Научная статья на тему 'Основные институты социальной защиты населения в условиях рынка'

Основные институты социальной защиты населения в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1140
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / БЮДЖЕТ / НАСЕЛЕНИЕ РЕГИОНА / ДОХОДЫ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магомедов Омардибир Ахмеднабиевич

В статье обосновывается, что в России, в том числе и в Республике Дагестан, актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях, Для решения социальных задач предлагается мобилизация средств государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные институты социальной защиты населения в условиях рынка»

Магомедов Омардибир Ахмеднабиевич

к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент» ДГТУ, г. Махачкала

Основные институты социальной защиты населения в условиях рынка

Аннотация: в статье обосновывается, что в России, в том числе и в Республике Дагестан, актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях, Для решения социальных задач предлагается мобилизация средств государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования.

Ключевые слова: социальное страхование, целевые программы, бюджет, население региона, доходы, государство

Magomedov O. A. The main institutes of social protection of the population in the conditions of the market

in article locates that in Russia including in the Republic of Dagestan, the problem of the social help to the people who have appeared in difficult vital conditions, For the solution of social tasks is actual mobilization of means of the state off-budget funds of social appointment on the basis of more accurate differentiation of their functions in system of obligatory social insurance is offered.

Key words: social insurance, target programs, budget, region population, income, state

Для решения социальных задач необходима мобилизация средств государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования. Мировой опыт подтверждает, что социальное страхование является ведущим институтом социальной защиты населения. Экономист В.Д. Роик [1, С. 19.] отмечает, что более чем столетний опыт его функционирования в европейских странах «свидетельствует о том, что этот институт надежно защищает людей труда от рисков материальной необеспеченности в старости, в случае болезни, несчастного случая, безработицы.

По нашему мнению, социальное страхование должно оставаться государственным, носить обязательный характер и охватывать всех граждан. Дополнительно к государственной системе должны получить развитие добровольные фонды страхования через негосударственные страховые компании, включая профсоюзные, а также негосударственные пенсионные фонды.

Действующая система социальной защиты населения недостаточно использует возможности обязательного социального страхования, по поводу целесообразности:

- утверждения социального страхования в качестве базового элемента системы социальной защиты населения в целом;

- разработки методологических основ формирования правового поля социального страхования;

- разграничения функций и полномочий работодателей, работников и государства по управлению системой социального страхования;

- определения форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечивающих различными видами социального страхования;

- создания инфраструктуры управления системой социального страхования [2, С. 2-5.].

При всех значительных трудностях, которые переживает экономика Республики Дагестан, в ней происходят определенные изменения: наблюдается промышленный рост, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, повышение реальных денежных доходов населения. Несмотря на указанные положительные тенденции, проблема ограниченности финансовых ресурсов в регионе остается весьма острой. Расходная часть бюджета в части финансирования социальной защиты населения не исполняется. То есть, социальные цели в полном объеме не реализуются. Для того чтобы программа управления развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объемами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с каждой конкретной ситуацией.

Перспективными направлениями развития ресурсной, прежде всего финансовой, базы системы социальной защиты в регионе, по мнению автора, являются:

- установление фактического распределения собираемых на территории налогов пропорционально объемам финансовых средств, требуемых для реализации полномочий по социальной защите и поддержке населения, закрепленных за соответствующими органами региональной власти и местного самоуправления на долгосрочной законодательной основе;

- обеспечение равного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа государственным и негосударственным организациям, предоставляющим социальные услуги и прозрачности при распределении бюджетных и внебюджетных средств на развитие системы социальной защиты населения;

- развитие институтов независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств и привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе социальных программ и соответствующих разделов местных бюджетов.

Основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики. Отбор принимаемых к реализации целевых программ должен осуществляться на конкурсной основе между республиканскими органами исполнительной власти, на основе оценки экономической и социальной эффективности.

Для реального движения в сторону социального рыночного государства, прежде всего, нужны минимальные государственные гарантии нормального воспроизводства населения и рабочей силы, а также развитие широкой системы государственного страхования от социальных рисков.

Эти две основы как бы дополняют друг друга, без них невозможно даже начать реализацию идеи социального рыночного государства. Только при повышении заработной платы и доходов можно говорить о разумном сочетании платного и бесплатного в социальной сфере.

В настоящее время отсутствует полноценная система адресной социальной помощи. Целесообразно предоставлять социальную помощь в адресной форме тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Более широкому внедрению адресности препятствует отсутствие эффективных процедур проверки фактической нуждаемости до-мохозяйств. Эти задачи должны решаться совместными усилиями федеральных, региональных и муниципальных властей с использованием целевых программ и трансфертов, налоговых рычагов. Критерием предоставления пособия по нуждаемости может быть бюджет прожиточного минимума, рассчитываемый региональным комитетом по труду и занятости, и совокупный доход на членов домохозяйства. При назначении пособия должно приниматься во внимание наличие земельного участка, личного подсобного хозяйства, недвижимого имущества, сдаваемого в наем, а также занятие любым видом деятельности, позволяющей получить доход. Необходим строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина, четкая дифференциация причин нуждаемости. Категориальные льготы должны предоставляться ограниченному кругу лиц.

Дальнейшее развитие должно получить социальное обслуживание лиц, частично или полностью утративших возможность себя обслуживать, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, медико-социальной реабилитации. Социальные услуги такой категории граждан предоставляются бесплатно или на льготных условиях по месту жительства, а также в специализированных учреждениях [3, С. 36.]. Приоритеты финансирования социального обслуживания населения предопределяются сложившейся структурой бюджетной сети социальных учреждений, финансирование которых основывается на традиционных затратных принципах. Функционирование системы социального обслуживания требует значительного количества финансовых и человеческих ресурсов, отсутствие которых в регионе и муниципалитетах часто приводит к кризису в положении этих учреждений. Сотрудничество с благотворительными организациями не развито. Практически не проводятся оценки финансовой эффективности и социальной значимости тех или иных социальных услуг.

В сфере социальных услуг приоритетными задачами являются предоставление гражданам возможности выбора производителей услуг и диверсификация форм предоставления услуг за счет привлечения негосударственного сектора. Для этого необходимо обеспечить равноправный доступ к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Средства, полученные от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с Конституцией и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг осуществляется бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью основной массы населения. В связи с вышеизложенным, реализация предложенных мер требует кардинального изменения отношения региональных и местных властей к социальной политике в целом и системе социальной защиты малообеспеченных слоев населения в частности. Обеспечение достойного уровня жизни населения должно стать реальной целью всей социально-экономической деятельности региональной власти, для чего она должна способствовать населению включаться в активный производственный процесс.

Социальные программы сосредоточены на приоритетных направлениях социальной политики государства, осуществлении мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения, обеспечении основных социальных гарантий и развития социальной сферы государства. Недостаточная эффективность реализации федеральных целевых программ отчасти связана и с тем, что государственные заказчики, учитывая напряженность в финансировании из федерального бюджета, не уделяют должного внимания критериям отбора первоочередных мероприятий, имеющих национальное значение, что приводит к распылению централизованных ресурсов. Мы разделяем позицию, согласно которой требуется внесение соответствующих изменений в действующий порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, имея в виду, прежде всего усиление конкурсного отбора проектов и ужесточение проводимой экспертизы на всех этапах формирования и реализации федеральных целевых программ [4, С. 176.].

Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе.

Реализация социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе требует также существенных материальных ресурсов. В республике необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности. При установленном на федеральном уровне нормативе - 30 мест в стационарных социальных учреждениях на 10 тыс. жителей, в республике данный показатель составил в 2003 году - 18,6 мест. В связи с этим остается актуальным развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. Следует увеличить до уровня необходимого численность центров социального обслуживания, отделений дневного пребывания, служб срочной социальной помощи, сеть надомного обслуживания инвалидов. В России, в том числе и в Республике Дагестан актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц.

Материально-техническая база стационарных учреждений социального обслуживания имеет большой физический и моральный износ. В учреждениях социального обслуживания пожилых людей и инвалидов требуется создание более комфортных условий проживания. Необходимо укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания населения, включая приобретение технологического оборудования.

Список литературы:

1.Роик В. Д. Социальное страхование - ведущий институт социальной защиты // Человек и труд. -1998. №8.

2.Роик В. Д. Утверждение страховых основ социальной защиты населения: необходимость и проблемы.//ЮЖ.-2004. №1.

3.Анисимов В. Социальное государство: от деклараций к воплощению // Человек и труд. - 2004. № 4.

4.Ефимова Н. П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. - М: Медицина, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.