Научная статья на тему 'Основные этапы становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления'

Основные этапы становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL INDEPENDENCE / СОВМЕСТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / FORMATION OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE / БАКАЛАВРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / BACHELORS IN PEDAGOGY / COMPATIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ксения Сергеевна

Рассматриваются основные вопросы становления образовательной самостоятельности студентов педагогических специальностей в вузе. Представлены результаты изучения уровней развития исследуемого качества у будущих педагогов. Выделены этапы становления образовательной самостоятельности: этап погружения в новый вид деятельности, этап реконструкции и конструирования образовательной деятельности, этап проектирования образовательной деятельности. Каждый этап раскрывается через описание форм и методов организации совместной деятельности обучающихся (кейс-стади, проектирование образовательных ситуаций, организационно-деятельностные игры, дневник самонаблюдений). В результате проведенной опытно-экспериментальной работы автором доказывается эффективность предлагаемых этапов становления образовательной самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE FORMATION FOR BACHELORS IN THE PEDAGOGICAL DIRECTION

The article considers the problem of studying and development of educational independence of students in the context of educational activity in higher education institution. The purpose of the article is to give the reader some information on methods of formation of educational independence. The results of studying the levels of development of the studied quality in future educators are presented. The stages of the formation of educational independence are singled out: the stage of immersion in a new type of activity, the stage of reconstruction and construction of educational activity, the stage of designing educational activities. The article gives a detailed analysis of these stages and organizational forms in pedagogical process. There are a case-study, design of educational situations, organizational and activity games, the diary of introspection. Much attention is given to joint activity and educational activity. It deals with levels of development of educational independence. There are reproductive level, reconstructive level, creative level. It shows dynamics of development of levels of educational independence in students. Conclusions are drawn about efficiency of the offered stages of formation of educational independence. The article is of interest to teachers of colleges and higher educational institutions and also students of pedagogical specialties.

Текст научной работы на тему «Основные этапы становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления»

УДК 378.147

йО! 10.23951/2307-6127-2018-2-41-47

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

К. С. Лебедева

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

Рассматриваются основные вопросы становления образовательной самостоятельности студентов педагогических специальностей в вузе. Представлены результаты изучения уровней развития исследуемого качества у будущих педагогов. Выделены этапы становления образовательной самостоятельности: этап погружения в новый вид деятельности, этап реконструкции и конструирования образовательной деятельности, этап проектирования образовательной деятельности. Каждый этап раскрывается через описание форм и методов организации совместной деятельности обучающихся (кейс-ста-ди, проектирование образовательных ситуаций, организационно-деятельностные игры, дневник самонаблюдений).

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы автором доказывается эффективность предлагаемых этапов становления образовательной самостоятельности.

Ключевые слова: образовательная самостоятельность, совместность, образовательная деятельность, становление образовательной самостоятельности, бакалавры педагогического направления.

Качество профессиональной подготовки будущих педагогов является одной из важнейших проблем в современном образовании. Особое значение данный вопрос приобретает в связи с переходом на компетентно стную модель образования и предъявлением новых требований к компетенциям выпускников вузов [1]. Наряду со специализированными, отраслевыми знаниями на первый план выходят такие составляющие профессионализма будущего специалиста, как стремление к самоопределению, субъектности, наличие опыта самостоятельной деятельности, способность к профессиональной рефлексии [2]. Особо подчеркивается роль качеств обучающихся, которые можно объединить в группу «само-»: самостоятельность, самоорганизованность, самопрезентация, самоопределение, самообразование, самопознание, самоконтроль, саморегуляция, самоуправление, самовыражение, самоактуализация, самореализация, самопознание, саморазвитие, самосовершенствование [3]. На взгляд авторов, все вышеперечисленные характеристики составляют основу образовательной самостоятельности, под которой подразумевается качество личности, проявляемое в инициативе, способности эффективно самоорганизовывать собственную образовательную деятельность, самостоятельно определять образовательную позицию и смысл образовательных действий.

Опытная работа, проведенная в рамках исследования образовательной самостоятельности в Алтайском государственном педагогическом университете и Государственном университете имени Шакарима г. Семей, выявила преобладание репродуктивного уровня развития данного качества. Это выражается в том, что большинство студентов (52 %) не заинтересованы в самостоятельной образовательной деятельности (ОД), самостоятельно не могут формулировать цели и проблемы своей ОД и анализировать ее, не определяют причин собственных затруднений при выполнении ОД, избирают позицию пассивного наблюдателя в деятельности.

Такая ситуация актуализировала потребность в проектировании этапов становления образовательной самостоятельности (ОС) бакалавров педагогического направления.

Ведущим методологическим подходом при разработке данных этапов стал гуманитарный поход (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий и др.), что связано с пониманием главной цели образования в вовлечении всех участников образовательной деятельности в процесс его построения. Вместе с тем в качестве основополагающих были выбраны подходы к выстраиванию образовательной деятельности в контексте концепции педагогики совместной деятельности Г. Н. Прозументовой, развитию открытого совместного действия С. И. Поздеевой и подходы к организации и созданию образовательных ситуаций при профессиональной подготовке будущих педагогов Л. А. Никитиной.

Опираясь на вышеперечисленные теоретико-методологические положения и практические результаты экспериментальной работы, авторы выделили следующие этапы, необходимые для становления ОС бакалавров педагогического направления: этап погружения в новый вид деятельности, этап реконструкции и конструирования образовательной деятельности и этап проектирования образовательной деятельности (рис. 1).

Следует отметить, что становление ОС рассматривается в связи с изменением образовательной деятельности (ОД) студентов. Это связано, во-первых, с тем, что в основе ОС студентов заложены образовательные потребности, которые могут быть достигнуты только в ходе ОД. Например, направленность на овладение знаниями о будущей профессии и смыслами приобретаемого знания и компетенций через личный опыт подразумевает наличие не только учебно-познавательной деятельности, но и образовательной.

Во-вторых, целью развития ОС является решение образовательных задач, связанных с приобретением знаний о профессии, которые самостоятельно выстраиваются и осмысливаются студентами в ходе образовательной деятельности.

В-третьих, основными характеристиками становления ОС названы такие компоненты, как овладение обучающимися умениями самостоятельно организовывать свою образовательную деятельность, определять образовательную позицию и смысл образовательных действий. Все это указывает на необходимость построения совместной образовательной деятельности для эффективного становления ОС.

Выбор в качестве первого этапа становления ОС этапа погружения в новый вид деятельности был не случаен. Кроме теоретических оснований экспериментальные данные показали [4], что значительное количество студентов (68 %) еще не способно воспринимать образовательную деятельность как основную и самостоятельно выстраивать собственные образовательные смыслы и действия. Для большинства из них образовательная деятельность рассматривалась как «деятельность по получению знаний» (44 %), а результатом образования назывался «высокий уровень квалификации» (37 %) и «устройство на работу» (33 %).

Отсюда возникла необходимость дополнительной работы по включению бакалавров в ОД. Таким образом, целью данного этапа стало изучение личного опыта участников, переосмысление их роли и занимаемого места в ОД.

Основным стержнем применения организационных форм на этом этапе стала совместность всех участников педагогического процесса, что обусловлено пониманием совместности как «пространства развития индивидуальности отдельного человека и поля порождения, образования смыслов человеческой жизни» [5].

ч: о

>18 О £ Я

о о

к К

ж

■и

ч я о X

о 2

а

«

о X ю о

о О

3

4

в Ъ

а!

> я

Этап 1. Этап погружения в новый вид деятельности (ОД)

Цели

1. Осмысление и переосмысление студентами собственной ОД и роли, занимаемой в ней.

2. Формирование установки и образовательных потребностей обучающихся в самостоятельной ОД.

3. Овладение умениями самостоятельно определять цели ОД, видеть и интерпретировать проблему, находить выходы из нее.

4. Овладение способами организации эффективной образовательной деятельности.

5. Приобретение опыта рефлексивной н аналитической работы

Методы: методы проблемного изложения, частично-поисковые методы

Средства:

материалы к кейсу (статьи, видео и пр.), диски с видеоматериалами о школе, электронный УМК к элективному курсу

Формы:

Кейс-стади «Учитель - призвание или профессия?».

Реконструкция собственного школьного и студенческого опыта через описание и анализ (эссе). Работа с дневником самонаблюдений.

Организационно-деятельностная игра «Найди проблему и решение», «Сам себе журналист» (1-я фаза).

Ситуации вхождения в новый вид деятельности. I Спецкурс «Самоорганизация образовательной деятельности студентов»_

Результаты:

переосмысление образовательной установки; приобретение опыта рефлексивной н аналитической работы; появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем; появление педагогического опыта проведения занятий, работы с аудиторией; приобретение опыта использования различных способов для оптимизации собственной ОД; создание авторского продукта (дневник, эссе, проект газеты)

3=

Этап 2. Этап реконструкции и конструирования ОД

Цели

1. Развитие профессиональных мотивов и потребностей в самореализации.

2. Развитие умений анализировать ОД, обобщать результаты ОД, самостоятельно выбирать методы решения проблемы, выявлять ошибки и корректировать их, оценивать и рефлексировать собственную ОД.

3. Формирование субъектной образовательной позиции, умение видеть инициативу других и проявлять ее самому, эффективно выполнять совместную деятельность, доступно излагать проанализированную информацию

о а

н

а &

о а а

В -

5 а

Ч и о

О.Р,

а ^

о £ц н

о

§

Методы:

частично-поисковые, исследовательские методы

Средства:

конспекты уроков, проекты газет, дневник самонаблюдений

Формы:

Ситуации пробы наработанной схемы средства в собственной деятельности. Ситуации поиска, открытия знания в ответ на разрешение собственных затруднений. Организационно-деятельностная игра «Сам себе журналист» (2-я фаза). Работа с дневником самонаблюдений

т

Результаты:

приобретение опыта исследования, реконструкции и конструирования своей ОД в соответствии с поставленными целями; оформление собственной образовательной позиции; разработка и проведение пробных уроков с выбором собственных форм, методов с учетом проведенной рефлексии предыдущего опыта; создание авторских продуктов (конспектов занятий, газет, дневника)

3

4 я

о «

а я о сь

I- О

о и

а и

3 о

а с

н о-

2 о

ё и

аи

о Г)

а ^

о

о.

н

о

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап 3. Этап проектирования ОД

Цели

1. Становление и упрочение профессиональных мотивов и мотивов самореализации в профессиональной сфере.

2. Развитие умений самостоятельного проектирования собственной ОД, прогнозирования результатов ОД.

3. Совершенствование умений эффективно самоорганизовывать учебную и образовательную деятельность

Методы: исследовательские методы

Средства:

конспекты уроков, проекты газет, дневник самонаблюдений

Формы:

Ситуации пробы наработанной схемы средства в собственной деятельности. Ситуации поиска, открытия знания в ответ на разрешение собственных затруднений. Ситуации преобразования, совершенствования образовательной деятельности. Организационно-деятельностная игра «Сам себе журналист» (3-я фаза). Работа с дневником самонаблюдений

Результаты

приобретение опыта проектирования и прогнозирования ОД; установление профессиональной мотивации; разработка собственных оригинальных конспектов занятий н их реализация на практике; создание и заключительная презентация совместного проекта (газета); создание и анализ полученных авторских продуктов (дневник самонаблюдений, эссе)

Рис. 1. Основные этапы становления ОС бакалавров педагогического направления

В ходе работы были реализованы следующие формы совместной деятельности обучающихся: решение профессиональных кейсов «Учитель: призвание или профессия?», реконструкция собственного школьного и студенческого опыта, заполнение дневника самонаблюдений, проведение организационно-деятельностных игр «Найди проблему и решение» и «Сам себе журналист».

Применение именно этих видов работ было связано с совпадением их смысловых и содержательных установок с целями. Так, по мнению Г. П. Щедровицкого, ведущими рабочими процессами в организационно-деятельностных играх выступают процессы целеобразо-вания и проблематизации, а их успех зависит от осознания участниками своей «мыследея-тельности» [6]. В свою очередь, на этом этапе главным являлось осмысление студентами их роли в образовательной деятельности и развитие умений ставить цели и умений выявлять проблему в различных ситуациях.

Цели использования кейс-стади в обучении совпадали с целевыми ориентирами исследования. Например, среди целей применения этой организационной формы в педагогическом процессе выделяют создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня профессиональной компетентности, формирование опыта принятия решений и действий в новой ситуации [7].

Таким образом, все эти виды работ в комплексе выступали эффективными средствами для развития рефлексии образовательной деятельности обучающихся, их умений ставить цели и самостоятельно выявлять проблемы в различных ситуациях.

Параллельно с этим был внедрен спецкурс «Самоорганизация образовательной деятельности студентов», знакомящий бакалавров с основными формами и методами эффективной организации ОД. Вместе с тем в ходе проведения пробных занятий по педагогике будущие учителя создавали свои образовательные ситуации, в частности ситуации вхождения в новый вид деятельности, о чем уже упоминалось в предыдущих исследованиях [8]. При совместном проектировании ситуаций подобного вида со студентами авторы пользовались результатами исследований в этой области Л. А. Никитиной [9], адаптируя их к собственным целям (осмыслению ОД и развитию образовательной самостоятельности).

Анализируя все формы проведенной работы на этом этапе, можно сделать вывод, что все они могут быть раскрыты через цепочку образовательных действий, предложенную С. И. Поздеевой: исследование личного опыта участников совместной деятельности ^ впечатления и переживания ^ пробное действие в особо организованном пространстве ^ рефлексия ^ образование личных смыслов участников совместной деятельности [10, с. 66].

Итогом этапа погружения в новый вид деятельности стало зарождение мотивов студентов к самостоятельной образовательной деятельности и формирование начальных установок к ней, осознание необходимости становления ОС.

На следующем этапе - этапе реконструкции и конструирования ОД - будущие педагоги организовывали новые образовательные ситуации (ситуации пробы наработанной схемы, ситуации поиска, открытия знания в ответ на разрешение собственных затруднений). Наряду с этим усложнялись и уже проводимые на предыдущем этапе формы деятельности - совершенствовалась аналитическая и рефлексивная работа при заполнении дневника самонаблюдений и проведении организационно-деятельностной игры «Сам себе журналист».

В результате прохождения этого этапа бакалавры приобретали опыт эффективной совместной деятельности, развивалась их субъектная позиция. Вместе с умениями проявлять инициативу студенты начинали видеть инициативу других и менять свою деятельность с учетом этого. Осуществлялся переход от репродуктивного к реконструктивному уровню становления ОС, который характеризуется преобладанием учебно-познавательных моти-

вов, готовностью осуществлять самостоятельную ОД в случаях личной заинтересованности, самостоятельным формулированием целей и проблем ОД, корректированием своих ошибок в результате совместной деятельности, определением совместной деятельности как основной при организации ОД.

На заключительном этапе - этапе проектирования ОД - организационные формы ОД усложнялись. При проведении пробных занятий у студентов стали возникать ситуации преобразования, совершенствования собственной ОД. Особенность этого вида ситуаций заключается в том, что бакалавры самостоятельно могут не только анализировать и рефлексировать возникшую проблему, но и строить собственные основания для анализа.

В отличие от предыдущих этапов на этапе проектирования ОД студенты большую часть времени самостоятельно решали возникающие проблемы, самостоятельно создавали свои образовательные проекты (конспекты пробных занятий, газет, эссе), что связывается с переходом от совместной работы студентов к самостоятельной как ведущей. Таким образом, совместно усвоенные способы организации ОД студенты переносили на самостоятельную ОД. Тем самым эффективно организованная совместная работа на всех этапах эксперимента смогла стать источником для развития образовательной самостоятельности студентов в дальнейшем.

Вместе с тем в ходе работы на этом этапе у обучающихся стали проявляться характеристики, присущие творческому уровню становления ОС. К ним относятся преобладание профессиональных мотивов у студентов, самостоятельная постановка ими целей ОД с учетом их профессиональной сферы; формулирование возникающих затруднений при выполнении собственной ОД и других; самостоятельные анализ, оценивание и корректирование своих образовательных результатов и других; проявление инициативы на всех этапах ОД и привлечение остальных к самостоятельной деятельности.

Сравнение данных, полученных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, выявило положительную динамику становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов входной и контрольной диагностики бакалавров педагогического направления

Как видно на рис. 2, снизилось количество студентов с репродуктивным уровнем развития образовательной самостоятельности (с 52 до 28 %), увеличилась доля обучающихся с доминированием творческого уровня развития ОС (с 7 до 24 %).

В целом результаты опытно-экспериментальной работы показали эффективность использования на практике описанных этапов становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления. Все это доказывает необходимость дальнейших разработок в этой сфере, которые будут касаться не только исследования развития образовательной самостоятельности будущих педагогов, но и становления этого важного профессионального качества у специалистов других сфер.

Список литературы

1. Болотов В. А., Рубцов В. В., Фрумин И. Д., Марголис А. А., Каспржак А. Г., Сафронова М. А., Калашников С. П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Вып. 20, № 5. С. 13-28. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2015/n5/index. shtml (дата обращения: 06.02.2018).

2. Концепция поддержки развития педагогического образования: проект. URL: http://www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderzhki-ped-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 28.01.2018).

3. Лушникова О. Л. Социальный заказ школе // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 542-556. DOI: 10.15507/19919468.085.020.201604.542-556.

4. Лебедева К. С. Проблема интерпретации образовательной деятельности в педагогическом процессе вуза // Сб. науч. статей международной молодежной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае». Ч. 3. Барнаул, 2013. С. 324331.

5. Прозументова Г. Н. Образовательное пространство совместной деятельности, или Ответ на вопрос о том, как понимается образование в педагогике совместной деятельности // Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Дельтаплан, 2002. Кн. 5. 151 с.

6. Щедровицкий Г. П. Игра и игровые формы организации мыследеятельности с системомыследеятельностной точки зрения // Организационно-деятельностная игра: сб. текстов. Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 9 (1). М., 2004.

7. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади» / сост. О. Н. Калачикова. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2005. 86 с.

8. Лебедева К. С. Технология формирования образовательной самостоятельности у будущих педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 42-47.

9. Никитина Л. А. Образовательные ситуации в методической подготовке как средство становления исследовательской компетентности педагога // Образование и наука. 2010. Вып. 5 (73). С. 15-25.

10. Поздеева С. И. Начальная школа - пространство совместной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2003. Вып. 2. С. 58-67.

Лебедева Ксения Сергеевна, ассистент, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: skk86@mail.ru

Материал поступил в редакцию 12.02.2018.

DOI 10.23951/2307-6127-2018-2-41-47

MAIN STAGES OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE FORMATION FOR BACHELORS IN THE PEDAGOGICAL DIRECTION

K. S. Lebedeva

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

The article considers the problem of studying and development of educational independence of students in the context of educational activity in higher education institution. The purpose of the article is to give the reader some information on methods of formation of educational independence. The results of studying the levels of development of the studied quality in future educators are presented. The stages of the formation of educational

independence are singled out: the stage of immersion in a new type of activity, the stage of reconstruction and construction of educational activity, the stage of designing educational activities. The article gives a detailed analysis of these stages and organizational forms in pedagogical process. There are a case-study, design of educational situations, organizational and activity games, the diary of introspection. Much attention is given to joint activity and educational activity. It deals with levels of development of educational independence. There are reproductive level, reconstructive level, creative level. It shows dynamics of development of levels of educational independence in students.

Conclusions are drawn about efficiency of the offered stages of formation of educational independence. The article is of interest to teachers of colleges and higher educational institutions and also students of pedagogical specialties.

Key words: educational independence, compatibility, educational activity, formation of educational independence, bachelors in pedagogy.

References

1. Bolotov V. A., Rubtsov V. V., Frumin I. D., Margolis A. A., Kasprzhak A. G., Safronova M. A., Kalashnikov S. P. Informatsionno-analiticheskiye materialy po itogam pervogo etapa proyekta "Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya" [Information-analytical materials on the results of the first phase of the project "Modernization of Pedagogical Education"]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2015, vol. 20, no. 5, pp. 13-28 (in Russian). URL: http:// psyjournals.ru/psyedu/2015/n5/index.shtml/ (accessed 6 February 2018).

2. Kontseptsiya podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: proyekt [Concept of support of development of pedagogical education] (in Russian). URL: http://www.mpgu.edu/documents/concepciya-podderrzhki-ped-obrazovaniya.pdf (accessed 28 January 2018).

3. Lushnikova O. L. Sotsial'nyy zakaz shkole [Social Order to School]. Integratsiya obrazovaniya - Education Integration, 2016, vol. 20, no. 4, pp. 542-556 (in Russian). DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.542-556.

4. Lebedeva K. S. Problema interpretatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti v pedagogicheskom protsesse vuza [Problem of interpretation of educational activity in pedagogical process of higher education institution]. Sbornik nauchnykh statey mezhdunarodnoy molodezhnoy shkoly-seminara "Lomonosovskiye chteniya na Altaye" [Collection of scientific articles of the international youth workshop "The Lomonosov readings in Altai"]. Barnaul, 2013. Pp. 324-331 (in Russian).

5. Prozumentova G. N. Obrazovatel'noye prostranstvo sovmestnoy deyatel'nosti, ili Otvet na vopros o tom, kak ponimayetsya obrazovaniye v pedagogike sovmestnoy deyatel'nosti [Educational space of joint activity, or the answer to a question of how education in pedagogics of joint activity is understood]. Shkola sovmestnoy deyatel'nosti: razrabotka obrazovatel'nykh programm v razvivayushcheysya shkole [School of Joint activity: development of educational programs at the developing school]. Tomsk, 2002. 151 p. (in Russian).

6. Shchedrovitskiy G. P. Igra i igrovyye formy organizatsii mysledeyatel'nosti s sistemomysledeyatel'nostnoy tochki zreniya [The game and game forms of organization of thinking activity from the system thinking activity point of view]. Organizatsionno-deyatel'nostnaya igra: sbornik tekstov. Iz arkhiva G. P. Shchedrovitskogo. T. 9 (1) [Organizational and activity game: collection of texts. From G. P. Schedrovitsky's archive. Vol. 9 (1)]. Moscow, 2004. 288 p. (in Russian).

7. Kalachikova O. N. Metodicheskiye materialy po kursu "Metod keys-stadi" [Methodical materials at the rate "Method Case-study"]. Tomsk, 2005. 86 p. (in Russian).

8. Lebedeva K. S. Tekhnologiya formirovaniya obrazovatel'noy samostoyatel'nosti u budushchikh pedagogov [Technology of formation of educational independence at future teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 12 (165), pp. 42-47 (in Russian).

9. Nikitina L. A. Obrazovatel'nyye situatsii v metodicheskoy podgotovke kak sredstvo stanovleniya issledovatel'skoy kompetentno-sti pedagoga [Educational situations in methodical preparation as means of formation of research competence of the teacher]. Obrazovaniye i nauka - Science and Education, 2010, no. 5 (73), pp. 15-25 (in Russian).

10. Pozdeeva S. I. Nachal'naya shkola - prostranstvo sovmestnoy deyatel'nosti [Elementary school - space of joint activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2003, vol. 2, pp. 58-67 (in Russian).

Lebedeva K. S., Altai State Pedagogical University (ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Altay Region, Russian Federation, 656031). E-mail: skk86@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.