4. Значко-Яворский И.Л. Очерки истории вяжущих веществ от древнейших времен до середины XIX века. Академия наук СССР. - М.; Л., 1963. - С. 147-148, 282-293.
5. Значко-Яворский И.Л., Белик Я.Т., Иллиминская В.Т. Экспериментальное исследование древних строительных растворов и вяжущих веществ // Советская археология. - 1959. - № 4. - С. 140-152.
6. Ronca F. Protein Determination in Polychromed Stone Sculptures, Stuccoes and Gesso Grounds // Studies in Conservation. - 1994. - Vol. 39, No. 2. -Р. 107-120.
7. Остерман Л.А. Методы исследования белков и нуклеиновых кислот. Электрофорез и ультрацентрифугирование. - М.: Издательство «Наука», 1981. - С. 70-71, 88.
8. Гааль Э., Медьеши Г., Верецкеи Л. Электрофорез в разделении биологических макромолекул. - М.: Издательство «Мир», 1982. - С. 273-274, 276, 316.
СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ТКАНЕЙ НА ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКОЙ ФАБРИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИМ. Б. ХМЕЛЬНИЦКОГО
© Турко Х.В.*
Львовская национальная академия искусств, Украина, г. Львов
В статье рассматриваются основные этапы развития промышленного производства декоративных тканей на Переяслав-Хмельницкой фабрики художественных изделий им. Б. Хмельницкого на основе народной плахты, анализируется небольшое количество сохранившихся образцов и современная продукция, определяются новые формы функционирования плахтовой ткани в советской и современной Украине.
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью анализа состояния производства традиционной украинской плахты и созданных на ее основе современных декоративных тканей на примере анализа продукции Переяслав-Хмельницкой фабрики художественных изделий им. Б. Хмельницкого. Ткани предприятия в 1970-1980-х гг. пользовалась огромным спросом но, к сожалению, очень мало их сохранено в музеях до сих пор. Данное исследование выполняется в рамках научной темы «Украинская плахтовая ткань ХУШ-ХХ вв.: традиции и современная интерпретация».
* Аспирант кафедры Истории и теории искусств.
Анализ последних исследований свидетельствует о том, что отдельные публикации искусствоведов, дают общее, несистемное представление о современном состоянии народных промыслов, косвенно касаясь темы художественных тканей ручной работы. Вместе с тем, малоизученными остаются плахтовые ткани промышленного производства. Отдельные вопросы деятельности Переяслав-Хмельницкой фабрики художественных изделий им. Б. Хмельницкого освещенны в специализированных журналах [1]. Определенный интерес представляет монография А.К. Жука, в которой автор отметил, что 1980-е гг. были периодом наивысшего расцвета фабрики [2, с. 83]. В историческом контексте информацию о фабрике встречаем в энциклопедической литературе [3]. В исследованиях современных искусствоведов мало внимания уделяется первым шагам в промышленном дизайне декоративных тканей. В целом, анализ публикаций посвященных украинской декоративной ткани советского периода свидетельствует о разных подходах к ее оценке из-за существования определенного стереотипа о безликости советского декоративно-прикладного искусства и низком уровне, как технического обеспечения промышленного производства тканей, так и ограниченности художественно-образного мышления [4]. В некоторых специализированных изданиях собраны и обобщены сведения о народных мастерах региона, их продукции и участиях в выставках [5, с.39-61]. Проанализировав работы предшественников, можно смело утверждать, что имеющийся материал не раскрывает локальные художественные особенности, комплекс факторов, которые обусловили своеобразие композиционных и декоративных характеристик творчества мастериц Переяслав-Хмельницкой фабрики.
Современный период является переломным в осмыслении значимости художественной ценности, фактурно-пластических находок, стилистической модернизации, эстетических критериев создания тканей массового производства советского периода и в определении места традиций и новаций в прошлом и настоящем. Чтобы определить художественную ценность украинских плахтовых тканей ХХ в., необходимо тщательно ознакомиться с имеющимся материалом, классифицировать и исследовать тогдашнее и современное состояние плахтового ткачества предприятия. В данной статье, на основе анализа полевого материала, совершено попытку проследить проявления общенациональных формообразующих принципов и четко выраженного национального колорита в творчестве мастериц фабрики. Кроме того, проведено ознакомление с современной продукцией предприятия, которая выступает свидетельством творческого адаптирования народных традиций к современным условиям, кроме этого, рассматриваются основные направления творческих поисков художников и их наиболее интересные достижения. И. хотя производство современных плахтовых тканей способствует сохранению и передаче лучших знаний, умений и традиций народного ткачества Центральной Украины, в более ранних научных исследованиях изделиям этого древнего очага народного ткачества не уделялось надлежащее внимание.
Декоративные плахтовые ткани Украины ХХ века выпусеали на предприятиях художественных промыслов - фабриках художественных изделий и производственно-художественных объединениях. Большинство из них из-за сложного экономического положения были ликвидированы в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Переяслав-Хмельницкая фабрика художественных изделий им. Б. Хмельницкого выдержала сложные испытания и до сих пор функционирует. Данное предприятие следует назвать примером рационального использования материально-технического, кадрового и творческого потенциала. В созданных мастерами предприятия тканях наблюдается особое усвоение и интерпретация традиций, они характерны интересным композиционным решением и колоритом, пользуются стабильным спросом и экспортируются за границу.
Ткацкий промысл в Переяславе-Хмельницком возник на основе богатых местных традиций художественного ткачества Центральной Украины. Домашним ткачеством, обычно, занимались в свободное от основной работы время почти в каждом крестьянском доме. На ткацком станке ткали простое полотно и узорные ткани для собственных нужд и по заказу односельчан. Различали их по назначению, по сырью, по способу ткачества и по отделке. Во второй половине XIX - начале XX в., с развитием кустарного производства, плахтовые ткани, наряду с другими узорными тканями, начали производить для сбыта на еженедельных базарах и ярмарках [3, с.502]. Большинство мастеров придерживались традиционных техник, орнамен-таций и колористик. Непревзойденным был художественный перебор традиционных плахт. Выполняя его, народные мастера акцентировали свое внимание на орнаменте, его декоративной стилизации и цветном решении. Народные мастера Переяслав-Хмельницкого района в совершенстве владели технологией плахтового ткачества. Аккумулируя опыт предыдущих поколений, они оттачивали свое мастерство, отбирая все самое лучшее. Любовь к народному искусству и конкуренция заставляли их, разрабатывая новые орнаменты, работать творчески, вносить в общую композицию ткани такие элементы, которых еще никто не применял и, которые бы привлекали покупателей красотой и оригинальностью рисунка.
В начале ХХ века, с целью поддержки и возрождения кустарных народных промыслов, организовывались экспедиции по изучению народного искусства, учреждались вышивальные, ткацкие, деревообрабатывающие мастерские, возрождались традиционные художественные ремесла. В 1920-х гг. было сделано первые шаги к объединению мелких товаропроизводителей, появились первые артели народных промыслов. Продукция созданная в это время объединением «Укркустпром» приспосабливалась к новым потребительским нуждам населения и экспортировалась за границу. В этот период народных мастеров стали привлекать к работе в художественной промышленности. Важную роль в этом процессе сыграли Экспериментальные мастерские, организованные в 1936 г. при Киевском музее укра-
инского искусства. В конце 1930-х гг. в Переяславе-Хмельницком уже действовала артель «Текстильхудожекспорт», лучшие изделия которой экспонировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. [3, с. 510]. Ассортимент тканей фабрики был довольно разнообразным и отличался высокими художественными и техническими показателями. Декоративным художественным тканям артели были присущи индивидуальные структурные и художественные особенности. Им отводилось должное место в быту населения: они использовались не только в качестве одежды - продукцией предприятия украшались интерьеры потребителей: узорные ткани использовались в качестве портьер, занавесей, обивки для мебели, покрывал на кровати и т.п. Новые функциональные признаки предопределяли разнообразие видов и, собственно, характер оформления тканей, способ их производства.
К началу Великой отечественной войны ткацкое ремесло региона было хорошо развитым, однако, в результате военных действий и оккупации, большинство полукустарных ткацких мастерских и небольших фабрик региона было разрушено [3, с. 498]. В первые послевоенные годы спрос населения удовлетворялся продукцией цехов и объединений местных мастеров и ткачей со специальным образованием - выпускников промышленных школ. Наряду с применением традиционных для данной местности тка-ческих техник, характерных орнаментаций и цветов, наблюдалось проникновение в тогдашнее плахтовое ткачество элементов профессионального искусства. В связи с тем, что продукцию изготавливали на ручных ткацких станках с применением хлопковых нитей фабричного производства, ассортимент был не очень разнообразным: скатерти, покрывала, ковры, полотенца и другие вещи бытового назначения. Незначительная часть продукции производилась по образцам народных тканей, однако художественная ценность ее не была высокой.
В 1960-х гг. на основе артелей было создано первые предприятия народных художественных промыслов (государственные объединения, фабрики, цеха с организованным снабжением сырьем и сбытом и механизацией трудоемких подготовительных процессов). Одним из них была Переяслав-Хмельницкая фабрика художественных изделий им. Б. Хмельницкого. Оригинальная продукция переяславских мастеров, а это плахты, декоративные дорожки, скатерти, кромки, галстуки, экспонировалась на международных ярмарках в Монреале (1959 г., 1960 г.), на Всемирных выставках в Брюсселе (1958 г.), Монреале (1967 г.), Осаке (1970 г.). За высокое художественное мастерство дипломами были отмечены мастерицы фабрики М. Микула, Г. Молчанова, М. Стриха и В. Стриха [3, с. 512]. Эти мастерицы успешно работали над разработкой новых проектов и колористик плахтовых тканей, над улучшением их структурных особенностей. Ряд тканей представленных на выставках спроектирован по мотивам украинских народных тканей и узорных полотенец. При этом удачно использовано не только традиционные орнаменты, но и композиционные схемы. Рисунок тканей построен по прин-
ципу поперечно -полосатых тканей где ритмично чередуются широкие и узкие узорные полосы. Довольно насыщенной была и цветовая гамма.
Однако, необходимо отметить, что первые попытки создания декоративных тканей промышленного производства не всегда были удачными. Из-за недостатков машинного производства, а это определенные изъяны ткани, или откровенный брак при попытке передать тончайшие элементы орнамента, сначала показалось, что автоматические станки не смогут выполнить действительно искусно совершенные вещи. Эта проблема существовала не только на Переяслав-Хмельницкой, но и на других ткацких фабриках советской Украины. Такая продукция уже не могла передать гармонии между функциональностью и красотой и часто, из-за необходимости скрыть некоторые недостатки, изделия украшались не лучшим образом, преследуя идею сбыта низкокачественных вещей. Кроме того, если раньше внешняя красота предусматривала и высокую удобство, целесообразность, то в период перехода к серийному производству красота не всегда была гарантией качества.
На протяжении 1960-1970-х гг. колористика плахтовых тканей фабрики яркая, насыщенная, с преобладанием красного, оранжевого и золотисто-желтого цвета, с зелеными, белыми, фиолетовыми, голубыми, коричневыми дополнениями. Несмотря на большое количество цветовых сочетаний, ткани фабрики этого периода характеризуются композиционной и колористической слаженностью. В зависимости от функционального назначения применялись различные технологии производства и средства отделки. На Переяслав-Хмельницкой фабрике им. Б. Хмельницкого объединили коллектив опытных мастеров, которые, продолжая дело отцов, обогащали искусство плахтового ткачества новыми формами и наполняли его новым современным содержанием. Художники предприятия успешно работали над разработкой новых оригинальных композиций. Использованные ими традиционные элементы, объединенные в изысканные композиционные формы, в сочетании с богатыми колористиками представляют собой узорные ткани чрезвычайной декоративности и выразительности.
В этот период регулярно проводили выставки и ярмарки произведений декоративно-прикладного искусства, конкурсы мастеров народных художественных промыслов. Ведь работая на предприятии и экспонируя свои произведения на выставках мастера, тем самым, создавали условия для повышения квалификации и творческой активности, вносили заметный вклад в развитие и совершенствование традиционных народных промыслов. Кроме того, практиковалось индивидуальное обучение в известных мастеров, систематически организовывались семинары с участием работников научных учреждений, музеев, высших учебных заведений.
В 1975 году правительство страны приняло постановление, которое должно была послужить толчком к увеличению выпуска предприятиями высокохудожественных произведений, обогащению ассортимента продукции путем создания новых проектов. Эта отрасль производства, будучи одновременно и
важной сферой культуры, неустанно развивалась до 1980-х гг. [2, с. 83], когда появилась одна из основных проблем художественно -промышленного производства - дальнейшее увеличение выпуска изделий без снижения их качества и художественной ценности. В этот период на Переяслав-Хмель-ницкой фабрике над традиционными композициями плахтовых изделий успешно работали художники К. Кулик, А. Остах, Е. Карпенко, заслуженные мастера М. Шинкарь, Н. Алексеенко и др. Они совершенствовали традиционные схемы благодаря приобретенному на предприятии творческому опыту и развитому художественному мышлению. Много оригинальных композиций плахтовых тканей в этот период было создано художником А. Остах. Ее ткани не один год успешно выпускались предприятием и сегодня их можно увидеть в музее декоративно-прикладного искусства в Киеве. Профессионально созданные композиции орнамента плахтовых ковриков в сочетании с чрезвычайно эмоциональным, свежим колоритом, где на темном фактурной фоне ярко выделяются насыщенные красные, оранжевые, синие, желтые элементы орнамента, долгое время пользовались стабильным спросом в отделке интерьеров. Созданные по ее проектам плахтовые коврики и ткани и сегодня привлекают внимание чистотой форм, выразительностью цветов и воспринимаются достаточно декоративно. Удачными находками отмечались творческие поиски и других художников фабрики, благодаря которым значительно усовершенствовались различные свойства декоративных плахтовых тканей: функциональные, конструктивно-технологические и эстетические. Так как спрос на декоративно-плахтовые ткани стабильно был высоким, можно утверждать, что художники предприятия определенным образом влияли на формирование эстетических вкусов широких слоев населения. Отдельные виды тканей имели спрос не только в Украине и других республиках Союза, но и за рубежом.
В конце концов, погоня за валовыми показателями в течение 1980-х гг. крайне негативно отразилась на продукции фабрики - привела к упадку мастерства и обеднению самого искусства плахтового ткачества. Труд художника, постепенно, превратилась из творческого в механический и, иногда, в тканях просто комбинировались простые формы на основе традиционных схем. Это вылилось в стилизаторство, украшательство, а народных мастеров, при этом, использовался в качестве простых исполнителей, а не творцов. Остро встал вопрос мучительного противоречия между искусно совершенным целостным образом изделия, независимо от того метровая ли ткань, или штучные изделия, и необходимостью догонять валовые показатели, запланированные без учета того, что готовая продукция при этом теряет не только в эстетическом плане, но и снижается ее практическая пригодность. Плахтовые ткани промышленного производства этого периода отмечаются низкими потребительскими свойствами и художественно-эстетическими качествами.
В 1990-х годах из-за нестабильности в экономике резко уменьшилось количество рынков сбыта декоративных плахтовых тканей Переяслав-Хмель-
ницкой фабрики, снизился потребительский спрос, производство было сокращено. Чтобы выжить и создать конкурентоспособную продукцию, мастера становились предпринимателями, реагировали и приспосабливались к новым условиям рынка. Плахтовым тканям 1990-х гг. присущи лаконичность, обобщенность, декоративно-плоскостная трактовка композиций, некоторая условность цвета.
Сегодня Переяслав-Хмельницкая фабрика художественных изделий им. Б. Хмельницкого специализируется на изготовлении различных ткацких изделий: традиционных плахт и плахтовых тканей, скатертей, декоративных дорожек, полотенец, салфеток, сценических и народных костюмов. Однако, хотя уровень технического мастерства мастеров-исполнителей и остается достаточно высоким, сегодняшние плахтовые ткани не соответствуют тому высокохудожественном уровню, который присутствовал в изделиях предприятия во времена расцвета. Композиционные ритмы и орнаменты современных плахт несколько упрощены, не всегда удачно подобрано колорит, заметно сухое стилизаторство. Уклад общей композиции этих плахт определяется расположением цветов на поле ткани и обычно является произвольным, в шахматном порядке или по диагонали. Для обогащения ассортимента используют несколько вариантов геометрического наполнения клетки рапорта и несколько цветных разработок одного и того же варианта композиции. Народные мастера Переяслав-Хмельницкой фабрики, унаследовав богатые традиции местного плахтового ткачества, которые сформировались предыдущими поколениями талантливых ткачей, стараются и в сегодняшних непростых условиях не оставлять своей профессии, они хотят работать, мыслить, воплощать в жизнь свои творческие замыслы.
Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что плахтовые ткани Переяслав-Хмельницкой фабрики художественных изделий им. Б. Хмельницкого отличаются рядом своеобразных местных особенностей. Это проявляется в особенностях колорита, в характере орнаментации, ритме и масштабном соотношении композиционных элементов. Производство плахтовых тканей вобрало в себя лучшее из того, что было создано мастерами не одного поколения и до настоящего захватывает свежестью и лаконичностью. Используя традиционные для народного ткачества этого региона ткацкие техники, опытные мастерицы стараются поддерживать и продолжать лучшие местные традиции предыдущих поколений. Родство с традиционными народными изделиями прослеживается в характерных формах орнаментики, размещении узора, использованных цветах. Наиболее характерными мотивами геометрического орнамента, который встречается на плахтовых коврах и тканях предприятия являются ромбовидные фигуры с прямоугольными элементами, ступенчатые ромбы, звезды, розетки, треугольники, квадраты и стилизированные цветы. Орнаментальный рисунок трактуется более масштабно и отчетливо, на фоне темных оттенков ярко выделяются узоры ярких цветов и композиции, созданные четким ритмом
простых геометрических мотивов. Мотивы плахтовых ковриков этой фабрики, по сравнению с аналогичной продукцией других фабрик, изображены более обобщенно, иногда контрастнее выделяются яркими цветами на темном фоне. Изделия Переяслав-Хмельницкой фабрики художественных изделий им. Б. Хмельницкого продолжают пользоваться стабильным спросом: их используют в качестве сувениров, как при официальных встречах на уровне государства, так и просто в качестве подарков родным и близким людям.
Список литературы:
1. Арофикин Е. Развитие художественно-промышленного текстиля Советской Украины [Текст] / Е. Арофикин // Тезисы докл. VIII науч. конф. ЛГИПДИ. - Львов, 1967. - С. 42-47; Жоголь Л.В. В ассортиментном кабинете Украины [Текст] / Л. Жоголь // Журн. Декоративное искусство СССР. -1960. - № 2. - С. 12; Жоголь Л.Е. Новые декоративные ткани [Текст] / Л.Е. Жоголь // Журн. Текстильная промышленность. - 1963. - № 3; Толочко П.П. Украинское советское плахтовое ткачество [Текст] / П.П. Толочко // Журн. Народное творчество и этнография. - 1962. - № 2.
2. Жук А.К. Современные украинские художественные ткани [Текст] / А.К. Жук. - К.: Наукова думка, 1985. - 110 с.: ил.
3. История городов и сел Украинской ССР. Киевская обл. [Текст]: в 26-ти томах // Ф.М. Рудич (гл. редколлегии), П.И. Бакуменко, П.П. Бачинский, Ю.Ф. Борщ, К.Г. Гуслистый, В.И. Кононенко, А.А. Майстренко (отв. секр. редколлегии), Б.И. Королев и др. - К.: Главная редакция Украинской советской энциклопедии АН УССР, 1971. - 792 с.: 311 фотоил., 30 карт, 15 цв. вклеек.
4. Новицкая О.Р. Украинское народное искусство 1920-1980-х гг: интерпретация, оценка, опровержение [Текст]: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.06 / Львовская академия искусств. - Львов, 2003. - 20 с.; Новицкая А. Проблема усвоения стилистики народного искусства в продукции художественной промышленности 1960-1980-х гг [Текст] / А. Новицкая // Вестник Прикарпатского университета. Искусствоведение. - 2001. -Вып. IV. - С. 145-153.
5. Долинская М.Д. Мастера народного искусства Украинской ССР: Справочник [Текст] / Н.Д. Долинская. - М.: Искусство, 1966. - 160 с.: ил.