стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
2. www.rremlin.ru. (Дата обращения 21.02.2012).
3. www. Minfin. (Дата обращения 10.02.2012).
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.2
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ MAIN FORMS OF RUSSIAN TAX CONTROL ORGANIZING
Егорова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected].
Савин Денис Андреевич, аспирант, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса,
г. Москва
В статье рассматриваются формы налогового контроля, дается авторское определение формы налогового контроля.
Ключевые слова: налоговый контроль, формы налогового контроля, налоговые проверки.
The article concerns the forms of tax control. The authors give their own definition of the forms of tax control.
Key words: tax control, forms of tax control, tax inspections.
Государственное управление охватывает большую сферу деятельности государства и органов местного самоуправления, где осуществляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурным и административно-политическим строительством. Современная система государственного управления должна обеспечивать эффективное участие государства в регулировании экономики. Осуществить эти задачи возможно через налоговую политику и государственный налоговый контроль.
Следует отметить, что до настоящего времени проблемы правовой природы налогового контроля изучены не до конца. Законодательство о налогах и сборах не содержит нормативного определения термина «налоговый контроль» [5].
Основные функции, присущие государственному управлению в контексте реализации налоговой политики (в сфере налогообложения), представлены на рисунке 1.
В экономической науке значительное место занимает дискуссия ученых по поводу форм осуществления налогового контроля.
Например, О.А. Ногина определяет форму налогового контроля как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля» [5].
Рисунок 1 - Функции государственного управления (в сфере налогообложения)
Поскольку, по нашему мнению, налоговый контроль не ограничивается только государственным налоговым контролем, считаем возможным, дать более широкое определение формы налогового контроля.
Итак, форма налогового контроля - это совокупность контрольных действий должностных лиц, контролирующих субъектов по документальной и фактической проверке соблюдения налогового законодательства в определенный период времени.
Каждая форма налогового контроля имеет свое определенное предназначение. Учет налогоплательщиков в виде ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков позволяет формировать общую базу данных обо всех подлежащих налоговому контролю субъектах. Оперативно-бухгалтерский учет налоговых поступлений в бюджет налогов обеспечивает контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты. Налоговые проверки предполагают контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления налогов и сборов.
Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом к формам налогового контроля относят осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода
(прибыли), а также получение объяснений налогоплательщиков в ходе проведения налоговых проверок. В виде самостоятельных контрольных действий они обычно не используются. По своей сути осмотр помещений и получение объяснений налогоплательщиков являются конкретными способами установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов в бюджет, поэтому целесообразнее указанные действия рассматривать в качестве методов, а не форм налогового контроля. Аналогичную точку зрения высказывает и Лобанов А.В. [4].
Установление законодателем самостоятельной, отдельной формы налогового контроля «проверка данных учета и отчетности» вне рамок налоговых проверок позволяет налоговым органам реализовать свои права в части контроля банков и иных лиц, «обязанных» Налоговым кодексом РФ (ст.ст. 85, 86 НК РФ) [1].
Основными и наиболее эффективными формами государственного налогового контроля являются камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Проведя арифметическую и логическую проверку налоговой отчетности, в том числе взаимоувязку с налоговыми декларациями по другим налогам (сборам) и бухгалтерской отчетностью, инспектор в случае выявления ошибок или противоречий направляет плательщику налогов требование о внесении исправлений в установленный срок.
Налоговые органы в ходе таких проверок широко используют свое право на истребование у предпринимателя-налогоплательщика дополнительных документов, сведений и объяснений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Практика показывает, что углубленная камеральная проверка позволяет своевременно пресечь нарушение налогового законодательства и дополнительно привлечь в бюджет суммы налогов или выбрать объект для выездной налоговой проверки.
Самая трудоемкая форма налогового контроля - выездная налоговая проверка, ограниченная, как правило, двухмесячным сроком проведения. Она требует наличия специалистов высокой квалификации. Разработанные специалистами программные обеспечения позволяют работникам налоговых органов рационально проводить отбор плательщиков для проведения выездных проверок.
Независимый налоговый контроль осуществляется в форме аудиторской проверки [3]. Аудиторская проверка имеет двойственную, противоречивую сущность. Предпринимательская основа аудиторской деятельности вызывает необходимость обеспечения выживаемости в условиях рыночной конкуренции. Требования
законодательства об объективности выносимого мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и финансовом положении клиента вступают в противоречие с необходимостью получения дохода, обеспечивающего самоокупаемость и
самофинансирование аудиторской фирмы.
Схематично состав форм налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, можно представить следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2 - Формы налогового контроля
Контроль качества аудиторской деятельности согласно законодательству осуществляется собственными силами аудиторов (внутренний) и специально уполномоченными органами. В субъектах Российской Федерации такое право по поручению Министерства финансов РФ предоставлено контрольно-ревизионным управлениям (КРУ) Минфина РФ по краю, области. По нашему мнению, целесообразнее
разрешить территориальным КРУ самостоятельно планировать и осуществлять контроль качества аудиторских заключений, а также обязательно публиковать результаты проверок в средствах массовой информации. Данные мероприятия позволят, во-первых, повысить ответственность аудиторов за достоверность и объективность заключений, во-вторых, дадут возможность потенциальным клиентам аудиторских фирм выбрать квалифицированных специалистов.
В отличие от государственного и аудиторского налогового контроля формы внутреннего контроля законодательно не установлены и в научной литературе не исследованы. В зависимости от формы собственности, организационной структуры и опыта работы каждый субъект предпринимательства решает проблемы организации налогового контроля самостоятельно. Крупные компании имеют возможность создавать специализированные подразделения, занимающиеся налоговым планированием, исчислением и уплатой налогов в бюджет. Основной формой налогового контроля в таких организациях являются проверки правильности составления налоговых деклараций и своевременности представления их в налоговые органы, а также соблюдение сроков платежей.
Таким образом, во всех формах налогового контроля используется основная форма контроля - проверка, модифицируемая с учетом законодательной регламентации процедурных вопросов и контролирующих субъектов. Специализированные формы применяются при осуществлении государственного налогового контроля (учет налогоплательщиков), а также в ходе внутреннего налогового контроля (самопроверка и сверка расчетов с бюджетом).
Литература
1. Налоговый кодекс РФ (действующая редакция).
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.12.2008) (действующая редакция).
3. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Правила (стандарты) аудиторской деятельности».
4. Лобанов А.В. Пути повышения эффективности налогового контроля на современном этапе налоговой реформы: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.
5. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С. 115.
6. Егорова Е.Н. Актуальные вопросы налогового регулирования в современных условиях (теоретический аспект) // Сервис plus. 2011. № 4. С. 64-70.
УДК 336.22
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ TAX RISKS IN BANKING
Амбросьева Татьяна Георгиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса,
г. Москва.
В статье рассматриваются понятие и сущность налоговых рисков, особенности их проявления в банковской деятельности с учетом ее специфичности.
Ключевые слова: налоговый риск, банк, специфика банковской деятельности, участник налоговых правоотношений, налогоплательщик.
The article considers the concept and the essence of tax risks, their expression particularities in banking taking into consideration its specificity.
Key words: tax risk, bank, banking specificity, the party to tax legal relationship, tax
payer.
В условиях рыночной экономики риск - важнейший элемент предпринимательства. Содержание предпринимательского риска и управление им зависит от сферы предпринимательства: производственное или финансовое.
Если обобщить определения рисков, приведенные в большинстве словарей и справочников, то коротко суть их состоит в возможности материальных, трудовых, финансовых потерь, потерь времени, специальных видов потерь. Риск - это гипотетическая возможность (вероятность) опасности, неудачи, принятие решения, результат которого неизвестен.
В системе предпринимательских рисков важнейшее место занимают налоговые риски. В настоящее время понятие «налоговые риски» широко применяется в научной литературе и в практическом аспекте. Однако сегодня теоретическая разработанность проблемы налоговых рисков недостаточна, поскольку отсутствует единство мнений ученых и практиков относительно сущности налоговых рисков, их видов, причин возникновения, возможностей устранения или минимизации. Важно также, что в Налоговом кодексе РФ, являющемся основополагающим законом, регулирующим налоговые отношения, понятие «налоговый риск» также отсутствует.