Научная статья на тему 'Основные идеологические течения в массовом сознании современной России'

Основные идеологические течения в массовом сознании современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2477
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бызов Л. Г.

This is a chapter of the book that is being prepared by the researchers of VCIOM, titled "Political Russia: Electoral Guidebook-2007". The author analyses main types of political views of the population, their controversies, causes of formation, and changes that took place during Putin's presidency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные идеологические течения в массовом сознании современной России»

ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ КНИГ

Л.Г. Бызов

ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*

Идейно-политический спектр современного российского общества и его эволюция

Идейно-политический спектр в России носит сегодня достаточно противоречивый характер. С одной стороны, он отражает некоторые "рудиментные" следы 80-90-х годов, а с другой — новое состояние общества, для которого идейно-политические различия вторичны.

10-15 лет назад российское общество было глубоко расколото по линии идейно-политических симпатий, как это почти всегда бывает в эпоху революционных потрясений. Противостояние "либералов-западников", выступавших за рыночный прогресс и быстрейшую интеграцию в западную цивилизацию, и "коммунистов", продолжавших отстаивать основные ценности уходящей советской цивилизации, было столь велико, что в 1992-1993 годах дело едва не дошло до гражданской войны. Носители других групп политического сознания вынуждены были либо метаться между основными противостоящими лагерями, либо временно примыкать к одному из них. Именно это произошло в первой половине 90-х с русскими национал-патриотами, которые в 1991 г. частично оказались в лагере "демократов", с которыми их объединяли антикоммунистические настроения, частично в лагере "коммунистов", близких им своей консервативностью. Но уже в 1993 г. большая часть национал-патриотов вместе с коммунистами противостояла находившимся у власти либералам. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что содержание идейно-политических взглядов двух противостоящих лагерей отнюдь не исчерпывалось такими расхожими терминами, как "демократы", "либералы", "коммунисты", "левые", "правые". Так, "коммунисты" сочетали ценности социальной справедливости ("левые" ценности) с ценностями сильного авторитарного государства ("правые" ценности), замешанными на традиционалистской архаике. "Демократы", с одной стороны, выступали за рынок и частную собственность ("правые" ценности), с другой — против традиционных политических и нравственных устоев российского государства, за ценности западной массовой культуры. "Традиционалисты" в лице "коммунистов" и примкнувших к ним иных групп политического сознания были готовы пожертвовать реформами во имя сохранения традиционной идентичности, "либералы" — традиционной идентичностью во имя скорейшего проведения реформ. Наиболее "продвинутые" слои населения — научно-техническая интеллигенция, значительная часть ранее правящей элиты,

* Глава из книги, которую готовит коллектив ВЦИОМ, "Политическая Россия: предвыборный путеводитель. — 2007".

население крупнейших мегаполисов, в большей степени подготовленное к процессам модернизации социально-экономической и социально-политической системы, — в силу ряда историко-культурных обстоятельств не оказались носителями традиционной идентичности, идентифицируя себя и свои интересы в первую очередь с "цивилизованным" Западом. Основой идеологии тогдашних либералов была даже не столько рыночная экономика, сколько идея абсолютной ценности западного цивилизационного типа развития и, соответственно, отрицание самоценности "российской почвы". Это именно то, что сегодня модно называть "несуверенной демократией". Одновременно функции "защиты идентичности" оказались отданы на откуп "антимодернизационным" группам общества, выступавшим с позиций традиционной ментальности. Таким образом, внутри общества возникли, по крайней мере, две ярко выраженные субкультуры: "традиционалистская" и "западническая", в каждой из которых наблюдались свои механизмы ретрансляции ценностей, социальных норм и политических установок, свои "опережающие" группы, выступавшие в качестве генераторов ценностных установок. Это противостояние носило не только политический, но и культурный характер, и выбор тех или иных групп общества определялся зачастую не столько рациональными соображениями, сколько иррациональными представлениями на уровне "свой-чужой".

Однако революция закончилась, общество успокоилось. Разумеется, и сегодня можно найти непримиримых, как в демократическом, так и в коммунистическом сегментах общества, но погоду делают уже не они. Это видно и по партийным голосованиям, начиная с 1999 г. За "правые" партии, отстаивающие либеральные ценности, голосуют не более 3-4%, да и за "левые" ненамного больше — рейтинг той же КПРФ упал с 25-30% в лучшие для нее 90-е годы до 7-8%. Зато все громче заявляет о себе третья сила — "русские националисты", до сих пор, в отличие от коммунистов и либералов, так и не побывавшие у власти. Впрочем, если русским ценностям в принципе симпатизируют многие, то партиям с явно националистической окраской отнюдь нет — те же 3-4%, что и за либералов. Резко усилился политический центр, ассоциируемый с нынешней "партий власти", а еще точнее — с ее фактическим лидером В. Путиным. Устойчивость симпатий к нему лично и всей связываемой с его именем политической системой во многом базируется на идеологическом синтезе, который еще 10 лет назад казался просто невозможным. Президент вроде бы и "правый" — убежденный рыночник, но и не чужд определенной левизны, он "отец нации", пекущийся о слабых и обделенных, и патриот-государственник, укрепляющий роль России и ее влияние в мире. Столь же расплывчат идейный имидж нынешней партии власти — "Единой России". Как показывают исследования, в основе такого идейного синтеза лежит политический запрос уже нового, сформировавшегося при нынешних властях среднего класса, который, согласно всем политологическим хрестоматиям, является оплотом политической стабильности в обществе.

Одновременно формируются группы, отражающие нынешний социокультурный фон. Это "неоконсерваторы", сочетающие модернистские и консервативные ценности, так называемые "новые правые" и противостоящие им в рамках новой системы координат "новые левые". Они только укореняются в нашем обществе, активно формируют свой запрос — не столько политический, сколько социальный и культурный. Их устремлениям соответствуют свои культурные, религиозные, эстетические пристрастия, своя система моральных ценностей, система мотиваций, лишь частично пересекающихся с "парадными" пластами сознания, своя мифология. Эти группы формируются на общем фоне универсализации ценностных ориентаций россиян, происходящей вопреки нарастающему социально-

му расслоению. Наступление современного образа жизни, характерного для мегаполисов и крупных городов с их атомизацией бытия, разрушением старых социальных связей, способствует быстрому перемалыванию остатков традиционного общества, сохранявшегося в России в 90-е годы.

И все же, несмотря на растущую идейно-политическую однородность, основные "ниши" сторонников тех или иных идей и взглядов сохраняются, пусть они и окрашены в гораздо менее яркие цвета, чем раньше, пусть они и не столь рьяно отрицают своих идейных и политических оппонентов. Россияне все в большей степени отказываются идентифицировать себя как сторонников тех или иных идеологических доктрин, в частности как представителей "правой" — рыночной идеологии, "левой" — социалистической или коммунистической, а также националистической. Подобная тенденция проявляется и в рамках электорального процесса, когда общество сбивается "в кучу", предпочитая голосовать за "партию власти", представляющую собой идеологический синтез самых разных идеологических течений, в котором "свое" находят и сторонники социальной справедливости, и сторонники рынка и политической демократии, и национал-патриоты. Начиная с 2000 г. более половины опрошенных заявляли, что не являются приверженцами какого-то определенного идейно-политического течения. В 2006 г. сторонниками радикальных рыночных реформ (правыми в устоявшемся российском понимании) называли себя 5,7% россиян (7,2% в 1998 г.), левыми — сторонниками коммунистической идеологии — 9,8% (10,0% в 1998 г.), левыми — сторонниками социал-демократической идеологии — 5,9% (5,2% в 1998 г.), сторонниками русского национального возрождения — 4,8% (15,6% в 1998 г.). Остальные 73,7% либо не относили себя ни к одному идейно-политическому течению, либо определяли себя как сторонников сочетания разных идей (центристов). Значительное снижение доли сторонников русского национального возрождения следует отнести за счет постепенного повышения доли "мягкого" национализма, не противоречащего официальной идеологии нынешнего режима, делающего ставку на патриотические чувства граждан.

Обращает на себя внимание все более слабая зависимость между декларируемыми идейно-политическими ориентациями россиян и их конкретным электоральным выбором. По сути, лишь сторонники КПРФ являются в своем большинстве — 57,8% — сторонниками "титульной" для этой партии коммунистической идеологии. В электоратах всех остальных партий преобладают неопределившие-ся и центристы — то есть по сути дела сторонники "путинского идейно-политического синтеза". Все остальное проявляется лишь в нюансах. У сторонников "Единой России" — легкий рыночный "уклон", у ЛДПР — социал-демократический и националистический, у "Родины" — националистический, у СПС — рыночный и социал-демократический, у "Яблока" — социал-демократический.

Судя по из исследованиям ВЦИОМ, проведенным в 2004-2006 гг., симпатии россиян все же в большей степени склоняются в "левую" сторону, чем в "правую", хотя эта левизна и не носит чересчур радикального характера. Так, на просьбу определить свои симпатии к одному из трех основных идейно-политических течений ("левые" — "правые" — "националисты") 35,6% охарактеризовали себя как сторонников приоритета социальной справедливости, то есть "левых", 19,1% — как сторонников приоритета развития рынка и политической демократии, то есть, согласно российской политической традиции, скорее, "правых", и еще 16,7% заявили, что им ближе и не левые, и не правые идеи, а русские национальные ценности и политические традиции. Остальные примерно 30% опрошенных вообще отказались идентифицировать себя с той или иной идеологией. Подобное соотношение является довольно устойчивым и практически не измени-

лось за последние два года наблюдений, притом, что непосредственная политическая конъюнктура претерпела довольно существенные перемены. Так, сторонниками идей, отстаиваемых "правыми" политическими партиями, остаются почти 20% россиян, а все эти партии, даже объединившись не способны преодолеть ни 5-%, ни тем более 7%-ный барьер. "Левые" настроения в обществе преобладают, а за КПРФ голосуют все меньше. В чем же здесь секрет?

Во многом данное противоречие связано с тем, что реальный спектр общественных симпатий не вполне точно описывается тремя основными идеологическими течениями. Те же левые делятся на несколько групп в соответствии со своими приоритетами. Среди них есть убежденные сторонники коммунистической идеологии, с ностальгией вспоминающие "эпоху развитого социализма". Эта группа составляет чуть менее 10% от всей совокупности россиян. Совсем других левых — так называемых левых государственников, социал-патриотов, которые считают необходимым воссоздание сильного и социально ориентированного государства, но отнюдь не под руководством коммунистов, в 2,5 раза больше — 26,7%. Небольшой "довесок" к этим двум крупным группам "левых" составляют "левые демократы" — сторонники социальной демократии, самоуправления трудящихся, идеям которых симпатизируют 4,1% россиян.

На две все более враждебно относящиеся друг к другу группы раскололись и недавние "правые", монопольно правившие страной в первой половине 90-х годов. Часть из них осталась на позициях рыночного фундаментализма, невмешательства государства в экономику и свободное развитие бизнеса — таких всего 3,2%. Несколько шире представлена другая часть "правых", отдающих приоритет правозащитной деятельности и политической демократии, выступающих против угрозы диктатуры и произвола со стороны государства. Эта группа составляет чуть более 5% россиян. На смычке "правых" и "левых" образовалась внушительная группа правоцентристов, выступающих за сочетание сильного государства и рыночной экономики. Численность этой группы составляет 15,6%. Она наиболее идеологически близка нынешней "партии власти", и, вероятно, в нее вошли и некоторые бывшие "левые государственники" и некоторые бывшие "правые рыночники".

За общим брэндом русских национал-патриотов скрыты несколько групп с сильно различающейся идеологией. Наиболее крупные из них — это собственно русские националисты, выступающие за реализацию лозунга "Россия для русских", против наплыва в Россию мигрантов, в основном из южных и юго-восточных регионов (4,0%). Примерно такова же численность и совсем иной группы патриотов — православных монархистов, сторонников возрождения страны на основе православия и дореволюционных политических традиций (4,1%). Понятно, что многие сторонники патриотических приоритетов также переметнулись сегодня в стан "партии власти", возможно, выбирая ее в качестве наименьшего зла.

Если считать "ядром" поддержки нынешнего режима тех, кто разделяет ценности сильного государства и рыночной экономики, (15,6%), то остальные группы являются носителями различных протестных настроений, готовы и поддержать режим на определенных условиях. Таким образом, в рамках большого "синкретического болота", где все хотят примерно одного и одинаково смотрят на мир, выделяются следующие группы идейно-политического спектра:

1. Либерал-консерваторы, или неоконсерваторы. Своего рода "партия порядка", сформировавшаяся на базе современного городского среднего класса. За носителями этой идеологии стоит собственность и завоеванное место в обществе, которое не хочется терять. Модернистская система общежитейских ценностей, унаследованная от либералов эпохи 90-х, сочетается в этой группе с соли-

даризмом на уровне рациональной корпоративной этики — нация-корпорация, мы, как представители сильного государства-корпорации сильнее, чем каждый по одиночке. Ядро группы составляют до 20% россиян.

2. Традиционалисты. Этот тип сознания характерен для тех групп населения, которые не приняли перемен, произошедших в стране после начала 90-х годов, в принципе. Для их менталитета характерно сочетание советских ценностей (в основном позднесоветских) с досоветскими крестьянскими ("коллективизм", неприятие буржуазных ценностей, современной городской морали, обожествление государства и т. д.). Традиционалисты голосуют преимущественно за КПРФ, которой удается совмещать "левую" риторику с "право-консервативными" ценностями. Наблюдается тенденция постепенного сокращения этого типа протеста по мере включения регионов с традиционалистским укладом в современные социально-экономические процессы, а также естественной смены поколений. Наша оценка подобного электората — от 8 до 10%.

3. Собственно левые. Неприятие "буржуазных" ценностей у них сочетается с отрицательным отношением к сильному государству, отрицанием вообще "этатистской" коммунистической традиции. Ориентация на общинно-анархические ценности. Для такого типа протеста характерно неприятие нынешней КПРФ как слишком "правой" политической силы, ориентированной на поддержку сильного государства и традиционалистских ценностей, включая даже элементы клерикализма. По нашей оценке, его общий объем не превышает сегодня около 4% от всего дееспособного населения.

4. Социал-консерваторы ("левые государственники"). В отличие от первой традиционалистской протестной группы, в значительной степени унаследовавшей "крестьянскую" ментальность в городских интерьерах, ориентированы, скорее, на городские ценности. Представители данной группы ценят традиционное сильное и социально ориентированное государство как в его советском, так и в меньшей степени в досоветском обличье. Это очень значительная по объему электоральная ниша, долгое время являвшаяся некоей правой периферией электората КПРФ, голосовавшая за Г. Зюганова и в большей степени А. Лебедя в 1996 г., а в 1999-2000 гг. за В. Путина. Сегодня государственники лояльно относятся к В. Путину и готовы поддержать "партию власти". Эта ниша достигает примерно 20-23% от всех голосующих. Она в основном состоит из патриотов "советского" образца, а ориентированные, скорее, на "православные" и монархические ценности составляют лишь немногим более одной десятой части всей группы социал-консерваторов.

5. Русские националисты. Ориентированы на проблематику, связанную с засильем "инородцев" и "чисто русскую власть". За русских националистов готовы проголосовать немногим более 4% голосующих. И это притом, что сама по себе национальная проблематика сильно обострена и продолжает обостряться. Так, согласно исследованиям ВЦИОМ, более 45% опрошенных испытывают неприязнь к "приезжим". Национальная проблематика — это классическая ценность "второго ряда", условно говоря, запрос обращен к власти, чтобы она навела порядок в национальном вопросе, а вовсе не к каким-то политическим группам, называющим себя "русскими националистами". Да и недавний опыт показывает, что силы, ставящие национальный вопрос на первое место, вызывают опасения слишком у многих "не определившихся" (за голоса которых идет реальная борьба) и обречены на маргинальные позиции в том случае, если выборы не совпадут с обострением кризиса.

6. "Левые либералы". В либеральной части политического спектра тоже есть свои "левые" и "правые". "Левые" либералы — это в определенной степени социал-демократы российского образца, ориентированные не столько на ценности свободного рынка, сколько на демократические и правозащитные идеи. Их сегодня примерно 5-6%.

7. "Правые либералы". Ориентированы на ценности свободного рынка и связанные с ними идеи социал-дарвинизма: "пусть выживает сильнейший" в сочетании с западничеством. Их не более 3-4% от общего числа россиян.

Итак, в реальной политической жизни избирателю сегодня предлагаются не дистиллированные идейные блюда, а сложные "коктейли", зачастую различающиеся лишь приоритетами. Скажем, даже наиболее оголтелые рыночники, либералы не отрицают сегодня идей социальной справедливости, просто отводят им место в своей иерархии несколько ниже, чем остальные группы. То же можно сказать и о таких универсальных ценностях, как рыночная экономика, сильное государство, патриотизм. О том, какие из общественных идей в наибольшей степени способны объединить нынешней российское общество, можно судить и по ответам на вопрос, заданный ВЦИОМ относительно возможной поддержки той или иной гипотетической партии, сформированной вокруг какой-то определенной идеи. Опрошенным предлагалось выбрать до двух наиболее привлекательных партий, поэтому сумма ответов превышает 100%. Наиболее привлекательными для граждан оказались те партии, которые выступают за социальную справедливость, социальную защиту населения (54,3%), воссоздание мощного и крепкого государства (28,7%), демократические ценности (17,5%), интересы русского населения (16,3%). Именно эти идеи и являются сегодня "нациообразующими", обладающими способностью, пусть пока лишь потенциальной, объединить наше разношерстное, разорванное социальным неравенством и территориальной удаленностью общество в одно целое, дееспособную политическую нацию, которая сможет формулировать и отстаивать свои национальные интересы.

Магистральный социально-политический запрос россиян

Сегодня в России доминируют не "правые", и не "левые", а синтетическая "путинская метаидеология", включающая в себя немного и от "правых", и от "левых", и от "национал-патриотов". Каковы перспективы "путинского консенсуса"? В каком направлении происходит общий дрейф идейно-политического пространства в России? Может ли произойти в обществе сдвиг влево, или, напротив, сдвиг вправо?

Отказ большей части общества идентифицировать себя как "левых" или "правых" сам по себе не означает потерю актуальности левых или правых идей. Так правые идеи в той или иной их форме находят поддержку примерно 67% опрошенных россиян, левые — 61%; национал-патриотические — 60%. Это не означает, конечно, что такое число избирателей готовы голосовать за соответствующие партии. Скорее, напротив, именно симпатии одновременно к лозунгам из разных сегментов спектра вызывают отторжение от конкретных партий. Причем особый акцент делается, как правило, на наиболее "правой" форме каждой из названных идеологических позиций. Так, среди течений, обычно интерпретируемых как "правые", наибольшую поддержку в обществе находит "право-традиционалистское" направление (33,3%), то есть идея возвращения к традициям и моральным ценностям. Только 22,3% опрошенных отдают предпочтение "лево-либеральной" идеологии, связанной с идеями прав человека, демократии, свободы самовыражения личности. И, наконец, наименее популярной интерпретацией "правой" идеологии является сегодня "либеральный фундаментализм", ранее монополизировавший в постсоветской России "правую" идеологию. Им симпатизируют только 11,5% опрошенных россиян, а голосовать готовы не более 3-4%.

Аналогичная или очень похожая картина наблюдается и среди "левых" лозунгов. Там также с большим преимуществом (46,8%) доминирует "правая" интер-

претация "левой" идеи — это сильное государство, заботящееся обо всех своих согражаданах. Запрос на социальную справедливость в этом случае обращен не к обществу, а к сильному государству, к власти. И поэтому, если исходить из наиболее распространенной европейской традиции, это направление не может быть названо однозначно "левым". Собственно же "левая" идеология, характеризующаяся такими лозунгами, как социальная справедливость, равные права и возможности, самоуправление, имеет значительно меньше сторонников (16,3%).

Еще более сильный акцент вправо наблюдается среди тех, кто симпатизирует "русским патриотам". И здесь с огромным преимуществом лидирует "право-госу-дарственническая" интерпретация русского патриотизма, связанная с идеей воссоздания великой державы (47,2%), а "националисты", выдвигающие на первый план идею этничности "Россия для русских", вызывают симпатии лишь 13,6% россиян. Следует пояснить, почему идея этничности в современном российском политическом контексте может быть охарактеризована как скорее "левая". В отношении русского этнического национализма как массового явления речь идет не о государственнической идеологии, связанной с формированием национального государства на этнической основе, а, скорее, о социокультурном феномене, связанном с формированием локальных субкультур, активно самоорганизующихся в условиях неспособности государства обеспечить необходимый коммуникативный минимум, и связанную с ним социальную мобильность.

На вопрос, какие из перечисленных лозунгов станут актуальными в стране через 5-10 лет, за какими из них будущее, также наибольшее преимущество получили право-либеральные, право-социалистические и право-патриотические лозунги. 46,5% видят будущее России как великой державы, сильного социального государства, основанного на возвращении к традициям и моральным ценностям. Можно говорить о неком синтезе советской и досоветской традиций. Все остальные варианты "будущего России" носят скорее периферийный характер.

"Идеальная" цель не описывается, с точки зрения большинства россиян, в терминах "капитализм" или "социализм". Только 12,5% опрошенных считают, что для России подходит строй, основанный на рыночных отношениях, немногим больше— 18,1% — хотели бы вернуться вспять, к социалистическому строю. Еще меньше — 11,1% — хотели бы жить в национальном государстве русских и создавать строй, основанный на национальных русских ценностях. По мнению же 43,8% опрошенных, будущий строй должен сочетать в себе как рыночные идеи, так и социалистические и национальные. То есть тоже своего рода социальный синтез.

Подобный "образ будущего" сегодня, скорее, — социальная утопия. Это "мечта о порядке", под которым понимается отнюдь не установление репрессивного режима и "закручивание гаек", а формирование общественного порядка, который признается большинством общества справедливым и эффективным. Несмотря на общую социально-политическую стабильность в стране, только 17,1% оп-

Таблица 1.

Какой из лозунгов станет наиболее актуальным через 5-10 лет? (ВЦИОМ, апрель, 2005), %

Права человека, демократия, свобода 10,2

Возвращение к традициям, моральным ценностям 14,0

Свободный рынок, частная собственность 10,2

Социальная справедливость, самоуправление, равные права и возможности для всех 8,5

Сильное государство, заботящееся о всех своих гражданах 17,3

Русские должны объединиться для защиты национальных интересов 5,8

Россия должна снова стать великой державой 15,2

Другое 3,8

Затрудняюсь ответить 15,1

рошенных признают справедливость и эффективность нынешнего социально-политического строя. Однако в обществе доминирует установка на его постепенную эволюцию в направлении большей эффективности и справедливости. 40,4% опрошенных, хотя и видят множество недостатков в существующем положении вещей, не хотели бы менять строй путем новой революции и новых социальных потрясений. Иной точки зрения придерживаются 32,5% россиян, выражающих готовность к более решительным формам его замены на лучший.

"Революционаристские" настроения сосредоточены преимущественно в "лево-традиционалистской" части политического спектра. Так, среди сторонников коммунистов 45,9% полагают нынешний строй несправедливым и опасным для будущего страны, столько же — среди сторонников "иных левых сил". Несколько менее сильны радикальные настроения среди "национал-патриотов" — 37,3%. Можно предположить, что это недовольство, в большей степени носит культурологический характер, чем политический. Что касается современных социальных групп, адаптировавшихся к жизни, то в них доминирует пассивное недовольство социально-политическим строем, причем те, кого нынешний строй устраивает, оказываются в более или менее значительном меньшинстве во всех идейно-политических группах, даже среди сторонников нынешних властей. Но не случайно и "идея стабильности" продолжает занимать ведущее место среди идей и лозунгов, способных, по мнению россиян, объединить наше общество.

Таблица 2 более подробно описывает те ценности, которые способны объединить страну в общество "нового порядка". Это стабильность (44,3%), законность и порядок (37,4%), сильная держава (35,1%), равенство и справедливость (24,5%), социальная защита населения (27,1%). Практически не находят своего места в новом гипотетическом обществе такие идеологии, как коммунизм (3,1%), православие (3,7%) и т.д. "Социально-консервативная" картина "общества идеала" не носит мобилизационного характера, выделенные "цели" не требуют жертв и напряжения, скорее, наоборот, это общество покоя и достатка, причем "покой" в широком смысле слова оценивается даже выше, чем созидательные цели: упорный труд, богатст-

Таблица 2.

Под каким лозунгом может объединиться российское общество?, %

Богатство, процветание 25,1

Продолжение реформ 8,1

Стабильность 44,3

Упорный труд 17,6

Вся власть — трудящимся 10,1

Развитие демократии 11,4

Сильная держава 35,1

Избежать катастрофы и гражданской войны 22,2

Вхождение в мировое сообщество 9,3

Равенство и справедливость 24,5

Восстановление достоинства России 22,8

Законность и порядок 37,4

Прогресс, развитие 14,9

Правительство — к ответу 8,4

Крепкая семья 15,1

Социальная защита населения 27,1

Православие 3,7

Коммунизм 3,1

Спасение Отечества 5,5

Возрождение СССР 6,5

Россия — для русских 6,4

Другое 0,8

Затруднились ответить 2,8

во и процветание, прогресс и развитие. Россияне устали от перемен, устали от необходимости постоянно "крутиться" и рисковать. Но ради создания общества покоя и достатка, действительно, делать революцию смысла не имеет.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что магистральной тенденцией последнего времени является сдвиг некогда "правого" электората "влево", в сторону социал-консервативных ценностей при одновременном сдвиге некогда "левого" электората, ностальгировавшего по СССР и голосовавшего за коммунистов, примерно в этом же направлении, но, соответственно, вправо, к сильному и социально ориентированному государству, но "без коммунистов". Эта идеология носит достаточно цельный синтетический характер и в наибольшей степени подходит для ведущей политической партии. Некоторые черты этой партии сегодня угадываются в "Единой России" и в еще большей степени в В. Путине как ее потенциальном лидере, что во многом и объясняет электоральную устойчивость нынешней "партии власти".

Что касается содержательной стороны запроса в отношении следующего Президента России, то налицо явный сдвиг общественного запроса влево, в направлении социальной справедливости и государственного суверенитета России. Он должен быть, скорее, "левым государственником", впрочем, поддерживающим баланс отношений с Западом и различными группами внутри самого российского общества. Вот основные позиции, которые должен удовлетворить следующий президент, согласно исследованию ВЦИОМ в ноябре 2005 г.:

1. Сохранить нынешний баланс между интересами Запада и интересами российского суверенитета — 51,7%

2. Усилить государственное регулирование экономики, контроль государства над ее важнейшими сферами — 47,2%.

3. Поворот "влево", в направлении большей социальной справедливости — 39,7%.

4. Сохранить нынешний баланс между требованиями наведения порядка и требованиями демократии — 36,9%, либо наводить порядок 'Жесткой рукой" — 32,0%.

В условиях ценностного консенсуса, характерного для нынешнего периода в истории страны, многие социальные группы склонны видеть в том, что делает и что провозглашает президент, реализацию именно своего видения социальных и политических приоритетов, даже если эти приоритеты носят зачастую противоположный характер. Большинство респондентов определяют курс В. Путина как "повышение роли России в современном мире, укрепление ее суверенитета" (80,3% согласны с этим, в том числе 37,5% полностью согласны); "сближение со странами Запада" (соответственно 74,4% и 26,1%); "наведение порядка в государстве и обществе, укрепление законности" (соответственно, 71,5% и 32,6%); "укрепление государственных институтов, вертикали власти" (соответственно 69,9% и 31,5%); "восстановление социальной справедливости, улучшение жизни простых людей" (соответственно, 69,7% и 34,1%). Несколько меньше тех, кто согласен с такими определениями курса В. Путина, как "развитие политической демократии, прав и свобод граждан" (соответственно, 65,5% и 26,4%); "защита интересов русских, их национальных ценностей и традиций" (соответственно, 64,4% и 25,8%); "поддержка крупного частного бизнеса" (соответственно, 54,1% и 18,9%).

Таким образом, магистральным запросом общества остается лево-государст-венническое направление, в наибольшей степени характеризующееся терминами "справедливость" и "порядок". Этот курс продекларирован и нынешней властью, но проводится недостаточно последовательно и жестко.

This is a chapter of the book that is being prepared by the researchers of VCIOM, titled "Political Russia: Electoral Guidebook-2007". The author analyses main types of political views of the population, their controversies, causes of formation, and changes that took place during Putin's presidency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.