В 1930-х гг. происходит ослабление государственного интереса к сбору этнографического материала по Алтаю, что, на наш взгляд, вызвано тем, что задача интеграции Горного Алтая в государственную структуру к этому времени была в целом решена. Власть укрепила своё влияние в регионе; коренные алтайские народности были адаптированы к новым жизненным реалиям; Ойротская автономная область в 1937 году вошла в состав Алтайского края и постепенно встраивалась в экономическое, политико-правовое, культурное пространство страны.
В 1930-х гг. уходят из жизни замечательные алтайские художники Г. И. Чорос-Гуркин, А. Н. Борисов, музыкант и учёный А. В. Анохин. Однако их вклад в художественное наследие Алтая невозможно переоценить. Вместе с тем, велико значение алтайских художников в этнографическом изучении региона. Собранные ими и их учениками этнографические экспонаты, рисунки, дневниковые записи и сегодня не утратили своей актуальности, являясь ценными источниками изучения традиционной культуры алтайцев.
Список литературы
1. Еркинова, Р. М. Н. К. Рерих и Г. И. Гуркин: притяжение Алтая // «Сельская новь». - 2011. - 12 янв.
2. Дариус, Е. И. Художник Алексей Борисов. Жизнь во имя искусства : [моногр.]. - Барнаул : РИО АГАУ, 2015. - 207 с. : ил.
3. Научный архив ГХМАК. Ф. V. Р. 1. Д. 1. Л. 44.
4. Научный архив ГХМАК. Ф. V. Р. 1. Д. 1.
5. Стенограмма Всесибирского съезда художников. Первый сибирский съезд художников [Новосибирск, январь 1927 г.] // Сибирские огни. - 1927. - № 3. - С. 204-231 : портр.
6. Соловьёва, С. А. Полевые этнографические экспедиции Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки // Полевая этнография : матер. междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петербургского ун-та. 2004. - С. 29-31.
Albina V. Bogochanova, Senior Researcher State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia)
ALTAI PAINTERS' CONTRIBUTION TO ETHNOGRAPHIC RESEARCH OF THE ALTAI TERRITORY OF THE 1920S
Abstract. The 1920s is an epoch of large-scale national and cultural building in Gorny Altai (Russia), it was a territory where several ethnographic researches devoted to Altaians' traditional culture and day-to-day life were conducted. These expeditions were headed by not just scientists and experts in local lore, but also by painters of Altai, such as Grigory Choros-Gurkin (1980-1937), Alexei Borisov (1889-1937), Dmitrii Kuznetsov (1890-1797), etc. Artefacts collected by the painters included ethnographic exhibit items, paintings, diaries that had kept their scientific values till now, they are very informative elements of resource base for studying the Altaian culture.
Keywords: ethnographic research, paintings, Altaians, Grigory Choros-Gurkin, Andrey Anokhin, Alexei Borisov, Dmitrii Kuznetsov.
УДК 711.424(571.150-25)
С. А. Боженко, почётный архитектор Российской Федерации, председатель Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (Барнаул, Россия) [email protected]
ОБРАЗНО-АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ БАРНАУЛА
Аннотация. Изложен авторский взгляд на сложившуюся за последние двадцать пять лет архитектурно-строительную практику планировки и застройки крупного российского города (на примере Барнаула, столицы Алтайского края). Автор размышляет о причинах и предпосылках формирования архитектурного облика современного городского населённого пункта, приводит собственный вариант стилевой дифференциации общей совокупности городских построек.
В статье приводятся сведения об авторстве и местонахождении ряда архитектурных объектов, формирующих архитектурный облик современного Барнаула.
Ключевые слова: Барнаул, архитектура, многостилье, историзм, постмодерн, хай-тек, застройка.
Образно-архитектурное решение застройки любого города - тема необъятная. Барнаул с его прошлым, настоящим и будущим - вечная задача для умственной работы зодчим, художникам и дизайнерам. При всём том, что у каждого поколения «свой» город.
Описание образно-архитектурного решения современной застройки города, видимо, должно охватывать период жизни последнего, точнее - нового поколения. Если сроком жизни одного поколения считать 25 лет, то обзор явлений в архитектуре следует сделать за последние четверть века. Фактически это должно стать исследованием барнаульской постперестроечной архитектуры.
Что для меня город? Город - это картина, которую я пишу три десятка лет. Это картина, которую почти триста лет писали до меня. И будут писать после.
Когда древние греки говорили, что архитектура - это застывшая музыка, они имели в виду завершённое произведение зодчества. Что такое город? Город - это тысячи возводимых, существующих и разрушающихся творений. Перефразируя древних греков, можно сказать, что город -это какофония из тысяч нарождающихся, звучащих и забывающихся мелодий.
Архитектурно-художественный образ любого города диктуется местными географическими особенностями, климатическими условиями, строительными материалами, технологическими приёмами и культурными традициями.
Барнаул традиционно для российских поселений начинался со «стрелки» - места впадения малой речки в большую. Он находится на «верхушке» реликтового ленточного бора, что создаёт своеобразные предпосылки для развития. Кроме того, столица Алтайского края расположена на транспортном направлении к ближнему южно-азиатскому зарубежью. Перечисленные особенности влияют на формирование образа города Барнаула.
Направление господствующих ветров определило ориентацию улиц Барнаула с юго-запада на северо-восток. Понимание климатической особенности места позволило основателям заводского посёлка, в последствие города, бороться со снегозаносами. Не лишним будет указать на микроклимат, который всегда существует на левобережных склонах юго-восточной экспозиции под защитой бора и т.н. горы.
Мировая практика говорит о том, что местные строительные материалы издревле определяли архитектурный облик поселения. Облик Барнаула испокон веку также формировался, исходя из возможностей местной сырьевой базы.
Архитектурная практика застройки старого Барнаула выработала собственные принципы: периметральность застройки кварталов; активный силуэт застройки; использование красного кирпича из местных глин; полихромность скатных кровель; использование отходов медеплавильного производства для мощения дорог. Взятые вкупе эти принципы придавали отмеченный иностранцами неповторимый облик города.
Барнаул изначально задумывался как форпост промышленников в Сибири. Наряду с Томском, Красноярском, Иркутском он стал опорой российских царей в созидательном движении на восток. Иерархия распространила европейские каноны зодчества на казённые поселения. Так Барнаул стал одним из проводников петербуржских градостроительных традиций. Подтверждением тому служит рациональная планировка старого города с прямоугольной сетью улиц и переулков, а также - классическое убранство фасадов первых каменных зданий.
Многостилье - самая характерная примета в уплотнённой застройке Барнаула. Наверное, на примере столицы Алтайского края можно говорить о синтезе культур Европы и Азии. Ведь в многоголосье фасадных симфоний слышится и восточная тема.
История всякого города запечатлена в его Генеральных планах. Облик города - следствие исполнения планировочных решений и борьбы идей, зафиксированных в них. Практически современный облик Барнаула - следствие усилий, направленных на реализацию градостроительных идей и ограничений, утверждённых генпланами города 1964, 1975-77, 1985-89 и 2010 годов.
Генеральными планами заложены важные принципы застройки города. Это создание планировочных выходов в природу. Это развитие общественной функции в узлах т.н. транспортного каркаса. Это сохранение масштаба застройки исторического центра. Это формирование панорамы
и силуэта города. У истоков нового градостроительного мышления стояли Н. Кубарев, С. Титов, Н. Вдовин, С. Зенков, А. Долнаков, В. Четошников и автор этой статьи.
Двадцатый век оставил на теле города Барнаула неизгладимый след. Здания в стиле модерн, конструктивизм, послевоенный ампир сияют редкими жемчужинами среди обыденной жилой застройки. Определённый фон составляют эклектичные постройки, в которых местные проектанты использовали понемногу декор и приёмы из вышеупомянутых стилей.
Стиль «минимализм» оказался не столько архитектурным, сколько строительным. Лозунг этого стиля - ничего лишнего! Минимализм в условиях сибирской провинции выродился в однообразие типовых пяти- и девятиэтажек. Типовое однообразие оказалось разбавлено объектами общественного назначения в т.н. советском монументальном стиле.
В мировой архитектурной практике это направление получило название «интернационального стиля». Этот стиль в 60-70-х годах прошлого века характеризовался предельной функциональностью, простотой правильных форм, монументальностью, отказом от национальных культурных особенностей и исторического декора. В Барнауле советского времени в чистом виде интернациональный стиль оказался представлен лишь кинотеатром «Мир» (арх. Г. Протопопов) и типовыми т.н. Дворцами культуры. Диктат экономичности в сфере жилищного строительства неизбежно приводил к своей противоположности в сфере административно-общественного строительства. Так на основе интернационального стиля на просторах СССР возник т.н. монументальный стиль. Истоки его, видимо, следует искать в архитектуре Кремлёвского Дворца съездов.
В Барнауле с некоторыми оговорками к этому стилю можно отнести театр драмы (арх. Н. Куренной), речной вокзал (арх. Ненарокомова), ипподром (арх. В. Казаринов), библиотеку имени Шишкова (арх. В. Зонов), бывший Дом политпросвещения на проспекте Красноармейском, 6 (арх. Д. Ряудин), жилой 10-этажный дом на ул. Анатолия, 20 (арх. Л. Храбрых), кардиоцентр на ул. Малахова, 46 (арх. Е. Крылова).
При этом образно-архитектурный вид застройки Барнаула XX века невозможно рассматривать без учёта влияния т.н. Ленинского плана монументальной пропаганды. Реализация названного плана и плана художественного оформления города к празднованию 250-летию Барнаула насытила его пространство произведениями монументального искусства, дала городу новое качество. Пример тому - монумент «Слава» (основные авторы: арх. В. Михайлов, ск. П. Миронов,
B. Добровольский) на пл. Победы или памятник Ленину (арх. В. Казаринов, ск. И. Бродский) на пл. Советов.
На рубеже 70-80 годов прошлого века в мастерской генеральных планов Алтайгражданпро-екта был разработан проект «Реконструкция исторического центра Барнаула». Архитектурные идеи и их градостроительное обоснование на два десятилетия одухотворили властную элиту и проектантов, спасли старый город от волюнтаристской застройки.
В развитие этих идей возведён 6-этажный жилой дом в неоклассическом стиле (арх.
C. Волошина) на проспекте Социалистическом, 38, а также 6-этажный дом ТСЖ «На Соборной» в стиле неомодерн (арх. С. Шадрин) на проспекте Социалистическом, 42. Другими примерами качественного историзма в архитектуре стали угловой 5-этажный дом в стиле русского барокко на ул. Гоголя, 56 и ТЦ «Эдем» с кирпичными фасадными кружевами на проспекте Красноармейском, 58б. Прекрасным образцом «сибирского модерна» стало 3-этажное здание (арх. А. Машон-кин) на ул. Чехова, 13.
Говоря об историзме, невозможно умолчать о попытках барнаульских зодчих освоить искусство проектирования культовых сооружений. Ведь именно купола, главки, шатры и шпили церквей создают неповторимый силуэт поселения.
Последнее десятилетие XX века ознаменовалось для Барнаула началом храмового строительства. Построен Богоявленский храм на ул. А. Петрова, 221 (арх. С. Боженко). На этой же площадке начато возведение собора Александра Невского (арх. А. Деринг). Этот же автор спроектировал часовню во имя князя Владимира на пл. Баварина, 1а и часовню во имя князя Александра Невского на проспекте Ленина, 20б. На ул. Шумакова, 25а сооружён храм во имя Апостола Иоанна Богослова (арх. К. Храбрых). Проект часовни во имя великомученицы Татьяны возведён на ул. Кирова, 60а (арх. С. Поморов и студенты Института архитектуры и дизайна).
На рубеже тысячелетий в Барнауле набрал силу процесс реставрации объектов культурного наследия. По проектам специалистов из НПЦ «Наследие» были восстановлены купола и шатры
Никольской церкви (проспект Ленина, 36), храма Димитрия Ростовского (пл. Спартака, 10) и Знаменского собора (ул. Мало-Олонская, 24).
Конец XX века ознаменовался прорывами в технологии строительства. В Барнауле были внедрены: монолитное домостроение, прокладка магистральных трубопроводов большого диаметра, стальной каркас, прогрессивные методы уплотнения слабонесущих грунтов. В дополнение к ленточным фундаментам и свайным основаниям стали использоваться железобетонные «подушки».
В квартале 1063Б сооружены два монолитных железобетонных дома переменной этажности. Один построен на ул. Попова, 98 (арх. Н. Кан, Ю. Булавин), другой возведён на ул. Энтузиастов, 30 на основе проекта «СИГМА» (арх. С. Зенков).
Опыт монолитного домостроения методом съёмной опалубки привёл барнаульских застройщиков к использованию более прогрессивных методов строительства массового жилья на монолитном каркасе с последующим заполнением простенков теплоизолирующим материалом. Новая технология оказала заметное влияние на внешний облик города.
Использование стального каркаса при возведении объектов капитального строительства привело к сокращению сроков строительства. В условиях рыночных отношений этот фактор оказался решающим при проектировании, строительстве современных супер- и гипермаркетов. Торговые и торгово-развлекательные центры заметно повлияли на характер застройки основных транспортных магистралей Барнаула. Среди них следует назвать: ТРЦ «Огни» на ул. Малахова, 219б; ТРЦ «ARENA» на Павловском тракте, 188; ТЦ «Аксиома» на Павловском тракте, 166; ТЦ «Москва» на Павловском тракте, 251; ТЦ «Алтай» на проспекте Космонавтов, 6в; ТЦ «GALAXY» на проспекте Строителей, 117; ТРЦ «Праздничный» на ул. Балтийской, 16.
Новые времена вызвали к жизни новые художественные идеи. В результате прорисовалась тенденция возрождения в архитектуре исторических систем и декора всех видов с названием «постмодернизм». Теоретиком его стал ныне знаменитый Роберт Вентури.
Постмодернизм как стиль нашёл сторонников среди барнаульских зодчих. Однако полноценную прививку постмодерна на теле Барнаула сделал новосибирский архитектор Игорь Поповский проектом Алтайского Сбербанка на проспекте Комсомольском, 106а.
Новаторскими идеями постмодерна проникся сторонник конструктивизма и функционализма в архитектуре Станислав Зенков. Ярким явлением в современной архитектуре Барнаула стали его объекты на ул. Папанинцев, 134, на ул. Короленко, 45 и на ул. Воровского, 44. По его же проекту построено постмодернистское здание пенсионного фонда России по ул. Партизанской, 94. Свой вкус Зенков проявил при реконструкции фасадов гостиницы «Центральная» на проспекте Ленина, 57.
Настоящим апологетом постмодернизма проявил себя архитектор Владимир Золотов. Его лучшие проектные работы можно назвать по адресам: ул. Молодёжная, 60; ул. Пионеров, 1; проспект Ленина, 147; ул. Профинтерна, 38а; пер. Трудовой, 39; ул. Брестская, 9; ул. Дзержинского, 17; ул. Папанинцев, 132 (Дом правосудия); ул. Партизанская, 81 («Три богатыря»); проспект Калинина, 1 (ресторан «Q-Q») и др.
По оригинальным проектам мастерской Сергея Реутова построено множество объектов, формирующих силуэт и панораму центральной части города. Из его мастерской вышли проекты: 24-этажный жилой комплекс «Анастасия» (арх. Е. Реутова, В. Белкина) на проспекте Красноармейском, 77а, также 16-этажные жилые дома на ул. Молодёжной, 3б и на ул. Партизанской, 44. Своеобразной «визитной карточкой» Барнаула стали три 16-этажки на ул. Приречной, 1, 5, 9.
Архитекторы Валерий Митрофанов и Михаилом Шмидт украсили город современными объектами: офис МТС на ул. Мало-Тобольской, 25б; кафе «Гранмулино» на ул. Песчаной, 83.
Архитектор Елена Крылова может работать в любом стиле. Архитектура фасадов корпуса АлтГТУ на ул. Димитрова, 73 выполнена ею на стыке советского монументализма с постмодерном.
Свой след в архитектуре постмодерна оставила Лариса Храбрых. По её проекту возведён 15-этажный жилой дом «Титаник» на ул. Папанинцев, 97.
Татьяна Рамазанова работает в мейнстриме современной архитектуры. По её проектам выстроены жилой дом на ул. Кирова, 51 и клуб «Пилот» на ул. Пролетарской, 76.
Сторонник постмодернизма Сергей Черепанов спроектировал жилой комплекс «Столичный» на ул. 1905 года, 25.
При этом хочется заметить, что точного определения постмодернизма в архитектуре теоретиками, видимо, не выработано. А у практиков, видимо, не выстроено. Иначе, откуда бы в капитальном строительстве появлялось такое количество эклектики, а порой - китча.
Переходим к самому интересному. Стиль с названием «хай-тек» зародился в Великобритании как следствие появления качественных конструкционных и отделочных материалов, а также высоких технологий в строительстве. Основоположник хай-тека Норман Фостер принципиально отказался от декоративных и натуральных материалов в архитектуре. У мастера появились ученики во всех частях света. Не минула эта участь российских зодчих, в том числе и барнаульских.
Большую лепту в формирование современного облика Барнаула внесли Александр Деринг и Сергей Тисленко. Этому тандему принадлежат проекты множества зданий, выполненных в стиле «хай-тек». Достаточно вспомнить остеклённые фасады бизнес-центра «Идеал» на ул. Пролетарской, 127а и бизнес-центра «Идеал-2» на ул. Интернациональной, 122.
Станислав Зенков в стиле «хай-тек» запроектировал 4-этажный торговый центр «Империя» на проспекте Ленина, 124.
Весьма плодотворно над обновлением архитектурного образа Барнаула работают проектанты Реутовы. Разработанный ими торгово-офисный центр «Проспект» (арх. Е. Реутова, В. Белкина) на проспекте Ленина, 39 и торгово-офисный центр «Гулливер» на проспекте Красноармейском, 51а можно отнести к стилю высоких технологий. В ярко выраженном хай-тековском стиле созданы 16-этажный дом с общественным блоком (арх. Е. Реутова, И. Гололобова) на ул. Чкалова, 69а и 6-этажный многоквартирный дом (арх. Е. Реутова, И. Садовская) на Змеиногорском тракте, 104 м/5.
Столица Алтайского края украшена 17-этажным жилым домом (арх. Е. Тоскин) с пластически выразительным сверкающим тонированным стеклом фасадом на улице Папанинцев, 102. Примером архитектуры высоких технологий являются полностью остеклённые фасады многоквартирного жилого дома (арх. С. Черепанов) на проспекте Комсомольском, 44. Следуя определению «хай-тека», большинство фасадных решений современных барнаульских многоэтажек можно отнести именно к этому стилю.
Переходим к очень интересной теме. Деконструктивизм как стиль в архитектуре неразрывно связан с постмодернизмом. При этом теоретики деконструктивизма отталкиваются от идей русского конструктивизма, но полностью его отрицают. Вот такая преамбула.
Образцом деконструктивизма в Барнауле является здание Издательского Дома «Алтапресс» (арх. Н. Позднякова) по ул. Короленко, 107.
Знаменитый 10-этажный бизнес-центр на пл. Баварина, 2 с неофициальным именем «Парус» (арх. Е. Тоскин) можно отнести к деконструктивизму. След этих идей виден на реконструированном фасаде бывшего завода геофизики (худ. В. Каминский) на проспекте Ленина, 154а и на декорированном фасаде бывшего офиса «Сибуглеснаб» (арх. Н. Позднякова) на проспекте Ленина, 156а.
Следуя теоретическим предпосылкам, объёмно-пространственное решение гипермаркета «Волна» (арх. А. Квасов) на ул. Власихинская, 65 тоже можно отнести к идеям деконструктивиз-ма. Однако с тем же успехом его архитектура укладывается и в идеи функционализма, и соответствует требованиям стиля «хай-тек». Вот такая картина.
Переходим к насущному. Последняя четверть века для Барнаула охарактеризовалась бурным ростом индивидуального жилищного строительства. Возможность получения разрешения на строительство через районные органы власти упростила и ускорила исполнение мечты россиянина. Современные строительные материалы позволили заказчику выбирать размер, стиль и цвет будущей постройки. В результате появились новые посёлки и кварталы, где домики в финском стиле соседствуют с домами-крепостями в романском стиле, а дома в стиле американских ранчо с домами в псевдорусском «пряничном» стиле. Не говоря уж об особняках в стиле Прованс и дворянских гнёздах в стиле Шато. Всё это архитектурное великолепие и разнообразие также формирует образ современного Барнаула.
Кроме многоэтажной жилой застройки архитектурный облик Барнаула формируется крупными промышленными сооружениями и объектами социального назначения. Среди них современные объекты дошкольного и общеобразовательного назначения с бассейнами (арх. Е. Башки-ров). Архитектурной достопримечательностью стали объекты медицинского кластера: Краевая клиническая больница на ул. Ляпидевского, 1; Федеральный центр травматологии, ортопедии и протезирования на ул. Ляпидевского, 1/3; Краевой онкологический центр «Надежда» на тракте Змеиногорском, 110.
Заметное влияние на облик и имидж Барнаула оказала реализация Концепции туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» (авторы: арх. С. Боженко, С. Поморов).
В заключение следует сказать, что многостилье - характерная черта урбанизированного поселения. Это и не хорошо и не плохо. Это объективная реальность. Барнаул застраивается почти триста лет. Вот так, из века в век, из поколения в поколение складывается архитектурно-художественный образ столицы Алтайского края. Этот образ впитывает в себя градостроительные идеи и архитектурные формы со всех сторон света. В этом смысле город открыт для внешнего воздействия. Поэтому облик современного Барнаула формируется и будет продолжать формироваться в русле общемировых архитектурных процессов.
Sergei A. Bozhenko, Honorary Architect of the Russian Federation,
Chairman of the Committee for Building, Architecture and Development of Barnaul (Barnaul, Russia)
IMAGINAL AND ARCHITECTURAL FACE OF THE TODAY'S BARNAUL BUILDING DEVELOPMENT
Abstract. The article outlines the author's view on architectural and constructional practice of the last 25 years in territorial planning and building development of a Russian big town (a case of Barnaul, Altai Krai). The author reflects on reasons and backgrounds of developing an architectural face of a today's domestic urban territory, outlines his own variant of styles classification of municipal buildings totality. The paper gives some information concerning authorship and location of several architectural objects that give a peculiar face for the today's Barnaul.
Keywords: Barnaul, architecture, eclecticism (multi-styling), historicism, post-modernity in architecture, high-tech architecture, building development.
УДК 72.012.8::726.5:008(470+571)
В. И. Бочковская, кандидат исторических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ИСКУССТВО ХРАМОВОГО ИНТЕРЬЕРА КАК ОДНО ИЗ ЯВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ
Аннотация. Статья излагает взгляд современной архитектурной науки на содержание понятия «интерьер православного храма». Автор выделяет трёхэлементную систему ключевых функциональных пространств церковной постройки - алтаря, собственно храма и притвора -в качестве базовой символьной составляющей культового сооружения; рассматривает значение внутреннего убранства православного храма в контексте отечественного культурного процесса. Автор прогнозирует увеличение общей доли строительных материалов, традиционно используемых в оформлении убранства внутренних помещений светских архитектурных сооружений (бетон, сталь, стекло, синтетические материалы и пр.), в совокупности материалов, применяемых для отделки внутренних площадей современного православного храма.
Ключевые слова: церковный интерьер, символ, культура, храм, зодчество, традиции, идеальная модель храма, православный комплекс.
Тема интерьера православного храма, как это ни странно, малоисследована вообще, а что касается интерьеров современных храмов, то информации практически нет, мы уже не говорим о храмах Алтайского края. Тем более эта тема интересна. Если обратиться к истории, то изначально, уже в первых христианских храмах был заложен принцип контраста между внешним обликом и внутренним убранством. В этом проявлялась основная идея о том, что, подобно смиренному прихожанину с его богатой духовной жизнью, храм внешне должен быть простым и строгим, зато внутри богато декорирован. Что же касается интерьера храма, то он должен был соединить два