Б01 10.24412/с1-37280-2024-1 -57-61
Нижегородцева Юлия Евгеньевна, старший преподаватель НГАСУ (Сибстрин), Новосибирск
Воликова Александра Федоровна, студент НГАСУ (Сибстрин), Новосибирск
Евгений Геннадьевич Тоскин о реставрации объектов культурного наследия и особенностях сибирской архитектуры
Аннотация. В данной статье рассматривается творчество сибирского архитектора Евгения Геннадьевича Тоскина. В его интервью раскрываются темы современной реконструкции объектов культурного наследия, творческого пути и метода работы.
Ключевые слова: Евгений Геннадьевич Тоскин, архитекторы Сибири, архитектура Сибири, кинотеатр «Коммунар», гостиница «Турист».
Тоскин Евгений Геннадьевич - родился 20 ноября 1966 года в селе Журав-левка Мариновского района Целиноградской области Казахской ССР в семье педагогов. После окончания Новосибирского архитектурного института в 1992 году переехал в г. Бийск. В 1993 году Евгений Геннадьевич становится главным архитектором г. Бийска. Является руководителем ООО «Архитектурная мастерская Тоскина». Предприятие специализируется на проектировании, реконструкции, реставрации и новом строительстве общественных и жилых зданий в условиях сложившейся застройки. Компания успешно реализовала реконструкцию Бийского драматического театра и Национального музея Республики Алтай, реставрацию и реконструкцию Новокузнецкого драматического театра. В разные годы компания под руководством Евгения Геннадьевича Тоскина была удостоена региональных премий в области архитектуры и градостроительства «Золотая
Магистерские слушанья
капитель». Евгений Геннадьевич Тоскин награждён Почетной грамотой Администрации Алтайского края, медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом», является лауреатом премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества, имеет звание Почетного архитектора России, является советником Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН) [1].
1. Как вы выбрали профессию архитектора?
В роду Тоскиных уже насчитывается 20 архитекторов, поэтому этот путь был ожидаемым для меня. Василий Филиппович Тоскин - брат моего отца, заслуженный архитектор Казахстана. В детстве он брал меня с собой на стройку и авторский надзор, меня это очень тогда поразило, с того времени я твердо решил, что стану архитектором.
Василий Филиппович научил меня работе с калькой, до сих пор это является моим основным методом работы. Также он научил меня полезному принципу «подумай, как сделали бы все, и сделай иначе».
2. Какие проекты были для вас самыми сложными и почему?
Одним из самых сложных проектов нового строительства для меня стала гостиница «Фантазия», расположенная на площади Маркса в г. Новосибирске. Работа над этим масштабным проектом заняла около десяти лет и завершилась всего два года назад. Проект оказался крайне сложным с точки зрения организации коммуникаций, обеспечения парковочных мест, создания пандусов и разработки системы пожарной эвакуации. Важным элементом проекта стал спроектированный переход из метро, который должен был обеспечить удобный доступ к гостинице.
Несмотря на все трудности, нам удалось пройти экспертизу, и объект был успешно построен. В процессе работы над проектом мы сотрудничали с французскими архитекторами, которым оказывали помощь, однако в конечном итоге был принят именно наш проект.
Рисунок 1. Проект гостиницы «Фантазия» («Турист») [2]
Что касается проектов реконструкции, то я бы выделил работу над кинотеатром «Коммунар» в Новокузнецке. Перед нами стояла задача преобразовать кинотеатр в кукольный театр на 200 мест. Это была непростая задача, поскольку между кинотеатром и кукольным театром из общего только слово. Нам пришлось развернуть зал в другую сторону, построить пристройку - сценическую коробку, а также провсти полную реконструкцию санузлов, фойе и входных групп. Особые сложности возникли при замене фундамента, так как после реконструкции здание должно было соответствовать современным требованиям сей-смоустойчивости. Этот объект является культурным наследием и находится в сейсмической зоне с возможной силой землетрясения до 8 баллов, поэтому мы также установили его на сейсмоопоры. Работы оказались длительными и сложными, хотя снаружи они могут быть незаметны.
С архитектурной точки зрения лицевая часть здания была полностью сохранена в историческом облике, в то время как пристройки были выполнены сзади, что позволило сохранить оригинальный стиль. Это уникальный проект, и я не знаю, проводились ли в нашей стране аналогичные работы. Несмотря на все трудности, проект был успешно реализован, и я посвятил ему много лет своей жизни.
Рисунок 1. Евгений Геннадьевич на открытии кинотеатра «Коммунар» после реконструкции [3]
Рисунок 1. Главный фасад кинотеатра «Коммунар» после реконструкции [3]
3. О творческих методах и подходах к проектированию
Я учился в Новосибирском инженерно-строительном институте. Там нас учили работать от плана, этому принципу я до сих пор и придерживаюсь. Без хорошего плана не будет смысла в красивой архитектуре, поэтому я очень внимательно и требовательно отношусь к этому моменту. Также важнейшим в своей работе я считаю работу с топосъемкой и планом участка, так как грамотная посадка здания очень важна для качественного проекта. Бери и делай - вот главный метод.
Много рисую от руки, мои основные инструменты: калька, маркеры и рейсшина. Я по сей день так руками все и делаю. Также могу сказать, что многому меня научил Анатолий Афанасьевич Воловик - советский архитектор, у которого мне посчастливилось учиться в свое время, выдающийся человек.
4. Какие особенности сибирской архитектуры нужно учитывать архитекторам и градостроителям?
Магистерские слушанья
Начну немного издалека. Вот смотрите, особенность творчества Василия Шукшина заключается в том, что он создавал качественное кино с ограниченным бюджетом. Этот подход можно провести параллельно с архитектурой, где, как правило, средств никогда не бывает в достатке. Мы находимся в постоянном поиске решений и выкручиваемся, как можем. Например, в начале 2000-х делали реконструкцию Большого театра в Москве, уже тогда стоимость проектных работ составляла около миллиарда. В Сибири за такие деньги строят. Сибирская школа архитектуры имеет свои уникальные особенности. Во-первых, нас научили работать от плана и функционала. Во-вторых, мы приучены создавать «неубиваемую» композицию. С самого начала необходимо найти сильное архитектурное решение, чтобы его было невозможно уничтожить в процессе стройки и эксплуатации. Сибирские архитекторы отличаются практичным подходом: мы меньше сосредоточены на художественной составляющей и больше на практических аспектах. Это связано с тем, что, будучи архитектором, ты должен быть универсалом, способным отвечать на любые вопросы, которые могут возникнуть у сантехников, электриков, монтажников и других специалистов. Такой подход позволяет завоевать уважение и ценность в глазах коллег и партнеров.
Библиографический список
1. «А люстры мы разобрали...» Архитектор Евгений Тоскин открыл «СК» секрет исчезновения главного сокровища краевого драмтеатра // Altapress URL: https://altapress.ru/afisha/story/a-lyustri-mi-razobrali-arhitektor-evgeniy-toskin-otkril-sk-sekret-ischezmveniya-glavmgo-sokrovishcha-kraevogo-dramteatra-13613 (дата обращения: 30.10.2024).
2. Триптих площади Маркса. Картина первая. Гостиница. (Вчера и Сегодня -17) // Дзен URL: https://dzen.ru/a/ZcRwjIJfjlZ4Z6FN (дата обращения: 30.10.2024).
3. Кинотеатр «Коммунар» // Вконтакте URL: https://vk.com/@nvkz_istor-kinoteatr-kommunar (дата обращения: 30.10.2024)
Сибирская идентичность в творчестве архитектора Дмитрия Ощепкова