шаяся рыночная трансформация национальной экономики, грядущее вступление в ВТО, низкая конкурентоспособность отечественных продовольственных продуктов и т.п.) происходит от того, что у нас не сформировалась система сбалансированного воспроизводства агропромышленного комплекса на основе рыночных принципов. При этом, в нашей стране государственная поддержка имеет свои колоссальные издержки — коррупцию, расхищение и нецелевое использование выделяемых средств и т.п.
Поэтому следует искать такие формы и методы поддержки агропромышленного комплекса, которые будут основываться на внутренних рыночных воспроизводственных принципах и через реальную реализацию интересов сельхозтоваропроизводителей обеспечат и продовольственную безопасность страны. Тем более, что наше население вполне достаточно расходует средств на приобретение продуктов питания.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Крячков И. О согласовании интересов // Экономист. 2005. № 12.
2. Львов Д. Новая экономическая политика в России должна быть социально справедливой и нравственной // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2005. № 6. ^
3. Национальные проекты России // Аргументы и факты. 2005. № 43. ^
4. Нечаев В.И., Рыбалкин А.П. Резервы увеличения производства зерна и повышение его эффектив-
CD Т
OJ
ности: Региональный аспект. М., 2002. 5. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. М.: Росстат, 2006.
Стародубцев В.А. Аграрная реформа: Сегодня и завтра // Проблемы агропромышленного комп- ^
лекса России. М., 2000.
1П
о Ь
N □
ТЕУНАЕВА 3.Н. □
N
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИСТСК0-РЕКРЕАЦИ0ННЫХ УСЛУГ ^
о ф
Одной из динамично развивающихся сфер деятельности в современном обществе является про- о изводство и реализация населению туристско-рекреационных услуг. ®
Исследование сущностных характеристик туристских и оздоровительных услуг тесно связано с 1 мотивацией создания и распределения в обществе «социальных» и «общественных» благ, содержа- 0 нием и особенностями реализации социальной политики, закономерностями формирования социаль- ° но-ориентированной экономики и социального государства. ®
Ш
В научной литературе проблемам социализации экономики и общества уделяется значитель- о
ное внимание. В публикациях, посвященных данной проблеме, глубоко и всесторонне исследуется о
<
>
о о
опыт становления социальной рыночной экономики в развитых странах современного мира, механизмы реализации социальной политики. Однако снижение жизненного уровня населения, кризис
социальной сферы и необходимость становления социально-ориентированной модели общества в 2
рыночно-трансформационных системах обусловливают актуальность и дискуссионный характер су- ^
ществующей проблемы. о
Определение туристско-рекреационных услуг как структурного элемента социальных благ о
О-
предполагает важность содержательного анализа данных категорий. ^
Одной из современных общественных тенденций является социальная ориентация экономики, х которая реализуется в следующих направлениях: ф
- росте общественных расходов по сравнению с частными;
- усилении перераспределительных процессов; ^
- торможении механизмов дифференциации доходов и поляризации общества;
- демократизации отношений собственности;
- активизации государственных и частных инвестиции в «человеческий капитал»;
- привлечении наемных работников к процессу принятия управленческих решений и контро- (Г)
о ф
о
х О
лю за их исполнением.
Усиление гуманистических признаков самой экономики способствовало разработке системы показателей оценки благосостояния общества. В социальной политике стран получили точное определение и стали широко использоваться такие критерии оценки благосостояния как «уровень» и «качество» жизни. В свою очередь, система показателей уровня жизни в международной статистике ООН включает 12 основных групп показателей, в ряду которых (1) демографические характеристики; (2) санитарно-гигиенические условия жизни; (3) потребление продовольственных товаров; (4) жилищные условия; (5) образование и культура; (6) условия труда и занятость; (7) доходы и расходы населения; (8) стоимость жизни и потребительские цены; (9) организация отдыха; (10) транспортные средства; (11) социальное обеспечение; (12) свобода личности.
Нетрудно увидеть, что международное сообщество признает проблемы организации отдыха как важный критерий человеческого развития, который наряду с традиционными показателями — уровень потребления, обеспеченность жильем, условия труда и занятости, должен стать объектом государственного регулирования и одним из направлений социальной политики. Активное применение в международных сопоставлениях индекса человеческого развития (ИЧР), которое начало осуществляться в начале 90-х годов XX века является косвенным доказательством того, что в постиндустриальном обществе проблема развития личности человека, а не только воспроизводства его способностей к труду (деятельности) становится основной доминантой при разработке и реализации социаль-й ной политики. В экономической теории социальные блага традиционно анализируются как синоним понятия «социальные услуги». Традиционно круг социальных услуг определялся такими благами, как
ГУ
II
ь
и
^ обеспеченность жильем, образование, здравоохранение. С ростом благосостояния общества, повыше-^ нием требований к работнику, повышением роли и значимости творческого труда формируется сис-^ тема социальных услуг, необходимых для развития личности человека. Существенную роль в этой о системе начинают играть услуги по организации отдыха, досуга человека, оздоровительные услуги. ^ Начиная с 2000 года показатели человеческого развития в России приобрели положительную q тенденцию: сложились объективные условия для постановки вопросов о повышении «качества жиз-□ ни» россиян, определения принципиально нового вектора дальнейшей трансформации национальной 2экономики на основе повышения благосостояния народа. Следовательно, в современных условиях ^ разработка социальной политики и овладение принципами социально-ориентированной экономики ö предполагает принятие государственных программ «по организации и развитию отдыха, досуга на® селения, в том числе и туристско-рекреационных услуг. Однако разработка программ сама по себе
0 не может изменить облик экономики и придать ей социальный характер.
® Социализация экономики — это сложный и многоуровневый процесс. Два обязательных эле-
1 мента социальной экономики — защита уязвимых слоев населения и перераспределительные отно-(з шения не исчерпывают характеристики данного феномена.
° В отечественной и зарубежной литературе в характеристиках социальной экономики преобла-
ф дает перераспределительный аспект. В тени остается социализация по линии социальной контрактами
о ции и социальной ответственности в процессе производства. По мнению A.A. Пороховского и К.А.
а Хубиева будущее социализации экономики связано «с проникновением и расширением социализа-
U ции в сфере производства».
2 Согласно теории общественного выбора, государство как микроэкономический субъект вступа-2 ет во взаимодействие с другими участниками экономических процессов, производит и потребляет g блага в общей рыночной сфере, хотя и обладает специфическими возможностями и статусом.
о Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, могут форми-
о роваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций, то есть посредством нало-
^ гообложения. «Общественный сектор смешанной экономики, — как справедливо подчеркивает А.Ю.
х Мамедов, — существует за счет рыночного сектора и не может превышать размеров его консолидированного излишка» (т.е. суммы «излишка потребителя» и «излишка производителя»). В этом состоит своеобразный закон межсекторного равновесия смешанной экономики».
Анализ ряда концептуальных положений теории общественного выбора, раскрывающих роль государства в его функционировании позволяет сделать некоторые предварительные выводы и обоб-
5 щения, необходимые для исследования туристско-рекреационных услуг.
g Ресурсы, которые находятся в ведении государства — это не только организации, образующие
(Г) его собственность, но и доходы и расходы бюджета. Соответственно общественный сектор не тожде-
о ф
о ф
ственен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и в программах общественных расходов.
Результат функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах.
Туристско-рекреационные услуги связаны с извлечением полезных свойств от использования во время отдых природных объектов, исторических достопримечательностей, рекреационных объектов. Потребление их носит совместный характер, но сохраняется ограниченность в доступе к потреблению в коллективной форме. Следовательно, данные услуги принимают форму смешанного (коллективного) общественного блага, а их производство становится результатом функционирования общественного и частного секторов экономики.
Услуги в сфере туризма и рекреаций являются формой реализации социального блага, потребность в котором возрастает с повышением роли человеческого фактора в общественном производстве. Становление социально ориентированной модели экономики осуществляется на основе разработки и реализации социальной политики, предусматривающей распределение ресурсов с целью достижения социальной справедливости и защиты населения от бедности.
С прогрессом общества, активизацией социальных эффектов рынка возрастает значение производства социальных благ, направленных на развитие личности человека. В этой связи туристско-рекреационные услуги являются социальным благом (услугой), которое служит воспроизводству и развитию личности человека. Создание данного вида блага становится одним из факторов, определяющих направление социальной политики государства и соответствующие ему методы и инструменты реализации, в том числе и для стран с переходной рыночной экономикой.
Туристско-рекреационные услуги как форма социального и общественного блага реализует следующие основные функции:
- восстановительная (реновация), означающая воспроизводство способностей к труду, деятельности, сохранение здоровья населения и как следствие поддержание стабильности в динамике экономической активности населения;
- развитие личности человека, предполагающее создание благоприятного психоэмоционального состояния человека, способствующего раскрытию его творческого потенциала;
- обеспечение занятости населения на -микро и -мезо уровнях; развитие предпринимательской деятельности;
- структурная функция, связанная с развитием сферы услуг и создания предпосылок для формирования нового качественного состояния экономики — «новой экономики», которая в реалиях современного общества принимает вид экономики услуг;
- инновационная функция, проявляющаяся в создании системы «наука — производство», в которую включается разработка фундаментальных и прикладных наук, связанных с развитием человека, распространение и совершенствование коммуникаций и связи, изучение истории и культуры территориальных образований, предоставляющих туристско-рекреационные услуги;
- экологическая, означающая, что развивается природная и экологическая среда, служащая восстановлением «человеческого капитала»;
- интеграционная функция означает, что данный сектор экономики служит фактором интеграции национальной экономики в структуру мирового хозяйства и предполагает создание конкурентоспособных услуг в данном секторе экономики.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Батор Ф.М. Простая аналитика максимизации благосостояния // Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. Т. 4. СПб.: Экономическая школа, 2004.
2. Мамедов О.Ю. От модели классического рынка к модели смешанной экономики. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
3. Обучение рынку / Под ред. С.Ю. Глазьева. М.: Экономика, 2004.
4. Пороховский А.А., Хубиев К.А. Формирование российской модели социальной рыночной экономики // Вестник Московского университета. Экономика. 2005. № 4.
5. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.