Научная статья на тему 'Основные этапы развития таджикской культуры в советский период'

Основные этапы развития таджикской культуры в советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9985
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ / ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усмонов А.

Basic Stages of Tajik Culture Development in the Soviet Period A.Usmonov Key words: history of culture, Tajik Soviet culture, periodization of the history of culture, ideologization of culture The article dwells on the Soviet period of the Tajik nation culture development. The author considers the Soviet period in the life of Tajiks as a complex and contradictory phenomenon; the issue being connected with such questions as national-statal demarcation in Middle Asia, Sovietization, influence of the totalitarian system on culture, ideologization of culture in Tajikistan and others. The author presents a periodization of the Tajik people's cultural life in the XX-th century. He distinguishes 4 main stages of development in reference to the culture of Tajiks in the Soviet period: 1) 1920-1956; 2) 1956-1985; 3) 1985-1991; 4) since 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития таджикской культуры в советский период»

А. Усмонов

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТАДЖИКСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: история культуры, таджикская советская культура, периодизация истории культуры, идеологизация культуры

Советский период истории и культуры в жизни таджикского народа - это сложное и противоречивое явление. XX век дал Таджикистану талантливых ученых и исследователей, художников, писателей, музыкантов, режиссеров. В это время таджикская культура испытала невиданный подъем, возникли многочисленные творческие сообщества, художественные школы, направления, течения, стили. Но в то же время была создана и тоталитарная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизмом, преследованием инакомыслящих, примитивизацией художественных оценок.

Октябрьская революция и установление Советской власти явились величайшим событием в истории таджикского народа. Их значение было бы еще значительнее, если бы не извращались, а последовательно проводились в жизнь ленинские принципы и декреты по национальному вопросу. Национально-территориальное размежевание и образование национальных республик было правильным и исторически необходимым делом, но при этом это размежевание проходило с явными перегибами, нарушавшими границы исторически сложившихся территорий проживания среднеазиатских народов; особенно большая несправедливость была допущена в отношении таджиков, что дало себя

знать в экономической, социальной и культурной сферах. Такое размежевание по меткому выражению академика Р. Масова можно назвать "топорным" т. к. "топор размежевания" рубил по живому целостному организму таджикского народа, отрубая от него такие "куски", как Бухара, Самарканд и др.

В становлении Таджикской государственности можно выделить 4 этапа: 1. От Октябрьской революции, образования Туркестанской АССР, Бухарской Народной Советской Республики, СССР до национально-территориального размежевания Средней Азии (1917-24); 2. Образование Таджикской АССР в составе Узбекской ССР (1924-1929); 3. С образованием Союзной республики до распада СССР и провозглашение независимости Республики Таджикистан (1929-1991); 4. С 9.09.1991 по настоящее время. Межнациональные отношения оказывали и оказывают важное влияние на культуру. Рожденные социализмом, верные по замыслу новые межнациональные отношения испытали на себе целый ряд негативных воздействий, свойственных отдельным периодам советской истории, без понимания чего нельзя понять и современную действительность, в т. ч. и культуру.

Таджики, имевшие в IX-X вв. централизованное, мирового значения высококультурное государство Саманидов, способствовавшее началу высокого культурного подъема Средней Азии (Ренессанс Аджама), затем на протяжении десяти веков оказались лишены национальной государственности и были расчленены между различными государствами. В начале XX в. таджики входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства, Бухарского эмирата и Афганистана, это разъединение таджикского народа представляло угрозу его существованию, поэтому даже создание Автономной республики в 1924 году, а тем более образование Таджикской ССР способствовало сохранению таджиков как народа и давала ему перспективу исторического развития. Этот период государственного и правового строительства отражён в монографии Академика АН РТ Тахирова Ф. Т., где он пишет: «С преобразованием Таджикской АССР в союзную республику её право и правовая система в целом не потеряли своего значения, а наоборот, создание системы

источников права и правовой системы суверенной Таджикской ССР, которое началось с момента её образования, тесно связано с трансформацией права автономной республики в право Таджикской ССР, что нашло своё конкретное выражение в преобразовании наркоматов и других центральных учреждений и ведомств автономного Таджикистана в соответствующие государственные органы Таджикской ССР и в сохранении действия нормативно-правовых актов Таджикской АССР в Таджикской ССР.

В этом находили также своё яркое проявление закономерности развития таджикской национальной государственности и советского социалистического права в Таджикистане» (7, 492).

Однако в результате несправедливого и торопливого национально-территориального разграничения таджики оказались, по словам Р. Масова, «загнанными в узкие ущелья горных массивов Средней Азии, лишились жизненно-важных территорий и исторических культурных центров». В отношении таджиков под влиянием пантюркистов и панисламистов стала проводиться политика дискриминации, существовали взгляды о существовании в Туркестане единой «тюркской» нации, на основании чего предлагали создать единую «Тюркскую республику»; существование таджиков игнорировалось, несмотря на то, что они на полторы тысячи лет раньше жили на территории Средней Азии, чем здесь появились тюрки, а по численности к этому времени таджики занимали второе место в регионе. Пантюркисты выступали против использования таджикского языка (они его называли языком прошлого, придворным и вымирающим), настаивали на отказе таджиков от своей национальности и выдавали паспорта, где их записывали узбеками, проводилась также и дискриминация культуры таджиков. Основные древнейшие центры таджикской культуры до сегодняшнего дня остаются на территории Узбекистана (Бухара и Самарканд), это повлияло на экономическую и культурную отсталость Таджикистана.

В процессе дальнейшего социального строительства, имея в виду, что большая часть таджикской интеллигенции осталась на территории Узбекистана и обслуживала культурные потребности

узбекского населения, положение усугубили массовые репрессии конца 20-х - 30-х гг., когда было ликвидировано большое количество таджикской интеллигенции, как дореволюционной, так и подготовленной в первые годы Советской власти. В массовом порядке закрывались и уничтожались мечети. За хранение человеком любой книги, написанной на арабском алфавите, могли репрессировать, огромное количество рукописных и литографических научных и художественных книг безвозвратно погибли в этот период для культуры таджикского народа. Десятки ученых-таджиков были расстреляны с ярлыками «буржуазных националистов» и «национал-уклонистов», их «преступление» состояло лишь в том, что они защищали право таджикского народа на свое историческое и культурное наследие. Все мы помним, как в связи с 1000-летием Абуали ибн Сино - великого сына таджикского народа, начали оспаривать его этническую принадлежность, предлагалось впредь таджикского гения прошлого именовать только словами «среднеазиатский ученый», да и в наши дни продолжается практика называть великих людей прошлого не по их национальной принадлежности, а по месту рождения или проживания (учитывая лишь нынешнюю государственную принадлежность этих мест - самаркандский, бухарский - значит узбекский деятель культуры). Дискриминация таджикского народа доходила до такой степени, что в 20-е - 30-е годы в Бухаре за разговор на родном языке таджики подвергались денежному штрафу! Фальсифицировались данные о количестве населения (сотни тысяч таджиков по приказу властей Узбекистана в тот период были записаны узбеками). Р. Масов приводит цифры, изданные Туркстатбюро в 1925 году с данными по итогам переписи населения в 1917 и 1920 гг. по Самарканду: 37820 (50,88%) - таджиков, 11210 - иранцев (15,09%), 18094 (24,34%) -русских, 7208 - евреев (9,69%). Во всем Самаркандском уезде числилось 76700 таджиков, естественный прирост (один из самых высоких в мире) к 1929 году, т.е. за 9 лет должен был довести эту цифру минимум до более 100 тысяч человек, однако по переписи 1929 года в Самарканде таджиков «насчитывали» всего 10700 душ, т.е. в 10 раз меньше, чем должно было быть на самом деле.

Эта несправедливость, допущенная в период национально-государственного размежевания, оставила глубокую, неизгладимую черту в таджикском национальном самосознании и таджикской национальной культуре.

Тоталитаризм и культура в 30-е - 50-е гг. XX в. 30-е - 40-е годы массового труцовош героизма и невиданного в истории развития народного образования, на что повлияло 1. Постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении обязательного всеобщего начального образования для всех детей в СССР» 1930 г.; 2. Выдвинутая И. В. Сталиным идея обновления «экономических кадров», повлекшая за собой создание по всей стране ВУЗов, и создание условий, стимулирующих трудящихся к обучению на вечерних и заочных отделениях ВУЗов «без отрыва от производства».

Стройки первых пятилеток, коллективизация, стахановское движение, технические достижения (особенно в авиации) отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур, поэтому художественной культуре принадлежала исключительно важная роль, нигде и никогда в прошлом в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории как в СССР. Об этом свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, музеев, выставок, развитие киносети, книгоиздание и пользование библиотеками. Официальное искусство 30-х - 40-х гг. было приподнято-утверждающим, мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. В 30-е гг. вера в социальные идеалы, авторитет партии соединились с «вождизмом» и культом личности Сталина. В обществе распространились социальная трусость, боязнь выделиться из общего ряда.

В апреле 1934 г. открылся первый съезд советских писателей, на котором выступил секретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, рекомендовавший в качестве «основного творческого метода» советской культуры «социалистический реализм». Этот метод признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Писателей называли

«инженерами человеческих душ», тем самым культуре придавался инструментальный характер - инструмента формирования «нового человека». В СССР в этот период высокого уровня достиг исторический роман, советская поэзия и песня (Нам песня строить и жить помогает...) В годы ВОВ было создано одно из самых великих произведений музыкальной культуры XX века - 7-я симфония (Ленинградская, впервые исполненная в блокадном городе) Д. Шостаковича; большой художественной силы достигли произведения, освещавшие военную тему, отразившую великий подвиг народов СССР по разгрому фашизма.

Идеологизация культуры в Таджикистане. СССР, в состав которого в 1929 г. вошла в качестве союзной республики Таджикская ССР, являлся многонациональным государством. Народы, населявшие его, обладали самобытной культурой и своими культурными традициями. Они находились на разном культурном уровне: одни не имели даже письменности, а другие обладали древней культурой, третьи располагали достижениями современной науки и культуры. Руководством СССР было принято решение о выравнивании культурного развития народов страны. Положительным в этом было: стремление ликвидировать неграмотность в республиках, дальнейшее повышение грамотности, распространение специального среднего и высшего образования, подготовка национальных кадров специалистов и т. д. Однако выравнивание уровня культурного развития отрицательно сказалось на самобытности национальных культур.

Осуществление этого решения не имело экономической основы в большинстве регионов Советского Союза, так как одновременно шел процесс выравнивания уровня экономического развития регионов и центра. Но, несмотря на это, был выдвинут лозунг ускоренного развития на местах народного образования, науки, литературы и искусства. XV конференция ВКП(б), состоявшаяся в октябре-ноябре 1927 г., призвала поднимать массы «на всё более и более высокие ступени развития», (3, 398) не обосновав в своих документах ни теоретически, ни практически путей их достижения.

Декларативность лозунгов и призывов обернулась своей негативной стороной. Не имея экономического фундамента, эти лозунги породили незавершённость во всех областях культурного строительства. Ускоренный метод развития культуры особенно отрицательно сказался на подготовке кадров разных профилей: выпускались слабо подготовленные специалисты. Практиковалось увлечение количественными показателями в ущерб качественности, делалась ставка на энтузиазм масс. Однако энтузиазм, подпитываемый только политическими лозунгами, не очень способствовал стабильному и полноценному развитию национальной культуры.

Большой урон культуре был нанесен попранием «нравственного закона внутри нас», основанного на религиозных убеждениях, общечеловеческих ценностях мировой цивилизации, на определенных этических критериях, размытых годами увлечения «классовой моралью». Социалистическая система общественного устройства была объявлена лучшей в мире. В сознание людей стали внедряться такие термины, как «социалистическая культура», «социалистическое воспитание», «социалистический реализм».

Настоящая трагедия состояла в том, что в сознание активно внедрялось классово-нигилистическое отношение к культуре. Деление наук на буржуазные (идеалистические, реакционные и т. д.) и социалистические (материалистические, прогрессивные и т. д.) нанесло большой вред развитию естествознания, сельскому хозяйству, медицине, кибернетике и другим областям науки и практики. Признавалась только пролетарская культура, хотя творцом культуры являются все слои человеческого общества. И сам В. И Ленин говорил, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием тех богатств, которые выработало человечество» (3, 305). Но он же выдвинул теорию «двух культур» - народной и эксплуататорской. К последней он относился негативно. Но нетерпимость и культура - вещи несовместимые, потому что человеческая культура, воспитание «нравственного закона внутри нас» выражаются в терпимости, в понимании неабсолютности своего знания. Чем более человек

культурен, тем менее он уверен в абсолютности своих знаний, тем более он чуток к чужому мнению.

Массированная идеологизация всей общественной и культурной жизни в стране началась в 1930 г. после XVI съезда ВКП (б), на котором было объявлено о развернутом наступлении социализма по всему фронту (4, 469-470). А фронт работ намечался обширный: усиленная пропаганда идей марксизма-ленинизма; наступление на вредные пережитки прошлого (в первую очередь на религию); борьба за ликвидацию культурной и политической отсталости трудящихся; воспитание в духе коммунистических идей; борьба против буржуазной идеологии, которая целиком и полностью подвергалась уничтожающей критике. Этот комплекс мероприятий нацеливал на полную перемену общественного сознания.

Материалы XVI съезда ВКП (б) легли в основу решений I Учредительного съезда КП (б) Таджикистана. Центральное место в идеологической работе КП (б) Таджикистана заняло коммунистическое воспитание. Была объявлена решительная война с так называемыми «противниками генеральной линии ВКП (б)» и широко развернута пропаганда марксистско-ленинского учения. Вся школьная программа была пропитана этими новыми идеями. Во всех культпросветучреждениях были открыты агиткабинеты, красные или ленинские уголки и т. п. Печать стала «самым острым оружием» в руках политиков в реализации предложенного курса.

Постановлением ЦК КП (б) Таджикистана от 14 мая 1935 г. было признано необходимым создавать кружки по изучению истории партии, включив в их программы историю революционного движения в Средней Азии и историю партийной организации республики. Вышедший в довоенные годы "Краткий курс истории ВКП (б)" рекомендовался к изучению всеми -членами партии и беспартийными в обязательном порядке.

Постепенно в республике возникла сеть партийного просвещения, где проповедовались коммунистические идеи. Создавались партийные школы, в том числе и передвижные, в городах и кишлаках проводились "политдни". В июле 1937 г. в

Таджикистане функционировали 273 кружка политграмоты, 151

- по изучению истории партии, 38 - по изучению истории ВКП (б) по первоисточникам, 2 - по изучению произведений классиков марксизма-ленинизма и 22 проблемно-тематических политических кружка. Всего учебой в этой «сети просвещения» было охвачено 7477 человек (6, 255).

Был создан Институт массового заочного обучения по рацио. По радио передавались тематические лекции: по истории партии, политэкономии, философии, истории международного коммунистического и рабочего движения и др., затем проходили коллективные беседы по темам (6, 256). К концу 30-х годов в республике работало 415 пропагандистов, в том числе 225 местной национальности (1,221).

Пропаганде идей марксистско-ленинской теории способствовало издание на таджикском языке книг ее авторов и создателей. В 19331941 гг. на таджикском языке было издано 48 названий таких труцов тиражом около 450 тыс. экз. Массовыми тиражами издавались партийные документы, выступления лидеров Компартии. Эти издания заполнили библиотеки, красные уголки, читальни. Людям внушалась мысль, что коммунистические идеи единственно правильные в мире.

С декабря 1938 г. по декабрь 1940 г. на страницах республиканских газет "Точикистони Сурх "Коммунист Таджикистана" и "Кизил Тожикистони было помещено около 300 статей по истории ВКП (б). Цикл лекций в помощь самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм читался по республиканскому радио.

Общий дух настроения масс, сформированный пропагандистской деятельностью Коммунистической партии, естественно, влиял на культурную жизнь общества. В первую очередь именно культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации, литература и искусство стали главными пропагандистами этих настроений, агитаторами за новую жизнь. Учреждения культуры всемерно поддерживали эту политику Советской власти и Компартии. Политизация суживала рамки развития культуры, искажала ее истинное назначение -

обогащать каждого человека, народ, страну общечеловеческими культурными ценностями (2, 617-622).

В идеологическую часть программы XVI съезда ВКП (б) и I Учредительного съезда КП (б) Таджикистана были включены пункты о необходимости укрепления дружбы народов, о воспитании в людях чувств патриотизма, интернационализма и солидарности. Эти качества в характере граждан СССР цементировали основу многонационального государства и были активным движущим фактором в его экономическом и культурном развитии. Взаимопомощь народов играла главную роль в подъеме культуры народов страны. Благодаря помощи других республик в Таджикистан поступали бумага, учебники, учебные и методические пособия и принадлежности, в республику посылались по заявкам правительства работники культуры, в учебные заведения крупных центров страны направлялась на учебу молодежь из Таджикистана.

Одним из важных участков воспитательной работы Компартия и правительство Таджикистана считали научно-атеистическую пропаганду. Несмотря на то, что к началу 30-х годов социальные основы религии были подорваны, массированное наступление на религию продолжалось. Основной формой борьбы с религией была выбрана пропаганда научных знаний, необоснованное противопоставление науки и религии, усиленное внушение вреда религиозных пережитков и суеверий. Была широко организована и отлажена система научно-атеистической пропаганды. Только в 1939 г. и первой половине 1940 г. в республике было прочитано 3300 лекций, докладов и бесед на антирелигиозные темы. Атеистическая пропаганда велась также через печать и радио. На таджикском языке выпускались брошюры на антирелигиозные темы.

Проводилась работа по раскрепощению женщины от бытовых и социальных условностей, ограничивавших ее участие в общественной жизни. Эту работу возглавляли женотделы. Работники женотделов проводили с женщинами индивидуальные беседы, организовывались женские делегатские собрания, конференции, на которых разъяснялась

политика новой власти в отношении женщин. Значительную роль в этой работе стали играть открываемые специальные женские клубы, при которых работали различные кружки: по ликвидации неграмотности, политическому воспитанию женщин, художественной самодеятельности, различные ремесленные кружки (шитья, вышивки и др.).

Первые женские клубы в Таджикистане возникли в Ходжентском уезде еще в 1923-1924 гг. В январе 1930 г. в г. Ура-Тюбе был открыт образцовый женский клуб с залом на 300 человек (6, 225). Среди женщин велась также усиленная политическая и атеистическая работа. Особое место в ней занимало вовлечение женщин в комсомол и в партию: с 1 января 1929г. по 1 января 1933 г. число женщин в составе партийной организации Таджикистана увеличилось с 69 человек до 1378, (6, 225) а в 1941 г. их уже насчитывалось 2270. В комсомоле на 1 апреля 1940 г. состояло 14 303 девушки.

В целях усиления идейно-политической работы среди женщин было принято 8 августа 1938 г. специальное партийное постановление. В плане этих мер намечалось и проведение массовой кампании за полную ликвидацию паранджи. В газете "Правда" от 15 января 1940 г. была опубликована статья председателя Ленинабадского облисполкома, депутата Верховного Совета СССР Мастуры Авезовой "Окончательно уничтожить паранджу". Женщины активно привлекались во все отрасли народного хозяйства. К 1 января 1933 г. их численность на производствах в республике достигла 16,7 тыс. человек, что составляло 23% общей численности рабочих и служащих. В конце 1932 г. в колхозах и совхозах республики работало около 100 тыс. женщин. Женщины получили возможность участвовать во всех областях государственной, общественной и культурной жизни.

Социокультурная ситуация 60-х - 70-х гг. XX в. В послевоенный период сохранялись основные принципы подхода к культуре, сформировавшиеся в 30-е гг. Только после смерти И. В. Сталина и XX съезда партии художественные процессы отразили период, который называют политической и культурной «оттепелью». На культуру повлияли также экологические

проблемы природы, миграция большого количества населения в города и усложнение жизни и быта в городе. В период «оттепели» родилась так называемая «деревенская проза», отразившая изменения в связи поколений, передачи старших поколений своего духовного опыта младшим; опасность таили в себе нарушение этой преемственности традиций, изменение коренных понятий деревенской жизни - понятия «дом», в которое издревле таджикским народом вкладывалось и понятие «семьи», «родной земли», «Отечества». Нерациональное использование богатств страны, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов, обмеление Аральского моря явились тяжелым последствием НТ прогресса. Жестокое потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. 60-е гг. явили пример инакомыслия - феномены прозы А. Солженицына, создание театров-студий «Современник» и «Таганка», деятельность журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского. В целом культура «оттепели» сумела поставить перед советским обществом ряд важных проблем в своих произведениях.

Советская культура 80-х гг. XX в. Важнейшими чертами этого периода в культуре были: 1. Идея покаяния за допущенные грехи и преступления в советский период, вылившаяся в такие формы, как притча, миф, символ (например: роман «Плаха» Чингиза Айтматова или фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние»). 2. Публикация мощного потока «возвращенной» литературы и художественной культуры. 3. Наметилась тенденция дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое выступает более значимой ценностью, чем социально-историческое или классовое. По многообразию стилей, этических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции культура конца 80-х - начала 90-х гг. напоминает начало XX в. в культуре России; отечественная культура как бы выбирала несостоявшийся момент в своем развитии (спокойно пройденный западной культурой XX века) и насильственно остановленный и измененный в СССР. Но вместе с положительным, порожденным понятием «гласность» возникли и негативные тенденции в культуре последнего времени: 1.

Засилье Западных культурных произведений, навязывающих чуждые нашей ментальности понятия и ценности, разрушительно действующие на национальные культуры распавшегося СССР; 2. Экономические и политические трудности молодых независимых государств, отчего страдает в первую очередь культура (нехватка средств на образование, кино, театр и т.д.); 3. Идеологический вакуум после кризиса коммунистической идеологии, чем воспользовались различные направления вплоть до религиозно-фанатично-фундаменталистских и фашистских.

Соотносясь с этими общими для советского периода тенденциями в культуре всего СССР, мы можем выделить и основные этапы развития культуры таджикского народа в советский период:

1. 1920-1956 гг. Становление таджикской советской национальной культуры;

2.1956-1985 гг. Расцвет и крупные достижения в таджикской национальной культуре;

3. 1985-1991 гг. Кризисные явления как в общественной, так и в социально-политической жизни таджикского общества.

4. 1991 год. Формирование подлинно независимой, национально ориентированной культуры таджикского народа, направленной на возрождение достижений великого прошлого таджиков и развитие современной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишневский А.Я. Ленинская национальная политика в действии. - Душанбе, 1982

2. История таджикского народа. Новейшая история (1917-1941 гг.). Т. V. / Под ред. Акад. АН РТ Р. М. Масова. - Душанбе, «ПОО Империал-групп»

3. КПСС в резолюциях... - Т. 3

4. КПСС в резолюциях... - Т. 4

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41

6. Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана. -Душанбе, 1980. Т. 1

7. Тахиров Ф.Т. История государства и права Таджикистана (19171929 гг.). - Душанбе: Амри илм, 2001. - Т. 2, 4.1

Основные этапы развития таджикской культуры в Советский период

А. Усмонов

Ключевые слова: история культуры, таджикская советская культура, периодизация истории культуры, идеологизация культуры

Статья посвящена советскому периоду развития культуры таджикского народа. Автор рассматривает советский период в жизни таджиков как сложное и противоречивое явление, что было связано с такими вопросами, как национально-государственное размежевание в Средней Азии, советизация, влияние тоталитарной системы на культуру, идеологизация культуры в Таджикистане и др.

В статье предложена периодизация культурной жизни таджикского народа в ХХв. Автор выделяет 4 основных этапа развития культуры таджиков в советский период: 1) 1920-1956, 2) 1956-1985, 3) 1985-1991, 4) с 1991года.

Basic Stages of Tajik Culture Development in the Soviet Period

A. Usmonov

Key words: history of culture, Tajik Soviet culture, periodization of the history of culture, ideologization of culture

The article dwells on the Soviet period of the Tajik nation culture development. The author considers the Soviet period in the life of Tajiks as a complex and contradictory phenomenon; the issue being connected with such questions as nationcd-statal demarcation in Middle Asia, Sovietization, influence of the totalitarian system on culture, ideologization of culture in Tajikistan and others.

The author presents a periodization of the Tajik people s cultural life in the XX-th century. He distinguishes 4 main stages of development in reference to the culture of Tajiks in the Soviet period: 1) 1920-1956: 2) 1956-1985: 3) 1985-1991: 4) since 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.