Б01 10.24412/с1-37280-2024-1-112-116
Кетова Евгения Владимировна,
доцент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск
Яцко Алина Владимировна, студент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск
Основные этапы становления архитектором А. А. Воловика
Аннотация. В статье проанализированы основные этапы становления А.А. Воловика как архитектора Новосибирской школы. Рассмотрен профессиональный путь одного из крупнейших архитекторов Новосибирска. Выделены две основные стилистические тенденции, повлиявшие на его личность и уникальные проекты. Ключевые слова: архитектор А.А. Воловик, архитектура, модернизм, метод архитектора, проекты.
Для выявления творческих этапов становления архитектора Анатолия Афанасиевича Воловика, необходим временной анализ ключевых периодов его жизни. Анатолий Воловик родился 1929 г. в семье сапожных дел мастера, села Григорьевка, Красноярского края. В этом селе наступил расцвет с началом строительства Усинской колесной дороги в 1910 году. В связи с этим в село прибыли ссыльные каторжане, сосланные инженеры и другие специалисты. На этом фундаменте, быстрого повышения образовательного уровня и развития культуры, прошли первые годы жизни Воловика [1]. Благодаря местной учительнице интерес Анатолия Афанасьевича к книгам, науке, живописи развивался, а детство, прошедшее в годы Великой Отечественной войны положило начало его несгибаемой личности.
Поступив с 1946 года в архитектурно-строительный техникум Алма-Аты, он попал под влияние блестящего преподавателя, эвакуированного из Ленинграда, Михаила Борисовича Левинсона, который способствовал его развитию в архитектурной среде (рис. 1).
Рисунок 1. А.А. Воловик (1929-1999 гг.)
Продолжив свое образование, с 1950 года в Новосибирском инженерно-строительном институте (НИСИ) им. В. В. Куйбышева, по специальности архитектура, А.А. Воловик в учебных работах проектирует в стиле сталинской неоклассики, ампире (рис. 2, рис. 3) [2]. А знакомится с зарубежными тенденциями через немногочисленные журналы того времени о Французской, Японской
Рисунок 2. Фрагмент, проектировал: А.А. Воловик. Фото: Елена Польская, из личных архивов А.А. Воловика
Рисунок 3. Генплан квартала № 10, проектировал: А.А. Воловик, Руководитель: доцент Е.А. Леонтьев. Фото: Елена Польская, из личных архивов А.А. Воловика
В 1955 году реформа постановления ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств» - явилась переломным этапом в истории всей советской архитектуры, и привела к изменению стиля. Так Советская система Н.С. Хрущёва провела масштабную кампанию по осуждению культа личности И.В. Сталина, и в 1954-1955 годах кампания борьбы с неоклассицизмом кардинально изменила значение, цели и задачи советской архитектуры.
Все это послужило фоном становления творческого метода архитектора. Как в работах архитекторов, ранее проектировавших в стиле конструктивизма, прослеживается эволюционный переход к советской неоклассике. Так и снова был совершен переход к модернизму 1955-1991 годов, который является продолжением архитектуры «первой волны модернизма» 1920-1930-х гг. Но в то же время, в виду осуждения прошлой политики, не было обращения к истокам, и не подразумевалась теоретическая основа начала этого течения, об архитекторах первой волны почти не вспоминали.
Архитекторы до 55 года обучались другим навыкам, по классическим принципам, и внезапно меняется политический курс развития и строительства. Быстро приняв новые правила проектирования, Анатолий Афанасиевич начал реализовы-вать свой потенциал в профессиональной проектной деятельности в качестве: архитектора-проектировщика в Новосибирского отделения института № 2 Министерства строительства СССР (1957-1958 гг.), и от старшего архитектора до главного архитектора в институте «Новосибгражданпроекта» (1958-1976 гг.).
В творчестве архитекторов второй половины XX века наиболее ярко отразились архитектурные веяния эпохи модернизма. Воловик хорошо чувствовал тенденции своего времени, так он работал в рациональной и функциональной архитектуре, с приоритетом простых форм, в условиях экономии. Но так же его неординарные, современные идеи прослеживаются практически во всех его проектах и постройках [3].
Самые выдающиеся проекты Анатолия Афанасьевича, значимо повлиявшие на образ Новосибирска, необходимо выделить его первую основополагающую работу - Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), и последующие: садовый дом в Бердске, коттедж семьи Лаврентьева, градостроительный проект застройки микрорайона по улице Челюскинцев, частично сохранившийся комплекс речного вокзала с гостиницей «Обь», утраченный Аэропорт
«Толмачево» (рис. 4) [Листок по учету кадров НГАСУ (Сибстрин) от 21.02. года. Личное дело № 3047].
Старший архитектор 1958-1353 гг Главный архитектор проектов 1960-1961 гг. Руководитель мастерской 19БЗ-19БЗ гг.
Проектный институт "новосибпроект" 195В-197Б гг. Руководитель группы 1353 13БП гг. Главный архитектор мастерской 1961-1963 гг. Главный архитектор Зам главного мастерской архитектора 19БЗ-19Б4 гг. 1964-1966 гг. Главный архитектор института 19ББ-197Б гг.
Государственная публичная научно-техническая библиотека 135813Б1 13ББ гг.
Коттедж Лаврентьева 13Б0-19Б2 гг. Аэрапорт «толмачёво» 1961-1963 гг. комплекс речного вокзала с гостиницей "Обь" i9e« 137t гг. Садовый дом в Бердске I37D-I37Z гг. Планировка жилмассива "Челюскинский" 1974-1978 гг.. IBBDr^
■ * Ц§2 1 иё рр^идри iütjaqjüs
Рисунок 4. Временная линия. Авторская графика. Фото: Елена Польская, из личных архивов А.А. Воловика
Практически все проекты А. А. Воловик проектировал в команде Новоси-бгражданпроекта, где учился у своих коллег Н.Ф. Храненко, Е.Э. Трифоновой, с инженерами Журковским, Большаковым и другими [Чертежи из личных архивов А.А. Воловика]. Труды сибирского архитектора оставили неизгладимый след, сформировали значимые точки облика Новосибирска. Еще при жизни, до 1999 года, он признан Заслуженным архитектором РСФСР, Членом-корреспондентом РАХ, Профессором, действительным членом РААСН, Членом Союза архитекторов СССР.
Как и весь модернистский мир, Воловик противопоставлял себя классическим канонам - но сегодня его смелые, яркие масштабные решения воспринимаются прямым продолжением многовековой линии развития архитектуры. Творчество этого времени представляет собой сплетение утопий, архитектурного наследия 1920-х гг., идеологических ограничений и политики Оттепели.
Бушевавшие тогда перемены, требовали новых путей развития архитектурой среды, и Воловик, опиравшись на великие достижения прошлых лет, через политику отрицания находит новые образы, опирающиеся на инновации строительной науки. Преподавание в университете, творческих мастерских, с накопленными практическими умениями, позволило передать студентам теоретические знания для проектирования, Свою основу стиля советского модернизма [2, 4, 5].
Библиографический список
1. Григорьевский сельсовет. Красноярский край, Ермаковский район, с. Гри-горьевка: официальный сайт. - с. Григорьевка. - Обновляется в течение суток. - URL : https://grigorevskij-r04.gosweb.gosuslugi.ru/o-munitsipalnom-obrazovanii/istoriya/ (дата обращения: 17.11.2024). - Текст: электронный.
2. Иванова, Т. И. Архитектура - не профессия, а состояние духа / Т. И. Иванова. - Текст: непосредственный // Созидатели: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. - Новосибирск: Клуб меценатов. -2003. - Т.1. - С. 82- 91.
3. Аревшатян, Р. Э. Сибирский модернизм. #1 - Рубен Аревшатян о главном в советском модернизме: [подкаст] / Р. Э. Аревшатян. - Санкт-Петербург: Goethe-Institut, 2020. - Загл. с титул. экрана. - Формат записи: MP3. - Устная речь : аудио.
4. Баландин С. Н. Из истории архитектурного образования в Сибири / С. Н. Баландин, Г. И. Пустоветов ; Новосиб. архитектур. ин-т. - Новосибирск : Наука , 1993. - 86 с. - ISBN 5-02-030721-1. - Текст: непосредственный.
5. Пивкин, В. М. Мы оценили его... «вдогонку», Новосибирск / Владимир Пивкин. - Текст: непосредственный // Сов. Сибирь. - 2000. - 21 июня. (№114). - С. 1, 4.