Научная статья на тему 'Архитектура учебного комплекса епархиального женского училища в Томске'

Архитектура учебного комплекса епархиального женского училища в Томске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
382
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ИСТОРИЯ / ЗДАНИЯ / КОМПЛЕКСЫ / АРХИТЕКТОР К.К. ЛЫГИН / ARCHITECT K.K. LYGIN / ARCHITECTURE / HISTORY / BUILDINGS / COMPLEX OF BUILDINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Залесов Валерий Геннадьевич

В статье рассматривается архитектура учебного комплекса епархиального женского училища в Томске, которое было построено в начале XX в. выдающимся сибирским мастером, представителем санкт-петербургской академической школы, архитектором К.К. Лыгиным. Освещается история создания училища, его проектирование и строительство, дается сравнительный анализ первоначального проекта и возведенного сооружения. Епархиальное училище в Томске является одним из крупнейших учебных комплексов духовного ведомства, построенных в России в конце XIX начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF EDUCATIONAL COMPLEX OF EPARCHIAL FEMALE SCHOOL IN TOMSK

The paper presents an architecture of educational complex of eparchial female school in Tomsk which was constructed at the beginning of XXth century by the outstanding Siberian master, the representative of the St.-Petersburg academic school, architect K.K. Lygin. The history of creation of school, its designing and building are described; the comparative analysis of an original project and the erected construction is given. The eparchial school in Tomsk is one of the largest educational complexes of clerical department constructed in Russia at the end of the XIXth the beginning of the XXth century.

Текст научной работы на тему «Архитектура учебного комплекса епархиального женского училища в Томске»

УДК.72.035/036

ЗАЛЕСОВ ВАЛЕРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, канд. архит., доцент, vzal@tsuab. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

АРХИТЕКТУРА УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА ЕПАРХИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА В ТОМСКЕ

В статье рассматривается архитектура учебного комплекса епархиального женского училища в Томске, которое было построено в начале XX в. выдающимся сибирским мастером, представителем санкт-петербургской академической школы, архитектором К.К. Лыгиным. Освещается история создания училища, его проектирование и строительство, дается сравнительный анализ первоначального проекта и возведенного сооружения. Епархиальное училище в Томске является одним из крупнейших учебных комплексов духовного ведомства, построенных в России в конце XIX - начале XX в.

Ключевые слова: архитектура; история; здания; комплексы; архитектор К.К. Лыгин.

ZALESOV, VALERIY GENNADYEVICH, Cand. of arch. sc., assoc. prof., vzal@tsuab. ru

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

ARCHITECTURE OF EDUCATIONAL COMPLEX OF EPARCHIAL FEMALE SCHOOL IN TOMSK

The paper presents an architecture of educational complex of eparchial female school in Tomsk which was constructed at the beginning of XXth century by the outstanding Siberian master, the representative of the St.-Petersburg academic school, architect K.K. Lygin. The history of creation of school, its designing and building are described; the comparative analysis of an original project and the erected construction is given. The eparchial school in Tomsk is one of the largest educational complexes of clerical department constructed in Russia at the end of the XIXth - the beginning of the XXth century.

Keywords: architecture; history; buildings; complex of buildings; architect K.K. Lygin.

В начале XX в. духовная школа в Томске была представлена тремя учебными заведениями - семинарией, мужским духовным и женским епархиальным училищами. Крупнейшей из этих построек, которая представляет значительный интерес в архитектурно-планировочном отношении, является комплекс зданий женского епархиального училища, в советское время известного как окружной госпиталь, во время Великой Отечественной войны -эвакуационный госпиталь, а в последующем - как военно-медицинский факультет Томского медицинского института. Комплекс был построен в начале XX в. по инициативе томского духовенства крупным сибирским архитектором того времени, ярким представителем академической архитектурной школы в Сибири К.К. Лыгиным. В творчестве архитектора учебные здания

© В.Г. Залесов, 2012

занимали одно из ведущих мест, но не все проекты К.К. Лыгина отражены в историко-архитектурной литературе и публикациях о его архитектурностроительной деятельности [1, 2, 3]. Можно даже говорить о малоизвестной постройке архитектора. В создании инженерной части проекта (фундаменты и конструктивная составляющая домовой церкви) участвовал также другой выдающийся сибирский архитектор А.Д. Крячков, что, на наш взгляд, усиливает ценность сооружения и придает ему большую значимость в архитектуре Сибири.

Женская духовная школа в России наиболее активно стала развиваться в середине XIX в. как учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для «образования дочерей православного духовенства». Официальный статус женские духовные школы приобрели 20 сентября 1868 г., когда был принят «Устав епархиальных училищ», регулирующий всю деятельность таких учреждений [4]. К началу XX в. женское духовное образование в епархиях стало в один ряд с другими женскими учебными заведениями государства, такими как институты благородных девиц, гимназии Министерства народного просвещения, гимназии Ведомства императрицы Марии (Мариинские гимназии), которые составляли систему среднего женского образования в России. Создание женских духовных училищ происходило, как правило, по инициативе местного духовенства и потом находилось в его ведении. Епархиальные училища готовили учительниц начальных и церковно-приходских школ и «будущих жен священнослужителей» («матушек»). В таких заведениях, наряду с общеобразовательной и общепедагогической подготовкой, воспитанницы также получали вероучительные, медицинские, сельскохозяйственные, швейные и кулинарные знания. Программа среднего духовного образования по своему уровню соответствовала образцам средних светских женских учебных заведений, обеспечивая воспитанницам полноценную подготовку как к семейному поприщу, так и общественной деятельности [5].

Епархиальные женские училища представляли собой полузакрытые учебные заведения, в которых воспитание проходило без ограничения общения со своими семьями. Дочери священников обучались бесплатно, девочки из других сословий - за плату. Обучение длилось шесть лет, а с 1900 г. были открыты специальные седьмые педагогические классы. Учебная программа первоначально включала в себя всего девять обязательных дисциплин: Закон Божий (история Ветхого и Нового Завета, катехизис, объяснения богослужения, церковная история), русский язык, арифметика, география, гражданская история, «общие необходимые сведения из физики», педагогика, чистописание и пение. А также три необязательных предмета - «новейшие языки», музыка и рисование. Воспитанницы должны были знать домашнее хозяйство: «сами для себя шить и починять белье и платье, убирать комнаты и постели, по очереди участвовать в приготовлении кушанья на кухне, собирать на стол и подавать... заниматься садкою и поливкою разных овощей и растений и другими предметами домашнего хозяйства» [4. С. 260]. В светских учебных заведениях эта сторона воспитания оставалась без внимания.

К началу XX в. духовное среднее образование включало в себя уже двадцать один предмет, среди которых были сохранены основные и добавлены

природоведение, гигиена, педагогика, словесность, литература, рисование, черчение и др. Обязательными знаниями оставались рукоделие в разных видах и «нужнейшие сведения» по огородничеству, садоводству и другим отраслям сельского хозяйства, для чего в училищах предусматривались специальные просторные классы с необходимым оборудованием, содержались огород и сад. В начале XX в. была введена учебная программа по медицине, дающая знания по первой медицинской помощи и санитарии. Поощрялись игра на фортепиано (в Томском епархиальном училище было шесть роялей и несколько фортепиано) и пение (особенно церковное), воспитанницы практиковались в кулинарном искусстве, «печении», изготовлении просфор1 и «оспопрививании». Важным этапом обучения была педагогическая практика, для прохождения которой при училищах содержались начальные школы [6].

Во второй половине XIX в. женские училища для дочерей духовенства стали открываться повсеместно в российских епархиях. Первоначально для них покупались или принимались в дар частные дома, в которых под учебные нужды приспосабливались существующие помещения. В последующем каждая епархия стремилась выстроить собственное учебное здание, средства на сооружение которого собирались по всем приходам и всеми возможными способами. Вновь построенные здания женских духовных училищ в архитектурно-планировочном отношении представляли собой пространственно-развитые учебные комплексы, занимающие значительные (до квартала) городские территории и имеющие крупномасштабные (до трех-четырех этажей) строительные объемы. Такие крупные здания-комплексы, включавшие в себя функции, предназначенные для учебы, труда и отдыха, совмещенные с духовными потребностями, были возведены в Рязани (постройка 1879 г.), Астрахани (1886 г.), Твери (1898 г.), Краснодаре, Витебске, Екатеринодаре (все здания постройки 1901 г.), Елабуге (1903 г.). Одним из таких комплексов было «новое» здание женского епархиального училища в Томске.

Идея открытия в Томске женского духовного училища принадлежала епископу Парфению, возглавлявшему Томскую епархию в 1854-1860 гг. При нем начался сбор средств на возведение здания училища [7]. Состоявшийся в 1869 г. первый съезд духовенства Томской епархии, где рассматривался и вопрос об открытии в Томске женского епархиального училища, ограничился лишь созданием комитета по устройству училища, а вопрос о постройке здания был отодвинут до лучших времен [7. № 20. С. 9]. В 1877 г. на третьем съезде духовенства Томской епархии с целью пополнения средств для будущего училища было решено передать поставку восковых свечей по всей епархии крупному томскому купцу В. В. Михайлову с тем, чтобы он в качестве ответного шага сделал пожертвование в пользу училища [Там же. С. 10].

С целью быстрейшего открытия училища и экономии средств было решено приобрести в центральной части города здания с землей, которые бы удовлетворяли на первых порах нуждам учебного заведения. Таковым был признан дом Постникова на углу ул. Духовской и пер. Духосошественского

1 Просфора - богослужебный хлеб, употребляемый в православии во время литургии.

(совр. ул. К. Маркса и пер. 1905 г.), стоящий напротив духовного училища и Духосошественской церкви [7. № 23. С. 662]. В октябре 1883 г. был сформирован временный комитет по устройству училища, которому на приобретение помещений был выделен капитал в 40 тыс. руб. [7. № 20. С. 9]. В ноябре

1883 г. для училища был куплен двухэтажный с подвалом и мезонином дом купца Плотникова за 25 тыс. руб., а в декабре за 15 тыс. руб. был приобретен соседний каменный дом, который принадлежал госпоже Шумиловой.

Торжественное открытие епархиального училища состоялось в октябре

1884 г. [Там же. С. 11]. Однако неприспособленность купленных зданий к нуждам училища потребовала архитектурно-строительного вмешательства. Оно было поручено молодому выпускнику Института гражданских инженеров (выпуск 1884 г.), томскому епархиальному архитектору И.Ю. Шраеру. В 1886 г. он составил проект, который объединял существующие здания в единый комплекс и приспосабливал их к нуждам учебного заведения. К 1890 г. все необходимые пристройки и перестройки (в том числе церковь во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, устроенная на средства купца С. С. Валгусова) были осуществлены, и училище благополучно действовало до начала XX в. [8].

Если при открытии училища в 1884 г. число воспитанниц составляло 60 девиц, то к 1912 г. их количество возросло до 450. В связи с увеличивающейся из года в год потребностью в женском духовном образовании в Томской епархии местное духовенство уже в начале XX в. поднимает вопрос о строительстве нового здания женского училища. Совет училища в результате долгих переговоров с городскими властями в начале 1901 г. добился льготной покупки земли под строительство училища - целого городского квартала на юго-восточной окраине города в количестве 8610 кв. саженей (3,9 га. -В.З.) [9]. Эта земля находилась в новом районе города - Верхней Елани и ограничивалась улицами Всеволодо-Евграфовской (продолжение ул. Бульварной - ныне пр. Кирова), Буткеевской (ныне ул. Усова), Киевской и Тверской (старые названия улиц сохранились). В этом же году епархиальное начальство заказало проект известному сибирскому архитектору К. К. Лыгину.

В августе 1901 г. архитектор составил проект, который был отправлен в Санкт-Петербург для утверждения в Техническо-строительном комитете хозяйственного управления Святейшего синода. Проект рассматривала комиссия, в состав которой входили архитектор Учебного совета Синода Е.Л. Морозов, профессор Академии художеств М.Т. Преображенский, крупные петербургские архитекторы. 12 ноября 1901 г. проект был успешно утвержден и одобрен к исполнению [10] (рис. 1, 2). С сентября 1902 г., после нового сбора денег, объявленного епархией, начались кропотливая и длительная работа по сооружению здания, долгосрочное и тщательное исполнение проектного решения [11].

К сожалению, нам не известна подробная история возведения этого крупного сооружения, но некоторые факты строительной биографии удалось восстановить по различным источникам. Зимой 1902-1903 гг. были проведены подготовительные работы, связанные с заготовкой материалов, заключением подрядных договоров. С весны 1903 г. были начаты работы по сооружению фундаментов и последующему строительству стен.

Рис. 1. Здание женского епархиального училища в Томске, архитектор К.К. Лыгин, 1903-1907 гг. Общий вид с юго-востока (фотография начала XX в.). Генеральный план (проектный чертеж К.К. Лыгина, 1901 г.), фрагмент восточного фасада (графическая реконструкция М.А. Яблонской, 2004 г.)

Рис. 2. Здание женского епархиального училища в Томске, архитектор К.К. Лыгин, 1903-1907 гг. Фрагмент восточного фасада (графическая реконструкция М.А. Яблонской, 2004 г.), план третьего этажа, фрагмент разреза церкви (проектные чертежи К.К. Лыгина, 1901 г.), современный вид (октябрь 2010 г.)

Известно, что в 1905 г. молодой гражданский инженер А. Д. Крячков, недавно прибывший в Томск (1903 г.) и работавший младшим инженером строительного отделения губернского управления, сделал расчет прочности и устойчивости домовой церкви училища и руководил устройством ее фундаментов [12]. К составлению проектной документации для училища постоянно обращался К.К. Лыгин. В его фонде, хранящемся в Томском краеведческом музее, есть эскизные и рабочие чертежи фасадов, их фрагментов, планов, разрезов, а также отдельный комплект чертежей церкви, перепроектированной не только с технической, но и с художественной стороны, и смета на постройку, которые датированы 1907 г. А проектом купола мастер занимался в 1908 г., уже когда училище функционировало около года [13]. По сообщению газеты «Сибирская жизнь», в сентябре 1907 г. женское епархиальное училище переехало в новое здание [14]. По всей вероятности, к этому времени одна часть здания уже была сдана в эксплуатацию, а другая его часть - домовая церковь во имя Покрова Святой Богородицы, как наиболее сложная в конструктивном отношении, достраивалась и отделывалась позже.

Первоначальный проект и существующее здание дают возможность в общих чертах восстановить развитие событий по реализации авторского замысла. Планировочное решение, предложенное К. К. Лыгиным в утвержденном в Синоде проекте, предполагало разместить комплекс на значительной по площади территории, занимающей целый городской квартал в юго-восточной части Томска. Южная часть территории была запланирована под «огород» и «площадь для прогулок и гимнастических упражнений». Площадь обрамлялась периметральным регулярным парком. Западная часть предназначалась для вспомогательных построек - коровника, конюшни, каретника и кладовых. На севере предполагалось строительство самостоятельного двухэтажного корпуса церковно-приходской школы в составе трех классов. Здесь же на северо-западном и северо-восточном участках планировалось устройство небольших садов. Территория комплекса отделялась высокой оградой по всему периметру. С восточной стороны против входа предполагалась железная решетка с двумя воротами и калиткой посередине.

По генеральному плану комплекс имел чрезвычайно развитый в плане объем главного корпуса. К основному Г-образному в плане зданию, расположенному в юго-восточной части участка, со двора присоединялись три разноэтажных объема. Эти объемы составляли дополнительные, примыкающие к главному зданию корпуса, которые объединялись с ним коридорами. В комплексе была предусмотрена вся инфраструктура, необходимая для учебного заведения подобного рода. Отдельными корпусами проектировались кухня со столовой, баня и машинное отделение, лазарет, начальная церковно-приходская школа. Архитектором были составлены проекты этих сооружений и предложено несколько вариантов их примыкания к главному корпусу. Однако в целях экономии средств только одно из этих вспомогательных зданий было построено. С западной стороны к южному крылу корпуса был пристроен одноэтажный лазарет. Под баню, столовую и школу были приспособлены помещения в главном корпусе.

В восточном корпусе главного здания располагались обширный вестибюль с тремя входами и лестницами, ведущими в двусветную церковь второго

этажа, собственно училище и канцелярия, а также просторные рукодельные классы, размещенные на каждом из этажей. Здесь же планировался двусветный актовый зал с периметральным балконом, пространством для хора и музыкальным классом. В северном флигеле восточного корпуса предполагались кухня, запроектированная в подвале, и столовая на 500 мест, занимающая первый этаж.

Южный корпус комплекса полностью был предназначен под учебные классы и «пансион» - интернат для воспитанниц. Здесь на первом и втором этажах помещались учебные классы (восемь на 45 учениц и четыре на 32 ученицы). В юго-восточной части здания в трех этажах находились квартиры для «классных дам» и «воспитательниц». В северной части южного корпуса со стороны двора был предусмотрен флигель, в котором на первом этаже располагались вспомогательные помещения (уборная, гардеробная, кастелянская, бельевая и др.). На втором этаже флигеля помещались физический кабинет «со 118 приборами», рекреационный зал, предназначенный для спортивных занятий. Весь третий этаж южного корпуса был отведен под «пансион», в совокупности вмещавший более 360 воспитанниц.

Главный (восточный) фасад училища имеет строго симметричную композицию с трехчастным членением на центральный и боковые ризалиты. В здании функционируют три входа, расположенные на центральном ризалите. Средний вход имеет роль главного и ведет в центральный вестибюль, коридор и трехмаршевую парадную лестницу. Левый вход сообщается с особой лестницей, ведущей прямо в церковь для приходящей молящейся публики, правый вход служит для входа в канцелярию. Правый и левый входы служили также «для крестного хода, чтобы в этих случаях не обходить вокруг всего здания» [15].

Основной композиционный акцент комплекса сконцентрирован на центральном ризалите, имеющем богатое объемное пространственное решение, благодаря сосредоточению здесь таких важных функционально-планировочных элементов, как входная часть (первый этаж) и двусветная церковь с хорами (второй и третий этажи). Центральный ризалит завершается полукруглым куполом на восьмигранном световом барабане. На передней части ризалита, над главным входом, располагается объем апсиды, который увенчан небольшой звонницей, покоящейся на треугольном фронтоне. Боковые ризалиты не имеют акцентных частей, хотя в проекте предполагалось увенчать башенками объемы лестничных блоков.

Архитектуре епархиального училища, с одной стороны, присущ подход, направленный на удешевление строительства, с явными признаками «кирпичного» стиля - стиля массового экономного строительства. Другой подход направлен на стремление придать зданию облик значимого общественного сооружения. Об этом говорят его комплексность, масштаб и образнодекоративный строй, выдержанный в «русском» стиле. Такая детальнодекоративная трактовка сконцентрирована в основном на центральном объеме входного узла и домовой церкви.

Томское женское епархиальное училище представляло собой одно из крупнейших учебных заведений духовного ведомства в России, где в ком-

плексе были решены задачи, совмещавшие организацию учебного процесса, постоянного проживания 450 воспитанниц, а также их отдыха и досуга. Объемно-пространственное, функционально-планировочное и архитектурно-художественное решения, предложенные и осуществленные одним из ведущих мастеров архитектуры Сибири конца XIX - начала XX в. К.К. Лыгиным, ставят это сооружение в один ряд с лучшими учебными комплексами России, построенными на рубеже прошлого и позапрошлого веков.

Библиографический список

1. Баландин, С.Н. Творческое наследие архитектора К.К. Лыгина в Томске / С.Н. Баландин,

B.Г. Залесов ; под ред. Д.Я. Резуна // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири. - Новосибирск : Наука, 1989. - С. 157-167.

2. Романова, Л.С. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске (по материалам фонда К.К. Лыгина в Томском краеведческом музее) / Л.С. Романова. - Томск : Д-Принт, 2004. - 196 с.

3. Залесов, В.Г. Константин Константинович Лыгин / В.Г. Залесов, Т.Н. Манонина // Томские зодчие прошлых веков. - Томск : Стандарт, 2004. - С. 11-14.

4. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. XLI. № 46271. 20 сентября 1868 г. // Устав епархиальных училищ. - СПб., 1868. - С. 254-261.

5. Андреева, Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России, середина XIX - начало XX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - С. 8, 23.

6. Бийский, И. Духовная школа / И. Бийский // Город Томск. - Томск : Изд-во Сибирского

товарищества печатного дела, 1912. - С. 31-33 (отдел второй).

7. Томские епархиальные ведомости: газета Томской епархии. - Томск, 1884. - № 3. -

C. 87.

8. Караваева, А.Г. Епархиальное женское училище / А.Г. Караваева, Г.Н. Старикова ; под ред. Н.М. Дмитриенко // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. - Томск : НТЛ, 2004. - С. 112.

9. ГАТО. Ф. 233. Оп. 4. Д. 358. Л. 1.

10. РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 963. Л. 1.

11. РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 1211. Л. 66-68.

12. ГАТО. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 16. Л. 7 об.

13. ТОКМ. Ф. 1914. П. 73. Л. 71-76.

14. Сибирская жизнь: общественно-политическая газета. - Томск, 1901. - № 117, 15 сент.

15. РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 963. Л. 14-17 об. (пояснительная записка к проекту).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.