себя, он вступает в коммуникацию с автором, становится его со-творцом. При обнажении своей души, и раскрытии своей духовности, он становится со-творцом высшего начала, способного гармонизировать его с миром.
Однако, приведение многих положительных черт Интернет-среды -это только первоначальное предположение о возможности осуществления в ней со-бытийной коммуникации. Это еще необходимо проверить. Ведь проблемных моментов, препятствующих осуществлению данной возможности, меньше не становится и ситуации художественной коммуникации в виртуальном пространстве остаются парадоксальными.
Список литературы:
1. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - М.: Русь-Олимп: ACT: Аст-рель, 2005. - 829 с.
2. Жуковский В.И. Пропозиции теории изобразительного искусства: учебное пособие / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева; Краснояр. гос. ун-т. -Красноярск, 2004. - 266 с.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЕКОРАТИВНЫХ ТКАНЕЙ НА ЛЬВОВСКОЙ ТКАЦКОЙ ФАБРИКЕ ВО П-Й ПОЛОВИНЕ XX В.: ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ХУДОЖНИКОВ НА БАЗЕ НАРОДНОЙ ПЛАХТЫ
© Турко Х.В.*
Львовская национальная академия искусств, Украина, г. Львов
В статье впервые проведено исследование творческих и технологических экспериментов художников Львовской ткацкой фабрики на базе народной плахты; выделены основные этапы развития промышленного производства декоративных тканей этого типа и определены новые формы ее функционирования во 11-й пол. XX в.
Постановка проблемы. На протяжении 1990-х гг. наблюдался постоянный спад производства на предприятиях текстильной промышленности Украины. На сегодняшний день большинство текстильных фабрик страны прекратили свою деятельность. Предприятия признали убыточными и ликвидировали, высококвалифицированные художники, колористы и технологи фабрик остались без работы, образцы продукции из ассортимент-
* Аспирант кафедры Истории и теории искусств.
ного кабинета навсегда потеряны. Молодое поколение может никогда не узнать, что ткани Львовской ткацкой фабрики отличались богатым и благородным колоритом, творческим художественным подходом в разработке новых проектов тканей, полифункциональность и высоким качеством. Львовская ткацкая фабрика много лет была одним из лидеров среди текстильных предприятий отрасли. Продукция фабрики соответствовала высочайшим эстетическим требованиям и была конкурентоспособной не только на внутреннем рынке Союза, но и за рубежом.
Анализ последних исследовании и публикаций. Анализ публикаций посвященных украинской ткани советского периода свидетельствует о различных подходах в оценке ее художественного качества. Существует определенный стереотип, что советское искусство, по своей сути, было вненациональным и безликим, а промышленному производству тканей того времени приписывают технический и творческий упадок [1]. Анализируя работы предшественников, можно утверждать, что представленный материал не в полной мере отражает художественные особенности и историю промышленного изготовления художественно-декоративных тканей на Львовской ткацкой фабрике. Первым начал анализ деятельности предприятий текстильной промышленности советской Украины А.К. Жук. В его монографии представлено информацию о декоративных тканях типа «плахта» разработанных художниками Львовской ткацкой фабрики М. Луцкевич и А. Черебило на протяжении 60-х - сер. 70-х годов XX в. [2, с. 47-48]. Автор отметил их удачные поиски новых способов модернизации в отделке тканей этого типа. Определенный интерес вызывают публикации советских художников и технологов для специалистов предприятий, в которых даны рекомендации по технологии разработки заправочных рисунков для ткацких станков, а также представлено иллюстрации лучших образцов тканей с информацией об их авторах и фабриках [3]. Еще одним источником информации о достижениях в промышленном производстве плахтовых тканей можно считать публикации в специализированных журналах [4]. В публикации Е.В. Арофикина, посвященной проблемам художественно-промышленного текстиля [5, с. 138], есть информация о начале производства плахтовой ткани Львовской ткацкой фабрикой и об усвоении коллективом фабрики опыта ведущих предприятий отрасли. Другие упоминания о творческих поисках в проектировании плахтовой ткани художниками предприятия в литературе отсутствуют.
Формулирование целей статьи. Для того чтобы иметь возможность определить, имели ли плахтовые ткани массового производства художественную ценность и какими были эстетические критерии их создания, необходимо: проследить процесс зарождения и развитие практики проектирования декоративной ткани типа «плахта», тщательно ознакомиться с
наглядным материалом, проанализировать творческие и технологические эксперименты художников Львовской ткацкой фабрики на базе народной плахты, исследовать структурные изменения классической плахтовой ткани в процессе производства и выявить новые формы ее функционирования во 11-й пол. XX в.
Изложение основного материала. В советский период, как и в предыдущие эпохи, искусство украшения тканей имело свои особенности и свои традиции. Целью художника текстильной фабрики этого периода был поиск новых средств художественной выразительности и создания тканей, которые бы соответствовали эстетическим требованиям общества. Совершенствование оборудования и технологических процессов на предприятии имели существенное влияние на возможности художественного оформления тканей. Львовская ткацкая фабрика была основана в 1956 году на базе ткацкой артели «Красный Октябрь». На протяжении всего периода своей деятельности фабрика удовлетворяла потребности населения, обеспечивая его мебельно-декоративными и техническими тканями. Сначала на предприятии наладили выпуск пестротканых тканей. Профессиональной подготовкой художников текстиля для промышленности в этом регионе занимались Львовское и Выжницкое училища прикладного искусства и Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства. Молодые и перспективные художницы Мария Луцкевич и Елизавета Фащенко, выпускницы ЛГИПДИ, стояли у истоков производства плахтовых тканей на фабрике. Уже с 1958 года, по их проектам, вместе с платяной «шотландкой» был налажен выпуск скатертей, покрывал и одно-утковой мебельной ткани. Ее интересная фактура усиливала художественную выразительность ткани в целом.
В начале 1960-х годов к производственным площадям Львовской ткацкой фабрики присоединили ткацкие цеха г. Николаева Львовской области, где установили 64 автоматических ткацких станка. Это подразделение специализировался исключительно на выпуске декоративных тканей типа «плахта» [6].
В 1960-х годах на Львовской ткацкой фабрике произвели обновление ткацкого оборудования, что существенно повлияло на изменение производственного процесса и стало причиной значительного расширения ассортимента декоративно-мебельных тканей. С большим энтузиазмом художники экспериментировали в своих творческих поисках, пытаясь сохранить в серийном тиражировании национальные черты. Воплощения творческих замыслов зависело от фактических возможностей производства и от овладения художником его требований. На заре деятельности фабрики практического опыта очень не хватало, но помогли специалисты из ведущих предприятий отрасли. Усвоение опыта коллег и постоянное стрем-
ление к профессионализму художниками фабрики, способствовали выходу ассортимента продукции предприятия на достаточно высокий уровень.
В начале 1960-х годов много оригинальных рисунков для промышленного производства плахтовых тканей подготовила художница Мария Луц-кевич. Первые ее проекты базировались на классическом понимании геометрического и растительного орнамента. Показательной для этого периода является мебельная ткань, композицию которой построено в виде квадратов шахматной доски с растительным орнаментом. Изготавливалась она на восьмиремизном ткацком станке. В навое основы были нити контрастных цветов, которые в процессе ткачества попеременно создавали фон, или рисунок мешочными переплетением. Сырьем для изготовления этих тканей был хлопок. Колорит пряжи этого периода был еще довольно ограниченным [7].
Значительный интерес для исследования представляют творческие поиски художницы Елены Черебило, закончившей Выжницкое училище прикладного искусства. С 1960-х и по 1990-е годы она специализировалась на разработке одноутковых плахтовых тканей на многоцветных бесчелночных ткацких станках. Попытки модернизации, которые можно проследить в ее работах, не нарушают традиционных принципов композиционного построения и связаны с поисками новых декоративных элементов.
Результаты практического воплощения творческого замысла художника зависели от понимания им структуры ткани, а для создания заправочного рисунка необходимо было владеть глубокими знаниями и опытом. Художники фабрики приобретали практические навыки, изучая структуру ткани путем обстоятельного исследования образцов народных плахтовых тканей из музейных собраний. С приобретением творческим коллективом фабрики опыта, структуры производимых тканей усложнялись и с 1965 года на Львовской ткацкой фабрике начали производство плахтовой ткани повышенной прочности для обивки мебели. В этот период художниками предприятия было разработано новые проекты рисунков мебельных двухцветных тканей типа «плахта» с новыми структурами. Для их производства применяли большее количество ремиз: от 10 до 12. Благодаря этому, обогатились композиции рисунка и колористика. Это были уже двухосновные плахтовые ткани, в которых первая основа грунтовая, переплетаясь с утком, образовывала на ткани фон мешочными переплетением, а вторая основа, дополнительная (прижимная), создавала при переплетении с утковою нитью настилом основной узор. Дополнительно было установлено красильные аппараты КТ-100, на которых осуществлялась окраска пряжи прямыми красителями, что позволило значительно обогатить цветовую гамму тканей. С 1965 году на ткацких станках с кареточными зево-творительными механизмами начали изготавливать мебельный репс с мелкими узорами.
К использованию традиций народного ткачества в своей работе художники Львовской ткацкой фабрики подходили творчески. Опираясь на лучшие образцы тканей из музейных коллекций, они интерпретировали их по своему, сохраняя национальную окраску. Художницей М. Луцкевич был разработан целый ряд тканей с мелко-рапортными композициями в русле тогдашней моды. Она умело использовала мотивы и принципы композиционного построения узоров народного ткачества. Традиционные мотивы звезды, треугольника, ромба и других элементов в ее тканях приобретали новую современную трактовку. Эти ткани отличались необычайной декоративностью, выразительностью и удачным колористическим решением, в котором смело применялись контрасты.
Во второй половине 1960-х годов фабрика начала выпускать мебель-но-декоративные ткани с мелко-рапортными абстрактными узорами из различных цветовых пятен и линий. Однако, мода на них быстро прошла и появилась тенденция к появлению узоров с использованием геометрической орнаментики. Этот период отличается новым пониманием народных традиций. Художники почувствовали негативность механического повторения народных мотивов и, беря в разработку традиционный элемент, пытались абстрагироваться и дать большую свободу творческой фантазии [7].
В 1970-х годах появилась тенденция к основательному изучению основ народного искусства, более внимательному отношению к его специфике и принципам композиционного построения. Художники и технологи фабрики постоянно работали над улучшением художественных характеристик и физико-механических показателей тканей типа «плахта». В конце 1970-х годов они спроектировали ткань с несколько облегченной структурой, а также ряд новых проектов заправочных рисунков, в которых клетка рапорта постепенно увеличилась, а орнаментальный мотив значительно усложнился. Потребительский спрос на качественные плахтовые ткани рос, поэтому в производство вводилось все больше новых вариантов структур. Сначала, проекты художников Львовской ткацкой фабрики были более традиционными - орнаментальные мотивы и колорит заимствовались у народных плахт. Впоследствии, с приобретением опыта и усовершенствованием практических навыков, художники фабрики создали ткани, которым была присуща современная творческая разработка, современная трактовка традиционных композиционных схем, влияние тогдашних модных тенденций. Основным материалом для творческой работы и дальше служили образцы народных плахт, но, уже в это время, появились новые тенденции в их трактовке и художественной интерпретации.
В конце 1970-х годов на Львовской ткацкой фабрике изготовлялись декоративные ткани типа «плахта» с очень насыщенным орнаментальным наполнением. Это были средне-рапортные рисунки, в которых квадраты с орнаментальным узором ограничивались широкими, приближенными к
цвету фона, полосами по вертикали и горизонтали. Конфигурация орнаментальных форм в квадратах разнообразна. В основном, это были мотивы, взятые из народной орнаментики и, приспособленные к требованиям промышленного производства. Структура тканей этого типа была несколько изменена, в результате чего, они стали не такими жесткими по сравнению с тканями мелко-рапортного рисунка.
Ежегодно Львовская ткацкая фабрика представляла ассортимент декоративно-мебельных тканей на республиканских и всесоюзных художественно-технических советах ВИАЛЕГПРОМа. Специальной комиссией проводилось оценивание по структуре, по рисунку и по колориту, как новых проектов художников, так и готовых тканей. Ткани Львовской ткацкой фабрики относились к группе лучших тканей по Союзу. Самые удачные образцы были рекомендованы в массовое производство, а также, озвучивались пожелания относительно дальнейших направлений творческих поисков для художников. Таким образом, появились новые разработки плахтовых тканей, в которых разделение на квадраты несколько изменилось. Вертикальные линии, покрытые узорчатыми переплетениями, стали значительно шире. Кроме этого, было разработано новые заправки при сновке основ, что позволило значительно обогатить колорит тканей. Благодаря изменению ставки дополнительной (прижимной) основы, что создавала на ткани узор, появилась возможность несколько усложнить рапорт. В таких тканях появилось разделение на квадраты и узкие вертикальные прямоугольники, которые были заполнены дополнительными орнаментальными формами. Пересекаясь, вертикальные и горизонтальные полосы образовывали дополнительный мелкий узор.
Интенсивная творческая работа продолжалась и, конечно, штат художников фабрики расширился и обогатился новым поколением выпускников ЛГИПДИ. В 1980-х гг. на Львовскую ткацкую фабрику пришли работать художники: Николай Лытвынюк, Юрий Степанюк; колористы: Станислав Покитко, Тамара Волкова, Полина Выханская, а Марта Рома-нышина и Инна Лытвинюк профессионально разрабатывали новые структуры тканей [8]. В этот период появились проекты плахтовых тканей с большим рапортом рисунка. Размеры клеток в этих тканях заметно увеличились и были заполнены очень упрощенным орнаментом. Это стало возможным благодаря применению в утку пряжи состоящей из двух нитей. Для обогащения колорита этих тканей, сновка основы была фасонной (цветными полосами), что давало дополнительный эффект декоративности в готовой ткани. Еще одним новшеством было то, что поверхностная плотность ткани уменьшилась, однако физико-механические показатели при этом сохранились. Такой тип плахтовой ткани отличался относительной мягкостью, что позволяло использовать эти ткани для декоративных целей, как покрывала на кровать, покрывала на кресла, портьеры, гардины и т.д.
Во второй половине 1980-х годов на фабрике было установлено бесчелночные многоцветные ткацкие станки, что позволяло производить мебельные ткани из разных типов волокон и разных структур нитей. Благодаря этому, появилась возможность расширить диапазон структур и рисунков плахтовых тканей. С развитием химических технологий совершенствовалась и технология окрашивания пряжи. С 1985 года окраска пряжи на фабрике проводилось специальными закрепителями, что значительно повысило ее устойчивость к свету, трениям и химическим обработкам [7]. Это способствовало расширению функционального диапазона применения плахтовых тканей изготовленных из этой пряжи. В конце 1980-х годов на бесчелночных многоцветных ткацких станках Львовской ткацкой фабрики было освоено новые жаккардовые машины «2-344» чешского производства, которые, в свою очередь, создали новые возможности для совершенствования художественного уровня и для разработок новых структур мебельных тканей. Благодаря проведенным усовершенствованиям на этих станках начали изготавливать гобеленовые ткани со сложными композициями и структурами: «Калына», «Пролисок», «Верес» и др. Эти ткани также пользовались стабильным спросом у потребителей. Освоение нового оборудования и разработка новых структур продолжались и в начале 1990-х годов. Впоследствии, с изменением экономической ситуации в первые годы независимости Украины, направление производства предприятия пришлось частично изменить. Фабрика перешла на выпуск технических тканей на простых ткацких станках. Объемы выпуска продукции предприятия значительно сократились.
Несмотря на трудное положение отечественной текстильной промышленности, фабрика продолжала плодотворно работать. Спрос на декоративно-мебельные ткани уменьшился, и поэтому, приспосабливаясь к изменениям в экономической ситуации, фабрика увеличила объемы выпуска технических тканей. В 1996 году в цехах фабрики производились технические ткани для резиново-технических изделий (приводные (текстропные) ремни), технические ткани для изготовления автомобильных шин и упаковочные ткани. В 1997 г. была разработана новая структура технической ткани «ЧХЛ», которую производили на экспорт в США. К сожалению, все эти, в общем положительные, попытки приспособиться к изменениям в экономике государства, не спасли предприятие от ликвидации. Появился ряд факторов, с которыми трудно было справиться - это значительное подорожание энергоносителей, гиперинфляция, почти полное прекращение расчетов денежными средствами и переход на бартерные схемы. Государство, как владелец предприятия, совершало попытки повлиять на процессы путем поиска эффективного собственника. В 1992 году Львовская ткацкая фабрика была взята в коллективную аренду работниками предприятия.
Таким образом, возникло арендное предприятие «Львовская хлопчатобумажная ткацкая фабрика». 09.02.1994 г. на базе ОП «Львовская хлопчатобумажная ткацкая фабрика» основали ЗАО «Левтекс». В 2006 году ЗАО «Левтекс» был ликвидирован.
Выводы. На протяжении прошлого века, основное внимание исследователей декоративно-прикладного искусства было сфокусировано вокруг традиционного народного костюма и мало внимания уделялось творческим экспериментам современников, которые, работая на предприятиях текстильной промышленности, принимали непосредственное участие в формировании эстетической системы ценностей сограждан путем создания изделий повседневного употребления высокого качества. Во второй половине XX века в промышленном производстве тканей традиционные ткацкие техники почти не применялись. Тем не менее, не потеряли своего значения такие художественные достижения народных плахт как фактурные разработки, колорит, ритмичная построение, общая стилистическая наполненность. Именно их изучение способствовало творческим поискам и новаторской интерпретации в искусстве отделки тканей этого периода. В практике художников Львовской ткацкой фабрики хранились, совершенствовались и творчески перерабатывались традиционные формы и приемы отделки тканей. Плахтовые ткани, произведенные на фабрике, отличались яркой национальной самобытностью. Традиционная плахта никогда не была традиционным нарядом населения этого региона, однако, стала источником творческого вдохновения не для одного поколения львовских художников. Качество и эстетическая ценность плахтовых тканей была настолько высокой, что выпущенная продукция была конкурентоспособной на мировом рынке, и закупали ее не только все республики бывшего Союза, но и Польша, Чехия. Материалы исследования дают возможность проследить путь адаптации традиционной народной плахты к требованиям промышленного производства в Украине советского периода на примере творческой работы художников Львовской ткацкой фабрики и определить новые формы ее функционирования во 11-й пол. XX в.
Список литературы:
1. Новицкая О.Р. Украинское народное искусство 1920-1980-х гг: интерпретация, оценка, опровержения [Текст]: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.06 / Львовская академия искусств. - Львов, 2003. - 20 с; Новицкая О. Проблема усвоения стилистики народного искусства в продукции художественной промышленности 1960-1980-х гг. [Текст] / А. Новицкая // Вестник Прикарпатского университета. Искусствоведение. -2001. - Вып. № IV - С. 145-153.
2. Жук А. К. Современные украинские художественные ткани [Текст] / А.К. Жук. - К.: Наукова думка, 1985. - 110 е.: ил.
3. Колос С.Г. Декоративные ткани [Текст] / С.Г. Колос, М.Д. Хургин. -М.: Изд-во Академии архитектуры УССР, 1949. - С. 33-37; Нечипорен-ко С.Г. Декоративные ткани и ковры Украины [Текст]: Альбом-пособие / С.Г. Нечипоренко. - К.: ПФ Оранта, 2005. - 432с.: ил.; Береснева В.Я. Вопросы орнаментации ткани [Текст] / В.Я. Береснева, Н.В. Романова. - М.: Лёгкая индустрия, 1977. - 192 е.; Каталог изделий художественной промышленности: Декоративные ткани [Текст] / [Сост. В. А. Егоров]. - М.: Государственное архитектурное издательство, 1949. - 74 е.; Королева Н.С. Современное узорное ткачество [Текст] / Н.С. Королева, Л.А. Кожевникова. - М.: Лёгкая индустрия, 1970. - 82 е.; Сакович И.В., Народные традиции в украинской художественной промышленности [Текст] / И.В. Сакович. - К.: Наукова думка, 1975, - 184 е.; Шугаев В.М. Орнамент на ткани: теория и методика построения [Текст] / В.М. Шугаев. - М.: Лёгкая индустрия, 1969. - 87 с.
4. Алпатова И. Новое в тканях [Текст] / И. Алпатова // Журн. Декоративное искусство СССР. - 1961. - № 5. - С. 6-10; Арсеньева И. Ткани для транспорта [Текст] / И. Арсеньева // Журн. Декоративное искусство СССР. - 1961. - № 4. - С. 11-12; Мельникова Н. Композиции рисунков декоративных тканей [Текст] / Н. Мельникова // Журн. Декоративное искусство СССР. - 1961. - № 8. - С. 7-11; Жоголь Л.Е. Новые декоративные ткани [Текст] / Л.Е. Жоголь // Журн. Текстильная промышленность. - 1963. - № 3; Кондаков И.С. Достижения текстильной и трикотажной промышленности Союза республик ССР за годы Советской власти: УССР [Текст] / И.С. Кондаков // Журн. Текстильная промышленность. - 1972. - № 12. - С. 5; Пар-фёнычев М.Ф. Совершенствование на ткацких станках АТ-175 и каретках РКО-12 при производстве мебельно-декоративных тканей [Текст] / М.Ф. Парфёнычев, И.З. Решетник // Журн. Лёгкая промышленность. -1960. - № 3. - С. 61-63; Толочко П.П. Украинское советское плахтовое ткачество [Текст] / П.П. Толочко // Журн. Народное творчество и этнография. - 1962. - № 2.
5. Арофикин Е.В. Художественно-промышленный текстиль [Текст] / Е.В. Арофикин // Очерки по истории украинского декоративно-прикладного искусства / [Ред. Я. П. Запаска (отв. ред.) и др.]. - Львов: Изд. Львовского университета, 1969 - С. 135-146.
6. Выханская П.М.: [Личное интервью с бывшим технологом и колористом]. - Николаев, 22 апреля 2010.
7. Луцкевич М.С.: [Личное интервью с бывшим ведущим художником]. - Львов, 19 октября 2004.
8. Горак В.И.: [Личное интервью с бывшим директором]. - Львов, 9 апреля 2010.