Научная статья на тему 'Роль художника-дизайнера в современном промышленном производстве ковров в Республике Молдова (на примере АО "Флоаре-Карпет")'

Роль художника-дизайнера в современном промышленном производстве ковров в Республике Молдова (на примере АО "Флоаре-Карпет") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖНИК-ДИЗАЙНЕР / ARTIST-DESIGNER / КОВРЫ / CARPETS / КОВРОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СARPET COMPANY / РОЛЬ / ROLE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабина Юлиана Ивановна

Автор описывает роль художника-дизайнера в разработке ковровых изделий в рамках фабрики Флоаре-Карпет в Республике Молдова. Выявляет значение его профессиональной компетентности и личных качеств в достижении успешных результатов в трудовой и творческой деятельности. В статье частично рассматриваются актуальные проблемы коврового производства и способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль художника-дизайнера в современном промышленном производстве ковров в Республике Молдова (на примере АО "Флоаре-Карпет")»

ART

The role of the artist-designer in the modern industrial production of carpets in the Republic of Moldova (for example, the JSC "Floare-Carpet") Bab^ Ju. (Republic of Moldova) Роль художника-дизайнера в современном промышленном производстве ковров в Республике Молдова (на примере АО «Флоаре-Карпет») Бабина Ю. И. (Республика Молдова)

Бабина Юлиана Ивановна / Babina Juliana — докторант, кафедра педагогики, Государственный педагогический университет им. И. Крянгэ, художник-дизайнер ковров, АО «Флоаре-Карпет», г. Кишинев, Республика Молдова

Аннотация: автор описывает роль художника-дизайнера в разработке ковровых изделий в рамках фабрики Флоаре-Карпет в Республике Молдова. Выявляет значение его профессиональной компетентности и личных качеств в достижении успешных результатов в трудовой и творческой деятельности. В статье частично рассматриваются актуальные проблемы коврового производства и способы их решения.

Abstract: the author describes the role of the artist - designer in the design of carpets within the factory Floare-Carpet in the Republic of Moldova. It identifies the value of its professional competence and personal qualities to achieve success in work and creative activity. The article deals with topical issues in part of carpet production and solutions.

Ключевые слова: художник-дизайнер, ковры, ковровое предприятие, роль, профессиональная компетентность, традиции.

Keywords: artist-designer, carpets, сarpet company, role, professional competence, traditions.

В современных исследованиях ученых мало внимания уделяется первым шагам в промышленном производстве ковров в Республике Молдова, в особенности замыслу и процессу проектирования изделий, и ответственной роли каждого мастера-художника на ковровом предприятии. В целом, анализ работ и публикаций, посвященных молдавскому ковроткачеству советского периода [1, с. 66-73], свидетельствует о разных подходах к его оценке из-за существования определенного стереотипа об упадке декоративно-прикладного искусства и низком уровне, как технического и материального обеспечения промышленного производства текстиля в стране [1, 3, 4]. Благодаря приобретенному опыту автора в процессе трудовой деятельности на фабрике АО «Флоаре-Карпет», отмечаем постепенный уход мастеров от традиционной народной орнаментики, ограниченность художественно-образного и композиционно-идейного мышления художников в создании изделий [1, 4, 5, 6]. В некоторых специализированных изданиях собраны и обобщены сведения о народных мастерах из всех регионов Республики Молдова, художниках-гобеленщиках, их творчестве и участии в выставках [1, 3, 4, 6], продукции в рамках фабрик [4, 7]. Проанализировав работы предшественников, можно смело утверждать, что имеющийся по данной проблеме материал не раскрывает локальные художественные особенности, комплекс факторов, которые обусловили своеобразие композиционных и декоративных характеристик творческой работы мастериц-дизайнеров ковров в индустриальной системе, и их современных художественно-эстетических видений. Заметим, что в разработке дизайна нового изделия на предприятии АО «Флоаре-Карпет» учитывается мнение всего художественного совета (во главе - заведующая художественной мастерской Бурлака И., главный художник Котельникова С.) и самого руководителя предприятия.

Между тем, деятельность художественного ателье (в составе не менее 8 профессиональных художников) в проектировании новых ковров и ковровых изделий трудно переоценить. Роль отдельного художника-дизайнера в конечном производстве ковров в рамках фабрики очень велика, а, значит, важны уровень профессионального мастерства и личные качества специалиста по разработке различных дизайнов и размеров ковров. Художественные вкусы, собственные стереотипы и нововведения авторов-художников, пропущенные через призму особенностей традиционного искусства и взгляда современности, а также воплощенные в сложные творческие концепции, создающие новые тенденции в моде, искусстве и на торговом рынке, имеют глобальное, общенациональное значение для всей страны [1, 6]. В этой связи наличие профессиональных

89

компетенций и качественной подготовки будущих кадров еще по окончании вуза обязательно. Художнику-дизайнеру ковров, помимо профессиональных навыков по специфике ковроткачества (и знания программ Corel Draw, Photoshop, Spider), необходимо обладать прекрасным эстетическим вкусом, умением создавать новые модели ковров, как бы заглядывая наперед, что будет актуально, востребовано в предстоящее время для широкого круга покупателей. Но, вместе с тем, диктуя и утверждая новые каноны моды и стиля в дизайне современных интерьеров с учетом предпочтений потребителя. Личные качества характера художника по текстилю, особенности его личности также очень важны - художественное чутье, необычайное трудолюбие, усидчивость, внимательность к деталям, терпение, ответственность. Не каждый художник-дизайнер ковров (в вузах это специалисты по гобелену) рожден для работы по созданию ковров, многие изделия из их числа становятся потом произведениями всей жизни. В первую очередь, мастерам очень нравится эта работа, являясь скорее активным творческим занятием, постоянным личностным развитием и самореализацией. Чтобы быть успешным дизайнером в рамках отдельной фабрики, нужно быть художником по призванию, любить ковровое дело, вкладывая всю душу в их создание, с помощью средств художественного языка передавать красоту и оригинальность изделия, сделав его бессмертным. Для такого выбора профессионального самоопределения обязательно наличие соответствующего высшего художественного образования. Помимо знаний технических и технологических об изготовлении гобелена/ковра [1], навыков о применении законов композиции [2] и особенностей цветоведения в разработке эскизов, художнику необходимо обладать глубокими знаниями по истории искусств, эволюции молдавского ковроткачества [1, 3, 4] и современного гобелена [6], орнамента различных этнокультур [5]. Так, важное значение изучения этих дисциплин мы определили еще в процессе обучения студентов по специальности «Художественный гобелен» в вузе в ходе диссертационного исследования с целью выявления условий и методик формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в данной области. Работая на предприятиях такого уровня, художник творит и экспонирует свои произведения в рамках фабрики на ежегодных выставках, тем самым создает благоприятные условия для повышения своей квалификации, профессионализма и творческой активности, культурного и личностного роста, вносит существенный вклад в развитие и совершенствование традиционного народного промысла своей страны.

На данный момент на предприятии Флоаре-Карпет, благодаря объективному видению руководства всех мировых тенденций и усиленным стараниям художников, существует множество коллекций самых популярных ковров, согласно современным стандартам, по стилям: Европейский (European), Классический (Classic), Античный (Antique), Модерн (Modern), Этно (Etno), Цветочный (Flowering), Империя (Imperium) [по материалам каталогов [7] и личным наблюдениям автора].

«Золотая» Европейская коллекция (European), отмеченная высшими международными призами, представлена коврами: 1. Versaille № 17; 2. Louis № 22; 3. Feia № 29; 4. Lyon № 48; 5. Plaisir № 50; 6. Flora № 56; 7. Passage № 62; 8. Diana № 73; 9. Garden № 89; 10. Scherzo № 90; 11. Floral № 129; 12. Marquis № 156; 13. Soir № 151; 14. Ellada № 172; 15. Palermo № 176; 16. Favorit № 200; 17. Rondo № 198; 18. Ofelia № 212; 19. Dofm № 209; 20. Bushe № 210; 21. Sharm № 239; 22. Valencia № 240; 23. Elita № 252; 24. Lira № 254; 25. Ermitage № 265; 26. Verona № 321; 27. Venet № 284; 28. Medici № 294; 29. Comfort № 476; 30. Florentia № 290; 31. Aroma № 297; 32. Charlottes № 300; 33. Rocaille № 315; 34. Fontenblo № 341; 35. Accord № 346; 36. Palmett № 348; 37. Milano № 418; 38. Elita R № 352; 39. Madlen № 419; 40. Grand № 432; 41 .Venera № 448; 42. Leopard № 470; 43. Amien № 377; 44. Queen № 474 и др.

Классическая коллекция (Classic) состоит из персидских ковров, имеющих многовековую традицию, популярных во все времена: 1. Forestry № 47; 2. Spoleto № 72; 3. Bagdad № 65; 4. Bouquet № 101; 5. Reghistan № 104; 6. Agat № 102; 7. Rose № 113; 8. Teatral № 115; 9. Bisser № 125; 10. Mashad № 139; 11 .Buta № 148; 12. Birma № 140; 13.Abadan № 178; 14. Medjnun № 286; 15. Isfahan № 207; 16. Edem № 249; 17. Summer № и др.

Уникальная коллекция Antique, в стиле антикварных ковров, представлена серией ковров: 1 .Laura № 260; 2. Rassam № 261; 3. Ritm № 262; 4. Florena № 266; 5.Stella № 269; 6. Saleh № 270; 7. Nocturne № 272; 8. Ararat № 435; 9. Darius № 436; 10. Safid № 437; 11. Ahmad № 439; 12. Akbar № 441; 13. Cinara № 442; 14. Village № 467; 15. Nizami № 267; 16. Vega № 271; 17. Safir № 471; 18. Miscare № 263 и др.

Разнообразие направлений в современном дизайне стилей от минимализма до эклектики отображено в следующем списке ковров из коллекции Модерн: 1. Safari № 13; 2. Miracle № 114; 3. Jacquard № 122; 4. Oda № 181; 5. Vento-Volare № 186; 6. Aquamarin № 189; 7. Cashtan № 196; 8. Savanna № 216; 9. Sensi № 256; 10. Nuance № 301; 11. Adagio № 337; 12. Sereno № 368; 13. Reflex № 378; 14. Nadira № 440; 15. Damasc № 443; 16. Diuna № 447; 17. Mirror № 456; 18. Decor № 494; 19. Tanzania № 529; 20. Eiforia № 503; 21. Salamandra № 502; 22. Infinity № 530; 23. Disco № 495; 24. Fenix № 501; 25. Lavanda № 234; 26. Fregat № 250; 27. Shimmer № 291; 28. Pastel № 121; 29. Ghize № 9; 30. Capella

№ 457; 31. Popart № 499; 32. X-Files № 524; 33. Nord № 520; 34. Estella № 526; 35. Pansy № 548; 36. Zlata № 547; 37. Rain № 534; 38. Totem № 575; 39. Indigo № 578; 40. Alilat № 572 и др.

Любовь к народному декоративному искусству и постоянная конкуренция заставляют художников, разрабатывая новые орнаменты, неустанно творчески работать, совершенствовать и вносить в общую композицию дизайна коврового изделия такие элементы, которых еще никто не применял и которые бы привлекли покупателей красотой и оригинальностью рисунка, колорита и даже самого названия ковра.

Аккумулируя опыт предыдущих поколений, оттачивая свое мастерство и отбирая все самое лучшее, художниками-дизайнерами была создана (в период с 2015-го года) коллекция Этно. К стилю Etno относится всего 6 ковров - это 1. Florina № 584; 2. Camelia № 585; 3. Basarab № 586; 4. Cozmin № 588; 5. Sanziana № 589; 6. Cipy № 611.

Хочется отметить, что данной проблеме не только в пределах отдельной фабрики, но и в масштабах целого государства следовало намного ранее уделить более пристальное внимание и приложить колоссальные усилия в контексте художественно-идейном и в плане материально-технического обеспечения для быстрого достижения целей по созданию подобных коллекций в духе национально-фольклорных традиций. Думается, данная коллекция Этно, являясь единственной в истории исследуемой фабрики и актуальной на данный момент в современном развитии традиционного ковра, и возрождении культурных и духовных черт молдавского этногенезиса, вскоре пополнится богатым списком национальных ковров. Надеемся, что все художники и художественный совет вместе с руководством предприятия Флоаре-Карпет постараются и сумеют воссоздать древние орнаментальные мотивы в современной интерпретации ковровых изделий с целью сохранения народной идентичности молдаван и удивительных особенностей народного текстильного искусства.

К коллекции Flowering, являющейся также одной из последних, относим роскошные «дворцовые» ковры, с характерным французским изяществом стиля рококо: 1. L'amoure № 472; 2. Fragrance № 477; 3. Michelle № 510; 4. Rozalia № 511; 5. European № 516; 6. Francesca № 554; 7. Brigette № 557; 8. Noemie № 558; 9. Flowering № 559; 10. Floris № 598.

Достойную коллекцию Imperium представляют богатые орнаментальные ковры, с тенденциями заимствования восточных мотивов: 1.Mariam № 592; 2.Artus № 593; 3.Bahram № 594; 4.Irmen № 596; 5.Klement № 600; 6.Airis № 602 [7].

Также благодаря профессиональным художникам на основе узоров из числа перечисленных ковров на фабрике изготавливаются ковровые дорожки и покрытия любых размеров. Возделываются множество ковриков-сувениров с семантическими особенностями и мотивами орнаментики: абстрактные/геометрические, реалистичные/физиоморфные (растительные/фитоморфные, зооморфные, авиморфные, антропоморфные/социальные, геоморфные, космоморфные/астральные и др.), символические (мифологические, фольклорные, религиозные, эмблематические, геральдические) [5, c. 29].

Так как спрос на ковровые изделия всегда был стабильно высоким, можно утверждать, что художники текстильных предприятий определенным образом влияют на формирование эстетических вкусов и развитие гуманистического начала широких слоев всего населения республики.

Хочется подчеркнуть, что раннее учеными, искусствоведами и этнографами среди всех научных исследований данной тематике и проблематике не уделялось надлежащего внимания.

Так, детально исследовав весь накопленный материал, мы постарались выявить и доказать ведущую роль профессионально компетентного художника-дизайнера ковров в создании новых ковровых изделий с учетом применения традиционной орнаментики в творческой работе и тем самым возрождения национально--культурных особенностей молдавского декоративного искусства в рамках отдельной фабрики. Также глубоко проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что художники АО «Флоаре-Карпет» стараются и в сегодняшних непростых экономических условиях не оставлять своей творческой профессии, они хотят продуктивно работать, творить, воплощая в жизнь свои оригинальные идеи и, тем самым, обогащая ассортимент ковровой продукции крупнейшего в советское время предприятия в Республике Молдова.

Литература

1. Зеленчук В., Постолаки Е. Коворул молдовенеск. Альбом. Кишинэу. Тимпул, 1990. 132 с.

2. Уварова А. Применение основ декоративной композиции в профессиональной подготовке студентов по художественному ткачеству. Мет. реком. ГПУ «И. Крянгэ». Кишинев, 2004. 59 с.

3. Buzilä V. Covoarele în contextul patrimoniului cultural al Republicii Moldova. În: Akademos, 2009. nr. 1 (12). P. 104-109.

4. Buzilä V. Covoarele produse m sistemul industrial. In: Buletinul Stim^ific al Muzeului Na^ionalde Etnografie §i Istorie Naturalä a Moldovei, 2005. Vol. 3 (16). P. 49-65.

5. Moisei L. Omamentica ^esäturilor tradi^ionale din Republica Moldova, teza de doctor, 2015. 196 р.

6. Simac A. Tapiseria contemporanä din Republica Moldova. Chisinäu. Stiinta, 2001. 160 р.

7. Каталог ковров предприятия Флоаре-Карпет. [Электронный ресурс]: Коллекции ковров АО «Флоаре-Карпет». Режим доступа: http://www.floare-carpet.md/catalog/ (дата обращения: 15.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.