Научная статья на тему 'Основные факторы социально-экономического развития региона'

Основные факторы социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиева Ханум Кутаевна

Актуализируется проблема развития экономики и социальной сферы высокодотационного региона. Приводятся основные направления, развитие которых способно поднять экономику региона на новый качественный уровень, снизить дотационность и повысить инвестиционную привлекательность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы социально-экономического развития региона»

Набиева Основные факторы социально-экономического

Ханум Кутаевна

Аннотация: Актуализируется проблема развития экономики и социальной сферы высокодотационного региона. Приводятся основные направления, развитие которых способно поднять экономику региона на новый качественный уровень, снизить дотационность и повысить инвестиционную привлекательность

развития региона

Аспирант ФГБОУ ВПО АГТУ Г. Астрахань

Ключевые слова: Регион, экономика, занятость населения, рост Nabieva Kh.K. The main factors of socio-economic development of the region

Abstract: Actualized the problem of development of the economy and the social sphere highly subsidized regions. The main directions of the development of which is able to improve the economy of the region to a new level, to reduce dependence on subsidies and increase the investment attractiveness Key words: Region, economy, employment, growth

Государственное регулирование региональной экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными госучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Это защита научных интересов, формирование инфраструктуры, контроль базовых параметров денежного обращения и т.д. В связи с этим, важнейшей задачей государственного регулирования экономики является обеспечение экономической безопасности страны и ее регионов. Применительно к Республике Дагестан (РД) выход его из депрессивного состояния и создание региона с развитой, социально направленной рыночной экономикой может происходить параллельно с выходом из кризиса России.

Рынок труда РД характеризуется трудоизбыточностью, в социальном и экономическом отношении является отсталым, депрессивным регионом, и от того, насколько он будет развитым и гибким, будет зависеть благосостояние населения, уровень преступности, психологический климат[1].

В настоящее время по ряду экономических, политических, социальных и иных оснований в Дагестане перестали существовать условия и стимулы развития, в силу чего республика не может рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации, поэтому республике необходима специально организованная поддержка со стороны государства, в том числе и в форме реализации специальных программ развития региональной экономики и содействия занятости населения.

По мнению специалистов, политика в области развития экономики и занятости населения должна быть интегрирована в общую систему макроэкономической политики государства [2;3;4;5;6].

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более эффективное и рациональное использование работников и трудовых ресурсов является главным приоритетом регионального развития.

Необходимо четко определиться в том, какие процессы в сфере занятости и на рынке труда надо активизировать с тем, чтобы трудовая сфера не была тормозом экономического развития. Прежде всего, это антикризисные и стабилизационные действия по преодолению бюджетного и финансового кризиса через активизацию инвестиционной деятельности; проведение институциональной и структурной перестройки в экономике; разрешение неотложных социальных проблем населения.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, требуется: 1) Появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; 2) Привлечение внутренних и иностранных инвестиций; 3) Обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы; 4) Увязать заработок работников с рентабельностью производства; 5) Искоренить уравнительные тенденции, значительно снижающие трудовую мотивацию работников; 6) Соблюдение и реализация мер по квотированию рабочих мест для слабо защищённых категорий

граждан. Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого хозяйственного рыночного механизма в сочетании с государственным механизмом регулирования. Здесь, необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей.

Дагестан имеет немало резервов для изменения положения к лучшему - это расширение сферы услуг, в том числе и на базе развития малого бизнеса, улучшение взаимоотношений производителей и бюджетов различных уровней в результате увеличения производства, привлечения инвестиций в основной капитал, подъема строительной индустрии[7]. Объективно возникает необходимость в «разработке и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающей через реструктуризацию и структурную перестройку республиканского хозяйства, его адаптацию к местным условиям и рыночным отношениям». В этом направлении, по мнению В.З. Петросянца, усилия органов власти региона должны быть направлены на увеличение инвестиционной активности в реги-оне[8]. Для сокращения уровня дотационности бюджета РД (по состоянию на 2012 год свыше 70%), развития региональной экономики и занятости населения, необходимо выделить основные приоритеты государственного воздействия на развитие республики, на которых следует акцентировать внимание: 1. Легализация теневого сектора экономики; 2. Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата; 3. Поддержание приоритетных направлений развития экономики региона; 4. Усиление государственного контроля за соблюдением законодательства; 5. Реструктуризация реального сектора экономики; 6. Поддержка сектора самозанятости, расширение деятельности малого бизнеса во всех сферах экономики.

Целенаправленное воздействие государственного регулирования на экономические процессы регионов предполагает обеспечение их пропорциональности развития. Тем самым возникает задача создания таких соотношений отраслей, сфер деятельности и производств, при которых достигаются наиболее быстрые темпы роста в длительной перспективе, сбалансированность промышленного производства, развитие всех видов рынка. Поэтому, эффективное воздействие государства на развитие регионов становится одним из важных условий совершенствования государственного регулирования социально-экономической политики.

Реализация вышеупомянутых условий, на наш взгляд, приведут к сокращению централизованных дотаций в республиканский бюджет вдвое и более, сформируют предпосылки для перевода экономики и социальной сферы региона на режим самодостаточности.

Литература

1. Кутаев Ш.К. Направления по флексибилизации рынка труда в регионе // Вестник ИНЖЭКОНа, серия: Экономика. - 2008. - № 3 (22) - С. 392-395.

2. Абдулманапов П.Г., Багомедов М.А., Гимбатов Ш.М., Кутаев Ш.К., Сагидов А.К., Хаджалова Х.М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / Под общей ред. Ш.К. Кутаева. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011. - 392 с.

3. Кутаев Ш.К. Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - № 1(09).

4. Петросянц В.3., Дохолян С.В. Особенности и условия формирования социально-экономической политики в субъектах СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - №2 (36).

5. Кутаев Ш.К. Развитие региональной экономики на основе эффективного использования кадрового потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - №1. - С. 78-82.

6. Кутаев Ш.К. Совершенствование профессиональных компетенций в решении проблем трудоустройства // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - №4. - С. 351-355.

7. Основные положения Программы социально-экономических преобразований в Республике Дагестан на период до 2010 г. (в 3-х частях). Махачкала, 2005.

8. Петросянц В.3. Модель национальной экономики Дагестана // Вестник ДНЦ. - 2000. - №8. - С. 85-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.