Научная статья на тему 'О некоторых проблемах государственно-правового противодействия экстремизму в пенитенциарной системе'

О некоторых проблемах государственно-правового противодействия экстремизму в пенитенциарной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / STATE LEGAL POLICY / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / COUNTERACTION TO EXTREMISM / ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / PENAL INSTITUTION / CONDEMNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Верхоглядов Ян Евгеньевич

В базовых документах по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур относят к основным источникам угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на подобное нормативное закрепление, силы и средства, задействованные государством, экстремизм как противоправное явление, согласно статистическим данным, имеет негативную динамику: количество регистрируемых преступлений подобной направленности продолжает увеличиваться, что обусловливает увеличение осужденных экстремистов в исправительных учреждениях. В статье проанализирована сложившаяся ситуация в сфере противодействия экстремизму в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, обозначены негативные обстоятельства, выделены характерные особенности осужденных за преступления экстремистской направленности, а также иные преступления, связанные с экстремистской идеологией. Охарактеризованы основные направления государственно-правовой политики в данной сфере, рассмотрены основополагающие нормативно-правовые акты, предложены пути совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Верхоглядов Ян Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About s ome problems of state-legal counteraction to extremism in the penitentiary system

In the basic documents for planning development of the national security of the Russian Federation activities of extremist nationalist, religious, ethnic and other organizations and agencies are among the main sources of threats to national security in the sphere of state and public security. The relevance of this research topic due to the fact that, despite this legislative consolidation, forces and means available to the State, extremism, as the illegal phenomenon, according to the statistics has a negative trend the number of registered such similar crimes continues to increase, which leads to an increase in extremists convicted in prisons. The article analyzes the current situation in the sphere of counteraction to extremism in the institutions of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, marked negative circumstances, highlighted the characteristics of those convicted of crimes of extremist orientation, as well as other crimes, but adhering to extremist ideology. Outlined the main directions of state legal policy in this area, considered fundamental regulations, offered ways to improve.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах государственно-правового противодействия экстремизму в пенитенциарной системе»

УДК 343.811

Я. Е. Верхоглядов О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ

Y. E. Verhoglyadov ABOUT SOME PROBLEMS OF STATE-LEGAL COUNTERACTION TO EXTREMISM IN THE PENITENTIARY SYSTEM

В базовых документах по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур относят к основным источникам угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на подобное нормативное закрепление, силы и средства, задействованные государством, экстремизм как противоправное явление, согласно статистическим данным, имеет негативную динамику: количество регистрируемых преступлений подобной направленности продолжает увеличиваться, что обусловливает увеличение осужденных экстремистов в исправительных учреждениях. В статье проанализирована сложившаяся ситуация в сфере противодействия экстремизму в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, обозначены негативные обстоятельства, выделены характерные особенности осужденных за преступления экстремистской направленности, а также иные преступления, связанные с экстремистской идеологией. Охарактеризованы основные направления государственно-правовой политики в данной сфере, рассмотрены основополагающие нормативно-правовые акты, предложены пути совершенствования.

In the basic documents for planning development of the national security of the Russian Federation activities of extremist nationalist, religious, ethnic and other organizations and agencies are among the main sources of threats to national security in the sphere of state and public security. The relevance of this research topic due to the fact that, despite this legislative consolidation, forces and means available to the State, extremism, as the illegal phenomenon, according to the statistics has a negative trend — the number of registered such similar crimes continues to increase, which leads to an increase in extremists convicted in prisons. The article analyzes the current situation in the sphere of counteraction to extremism in the institutions of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, marked negative circumstances, highlighted the characteristics of those convicted of crimes of extremist orientation, as well as other crimes, but adhering to extremist ideology. Outlined the main directions of state legal policy in this area, considered fundamental regulations, offered ways to improve.

© Верхоглядов Я. Е., 2015.

Ключевые слова: экстремизм; государственно-правовая политика; противодействие экстремизму; пенитенциарное учреждение; осужденный.

Keywords: extremism; state legal policy; counteraction to extremism; penal institution; the condemned.

В настоящее время общественная безопасность подвержена множеству угроз, одной из которых является такое противоправное явление, как экстремизм. Согласно статистическим данным, количество регистрируемых преступлений экстремистской направленности увеличивается с каждым годом. Данный факт подтверждается официальной статистикой, опубликованной Министерством внутренних дел Российской Федерации. Так, в 2009 г. зарегистрировано 548 преступлений экстремистской направленности, в 2014 г. — 1024 преступления, а в январе-апреле 2015 г. — уже 487 преступлений экстремистской направленности [7].

Государство осознает высокую степень общественной опасности экстремистской деятельности, что подтверждается закреплением экстремизма в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в перечне источников угроз общественной и государственной безопасности Российской Федерации [4].

Рост регистрируемых преступлений обусловливает прямо пропорциональное увеличение количество лиц, осужденных за противоправные деяния подобной направленности. На итоговом заседании коллегии ФСИН России за 2014 г. объявлено, что около 2 тыс. осужденных отбывают наказание за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности [3]. Увеличение числа осужденных данной категории также отмечает Э. В. Зауторова, акцентировав внимание на том, что еще в 2012 г. их число составляло всего 1056 [2, с. 53].

Данная категория осужденных имеет весьма специфические особенности: низкая способность к исправлению; сильная идеологическая составляющая, подкрепленная знаниями и желанием распространить свою идеологию среди других граждан; стремлением к объединению с осужденными по аналогичным преступлениям; поддержка различных якобы правозащитных организаций оппозиционного характера и единомышленников, находящихся на свободе и т. д. В 2013 г. выявлено и поставлено на профилактический учет 478 человек, изучающих, пропагандирующих, исповедующих либо распространяющих экстремистскую идеологию в местах лишения свободы, в 2014 г. — 684, в 1 квартале 2015 г. — 738 человек [9, с. 188].

Несмотря на незначительную численность выявленных лиц по отношению к общему числу осужденных, серьезную опасность, по мнению ряда экспертов, представляет даже один осужденный, находящийся в исправительном учреждении. Он, активно проповедуя идеологию религиозного экстремизма, способен за короткий срок привлечь в ряды своих сторонников 5-7 и более человек [2, с. 53]. Затем возможно

создание экстремистских объединений. Желание и способность к объединению подтверждается тем фактом, что в 2014 г. религиозно-экстремистские ячейки, созданные в местах лишения свободы, выявлены в 20 регионах России. Для сравнения следует указать, что за 20072008 гг. таких религиозно-экстремистских ячеек зафиксировано не более 5 [10, с. 151].

Одним из ярких примеров неисправления после отбытия наказания за преступление экстремистской направленности, за которым последовало вновь осуждение по аналогичному преступлению, является М. С. Марцинкевич, который занимался активной «общественной деятельностью» [8].

На всероссийской конференции «О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма», организованной по инициативе ФСИН России, В. Ю. Трофимов сообщил, что в 2012 г. в Новосибирске было ликвидировано сообщество, занимавшееся вооруженными ограблениями. Часть денежных средств, добытых преступным путем, направлялась на Северный Кавказ в бандитское подполье. Установлено, что около половины членов сибирской банды примкнули к религиозным экстремистам, будучи в тюрьме [1]. Данный пример очередной раз подчеркивает угрозу распространения экстремистской идеологии в местах лишения свободы, целью которой является расширение криминальных связей, финансовая, правовая и иная помощь, физическая защита, психологическая поддержка и т. п.

Как отмечает А. М. Сысоев, с наличием осужденных, придерживающихся экстремистских взглядов, пенитенциарная система сталкивается не только на территории Российской Федерации, но в странах Ближнего Востока и Азии: Сингапур, Индонезия, Турция, Малайзия, Египет, Саудовская Аравия и т. д. [7, с. 84-85].

К примеру, в ведении пенитенциарной службы Израиля (ШАБАС) находятся 32 тюрьмы, в которых содержится 30 % лиц, осужденных к тюремному заключению или арестованных по подозрению в совершении преступления, которое по своему характеру или в соответствии с обстоятельствами было признано нарушением государственной безопасности или мотивировано националистическими проявлениями [7, с. 84].

Специалисты, изучающие противодействие экстремизму в пенитенциарных учреждениях, выделяют различные причины, затрудняющие противодействие как таковое:

- недостаточный оперативный контроль над содержащимися в исправительных учреждениях лицами, осужденными за совершение преступлений экстремистской направленности;

- недостаточные знания сотрудников исправительных учреждений об исламе и о признаках, указывающих на исповедование осужденными его радикальных форм;

- недостаточность принимаемых администрациями исправительных учреждений мер по недопущению поступления в места заключения религиозной литературы экстремистского характера, используемой для пропаганды радикальной идеологии;

- ненадлежащее отношение сотрудников, осуществляющих досмотр поступающей в исправительные учреждения литературы, и отсутствие на местах актуальной версии федерального списка экстремистских материалов и т. д. [10, с. 148-149, 151].

Обратимся к основополагающему документу для органов государственной власти, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз — Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года [6]:

«Статья 27. Основные направления государственной политики по противодействию экстремизму:

б) в сфере правоохранительной деятельности: обеспечение подготовки сотрудников правоохранительных органов и получения ими дополнительного профессионального образования по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам выявления, пресечения, раскрытия, профилактики и квалификации экстремистских проявлений».

На наш взгляд, п. «б» ст. 27 Стратегии актуален для устранения недостатков в противодействии экстремизму в местах лишения свободы, а именно — его более детальное и системное отображение в плане реализации Стратегии, который должен быть создан к июню 2015 г. и может качественно изменить ситуацию. Причина актуальности состоит в том, что только специально подготовленный сотрудник ФСИН России способен выделить среди массы верующих людей либо лиц, которые пытаются завуалировать свои взгляды под религиозные и иные мотивы, экстремистов. Данная подготовка должна базироваться на системной программе обучения. Считаем, что даже сотрудник, реализующий программы по психолого-педагогическому воздействию, обязан обладать познаниями не только в психологии и педагогике, но и уметь разбираться в различных видах экстремизма, иметь базовые познания о конфессиях, так как без подобного рода знаний его воздействие будет безрезультатным.

Тщательная и специальная подготовка сотрудников ФСИН России будет способствовать более эффективному и качественному выявлению экстремистов в местах лишения свободы и постановки их на учет с целью предупреждения распространения их идеологии на других заключенных, обнаружению литературы и иных запрещенных объектов, установлению единомышленников экстремистов, находящихся на свободе и т. п. Таким образом будет результативнее осуществляться профилактика распространения экстремизма.

Одним из немаловажных обстоятельств, которое также, на наш взгляд, может способствовать эффективному противодействию экстремизма — это включение в Стратегию и план ее реализации статьи о помощи непосредственно осужденным за совершения преступлений экстремистской направленности в их ресоциализации и способствованию ухода от идеологии экстремизма. Данная программа должна подразумевать, на наш взгляд, помощь психологического, экономического и иного характера. Комплексно разработанная программа должна начинать действовать с момента вступления в силу приговора суда о виновности подсудимого.

Следует подчеркнуть, что игнорирование проявлений экстремизма в пенитенциарной системе Российской Федерации либо халатное отношение к осуществлению противодействия может повлечь широкое распространение экстремистской идеологии среди заключенных, слиянию экстремистов с общей преступностью, что может привести к обострению криминогенной ситуации в стране.

Литература

1. Вербуют в тюрьме // Официальный сайт «Российской газеты». Режим доступа: //http://www.rg.ru/2013/11/22/radikali.html (дата обращения: 16.06.2015).

2. Зауторова Э. В. К вопросу о психолого-педагогическом воздействии на осужденных, имеющих религиозные экстремистские убеждения // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2014. — № 2 (26). — С. 52-56.

3. На заседании коллегии ФСИН России подведены итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в 2014 году и определены задачи на 2015 год // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказания. Режим доступа: //http://www.fsin.su/news/index.php? ELEMENT_ID=179899&sphrase_id=789446 (дата обращения: 16.06.2015).

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2444.

5. Состояние преступности // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Режим доступа: //https://mvd.ru/ reports/item/3489441/ (дата обращения: 16.06.2015).

6. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753) // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации Режим доступа: //http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (дата обращения: 16.06.2015).

7. Сысоев А. М. Подходы к пенитенциарной дерадикализации осужденных за проявления религиозного экстремизма в странах Ближнего

Востока и Азии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2014. — № 1 (25). — С. 83-86.

8. Третий срок — 5 лет // Официальный сайт «Российской газеты». Режим доступа: //http://www.rg.ru/2014/08/18/tesak.html (дата обращения: 16.06.2015).

9. Федоров В. В. О проводимых ФСИН России мероприятиях, направленных на противодействие совершению в пенитенциарных учреждениях России преступлений экстремистской и террористической направленности // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 2 (23). — С. 187-189.

10. Цатуров А. В. Оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистского характера // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 1 (22). — С.146-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.