ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Развитие молдавского ковра в современной индустриальной системе Республики Молдова (на примере АО «Флоаре-Карпет»)
Бабина Ю. И.
Бабина Юлиана Ивановна /Babina Juliana Ivanovna - докторант, кафедра педагогики, Государственный педагогический университет им. И. Крянгэ, художник-дизайнер ковров, АО Флоаре-Карпет, г. Кишинёв, Республика Молдова
Аннотация: в статье рассматриваются основные этапы развития современного молдавского ковра в индустриальной системе Республики Молдова в глобальном историческом контексте предшествующего периода. Благодаря приобретенному опыту автора на данном предприятии, описывается структура и последовательность промышленного производства ковров и ковровых изделий АО «Флоаре-Карпет». Анализируется современная продукция, выявлены особенности и достижения, определяются новые формы функционирования и актуальные проблемы коврового предприятия.
Ключевые слова: индустриальная система, художник-дизайнер, ковры, ковровое предприятие, ткацкий станок, традиции.
На территории Республики Молдова искусство ковроткачества - древнейший и наиболее развитый народный промысел. Молдавские ковры всегда отличались глубокой самобытностью и высоким уровнем художественного исполнения. Анализ последних исследований в данной области свидетельствует о том, что отдельные публикации искусствоведов, музеографов, этнографов, дают только общее, несистемное представление о развитии национального молдавского ковра в промышленном производстве, косвенно касаясь темы состояния отдельных текстильных предприятий в стране.
В научно-историческом контексте информацию о молдавских ковровых фабриках встречаем в работах Шарануца С. Н. [4], Тесленко В. В. [3], Постолаки Е. А. [10], Зеленчука В. [2; 10], Бузилэ В. [5; 6; 7; 8; 9].
По наблюдениям Тесленко В., с 1970-х гг. в нашей стране ковроткачество было сосредоточено в Объединении народных художественных промыслов Молдовы, на фабриках в городах: Кишинев, Оргеев, Комрат, Чадыр-Лунга, Бендеры, Дубоссары, Страшены [3, с. 76]. В этнографических исследованиях Постолаки Е. читаем, что наряду с развитием домашнего ковроделия в республике Молдова открылось и промышленное производство ковров на предприятиях Объединения народных художественных промыслов «Артизана» в Кишинёве, Оргееве, Каушанах, Комрате, Чадыр-Лунге, имеющих ряд филиалов в районах страны, Ковровый комбинат «Ковоаре-Унгень» (1980 г.), Производственное Ковровое Объединение «Флоаре-Карпет» в Кишинёве. Здесь опытные художники пытаются сохранить и возродить лучшие народные фольклорные традиции в создании ковров [2, с. 73]. На 5 предприятиях Объединения народных художественных промыслов Республики Молдова еще в 1976 г. было выпущено около 2,5 млн кв. м ковров и ковровых изделий. На конец десятой пятилетки в 1980 г. уже было намечено изготовить более 3,3 млн кв. м таких изделий, следовательно, можно было судить об ускоренном индустриальном развитии и большом спросе на молдавские ковры [3, с. 76].
Нужно отметить, что раньше внешняя красота ковровых изделий предусматривала и высокое качество, и удобство в эксплуатации, т. е. целесообразность, в период же постепенного перехода к серийному массовому производству ковров и на данном этапе,
модный колорит или рисунок, инновационные технологии и материалы для изготовления изделий, не всегда являются показателем, тем более гарантией качества и долговечности.
Большинство из перечисленных мелких предприятий из-за сложного экономического положения были ликвидированы в конце 1990-х - начале 2000-х гг. или на время приостанавливали свое производство. Ковры производились тогда ручным и машинным способами, шерстяные и полушерстяные, растительного и геометрического орнамента, самых различных рисунков, также были в моде сувенирные коврики и дорожки [3, с. 76].
Занимались ковроделием и работники службы быта Молдовы. Были организованы участки по производству ковровых изделий в комбинатах бытового обслуживания в 24 районах республики. Здесь изготавливались жаккардовые, ворсовые (изготавливались аналогично многослойным тканям при помощи переплетения трех систем нитей или пряжи) и безворсовые ковры, ручной и механической выработки. В производственных помещениях были установлены преимущественно вертикальные рамочные станки для изготовления ковровых изделий ручной выработки и станки для механического производства - АТ-100-5, АТ-175, АТ-230, АТ-100. Узоры на рисунках ковров давали полное представление о гармоничности колорита, богатстве форм молдавского коврового орнамента, разнообразии приемов и композиционных решений. В совокупности орнамент ковра того времени отражал реальный окружающий человека мир (растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы, реже изображения орудий труда, предметов быта) в соответствии со сложившимися традиционными канонами в молдавском ковровом искусстве [3, с. 76-77].
Акционерное общество «Р1оаге-Сагре1» - предприятие по выпуску жаккардовых двухполотных ковров машинного способа производства было основано в описанный выше период, а именно в 1978. АО Флоаре-Карпет также выдержало сложные испытания, но до сих пор функционирует. Данное предприятие следует назвать примером рационального использования материально-технического, кадрового и творческого потенциала в современных условиях в Республике Молдова. В созданных мастерами-художниками предприятия коврах наблюдается особое усвоение и особенная творческая интерпретация традиций молдавского орнаментального ковра, по итогам недавнего выпуска коллекции Этно. Ковры «БШо», как и множество других популярных коллекций ковров Флоаре-Карпет, пользуются стабильным спросом у нас в стране, но, как и раньше, экспортируются за границу.
Насчитывая более 500 работников, данное предприятие является одним из самых преуспевающих и масштабных по сравнению с другими фабриками и мелкими предприятиями в пределах республики (не уступая и унгенской фабрике), но и за рубежом не теряет своих позиций, пользуясь безукоризненной репутацией относительно качества и цены еще с советских времен (в странах бывшего СНГ, Европы и др.).
Ковры марки «Флоаре-Карпет» соответствуют самому высокому классу двухполотных жаккардовых ковров, изготовленных на автоматизированных ткацких станках, имеющие следующие характеристики - 1) высокая плотность: 520 000 точек на 1 кв. м.; 2) высокое содержание шерсти: 100% и 80%; 3) использование только натурального сырья: шерсть, хлопок, лен, джут [11; 12].
От замысла художника-дизайнера до своего настоящего рождения ковер Флоаре-Карпет проходит ряд производственных процессов: подготовка и переработка волокнистых материалов, обязательное крашение пряжи, ткачество изделия, отделка готового ковра [1]. Следовательно, на ковровом предприятии существуют и другие важные отделы кроме художественной мастерской: красильный цех (подготавливающий к окраске пряжи/шерсти/нитей), ткацкий цех, отделочный (досконально проверяющий готовые изделия, устраняющий мелкие дефекты, определяющий изъяны и брак).
В современной индустрии на «Флоаре-Карпет» используется два вида ткацкого автоматизированного станка (станки для ручного ткачества отсутствуют). 1-ый тип
станков - примитивные, небольших размеров, на них с помощью карт ткут более старые модели ковров. II-ой тип - модернизированные, усовершенствованные станки, оснащенные специальной компьютерной программой для передачи файлов в формате bmp с новым разработанным ковровым изделием или с измененным в форме (овал, круг, квадрат), в размерах (по длине, ширине), в колорите (насчитывается более 50 колоритов). Основные характеристики такого станка - система запуска в больших масштабах производства, быстрота ткачества, иная плотность.
Ковры «FLOARE-CARPET», эко-ковры - это всегда современное качественное производство, доступность и гарантия изделия (высокое качество; приемлемая цена; натуральная шерсть; тёплый, упругий ворс; устойчивость к износу; высокое мастерство художников-проектировщиков (дизайнеров); красивая богатая цветовая гамма) [11].
Ковры, паласы и ковровые дорожки АО «FLOARE-CARPET» украшают Большой Кремлёвский Дворец, залы и служебные помещения Кремля; Синодальную Резиденцию Патриарха; монастыри и храмы; посольства; министерства; театры и концертные залы и многие другие знаменитые здания и помещения в Республике Молдова, Российской Федерации и др. [11; 12]. По материалам сайта предприятия «Флоаре-Карпет», «в ноябре 1992, Международный Секретариат Шерсти, аккредитированный в Лондоне, утвердил чисто шерстяным коврам, произведенным предприятием - Международный Знак Качества, а в конце 2005 года - шерстяным коврам. Высокое качество ковров и ковровых изделий со знаком «WOOLMARK» и «WOOLMARK BLEND» значительно расширяет рынок сбыта. В 1999 году, предприятие внедрило Международный Стандарт Качества ИСО 9001, который сертифицирован в 2001 году немецкой Аудиторской Организацией «TUV CERT» TUV Thuringen e.V. В 2000 году, в области качества менеджмента, производимости и конкурентоспособности, АО «Флоаре-Карпет» вручили Международный Приз за Качество «International Gold Star World Quality Commitment» в Мадриде, в 2001 году - Международный Приз за Качество «International Platinum Star Award for Quality» в Женеве, в 2003 году - Международный Приз -«International Quality Crown Award in Diamond» в Лондоне. В рамках конкурса «Торговая Марка», учреждён по инициативе Торговой Палаты Республики Молдова, АО Флоаре-Карпет признано победителем в номинации Профессионализм, категории «ЭКСПОРТ» - за самую эффективную стратегию с выходом на новые рынки, был вручен Главный Приз - ЗОЛОТОЙ Меркурий» [12].
Художественная ценность ковров марки «Флоаре-Карпет» оценены покупателями и специалистами на международных специализированных ковровых выставках: Ганновер (Германия), Атланта, Лас-Вегас (США), Москва, Санкт-Петербург (Россия), Киев (Украина) и ежегодных выставках в нашей республике [12].
В связи с актуальными вопросами по возрождению и развитию ковроткачества в Республике Молдова, появились несколько основных проблем художественно -промышленного производства на Флоаре-Карпет - дальнейшее увеличение выпуска изделий всех стилей без снижения их качества, обогащение ассортимента ковров в стиле Этно, на основе молдавских орнаментальных традиций с целью сохранить национальное наследие [1; 2; 7; 9; 10; 11]. Остро встают вопросы социально-экономического антагонизма, национальной самоидентификации. Особенно мучительны противоречия между искусно совершенным целостным образом готового коврового изделия, и необходимостью догонять валовые показатели, запланированные в ограниченные сроки без учета того, что продукция при этом потеряет не только в художественно-эстетическом плане, но и снизится ее практическая пригодность и, следовательно, масштабы ее спроса на торговом рынке. Важно отметить, что ковровые предприятия такого рода, функционирующие в нашей стране автономно, нуждаются в государственной поддержке и в современном материально-техническом обеспечении, в покупке большего количества модернизированных станков и усовершенствованных программ по разработкам
ковров, в повышении и своевременной выплате зарплат, улучшении условий труда и т. д. Что без сомнения, приведет к быстрому увеличению количества рабочих мест, заинтересованных квалифицированных работников, объемов производимой ковровой продукции и продаж. Как следствие, эти шаги повысят экономический рост коврового предприятия, и всей страны, а, главное, это поспособствует возрождению традиционных народных молдавских ремесел.
Литература
1. Бабина Ю. Роль художника-дизайнера в современном промышленном производстве ковров в Республике Молдова (на примере АО «Флоаре-Карпет») // International Scientific Review, 2016. № 11 (21). С. 89-93.
2. Зеленчук В., Постолаки Е. Коворул молдовенеск. Альбом. Кишинэу. Тимпул, 1990. 132 с.
3. Тесленко В. В. Народные художественные промыслы Молдавии. Кишинев, 1978. 96 с.
4. Шарануца С. Н. «Орнаменте популаре молдовенешть». Кишинэу. Едитура «Тимпул», 1984. 144 с.
5. Buzilä V. Covoare basarabene. Bucureçti. Edit. Institutului Cultural Român, 2013. 252 p.
6. Buzilä V. Covorul traditional - parte din matricea noasträ culturalä. În: Moldova, 2011. №. 11 (12), P. 14-19.
7. Buzilä V. Covoarele în contextul patrimoniului cultural al Republicii Moldova. În: Akademos, 2009. №. 1 (12). P. 104-109.
8. Buzilä V. Imaginea culturilor cerealiere pe covoarele moldoveneçti din secolele XVIII -XX. În: Buletin çtiintific. Editia 3. Chisinäu, 1990. P. 136-154.
9. Buzilä V. Covoarele produse în sistemul industrial. În: Buletinul Stiintific al Muzeului National de Etnografie çi Istorie Naturalä a Moldovei, 2005. Vol. 3 (16). P. 49-65.
10. Postolachi E. A. Modificäri în Arta covorului moldovenesc (sec. XX). În: Buletinul §tiintific al Muzeului National de Etnografie çi Istorie Naturalä a Moldovei, 2010. Vol. 13 (26). P. 119-129.
11. Ковры Флоаре. [Электронный ресурс]. Официальный дилер комбината SA «БЬаге-Carpet». Режим доступа: http://www.kovry-Hoare.ru/ (дата обращения: 11.11.2016).
12. Из истории молдавского ковроделия. [Электронный ресурс]. О предприятии «Flоаrе-Carpet». Режим доступа: http://www.floare-carpet.md/node/89/lang:ru/ (дата обращения: 11.11.2016).