Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/
Том 9, №5 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-5.php
URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/70EVN517.pdf
Статья опубликована 26.11.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Гнатышина Е.И., Лебедева Е.С., Никитина Е.О. Налоговый мониторинг как инновационный способ контроля // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/70EVN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 336
Гнатышина Елизавета Игоревна
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», Россия, Тольятти1
Доцент кафедры «Финансы и кредит» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Лебедева Екатерина Сергеевна
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», Россия, Тольятти
Магистрант
E-mail: [email protected]
Никитина Елена Олеговна
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», Россия, Тольятти
Магистрант E-mail: [email protected]
Налоговый мониторинг как инновационный способ контроля
Аннотация. В современной экономической среде налоговый контроль является самостоятельным правовым институтом, служащим фундаментом государственного управления в сфере налогообложения.
Ныне существующие формы налогового контроля в той или иной степени позволяют осуществлять мониторинг полноты и своевременности налоговых поступлений в бюджет государства. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях технического прогресса происходит стремительное развитие всех сфер жизни, и зачастую прежних способов и методов контроля недостаточно. В связи с этим важно разрабатывать новые формы и методы, которые позволят в полной мере осуществлять его функции. В России существует несколько форм налогового контроля, на фоне которых налоговый мониторинг является новым направлением во взаимодействии налоговых органов и хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков). В статье дается понятие института налогового мониторинга, определяются его основные задачи, цели, функции, правовые аспекты функционирования данного института, приводится перечень требований, которым должны удовлетворять потенциальные субъекты налогового мониторинга, рассматривается механизм действия налогового мониторинга, анализируются основные функциональные моменты его осуществления, определяются положительные и отрицательные моменты его проведения. Так
1 445017, Самарская область, г. Тольятти, ул. Гагарина, дом № 4
же в статье приведена сравнительная характеристика зарубежного опыта применения аналоговых форм налогового контроля. Авторами рассмотрен практический опыт внедрения данного вида мониторинга и перспективы его дальнейшего функционирования в налоговой системе России.
Ключевые слова: налоги; налоговый мониторинг; налоговая проверка; налоговый контроль; налогообложение; налоговые поступления; бюджет
На современном этапе развития экономики налоговый контроль является самостоятельным правовым институтом и определяет основу государственного управления в сфере налогообложения.
Существуют различные формы налогового контроля, которые в той или иной степени позволяют осуществлять оценку объемов налоговых поступлений в бюджет государства. Актуальность его обусловлена тем, что в условиях технического прогресса происходит стремительное развитие всех сфер жизни, и зачастую прежних способов и методов контроля недостаточно. В связи с этим важно разрабатывать новые формы и методы, которые позволят в полной мере осуществлять его функции.
Налоговый мониторинг представляет собой новую форму налогового контроля и подразумевает информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Иными словами, организации добровольно предоставляют доступ налоговым органам к данным налогового и бухгалтерского учета, чтобы в последствии получить мотивированное мнение налоговых экспертов, с целью предотвращения налоговых последствий по совершаемым сделкам.
Основополагающей функцией налогового мониторинга является контроль за оперативностью уплаты налогов в бюджетную систему РФ.
К задачам налогового мониторинга можно отнести сбор объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков и определение правильности исчисления налогов и сборов в реальном времени.
Задачами налогового мониторинга на данный момент являются сбор актуальной информации о деятельности компаний, и анализ исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками в режиме реального времени.
Попытка реализации налогового мониторинга в России в качестве «пилотного проекта» началась в 2012 г., путем подписания Соглашения о расширенном информационном взаимодействии с некоторыми крупнейшими налогоплательщиками. Суть новшества данного метода заключается в прямом непосредственном взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов. Результатом данного проекта стали сокращение налоговых споров в несколько раз, снижение затрат на налоговое администрирование у налогоплательщиков, а также предотвращение налоговых правонарушений.
Официально действовать Налоговый мониторинг начал с 1 января 2015 г. Он представляет собой форму контроля, с помощью которого возможно проверить правильность и полноту исчисления, а также своевременность уплаты налогов и сборов, возложенных на налогоплательщиков-организации согласно законодательству РФ. Данная процедура позволяет ускорить решение спорных ситуаций, а также в дальнейшем избежать штрафных налоговых санкций, т. к. в период проведения налогового мониторинга невозможно проведение налоговых проверок за этот же период [7].
Однако, не все организации имеют право на проведение налогового мониторинга.
Условия, при которых возможно проведение налогового мониторинга, представлены на
рис. 1.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (сентябрь - октябрь 2017)
https://naukovedenie.ru [email protected]
Рисунок 1. Условия проведения налогового мониторинга (составлено (разработано) автором)
Условия, представленные на рис. 1, должны выполняться одновременно, иначе в проведении налогового мониторинга будет отказано.
Схема проведения налогового мониторинга представлена на рис. 2.
• Заявление на проведение налогового мониторинга
• Регламент информационного взаимодествия по установленной форме
• Информация об участниках в деятельности организации с долей участия более 25 %
• Учетная политика для целей налогообложения на текущий год
• Отказ в проведении налогового мониторинга должен быть мотивированным
Подача документов
Принятие решения о проведении мониторинга
Проведение мониторинга
Завершение Мониторинга
• Мониторинг осуществляется без выезда в организацию
• Помимо представленных данных, анализируются также данные, имеющиеся у налоговых органов
• Возможно истребование дополнительных пояснений или исправлений в отчетах
• Составление мотивированного мнения
Рисунок 2. Схема проведения налогового мониторинга (составлено (разработано) автором)
По итогам проведения мониторинга, организация имеет право самостоятельно запросить мотивированное мнения от налогового органа. Данный инструмент позволяет опираться на профессиональное мнение в интересах организации в случаях судебных разбирательств.
Организация может быть не согласна с мотивированным мнением. Тогда она имеет право заявить о всех разногласиях, что приводит к взаимосогласительной процедуре. В
результате этой процедуры мотивированное мнение может быть изменено, либо остаться прежним.
Чтобы оценить степень эффективности и целесообразности введения налогового мониторинга, сравним его с другими формами налогового контроля (таблица 1) [9].
Таблица 1
Сравнительная характеристика форм налогового контроля (составлено автором)
Критерий
Камеральная проверка
Выездная проверка
Налоговый мониторинг
В отношении кого
проводится
По всем
налогоплательщикам, подавшим налоговую декларацию (расчеты)
По налогоплательщикам, в отношении которых есть сомнение о их правильном исполнении своих
обязательств по уплате налогов
По налогоплательщикам, подавшим заявление в налоговый орган при одновременном соблюдении условий п.3 ст. 105.26 НК РФ
На основании чего
проводится
На основании поданной декларации
По решению руководителя налогового органа
На основании решения налогового органа
Сроки проведения контрольных мероприятий
В течение 2 месяцев со дня предоставления Юридическим лицом
налоговой декларации (расчета)
В течение 2 месяцев (налоговый орган имеет право продлить до 6 месяцев)
С 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг до 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг_
Период, за который проводится проверка_
Отчетный
который
расчеты
период, за предоставлены
Период, не более 3-х лет, перед годом, в котором назначена проверка
Следующий год, после подачи заявления в налоговую
Оформление результатов проверки в случае обнаружения нарушений налогового законодательства
Составление акта налоговой проверки
Составление мнения
мотивированного
Несогласие с решением налогового органа (мотивированным мнением)_
После получения акта налоговой проверки, организация в течении месяца должна подать заявление о возражениях
После получения мотивированного мнения, организации дается 1 месяц, чтобы представить в налоговый орган письмо с разногласиями_
Порядок рассмотрения возражений (разногласий)
Управляющий налогового органа анализирует документы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом письменные противоречия по акту в течение 10 дней. После чего проводится анализ материалов налоговой проверки совместно с проверяемым лицом_
Налоговый орган в течение 3-х дней со дня получения разногласий направляет их со всеми имеющимися у него документами для начала выполнения
взаимосогласительной процедуры в РФ
Таким образом можно сделать вывод, что несомненным преимуществом налогового мониторинга перед другими видами налоговых проверок является открытое и оперативное решение спорных моментов в отчетах организаций. Электронный формат обмена документами позволит оперативно фискальным органам запрашивать нужную информацию и проверять налоговую отчетность, регистры налогового учета, что в свою очередь снижает налоговые риски плательщиков. Ранее какие-либо спорные ситуации выявлялись и разрешались только во время проведения налоговой проверки, что было сопряжено со значительными затратами трудовых и финансовых ресурсов, в отдельных случаях налоговые споры могли тянуться несколько лет. Еще одним несомненным плюсом внедрения налогового мониторинга является
повышение уровня инвестиционной привлекательности объектов наблюдения, вследствие повышения степени прозрачности производственно-хозяйственных процессов организации.
Первые организации в России, опробовавшие такую технологию налогового контроля, как мониторинг, стали АО "Мобильные ТелеСистемы", АО "Русгидро", АО "СеверСталь", АО "ИНТЕР РАО ЭС". По завершении проводимого эксперимента участники оставили положительные отзывы о такой форме взаимодействия с налоговыми органами. Как считают компании-участники основным плюсом данной формы является предварительное урегулирование налоговых споров, а так же возможность избежать рисков с «левыми» фирмами и схемами, которые негативно отразятся на репутации компании, а так же уплаты штрафов. По статистике Федеральной налоговой службы за время эксперимента далось избежать более 50 судебных разбирательств благодаря своевременному разрешению спорных вопросов [2].
Участниками налогового мониторинга стали организации, являющиеся представителями различных сфер экономики страны (рис. 3).
Рисунок 3. Участники налогового мониторинга
по сферам деятельности (составлено (разработано) автором)
Стоит отметить, что в 2016 году из всех участников, подававших заявки на налоговый мониторинг было одобрено только семь организаций, однако уже в 2017 году их число увеличилось до 14. Устойчивую тенденцию к росту участников налогового мониторинга можно увидеть на рисунке 4.
1е 14
и 10 8 £ 4
2015 2016 2017
Рисунок 4. Тенденцию участников налогового мониторинга (составлено (разработано) автором)
На современном этапе внедрения налогового мониторинга право на данный вид налоговой проверки имеют пока только крупные компании. При этом налоговый мониторинг не изобретение работников российской налоговой службы. Он уже много лет активно применяется западными странами. Впервые налоговый мониторинг был апробирован в Нидерландах в 2005 г. Позднее он нашел применение и в других странах, и принял различные формы (рис. 5). Им удачно пользуются как крупные предприятия, так и малый бизнес. Очевидно, что как только это нововведение будет полостью адаптировано к российской экономике, малому бизнесу также станет доступен такой вид налогового контроля [5].
Horizontal monitoring -"горизонтальный мониторинг"
Fast Track Settlement -"частное разъяснение налогоплтельщиками"
Cooperative compliance
"Форвардные договоры о соблюдении требований"
"Заявления о контроле за налогами"
Compliance Assurance Process - "процедура усокренного вынесения решения"
Accelerated Issue Resolution - "процедура быстрого урегулирования"
Рисунок 5. Аналогичные инструменты налогового мониторинга в зарубежных странах (составлено (разработано) автором)
Важно отметить, что позитивный опыт осуществления налогового мониторинга отмечается в большинстве стран. При этом, и задачи, которые он позволяет решать также различны. Так, например, в Белоруссии институт налогового мониторинга был создан для выявления компаний, которые занижают свою налоговую базу. Во Франции принцип налогового мониторинга несколько другой. Любое физическое и юридическое лицо вправе обратиться в налоговый орган за пояснениями по предстоящей сделке. В Великобритании экономисты компании обязаны сообщать налоговой обо всех изменениях в схемах ведения бизнеса. Несмотря на различия со стороны технического обеспечения связи между организациями и налоговыми органами, сущность процедуры не меняется - взаимодействие происходит по каналам электронной связи в режиме реального времени, чтобы в дальнейшем предотвратить налоговые споры.
Таким образом, налоговый мониторинг в большей степени носит превентивный характер в системе налогового контроля. Он направлен на формирование доверительных отношений между налогоплательщиками и институтом налогового администрирования. Такой подход к определению контрольных функций налогового контроля, и налогового мониторинга в частности, кардинально меняет концепции налогообложения в целом.
В настоящее время в связи с тем, что на практике налоговый мониторинг опробовало пока небольшое количество организаций, произвести качественную оценку эффективности применения данной формы контроля представляется затруднительным, не смотря на видимые преимущества налогового мониторинга. Однако, опираясь на опыт зарубежных стран, однозначно можно сказать, что такая инновация в сфере налогового контроля уже заняла важное место в системе налогового администрирования. В дальнейшем это неизменно положительно скажется на эффективности деятельности налоговых органов.
С
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование [Текст]: учеб. пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. - М.: Магистр, 2013. - 542 с.
2. Воронов А. А. Мониторинг как перспективная форма налогового контроля // Финансы: Теория и практика. 2016. №3 (99). [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа: кйр8://еуЬег1еп1пка.гц/аг11с1е/у/шоп11ог1п§-как-рег8рек11упауа-Гогша-па1о§оуо§о-коп1хо1уа, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Гринкевич Л. С., Герб А. А. Налоговый мониторинг в России: современный этап реализации // ПУФ. 2016. №2 (22). [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа: Ьйр://суЬег1еп1пка.гц/аг11с1е/п/па1о§оууу-шоп11ог1п§-у-го8811-8оугешеппуу-е1ар-realizatsii, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Грушанин А. А. Основные направления совершенствования налогового мониторинга // Современные проблемы социально - гуманитарных наук. 2016. №3(5). [Электронный ресурс]: Научная библиотека «Елибрари». - Режим доступа: Ьйр8://е11Ьгагу.гц/11еш.а8р?1ё=26397973, свободный. Загл. с экрана. - Яз.
рус.
5. Демин А. В. Налоговый мониторинг: текущее состояние, проблемы и перспективы // Финансовое право. Налоговое право. Банковское право. 2017. №1. [Электронный ресурс]: Научный журнал «Вестник». - Режим доступа: http://www.vestnik.vsц.гц/pdf/pгavo/2017/01/2017-01-21.pdf, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. Кузьменко, В. В. Организация и методика проведения налоговых проверок [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «Налоги и налогообложение» / Н. С. Бескоровайная, А. А. Рубежной; под ред. В. В. Кузьменко. - М.: Вузов. учеб, 2013.
7. Мошникович М. Г. Налоговый мониторинг вместо проверок // Главная книга. 2015. № 3. [Электронный ресурс]: Журнал «Главная книга». - Режим доступа: http://g1avkniga.гц/e1veг/2015/3/1740-na1ogovij_шonitoгing_vшesto_pгoveгok.htш1, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
8. Наркевич Н. В., Налоговый мониторинг как форма налогового контроля // «Молодой ученый», [Текст]: Научный журнал «Молодой ученый», 2016. №12 С. 631-634.
9. Сидельников А. Р., Саркисян Э. П., Новая форма налогового контроля: особенности и перспективы развития // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1 [Электронный ресурс]: Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник». - Режим доступа: http://www.eduhera1d.ru/ru/artic1e/view?id=11978, свободный. Загл. с экрана. - Яз.
рус.
10. Терентьева Г. А., Солодимова Т. Ю. Налоговый мониторинг: от теории к практике // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. №3 (55). [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа: http://cyЬeг1eninka.гц/aгtic1e/n/na1ogovyy-шonitoгing-ot-teoгii-k-pгaktike, свободный. Загл. с экрана. - Яз. рус.
Gnatyshina Elizaveta Igorevna
Volga region state university of service, Russia, Togliatti
E-mail: [email protected]
Lebedeva Ekaterina Sergeevna
Volga region state university of service, Russia, Togliatti E-mail: [email protected]
Nikitina Elena Olegovna
Volga region state university of service, Russia, Togliatti
E-mail: [email protected]
Tax monitoring as an innovative way of control
Abstract. In the modern economic environment, tax control is an independent legal institution serving as the foundation of public administration in the taxation sphere.
Current forms of tax control to some extent allow monitoring the completeness and timeliness of tax revenues in the state budget. The urgency of the research is due to the fact that under the conditions of technical progress there is a rapid development of all spheres of life, and often previous methods and methods of control are not enough. In this regard, it is important to develop new forms and methods that will fully realize its functions. In Russia, there are several forms of tax control, against which tax monitoring is a new direction in the interaction of tax authorities and business entities (taxpayers). The article gives the concept of the institute of tax monitoring, defines its main tasks, objectives, functions, legal aspects of the functioning of this institution, provides a list of requirements that potential tax monitoring subjects must meet, examines the mechanism of tax monitoring, analyzes the main functional aspects of its implementation, determines the positive and the negative moments of its conduct. Also in the article is a comparative description of the foreign experience of using analog forms of tax control. The authors consider the practical experience of implementing this type of monitoring and the prospects for its further operation in the tax system of Russia.
Keywords: taxes; tax monitoring; tax audit; tax control; taxation; tax revenues; budget