ФИЛОЛОГИЯИ ТОХИК ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ
З. Ульмасова
ИСТОЧНИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Ключевые слова: современная таджикская литература, литературные жанры, исторический роман, взаимовлияние литератур
Основным источником возникновения и развития таджикского исторического романа, помимо национальных, несомненно, считается русская литература и литература стран Европы. Роман как одна из эпических форм художественного исследования жизни общества имеет тесную связь с революциями и коренными преобразованиями жизни страны. Если мы согласимся с высказыванием английского литератора Арнольда Кеттля, то «роман, как любой другой литературный жанр есть продукт исторического развития» (6,19). Новые политические, социальные и нравственные явления жизни ставят перед литературой задачу изучить, исследовать и определить основные причины больших исторических событий, показать их прогрессивное и регрессивное содержание и суть. А.Кеттль верно замечает, что «... литература является частью жизни и её можно оценить только с учетом связи с жизнью. Жизнь не стоит на одном месте, она двигается, изменяется» (6,6).
Роман, особенно исторический, имеет большие возможности для изображения и анализа основных процессов жизни народа, отражения облика представителей разных слоев и классов
НОМАИ ДОНИШГО{
общества и создания величественного образа народа. Народ, независимо от политического строя общества, объединяется вокруг своего вождя, и писатель может отражать его историческую роль в решении судеб людей и страны. В этом случае писатель действует как ученый и при помощи образа и художественных картин описывает причины развития или спада того или иного общественного строя.
Великий русский критик В.Г.Белинский правильно подчеркнул разницу пера и метода работы художника и ученого в анализе социального и экономического положения страны: «Философ говорит силлогизмами, поэт - образами и картинами, а говорят оба они одно и то же. Политико-эконом, вооружась статистическими числами, доказывает, действуя на ум своих читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе намного улучшилось или намного ухудшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт, вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает, в верной картине, действуя на фантазию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе намного улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой -картинами» (2, 367).
Исторический роман как отражение реальности жизни
В европейских странах появление такого большого, вместительного и масштабного жанра, как роман, было требованием времени. События жизни общества - классовая борьба и буржуазные революции, развитие промышленного производства и превращение трудящихся в дешевую рабочую силу, объединение рабочих на крупных предприятиях и их борьба за социальную справедливость и свободу, войны между буржуазными странами за достижение мирового владычества и т.д. и т.п. -побуждали к тому, чтобы литература занялась художественным анализом этих общественных процессов. В результате появились различные типы романов: социальный, психологический, нравственный - и все они приобрели реалистическую сущность. Русский литературовед А.В. Чичерин возникновение романа, в том
числе исторических романов в XIX столетии, связывает не только с великими социальными событиями, классовой борьбой и революционными событиями, но и с формированием реалистических тенденций, в т.ч. критическим реализмом в западной литературе (1,14). Поэтому если исторический роман Виктора Гюго «Собор парижской богоматери» (1831) направлен против церкви и церковного единовластия, то его же романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеётся» (1869) являются выразителями демократической миссии писателя. Большое влияние на романы Виктора Гюго оказала французская буржуазная революция.
Цикл романов великого французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850) «Человеческая комедия», которые вместе с рассказами составляют 90 произведений, по масштабу и охвату великих исторических событий, социальных конфликтов и нравственных аспектов сложного французского общества 18161848 годов можно назвать художественной историей этой страны в течение более тридцати лет. Большинство его романов, таких, как «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830-1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-1835), «Цезарь Бирото» (1837) и другие, отличаются завершенностью сюжета и полнотой в раскрытии типов, имеют такую тесную связь с жизнью общества и её переменами, что многие персонажи продолжали жить, переходя из романа в роман. Совершенно верно пишет А. В. Чичерин, что «история отдельных жизней получала социальную перспективу и воспринималась как частица истории Франции» (11,19).
Невольно вспоминается роман таджикского писателя Рахима Джалила «Пулат и Гульру», герои которого - Пулат и Гульру - в третьей части романа «Шураб» раскрываются как совершенные личности. Очевидно влияние творческого опыта Бальзака на Рахима Джалила. Роман Р.Джалиля приобретал крепкую связь с жизнью народа, отражал жизнь всех классов, облик рабочего в нем занимал особое место.
Писатели отражали процесс развития общества, где все больше обострялись классовые отношения, народ в исторических
НОМАИ ДОНИШГО{
событиях выполнял основную роль. С этой точки зрения, особый интерес вызывают исторические романы английского писателя Вальтера Скотта (1771-1832). Его роман «Уэверли» считается первым историческим романом в английской литературе. Роман охватывает исторические события 1745 года, восстание якобинцев - сторонников феодальной династии Стюартов против буржуазной Англии.
Если Вальтер Скот в первой книге дилогии «Пуритане», написанной в 1816 году, описывает политическое и религиозное движение восставших в 1679 году против династии Стюартов, одновременно выдвигая идею о согласии и мире между враждующими сторонами, то во второй книге дилогии «Роб Рой» (1818), писатель изображает народного мстителя Френка Осбалдистона - «Шотландского Робина Гуда», который всегда защищает интересы обездоленных трудящихся людей и препятствует распространению буржуазных отношений в горной Шотландии. Этот герой невольно напоминает образ Шукурбека-вора из произведения таджикского писателя-просветителя Ахмада Дониша «Наводир-ул-вакоеъ», и «Воспоминания» устода Айни, также одноименного героя романа Куканбоя Абдухоликзоды «Намоз» (1940). Явления, внешне похожие друг на друга, в частности социальная несправедливость и классовый гнет в отношении трудящихся, в разных странах и разных условиях обуславливают появление протестующих народных героев.
История возникновения и развития русского романа в XIX веке также подтверждает ту мысль, что особенности политической и социальной жизни России и великие исторические события в этой стране обусловили появление выдающихся романов. Если бы царское правительство не сослало М.Ю.Лермонтова на Кавказ, не было бы его романа «Герой нашего времени» (1840) с глубоким душевно-психологическим содержанием, с таким выдающимся и неповторимым типом, как Печорин. Если бы русские не одержали победу под командованием Михаила Кутузова в Отечественной войне 1812 года над войсками Наполеона, не возникла бы патриотическая и историческая эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). Без русской революции 1905 года не появился
бы роман Горького «Мать» (1906-1907). Во всех указанных и других русских романах реалистично отражаются исторические процессы жизни общества. Особенно, в «Войне и мире», который поднял реализм русской литературы на вершину эволюции. Сам писатель в статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» отмечал, что он уделил серьезное внимание отражению «сложной, умственно-нравственной жизни», «характера того времени», «русских лиц известного общества», «французского склада мысли», «русского аристократического круга», «самое главное -русского народа» (10).
«Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг... на которые всегда могу сослаться» (10, 362-363).
В своей статье, выполняющей задачу послесловия романа, Л.Н.Толстой подчеркивает, что роман является историческим. Ибо в нем отражаются исторические события, причины совершения которых недоступны нашему уму.
Л. Н. Толстой, касаясь разногласия между описаниями Отечественной войны 1812 года историком и художником, подчеркивает, что историк опирается на документы и сведения, написанные как попало военнослужащими. Писатель же выявляет суть событий, изображает роль народа в той войне. Писатель, описывая исторические события 1807 года, и особенно 1812 года, подчеркивает проявление закона предопределения и неизбежности во всех этих убийствах, пожарах и невиданных сражениях. Л.Н.Толстой реалистично описывает в романе деятельность армии и русского народа, создает образы великого русского полководца М.И.Кутузова, других исторических личностей, Наполеона, его приближенных, французских солдат, отражает любовь, верность и измену, гнев и ненависть, проявляет высокое мастерство в анализе жизненных коллизий.
Источником развития романа, прежде всего исторического романа, считаются судьбоносные события жизни общества. Так, начиная с романа «Мать» М.Горького, два его выдающихся произведения: - «Дело Артамоновых» (1925) и «Жизнь Клима
НОМАИ ДОНИШГО{
Самгина» (тт.1-4, 1925-1936) - написаны после социальных революций русского народа. Эти романы отражают широкую панораму жизни русского народа, идейную борьбу десятилетия до Октябрьской социалистической революции. Не случайно М.Горький в подзаголовке названия романа «Жизнь Клима Самгина» собственным пером написал «Сорок лет». Роман является художественной летописью жизни русского народа, вернее интеллигентов, порывающих с революционной борьбой народа, повернувших к буржуазии. Клим Самгин - выдающийся тип буржуазного интеллигента среднего культурного уровня. Историзм романа может определить также прототипы образа Клима Самгина. Его портрет не похож на реальные лица эпохи писателя.
Однако в характере Клима Самгина отражены «частицы» от характера реальных лиц, имена которых М.Горький написал в одном из черновых набросков. Это: кадет, историк и публицист С.П.Мельгунов (1879-1956), редактор «Журнала для всех» В.С.Миролюбов (1860-1939), директор издательства «Знание» К.П.Пятницкий (1864-1938), писатель Н.И.Тимковский (18631922), критик Ю.И.Айхенвальд (2).
Прототипами одного из персонажей романа, большевика Степана Кутузова, были реальные люди: И.И.Скворцов - Степанов, Н.Е.Вилонов, Л.Б.Красин. Когда Любаша Сомова, одна из участниц романа, впервые встречает Степана Кутузова, он взволновано говорит: «...Такие, как он, делают историю. Он... на Желябова похож, да!» (2,532,533). Желябов считался одной из образцовых личностей эпохи.
Вышеприведенные примеры показывают, что герои романа «Жизнь Клима Самгина» имели свои прообразы в исторической действительности и писатель на их основе создал образ героя своего произведения.
Проблема позиции русской интеллигенции в революции привлекла также внимание А.Н.Толстого (1883-1945). В его трилогии «Хождение по мукам» отражены пути вхождения русских интеллигентов в революционные события. Если М.Горький в образе Клима Самгина показывает, каким образом примыкала
русская интеллигенция к буржуазии, процесс ее политического и духовного спада, то А.Н.Толстой через образ Ивана Телегина отражает духовное развитие и совершенствование сотен и тысяч русских интеллигентов. Писатель показывает, что горнило революции закаливает людей и выявляет сущность человеческих характеров. Сила народного движения заключается именно в том, что обеспечивает и осуществляет привлечение к революции её врагов. Именно таким человеком является Рощин. После долгих колебаний и тяжелых духовных страданий он отрекся от своего прошлого и твердыми шагами пошел по широкой и светлой дороге новой жизни.
В трилогии А.Н.Толстого судьба женщин отражается с гуманистических позиций. В образе Даши олицетворяется жизнь русских женщин, ищущих справедливость и правду. Мытарства и блуждания довели Дашу до пучины гибели. Она хотя некоторое время и находилась среди черных сил, однако не стала игрушкой в их руках, наоборот, твердая воля помогла ей вырваться из окружения врагов революции и присоединиться к революционному народу, бороться за свободу, правду, справедливость. Сущность концептуальных размышлений А.Н.Толстого заключается в том, что быть с революцией, с народом - значит идти по дороге свободы и счастья, иначе человек не сможет достичь цели, будет обречен на небытие.
«Хождение по мукам» является революционным романом, воспевающим позицию трудового народа в революции. Незначительные, мелкие события жизни не могут стать материалом романа, из них невозможно создать цельный сюжет. И наоборот, крупные события, связанные с судьбой народа и страны, государства, охватывающие глобальные проблемы, обуславливают возникновение исторических, политических, социальных, психологических романов. Именно поэтому в романах писателей разных стран отражаются мировые войны, социальные революции, активное участие людей во всех этих политических и социальных процессах, их патриотический подвиг. Романы М.Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина»), Ф.Гладкова («Цемент» и «Энергия»), К.Симонова («Дни и ночи» и «Русские
НОМАИ ДОНИШГО{
люди»), Ю.Балтушиса «Проданные годы», О.Гончара «Знаменосцы», К.Гамсахурдиа «Цветение лозы», М.Ибрагимова («Мадрид», «Наступит день») и десятки других охватывают исторические и судьбоносные эпохи жизни народа, страны.
Возникновение романа в литературах народов Средней Азии
и Казахстана
Возникновение и развитие романа в литературе народов Центральной Азии и Казахстана тесно связано с победой новой жизни и великих перемен, наступивших после Октябрьской революции (1920). Новая жизнь и её различные проявления: освобождение трудящихся и активная позиция женщин в обществе, Бухарская революция и гражданская война в республиках советского Востока, Великая Отечественная война и участие посланцев таджиков, казахов, туркмен, киргизов и узбеков в борьбе против фашизма, восстановление народного хозяйства и великое строительство в мирное время стали предпосылкой возникновения, формирования и развития романа в Центральной Азии и Казахстане. Кроме объективной реальности возникновение и развитие такого большого и вместительного жанра, как роман, имело национальные и межнациональные литературные источники.
Таджикские литературоведы отмечают: «Одним из важнейших источников таджикской советской прозы является классическая персидско-таджикская проза, развивающаяся с IX века по начало XX. Повествовательную (простонародную) и оригинальную прозу прошлых веков, различную по тематике, содержанию и стилю, можно классифицировать на четыре группы: художественные произведения эпического характера; художественные произведения, сочиненные в виде наставления и назидания; произведения, имеющие критичное и просветительское содержание; географические, исторические и др. произведения, не лишенные художественных элементов» (7,190).
Основоположники национальных литератур Центральной Азии и Казахстана - С.Айни, А.Кодири, Ойбек, М.Ауэзов, Б.Кербабаев и другие, а также писатели, появившиеся на литературной арене в 30-е годы в создании исторических романов, и романов на
злободневные темы, без сомнения, опирались на принципы, выработанные Львом Толстым, Максимом Горьким, Михаилом Шолоховым, Алексеем Николаевичем Толстым и другими великими писателями. С начала 30-х и в последующие годы в формировании и развитии романа значительно возросло влияние русской литературы.
В литературе народов Центральной Азии и Казахстана, в т.ч. и в таджикской литературе, один за другим начали появляться и исторические романы. Первыми образцами таджикского исторического романа были романы «Дохунда» (1930) и «Рабы» (1934) С.Айни, «Пулат и Гульру» Рахима Джалила (ч.1. -1940; ч.2 -1949).
Можно с уверенностью сказать, что без участия творческого опыта русских и европейских писателей появление произведений узбекского писателя Ойбека («Священная кровь»), казахского М.Авезова («Абай» и «Путь Абая») было бы невозможно.
Русский историк и востоковед А.М.Дьяконов (1896-1974), прочитавший роман «Дохунда» С.Айни на таджикском языке, написал предисловие к роману и, отметив, что в романе отражены «великие исторические события», охарактеризовал его «как исторический документ». Этот роман ценен не только в качестве высокохудожественного произведения, - пишет он, - большое значение романа «Дохунда» заключается в том, что он охватывает очень много важнейших исторических событий классовой борьбы в Бухаре и Таджикистане».
В романе «Рабы» с большим мастерством показана история таджикского народа в течение более ста лет - с периода правления амира Хайдара Мангита (1800-1826) до начального этапа колхозного строительства. Описание жизни народа основывается на реальных предпосылках. Эту особенность романа «Рабы» С.Айни неоднократно подчеркивает в «Воспоминаниях». Например, в «Воспоминаниях» в главе «Состояние тумана Шофирком после открытия нового канала» писатель подробно рассказывает о произволе и беззаконии Муродбека амлокдора и кади Сафи и в скобках делает приписку: «Я эти обстоятельства описал во второй части романа «Рабы»» (с.90). Или сцену приготовления кашка (название еды - З.У.) из белой джугары,
НОМАИ ДОНИШГО{
описанную в главах V и VI третьей части «Рабов» писатель наблюдал в детстве у пастухов, о чем он рассказывает во второй книге «Воспоминаний» (291).
Прототип в исторических романах
Как известно, создание образа на основе прототипа является одной из особенностей исторического романа. Садриддин Айни в «Воспоминаниях» неоднократно указывает прототипы основных героев. Так, С.Айни отмечает, что рассказы Бобогуляма, одного из героев «Рабов», он слышал из его уст. «Он мне подробно рассказал свою историю и историю своих односельчан, - пишет С. Айни в «Воспоминаниях». Это был тот самый Рахимдод, которого туркменские разбойники под именем Некадам (Нек^адам) - («Благославный») в семилетнем возрасте продали Абдурахимбаю из Махали Боло (Жизнеописание этого старика составляет основной сюжет первой части романа «Рабы»).
Устод Айни отрицательных персонажей романа также изображает под их настоящими именами. В «Воспоминаниях» отражаются отрицательные черты характера «рабовладельца, скупщика хлопка Абдурахимбая», дочери бая Кутфии, которая, став супругой Xасана, вредила новой жизни в селе, Мулло Навруза -«интригана и провокатора».
Выдающиеся русские писатели Л.Толстой, М.Горький, А.Н. Толстой, Н.Островский создавали центральных героев своих романов на основе прототипов, дополняя их характеристики своей художественной фантазией.
Если исключить романы, написанные на тематику советской эпохи, такие, как «Шоди» Дж.Икроми, «Навобод» С.Улугзоды, военно-патриотические романы Ф.Ниязи, «Угловая комната» Ф.Мухаммадиева, «Нурек» и «Земля отцов» Ю.Акобирова, «Вода к добру снится» М^оджазоды, можно отметить два вида исторического романа: первый - роман на историческую тему, второй - исторический роман.
Например, «Три дня одной весны» Саттора Турсуна и «Зарафшон» Сорбона - это романы на историческую тему. Однако, роман «Туграл» из цикла «Зарафшон» является историко-биографическим. «Абай» М. Ауэзова - также историко-
биографический роман. Xотя материал для таких книг собирается из жизни, сюжет, композицию, конфликты, структуру сочинения создает сам писатель. Большинство героев таких произведений также являются продуктом художественного вымысла автора. Герои, особенно центральные, имеют в жизни прототипов, однако в процессе творческой работы писатель изменяет и совершенствует их до полной неузнаваемости. Именно поэтому, если отсутствует соответствующий намек или указания автора, читатели не могут узнать того или иного героя как реальную личность.
Услышанное и прочитанное писателем Саттором Турсуном не является неоспоримым историческим доказательством, однако оно даёт материал, побуждает писателя к размышлениям, переносит в период гражданской войны. Мастер слова приводит материал в порядок, изучает жизнь людей - друзей и врагов, анализирует, создает сюжет, типические образы, делает выводы.
Имеет ли герой романа прототипа? Создан ли герой романа на основе жизненного пути одной исторической или действительной личности?
В романах на историческую тему также изображаются некоторые реальные личности под своими именами. Например, Ибрагимбек, описанный в романе устода Айни «Дохунда» в качестве главы басмачей, в произведении является одним из персонажей произведения Саттора Турсуна «Три дня одной весны» (9,548). Однако это не основной образ, и панорама его жизни не занимает центральное место в произведении. Точно такими же является образы В.Куйбышева и М.Фрунзе в трилогии Джалола Икроми «Двенадцать ворот Бухары» и социал-демократа Иваницкого в «Пулате и Гульру» Рахима Джалила.
Типические образы в романах, посвященных исторической теме, создаются в результате олицетворения характера и качества десятков и сотен людей в облике одной личности. Именно таким путем Саттор Турсун создал образ Усмона Азиза. Это является одной из основных закономерностей создания социального типа. В создании социального типа большую роль играет художественный вымысел.
Таджикский историко-революционный роман считается новым
НОМАИ ДОНИШГО{
типом исторического романа. В данном жанре наравне с использованием исторических материалов в процессе изображения и художественного исследования правды жизни создаются также выдающиеся образы и характеры людей, которые имеют в жизни прототипов. В романе «Пулат и Гульру» в основном изображаются действительные события и реальные исторические личности. Известный худжандский революционер Джура Зокиров был прототипом основного героя романа - Пулата Кадырова. При изображении некоторых других положительных героев произведения также использованы биографии реальных личностей. Все басмаческие курбаши - Холбута, Саидахмад, Исломбек, Машраб и другие, вошли в произведение как реальные люди под своими именами. Все эти реальные события и личности изображены на основе изучения многочисленных архивных материалов и воспоминаний современников (3,69).
В трилогии Джалола Икроми «Двенадцать ворот Бухары», как и в трилогии А. Толстого «Хождение по мукам», описывается жизнь таджикского народа накануне и в период Бухарской революции (1920) и в первые годы гражданской войны. В романе как историко-революционном произведении появляются яркие образы и характеры женщин и мужчин - бойцов за свободу. Некоторые из них созданы на основе прототипа. Сам писатель также неоднократно подчеркивал это. Он беседовал с известными женщинами страны, изучал их биографию, осознал смысл и содержание их поучительной жизни. «Наконец, познакомился с Саломат Джахонгировой, и необычная биография этой 76-летней женщины оказала на него сильное влияние», - пишут в своем исследовании «Проза Джалола Икрами» М. Шукуров и Л.Демидчик. - Саломат Джахонгирова была одной из первых свободных таджикских женщин, которые в Бухаре скинули паранджу и вступили в ряды активистов новой жизни...
Жизнеописание «этой самоотверженной, умной, трудолюбивой женщины, рассказанное очень увлекательно, дало полет художественной фантазии Икрами. «Я понял, что рассказ Саломат Джахонгировой станет основой моей книги» (4,111) - говорил Икроми. Тогда же писатель приступил к изучению исторических
условий эпохи жизни Дилором-каниз и её внучки.
М.Шукуров и Л. Демидчик на основе высказываний, сочинений Д.Икроми и одного из его писем первому автору (М.Шукурову) подчеркивают, что «большинство центральных персонажей трилогии Икрами имеет прототипов, и писатель знал многих из них» (12, 86-87).
Прототипом Мирака (второй роман) был доцент государственного педагогического института им. С.Айни Мирхон Саид, один из близких друзей Икрами. Его облик писатель воссоздал в очерке «От Сталинабада до Киева» (1969) (5,161).
«Образы Мухаррам Гарч, Абдурахимбека Миршаба, Кароку-либая, Ойими Шоха ^амрохона), Анбари ашк и других созданы таким же путем (в результате поисков -З.У.)».
Все они вошли в трилогию под собственными именами (8,87). Однако писатель не довольствовался встречами с героями и персонажами, рассказами о них, он с помощью полета фантазии так дополнил и усовершенствовал их образы, что они очень далеко ушли от оригинала. До такой степени, что от реальных людей остались только имена и фамилии.
Особенности исторического романа
Исторический роман имеет свои особенности. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что исторический роман повествует о далеком прошлом. Конечно, он обращается и к близкому прошлому, с условием, что изображаемые события имеют историческую сущность. Содержание и суть исторического романа полностью отличается от содержания романа, написанного о современности. В историческом романе события аргументируются документами и фактами, отражаются образы исторических личностей.
Структура исторического романа изменяется в связи с его темой, сюжет и композиция приобретают другую окраску. Новое время и новая политика в корне изменили отношение писателей к истории своей нации, изменилась оценка духовных ценностей, великих писателей, поэтов, исторических личностей. Крупные исторические события также описываются и исследуются с новых позиций, в соответствии с новым миропониманием.
В Таджикистане, как и во всех бывших советских республиках,
НОМАИ ДОНИШГО{
отношение к истории и вождям нации менялось два раза. Естественно, этот факт оказал определенное влияние на содержание исторических романов. Один раз - после Октябрьской революции, в 1920г. В советский период отношение к истории, народу, главам государства, выдающимся представителям нации осуществлялось с классовых позиций. Именно поэтому, баи и эмиры и визиры, другие чиновники и представители духовенства в художественной литературе и в произведениях искусства изображались в качестве отрицательных персонажей.
Когда в идеологии произошел коренной поворот, и в истории признавали только роль трудящихся, борьба трудящихся, народные восстания и мятежи на пути социальной справедливости и защиты своих прав комментировались как новые этапы борьбы против эксплуататоров. Победоносным концом данной борьбы считалась социалистическая революция в России (1917) и так называемая Советская народная революция в Бухаре (1920). Образцом такого рода изображения исторических событий в таджикской советской литературе может служить роман С.Айни «Рабы». Не только в данном произведении, но и во всех исторических романах советского периода народ был основным героем. Таджикская дореволюционная проза не знала таких видов художественных произведений. Новое отношение к истории и её движущим силам изменило не только содержание, но и форму романа. В романе изображали характер непокорного народа, народа-борца, бунтарский и революционный дух народных масс, имеющих социально-политический идеал, стремящихся к новой жизни, к новому миру, к свободе. Авторы исторических романов уделяли внимание только героям, деятельность и исторические устремления которых имели значение в жизни общества, которые могли играть роль в развитии общества.
Исторические личности в биографических романах
Известно, что без изучения и исследования исторических документов невозможно написать исторический роман, ибо основу таких крупных эпических произведений составляют документы и факты. Поэтому писателю необходимо с большой ответственностью подойти к этой проблеме, из многочисленных
исторических материалов выбрать те, которые отражают основные процессы развития общества. Это считается одной из важнейших целей и задач исторического романа. Писателю необходимо хорошо знать историю как науку, чтобы подвергать глубокому анализу исторические процессы, отделять нужное от ненужного, важное от второстепенного и при помощи художественного мышления реалистично обобщать их. Роман Сотима Улугзоды «Восе» (1967) может служить образцом таких произведений, где отчетливо проявляется связь научного мышления и художественной фантазии. В центре дехканского восстания, произошедшего в результате гнёта эмира Бухары и местных чиновников, тяжелого налогового бремени и бесконечного притеснения и насилия, находились вождь угнетенных Восе и его самоотверженные друзья. И хотя борьба угнетенного народа заканчивается поражением восставших и казнью Восе, трудовой народ показал свою силу и потряс основы существенного строя.
Роману дано имя главного героя, вождя восставших - Восе, и это тоже считается одной из особенностей исторического романа. Выдающиеся романы русских писателей: «Степан Разин» А. Чапыгина, «Петр Первый» А.Толстого, «Салават Юлаев» С.Злобина, «Емельян Пугачев» В. Шишкова и др. - также стали известными по имени главного героя. Одной из разновидностей исторического романа считается биографический исторический роман. Произведения «Фирдоуси» С.Улуг-заде (1988), «Полуночная звезда» Р^оди-заде (1985) относятся к типу биографических романов. В романе Улуг-заде описывает полную драматических столкновений жизнь творца «Шах-наме». Романы Р^ади-заде посвящены основоположнику просветительского движения, писателю, мыслителю и государственному деятелю таджиков Ахмаду Донишу. Все три произведения написаны на основе документов и произведений самих выдающихся мыслителей.
Герои указанных романов сыграли чрезвычайно важную роль в истории таджикского народа. Писатели смогли показать, что если Фирдоуси при всем врожденном таланте и высоком мастерстве стал жертвой неблагодарности и национальной вражды (Султан Махмуд был тюрком), то Ахмад Дониш внутренне страдал и
НОМАИ ДОНИШГО{
мучился от мракобесия, невежества и неблагодарности правителей Бухарского эмирата и был полностью уверен, что такие эмиры не будут править долго, гнев народа сметет их с лица земли. И Фирдоуси, и Ахмад Дониш считаются интеллектуальными героями, противостоящими миру невежества, варварства и темноты.
Как историко-биографические романы русских писателей Ольги Форш («Радищев») и Юрия Тынянова («Пушкин»), казахского литератора М.Авезова («Абай»), узбекского писателя М.Ойбека («Навои»), азербайджанца М.Гусейна («Низами»), армянского прозаика Акесела Бакуна («Хачатур Абовян») и другие - отражают жизнь не только одного главного героя, но и жизнь всей страны, так и в романах С.Улуг-заде и Р.Хади-заде также, кроме жизни и деятельности Фирдоуси, Восе и Ахмада Дониша, описывается историческая обстановка Ирана, Бухары и Балджувона, а также других регионов Восточной Бухары.
Правящая советская идеология не позволяла полностью и всесторонне, со всеми положительными и отрицательными моментами, со всей сложностью, реалистично отражать историческую действительность. Несмотря на это, появились исторические романы, отразившие основные процессы жизни общества в определенные периоды его существования. Ранее отмечалась, что, если автор исторического романа обладает проницательностью ученого и высоким мастерством изображения, будет высок и идейно-эстетический уровень его произведения.
Национальная независимость Таджикистана и её влияние на литературу
Национальная независимость Таджикистана дали новый импульс развитию исторического романа в современной таджикской литературе. После распада СССР союзные республики приобрели реальную свободу и независимость. Верховный Совет Таджикистана принял закон о свободе слова. Этот закон освободил творческих работников от идеологического насилия и пут социалистического реализма, особенно дал творческий простор писателям. Из-за местничества и карьеризма началась гражданская война среди таджиков и несмотря на то, что до наступления мира
и принятия «Общего документа установления мира и национального согласия» (1997) стране был нанесен большой моральный и материальный ущерб, победила изначальная национальная мудрость, население республики достигло национального единства и возрождения Таджикистана. Началась эпоха созидания, развития и углубления самосознания, национального самопознания и национального мышления.
Капитальный труд академика Бободжона Гафурова «Таджики» (1972) написанный на русском языке, был переведен и опубликован на таджикском языке (1998). За годы независимости были написаны многочисленные научные труды по истории.
Новая научная концепция об отношении к истории страны и чествование великих сыновей народа, таких, как амир Исмоил Сомони, проявление дани уважения к устоду Рудаки, Фирдоуси и его «Шах-наме», Мирсаиду Али Xамадони, Шейху Камолу Xуджанди, Насиру Xисрову, Омару Xайяму и другим гениям науки и литературы всемерно содействуют воспитанию чувства патриотизма, национального сознания и самопознания таджикского народа. Важные политические и культурные события, произошедшие за годы государственной независимости Республики Таджикистан, расширили тематику и углубили идейно-содержательный аспект произведений и в целом содействовали развитию литературы, в т.ч. исторического романа. Известный таджикский ученый А.Сайфуллоев в своем труде «Новые горизонты прозы» (2006) среди первых исторических романов эпохи национальной независимости Таджикистана называет романы «Стена Xорасана» (1999) Мухаммадзамона Солеха, «Семь видений»(2001) Юсуфджона Ахмад-заде, «Восход солнца» (2003) Туйчи Мирзода Рашти, посвященные чествованию государства Саманидов и его основоположника Исмаила Сомони (8).
«Стена Xорасана» и «Восход солнца», непосредственно изображающие жизнь и борьбу Исмаила Сомони, являются историко-биографическими романами. Роман «Семь видений» затрагивает более широкую тематику. В нем отражается жизнь таджикского народа до эпохи Саманидов, периода правления эмира Исмаила и начала 90-х годов XX столетия.
НОМАИ ДОНИШГО{
Другой темой исторических романов была личность Александра Македонского (356-323 д.н.э.) и его завоевательская деятельность. Тема Александра в таджикской литературе не новая. Классики персидско-таджикской поэзии Фирдоуси в «Шах-наме», Низами в «Искандар-наме», Джами в «Книге о мудрости Александра» отразили образ Александра как идеального царя, что считалось попыткой воспитания эмиров своего времени в духе справедливости.
В период национальной независимости Таджикистана были написаны произведения, где на основе изучения исторических и научных источников реалистично была отражена цель «завоеваний» Александра Македонского и его сложная личность. В историческом романе Сорбона «Поэма сына Божьего» (т.1-2005; т.2.-2006), исторической трагедии «Рухшона» (2004), пьесе Ато Хамдама «Спитамен», романе Давлатшоха Тохири «Рухшона» и т.д. в основном дана объективная оценка историческим процессам, действиям народа и известным личностям эпохи.
Исторические романы об Александре Македонском внесли в новейшую таджикскую литературу древнюю тему. Данная тема получила дальнейшее развитие в романах Ато Хамдама и Леонида Чигрина «Жизнеописание Чжан Цзяна, или Шелковый Путь» (ч.1., 2001; ч.ч. 1 и 2, 2004) и «Стена Согда» (2005). Ато Хамдам и Леонид Чигрин показывают древние времена и исторических лиц во взаимосвязи. Не случайно герой романа «Шелковый Путь» Чжан Цзян в романе «Стена Согда» изображается в качестве советника Александра. А.Хамдам и Л. Чигрин стараются показать роль китайского посла не только в открытии Шелкового Пути, но и в установлении дружбы и союза племен предков таджиков. Указанные романы, с одной стороны, отражают стойкость и выносливость наших предков, противостоявших угнетению и насилию иноземных врагов, солдат Александра Македонского, их борьбу за сохранение своего существования и государства, с другой, - нити дружбы и сотрудничества таджиков с другими народами на примере великого Китая. Сюжет каждого из указанных романов развивается вокруг героизма народа, смелости и самоотверженности его сыновей, таких, как Ширак и Спитамен.
Истинные сыновья Родины, жертвуя собой, в неравных сражениях защищали каждую пядь родной земли.
Чем больше таджикские писатели углубляются в историю, тем больше они отражают в своих произведениях великих исторических личностей. С этой точки зрения вызывает интерес исторический роман Барота Абдурахмона «Кир Великий» (20052006). В этом романе отражается 25-летний (с 558 до 530г. д.н.э.) период нахождении у власти Великого Кира (год рожд. неизвестен
- год смерти - 530 д.н.э.). Писатель смог показать его роль в укреплении государства Ахеменидов и его борьбу за расширение границ своего государства.
Мы здесь упомянули не все исторические романы. Они не равноценны с идейно-художественной точки зрения, по уровню мастерства, потому что качество каждого произведения, особенно исторического романа, определяется уровнем знаний, широтой кругозора и писательским мастерством. Из-за разницы в образовании и художественном мастерстве литераторов их произведения по содержанию, идейности, языку и манере изложения находятся не на одинаковом уровне. Важно другое: указанные произведения свидетельствуют об углублении исторического мышления, развитии национального самосознания, высоком чувстве патриотизма и национальной гордости народа. Все это находит свое отражение в исторических романах. В произведениях современных таджикских писателей возрождается древняя история и её герои, династия Саманидов и её великие цари, отображается историческая борьба предков таджиков за независимость и национальную государственность.
В период независимости изменилась и структура романа. Поэтому ни один исторический роман не похож на другой. Например, «Стена Xорасана» является эпическим романом, напоминает кинороман, каждая глава которого может стать отдельным произведением.
«Восход солнца» - биографический роман, отражающий жизнь и политическую деятельность Исмаила Сомони. «Семь видений»
- роман, связывающий три эпохи - до Саманидов, периода правления Саманидов, первую половину 90-х годов XX столетия
НОМАИ ДОНИШГО{
со всеми её реалиями. Писатель таким образом смог отразить сложность образования таджикской государственности, многочисленные материальные, людские и духовные жертвы, соотношение истории и нашего времени. Произведение Ато Хамдама и Л.Чигрина «Шелковый Путь» можно назвать романом-хроникой. Хотя роман не охватывает хронику жизни первого посла Китая в Согде из года в год, однако писателям удалось подробно отразить его жизненный путь в связи с предками таджиков и открытием этой великой караванной торговой дороги древности.
Как видно из краткого обзора, роман в истории литературы каждого цивилизованного народа, в том числе таджикского, возникает в результате великих социально-политических событий и коренных поворотов в жизни общества. И в таджикской литературе роман появился в результате победы новой жизни и новых явлений в обществе.
Основоположником романа, в том числе исторического, в таджикской литературе является устод С.Айни, творческий опыт которого был обогащен классической и повествовательной прозой, или, по выражению Ф.Энгельса, «народными романами». Одновременно он использовал и международные источники. Устод С.Айни подвергал художественному исследованию исторические темы с целью использовании их уроков в строительстве новой жизни.
Несмотря на разницу исторических романов по тематике, творческому стилю, языку изложения, у всех авторов есть общность цели: исторические романы написаны с целью использования уроков истории для развития сегодняшней жизни и ясного представления о завтрашнем дне.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 томах. Том 8. М., Художественная литература, 1982.
2. ГорькийМ. Собрание сочинений в 16 томах. Том 11. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет). М., Правда, 1979.
3. Декада таджикской советской литературы в Москве. Сборник материалов. Сталинабад. Таджикгосиздат, 1950.
4. Журнал «Вопросы литературы», 1963, №5.
5. Икроми Дж. Хикоя ва очеркхо. Сталинобод, 1960.
6. Кеттль А. Введение в историю английского романа. Перевод с английского. М., Издательство «Прогресс», 1966.
7. МирзозодаХ., Сайфуллоев А., Абдуманнонов А. Таърихи адабиёти советии точик. Инкишофи жанрхо. Иборат аз шаш чилд. Чилди 1. Душанбе, Дониш, 1984.
8. Сайфуллоев А. Уфукхои тозаи наср. Душанбе, Адиб, 2006.
9. Саттор Турсун. Зимистони умр. Душанбе, Адиб, 2006.
10. Толстой Л.Н. Собр. соч. в двадцати двух томах. Том седьмой. Война и мир. М., Художественная литература, 1981.
11. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., «Советский писатель», 1975.
12. ШукуровМ, ДемидчикЛ. Насри Чалол Икроми. Душанбе, Дониш, 1979.
The origins of the Rise and Development of a Historical Novel in Modern Tajik Literature Z. Ulmasova
Key words: modern Tajik literature, Literary genres, a historical novel, interaction of literatures
Having set the goal of presentation in regard to a factographic review of historical prose in modern Tajik literature the author gives clear-cut definitions of a historical novel genre elaborated by the world literature. She proceeds from the basic characteristic assumption concerned with a novel genre as an epic literary production reflecting a wide panorama of life realias taken in social aspects of a concrete historic epoch. A historical novel is always attached to a certain period of time, retired from a contemporary in the parameters of chronology distances. Thereby, before immediate passing to the principal thematic aspect of the research in question the author makes an excursion into the historically formed essence of the genre itself, into the evolution of its development and crystallization; her judgments being accompanied with rich illustrative material based on the patterns from the history of literature.
The author proves convincingly that the historical novel of the latest period of Tajik Literature arose not on an empty place, the tradition of the genre is traced back to far away centuries; one should mention that do-
НОМАИ ДОНИШГО{
nating tribute to the classic Tajik literature whose inception goes back to the great names of Rudaki and Firdawsi Ulmasova does not confine her research with the frames of the national literature.The principles of restoration of long bygone historic times, the character of presentation in reference to historic material followed by the researcher bring the work considered into the spaces of Russian and West-European classics. The literary productions of outstanding Tajik prose-writers Sadriddin Aini, Rakhim Djalil, Djalol Ikrami, Sotim Ulugzoda make us remember the historical masterpieces by the Englishman Walter Scott, "Abay " by KazakhMukhtar Auezov, "Peter the First" and "The Ordeals" by the Soviet man-of-let-ters Alexey Nikolaevitsch Tolstoy.
In the article there is widely used such working terminology of literary criticism as a degree of imaginative fancy, prototypes ofprotagonists and collateral characters.