Научная статья на тему 'Плахтовые ткани Дегтярёвской фабрики художественных изделий им. 8 марта из коллекции Музея украинского народного декоративного искусства (г. Киев)'

Плахтовые ткани Дегтярёвской фабрики художественных изделий им. 8 марта из коллекции Музея украинского народного декоративного искусства (г. Киев) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турко Х. В.

В статье впервые сделано попытку, проанализировать творческие и технологические эксперименты коллектива Дегтярёвской фабрики художественных изделий им. 8 Марта на основе народной плахты, обозначить основные этапы развития промышленного производства декоративных тканей этого типа и определить новые формы ее функционирования в советской Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плахтовые ткани Дегтярёвской фабрики художественных изделий им. 8 марта из коллекции Музея украинского народного декоративного искусства (г. Киев)»

Список литературы:

1. Ануфриева Н.И. Музыкальная культура в структуре социального пространства // Наука и современность. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2010. - Ч. 3. -С. 13.

2. Асадуллина С.Х. Теория и практика разрешения виртуального конфликта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.window.edu.ru/win-dowcatalog/pdf2txt?p_id=40688&.

3. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. - 1999. - №10. - С. 152-164.

4. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978. - С. 45.

5. Шютц А. Совместное сочинение и исполнение музыки. Исследования социального отношения // А. Шютц. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии. - М. 2003. - С. 250.

6. Щербакова А.И. Философия музыки - философия свободы - философия человека // Казанская наука. Сборник научных статей. - Казань, 2010. - № 5. - С. 221.

7. www. philosophy. polbu.ru/losev. htm.

ПЛАХТОВЫЕ ТКАНИ ДЕГТЯРЁВСКОЙ ФАБРИКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИМ. 8 МАРТА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ УКРАИНСКОГО НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (Г. КИЕВ)

© Турко Х.В.*

Львовская национальная академия искусств, Украина, г. Львов

В статье впервые сделано попытку, проанализировать творческие и технологические эксперименты коллектива Дегтярёвской фабрики художественных изделий им. 8 Марта на основе народной плахты, обозначить основные этапы развития промышленного производства декоративных тканей этого типа и определить новые формы ее функционирования в советской Украине.

Традиции плахтового ткачества складывались на протяжении длительного периода времени. Народные мастера создавали одежду исходя из нужд рынка, а связь с художественной средой проявлялась в последовательном совершенствовании и продолжении применения выработанных

* Аспирант кафедры Истории и теории искусств.

не одним поколением ткачей традиционных форм. Регионом распространения традиционной плахты в ХУШ-Х1Х вв. была Центральная Украина. Наибольшего развития искусство плахтового ткачества достигло на Чер-ниговщине, Полтавщине и Киевщине. В традиции украинских мастеров XIX века можно выделить две ткацкие техники изготовления традиционных плахт: в первом случае плахтовый орнамент создавался челночной техникой (Черниговщина), а во втором - ручным перебором (Киевщина и Полтавщина). Развитие этих двух типов плахтового ткачества на протяжении длительного времени происходило параллельно. Согласно местным традициям отличались орнаментальное наполнения и колористическое решение [1, с. 97].

В конце XIX в. традиционная плахта, как женская поясная одежда, постепенно выходит из употребления, однако, получает распространение, как декоративная ткань. Среди тканей данного типа особое место принадлежит дегтярёвским плахтовым тканям, которые постепенно вошли в обиход потребителей как настенные коврики, наволочки для диванных подушек, портьеры, декоративные скатерти на стол, покрывала на диваны, кресла. Орнаментальные мотивы, которые использовались в декоративных плахтовых тканях Дегтярёвской фабрики художественных изделий им. 8 марта на протяжении 1940-1970-х годов, это результат сложного процесса развития, в котором органично сочетались и развивались местные классические декоративные элементы, приспособленные к требованиям и возможностям промышленного производства.

Сначала изделия фабрики выпускались с достаточно традиционной орнаментальной отделкой и колоритом. В них, все еще, прослеживалась тесная связь с народными тканями. Со временем, с приобретением опыта и усовершенствованием практического мастерства, творческим коллективом предприятия были созданы ткани и отдельные изделия с учетом актуальных модных тенденций. Они отличались современной трактовкой традиционных композиционных схем. Для обеспечения повышенного спроса населения советской Украины в декоративных плахтовых тканях было основано фабрики промышленного производства тканей на базе ткацких артелей. На Полтавщине традиционными очагами плахтового ткачества были Решетиловка, Олефировка и Большие Сорочинцы, на Сумщине -Охтырка и Кролевец, на Киевщине - Переяслав-Хмельницкий, на Черни-говщине - Дегтяри. Наибольшего развития промышленное изготовление плахтовых тканей достигло на Переяслав-Хмельницкой и Дегтярёвской фабриках художественных изделий [2, с. 83].

Первоочередной задачей текстильных предприятий в послевоенный период было увеличение объемов выпуска продукции, количественное обеспечение спроса населения. В первые годы работы фабрик, в основном, использовали простые по характеру орнаментации и композиции проекты.

Это, конечно, сказывалось на качестве и художественной ценности изделия. Пряжа и ее цветовая гамма также были не самого лучшего качества и, как следствие этого, низкое качество массовой продукции.

Первые плахтовые коврики, созданные Дегтярёвской артелью в конце 1940-х - начале 1950-х годов, основывались на классическом понимании мастерами геометрического плахтового орнамента и на сдержанном колорите. Преобладающее количество определённого цвета или цветового оттенка определяло общий колорит каждого плахтового коврика в частности. Показательными для этого периода являются коврики, хранящиеся в фондах Музея украинского народного декоративного искусства в Киеве. Коврики с шифрами КТ-2974 (авт. Ф.С. Кисель, исп. В.З. Сергиенко, 1947), КТ-2986 (авт. Ф.С. Кисель, исп. В.З. Сергиенко, 1948), КТ-3056 (авт. А.К. Кравченко, исп. Е.Ф. Чмиль, 1950), КТ-2974 (авт. O.K. Фишер, исп. C.B. Ляшенко, 1950) выполненные в сдержанной гамме с применением традиционных плахтовых мотивов звезд. Замкнутая композиция обогащается образованием геометрических элементов из рапортных клеток контрастных, или тонально приближенных цветов, вокруг которых размещены мелкие элементы. Кайма состоит из трех, четырех рядов рапорта одного, реже двух цветов, которые очерчивают изделие по периметру.

Как уже отмечалось, производство плахтовых тканей в послевоенные годы было слишком ограниченным технически и это, конечно, плохо влияло на качество готовых изделий. Для продукции Дегтярёвской артели этого периода характерным было то, что плотность ткани была низкой, и это значительно снижало ее устойчивость к износу. Такие плахтовые ткани отличались относительной мягкостью и использовались как покрывала на кровати, на кресла, как скатерти, портьеры.

Через несколько лет встал вопрос о смене устаревших взглядов на производство декоративных тканей. Фактически разрешилась проблема количественного удовлетворения спроса, позади остался период острой нехватки отдельных видов тканей. Постепенно укреплялась материально-техническая база предприятий, что способствовало расширению ассортимента изделий и положительно влияло на повышение качества массовой продукции. Рационализация приемов производства способствовала обогащению и определенному усложнению орнаментальных разработок элементов, а также введению в изделие большего количества цветов и цветовых нюансов. Творческим коллективом артели постоянно проводился поиск новых средств выразительности в создании тканей, соответствующих эстетическим требованиям общества и обеспечивающих эстетические потребности населения, которые в то время очень выросли. Артель была реорганизована в Дегтярёвскую фабрику художественных изделий им. 8 Марта, где, продолжая богатые традиции прославленного черниговского ткачества, не только творчески использовали опыт лучших мастеров региона, но и ввели высокохудожественные плахтовые ткани в серийное производство.

На протяжении 1950-х - в начале 1960-х годов стараниями художников и опытных ткачих предприятия появилось много плахтовых тканей, оригинальных по своему художественному решению и структуре [2, с. 85]. С накоплением опыта творческим коллективом фабрики, структуры тканей усложнились. Благодаря применению большего количества ремизок в ткачестве, разнообразнее становились построение композиции рисунка и колорит. Показательными для этого периода являются представленные в фондах Музея украинского народного декоративного искусства плахтовые коврики КТ-2956 (авт.п.Ф. Нелипа, 1960), КТ-2957 (авт.п.Ф. Нелипа, 1960), КТ-2973 (авт.п.К. Бережная, 1960), КТ-2984 (авт. А.Н. Синенко, исп. В.З. Сергиенко, 1969) и метражные плахтовые ткани КТ-2857 (авт. А.Ф. Коваленко, исп. С.М. Малыш, 1957), КТ-3107 (авт. А.Ф. Остах, 1960), КТ-3068 (авт. С.Г. Нечипоренко 1967). Выпуск этих тканей впервые начался на фабрике в это время. Композиция метражной плахтовой ткани строилась на основе ритмического повторения мотивов клетки и развивалась по диагонали, либо в виде зигзага разного размера. Сочный, насыщенный колорит орнаментальных элементов, вытканных вискозной пряжей, удачно контрастировал с темным хлопковым фоном простого переплетения. Этот эффект предавал метражной плахтовой ткани дополнительную выразительность и декоративность, а применение вискозной пряжи обогащало ее блеском. Такая ткань выглядела нарядной и праздничной.

Для плахтовых ковриков, созданных в этот период, характерны такие черты, как комбинирование орнаментальных мотивов и варьирование их размеров, изменение композиционных ритмов и цветовых сочетаний. Кроме того, для обогащения колорита и усиления декоративности изделия, в процессе ткачества начали применять особый декоративно-живописный прием. Он заключался в окружении доминирующих элементов композиции второстепенными элементами контрастных цветов, или тональных оттенков. Богатый колорит и высокое качество продукции, были характерными особенностями декоративных плахтовых тканей и отдельных изделий фабрики. Творческие поиски и находки ведущих мастеров и художников, по-настоящему, развили и обогатили местные традиции, став достоянием всего коллектива. Классические плахтовые схемы, по-своему, воспринимались и переосмысливались художниками и исполнителями. Эти варианты, в свою очередь, усваивались коллективом и приводили к новым творческим поискам и достижениям. Таким образом, постепенно выработался тип унифицированной плахтовой ткани, а также новые традиции технического мастерства.

С усовершенствованием оборудования и технологических процессов производства, усовершенствовались и технологии ткачества и художественное оформление. Значительную роль в этом сыграло развитие промышленного производства нитей и применение новых видов качественной

пряжи. В плахтовых тканях нового типа орнамент создавался вискозными нитями, что визуально обогащало внешний вид изделий. Фон и второстепенные элементы композиции ткали хлопчатобумажной пряжей, предававшей им зернистую фактуру и матовый оттенок. Этот эффект применяли для выделения в композиции изделия главных элементов, для акцента. С усовершенствованием технологии производства улучшились такие характеристики, как устойчивость к трению, к свету и к влажным обработкам.

Нужно отметить, что до 1966 года художественная промышленность Украины не имела творческих лабораторий и экспериментальных участков на предприятиях. Исследовательская и экспериментально-творческая работа в области художественных промыслов сосредоточилась в Центральной художественно-экспериментальной лаборатории Укрхудожпро-ма. Традиционные плахты, исполненные в кустарных и полукустарных условиях талантливыми народными мастерами, тщательно исследовались художниками и опытными ткачами с целью изучения их художественно-функциональных и конструктивных особенностей. Свои поиски они сосредотачивали не только на воспроизведении внешних признаков традиционных плахт, но и на расширении технических возможностей их производства. В 1960-х годах ряд интересных проектов плахтовой ткани с применением новых технических средств в процессе ткачества предложил коллективу Дегтярёвской фабрики художник экспериментальной лаборатории Укрхудожпрома Сергей Нечипоренко [2, с. 86]. Некоторые его предложения впоследствии получили продолжение в творческих поисках художников и мастериц фабрики. Например, прием с применением в ткани разреженного фона отражены в таких тканях из фондов Музея украинского народного декоративного искусства: КТ-3068 (авт. С.Г. Нечипоренко, 1967), КТ-3072 (авт. В.И. Куличенко, 1972), КТ-3074 (авт. Н.Ф. Нелипа, 1974).

В конце 1960-х - в 1970-х годах возрос интерес к декоративным плахтовым тканями, и рассматривалась возможность применения их в быту. Это один из ярких примеров сочетания утилитарности и красоты в предметах, окружающих человека. На Дегтярёвской фабрике художественных изделий им. 8 марта продолжались поиски новых путей обогащения художественно-выразительных и технических характеристик этих тканей. Художница Валентина Семенченко и мастер Прасковья Бережная создали ряд оригинальных плахтовых тканей для промышленного производства. В фондах Музея украинского народного декоративного искусства хранится метражная плахтовая ткань КТ-2984 (1974) с цветным ритмом клеток плахтового орнамента в виде зигзага. Вискозная пряжа сочных цветов, которой выполнены орнаментальные мотивы, придает ткани торжественности. Фон создан простым переплетением хлопчатобумажной пряжей, которая в контрасте с вискозой является матовой. Благодаря этому дополнительному эффекту достигается особая выразительность плахтового орнамента, а

темный цвет фона, объединяя яркие, насыщенных цветов, орнаментальные элементы, придает особое звучание общей композиции ткани. В этом же композиционном ключе они создали целую серию декоративных плахтовых тканей, отличающихся характером цветных зигзагов, колоритом и разработкой орнаментального мотива.

Помимо создания метражных плахтовых тканей, во II пол. 1970-х годов Валентина Семенченко продолжала плодотворно работать над разработкой оригинальных проектов ковриков, скатертей, покрывал и других изделий, стремясь достичь разнообразия художественной выразительности и расширения функциональности. Общие стилистические особенности находили свое выражение в ее яркой авторской манере, давали творческий выход новым тенденциям изготовления и применения плахтовых тканей.

Декоративные плахтовые ткани и плахтовые изделия несли определенную декоративную нагрузку в оформлении жилья, создавая единый ансамбль интерьера. Сила их цветового и орнаментального звучания была настолько значительной, что они выступали доминирующими элементами интерьера [3:137]. На протяжении 1970-х годов на Дегтярёвской фабрике художественных изделий им. 8 марта расширили производство декоративных плахтовых ковриков и изделий для оформления жилых помещений. Высоким художественным уровнем отличаются настенные коврики Прасковьи Бережной представленные в фондах Музея украинского народного декоративного искусства (КТ-2952, 1970; КТ-2980, 1971) и Валентины Семенченко (КТ-2955, 1974) В упомянутых ковриках П. Бережной и В. Семенченко подробно разработанный сложный орнаментальный элемент сотканный вискозной пряжей ярких цветов удачно сочетается с темным хлопковым фоном. Использование в ковриках темного, нейтрального фона придавало плахтовому орнаменту большей выразительности. В колорите ковриков гармонично сочетались рапортные клетки холодных и теплых оттенков, создающих геометрическую замкнутую композицию. Несмотря на смелое сочетание в одной композиции ярких цветов, общая гармония изделий не нарушалась.

Учитывая спрос населения, кроме отдельных плахтовых изделий, на Дегтярёвской фабрике продолжали производство метражной декоративно-плахтовой ткани. Попытки модернизации, которые можно проследить в ней, не нарушают традиционных принципов композиционного построения, а связаны с поисками новых декоративных элементов. Использование сочной палитры цветов и усложнённых орнаментальных композиций было залогом успеха готовой ткани у потребителей. Необычайной декоративностью отличались ткани Валентины Семенченко (КТ-3026, 1974). Плахтовый узор развивается вдоль ткани благодаря ритмическому повторению рапорта в той или иной последовательности, а интересная фактура, образованная в результате применения различных видов пряжи, усиливает

художественную выразительность ткани в целом. Удачное сочетание цветов и цветовых нюансов с темными тонами фона придавает готовой ткани композиционной и цветовой цельности. Такие ткани с успехом использовались в оформлении интерьера жилья: для завешивания ниш с одеждой, разделения комнат на несколько зон; как гардины, шторы, портьеры, занавеси из тяжелой ткани на дверные и оконные проемы; в качестве скатертей, покрывал, чехлов на мебель, постель и др.

Продукция Дегтярёвской фабрики художественных изделий им. 8 марта экспонировалась на международных ярмарках в Монреале (1959, 1960), на Всемирных выставках в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970), экспортировалась в Канаду, США, Англию, Японию, Бразилию. Успехи плахтовых тканей Дегтярёвской фабрики на многочисленных выставках свидетельствуют о творческой активности и стремлении соответствовать тем высоким требованиям, которые предъявлялись обществом. Чётко поняв цели, задачи и особенности искусства ткачества декоративных плахтовых тканей, творческий коллектив предприятия добился значительного успеха в создании уникальных изделий высокого художественного качества.

Выводы. Проанализировав коллекцию декоративных плахтовых тканей Дегтярёвской фабрики художественных изделий им. 8 Марта, которая хранится в фондах Музея украинского народного декоративного искусства (г. Киев), можно утверждать, что творческий коллектив предприятия работал плодотворно, с энтузиазмом, умело экспериментируя в своих творче-ских поисках. Художники предприятия продемонстрировали мощный потенциал творческой энергии, поиск самостоятельного оригинального пути, готовность к решению сложной задачи создания высокохудожественных тканей. Уникальные образцы тканей раскрывают высокий профессионализм художников и мастеров предприятия, их владения сложными приемами ткацкой техники. Положительный опыт творческого коллектива фабрики в производстве плахтовых тканей, со временем, с успехом использовали другие ткацкие фабрики советской Украины.

Список литературы:

1. Толочко П.П. Заслуженные мастера народного творчества села Дег-тяри [Текст] / П.П. Толочко // Журн. Народное творчество и этнография. -1961. - № 3. - С. 97-101.

2. Жук А. К. Современные украинские художественные ткани [Текст] / А.К. Жук. - К.: Наукова думка, 1985. - 110 с.

3. Арофикин Е.В. Художественно-промышленный текстиль [Текст] / Е.В. Арофикин // Очерки по истории украинского декоративно-прикладного искусства / [Ред. Я. П. Запаска (отв. ред.) И др.]. - Львов: Изд. Львовский университет, 1969. - С. 135-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.