Научная статья на тему 'Основные факторы семейного воспитания, дезадаптирующие детей и подростков'

Основные факторы семейного воспитания, дезадаптирующие детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3769
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пташинский Игорь Андреевич

Целью статьи является изучение межличностных отношений и психологического климата в семье, оказывающих большое влияние на формирование личности в раннем детстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы семейного воспитания, дезадаптирующие детей и подростков»

Практическая составляющая подготовки к профессиональной деятельности осуществляется через систему практикумов и учебных практик на местах будущей работы. Учебно-исследовательская практика проводится на базе образовательных учреждений, в которых реализуются программы основного и дополнительного образования. В ходе практики студентам предоставляется возможность сбора эмпирических данных по заранее разработанной программе исследования. Педагогическая практика проводится на базе образовательных учреждений, в которых реализуются программы основного и дополнительного образования. В ходе производственной практики студентам предоставляется возможность проведения следующих видов деятельности: консультационной, коррекционно-развивающей, организационно-воспитательной, преподавательской, культурно-просветительской.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».

2002. 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

И.А. Пташинский

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ДЕЗАДАПТИРУЮЩИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Личность развивается, формируясь. Формирование личности начинается в раннем детстве. Появление незаметных, но опасных психологических новообразований, гипертрофия некоторых черт создают предпосылки для деформации личности.

Такая деформация часто обозначается термином дезадаптация. Особым, наиболее важным, по нашему мнению фактором, влияющим на формирование дезадаптации, является, прежде всего, межличностные отношения и психологический климат в семье, тип преобладающего воспитания.

Господствующий в семье стиль общения, воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека [2].

Каждая совершенная родителем ошибка оказывает свое отрицательное воздействие на ребенка. Для нейтрализации и устранения последствий требуется чрезвычайно много усилий. Да и успехи здесь не всегда очевидны.

А потому, главное - предупреждение ошибок. В целях предупреждения трудновоспитуемо-сти детей необходима широкая профилактически - коррекционная работа с неблагополучными семьями.

Обращение к теории, связанной с проблемами трудновоспитуемости, позволило выяснить, что наиболее часто встречающиеся понятия, так или иначе обозначающие дезадаптированных подростков, это: трудные, трудновоспитуемые, труднообучаемые, педагогически запущенные, безнадзорные, девиантные, делинквентные, криминальные, дискомфортные и, наконец, дезадаптированные [4].

При разнообразии суждений, связанных с рассматриваемым явлением, бесспорным остается одно, в обществе есть люди, которые в него не вписываются или по психологическим, или по социальным причинам, или по тем и другим вместе взятым. Кроме того, есть такие, которые испытывают сами или доставляют другим чувство дискомфорта. Все эти явления относят к дезадаптации. Это интегральное понятие, отражающее различные проявления социального, психологического или комплексного неблагополучия личности. Независимо от источника, природы и степени проявления [4, 12].

Итак, как мы ее понимаем, дезадаптация - это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности или такое поведение личности, которое отношения в обществе дегамонизирует, нанося моральный и материальный ущерб. Таким обра-

зом, это явление, которое охватывает все трудности человека, а применительно к младшим школьникам - все внутренние и внешние трудности данного возраста, независимо от источника природы и степени проявления [5, 14].

Как известно, человек в своем развитии проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психологических функций и свойств личности.

К основным (по Молодцовой Т.Д., [4, 67]) социальным факторам, которые могут еще больше усилить дезадаптирующее развитие возрастных особенностей относятся следующие:

- нестабильность в обществе;

- асоциальность семьи или потеря значимости положительно организованной семьи;

- безнадзорность подростков (младших школьников);

- наличие отрицательных нравственных образцов для подражания;

- педагогические ошибки учителей;

- игнорирование окружающими социальной роли и социальной позиции подростка (младшего школьника) и т.д.

Своеобразным микро коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Господствующий в семье стиль общения, воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека [2].

Каждая совершенная родителем ошибка оказывает свое отрицательное воздействие на ребенка. Для нейтрализации и устранения последствий требуется чрезвычайно много усилий. Да и успехи здесь не всегда очевидны.

А потому главное предупреждение ошибок. В целях предупреждения дезадаптации детей необходима широкая профилактически - коррекционная работа с неблагополучными семьями.

Своеобразным микро коллективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Социализация - процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Каждая семья создает свою собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, государства. У семейного воспитания есть свои преимущества. Именно в семье выявляется с наибольшей полнотой индивидуальность ребенка, его внутренний мир.

Неблагоприятные условия семейного воспитания способствуют накоплению у детей отрицательного опыта, нежелательных навыков и привычек (непослушание, капризность, лживость, несчастность, леность, эгоизм, драчливость, иногда - воровство), от которых не просто освободиться. Не случайно В.А. Сухомлинский, придавая особое значение ранней диагностике детской педагогической запущенности, писал, что трудным ребенком становится от года до семи-восьми лет, то есть в тот период, когда главным воспитательным фактором выступает семья [8, 165].

На формирование личности ребенка прямое воздействие оказывает нравственная атмосфера семьи, весь ее уклад. Там, где складываются неправильные взаимоотношения между родителями, выливающиеся в постоянные оскорбления друг друга, где царит явно нездоровая и нравственная атмосфера, наносится большой вред делу воспитания. Нередко в таких ситуациях родители вовлекают в личные отношения и детей, которые ввиду своего малого жизненного опыта не могут еще разобраться в причинах семейных конфликтов, дать правильную оценку происходящему. Они занимают или позицию отца или позицию матери, часто злоупотребляют отношениями родителей. В результате сложившейся обстановки дети выходят из подчинения родителей, становятся лицемерными, лживыми, грубыми.

Особенно тяжелые последствия таит в себе аморальное поведение родителей, в частности пьянство. В таких семьях, как правило, создаются конфликтные длительные ситуации [1]. Из-за

пьянства ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

Ребенок, перенесший в раннем детстве обиду, остро и болезненно воспринимает проявление несправедливости даже там, где их нет, противопоставляя настоящей и кажущейся несправедливости, обиде грубость, упрямство, непослушание. Глубоко понимая детскую психику, А.С. Макаренко отмечал, что в подавляющем большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем положение сирот. Большой вред таит в себе пренебрежительное отношение родителей к своим детям, грубое, жестокое обращение с ними. Грубость, несправедливость родителей к детям, неумение и нежелание считаться с их личностью влечет за собой весьма печальные последствия. Ребенок обычно утрачивает чувство уважения и любви к родителям, теряет веру в справедливость, добрые человеческие отношения, сердце его черствеет, грубеет.

Атмосфера грубости, жестокости, несправедливости в семье является одной из главных первоначальных причин отхода ребенка от родителей, от семьи. Нарушаются взаимоотношения между родителями и детьми, растет отчуждение, недоверие, озлобленность, не только к родителям, но и к окружающим. Отрицательно сказывается на формировании личностных качеств и физическое наказание [6].

Конфликтная семья, в которой по различным педагогическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликты отчуждения.

Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений. В конфликтных семьях дезадаптирующее влияние проявляется не прямо через образцы аморального поведения или антиобщественные отношения родителей, здесь имеет место косвенное дезадаптирующее влияние, оказываемое за счет хронически осложненных, нездоровых отношений родителей.

Среди семей детей, состоящих на учете в ИДН, наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители), неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей [3].

Педагогически несостоятельная, как и конфликтная семья, не оказывает на детей прямо дезадаптирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

По Р.С. Немову [6, 404-405], «частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты».

Особой классификации факторов Р.С. Немов не дает, но частично перечисляет:

- неоднозначность понимания супругами семейных ролей;

- несовместимость нравственных позиций супругов в отношениях: морали, чести, совести, долга, обязанностей перед семьей, меры ответственности за состояние дел в семье.

В книге «Этика и психология семейной жизни» [10, 232] авторы дают свою классификацию факторов дезадаптации:

- неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;

- неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Очень часто родители из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые просчеты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей, дезадаптирующе влияют на них.

Е.И. Рогов [8, 121-125] выделяет несколько групп факторов, отражающих специфику неправильного воспитания, которая может привести к дезадаптации:

1. Родители не способны стравляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. В воспитании отражаются неблагоприятные личностные особенности родителей (принципиальность, нетерпимость, эгоцентризм, конфликтность и т.п.).

2. Преобладание рационального аспекта в воспитании в виде большого количества моральных предписаний и требований, его «заорганизованность», формальность в ущерб детской

непосредственности.

3. Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, семейных конфликтов.

4. Неблагоприятные личностные изменения у родителей: тревожность, аффективностъ, гиперсоциальность, доминантность (властность), недостаточная отзывчивость, противоречивость, недоверие к детям.

5. Базисные характеристики воспитания:

- забота (гиперопека со стороны кого-либо из родителей);

- гиперопека (беспокойство, страх, невротизм родителей);

- обучение (стремление родителей к чрезмерно раннему обучению (самостоятельности);

- интенсивность воспитательных мероприятий (избыточное моральное давление на детей).

Неблагополучию семьи способствует множество факторов: бедность, безработица родителей, разводы, алкоголизм, насилие в семье, которые в свою очередь порождают цепочку последствий: безнадзорность, сиротство, бродяжничество, правонарушения, неуспеваемость, недисциплинированность и т.д. Но все же «типичными провоцирующими факторами» дезадаптации детей являются, согласно Молодцовой Т.Д. [4, 30-31]:

- конфликтные взаимоотношения родителей, т.е. тяжелый семейный микроклимат;

- плохое отношение родителей к ребенку (гиперопека, равнодушие);

- низкий общекультурный уровень родителей;

- болезни родителей; особенно если это связано с психическими нарушениями;

- огромная занятость родителей;

- педагогические ошибки родителей.

Проанализировав все изученные источники (см. библ. список), мы выделили следующие факторы семейного воспитания, которые отрицательно влияют на детей:

- атмосфера сверхопеки и вседозволенности в семье (чрезмерное внимание к ребенку, отсутствие разумного сочетание любви и требовательности);

- отсутствие взаимопонимания между взрослыми, (частые конфликты, невысокий уровень общей культуры, недостаточное образование и педагогический потенциал);

- потребительское отношение к жизни;

- духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство и т.д.;

- преобладание «относительно свободного воспитания» (дети, чаще всего, предоставлены сами себе);

- аморальный микроклимат в семье;

- криминогенный тип семьи.

Итак, из всего вышесказанного, мы уяснили, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не

заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-педагогическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 1990. 110 с.

2. Водзинский Д.И. Семейно-бытовая культура. М.: Народная асвета, 1987. 160 с.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 3 т. М., 1983.

4. Молодцова Т.Д. Подростковые трудности: условия преодоления. Ростов н/Д., 1999. 254 с.

5. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 1997. 310 с.

6. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. Кн. 2. 480 с.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. 280 с.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 2000. 420 с.

9. Сухомлинский В. Н. Избр. произв.: в 5 т. Киев: ЛИВА, 1980. Т. 4.

10. Этика и психология семейной жизни / под ред. И.В. Гребенникова. М.: Просвещение, 1984. 340 с.

О.А. Пятницкая, А.К. Юров

СОПОСТОВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ГЕНДЕРНОЙ И ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

В современном мире меняются традиционные мужские и женские социальные роли. Этот вопрос уже давно поднимают различные феминистские движения, он является предметом пристального внимания философов и социологов. В последнее время все чаще он рассматривается в психологических исследованиях. Меняются типичные представления о психологических особенностях, свойственных обоим полам, и, возможно, изменениям подвергаются сами эти особенности.

В связи с этим важно определить существенные характеристики и провести сравнительный анализ понятий «пол» и «гендер». В английском языке существуют оба эти понятия: sex и gender. В связи с этим, в психологии одновременно используются термины «гендерная» и «половая» идентичность. Но sex - пол - определяется как детерминированное генетически и морфофизиоло-гически различие между организмами, то есть, опирается скорее на биологические характеристики мужчины и женщины.

Пол человека определяется наличием специальных половых хромосом. [9, 1036] А gender -род - описывается как морфологическая характеристика «грамматический род», следовательно, определяет принадлежность к определенному классу, обозначает разделение в зависимости от существенных признаков не только пола, но и других содержательных характеристик, в том числе и социальных. [9, 1142]

В психологии понятие «пол» (sex) в двух смыслах - «биологический пол» и «психологический пол». Для обозначения психологического пола в литературе часто используется понятие «гендер». В связи с этим, психологический пол - гендер - это характеристика личности и поведения человека с точки зрения мужественности-женственности.

Термин «гендер» впервые ввел английский психолог Роберт Столлер как социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол». В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (или, как он назвал его, тендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола, считал Р. Столер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений [12].

Ю. Волков и И. Мостовая дают следующее определение гендера: «(от англ. gender - род) -совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность (фемининность) и мужественность (маскулинность)» [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.