Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ НЕПРЕДУМЫШЛЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ НЕПРЕДУМЫШЛЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОЕЗД / ТРАВМИРОВАНИЕ / ТРАВМАТИЗМ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / RAILWAY TRAIN / INJURY / INJURIES / TRANSPORT INFRASTRUCTURE OBJECTS / RAILWAY TRANSPORT / OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беломесцева О.В., Столбина Л.В.

В статье рассматриваются основные проблемы, причины и условия травматизма на объектах железнодорожной инфраструктуры. Приводятся статистические данные административных правонарушений на территории обслуживания Белгородского линейного отдела МВД России на транспорте по переходу железнодорожных путей в неустановленных местах в период с 2017 по июнь 2020 г., сведения по непредумышленному травмированию на объектах транспортной инфраструктуры на участке Юго-Восточной железной дороги в период с 2017 по 2019 г. В статье рассматривается установленная законом административная или уголовная ответственность за неправомерное поведение физического лица в зависимости от степени совершенного им правонарушения в соответствии с установленной законом ответственностью. Поскольку одними из основных задач в деятельности территориальных органов МВД России на транспорте при обеспечении безопасности на объектах транспорта являются нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности, а также определение угроз совершения актов незаконного вмешательства (Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности), в статье анализируется поведение физических лиц, способствующее причинению вреда жизни и здоровью, ущерба объекту транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беломесцева О.В., Столбина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PROBLEMS AND CAUSES OF UNINTENTIONAL INJURIES AT RAILWAY INFRASTRUCTURE FACILITIES

The article deals with the main problems, causes and conditions of injuries at railway infrastructure facilities. The article provides statistical data on administrative offenses in the territory of the Belgorod linear Department of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport for crossing railway tracks in unspecified places in the period from 2017 to June 2020, information on unintentional injuries at transport infrastructure facilities on the South-Eastern railway section in the period from 2017 to 2019. The article deals with the administrative or criminal liability established by law for the illegal behavior of an individual, depending on the degree of the offense committed by him in accordance with the responsibility established by law. As one of the main objectives in the activities of the territorial bodies of the MIA of Russia on transport, while ensuring safety at the facilities of transport are normative legal regulation in the field of transport security and threats of acts of unlawful interference , the article analyzes the factors the behavior of individuals that violate the rules of behaviour on transport and transport infrastructure, contributing to cause damage to life and health, damage to transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ НЕПРЕДУМЫШЛЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ НЕПРЕДУМЫШЛЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

MAIN PROBLEMS AND CAUSES OF UNINTENTIONAL INJURIES AT RAILWAY INFRASTRUCTURE FACILITIES

УДК 343

О.В. БЕЛОМЕСЦЕВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) lesechka@mail.ru

OLESYA V. BELOMESCEVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Л.В. СТОЛБИНА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) mosbell@mail.ru

LYUBOV V. STOLBINA,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы, причины и условия травматизма на объектах железнодорожной инфраструктуры. Приводятся статистические данные административных правонарушений на территории обслуживания Белгородского линейного отдела МВД России на транспорте по переходу железнодорожных путей в неустановленных местах в период с 2017 по июнь 2020 г., сведения по непредумышленному травмированию на объектах транспортной инфраструктуры на участке Юго-Восточной железной дороги в период с 2017 по 2019 г. В статье рассматривается установленная законом административная или уголовная ответственность за неправомерное поведение физического лица в зависимости от степени совершенного им правонарушения в соответствии с установленной законом ответственностью. Поскольку одними из основных задач в деятельности территориальных органов МВД России на транспорте при обеспечении безопасности на объектах транспорта являются нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности, а также определение угроз совершения актов незаконного вмешательства (Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-Фз «О транспортной безопасности), в статье анализируется поведение физических лиц, способствующее причинению вреда жизни и здоровью, ущерба объекту транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: железнодорожный поезд, травмирование, травматизм, объекты транспортной инфраструктуры, железнодорожный транспорт, правонарушение.

Для цитирования: Беломесцева О.В., Столбина Л.В. Основные факторы непредумышленного травматизма на объектах железнодорожной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 79-84.

Abstract: the article deals with the main problems, causes and conditions of injuries at railway infrastructure facilities. The article provides statistical data on administrative offenses in the territory of the Belgorod linear Department of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport for crossing railway tracks in unspecified places in the period from 2017 to June 2020, information on unintentional injuries at transport infrastructure facilities on the South-Eastern railway section in the period from 2017 to 2019. The article deals with the administrative or criminal liability established by law for the illegal behavior of an individual, depending on the degree of the offense committed by him in accordance with the responsibility established by law. As one of the main objectives in the activities of the territorial bodies of the MIA of Russia on transport, while ensuring safety at the facilities of transport are normative legal regulation in the field of transport security and threats of acts of unlawful interference , the article analyzes the factors the behavior of individuals that violate the rules of behaviour on transport and transport infrastructure, contributing to cause damage to life and health, damage to transport infrastructure.

Keywords: railway train, injury, injuries, transport infrastructure objects, railway transport, offense.

For citation: Belomesceva O.V., Stolbina L.V. Main problems and causes of unintentional injuries at railway infrastructure facilities // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 3. P 79-84.

Первая в России железная дорога для пассажирских перевозок, соединившая Санкт-Петербург с Царским Селом, длина которой составляла 26.5 км, запущена 11 ноября 1837 года. С каждым годом железнодорожная сеть продолжает свое стремительное развитие в самых отдаленных уголках России, тем самым во многом облегчая жизнедеятельность общества в плане пассажирских и грузовых перевозок. Рождение российской железнодорожной отрасли способствует прогрессивному росту экономического и социального развития страны. В настоящее время российская железная дорога занимает третье место в мире по своей протяженности. Общая эксплуатационная длина железнодорожных путей уже в 2019 году составила 122 тысячи км, из них железнодорожные пути общего пользования - 87 тысяч км, из которых электрифицировано 44,1 тысяч км, общая протяженность пути необщего пользования составила 35 тысяч км [5].

Инфраструктура на объектах железнодорожного транспорта играет особую роль в развитии общества. Однако совместно с положительными тенденциями развития в железнодорожной отрасли с каждым проложенным километром железнодорожных рельс увеличивается число травмоопасных участков, а соответственно, и процент травмирования граждан. Нельзя не отметить печальный факт роста травмирования граждан вблизи объектов транспортной инфраструктуры. Нарушение правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта нередко вызывает тяжкие последствия, часто уносящие человеческие жизни.

Каждая станция, а также железнодорожные переезды, остановочные платформы оборудованы специально отведенными местами для перехода

людей. К таковым относятся мосты надземные, тоннели, а также, если таковых не имеется, наземные настилы, которые обязательно должны быть оборудованы указателем с надписью «Переход через пути». Запрещается переходить через железнодорожные пути при работающем красном сигнале светофора, а также при закрытом шлагбауме или во время его опускания. Переходить железнодорожные пути в неположенных местах строго запрещается согласно ч. 5 ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах»1, что влечет предупреждение или же наложение административного штрафа в размере ста рублей. Но оценима ли человеческая жизнь указанной суммой в случае малейшей ошибки?

К сожалению, далеко не все граждане уделяют должное внимание правилам перехода через железнодорожные пути. И на вопрос о том, почему они решили перейти железную дорогу в неположенном месте, ссылаются на отдаленность разрешенного для перехода участка (надземного пешеходного моста, тоннеля, настила). О постоянном переходе лиц через железнодорожные пути в неустановленных местах свидетельствуют протоптанные тропы через железнодорожное полотно. В настоящее время сотрудниками патрульно-постовой службы территориальных органов МВД России на транспорте ведется постоянная профилактическая работа по предотвращению нарушений, предусмотренных ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ, по маршрутам патрулирования в зоне обслуживания.

1 Кодекс Российской Федерации об административных пра-

вонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 11 августа 2020 г.).

Согласно проведенному анализу в 2017 году сотрудниками патрульно-постовой службы полиции Белгородского линейного отдела МВД России на транспорте составлено 2516 протоколов о привлечении к административной ответственности совершеннолетних лиц по ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ, в 2018 году аналогичный показатель составил 2118 протоколов, в

2019 году количество нарушений по проходу по железнодорожным путям в неустановленных местах упало до 1732 протоколов. За 6 месяцев

2020 года количество составленных протоколов равно 744. Стоит отметить результативность профилактической работы сотрудников транспортной полиции по предупреждению данного правонарушения.

Однако количество аналогичных правонарушений среди несовершеннолетних на участке оперативного обслуживания Белгородского линейного отдела МВД России на транспорте составило в 2017 году 43 протокола, в 2018 году -59 протоколов, в 2019 году - 53 протокола, за полгода 2020 года - 182, что нельзя отнести к положительным тенденциям.

Помимо того, что совершение правонарушения на транспортном комплексе усматривает административную ответственность граждан, в некоторых случаях нарушение установленных законодательством правил несет печальные последствия, а также уголовную ответственность.

Подвергнув анализу статистические данные по непредумышленному травматизму за последние 3 года, на Юго-Восточной железной дороге в 2017 году произошло 84 несчастных случая травматизма от наезда подвижного состава с количеством пострадавших 84 человека, из них 68 человек со смертельным исходом, 13 человек во время получения травм находились в состоянии алкогольного опьянения. Пострадало 2 детей в возрасте до 18 лет, из них 1 со смертельным исходом. По данным территориальных органов МВД России на транспорте, установлено 6 признаков самоубийства, неопознанные лица - 4. От воздействия электрического тока контактной сети травмировано 12 человек, из них 5 со смертельным исходом. В том числе травмированы 9 детей в возрасте до 18 лет, из них со смертельным исходом - 4.

В 2018 году произошло 82 несчастных случая непроизводственного травматизма от наезда подвижного состава с общим количеством пострадавших 82 человека, из них - 54 челове-

2 Неопубликованные данные статистики административных правонарушений на территории обслуживания Белгородского ЛО МВД России на транспорте за период 2017 - 2020 г.

ка со смертельным исходом, 15 находились в состоянии алкогольного опьянения. Пострадало 6 детей в возрасте до 18 лет, из них - 2 со смертельным исходом. По сведениям территориальных органов МВД России на транспорте, установлены признаки самоубийства в 3 случаях. Кроме того, от воздействия электрического тока контактной сети травмировано 15 человек, из них со смертельным исходом - 6, в том числе травмировано 11 несовершеннолетних, из них со смертельным исходом - 3.

Рис. 1. Наиболее травмоопасные участки Юго-Восточной железной дороги

В 2019 году зафиксировано 73 случая непроизводственного травматизма от наезда поезда с количеством пострадавших 76 человек, из них -47 человек со смертельным исходом, при этом 13 человек находились в состоянии алкогольного опьянения, в том числе произошло 3 групповых случая травматизма, с количеством пострадавших 6 человек, из них - 4 со смертельным исходом. Пострадало 5 несовершеннолетних детей, из которых - 2 с летальным исходом. По сведениям территориальных органов МВД России на транспорте установлены признаки самоубийства - 3, неопознанные лица - 2. От воздействия электрического тока контактной сети в 2019 году травмировано 8 человек, в том числе 6 несовершеннолетних, из них - 1 человек со смертельным исходом3.

Каждый факт травмирования на объектах железнодорожного транспорта усматривает признаки состава преступления, предусмотренного ст. 263 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»4.

3 Неопубликованные выверенные статистические данные травмирования на объектах транспорта нам участке Юго-Восточной железной дороги за период 2017 - 2019 г.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон принят Гос. Думой 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.).

К последствиям нарушений данной статьи законодатель относит:

- причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 263 УК РФ);

- смерть одного человека (ч. 2 ст. 263 УК РФ);

смерть нескольких лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ).

По мнению С.А. Вазюлина, к обязательным признаками объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, относятся:

- общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- предусмотренные законом общественно опасные последствия этих нарушений;

- причинная связь между нарушениями указанных правил и наступившими последствиями [6].

Нарушение или неисполнение требований безопасности на объектах транспортного комплекса при проведении работ, при обслуживании транспортного средства усматривает признаки состава преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ «Нарушение требований в области транспортной безопасности». Помимо установленной законом ответственности, халатное отношение работников транспортной инфраструктуры к исполнению обязанностей на объектах транспорта также влечет за собой непредумышленный травматизм. Указанные статьи УК РФ относятся к компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации согласно ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации5.

Одним из главных и опасных травмирующих факторов на железной дороге является наезд подвижного состава на человека, а также напряжение в контактной сети, которое в разных регионах нашей страны варьируется от 3 000 до 30 000 вольт. Несложно сделать вывод, что нахождение людей в зоне железной дороги, не соблюдающих соответствующие правила и технику безопасности, может повлечь за собой опасные для жизни и здоровья последствия. Ежемесячно с детьми и подростками в учебных заведениях сотрудниками полиции по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России на транспорте проводятся профилактические лекции по соблюдению техники безопасности и правил поведения на объектах железнодорожного транспорта.

Несмотря на установленные запреты, некоторые граждане пренебрегают правилами, находясь на железнодорожных путях. Однако халатное отношение к поведению вблизи железной дороги редко когда остается безнака-

5 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.).

занным. Как правило, к категории людей, нарушающих правила поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры, относятся дети, подростки, а также лица, находящиеся в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, которые не в состоянии адекватно оценивать окружающую их обстановку, а также недобросовестные работники железнодорожных предприятий, все они получают травмы различной степени тяжести и остаются инвалидами. Нередко имеют место быть случаи летального исхода. Таким образом, каждый гражданин, находясь вблизи железнодорожного полотна, железнодорожной станции, обязан помнить и соблюдать правила техники безопасности нахождения на пути.

Довольно часто в линейные подразделения органов внутренних дел поступают сообщения от локомотивных поездных бригад, дежурных железнодорожных станций о применении экстренного торможения поезда в связи с нахождением постороннего человека в междупутье, на железнодорожных путях. Машинист поезда при наличии постороннего человека на пути следования в обязательном порядке должен подать звуковой сигнал высокой громкости, после чего, если на сигнал посторонний человек не отреагировал и до человека осталось расстояние 400 метров, машинист поезда обязан незамедлительно применить экстренное торможение. А.И. Годяев поясняет, что в среднем максимальная скорость на перегонах российских железных дорог для грузовых поездов - 90 км/ч, для пассажирских поездов - 140 км/ч [7]. Не следует забывать и о том, что длина тормозного пути зависит от веса, длины, уклона, рельефа земляного полотна и скорости следования, поэтому расчет производится индивидуально для каждой конкретной ситуации. К примеру, длина тормозного пути грузового поезда, следовавшего со скоростью 90 км/ч, равна 600 метрам, длина тормозного пути пассажирского поезда, следовавшего со скоростью 140 км/ч, -около 1600 метров [8]. Таким образом, соблюдая все установленные правила по технике безопасности, не имея умысла на причинение какого-либо вреда жизни и здоровью человека, находящегося на железнодорожных путях, машинист поезда из-за не зависящих от него обстоятельств в виде неблагоприятных погодных условий (дождь, туман, снегопад), извилистости железнодорожного пути по объективным обстоятельствам не успеет остановить крупногабаритную железную машину, тем самым осуществив наезд на человека.

Рассмотрим наиболее подробно факторы поведения физических лиц, способствующие непредумышленному травматизму на объекта транспортной инфраструктуры.

Наиболее склонны к нарушениям правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта подростки. Особенно ярко выражен интерес у лиц, проживающих в относительной близости от объектов железнодорожной инфраструктуры. А.Н. Варыгин и Р.Н. Бахаев полагают, что наиболее склонные к правонарушения несовершеннолетние проживают в радиусе 1-2 км от транспортного комплекса [9].

С развитием современной техники бдительность многих людей падает, так как наличие современных гаджетов негласно подразумевает отвлечение от реальности. Человек, который идет вдоль или по железнодорожным путям, особенно по ходу движения поезда, в свою очередь, не слышит звук приближающегося к нему поездного состава в силу занятости сотовым телефоном, также ситуацию усугубляет наличие у гражданина работающих наушников. Как правило, к данной категории граждан относятся лица в возрасте от 12 до 25 лет.

Также нельзя не отметить рост популярности социальных сетей в интернете, мониторинг которых указывает на то, что в современном обществе у молодежи, увлекающейся фото- и видеосъемкой, вызывает огромный интерес проведение фотосессий на объектах транспортной инфраструктуры: на железнодорожных путях, железнодорожных мостах, что достаточно часто приводит к электротравматизму у подростков, которые пренебрегают установленными правилами безопасного поведения на объектах транспортной инфраструктуры. Имеют место быть массовые скопления людей, в основном подростков, вблизи железнодорожных путей организаций, что также влечет за собой рассеянность внимания, что нередко приводит к травмированию. Каждый родитель должен понимать степень опасности нахождения ребенка вблизи железной дороги и проводить разъяснительные беседы о важности соблюдения мер безопасности.

Нередки случаи нарушения требований безопасности ввиду легкомыслия работников или небрежности во время исполнения (неисполнения)

своих должностных обязанностей, что приводит к травматизму на объектах железнодорожного комплекса в целом. К данной категории граждан чаще всего относятся работники железнодорожных предприятий.

Следует выделить в отдельную категорию лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, а также лиц, находящихся в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, которые не в состоянии оценить степень опасности нахождения на железнодорожном полотне. В состоянии алкогольного либо наркотического опьянения отмечается притупление и замедление реакции человека на внешние раздражители, такие как свет буферных фонарей электровоза, тепловоза, звуковой сигнал. В связи с этим человек не способен адекватно среагировать на приближение поезда, что может повлечь за собой травмирование или же смерть человека.

Таким образом, в ходе проведенного анализа случаев травматизма граждан на объектах транспортной инфраструктуры можно выделить ряд факторов, ставших причиной травмирования граждан:

• нарушение правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути в неустановленных местах;

• недобросовестное исполнение должностных обязанностей работниками железнодорожных предприятий;

• отсутствие контроля со стороны родителей за местонахождением детей;

• нахождение лиц в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения на (вблизи) объектах транспорта;

Следует помнить, что нарушение общепринятых правил поведения на объектах транспортной инфраструктуры влечет за собой не только административную, но в некоторых случаях и уголовную ответственность, провоцирует непроизвольный травматизм, угрожающий жизни и здоровью граждан.

- Литература -

1. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели транспорта по Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1 (дата обращения: 16.09.2020).

2. Вазюлин С.А. Методика расследования транспортных происшествий (железнодорожный транспорт). - Москва, 2018. С. 204.

3. Годяев А.И. Методологические основы и принципы построения систем поддержки принятия решений в задачах обеспечения безопасности управления движением на железнодорожном транспорте: дис. ... канд. технических наук. - Москва, 2006. - 756 с.

4. Черепашенец Р.Г., Бирюков В.А., Понкрашов В.Т., Судиловский А.Н. Вождение поездов. - Москва: Транспорт, 1993. - 304 с.

5. Варыгин А.Н., Бахаев Р.Н. Криминологические особенности личности несовершеннолетних преступников, совершающих преступления на железнодорожном транспорте // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2007. № 4. С. 313-316.

— References —

1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Osnovnye pokazateli transporta po Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1 (data obrashcheniya: 16.09.2020).

2. Vazyulin S.A. Metodika rassledovaniya transportnyh proisshestvij (zheleznodorozhnyj transport). - Moskva, 2018. S. 204.

3. Godyaev A.I. Metodologicheskie osnovy i principy postroeniya sistem podderzhki prinyatiya reshenij v zadachah obespecheniya bezopasnosti upravleniya dvizheniem na zheleznodorozhnom transporte: dis. ... kand. tekhnicheskih nauk. -Moskva, 2006. - 756 s.

4. CHerepashenec R.G., Biryukov V.A., Ponkrashov V.T., SudilovskijA.N. Vozhdenie poezdov. - Moskva: Transport, 1993. - 304 s.

5. Varygin A.N., Bahaev R.N. Kriminologicheskie osobennosti lichnosti nesovershennoletnih prestupnikov, sovershayushchih prestupleniya na zheleznodorozhnom transporte // Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskij zhurnal. 2007. № 4. S. 313-316.

(статья сдана в редакцию 03.09.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.