Научная статья на тему 'Основные формы воспитательной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности'

Основные формы воспитательной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2404
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГРУППОВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МАССОВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CONVICTED / TERRORIST CHARACTER / EXTREMIST ORIENTATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK / GROUP EDUCATIONAL WORK / MASS EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобелева Оксана Олеговна, Еремеева Елизавета Юрьевна

В данной статье рассматриваются основные формы воспитательной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности. Воспитательная работа с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, является одним из основных средств воздействия на сознание этой особой категории осужденных и важным фактором, влияющим на результативность борьбы с экстремизмом и терроризмом. В статье проведен анализ основных форм воспитательной работы с осужденными экстремистской направленности, даны рекомендации по оптимизации воспитательного процесса, предложены наиболее эффективные методы воздействия на данную категорию осужденных. Воспитательная работа реализуется путем проведения лекций, бесед, консультаций, встреч и характеризуется большой сложностью, что связано с попыткой осужденных распространить свои взгляды и убеждения, на других осужденных. Все формы воспитательной работы, применяемые к лицам, осужденным за преступления террористического характера либо экстремистского характера, в комплексе должны оказывать необходимое воспитательное воздействие на осужденных с целью не допустить их повторного преступного поведения. В какой бы форме воспитательная работа не осуществлялась, она проводится с целью исправления осужденных, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скобелева Оксана Олеговна, Еремеева Елизавета Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC FORMS OF EDUCATIONAL WORK WITH OFFENDERS CONVICTED OF TERRORISM CHARACTER AND EXTREMISM DIRECTION CRIMES

This article discusses the main forms of educational work with persons convicted of crimes of a terrorist nature and extremist orientation. Educational work with persons convicted of crimes of a terrorist nature and extremist orientation is one of the main means of influencing the consciousness of this special category of convicts and an important factor affecting the effectiveness of the fight against extremism and terrorism. The article analyzes the main forms of educational work with extremist convicts, gives recommendations for optimizing the educational process, and suggests the most effective methods of influencing this category of convicts. Forms of educational work is implemented through lectures, discussions, consultations, meetings and is characterized by great complexity, which is associated with an attempt by convicts to extend their views and beliefs to other convicts. All forms of educational work applicable to persons convicted of crimes of a terrorist nature or extremist nature, in combination, should have the necessary educational effect on convicts in order to prevent their repeated criminal behavior. In whatever form educational work is carried out, it is carried out in order to correct the convicts, to form a respectful attitude towards people, society, work, norms, rules and traditions of human society, to increase their educational and cultural level.

Текст научной работы на тему «Основные формы воспитательной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности»

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.024 УДК 343.8

Скобелева Оксана Олеговна

кандидат педагогических наук, доцент,

начальник кафедры философии и общегуманитарных

дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: skobelevaoo@mail.ru

Еремеева Елизавета Юрьевна

курсант 2 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: liza.eremeeva.00@bk.ru

Oksana O. Skobeleva

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Head of the Department of philosophy and humanities chair,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: skobelevaoo@mail.ru

Elizaveta Yu. Eremeeva

2 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: liza.eremeeva.00@bk.ru

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные формы воспитательной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности. Воспитательная работа с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, является одним из основных средств воздействия на сознание этой особой категории осужденных и важным фактором, влияющим на результативность борьбы с экстремизмом и терроризмом. В статье проведен анализ основных форм воспитательной работы с осужденными экстремистской направленности, даны рекомендации по оптимизации воспитательного процесса, предложены наиболее эффективные методы воздействия на данную категорию осужденных. Воспитательная работа реализуется путем проведения лекций, бесед, консультаций, встреч и характеризуется большой сложностью, что связано с попыткой осужденных распространить свои взгляды и убеждения, на других осужденных. Все формы воспитательной работы, применяемые к лицам, осужденным за преступления террористического характера либо экстремистского характера, в комплексе должны оказывать необходимое воспитательное воздействие на осужденных с целью не допустить их повторного преступного поведения. В какой бы форме воспитательная работа не осуществлялась, она проводится с целью исправления осужденных, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Ключевые слова: осужденный, террористический характер, экстремистская направленность, индивидуальная воспитательная работа, групповая воспитательная работа, массовая воспитательная работа.

BASIC FORMS OF EDUCATIONAL WORK WITH OFFENDERS CONVICTED OF TERRORISM CHARACTER AND EXTREMISM DIRECTION CRIMES

Summary. This article discusses the main forms of educational work with persons convicted of crimes of a terrorist nature and extremist orientation. Educational work with persons convicted of crimes of a terrorist nature and extremist orientation is one of the main means of influencing the consciousness of this special category of convicts and an important factor affecting the effectiveness of the fight against extremism and terrorism. The article analyzes the main forms of educational work with extremist convicts, gives recommendations for optimizing the educational process, and suggests the most effective methods of influencing this category of convicts. Forms of educational work is implemented through lectures, discussions, consultations, meetings and is characterized by great complexity, which is associated with an attempt by convicts to extend their views and beliefs to other convicts. All forms of educational work applicable to persons convicted of crimes of a terrorist nature or extremist nature, in combination, should have the necessary educational effect on convicts in order to prevent their repeated criminal behavior. In whatever form educational work is carried out, it is carried out in order to correct the convicts, to form a respectful attitude towards people, society, work, norms, rules and traditions of human society, to increase their educational and cultural level.

Keywords: convicted, terrorist character, extremist orientation, individual educational work, group educational work, mass educational work.

© 2019 Скобелева О. О., Еремеева E. Ю.

Изучение особенностей личности каждого лица, осужденного за преступления террористического характера и экстремистской направленности, является объектом пристального внимания работников учреждений УИС РФ. Только зная свойства и характерные особенности личности каждого такого осужденного, как особого типа осужденного, можно понять причины его участия в террористической деятельности и организовать эффективную воспитательную работу с таким лицом.

В настоящее время в уголовно-исправительных учреждениях РФ в отношении осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности применяются разного рода меры воспитательного воздействия и профилактического характера.

Частью 2 ст. 110 УИК РФ предусмотрено, что воспитательная работа с осужденными может проводиться в трех формах: индивидуальной, групповой и массовой. Указанные формы воспитательной работы применяются и в отношении лиц, осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности.

Индивидуальная форма воспитательной работы с лицами, осужденными за экстремизм или терроризм, предполагает проведение диагностического обследования, изучение особенностей личности осужденных и выявление криминологических особенностей, что позволяет с высокой степенью вероятности определить лиц, склонных к совершению повторных преступлений, определить средства правового индивидуально-профилактического воздействия на каждого конкретного осужденного.

Диагностическое обследование лиц, осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность включает в себя:

во-первых, установление пола, возраста, семейного положения, культурно-образовательного уровня, ведущих социально-ролевых свойств, особенностей психологии, привычек, наклонностей и других характеристик личности осужденного;

во-вторых, выявление внутренних, скрытых, субъективных причин, мотивов и потребностей, которые привели осужденного к совершению преступления, сильных и слабых мест его психологической структуры [1, с. 202];

в-третьих, определение и ограничение криминальных связей и криминально значимых свойств характера осужденных за терроризм и экстремизм.

Определение конкретных психологических особенностей личности осужденного, которые являются психологической основой его вовлечения в террористическую и экстремистскую деятельность, дает возможность составить индивидуальную программу коррекции данной категории осужденных (психокоррекционную программу по работе с осужденными за террористическую и экстремистскую деятельность). Воспитательная работа в рамках такой программы направлена: на осознание осужденным вины и принятие ответственности за совершенное деяние; коррекцию убеждений и идей; формирование у осужденного цели жизни, новых жизненных планов [2, с. 2].

Таким образом, при проведении индивидуальной формы работы с осужденными обязательно должны учитываться: фундаментальные особенности личности, присущие человеку всегда и от которых он не в состоянии избавиться; особенности, приобретенные в процессе отбывания наказания и оказывающие влияние на человека и его поступки; влияние на личность - оказываемое в прошлой его жизни, в период отбывания наказания и продолжающее воздействовать на него.

Данные об уголовно-исполнительных, психологических и социально-демографических характеристиках осужденных, полученных в ходе индивидуальной формы воспитательной работы, обобщаются и используются при оценке состояния и динамики преступности, прогнозе ее тенденций, а также при проведении различных оперативных мероприятий.

Лица, осужденные за преступления террористического характера, как правило, обладают ярко выраженными, несвойственными другим группам осужденных характеристиками: являются жителями территорий развития сепаратистских настроений и терроризма (например, уроженцами Северного Кавказа: Чеченской Республики, Республики Дагестан); придерживаются традиционной для этих регионов религии (например, исламской); воспитывались в семьях; имеют среднее образование, профессиональное образование, профессию; являются безработными либо имеют случайные заработки; не желают возвращаться на прежнее место жительства после освобождения (по большей части). В период отбывания наказания лица, осужденные за преступления террористического характера, чаще всего, проявляют большую внешнюю терпимость, не проявляют особой активности в своем поведении, обособлены от других категорий осужденных, менее знакомы с уголовным законодательством РФ.

Среди лиц, отбывающих наказание за террористическую деятельность, выделяют три группы осужденных: лица, организовавшие или участвующие в организации мобильных устойчивых вооруженных групп; случайные люди, завербованные или привлеченные обманом, или участвовавшие с целью получения прибыли, стремления проявить себя и т. п.; участники спонтанно создаваемых противозаконных групп, имеющих цель противостоять существующему порядку, органам правопорядка и военнослужащим.

Для личности экстремиста характерны следующие особенности: низкий уровень социальной адаптивности в сочетании с высоким уровнем тревожности, является одной из особенностей, характерных для личности экстремиста; неумение (или нежелание) приспособиться к окружающим условиям, заострение внимание на одной, нередко надуманной, проблеме; стремление обвинить в своих проблемах других лиц; отсутствие постоянных привязанностей, семейной жизни. Данная категория лиц склонна к шизофрении или иным психическим заболеваниям (биполярное расстройство личности),

Экстремистов условно разделяют на следующие группы:

- эмоционально неустойчивые лица, имеющие средние или низкие волевые показатели, с повышенной возбудимостью и агрессивностью, вызванной длительным приемом алкоголя, наркотических или психотропных препаратов. Свою вину в совершении преступления указанные лица, как правило, не признают;

- лица, обладающие повышенной зависимостью от мнения окружающих, имеющие склонность к самоутверждению через совершение противоправных действий;

- аморфный тип, имеющий низкие волевые показатели и совершающий преступление в группе. Указанные лица, как правило, не отрицают свою вину в совершенном преступлении;

- эмоционально устойчивые лица, имеющие высокие волевые свойства, способные грамотно аргументировать свою позицию, легко входящие в контакт, не допускающие близкого общения и пользующиеся авторитетом. Вину в совершении преступления указанные лица, как правило, не признают.

Групповая форма воспитательной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, реализуется путем проведения лекций, бесед, консультаций, встреч в целях разоблачения псевдоисламских экстремистских идей с авторитетными теологами, религиоведами, религиозными и общественными деятелями, психологами.

В качестве групповой формы воспитательной работы также выступают: участие в культурно-массовой работе, спортивных мероприятиях, занятиях по социально-правовым вопросам, собраниях отряда осужденных, участие в самодеятельных организациях, аутотренингах и т. п. Кроме того, воспитательная работа в групповой форме может проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т. д.

Многие экстремисты используют веру в качестве оправдания своей насильственной деятельности в силу того, что их знания о своей вере и ее толковании носят ограниченный характер. Соответственно в работе с этими лицами, необходимо обратить их внимание на непредвзятые толкования, которые, как правило, поощряют терпимость и сочувствие. С осужденными террористами также проводится работа по религиозному воспитанию, используются религиозные методы воспитания, такие как участие в службе, исповедь, пастырские беседы, цель которых - поставить под сомнение оправдания насилия, основанные на интерпретации религиозного текста [3, с. 41]. К проведению групповой работы с осужденными могут привлекаться общественные и религиозные объединения.

Групповая форма воспитательной работы с рассматриваемой категорией осужденных характеризуется большой сложностью, связанной с тем, что осужденные террористы и экстремисты отбывают наказание вместе с другими категориями осужденных, которые также характеризуются определенными личностными деформациями. Их тесное общение создает риск эмоционально-психологического и идеологического «заражения» и может привести к формированию у осужденных солидарности в негативном отношении к сотрудникам ИУ [4]. Процесс психолого-педагогического воздействия на экстремистов и террористов также весьма сложен.

При проведении групповой формы воспитательной работы объектами изучения являются категории и типы осужденных, выделяемых как по схожести совершенных преступлений, так и по содержанию их личностных социально значимых свойств и характеристик.

При организации групповой формы воспитательной работы не советуют включать в группу больше одного осужденного за террористическую и экстремистскую деятельность, а также формировать группы по религиозному и национальному признаку [5, с. 22].

Несомненно, что групповая форма воспитательной работы, как и индивидуальная, должна предполагать глубинное исследование аддиктивного (разрушительного) поведения лиц, осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности. Чтобы такая работа имела высокую эффективность и результативность, сотрудники, работающие с осужденными, должны иметь соответствующую квалификацию.

Активное вовлечение осужденных рассматриваемой категории осужденных в групповые формы воспитательной работы способно привести к нарушению «формулы» террористического (экстремистского) общения, открытию эмоционального ресурса и изменению личности, формированию нового стиля общения, поэтому групповая форма является не менее важной индивидуальной формы воспитательной работы [5, с. 22].

Массовая форма воспитательной работы с осужденными заключается в воздействии на личность через массу осужденных, в масштабе ИУ. Указанная форма воспитательной работы может использоваться при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, путем проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, общих собраний, торжеств, посвященных знаменательным датам и т. д. Важно отметить, что такая форма работы наименее персонифицирована и связана с организацией общих воспитательных мероприятий.

Массовые (коллективные) формы воспитательной работы с осужденными используются как стимул для дальнейшей работы над собой, направленный на искоренение собственных пороков и недостатков. Воспитательная работа с использованием массовых форм воспитательного воздействия, как и групповая форма, характеризуется большой сложностью, так как не исключается возможность осужденных распространить свои экстремистские взгляды и убеждения на других осужденных.

Таким образом, все формы воспитательной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, взаимно обеспечивают друг друга. В какой бы форме воспитательная работа не осуществлялась, она проводится с целью исправления осужденных, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Нецелесообразно делить формы воспитательной работы на главные и второстепенные. Исправление данной категории осужденных не может быть осуществлено только с помощью одной какой-либо формы, требуется применение комплекса мер воспитательной работы, поскольку процесс воспитания объективно един и неделим.

Библиографический список

1. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Портреты преступников: монография. М.: Норма: ИН-ФРА-М, 2014. 238 с.

2. Михалева И. В. Комплекс мер по социально-психологической реабилитации лиц, осужденных за участие в террористической и экстремистской деятельности: методические рекомендации. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2010.

3. Павлушков А. Р. Религиозные методы воздействия на осужденных на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 38. С. 39-43.

4. Перемолотова Л. Ю. Значение особенностей личности осужденного при осуществлении профилактического воздействия [Электронный ресурс] // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 3(33). URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/znachenie-osobennostey-Hchnosti-osuzhdennogo-pri-osuschestvlenii-profilakticheskogo-vozdeystviya (дата обращения: 18.10.2019).

5. Организация психологической работы с лицами, осужденными за участие в террористической и экстремистской деятельности, в учреждениях уголовно-исполнительной системы: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Д. В. Сочивко. М.: ФСИН России, Академия права и управления, 2010.

References

1. Antonyan Yu. M., Eminov V. E. Portrety prestupnikov: monografiya [Portraits of criminals]. Moscow, 238 p. [in Russian].

2. Mihaleva I. V. Kompleks mer po social'no-psihologicheskoj reabilitacii lic, osuzhdennyh za uchastie v terroristicheskoj i ekstremistskoj deyatel'nosti: metodicheskie rekomendacii [A set of measures for the socio-psychological rehabilitation of persons convicted of participating in terrorist and extremist activities: guidelines]. Ryazan, 2010 [in Russian].

3. Pavlushkov A. R. Religioznye metody vozdejstviya na osuzhdennyh na sovremennom etape razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Religious methods of influence on convicts at the present stage of development of the penal system]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the institute: crime, punishment, correction], 2017, no. 38, p. 38-43 [in Russian].

4. Peremolotova L.Yu. Znachenie osobennostej lichnosti osuzhdennogo pri osushchestvlenii pro-filakticheskogo vozdejstviya [The value of personality traits of the convict in the implementation of preventive]. Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika [Jurisprudence and law enforcement practice], 2015, no. 3(33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7znachenie-osobennostey-lichnosti-osuzhdennogo-pri-osuschestvlenii-profilakticheskogo-vozdeystviya (Accessed: 18.10.2019) [in Russian].

5. Organizaciya psihologicheskoj raboty s licami, osuzhdennymi za uchastie v terroristicheskoj i ekstremistskoj deyatel'nosti, v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: uchebno-metodicheskoe posobie [Organization of psychological work with persons convicted of participation in terrorist and extremist activities in the institutions of the penal system]. Moscow, 2010 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.