Научная статья на тему 'История возникновения текстильной мануфактуры в России'

История возникновения текстильной мануфактуры в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6742
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История возникновения текстильной мануфактуры в России»

З.А. Таньшина

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ МАНУФАКТУРЫ В РОССИИ

Долгие века на Руси текстильное производство развивалось в условиях замкнутого натурального хозяйства и домашнего ремесла. Началом развития текстильной мануфактуры в России можно считать середину XVI века.

Политическое и экономическое развитие русских земель привело к преодолению феодальной раздробленности и созданию централизованного государства. Развитие ремесла, рост городов и товарно-денежных отношений постепенно разрушали замкнутое натуральное хозяйство.

В XVI - XVII веках ремесло постепенно превращается в мелкотоварное производство. Ремесленники переходят от работы на заказчика к работе на широкий рынок. Появляется разделение труда и новые ремесленные специальности. Развивается территориальная специализация ремесел. Например, в таких городах, как Нижний Новгород, Ржев, Псков, Смоленск, Ярославль, развивается производство льняного полотна.

В XVII веке ремесленное производство удовлетворяло спрос на промышленную продукцию. Это привело к возникновению мануфактур - предприятий, основанных на разделении труда между рабочими. Большая часть мануфактур принадлежала казне, царскому двору и боярству. На казенных и дворцовых мануфактурах работало население московских казенных и дворцовых слобод. Кожевенные и полотняные мануфактуры были созданы в вотчинах бояр Морозовых, Милославских и Строгановых. На купеческих мануфактурах использовался наемный труд, а некоторые промыслы были основаны богатыми крестьянами.

Широкое развитие красильный и набойный промыслы получили в Москве и в прилегающих к ней городах и селах и на дорогах, ведущих из Москвы в поволжские города. Это Кострома, Кинешма, Юрьевец, Нижний Новгород, Александров, Шуя, Кохма, Тверь, Вязники и др.

Русская набойка по холсту XVI - XVII веков отличается высокими художественными достоинствами, чертами самобытности, ясным художественным замыслом, законченностью рисунка, ритмическим решением композиции и орнаментальной обобщенностью форм. В этот период утверждаются восточные и западноевропейские орнаменты, а также используются древнерусские традиционные мотивы.

В XVIII веке - первой половине XIX века в России одновременно с набойками развивается производство шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных и льняных узорчатых тканей: тафты, штофа, атласа, парчи, бархата, шерстяных шалей и т.д. В XVIII веке в набивном ремесле обнаруживаются тенденции новой эпохи. Это взаимопроникновение двух направлений в русской жизни - сохранение традиционных самобытных основ и распространение новых, которые были привнесены реформаторской деятельностью Петра I, тяготевшего к западноевропейской культуре и искусству.

В XVIII веке развитие традиций предшествующих веков прослеживается в крестьянском ремесле набивки узоров масляными красками по домотканому холсту. Народными мастерами производятся разнообразные «травные узоры» - листья, побеги, цветы крупных форм, а также мелкие геометрические фигуры - ромбы, звездочки, квадраты, крестики, треугольники. В этот период резчики отходят от изготовления большемерных резных «манер» (ширина 40см) - досок для набивки по ткани, с полным раппортом (повтором рисунка по вертикали и по горизонтали). Предпочтение отдается «манерам» более мелкого размера с отдельным мотивом орнамента. Различные комбинации отпечатков с нескольких орнаментальных досок давали возможность разнообразить орнаментальные композиции на ткани и ее расцветку. Металлические детали дополняли резной узор досок. Это были пластинки, поставленные на ребро и гвоздики, врезанные толщу дерева. Впоследствии мастера перешли к использованию «манер» только с металлическими деталями, что повлекло за собой изменение характера орнамента. Мастер с помощью орнамента воплощал в текстильном рисунке любые предметы окружающего мира.

В XVIII веке наибольшее значение в развитии текстильной промышленности получают в России фабрики с вольнонаемным трудом, основанные оброчными крепостными.

Вестник МГУКИ. 5- 2008

На этих фабриках производились узорные ткани - набойка по холсту и по разноцветному миткалю (ситец). Льняное полотно и холст постепенно заменяются в XVIII веке хлопчатобумажными тканями.

Набойки XVIII века не отличались разнообразием колорита. Мастера использовали известные ранее колористические приемы с применением черной краски (сажи) и красно-коричневой (охры). Раскраска домотканого льняного и полульняного холста сохранилась в виде кустарного ремесла в Костромской, Ярославской и Московской губерниях. Характерным для набойки XVIII века является использование лубочных мотивов. На ткань с помощью резных досок переносили надписи с лубочных картинок в зеркальном отражении.

В середине XVIII века, по утверждению академика П.Г. Тихомирова, в Москве уже работали печатные мануфактуры «иноземца» Берквиста, братьев Дьяконовых, Иконникова, Турчанинова. В 1753 году при правительственной поддержке «Ситцевой выбоечной фабрики» английскими купцами Вильямом Чемберленом и Ричардом Козенсом была основана фабрика в Красном селе под Петербургом, которая начала работать в1755 году.

К 70-м годам XVIII века учредителями набивных фабрик становятся отечественные предприниматели. Шлиссельбургская мануфактура Лимана стала своеобразной школой для ивановских крестьян графа Шереметева. Проработав на мануфактуре, они стали открывать свои собственные предприятия в селе Иванове. В 1770-е годы крепостной крестьянин Иван Ишинский организовал ситценабивную мануфактуру. В это же время были основаны или преобразованы полотняные мануфактуры в «ситцепечатные» крестьянами Ямановским, Грачевым, Гарелиным, Соковым и др.

Таким образом, к концу XVIII века в России складываются три ситценабивных района: Петербургский, Московский, Ивановский. Два последних в XIX веке стали крупнейшими центрами ситценабивного производства в России.

XIX столетие в России было временем развития и становления различных отраслей текстильного производства. Внутри мануфактуры формировалась фабричная промышленность. Рабочие стали вольнонаемными. Отмена крепостного права открыла новые перспективы для развития легкой промышленности. Росту хлопчатобумажной промышленности способствовало появление сырьевой базы после присоединения к России в 60-е годы XIX века Туркестанского края. Введение пошлин на привозной хлопок также способствовало развитию отечественного производства.

В текстильном производстве в XIX веке произошел промышленный переворот: в прядении, ткачестве, набивном и красильном деле ручные станки были заменены механическими, соответственно, выпуск продукции увеличился в разы, а цена значительно снизилась. Успехи в области химии привели к появлению новых нитей и тканей. Всё вместе взятое повлияло на качество изделий - они стали тоньше и не линяли. Первый механический станок для изготовления хлопчатобумажной материи появился на Александровской мануфактуре в 1808 году. Фабриканты Урусов в Москве и Посылин в Шуе Владимирской губернии первыми решились применить механические станки в производстве. Первая механическая фабрика, организованная Поповым, появилась в Шуе.

Важным шагом вперед в производстве узорных ситцев стало изобретение цилиндрен-ной машины. Первая такая машина появилась в России в 1817 году на мануфактуре Вебера. «Машина его может каждодневно печатать до 500 полномерных кусков, заменяя работу 500 человек, и доставляет возможность производить заготовление ситцев превосходнейшим образом и по умеренной цене» («Журнал мануфактур и торговли» за 1825 год). Цилиндры для набивки ситцев действовали на мануфактурах Попова, Грачева, Александрова, Константинова, Баумберга и др.

Первые одновальные цилиндренные печатные машины обладали ограниченными возможностями для воспроизведения узора. Они могли одновременно печатать только одной краской. Создание затем многовальных ситцепечатных машин позволило производить набивку тканей в несколько красок механическим способом.

Способы украшения тканей были разнообразные. Некоторые ткани уже на ткацком станке приобретали свой окончательный вид, последующие операции не были связаны с какими-либо существенными изменениями их внешнего вида. Так вырабатывались из заранее окрашенной пряжи пестротканые и меланжевые ткани - шотландки, сорочечные и костюмные сорта, эпонжи и крупноузорчатые ткани, так называемые жаккардовые, к числу которых принадлежали многие декоративно-мебельные ткани, покрывала, льняные скатерти и некоторые другие.

В XIX веке успехи в химии и крашении и особенно получение в 1842 году русским химиком Н.И. Зининым анилина из каменного угля открыли новые возможности в создании красок и протрав. Искусственный ализарин, а затем анилиновые красители, которые начали применять в текстильной промышленности в 1870-е годы, дали новые оттенки цветов, расширили и изменили цветовой колорит тканей. Особенно успешно искусственные красители использовались в набивной технике, в производстве узорных ситцев и платков.

В России в XIX веке ситцепечатное производство развивалось быстрыми темпами, чему немало способствовала борьба русских фабрикантов за восточные рынки - Персию, Турцию, Китай, Среднюю Азию. К 80-м годам XIX века русское ситцепечатное производство достигло такого уровня, что продукция русских фабрик вызывала удивление и восхищение иностранных специалистов.

Набивные ткани отечественного производства не только удовлетворяли быстро возрастающий спрос внутреннего рынка крестьянства и городского населения, но в большом количестве шли и на Восток. Этим объясняется такое разнообразие восточных набивных рисунков в ассортименте многих фабрик Иваново-Вознесенска крупнейшего центра русской текстильной промышленности. Таковы, например, рисунки «кашемирового» типа, типа «челяби» и т. д. В русском ситцепечатном производстве было много рисунков, близких по своему характеру и к западноевропейским, особенно французским. Однако рисунки тканей, заимствованные с Запада, подвергались в России переработке: изменялись характер композиций, трактовка узоров и колорит. Также выпускалось много тканей с рисунками, развивающими традиции русской ручной набойки. Так, например, производились ткани в духе русской кубовой набойки, пользовавшейся большим спросом у крестьянского населения. Оформление сарафанных ситцев, головных платков, занавесочных тканей и т.д. также являлось самобытным.

На рубеже XIX-XX веков наблюдалось расширение и усовершенствование технической базы хлопчатобумажного производства. Появилось большое количество современных механических веретен, ткацких и многовальных машин, которые приводились в движение более совершенными энергетическими установками (различными двигателями).

В 1913 году текстильные фирмы «Товарищество Даниловской мануфактуры», «Товарищество Коншина и Гюбнера» создали синдикат «Товарищество для внутренней и вывозной торговли», объединивший более половины производства ситцев московских фабрик. В том же году образовывалось еще более широкое объединение - «Общество хлопчатобумажных фабрикантов», ставившее своей задачей регулирование производства хлопчатобумажных тканей и торговлю ими в Центральной районе; оно заняло почти 50% всего рынка хлопчатобумажной промышленности.

Возросло число сортов изделий. Из хлопка вырабатывали миткаль и бязь, а также демисезонные, летние, подкладочные, зимние и мебельные ткани. Мануфактуры выпускали по несколько сот наименований тканей. Главными центрами ситценабивного дела были также Московская и Владимирская губернии.

Таким образом, развитие текстильной мануфактуры в России, ее технологические и художественные характеристики было тесно связано с социально-экономическими и политическими преобразованиями.

Примечания

1. Арсеньева Е. В. Ивановские ситцы XVIII - начала XX века. Л., 1983.

2. Мешалин И. В. Текстильная промышленность крестьян Московской губернии XVII -первой половины XIX в. М.; Л., 1950.

3. Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. М.; Л.: Academia, 1934.

4. Соболев Н. Н. Набойка в России: История и способы работы. М.: Тип. т-ва И.Д.Сытина, 1912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.