гигиены почвы.

На кафедре коммунальной, а затем общей гигиены под руководством проф. Р. Д. Габовича изучались гигиенические аспекты улучшения качества и обеззараживания питьевой воды, использования УФ-излучения с профилактической целью при воздействии неблагоприятных факторов среды, влияние на человека акустических, ¥ электромагнитных воздействий, метеорологических и гелиогеофизических условий как фактора риска в патологии органов кровообращения. Значительный вклад внес факультет в разработку вопросов гигиены лечебно-профилактических учреждений, будучи инициатором проведения в Киеве в 1966 и 1968 гг. 2 крупных конференций.

На кафедре гигиены труда и профзаболеваний (зав.— проф. А. М. Шевченко) ведутся исследования по токсикологической оценке различных полимеров и пластмасс (эпоксидных, » поливинилхлоридных и др.) и изучению условий труда при работе с ними в условиях неблагоприятных факторов производственной среды, а также по гигиеническому нормированию летучих продуктов этих соединений.

Кафедра гигиены питания (зав.— проф. И. В. Савицкий разрабатывает вопросы гигиенической оценки состава пищевых продуктов, обработанных пестицидами, различных примесей и добавок к пищевым продуктам.

На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения (зав.— проф. А. А. Гран-до) исследуется состояние здоровья различных контингентов работающих, совершенствуется методика организации медицинской помощи при ¥ амбулаторно-диспансерном наблюдении и в условиях стационара, изучаются вопросы истории медицинской науки и здравоохранения на Украине. По инициативе и при активном участии кафедры на базе Киевского медицинского института создан музей истории медицины и здравоохранения УССР.

На кафедре гигиены детей и подростков (зав.— проф. Н. Ф. Борисенко) разрабатываются научно-гигиенические основы оптимальных режимов обучения и воспитания в средней и высшей школе, вопросы использования УФ-лучей с профилактической целью в детских учреждениях, гигиены труда молодых работниц.

На кафедре эпидемиологии (зав.— проф. И. Н. Моргунов) изучаются эпидемиология и иммунология инфекций, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами, на кафедре инфекционных болезней (зав.— проф. А. С. Со- ^ кол)—диагностика и лечение вирусного гепатита; на кафедре микробиологии (зав.— проф. В. П. Широбоков) разрабатываются методики выделения энтеровирусов из питьевых и сточных вод, культивирования микроорганизмов на средах из пласт-агара. На кафедре терапии (зав.—

проф. Е. Л. Ревуцкий) разрабатываются актуальные вопросы патологии сердечно-сосудистой системы, на кафедре хирургии (зав.— проф. И. Д. Танасиенко)—хирургии щитовидной железы.

Разносторонние гигиенические исследования проводятся в отделении гигиены и токсикологии ЦНИЛ (руководитель — доктор мед. наук

* Е. А. Кречковский).

Значительное место в научной работе занимают проводимые всеми кафедрами исследования по хоздоговорной тематике. Только в десятой пятилетке выполнено 56 хоздоговорных тем на сумму свыше 1,8 млн. руб.

О теоретическом уровне и практической значимости выполненных за 50 лет научных исследований свидетельствуют 4423 опублиикованные научные работы, из них 103 монографии и 4320 статей, 170 методических рекомендаций, и 31 авторское свидетельство на изобретения. Со-

* трудниками факультета подготовлено 420 диссертаций, из них 37 докторских.

Традицией факультета, берущей начало от педагогической деятельности В. А. Субботина, является активное привлечение студентов к научно-исследовательской работе. За 35 послевоенных лет в кружках кафедр работало свыше 4000 студентов. Они выполнили и доложили на факультетских, институтских, межинстнтутских республиканских и всесоюзных конференциях свыше 2100 работ.

Факультет активно участвует в повышении квалификации преподавателей, санитарных врачей и эпидемиологов. С 1969 г. кафедры общей гигиены, микробиологии, социальной гигиены и

* организации здравоохранения стали базой повышения квалификации преподавателей медицинских институтов и за эти годы приняли около 300 преподавателей из 26 медицинских вузов страны.

Активную работу проводят кафедры в качестве головных среди медицинских институтов республики. Основными направлениями этой работы являются координация тематических планов лекций и практических занятий, унификация методической документации, интеграция преподавания, обмен опытом научно-методической работы, оптимизация учебного процесса. За последние годы на базе кафедр факультета проведено 14 республиканских методических совещаний и учебно-методических конференций.

На всех этапах деятельностин факультета одной из характерных особенностей было и остается его активное сотрудничество с учреждениями практического здравоохранения. Основными его направлениями являлись разработка инструктивно-нормативных документов, консультации, повышение квалификации врачей, в том числе руководство их научной работой, проведение научно-практических конференций, семинаров, внедрение в практику новых методов исследования и пр.

С 1972 г. на базе кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения функционируют Республиканские курсы повышения квалификации руководящих кадров здравоохранения, на 37 циклах которых уже повысили свою квалификацию 1174 организатора здравоохранения.

Гордостью факультета являются его воспитанники. За годы его существования подготовлено 5160 врачей — гигиенистов и эпидемиологов, в том числе 1936 врачей за годы девятой — десятой пятилеток. Выпускники факультета плодотворно трудятся в самых отдаленных уголках нашей Родины. Многие воспитанники факультета стали известными учеными — руководителями научных учреждений, кафедр, отделов, лабораторий, организаторами здравоохранения: акад. АМН СССР проф. Л. И. Медведь, акад. АН УССР проф. Ю. И. Кундиев, проф. А. В. Павлов, доц. В. Н. Гирин, проф. Р. Д. Габович, проф. А. Ф. Фролов, проф. Н. Н. Квитницкая и др.

За 50 лет своего существования санитарно-гигиенический факультет Киевского медицинского института им. А. А. Богомольца достиг значительных успехов в деле подготовки врачей — гигиенистов и эпидемиологов, в развитии медицинской науки, превратился в один из ведущих научно-педагогических центров по гигиене. Об этом, в частности, свидетельствуют проведенные в Киеве 14—16/У 1981 г. юбилейная конференция и заседание проблемной комиссии по гигиене Центрального методического совета при Главном управлении учебных заведений Минздрава СССР.

Выполняя решения XXVI съезда КПСС в деле подготовки высококвалифицированных кадров и развития медицинской науки, факультет концентрирует свои усилия на нерешенных вопросах. Его коллектив готов отдать свои силы и знания дальнейшему совершенствованию подготовки врачей — гигиенистов и эпидемиологов, разработке актуальных научных проблем.

Поступила 05.01.82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.