Научная статья на тему 'Основные формы корпоративных отношений в российской экономике'

Основные формы корпоративных отношений в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные формы корпоративных отношений в российской экономике»

№ 1, 2008 г.

2. Под «нефинансируемыми мандатами» понимаются обязательства, возложенные на региональные и местные бюджеты федеральным законодательством, но не обеспеченные соответствующими доходными источниками.

3. Орлов А.И. Прикладной бюджетный анализ: методика и подходы. СПб., 2002г.

4. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года Постановление Правительства №584 от 15.08.2001г.

5. Попов А. Старая песня/ Эксперт Online. -25.01.2007г.

6. Миронова Т.А. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации в контексте проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007г.»/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2006г. -№23 (311).

ПРОКОПОВА О.В., КУРЧЕНКОВ В.В., ЯКУБАНИС Н.В.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Формирование корпоративного сектора в российской экономике началось с процессов массовой приватизации промышленного производства и образования акционерных обществ. К настоящему времени в российской экономике сформировались следующие основные формы корпоративных отношений: финансово-промышленная группа, инновационная компания, компания холдингового типа.

Финансово-промышленная группа. Путем создания ФПГ делается попытка привлечь финансовые организации к участию в кредитовании и финансировании промышленных предприятий, создать благоприятные условия для взаимодействия банков и промышленных предприятий и в конечном итоге преодолеть разрыв между реальным и финансовым секторами экономики. Создание финансовопромышленных групп началось в 1994 г. На 1 января 2007 г. официально зарегистрировано 47 финансовопромышленных групп, объединивших 700 предприятий и организаций, свыше 90 финансово-кредитных институтов, в том числе 48 банков. На предприятиях и в организациях, входящих в их состав, работают 3 млн. человек (1). Кроме того, вокруг крупнейших банков (Инкомбанк, Альфа-банк) созданы группы зависимых по отношению к ним предприятий - также по существу финансово-промышленные группы. Но сложившиеся вокруг банков объединения, как правило, официально не регистрируются как финансовопромышленные группы из-за нежелания коммерческих банков демонстрировать свою заинтересованность в приобретении предприятий и свое участие в тех или иных отраслях, а также вследствие ограничений, накладываемых законодательством на деятельность официальных финансово-промышленных групп и стремления избежать контроля со стороны антимонопольных органов.

В соответствии с Законом «О финансово-промышленных группах» возможно существование двух типов данных предприятий: совокупность юридических лиц, действующих как холдинговая компания, и совокупность юридических лиц, частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы.

В настоящее время Закон «О финансово-промышленных группах» в качестве одного из методов государственной поддержки деятельности ФПГ предусматривает возможность передачи в доверительное управление центральной компании пакетов акций, принадлежащих участникам этой группы и временно закрепленных за государством. Считается, что это может способствовать преобразованию финансовопромышленных групп в холдинговые компании. Однако следует учитывать возможность конфликта между необходимостью соблюдения условий договора доверительного управления и действиями в интересах участника группы.

Такое столкновение интересов в результате отсутствия реального контроля со стороны органов государственной власти за соблюдением договоров доверительного управления окажется в пользу интересов участника финансово-промышленной группы. Участник (предприятие) как совладелец центральной компании, естественно, может оказывать непосредственное влияние на решения, принимаемые ее руководством. Поэтому данная мера государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп малоэффективна. Целесообразно внести изменения в действующее законодательство, предусматривающее передачу государственного пакета акций в собственность

19

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

головной компании в обмен на передачу в государственную собственность соответствующего пакета акций головной компании.

Инновационная компания. В основе организационной структуры инновационной научно-технической компании заложены принципы единства и неразрывности процесса создания и коммерциализации товара-новации. Акционерное общество (инновационная научно-техническая фирма) строит свою деятельность, опираясь на следующие субъекты управления (2). Прежде всего, это отделение перспективных технологий, куда вошли временные творческие коллективы. Далее в этом же ряду находятся специализированные отделения по созданию рыночного НТП, отделения опытно-экспериментального производства и коммерческий центр. Отделения организованы на базе бывших научно-исследовательских, конструкторско-технологических отделов, лабораторий и опытно-экспериментального производства (3).

Как правило, под холдинг-компанией (ХК) понимается компания, контролирующая несколько хозяйствующих субъектов с помощью акций, которыми она владеет. Холдинговая компания, или держательская, от англ. to hold - держать. В настоящее время практически все крупнейшие компании Запада имеют холдинговую структуру, т.е. во главе находится холдинг, концентрирующий контрольные пакеты акций дочерних компаний.

Холдинговая компания представляет собой акционерное общество открытого типа, активы которого преимущественно представлены акциями других (дочерних) акционерных обществ. При этом холдинговая компания владеет в пределах предоставленных прав контрольными пакетами акций этих предприятий. Это позволяет ей координировать и направлять их стратегии для максимизации прибыли и достижения других целей. Холдинговая компания является юридическим лицом. Холдинговые компании создаются для содействия кооперации предприятий-смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики. Холдинговые компании создаются с согласия ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов. Создание холдинговых компаний (далее - ХК) не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг), а также в отдельных сферах деятельности (отраслях) Если в ХК 50% капитала составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы, то она признается финансовой холдинговой компанией. Учредителями ХК являются государственные комитеты РФ по управлению государственным имуществом, соответствующие комитеты различных образований (4).

ХК, как правило, учреждаются, когда признана необходимость сохранения существующих хозяйственных связей и обеспечения единой инвестиционной и технической политики; в случаях выделения подразделений предприятия в самостоятельные при их акционировании с учетом коммерциализации, а также при акционировании концернов, ассоциаций, объединений и других структур управления.

По характеру деятельности ХК могут подразделяться на так называемые «чистые холдинги», т.е. компании, занимающиеся исключительно контрольно-управленческой финансовой деятельностью (участвуют в капитале и управлении других компаний) и смешанные холдинги, в ведении которых, помимо функций контроля и управления, находятся также вопросы ведения предпринимательской деятельности. В последнее время роль смешанных холдингов на Западе постепенно убывает. Создание ХК путем передачи им части акций других компаний (в основном связанных с оперативно-производственной деятельностью) в обмен на акции холдинга означает делегирование полномочий на управление от производственных единиц к специально выделяемым для этого организационным структурам с целью совершенствования механизма управления, ускорения процессов принятия решений и придания процессу производства большего динамизма. В современных условиях крупные компании в основном конгломератного типа могут создавать и так называемые промежуточные холдинги. Это отдельные общества или подразделения в структуре компании, выполняющие определенные задачи, например, патентный и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию услуг, холдинг, занимающийся инвестиционной деятельностью. Подобные промежуточные холдинги или субхолдинги призваны сосредоточить усилия, средства, интеллектуальный потенциал на строго ограниченных, конкретных задачах для максимально эффективного использования этих факторов в интересах самой компании. Особенно это характерно для современных наукоемких производств.

В большинстве случаев холдинг (головная компания) имеет право решающего голоса при определении политики контролируемых компаний (5).

В каждой стране национальные крупные корпоративные объединения отличаются по целому ряду признаков, основными из которых авторам видятся:

1. Особый национальный характер корпоративного образования (семейный, региональный, государственный).

20

№ 1, 2008 г.

2. Антимонопольное законодательство, вопросы слияний и поглощений.

3. Способы регулирования банковского и промышленного секторов, занятых в данных структурах.

4. Уровень перекрестного владения акциями внутри корпорации и между корпорациями.

5. Регулирование участия физических лиц в акционерном капитале корпорации.

6. Взаимодействие с коммерческим (торговым) сектором.

7. Структурная доминанта (ориентация на приоритетное развитие определенных отраслей экономики в стране).

8. Уровень и вид взаимодействия с малым и средним бизнесом.

9. Внутренняя структура группы (организационное строение, структура менеджмента и маркетинга) как отражение культуры страны и национального характера.

Естественно, что столь короткий срок, в течение которого российские корпоративные структуры пытались создать подобную систему, не позволяет говорить об их устойчивости, внутренней мощи и конкурентоспособности с западными аналогами. Так как примером для российских крупных корпоративных структур служат развитые и сильные зарубежные группы, в связи с этим представляется интересным сделать ряд выводов и определить, какие именно особенности зарубежных корпоративных структур могут быть адаптированы на территории России, а какие - нет.

В частности, японская (наиболее развитая) модель, обладающая мощным финансовым сектором, основанная на переплетении взаимных обязательств и управленческих функций, объективно не может иметь продолжения в России, потому что:

1. Техническая сторона японской корпоративной культуры строится на национальных особенностях японского менталитета: строгой ориентации на ценность личности в достижении организационных целей, жестком взаимном контроле качества и выполнения работ, общей ответственности за результат, строгой засекреченности собраний управляющих. В России, где наряду с другими сложностями пока еще отсутствует четкая управленческая политика (нет ни стройной схемы общих приоритетов, ни порядка установления и достижения корпоративных целей), подобная система скорее всего не может быть применена.

2. Взаимное представительство высших управляющих и переплетение взаимовладений акциями (частично регламентируемое) свидетельствуют об устойчивом порядке гарантирования обязательств. Законодательная база, экономическая система страны должны обладать относительной стабильностью (даже в условиях кризиса), с максимальной вероятностью гарантируя, в частности, своим экономическим институтам нормальные условия существования. В нестабильной экономической и политической среде России отсутствуют гарантии устойчивости для таких структур.

Следовательно, взаимопереплетения акциями интегрированной группы и взаимное представительство управляющих не в состоянии реально дать заряд заинтересованности в эффективном сотрудничестве между группами в России. Внешние неустойчивые политические и экономические проблемы влекут за собой ослабление заинтересованности в экономическом росте конкурентов. А закономерный и неизбежный в столь сложных условиях развал какой-либо одной группы, владеющей акциями других, повлечет за собой неприятности как для этих групп, так и для владеющих акциями развалившейся.

3. Мощный финансовый сектор определяется в качестве главной особенности японских и немецких крупных корпоративных структур. Несмотря на разразившийся в 1997 году финансовый кризис, повлекший за собой множество банкротств японских предприятий, финансовая система Японии устояла благодаря грамотной политике правительства, направленной на усиление государственного сектора и принятие на себя обязательств ряда ослабленных финансовых институтов. Кризис финансового сектора России показал, что нашим банкам и их партнерам кроме них самих, рассчитывать не на кого, и развал финансового сектора отечественной экономики может повлечь за собой развал всей экономической системы. Следовательно, основной акцент в становлении российских групп желательно сделать на производственный (промышленный) сектор и на эффективное управление финансами внутри группы, не особенно рассчитывая на льготы со стороны правительства.

В данной связи определенным примером может послужить корпоративная и производственная направленность корпораций США, где также активно задействован частный капитал, а присутствие банковской сферы регулируется. При этом необходимо отметить надежную нормативно-методическую и законодательную основу в вопросах создания и функционирования корпоративного сектора США. Крупный ресурсный и интеллектуальный потенциал, привлекаемый к работе в российских корпоративных структурах, необходимо рационально и эффективно использовать для реализации общеэкономических

21

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

задач и в интересах прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны. Для реализации данного требования представляется возможным:

- создание необходимой для корпоративных групп системы нормативно-методического и правового обеспечения, направленной на повышение эффективности работы групп;

- привлечение к работе по реализации инновационных инвестиционных программ малых и средних предприятий прогрессивной направленности (через систему инкубаторов, венчуров, технопарков);

- повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов - участников ФПГ через широкую сеть взаимовладений акциями объединяющихся предприятий;

- привлечение к участию в работе корпоративных групп частного капитала, например, путем эмиссии акций Центральной Компанией группы и их распространению среди частных вкладчиков;

- упорядочение налогового бремени корпоративных групп с помощью нормативно подкрепленных (а не просто декларируемых) процедур.

Таким образом, в России в современный период формируются формы корпоративного взаимодействия. Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм. Характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая возможность кооперации интегрированных структур.

Конечно, как было отмечено существующие корпоративные структуры еще не так совершенны и гибки как в развитых странах, тем не менее они оказывают позитивное влияние на развитие российского производственного и финансового секторов, способствуют притоку инвестиций в жизненно важные отрасли народного хозяйства. Следует предположить, что дальнейшее развитие российской экономики будет связана с укреплением корпоративного сектора. При этом, наряду с существующими формами, будут зарождаться новые формы корпоративных отношений, соответствующие формам индустриально развитых стран.

1. Дементьев В.Е. Официальные ФПГ: концептуальные ориентиры и реальные тенденции. В сб. «Финансово-промышленные группы и конгломераты». Центр политических технологий. -М., 1997.

2. Авдашева С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности: проблемы и тенденции последнего десятилетия. - М.: ГУ-ВШЭ, -2000.

3. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. -М.: Альпина Паблишер, 2001. - 244 с.

4. Лисов В.И. Формирование крупных интегрированных структур в российской экономике. -М., Изд-во Моск. гос. ун-та, 2000.

5. Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. -М.: Издательский Дом «АЛЬПИНА», 2000.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.