Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЫНОВЛЕНИЕ / ОПЕКА / ФОСТЕРНАЯ СЕМЬЯ / ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перцовская А. Э.

Статья посвящена проблеме жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. В статье рассматриваются формы семейного жизнеустройства детей-сирот: усыновление, опека, приемная семья. Такжев статье описаны новые формы семейного жизнеустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY LIFEBUILDING MAIN FORMS OF ORPHANS AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE

The article is devoted to the problem of living arrangements of children deprived of parental care. The article examines the forms of family life-support for orphans: adoption, care, foster family. The article also describes new forms of family life.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

8. Официальный сайт Курганстата - URL: http://kurganstat.gks.ru (дата обращения: 13.05.2017)

9. Официальный сайт Тюменьстата - URL: http://tumstat.gks.ru (дата обращения:13.05.2017)

10. Сайт газеты «Коммерсантъ» - URL: http://www.kommersant.ru (дата обращения: 13.05.2017)

11. Сайт интернет-газеты «Znak» - URL: https://www.znak.com (дата обращения:13.05.2017)

12. Сайт общероссийского народного фонда - URL: http://dorogirussia.ru (дата обращения: 13.05.2017)

УДК 364.4

Перцовская А.Э. студент магистратуры, 2 курс факультет психолого-социальной работы Санкт-Петербургский государственный институт

психологии и социальной работы Россия, г. Санкт-Петербург

Pertsovskaia A.E., Student of 2 year of Masters Degree faculty of psychological and social work St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work

Russia, Saint-Petersburg

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ FAMILY LIFEBUILDING MAIN FORMS OF ORPHANS AND CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE

Аннотация:

Статья посвящена проблеме жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. В статье рассматриваются формы семейного жизнеустройства детей-сирот: усыновление, опека, приемная семья. Также в статье описаны новые формы семейного жизнеустройства. Annotation:

The article is devoted to the problem of living arrangements of children deprived of parental care. The article examines the forms of family life-support for orphans: adoption, care, foster family. The article also describes new forms of family life.

Ключевые слова: Усыновление, опека, приемная семья, фостерная семья, патронатная семья.

Key words: adoption, guardianship, foster family, patronage family.

Сегодня одной из главных целей государственной социальной политики в отношении семьи, женщин и детей является сокращение

масштабов «социального сиротства», расширение государственной поддержки развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся попечения родителей.

За последние годы в нашем государстве и обществе произошли определенные перемены, изменившие в лучшую сторону ситуацию с проблемой «социального» сиротства. Существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей, детей в приемных семьях и детских домах семейного типа льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений, а также вводится должность специалиста по охране прав ребенка в штат органов местного самоуправления. Получил необходимую нормативно-правовую базу институт «приемная семья», детский дом семейного типа. [6,7]

Анализ действующего законодательства показывает, что приоритетной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является их устройство в семью (п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ), что может осуществляться в разных формах - 1) путем установления удочерения или усыновления; 2) передачи под опеку (попечительство) или 3) помещения в приемную семью. Все это варианты, так называемой, замещающей семьи. Рассмотрим кратко особенности каждого из этих вариантов.

1. Усыновление. В современном российском законодательстве установлен приоритет усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенка. Усыновление является оптимальной и наиболее желательной формой устройства. Согласно п. 1 и 2 ст. 137 СК РФ, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству приравниваются в личных и имущественных правах к родственникам по происхождению. После усыновления ребенка, оставшегося без попечения родителей, органы местного самоуправления уже не несут ответственности за его содержание.

2. Опека. Согласно п. 1 ст. 31 ГК РФ, опека или попечительство над несовершеннолетними устанавливается в целях защиты их прав и интересов, а также в целях воспитания. Указанные цели определяют права и обязанности опекунов, характер правоотношений между опекунами и подопечными. Опекун становится законным представителем ребенка, он обязан его воспитывать и вправе определять способы воспитания. Ст. 150 Семейного кодекса РФ возлагает на опекуна обязанность заботиться о здоровье, психическом, физическом, нравственном и духовном развитии подопечного, он также обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Следует отметить разницу между опекой и попечительством.

Опека устанавливается над малолетними детьми, т.е. не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними

детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуном и попечителем может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин и только с его согласия.

Специфика сопровождения опекунских семей состоит в том, что поскольку опекунами являются чаще всего лица, состоящие с ребенком в родственных отношениях той или иной степени близости, то их меньше интересует анамнез, но в большей степени - умение создать ролевое и психологическое пространство для приемного ребенка в семейной системе, а главное, установить с ним тесный и длительный контакт. После прекращения опеки (в 18 лет) опекун утрачивает все права и обязанности в отношении подопечного, в том числе обязанность проживать вместе с подопечным, воспитывать его, создавать условия для его всестороннего развития.

3. Приемная семья. Характер правоотношений, возникающих между приемными родителями и ребенком, взятым на воспитание в приемную семью, регламентируется п. 3 ст. 153 СК РФ, согласно которому приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Ребенок передается в семью на основании договора, заключенного между приемными родителями и органом опеки и попечительства на срок, установленный договором, но не более, чем до совершеннолетия; на содержание ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ, а приемным родителям, в отличие от опекунов, выплачивается заработная плата и учитывается трудовой стаж; ребенок сохраняет право на получение социальных выплат; за ним сохраняется право собственности на жилое помещение, в котором он проживал ранее, либо право на получение жилого помещения при отсутствии закрепленного за ними жилья.[4]

Сегодня появился ряд новых форм семейного жизнеустройства, однако не всегда можно говорить однозначно об их эффективности.

Среди новых форм жизнеустройства - патронатная семья. Патронатное воспитание - это форма устройства детей, основанная на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются или лишены прав), уполномоченной службой опеки и патронатным воспитателем. Эта самая «гибкая» форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от юридического статуса и на любой срок. Патронатная семья - новая форма семейного устройства, пригодна для детей с установленным статусом и без него, с возможностью устройства на любое время. [3]

Инновационной формой защиты детей в условиях социального сиротства является семейная воспитательная группа (СВГ), в которую могут быть помещены дети без статуса на срок реабилитации - до шести месяцев.[3] Воспитатель СВГ является сотрудником специализированного

учреждения и получает заработную плату в соответствии с трудовым договором и пособие на содержание воспитанника. Кроме того, СВГ получает профессиональное сопровождение специалистов учреждения, при котором она открыта.[1]

Новой формой семейного жизнеустройства являются детские деревни. Детская деревня - это государственное учреждение, строительство и содержание которого финансируются из фонда международной благотворительной организации «SOS - киндердорф интернациональ». Остальные расходы ложатся на бюджет региона. Главное действующее лицо детской деревни - мама. В «деревенские мамы» идут одинокие женщины среднего возраста, прошедшие обучение в течение 3 -4 месяцев. Программа «Детские деревни - SOS» направлена на сохранение биологической семьи в тех случаях, когда семью еще можно спасти, что предполагает шефство над «трудной» семьей, на подготовку педагогов специально для работы с трудными детьми, на предоставление жилья для сирот. [3]

Правда, модель «Детской деревни - SOS» далеко не бесспорна и уже показала все свои недостатки: участие «папы» в воспитании ребенка не предусмотрено, одинокие женщины среднего возраста не имеют социального опыта семейной жизни, в результате чего социализации детей в такой деревне не происходит, поскольку нет модели успешного построения семьи.

Одной из новых форм семейного жизнеустройства, получившей широкое распространение на Западе, в частности, в США, стала фостерная семья. В Госдуме уже «прорабатывается» законопроект о внедрении этого института в российскую действительность. Фостерная семья - это временный домашний приют для размещения детей, которые по разным причинам были изъяты из кровной семьи. Здесь они и ждут усыновления. При этом временные родители должны быть профессионалами. Для этого они должны обучаться на специальных курсах, получать лицензию и за свою «воспитательную» трудовую деятельность получать зарплату.[2] Однако у этой формы есть очень существенные недостатки. Дети в таких семьях часто передаются из рук в руки, и могут пройти годы, прежде чем найдется место для их долговременного размещения. При этом теряются прежние дружеские и родственные связи, которые всегда играют огромную роль в поддержке и формировании маленького человека. Дети из таких семей имеют серьезные проблемы с успеваемостью. Американские судьи и эксперты по охране детства характеризуют воспитание многих детей в фостерной семье как «постоянную временную заботу». Эти дети, как бы пойманные системой в ловушку временщичества, неокончательности новой семьи, по достижении 18 лет, выходят из такой ловушки системы воспитания плохо подготовленными к жизни людьми.[9]

В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, орган опеки и попечительства должен

обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.[5]

В последние годы в России действует много федеральных и региональных законов, направленных на социальную поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях российских граждан. Опекуны имеют право на пособие по уходу за ребенком при установлении опеки над ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.

При этом если опекун не получает зарплату, то в приемной семье, в которой передача ребенка осуществляется на основании договора на определенный срок, родителю ежемесячно производится вознаграждение, которое рассчитывается в зависимости от количества приемных детей, воспитывающихся в одной семье. Общее число приемных и родных детей в семье не должно превышать восьми человек. На одного ребенка выплачивается 1 базовая единица, на двоих детей - 1,5, и далее прибавляется по 0,5 за каждого ребенка. Таким образом, при наличии 8 приемных детей -опекун или попечитель может получить 4,5 базовые единицы. При наличии в семье приемных детей, не достигших трехлетнего возраста, приемных детей с ограниченными возможностями здоровья, приемных детей, страдающих определенными заболеваниями и не являющиеся инвалидами, детей-инвалидов, размер вознаграждения увеличивается на 0,5 величины базовой единицы (на каждого ребенка). Денежные средства на содержание подопечного выплачиваются по месту жительства несовершеннолетнего находящегося на учете в органе опеки и попечительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 865 от

30.12.2006 г. и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 73 от

29.01.2007 г. предусмотрены выплаты единовременного пособия при устройстве ребенка (детей) в семью.[8]

Также предусмотрены дополнительные гарантии, направленные на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение, образование, медицинское обслуживание, труд, отдых и другие.

Использованные источники:

1. Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 29.

2. Головенко А. Что такое «фостерная семья», или бизнес на детях. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dal.by/news/109/07-02-14-9/

3. Козырева И.А., Соколова А.В., Баранова А.А. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. -Сыктывкар, 2009. - С. 31, 40-43.

4. Костюкова Т. А., Шпакова В. В. Семейные формы жизнеустройства

детей, оставшихся без попечения родителей //Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009, №8 (86).

5. Письмо Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»

6. Постановление Правительства РФ №829 от 17 июля 1996 г. «Об утверждении Положения о приемной семье»

7. Постановление Правительства РФ №195 от 19 марта 2001 г. «О детском доме семейного типа»

8. Правовой сайт для родителей. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pravomama.ru/vyplotopeka.html

9. Сорокина В. Фостерные семьи и наши традиции. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gazeta.eot.su/article/fosternye-semi-i-nashi-tradicii-2

УДК 338.48

Петренко М. С. студент магистратуры, 2 курс факультет «Финансы и кредит» Питерская Л.Ю., доктор экономических наук профессор, заведующая кафедры «Денежного обращения и кредита» Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар ОЦЕНКА ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ФИНАНСИРОВАНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация:

Актуальность представленного исследования определяется возрастающим в последние десятилетия значением качества жизни населения при реализации текущей государственной политики и планирования стратегического развития страны. Анализ направлений развития систем здравоохранения развитых и развивающихся стран позволяет сделать вывод о том, что цели, задачи и механизмы развития могут быть как схожи, так и существенно отличаться, в зависимости от существующей системы оказания медицинской помощи. Поиск оптимальной модели связан с невозможностью создания единого подхода к построению системы здравоохранения, который бы обеспечил создание наиболее эффективной системы оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: финансирование, здравоохранение, научные исследования, зарубежный опыт, медицинское страхование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.