Научная статья на тему 'Основные формы взаимодействия субъектов малого предпринимательства и кооперативных организаций в конкурентной среде'

Основные формы взаимодействия субъектов малого предпринимательства и кооперативных организаций в конкурентной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КООПЕРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овечкина И. П.

Залогом успешного функционирования субъектов малого предпринимательства и кооперативных организаций, выживание на рынке во время негативных внешних проявлений является постоянное повышение эффективности их деятельности. Одним из путей, ведущий к эффективной деятельности является создание эффективного взаимодействия предприятий и эффективное использование полученных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные формы взаимодействия субъектов малого предпринимательства и кооперативных организаций в конкурентной среде»

Метод построения моделей широко используется как правительством, так и частными предприятиями. Он признан эффективным средством контроля и руководством для принятия решений о сложных системах производства, перевозок и распределения, а также анализа рынка [3, с. 75].

По форме модель представляет собой систему уравнений. Некоторые из входящих в нее переменных описывают затраты, выпуск и цены различных товаров и услуг, а также уровни дохода и занятости в различных отраслях и регионах; другие представляют, например, уровни капиталовложений в новые производственные мощности или объемы экспорта и импорта. Параметры, входящие в описание отдельных уравнений, представляют структурные характеристики различных частей экономики.

Модели различаются по широте охвата и степени детализации. Существуют модели определенных производственных секторов, таких как сельское хозяйство и нефтехимическая промышленность; модели отдельных географических регионов и модели экономики в целом.

Список литературы:

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. - М., 2004. - 260 с.

2. Личко К.П. Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса: учебник. - М.: КолосС, 2007. - 286 с.

3. Личко К.П., Дударева Н.К., Митрофанов Н.Н., Русанова М.А. Прогнозирование и планирование регионального АПК: учеб. пос. - М.: МСХА, 2003. - 80 с.

4. Личко К.П. Программно-целевое планирование АПК: лекция. - М.: МСХА, 2006.

5. Личко К.П. Прогнозирование и стратегическое планирование АПК: лекция. - М.: МСХА, 2005.

6. Морозова Т.Г. Планирование и прогнозирования в условиях рынка. -М.: ЮНИТИ, 2003.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ

© Овечкина И.П.*

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

Залогом успешного функционирования субъектов малого предпринимательства и кооперативных организаций, выживание на рынке во

* Ассистент кафедры Отраслевых экономик.

время негативных внешних проявлений является постоянное повышение эффективности их деятельности. Одним из путей, ведущий к эффективной деятельности является создание эффективного взаимодействия предприятий и эффективное использование полученных возможностей.

Ключевые слова малое предпринимательство, кооперативные организации, взаимодействие.

Экономика России стабильно и динамично развивается, в результате чего происходят постепенные преобразования рыночных отношений, которая затягивает все субъекты рынка, среди которых особое место занимают субъекты малого предпринимательства и система организаций потребительской кооперации.

На рынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление позиций крупных и средних участников, а также их объединений. Хорошо развиваются системы управления в оптовой и розничной торговле и производстве потребительских товаров.

Потребительская кооперация России является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию.

Не смотря на то, что потребительская кооперация утратила многие экономические, социальные и политические позиции, но усилиями работников потребительских обществ и союзов удалось сохранить единство и целостность, традиции, значительную материально-техническую базу.

Разрушение экономической структуры общества могут привести к исчезновению потребительской кооперации как единой системы и при этом важного элемента социально-экономического механизма России. В результате организации потребительской кооперации могут полностью утратить конкурентные преимущества.

Не высокий уровень взаимодействия, отсутствие единой стратегии развития, информационного обеспечения, инвестиционной привлекательности, значительно снижают динамику развития организаций потребкооперации, ведут к застою производства и торговли на протяжении длительного периода (стагнации). Организации потребительской кооперации утрачивают способность адаптироваться к изменениям внешней среды, начинают сильно отставать от конкурентов. Это происходит из-за отсутствия источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов и тормозит формирование конкурентных преимуществ.

А так как миссией потребительской кооперации является участие в развитии социальной инфраструктуры (в первую очередь на селе), обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворе-

ния потребностей, повышения занятости населения, за счет вовлечения в деятельность потребительской кооперацией.

Малое предпринимательство тоже является необходимым элементом рыночной экономики, который позволяет решать много важных социально-экономических задач. Положительных сторон от развития малого предпринимательства в стране очень много. В первую очередь формирование дополнительных доходов значительной части населения, предоставление новых рабочих мест, повышение предложения на рынке и т.д.

Малое предпринимательство и потребительская кооперация являются неотъемлемыми частями экономики.

В экономике под взаимодействием понимается участие в совместной деятельности, сотрудничество, работе, совместное осуществление операций, сделок. Таким образом, механизм взаимодействия предприятий - это система взаимных отношений и устройство процессов в сотрудничестве между организациями. Выделяют основные формы взаимодействия:

1. Совместное производство продукции - субъекты малого бизнеса включаются в корпоративные структуры кооперативных организаций, становясь их структурными подразделениями.

2. Взаимодействие в сфере сбыта продукции - особое значение имеет для предприятий, не имеющих сбытовых структур или сознательно их не создают, предполагая взаимодействие с малым бизнесом;

3. Организация коммерческой деятельности - привлечение субъектов малого предпринимательства к деятельности кооперативных организаций в качестве дилеров, торговых представителей и т.п.

4. Взаимодействие в сфере обеспечения ресурсами - деятельность, связанная с поставками потребительским обществам узкоспециализированных видов ресурсов, используемых в небольших объёмах, или наоборот.

5. Взаимодействие в сфере инноваций.

Однако на пути эффективной работы могут вставать определенные конфликты. Конфликты интересов являются распространенной проблемой, ведь одна из сторон может ставить свои интересы выше интересов партнера. Это не совместимо с понятием эффективного сотрудничества организаций. Задачей предприятий в объединении является минимизация вероятности возникновения конфликтов путем построения оптимального подходящего механизма взаимодействия.

От построенного механизма взаимодействия зависит и эффективность управления видами деятельности. Следует учитывать все возможности и преимущества объединения и эффективно организовывать деятельность.

Сильной стороной сотрудничества организаций потребительской кооперации и малых предприятий является расширение возможностей для формирования и коммерциализации нововведений. Взаимодействие стимулирует появление новых решений бизнес-процессов.

При учете интересов собственников организаций во взаимодействии должна увеличиваться инвестиционная привлекательность объединения. Эффективно построенный механизм взаимодействия позволяет увеличивать инвестиционную привлекательность предприятий в большей мере, чем это было бы в случае деятельности отдельных компаний.

Залогом успешной деятельности организаций, выживание на рынке во время кризисных проявлений является постоянное повышение эффективности их деятельности. К одному из путей, ведущий к этому относится создание объединений предприятий и эффективное использование полученных возможностей. Следовательно, эффективный механизм взаимодействия организаций, это механизм, который позволяет получить максимальный положительный эффект от взаимодействия, а именно:

1. максимизировать выручку;

2. эффективно организовать совместную деятельность;

3. эффективно организовать совместные каналы сбыта, максимизировать эффективность управления сбытом;

4. максимизировать инвестиционную привлекательность

5. максимизировать эффективность построения взаимоотношений с клиентами;

6. максимизировать эффективность разработки и внедрения продуктов, в том числе комбинированных;

7. максимизировать эффект экономии от масштаба;

8. максимизировать уровень доходности.

Определение элементов эффективного механизма взаимодействия организаций позволит использовать их в качестве критериев в поиске оптимальной модели взаимодействия предприятий. С практической точки зрения -элементы механизма могут быть учтены при построении и оптимизации бизнес-процессов в области взаимодействия организаций. Как показывает практика, по результатам проведения анкетного опроса в Колыванском районе было выявлено, что 80 малых предприятий Колыванского района взаимодействуют с другими организациями, но на вопрос о взаимодействии с предприятиями потребительской кооперации - все ответили отрицательно.

Однако на вопрос «Нуждаетесь ли Вы в сотрудничестве с организациями потребительской кооперации?» 66,7 % ответили положительно.

Далее на вопрос «Какие из перечисленных форм сотрудничества с организациями потребительской кооперации являются актуальными и востребованными для Вашего предприятия?» 75 % опрошенных ответили - Участие в выставках-ярмарках и 25 % не дали ответа. Это говорит о том, что субъекты малого предпринимательства Колыванского района готовы сотрудничать с предприятиями ПК, для обмена опытом.

На вопрос «Предприятие какого вида деятельности Вы бы открыли совместно с организациями потребительской кооперации?» предприниматели ответили разнообразно: производство товаров (25 %), бытовые услуги (16,7 %),

транспортные услуги (8,3 %), оптовая и розничная торговля (16,7 %), общественное питание (8,3 %) и 25 % не дали ответа на данный вопрос. Данные варианты ответов не удивительны, так как в основном опрошенные организации занимаются переработкой, заготовкой продукции, торговлей.

А целью сотрудничества большинство выделяют: расширение рынка сбыта, развитие бизнеса, расширение производства продукции, поиск партнеров по бизнесу, расширение точек сбыта продукции.

По результатам анкетного опроса председателя Колыванского районного потребительского общества было выявлено, что райпо взаимодействует с другими организациями и для них являются актуальным и востребованным такие формы сотрудничества как участие в выставках-ярмарках с целью поиска партнеров по бизнесу, участие в выставках-ярмарках с целью расширения круга потребителей и точек сбыта продукции, посещение выставки-ярмарки с целью обмена опытом, открытие совместного предприятия на территории Колыванского района, поставка мебели. А на вопрос «Предприятие какого вида деятельности Вы бы открыли совместно с малыми предприятиями?» председатель ответила: производство товаров, бытовые услуги, оптовая и розничная торговля, общественное питание.

Отсюда следует, что стимулом для создания объединений организаций является возможность получения от совместной деятельности результаты выше суммы результатов деятельности каждой компании отдельно. В основе взаимодействия между организациями потребительской кооперации и малым бизнесом лежат взаимные интересы и единые цели.

Список литературы:

1. Социальная деятельность потребительской кооперации: содержание и оценка / Т.Г. Храмцова, А.В. Копайгора. - Новосибирск: СибУПК, 2007. -143 с.

2. Сущность механизма взаимодействия сельских районных администраций и потребительской кооперации / М. Лауниц // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1. - С. 257-261.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

© Одинцова М.А.*

Московский государственный университет приборостроения и информатики, г. Москва

В современных условиях жесткой конкуренции и постоянно меняющейся внешней среды руководителям предприятий необходима адек-

* Доцент кафедры «Экономические информационные системы», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.