Научная статья на тему 'Противодействие проявлениям религиозного экстремизма в местах лишения свободы'

Противодействие проявлениям религиозного экстремизма в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
851
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / RELIGIOUS EXTREMISM / RELIGIOUS IDEOLOGY / PLACES OF IMPRISONMENT / PREVENTION OF EXTREMISM / COUNTERMEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Вячеслав Сергеевич

В статье рассматривается специфика деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по противодействию проявлениям религиозного экстремизма со стороны осужденных. Анализируются основные аспекты проблемы религиозного экстремизма, перечисляются и раскрываются виды религиозного экстремизма, такие как внутриконфессиональный, иноконфессиональный, личностно ориентированный, этнорелигиозный, а также религиозно-политический. Предлагается рассматривать экстремистские религиозные объединения с разделением на два основных типа, а именно обособленные религиозные течения и радикальные группы, возникающие внутри общепризнанных конфессий. Второй тип представлен мусульманским фундаментализмом, проявляющимся в форме ваххабизма, а также группировками так называемых православных патриотов. Раскрываются ключевые принципы религиозной экстремистской идеологии, допускающие по отношению к чужакам (неверным, отступникам) нетерпимость, отвращение, расчеловечивание и, как следствие, насилие. Для достижения целей агитации как средства «заражения» религиозной экстремистской идеологией используются основные компоненты религии: религиозное сознание человека, религиозная деятельность служителей культа, религиозные взаимоотношения людей в конкретной социальной группе. Поскольку лица, осужденные за преступления экстремистской направленности, поступают для отбывания наказания в места лишения свободы, со стороны органов и учреждений УИС требуется принятие адекватных мер воздействия на этих лиц. В связи с этим предлагается не допускать высокой концентрации осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности в одном исправительном учреждении, организовать усиленный контроль за указанной категорией лиц, а также наладить деловое сотрудничество с различными общественными и религиозными объединениями в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлов Вячеслав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING RELIGIOUS EXTREMISM IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

The article discusses the specifics of the activities of institutions executing criminal sentences in the form of imprisonment in order to counter manifestations of religious extremism by convicts. The main aspects of the problem of religious extremism are revealed, types of religious extremism, such as intra-confessional, non-confessional, personality-oriented, ethno-religious, and also religious-political, are listed and disclosed. It is proposed to consider extremist religious associations with a division into two main types, namely, separate religious movements and radical groups arising within recognized religions. The second type is represented by Muslim fundamentalism manifesting itself in the form of Wahhabism, as well as by groups of so-called Orthodox patriots. The key principles of religious extremist ideology are revealed, which allow intolerance, disgust, humanization and, as a result, violence towards strangers (infidels, apostates). To achieve the goals of agitation, as a means of «infection» with religious extremist ideology, the main components of religion are used: the religious consciousness of a person, the religious activities of worshipers, religious relationships of people in a particular social group. Since persons convicted of extremist crimes are sent to serve places of imprisonment, the bodies and institutions of the penal correction system require adequate measures to influence these people. In this connection, it is proposed not to allow a high concentration of convicts for terrorist and extremist crimes in one correctional institution, the organization of tightened control over this category of people, as well as the establishment of business cooperation with various public and religious associations in this direction.

Текст научной работы на тему «Противодействие проявлениям религиозного экстремизма в местах лишения свободы»

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.011 УДК 343.8

Михайлов Вячеслав Сергеевич

старший преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: b671oo@gmail.com

Vyacheslav S. Mikhaylov

Senior Lecturer of the Department of regime and supervision in penal system,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: b671oo@gmail.com

противодействие проявлениям религиозного экстремизма в местах лишения свободы

Аннотация. В статье рассматривается специфика деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по противодействию проявлениям религиозного экстремизма со стороны осужденных. Анализируются основные аспекты проблемы религиозного экстремизма, перечисляются и раскрываются виды религиозного экстремизма, такие как внутриконфессиональный, иноконфесси-ональный, личностно ориентированный, этнорелигиозный, а также религиозно-политический. Предлагается рассматривать экстремистские религиозные объединения с разделением на два основных типа, а именно обособленные религиозные течения и радикальные группы, возникающие внутри общепризнанных конфессий. Второй тип представлен мусульманским фундаментализмом, проявляющимся в форме ваххабизма, а также группировками так называемых православных патриотов. Раскрываются ключевые принципы религиозной экстремистской идеологии, допускающие по отношению к чужакам (неверным, отступникам) нетерпимость, отвращение, расчеловечивание и, как следствие, насилие. Для достижения целей агитации как средства «заражения» религиозной экстремистской идеологией используются основные компоненты религии: религиозное сознание человека, религиозная деятельность служителей культа, религиозные взаимоотношения людей в конкретной социальной группе. Поскольку лица, осужденные за преступления экстремистской направленности, поступают для отбывания наказания в места лишения свободы, со стороны органов и учреждений УИС требуется принятие адекватных мер воздействия на этих лиц. В связи с этим предлагается не допускать высокой концентрации осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности в одном исправительном учреждении, организовать усиленный контроль за указанной категорией лиц, а также наладить деловое сотрудничество с различными общественными и религиозными объединениями в этом направлении.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, религиозная идеология, места лишения свободы, профилактика экстремизма, меры противодействия.

countering religious extremism in places of deprivation of liberty

Summary. The article discusses the specifics of the activities of institutions executing criminal sentences in the form of imprisonment in order to counter manifestations of religious extremism by convicts. The main aspects of the problem of religious extremism are revealed, types of religious extremism, such as intra-confessional, non-confessional, personality-oriented, ethno-religious, and also religious-political, are listed and disclosed. It is proposed to consider extremist religious associations with a division into two main types, namely, separate religious movements and radical groups arising within recognized religions. The second type is represented by Muslim fundamentalism manifesting itself in the form of Wahhabism, as well as by groups of so-called Orthodox patriots. The key principles of religious extremist ideology are revealed, which allow intolerance, disgust, humanization and, as a result, violence towards strangers (infidels, apostates). To achieve the goals of agitation, as a means of «infection» with religious extremist ideology, the main components of religion are used: the religious consciousness of a person, the religious activities of worshipers, religious relationships of people in a particular social group. Since persons convicted of extremist crimes are sent to serve places of imprisonment, the bodies and institutions of the penal correction system require adequate measures to influence these people. In this connection, it is proposed not to allow a high concentration of convicts for terrorist and extremist crimes in one correctional institution, the organization of tightened control over this category ofpeople, as well as the establishment of business cooperation with various public and religious associations in this direction.

Keywords: religious extremism, religious ideology, places of imprisonment, prevention of extremism, coun-termeasures.

© 2019 Михайлов В. С.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Противодействие экстремизму в современной России является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности государства, признается на самом высоком уровне и не подвергается сомнению ни учеными-юристами, ни практическими работниками правоохранительных органов страны, ни активной частью гражданского общества.

Понятие «экстремизм» происходит от лат. ех1хетш - крайний, чрезвычайный. Обычно экстремизм рассматривается как приверженность к крайним взглядам и мерам в области политики. Однако это явление существует и в других формах, в том числе религиозных.

Сотрудникам УИС, работающим в этом направлении, необходимо хорошо ориентироваться, как минимум, в трех основных аспектах проблематики религиозного экстремизма:

— понимать сущность этого феномена;

— располагать конкретными сведениями о наиболее опасных религиозных объединениях экстремистской направленности;

— иметь четкое представление о законодательных механизмах противодействия религиозному экстремизму в России.

Владение информацией по вышеперечисленным вопросам позволит определить основные задачи органов и учреждений УИС по борьбе с религиозным экстремизмом в местах лишения свободы.

В зависимости от объекта насильственных действий выделяются различные виды религиозного экстремизма:

— внутриконфессиональный, обращенный на деформацию той или иной конфессии. Наиболее типичным последствием внутриконфессионального религиозного экстремизма являются «церковные расколы», когда определенная часть верующих разрывает связь с тем конфессиональным объединением, к которому она ранее относилась, и противопоставляет себя ему;

— иноконфессиональный, направленный на борьбу с другими конфессиями. Такого рода экстремизм проявляется в разжигании межрелигиозной вражды;

— личностно ориентированный, направленный на деструктивную трансформацию личности. Человек, примкнувший к такому религиозному движению, становится жертвой психического, а во многих случаях и физического насилия, в результате чего наносится непоправимый вред его здоровью, и он превращается в «слепое орудие», которым свободно манипулируют в своих интересах лидеры религиозной группы;

— этнорелигиозный, направленный на дестабилизацию межэтнических отношений, проявляется в попытках подавления иных этнорелигиозных групп;

— религиозно-политический, направленный на насильственное изменение государственного строя той или иной страны и характера межгосударственных отношений.

На практике различные виды религиозного экстремизма переплетаются между собой, например, религиозно-политический экстремизм, как правило, сочетается с этнорелигиозным [1, с. 117—125].

Глобальные цивилизационные причины экстремизма следует искать в резко выраженном несоответствии по уровню социально-экономического развития между различными группами государств, прежде всего между христианским Западом и мусульманским Востоком.

Экстремистские религиозные объединения, существующие в нашей стране, составляют два основных типа:

— обособленные религиозные течения, такие как «Белое братство», «Аум Синрике» и некоторые другие. Эти объединения не имеют легального статуса и являются маргинальными, что ограничивает возможности для их влияния на общественное сознание;

— радикальные группы, возникшие внутри тех конфессий, которые в целом не носят экстремистского характера (христианство, ислам и др.). Движения данного типа развиваются в русле традиционных для общества религий и приобретают гораздо большее число сторонников, следовательно, эти объединения представляют собой большую угрозу по сравнению с подпольными экстремистскими группами первого типа.

Среди экстремистских религиозных движений второго типа к числу наиболее опасных относится мусульманский фундаментализм, проявляющийся в форме ваххабизма.

Ключевыми принципами идеологии ваххабизма являются следующие:

— стремление к высшей политической и религиозной власти. Выдвигается идея установления мусульманских порядков во всем мире и образования вселенского исламского государства, в котором жизнь общества и отдельно взятого человека будет целиком и полностью строиться на основе законов шариата;

— все, кто не разделяет идею вселенского исламского государства, рассматриваются как враги, причем это касается не только приверженцев других религий, но и мусульман-неваххабитов;

— главное средство борьбы с врагами — джихад, понимаемый как вооруженная борьба с использованием любых доступных средств, включая террористические акты против мирного населения.

Наряду с группировками мусульманских экстремистов-ваххабитов в России существуют движения, участники которых позиционируют себя в качестве православных патриотов. Это «Русское национальное единство», «Русское православное национально-социалистическое движение» и некоторые другие объединения. Под предлогом защиты православия они призывают к насилию против так называемых «инородцев и иноверцев». Таким образом, деятельность этих объединений направлена на искусственное противопоставление православных россиян, прежде всего этнических русских, представителям других национальностей и конфессий.

Основной элемент религиозной экстремистской идеологии — мифологизированность. Нерациональные, но в то же время искренние верования в сверхъестественные силы, сущности и т. п. лежат в основе возникновения в сознании человека искусственной (альтернативной) реальности, которая обосновывает религиозную экстремистскую идеологию, допускающую по отношению к чужакам (неверным, отступникам) нетерпимость, отвращение, расчеловечивание и, как следствие, насилие.

Средство «заражения» религиозной экстремистской идеологией — агитация. Для достижения целей агитации используются основные компоненты религии: религиозное сознание человека, религиозная деятельность служителей культа, религиозные взаимоотношения людей в конкретной социальной группе. К примеру, религиозная литература воспринимается на уровне обыденного сознания приобщенного к религии человека как сакральная, поэтому цитирование ее фрагментов «заставляет» как минимум обратить внимание на предлагаемые тексты, как максимум — верить содержанию проповеди. При этом в экстремистском исполнении тексты подвергаются чрезмерно вольной трактовке и манипулятивной интерпретации.

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют религиозные движения, которые способны нести экстремистский характер и создают серьезную угрозу для гражданского общества и государства. В течение нескольких последних лет тактика религиозных экстремистов изменилась. Если раньше основную роль в их деятельности играли силовые акции (террористические акты, провокация беспорядков и др.), то теперь приоритетное значение приобретает пропаганда экстремистских идей через Интернет. Сотрудники специальных подразделений Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и других силовых структур ежегодно удаляют из Сети большое количество экстремистских материалов и закрывают содержащие их Интернет-ресурсы. При этом виртуальное пространство позволяет экстремистам не только оставаться анонимными, но и в течение короткого времени перезапускать закрытые площадки.

Вместе с тем рост количества осужденных за преступления экстремистской направленности [3] требует адекватных мер противодействия не только со стороны полиции, но и со стороны органов и учреждений УИС, поскольку лица, осужденные за такие преступления, поступают для отбывания наказания в места лишения свободы.

Чтобы облегчить персоналу ИУ работу с осужденными-экстремистами, для начала дадим общую характеристику этой категории контингента.

Необходимо иметь в виду, что экстремистов далеко не всегда можно выявить исходя из формулировки приговора. Как известно, Уголовный кодекс Российской Федерации включает статьи, специально предусматривающие ответственность за экстремистскую деятельность. К числу таковых относятся:

— ст. 205 «Террористический акт»;

— ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

— ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»;

— ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества»;

— ст. 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации»;

— ст. 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности».

Однако во многих случаях экстремисты отбывают наказание по статьям, относящимся к общеуголовным преступлениям:

— ст. 105 «Убийство»;

— ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»;

— ст. 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества»;

— ст. 209 «Бандитизм»;

— ст. 212 «Массовые беспорядки»;

— ст. 213 «Хулиганство»;

— ст. 214 «Вандализм»;

— ст. 222 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов»;

— ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»;

— ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти».

Таким образом, экстремистские мотивы совершения преступления могут не получить отражения в судебном приговоре.

В связи с этим нельзя допускать высокой концентрации осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности в одном ИУ или ИУ одного региона [2, с. 49]. При этом, распределяя осужденных в различные ИУ для отбывания наказания, следует уделить особое внимание и их расселению внутри учреждения, чтобы не было высокой концентрации подобных лиц в одном отряде или на территории одного локального участка. Кроме того, необходимо усилить контроль за их поведением и кругом общения, даже в рамках одного отряда.

Чтобы снизить уровень угрозы, которую представляют осужденные-экстремисты, нужно не только строго контролировать их численность, но и рассредоточивать их по пенитенциарным учреждениям разных регионов. Осужденные, пытающиеся вести пропаганду религиозного экстремизма, должны быть объектом повышенного внимания со стороны персонала ИУ. Необходимо, во-первых, проводить с ними индивидуальную воспитательную работу, направленную на переосмысление системы моральных и нравственных ценностей, а во-вторых, обеспечить изоляцию этих лиц от остальных осужденных, чтобы не допустить распространения экстремистских идей.

Необходимо отметить, что эффективность противодействия экстремизму во многом определяется умело налаженным сотрудничеством с различными общественными и религиозными объединениями.

Поиск эффективного индивидуального подхода к исправительному воздействию нужно вести совместно со служителями религиозного культа соответствующих конфессий, чтобы использовать их авторитет для коррекционного воздействия на мировоззрение осужденных-экстремистов.

Персоналу пенитенциарных учреждений следует уделять повышенное внимание профилактике религиозного экстремизма среди осужденных. С этой целью необходимо:

— во-первых, организовать тщательную проверку всей религиозной литературы, поступающей в исправительное учреждение, чтобы издания, рассчитанные на разжигание этнических и конфессиональных конфликтов, не могли быть доступны осужденным;

— во-вторых, создать альтернативу для экстремистских взглядов, то есть в доступной и убедительной форме донести до сознания осужденных мысль о том, что экстремизм в корне искажает систему общечеловеческих ценностей. При привлечении представителей религиозных общин ориентировать последних на использование в проповедях антиэкстремистской риторики.

На уровне каждого субъекта Российской Федерации борьба с религиозным экстремизмом ведется оперативными подразделениями УФСБ России, центрами по противодействию экстремизму при УМВД России и другими силовыми структурами. Поэтому сотрудникам оперативных отделов региональных УФСИН России и подчиненных им пенитенциарных учреждений следует

координировать свою работу с коллегами из вышеперечисленных ведомств, чтобы своевременно и в полном объеме получать оперативную информацию, касающуюся осужденных-экстремистов и их сообщников, находящихся на свободе.

После освобождения из мест лишения свободы многие осужденные-экстремисты вновь попадают в бандитские формирования. Этому способствуют не только целенаправленная деятельность лидеров бандподполья, но и неустроенность бывших осужденных на свободе (отсутствие жилья, невозможность найти стабильный заработок и т. д.). Чтобы предотвратить возвращение этих людей в экстремистские сообщества, требуются усиленное наблюдение за ними и специальная постпенитенциарная помощь, которая позволила бы им полноценно адаптироваться к жизни на свободе.

Библиографический список

1. Арчаков М. К. Религиозно-политический экстремизм в России // Религиоведение. 2010. № 1. С.117-125.

2. Кантицкий О. В. Религия и проблемы обеспечения психологической безопасности личности осужденных от влияния радикальных и экстремистских идей в исправительных учреждениях как условие их ресоциализации // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 1. С. 49.

3. Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за первое полугодие 2019 г. судебного департамента при Верховном суде РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 13.10.2019).

References

1. Archakov M. K. Religiozno-politicheskij jekstremizm v Rossii [Religious and political extremism in Russia]. Religiovedenie [Religious Studies], 2010, no. 1, pp. 117-125 [in Russian].

2. Kantickij O. V. Religija i problemy obespechenija psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti osuzhdennyh ot vlijanija radikal'nyh i jekstremistskih idej v ispravitel'nyh uchrezhdenijah kak uslovie ih resocializacii [Religion and the problems of ensuring the psychological security of the personality of prisoners from the influence of radical and extremist ideas in correctional institutions as a condition for their re-socialization]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Criminal Executive Law], 2016, no. 1, p. 49 [in Russian].

3. Osnovnye statisticheskie pokazateli dejatel'nosti sudov obshhej jurisdikcii za pervoe polugodie 2019 goda sudebnogo departamenta pri Verhovnom sude RF [The main statistical indicators of the activity of courts of general jurisdiction for the first half of 2019 of the judicial department under the Supreme Court of the Russian Federation]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (Accessed: 13.10.2019) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.