Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 1. С. 25-40.
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture.
ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)
2024; 26 (1): 25-40. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 72.007
DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-1-25-40
EDN: BMNNDI
ЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОБРАНИЯ В ТОМСКЕ: ВОПРОСЫ РЕСТАВРАЦИИ
Валерий Геннадьевич Залесов1, Татьяна Николаевна Манонина1, Елена Владиславовна Перетягина2
1 Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск, Россия
2Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области, г. Томск, Россия
Аннотация. Актуальность. В текущем году исполняется 170 лет со дня рождения Константина Константиновича Лыгина, выдающегося зодчего, который 37 лет проработал в Сибири. Он оставил в наследство архитектурные постройки, обучил многих молодых архитекторов. К.К. Лыгин относится к категории тех талантливых архитекторов-профессионалов, которые могли бы работать в любом городе Российской империи. Но именно в Сибири, в Томске он раскрыл свою одаренность в проектах, постройках, передал знания и опыт ученикам.
В статье проводится историко-архитектурное исследование здания Общественного собрания в Томске (пр. Ленина, 50), построенного в 1898-1900 гг. по проекту известного сибирского архитектора К.К. Лыгина. Даны новые исторические сведения об истории эксплуатации этого сооружения в XX - начале XXI в., представлены сведения о проблемах современной реставрации и реконструкции здания.
Здание анализируется в историко-архитектурном контексте: проводятся объемно-планировочный и архитектурно-художественный анализы, совокупность которых дает полное представление об архитектурных характеристиках объекта в различные исторические периоды. Дается полная хронология историко-архитектурных событий за весь период существования здания.
Результаты. Приведенные в статье новые сведения существенно дополняют творческую биографию архитектора, расширяют информацию о здании Общественного собрания как о значимом архитектурном сооружении Томска и как уникальном объекте культурного наследия города. Предполагаемое современное использование этого здания в качестве Сибирского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) как нельзя лучше продолжит традицию общественно-культурной функции сооружения, позволит оценить историко-культурное значение данного архитектурного объекта.
Ключевые слова: архитектор К.К. Лыгин, Общественное собрание, Сибирь, Томск, XX - начало XXI в., Дом офицеров, реставрация, объект культурного наследия
Для цитирования: Залесов В.Г., Манонина Т.Н., Перетягина Е.В. Здание Общественного собрания в Томске: вопросы реставрации // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 1. С. 25-40. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-1-25-40. EDN: BMNNDI
© Залесов В.Г., Манонина Т.Н., Перетягина Е.В., 2024
ORIGINAL ARTICLE
PUBLIC MEETING BUILDING IN TOMSK: PROBLEMS OF RESTORATION
Valery G. Zalesov1, Tatiana N. Manonina1, Elena V. Peretyagina2
1Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia 2Committee on Protection of Heritage Sites of the Tomsk Region, Tomsk, Russia
Abstract. The article discusses one of the first large buildings built by K.K. Lygin in Tomsk. It is the Public Meeting building at 50, Lenin Ave. New information is given about the history of its construction. The building is analyzed in the historical and architectural context. The planning and architectural space and its analysis describe the building in various historical periods. Chronological events of the building's existence are presented herein. New information complements the creative biography of the architect, expands knowledge about the Public Meeting building as a significant and unique architectural building in Tomsk.
Keywords: K.K. Lygin, Public Meeting building, Siberia, Tomsk, House of Officers, restoration, cultural heritage
For citation: Zalesov V.G., Manonina T.N., Peretyagina E.V. Public meeting building in Tomsk: Problems of restoration. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (1): 25-40. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-1-25-40. EDN: BMNNDI
Одним из наиболее значимых сооружений в истории и архитектуре г. Томска является здание бывшего Общественного собрания, которое имеет статус памятника культурного наследия города. Здание было построено по проекту архитектора К.К. Лыгина в 1898-1900 гг. В ряде более ранних публикаций, посвященных творчеству этого мастера, рассматривались различные аспекты его архитектурной деятельности [1, 2, 3, 4]. В статье В.Г. Залесова ^ и Е.А. Сахаровой [5, с. 24-39] рассматривалась архитектурная история этого общественного сооружения до 1910-х гг. Смена общественного строя и формирование социалистических перспектив развития советского общества обозначили изменение функциональных составляющих эксплуатации здания. Совокупность этих событий формирует информативное поле о состоянии здания ^ бывшего Общественного собрания на сегодняшний день и выявляет проблемы реставрации и реконструкции этого уникального сооружения, которому в недалекой перспективе исполняется 125 лет. ^ Здание Общественного собрания в период революционных событий
в 1917 г. было местом собраний и митингов, агитационно-пропагандистской де-|_н ятельности политических партий и организаций. В дни Февральской революции, когда в Томске появились телеграммы о государственном перевороте, 2 марта 1917 г. в Собрании состоялся первый стихийный митинг1. На следующий день
чо гч
Н
Ы =
№ митинг был организован Исполнительным комитетом Совета солдатских депу-и татов под председательством большевика Н.Н. Яковлева, который «доложил
О)
CQ
1 Сибирская жизнь. 1917. 3 марта. № 49.
собравшимся о ходе работ комитета» и «сообщил об освобождении политических заключенных»2. Митинги проходили при большом скоплении народа, не вошедшие в зал сопереживали на улице. В эти дни были сняты эмблемы самодержавия - портрет императора и царские вензеля. Революционные настроения проявлялись и в последующие дни, для чего даже потребовалось отменить благотворительный спектакль в пользу учениц второй женской гимназии3. Тем не менее к концу марта Собрание зажило своей обычной клубной жизнью.
Октябрьские события 1917 г. практически не отразились на функционировании здания. Только в конце декабря было объявлено «экстренное» вечернее заседание членов Собрания по поводу «заявления Исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов о занятии театрального помещения собрания для нужд комитета»4. По-видимому, для новой власти была предоставлена такая возможность, что, впрочем, не повлияло на вечернюю клубную жизнь. Новогодние и рождественские вечера, маскарады и прочие события светской жизни продолжались...
С июня 1918 г., с приходом к власти Временного Сибирского правительства, клубная деятельность восстановилась в прежнем формате. В середине июня 1919 г. Совет старшин организовал новое «экстренное» собрание членов, повестка которого подразумевала активизацию деятельности. Среди основных вопросов общего обсуждения была смета на ремонт отопления и переустройство сцены. Также рассматривались траты на покупку дров, которые, в связи с инфляцией, достигли значительной суммы в 100 тыс. рублей!5 Строительный отдел управления Томской губернии в августе этого же года утвердил проект на «постройку и ремонт мансардных помещений над сценой при здании Общественного собрания», который был выполнен архитектором К.К. Лыгиным6.
Однако уже в августе 1919 г. городской жилищной комиссией города было принято решение о размещении эвакуированного из Екатеринбурга госпиталя, который предлагалось расположить как в Общественном собрании («реквизировать верхний этаж»), так и в гостинице «Россия» (нижний и средний этажи, помещение аукционного зала - совр. пр. Фрунзе, 6). Первый этаж и подвал Собрания были отданы под служебные помещения и жилье медицинских работников. Екатеринбургский госпиталь стал в это время одним из крупнейших в Томске, о чем нам поведали журналисты газеты «Сибирская жизнь» в связи со следующими событиями. В местной хронике в начале декабря 1919 г. был размещен материал, касающийся жалобы в городское санитарное бюро владельца бань А.Г. Дистлера. Предприниматель высказывал претензии к администрации госпиталя, которая для «очистки нечистот» осу- ^ ществляла канализационный сброс под гору на его участок, где располагались у бани. Дистлер призывал администрацию к «должному вниманию» к санитарному состоянию города и устранению «безобразий»7. ^
Ы
2 Сибирская жизнь. 1917. 4 марта № 50.
3 Там же. 8 марта. № 53. Н
4 Там же. 23 декабря. № 279. ^
5 Там же. 1919. 15 июня. № 120. Д
6 Там же. 12 августа. № 168; ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 2233.
7 Там же. 3 декабря. № 258.
В связи с «реквизицией» клуб Собрания был частично перемещен в помещения гостиницы «Россия»8 (совр. пр. Фрунзе, 6). В ноябре текущего года «Совет старшин Общественного собрания, признавая, что при создавшихся условиях пользования помещений, занимаемых Собранием, поддержание порядка и соблюдение правил Устава стали неосуществимыми, что Собрание, не имея возможности предоставить своим членам ни комнаты для биллиарда, ни комнаты для читальни, уже утратило характер клуба, что настоящее помещение собрания и антигигиенично и неизолировано»9. Старшины постановили: «временно, до приискания нового помещения приостановить деятельность Собрания, за исключением библиотеки», также прекращались отчисления «из доходов Собрания на нужды госпиталей, лазаретов, детских приютов и просветительных учреждений»10.
20 декабря 1919 г. в Томск вошли части Красной Армии, и деятельность Общественного собрания была прекращена. Здание вскоре было национализировано. 20 мая 1920 г. постановлением Томского губернского комитета РКП (б) и губревкома в здании уже бывшего Общественного собрания был открыт гарнизонный Красноармейский клуб («гарклуб»), «переведённый сюда из библиотеки Томского университета». Помещения клуба были заново отремонтированы и приспособлены к новым задачам. Среди них были: организация работы читального зала и библиотеки, драматической студии и студии изобразительного искусства, спортивной секции (для которой был открыт стадион в Лагерном саду), политической школы грамоты, красноармейского университета и музыкальной секции со своим хором и оркестром («инструменты имеются»). Был открыт буфет «с продажей чая, хлеба, папирос», и планировалось устройство столовой «с отпуском до 1000 обедов»11. Клубная жизнь началась в новом качестве. Первоначально клуб носил имя большевика Н.Н. Яковлева, затем (точная дата неизвестна) имя председателя Сибревкома И.Н. Смирнова (имя Н.Н. Яковлева было возвращено в марте 1959 г.). 1-н В середине ноября 1922 г. в здании гарнизонного клуба после ремонта
был открыт Большой городской театр. Администрация театра «затратила • огромные средства (около 100 миллиардов - по ценам того времени) как на сч капитальный ремонт самого здания, так и на оборудование сцены декораций, ^ костюмов и бутафории»12. Была сформирована новая труппа артистов театра ^ с оркестром, которая насчитывала более семидесяти человек. сч К сожалению, эксплуатация театра выявила несколько недостатков, кото-
cq рые указывались в статье, напечатанной 30 июля 1926 г. в газете «Красное зна-^ мя», озаглавленной «Почему городской театр переносится в кино "Новый"?». (J Обнаруженные «больные места», по сути дела, повторили недостатки зала, обозначенные еще во второй половине 1900-х гг., когда зал стал использоваться как ^ театральный. Это, во-первых, малая площадь сцены, которая не позволяла «по-^ ставить ни одного сложного, обстановочного спектакля», и, во-вторых, «невоз-
Я _
К
Н 8 Сибирская жизнь. 1919. 13 августа. № 169.
9 Там же. 7 ноября. № 236. PQ 10 Там же.
11 Знамя революции. 1920. 16 мая. № 96.
12 Красное знамя. 1922. 11 ноября. № 252.
можные акустические условия: в зрительном зале, особенно от 5-го ряда до 13-го, ничего не слышно»13. Эти обстоятельства поставили вопрос о переводе театра в помещения кинотеатра «Новый» (имел название «Кино 1 -й»), расположенного по пер. Нахановича (совр. «Киномир»), что и было сделано Управлением государственных театральных предприятий Томска (директор М.К. Вулконский) уже в августе 1926 г. по решению Горсовета и Окрисполкома14.
С 22 сентября 1926 г. зал бывшего Общественного собрания (на это время - Городского театра) начал работать как кинотеатр на 1000 мест. Состоялось его торжественное открытие. «При театре два фойе, полное электроосвещение, буфет, книжный и газетный киоски. Для сокращения антрактов, по образцу европейских театров, устанавливается 2 проекционных аппарата»15. Наименование «Кино 1-й» перешло зданию бывшего Общественного собрания (рис. 1, а).
С 1 июня 1928 г. на первом этаже здания была открыта столовая Центрального рабочего кооператива (ЦРК). Для ее устройства были использованы боковые помещения первого этажа. В них расположились два отделения -«удешевленное» и «улучшенное» - с общей кухней, которая по-прежнему находилась на третьем этаже. Одновременно столовая могла накормить до 380 чел. «Улучшенное» отделение работало как ресторан до двух часов ночи16 (рис. 1, б).
Как кинотеатр зал здания эксплуатировался всего пять лет. Уже в октябре 1931 г. здесь был открыт Дом Красной Армии (ДКА) (рис. 2, а). Газета «Красное знамя» писала в эти дни: «От "Кино 1" не осталось почти ничего. Все заново перестроено, все переделано. Снаружи Дом Красной Армии украшен тремя настоящими аэропланными пропеллерами, движимыми электротоком, неизвестными еще в Томске фонарями Форда, художественными плакатами и световыми лозунгами. В самом здании. четкая военная распланировка всего, что есть в доме. Большая мишень с тремя точками выстрелов, по бокам лестницы два пулемета системы Тогенса - трофеи Гражданской войны, отобранные у англичан. Кругом лозунги, плакаты, отражающие военизацию»17. Здание было оборудовано специализированными кабинетами: тактико-стрелковым (с макетом рельефа местности), химико-санитарным, кабинетом связи, военной техники, партполитработника. Была предусмотрена комната «самоподготовки к изобретательству». «Зал б. Кино заново отремонтирован. Он имеет 1200 мест, прекрасную сцену, где будет работать свой профессиональный театр и кино»18.
«В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь находились курсы младшего командного состава и стрелковой подготовки. В помещениях бывшего Общественного собрания регулярно проводились встречи горожан с фронтовиками, многочисленные митинги, собрания партийного актива города, слёты фронтовых и комсомольско-молодёжных бригад и другие массовые мероприятия. Кроме того, в подвалах здания все военные годы находились картины из собрания Севастопольской картинной галереи. ^
Ы
13 Красное знамя. 1926. 30 июля. № 171.
14 Там же. 11 августа. № 180. Н
15 Там же. 19 сентября. № 214. ^
16 Там же. 1928. 1 июля. № 151; 3 июля. № 152; 31 июля. № 176. Д
17 Там же. 1931. 9 октября. № 255.
18 Там же.
¡Ря^ч
а =
=
н
CJ
<v PQ
Рис. 1. Здание «Первого кино» в г. Томске, конец 1920-х гг. URL: https://pastvu.com/ p/298514. Дата обращения: 24.02.2023 (а); столовая № 2 «Центрального рабочего кооператива» (ЦРК) на первом этаже здания «Первого кино» в г. Томске (б)19 Fig. 1. The "First Cinema" building in Tomsk, 1920s (a); canteen No. 2 of the "Central Workers' Cooperative" on the first floor of the "First Cinema" building (b)
19 Красное знамя. 1928. 1 июля. № 151.
Рис. 2. Дом Красной Армии в г. Томске, 1930-е гг.20 (а); торжественное собрание в Гарнизонном Доме офицеров в г. Томске. Фото Ф.И. Хитриневич, 1966 г.21 (б); концерт на сцене Гарнизонного Дома офицеров в г. Томске. Фото 1960 г. (фрагмент)22 (в) Fig. 2. House of the Red Army in Tomsk, 1930s (a); solemn meeting in the House of Officers in Tomsk. Photo by F.I. Khitrinevich, 1966 (b); concert in the House of Officers, 1960 (c)
20 URL: https://pastvu.com /p/1330153 (дата обращения: 26.02.2023).
21 URL: https:/ pastvu.com/p/1229996 (дата обращения: 26.02.2023).
22 Проект реставрации памятника архитектуры «Гарнизонный Дом офицеров имени Н.Н. Яковлева по пр. Ленина, 50, в г. Томске» / СФИ «Спецпроектреставрация» // Историческая запис-
и <
U
н
а =
=
н
CJ
<v PQ
ка / В.А. Черняк. Т. П-I. Томск, 1984. С. 58.
а
С 1 сентября 1945 г. Дом Красной Армии стал называться Гарнизонным Домом офицеров. В послевоенные годы здесь проходили пленумы областного и городского комитетов партии, областные и городские партийные конференции. В конце 1940 - начале 50-х гг. в Доме офицеров функционировали Вечерний университет, Школа жен офицеров, драматический кружок, кружок баянистов, стрелковая женская команда, выступали популярные исполните-ли»23 (рис. 2, б, в).
Специальным постановлением Совета министров СССР 6 марта 1959 г. Томскому гарнизонному Дому офицеров вновь было присвоено имя Н.Н. Яковлева24. В феврале 1969 г. в здании прошло торжественное собрание, посвященное празднованию 51-й годовщины Вооруженных Сил СССР25. С этого времени практически на три года остановилась деятельность гарнизонного клуба, начался капитальный ремонт. Работа Дома офицеров возобновилась только в январе 1972 г., о чем свидетельствует газетный анонс о предстоящих концертах: «22-23 января 1972 г. Томская областная филармония. В помещении Дома офицеров концерты лауреата Государственной премии Удмуртской АССР Государственного ансамбля песни и танца «Италмас». Начало в 20 часов»26. С этого времени в здании активно заработал зрительный зал, в котором проходили не только спектакли и концерты, но и кинопоказы. Возобновилась клубная работа.
Архитектурно-конструктивная часть проекта капитального ремонта была сделана группой архитекторов и инженеров института «Томскгипротранс» под руководством архитектора Е.И. Дрейзина27. Дом офицеров за эти три года ремонта (1969-1971 гг.) был значительно перестроен и переоборудован внутри. В частности, для современных потребностей фрагментарно была проведена его перепланировка, изменения также коснулись функциональных свойств ряда помещений. Потребовалась замена конструктивной системы: междуэтажных перекрытий первого этажа входного вестибюля. Была сделана новая, «современная», внутренняя отделка зрительного зала, что привело к утрате лепного декора этого помещения (рис. 3, а).
Представленные в пояснительной записке к проекту реставрации здания проектные документы свидетельствует о том, что чертежи по капитальному ремонту здания были сделаны в КЭЧ Томского района (так указано на штампе чертежей. - авт.). КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть) - тыловые части ^ Министерства обороны СССР, приписанные к гарнизонам, которые занимались О
Н
«организацией технической эксплуатации и обеспечением казарменно-жилищ-ного фонда и коммунальных сооружений воинских частей, приписанных к КЭЧ
U
23 Ширко К.Н., Ширко Т.И. Здание Общественного собрания (Дом офицеров) (Историческая ^Н справка) // Памятники Томска. URL: http://memorials.lib.tomsk.ru/page.phtml?p=20 (дата обращения: 12.03.2023). (Военный и послевоенный периоды организации работы Дома Красной Армии ^ нам детально установить не представилось возможным. Полагаемся на исследования указанных
авторов. - авт.) Н 24 Красное знамя. 1960. 12 октября. № 241.
25 Красное знамя. 1969. 23 февраля. № 46.
PQ 26 Красное знамя. 1972. 19 января. № 15.
27 Информация предоставлена архитектором С.А. Савельевым. В период разработки проекта реставрации Дома офицеров - главный архитектор АРМ-1 СФИ «Спецпроектреставрация».
района (гарнизона)»28. Такие части были укомплектованы военными инженерами различных технических специальностей, в том числе строительных. Проектные чертежи по ремонту подписаны начальником КЭЧ майором Тимиршиным, главным инженером капитаном Губиным и исполнителем Грачевой29.
Основные изменения капитального ремонта коснулись конструктивной системы здания и его функционально-планировочной структуры. Двухуровневый входной вестибюль с тремя входами, которые вели к просторным фойе перед гардеробами «верхнего платья», был перестроен в одноуровневый. Архитектурно-планировочное решение предусматривало организацию нового видоизмененного входного блока: по обеим сторонам входного вестибюля, перестроенного в тамбур, от центрального портала были сделаны подъемные лестницы, которые вели на уровень вновь образованного первого этажа (рис. 3, б).
Второе существенное изменение затронуло «верхние этажи». Формально здание имело два этажа и подвал (цокольный этаж). Тем не менее уже во время начальной эксплуатации появился третий этаж, в котором разместилась кухня, перенесенная из подвала. Возможность устройства дополнительного третьего (мансардного) этажа также была применена к чердачным пространствам по обеим сторонам зрительного зала. Здесь были устроены мансардные помещения, которые дополняли площади для гримерных комнат актеров (над сценой), и служебные помещения, расположенные по другую сторону зрительного зала. Помещения над балконом были перекрыты на два этажа под дополнительный ярус балкона и кинопроекционную. Для организации этих помещений в новых конструкциях была предусмотрена дополнительная лестница в юго-восточной части объема здания. Зрительские места были устроены амфитеатром. В это же время был «закрыт» световой фонарь над центральной лестницей. Мы допускаем, что фонарь мог прекратить свое существование и ранее капитального ремонта (1969-1971 гг.).
Третье изменение коснулось капитальной перестройки и отделки зрительного зала. Деревянные фермы над залом, вместе с лепным плафоном, были демонтированы и заменены на металлические с подвесным потолком. Лепной декор потолка был полностью утрачен, а стеновая лепнина частично срублена и обшита глухими деревянными щитами и вагонкой. Интерьер зала приобрел «современный» для того времени вид, утратив все свои декоративно-художественные качества (рис. 3, а). Здание было приспособлено под клуб «Томский гарнизонный Дом офицеров им. Н.Н. Яковлева».
Все эти изменения нанесли «серьёзный ущерб архитектурному и художественному облику» здания. Исполнительный комитет Томского областного Совета народных депутатов в октябре 1983 г. обратился к директору Сибирского филиала института «Спецпроектреставрация» А.Н. Чернову и начальнику Гарнизонного Дома офицеров С.В. Новожилову с просьбой «подготовить задание на проектирование и направить его в ноябре 1983 г. на рассмот- ^ рение и согласование в СибВО (Сибирский военный округ. - авт.).
Ы S X
40
28 Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Ар^ мии и Военно-Морского Флота: прил. 1 к приказу Министра обороны СССР 1977 г. № 75. URL: https://docs.cntd.ru/document/901829415 ^
29 Проект реставрации памятника архитектуры «Гарнизонный Дом офицеров имени Н.Н. Яко- Q3 влева по пр. Ленина, 50, в г. Томске» / СФИ «Спецпроектреставрация» // Историческая записка / В.А. Черняк. Т. П-I. Томск, 1984. С. 17; Приложения 8-11.
> "-'»'« * ' '' "^Г f!" i." Г
> « i > I •< I » t» • <
j> * * .1 д1 V - j fi
JC St fWuncnow р-не
J5/ юр о дц rr * 5" гл ft4/*rJc :
Mo гя/т*>С. tJt/MOfujujf
in t/HMCCH*y> Гуд</н
иаиапнит*л> fp/\1лС*
/•». /: too to чип f/ffotnCH
= =
H
cj
tu
PQ
Рис. 3. Зал Гарнизонного Дома офицеров в г. Томске после капитального ремонта 1969-1971 гг. Фото середины 1970-х гг. Материал предоставлен Н.В. Савельевой (а); план первого этажа здания Гарнизонного Дома офицеров в г. Томске на период капитального ремонта 1969-1971 гг. Экспликация помещений30 (б) Fig. 3. Hall in the House of Officers in Tomsk after major repairs in 1969-1971 (a); first floor of the House of Officers during major repairs in 1969-1971 (b)
30 Проект реставрации памятника архитектуры «Гарнизонный Дом офицеров имени Н.Н. Яковлева по пр. Ленина, 50, в г. Томске» / СФИ «Спецпроектреставрация» // Историческая записка / В.А. Черняк. Т. П-I. Томск, 1984. С. 44.
б
Выполнение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации ГДО (Гарнизонного Дома офицеров. - авт.) г. Томска включить в тематический план филиала института в 1984 г.)»31. В 1984 г. в Сибирском филиале института приступили к подготовке документации и проекта. С 1986 г. начались ремонтно-реставрационные работы. Наиболее сложные и дорогостоящие из них - отделочные по зрительному залу - предстояло выполнить в 1991 г. на сумму 540 тыс. руб. Однако финансирование объекта с этого времени «стало неустойчивым» и проводилось «в недостаточном объеме». До 1994 г. велись ремонтно-реставрационные работы, которые, вследствие неустойчивого финансирования, периодически приостанавливались.
В 1995 г. было принято решение о возобновлении реставрационных работ. В связи с изменившимися нормативными требованиями и реорганизацией функционального использования ряда помещений здания была выполнена корректировка научно-проектной документации, которая до 1998 г. проводилась Сибирским институтом «Сибспецпроектреставрация».
В 1998-2000 гг. заканчивались предыдущие и проведены новые реставрационные работы, которые коснулись основных помещений подвала, первого и второго этажей. В исторических планировочных отметках был восстановлен (с изменениями) входной вестибюль, отреставрированы фойе перед зрительным залом и прилегающие к нему помещения. Парадная трехмаршевая лестница приобрела исторический облик, над ней был воссоздан световой фонарь. Также были продолжены работы по восстановлению лепного декора интерьера зрительного зала и сцены. Однако эта деятельность в 2000 г., из-за недостатка финансирования, была приостановлена и временно законсервирована практически до 2013 г. В 2011 г. Минобороны передало здание в муниципальную собственность г. Томска, а через год, в 2012 г., здание бывшего Общественного собрания перешло в собственность областной администрации32.
В 2013-2014 гг. ОАО «СИ "Сибспецпроектреставрация"» был выполнен проект реставрации и приспособления здания бывшего Общественного собрания под конгресс-холл «Томское собрание». Омский филиал Глав-госэкспертизы России согласовал это решение (рис. 4, а, б). «Эксперты пришли к выводу, что. проектная документация и результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.»33 В соответствии с проектом реконструкция здания с элементами реставрации должна была занять почти два года. В ходе работ планировалось восстановить фасады (с учетом утрат), в частности, балконы, лоджии, чердак и кровлю с восстановлением куполов. После реставрации внешний облик здания должен соответствовать периоду постройки. Такие работы, которые были дополнены ремонтом подвала, цокольной части, гидроизоляцией фундаментов, заменой инженерных систем, были ^
произведены и окончены в 2016 г. ^
=
В
31 Материалы предоставлены архитекторами Н.В. и С.А. Савельевыми.
32 Главгосэкспертиза одобрила размещение конгресс-холла «Томское собрание» в Доме офице- ^ ров // Томский Обзор. URL: https://obzor.city/news/519935—glavgosekspertiza-odobrila-razme-schenie-kongress-holla-tomskoe-sobranie-v-dome-ofitserov
33 Там же.
= =
Н CJ
<v PQ
Рис. 4. Проект приспособления здания бывшего Общественного собрания в Томске под конгресс-холл «Томское собрание». Главный (восточный) фасад (а); план первого этажа (б). ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация». Главный архитектор проекта Н.В. Савельева, главный инженер проекта В.А. Островская, 2013-2016 гг. Материал предоставлен Н.В. Савельевой Fig. 4. Project of adapting the former Public Meeting building for the congress hall "Tomsk Meeting": eastern facade (a); first floor (b). OAO Siberian Institute Sibspetsproek-proektrestavratsiya. Chief Project Architect N.V. Savelyeva, Chief Project Engineer V.A. Ostrovskaya, 2013-2016. Material provided by N.V. Savelyeva
а
б
Тем не менее главная проблема - реставрация и реконструкция зрительного зала и сцены - за эти годы так и не была решена.
В августе 2020 г. было принято решение - разместить в здании бывшего Общественного собрания Сибирский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ). К такому соглашению пришли губернатор С.А. Жвачкин и директор музея М.Д. Лошак.
Томский губернатор В.В. Мазур и новый директор ГМИИ Е.С. Лихачева при встрече в сентябре 2023 г. подтвердили, что вариант организации Сибирского филиала Государственного музея изобразительных искусств в старинном здании является наиболее продуктивным. На сегодняшний день готовится проектная документация на размещение в здании бывшего Общественного собрания Сибирского филиала Пушкинского музея34.
В заключение приведем полную хронологию историко-архитектурных событий здания бывшего Общественного собрания в Томске за период, насчитывающий более века (таблица).
Хронология историко-архитектурных событий Chronology of historical and architectural events
Дата Историческое событие
1897, 13 апреля Сгорело старое деревянное здание Общественного собрания «.. .в ночь на Светлое Христово Воскресенье»
1897, декабрь Выполнен эскизный проект нового здания (на месте сгоревшего). Архитектор К.К. Лыгин
1898, май Выполнен рабочий (окончательный) проект. Архитектор К.К. Лыгин
1898, 7 мая Проект рассмотрен и утвержден Строительным отделением Томского губернского управления
1898, 2 июня Торжественная закладка здания
1900, 1 января Начало клубной деятельности Общественного собрания в новом здании
1905, октябрь Сгорел драматический театр, построенный Е.И. Королевым. Театральная жизнь Томска перешла в здание Общественного собрания
1909-1910 Капитальный ремонт с перепланировкой нескольких помещений. Проекты и сметы разработали архитекторы В.Ф. Оржешко и А.Г. Норин с помощниками (разработка проекта: май 1909)
1919, март -август Выполнен проект перестройки и ремонта мансардных помещений над сценой. Архитектор К.К. Лыгин
1919, август -декабрь Размещен госпиталь, эвакуированный из Екатеринбурга
1920, май В здании начал функционировать Красноармейский гарнизонный клуб («гарклуб»)
34 Сибирский филиал Пушкинского музея откроется в Томске // Новости искусства. URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/20230911 -qkbp/
Продолжение таблицы Continuation
%
чО гч
-г
гч о
гч
^
и <
-
н
Ы 5 X
н
CJ ij CQ
Дата Историческое событие
1922, ноябрь -1926, август Здание эксплуатировалось как Большой городской театр
1926, сентябрь -1931, октябрь Зрительный зал был дополнен кинопроекционной и использовался как кинотеатр («Кино-1») на 1000 мест
1928, июнь На первом этаже открыта столовая Центрального рабочего кооператива на 380 мест с общей кухней и двумя отделениями: «удешевленным» и «улучшенным»
1931, октябрь Начало работы здания как Дома Красной Армии. Отремонтированный зал использовался для показа театральных постановок и кино
1941-1945 Дом Красной Армии. Курсовая подготовка младшего командного состава, курсы стрелковой подготовки. Зал использовался для проведения общественных мероприятий: встреч горожан с фронтовиками, проведения патриотических митингов, собраний партийного актива города, слетов фронтовых и комсомольско-молодежных бригад и др. В подвалах располагались эвакуированные картины из собрания Севастопольской картинной галереи
1945, сентябрь Начало работы здания как Гарнизонного Дома офицеров
1969, февраль -1972, январь Капитальный ремонт. Переустройство и переоборудование зрительного зала, клубных помещений, входного вестибюля
1972, январь Открытие Гарнизонного Дома офицеров после капитального ремонта: кино, театр, клубная работа и др.
1984, январь Сибирский филиал института «Спецпроектреставрация» начал разработку проекта на ремонтно-реставрационные работы
1986 Начались ремонтно-реставрационные работы
1991 Планировалось выполнить наиболее сложные и дорогостоящие отделочные работы по зрительному залу. Финансирование объекта было нерегулярным и проводилось в недостаточном объеме
1994 Проводились ремонтно-реставрационные работы, которые по причине недофинансирования периодически приостанавливались
1995-1998 Принято решение о возобновлении реставрационных работ (1995 г.). Сибирским институтом «Сибспецпроектреставрация» выполнена корректировка научно-проектной документации (проводилась до 1998 г.)
1998-2000 Завершены предыдущие и проведены новые реставрационные работы в основных помещениях подвала, первого и второго этажей. В исторических планировочных отметках восстановлен (с изменениями) входной вестибюль, отреставрированы фойе перед зрительным залом и прилегающие к нему помещения
2000-2013 Здание законсервировано
2011 Минобороны передало здание в муниципальную собственность г. Томска
Окончание таблицы End of table
Дата Историческое событие
2012 Здание перешло в собственность областной администрации
2013-2014 Институтом ОАО «СИ "Сибспецпроектреставрация"» выполнен проект реставрации и приспособления здания под конгресс-холл «Томское собрание»
2014-2016 Реставрационные работы в помещениях
2020, август Принято решение о размещении в здании Сибирского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) (губернатор С.А. Жвачкин и директор музея М.Д. Лошак)
2023,сентябрь Утвержден вариант организации в здании Сибирского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (губернатор В.В. Мазур и директор музея Е.С. Лихачёва)
2024, февраль Подготовка проектной документации на размещение в здании Сибирского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина
Одно из самых рафинированных зданий выпускника Санкт-Петербургской академии художеств архитектора К.К. Лыгина - здание бывшего Общественного собрания в Томске - своим респектабельным обликом, мастерством и качеством проработки архитектурных авторских элементов выделяется в исторической застройке центральной части города. На рубеже веков постройка этого здания, наряду со зданиями учебных заведений (Императорский Томский университет, Томский технологический институт), заложила основы новой архитектурной эстетики в сибирском городе.
Здание, несомненно, обладает всеми характеристиками, определяющими его историческую архитектурно-планировочную и художественную ценность. Общественная функция здания, заложенная в начале его создания как клуба для развлечения влиятельных слоев городского общества и их семей, со временем претерпевала изменения, но сохранилась на десятки последующих лет. Наличие вместительного зрительного зала и просторных клубных помещений позволило впоследствии использовать здание как театр, кинотеатр, публичное пространство для клубной работы. Долгое время здание было значимым общественным пространством томского военного гарнизона.
Современное использование здания в качестве филиала Государственного музея изобразительных искусств как нельзя лучше продолжит традицию общественно-культурной функции сооружения, позволит оценить историко-культурное значение архитектурного объекта с многолетней историей.
Список источников
1. Баландин С.Н., Залесов В.Г. Творческое наследие архитектора К.К. Лыгина в Томске // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири : сб. научн. трудов / под ред. О.Н. Вилкова. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1989. С. 157-167.
2. Романова Л.С. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске (по материалам фонда К.К. Лыгина в Томском областном краеведческом музее). Томск, 2004. 196 с.
3. Залесов В.Г. Лыгинский вклад // Тобольск и вся Сибирь: Томск : альманах. Тобольск, 2004. № 3. С. 33-38.
4. Ширко К.Н., Ширко Т.И. Здание Общественного собрания (Дом офицеров) (Историческая справка) // Памятники Томска. URL: http://memorials.lib.tomsk.ru/page.phtml?p=20 (дата обращения: 13.12.2023).
5. Залесов В.Г., Сахарова Е.А. Особенности архитектуры здания Общественного собрания в Томске // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 2. С. 24-39.
References
1. Balandin S.N., Zalesov V.G. Creative heritage of architect K.K. Lygin in Tomsk. In: Coll. Papers "Monuments of History, Archeology and Architecture of Siberia", O.N. Vilkov, ed., Novosibirsk: Nauka, 1989. Pp. 157-167. (In Russian)
2. Romanova L.S. Creative activity of architect K.K. Lygin in Tomsk. Tomsk, 2004. 196 p. (In Russian)
3. Zalesov V.G. Contribution by Lygin. In: Tobolsk and the whole Siberia. Al'manah, 2004; (3): 33-38. (In Russian)
4. Shirko K.N., Shirko T.I. Public Meeting Building (House of Officers). Available: http://memo-rials.lib.tomsk.ru/page.phtml?p=20. (accessed December 13, 2022). (In Russian)
5. Zalesov V.G., Sakhorova E.A. Architect K.K. Lygin: the public assembly buiding in Tomsk. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (2): 24-39. (In Russian)
Сведения об авторах
Залесов Валерий Геннадьевич, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, vzal@tsuab.ru
Манонина Татьяна Николаевна, канд. истор. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, manoni-na100 @yandex. ru
Перетягина Елена Владиславовна, председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 50, peretyaginaev@tomsk.gov.ru
Authors Details
Valery G. Zalesov, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., Tomsk, Russia, vzal@tsuab.ru
Tatyana N. Manonina, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., Tomsk, Russia, manonina100@yandex.ru
Elena V. Peretyagina, Chairman, Committee on Protection of Heritage Sites of the Tomsk Region, 50, Lenin Ave., 634050, Tomsk, Russia, peretyaginaev@tomsk.gov.ru
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contributions
The authors contributed equally to this article.
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 26.12.2023 Submitted for publication 26.12.2023
Одобрена после рецензирования 11.01.2024 Approved after review 11.01.2024
Принята к публикации 16.01.2024 Accepted for publication 16.01.2024