Научная статья на тему 'Исторически сложившиеся художественные особенности оформления платков и шалей, актуальные в современном искусстве художественной росписи ткани'

Исторически сложившиеся художественные особенности оформления платков и шалей, актуальные в современном искусстве художественной росписи ткани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2299
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТОК / ШАЛЬ / УЗОР / КОМПОЗИЦИОННАЯ СХЕМА / НАБОЙКА / НАБОЙНЫЕ ДОСКИ МАНЕРА И ЦВЕТКА / ВОСТОЧНЫЕ / ЦВЕТОЧНЫЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / КРОК / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Салтанова Ю.С.

Статья посвящена анализу художественно-стилистических особенностей набивных платков и шалей и выявлению их роли в оформлении русского традиционного костюма. Дана характеристика исторических этапов эволюции искусства набойки, описана технология выполнения ее различных видов, используемые красители и создаваемые художественные эффекты. Раскрыта специфика композиционных и колористических решений произведений XVIII XX вв., определены истоки возникновения круга основных орнаментальных форм и мотивов, выявлены возможности их применения в современном искусстве художественной росписи ткани. В завершении представлен опыт разработки проекта платка с опорой на исторические традиции в процессе обучения художника традиционного прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторически сложившиеся художественные особенности оформления платков и шалей, актуальные в современном искусстве художественной росписи ткани»

Традиционное прикладное искусство: история, современное состояние и перспективы развития

Традиционное прикладное искусство в современном мире

Салтанова Ю.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональных дисциплин, Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал Высшей школы народных искусств (академии), julija-salO@rambler. ru

Saltanova Y.S., PhD in pedagogical sciences, associate professor of the department ofprofessional disciplines, the Institute of traditional applied art of the Moscow branch of the Higher school of folk arts (academy), julija-salO@rambler.ru

Исторически сложившиеся художественные особенности оформления платков и шалей, актуальные в современном искусстве

художественной росписи ткани Historically formed artistic features of design of scarves and shawls, actual in modern art of art of a painting of fabric

Аннотация. Статья посвящена анализу художественно-стилистических особенностей набивных платков и шалей и выявлению их роли в оформлении русского традиционного костюма. Дана характеристика исторических этапов эволюции искусства набойки, описана технология выполнения ее различных видов, используемые красители и создаваемые художественные эффекты. Раскрыта специфика композиционных и колористических решений произведений XVIII - XX вв., определены истоки возникновения круга основных орнаментальных форм и мотивов, выявлены возможности их применения в современном искусстве художественной росписи ткани. В завершении представлен опыт разработки проекта платка с опорой на исторические традиции в процессе обучения художника традиционного прикладного искусства.

Abstract. The article is devoted to the analysis of artistic and stylistic features of printed shawls and revealing their role in the design of Russian traditional costume. The characteristic of the historical stages of the evolution of the art of naboyka is given, the technology of its various types, the dyes used and the artistic effects created are described. The specificity of compositional and color solutions of the works of the XVIII - XX centuries is revealed, the origins of the circle of the main ornamental forms and motifs are determined, the possibilities of their application in the modern art of artistic painting of fabric are revealed. At the end, the experience of the development of the project of a scarf based on historical traditions in the process of training the artist of traditional applied art is presented.

Ключевые слова: платок, шаль, узор, композиционная схема, набойка, набойные доски - манера и цветка, восточные, цветочные и растительные мотивы, крок, проектирование.

Keywords: headscarf, shawl, pattem, composition scheme, naboyka, padded boards - manner and flower, oriental, flowers and floral motifs, croc, and designing.

Особое место в русском декоративно-прикладном искусстве занимают платки и шали. Их появление было подготовлено совершенствованием на протяжении веков техники ткачества и набойки. Издавна платок был традиционной частью русского костюма, имеющей сакральное значение. Декоративная роль платка особенно ярко проявилась в народной русской одежде, в которой отразилось не только его утилитарное назначение, но и связь с народными обычаями.

Окрашивание тканей и набойка существовали на Руси с Х века. Мастера-красильщики наносили узоры на ткань вручную, замещая этим способом кропотливые и трудоемкие процессы вышивки и узорного ткачества [7, с. 5]. Ткань окрашивали разными способами. Термин «набойка», «набивка» или «выбойка» возник как название одного из способов нанесения узора на ткань. Традиционно этот способ использовали для покрытия полотна рисунком при помощи деревянных досок-манер с вырезным узором. Чтобы краска лучше отпечатывалась на ткани, по форме били тяжелым деревянным молотком -колотушкой или киянкой.

В качестве образцов для набивных узоров служили деревянная и каменная резьба, лицевое и орнаментальное шитье, кружево, книжные гравюры, ковроткачество и, конечно же, родная природа. Использовались в качестве образцов и иноземные узоры, которые переосмысливались мастерами и под влиянием местных традиций становились самобытными, поражали разнообразием и богатством фантазии, и сохранялись веками. Восток оказал на Россию большее влияние, чем Запад, вследствие оживленной постоянной торговли по «Шелковому пути». Восточные ткани и узоры были хорошо знакомы на Руси уже в XVI - XVII вв. Привозные тканые шали вошли в женский костюм России раньше, чем в западноевропейский и были любимы в различных слоях общества [8].

Старинная набойка обычно выполнялась масляной краской по льняному холсту, по неокрашенному - белоземельному фону набивались черный, красный или синий геометрический узоры масляной краской. К этому времени сложились различные типы рисунков: травчатый, уступами, дорогами копытцами, личинами, репьями, струями, шахматный [5].

Затем стали применять «верховые», т.е. смывные краски, а потом «заварные», иногда набивка выполнялась золотом и серебром по клеевой основе [7, с. 8]. С конца XVII века с изменением качества ткани изменилась и ее орнаментация. Общность композиции, заполненность фона, конкретизированный орнамент с цветами и плодами, асимметрия уступили место большей четкости, логичности и ясности орнамента, выполненного

прямыми и плавными линиями. Гирлянды, перевитые цепями, архитектурные формы,

перебиваемые листьями,

сменили широкую раскидку рисунка.

Возникновение фабричного производства

платков и ситцев усложняет способы производства и меняет качество рисунков. В 1828 году впервые была применена в производстве ситценабивных платков машина

цилиндрической формы.

С 1870 года начали применять новые химические красители: анилиновые и ализариновые искусственные красители, что привело к повышенной цветности, яркости и полихромности колорита.

Затейливый орнамент и напряжённый контрастный колорит платков придавали недорогому костюму нарядность, являясь его главным

украшением.

С конца ХУШ века в России стало развиваться производство узорных шелковых и шерстяных платков и шалей, подобных кашмирским (рис. 1). С «турецкими» рисунками набивались ситцевые платки и шали в Москве на «Трехгорной мануфактуре» Прохоровых, на фабрике Гучковых, Смирнова И.Т. мануфактуре

Гивартовского, в Калужской губернии на фабрике Александрова И.А., в Шуе в «Товариществе мануфактуры Посылина С.» (рис. 2).

В первой половине XIX века была широко распространена орнаментальная композиция с «огурцами», «бобами» и «опахалами». Эти

Рис.2. Платок. Конец XIX - начало XX вв. Шуя. Товарищество мануфактуры Посылина С.

мотивы были характерны для восточного текстильного узора. Из «огурцов» создавались различные комбинации, причудливо переплетаясь, собираясь в группы, они заполняли все поле платка, образуя сплошной ковровый узор. Композиционным центром служила маленькая, свободная от узора середина в виде крестообразной или звездной фигуры. К углам лучами расходились «огурцы» и «опахала», имевшие четкий контур и мельчайшую проработку деталей.

С середины XIX века в композиции из «огурцов» и «опахал» вводятся растительные мотивы - ветки, букетики, по контуру узора пускается узкая цветочная гирлянда. Рисунки платков, созданные под влиянием восточных шалей с их традиционными мотивами, дополнялись несвойственной восточному текстильному узору иллюзорной трактовкой растительных и цветочных мотивов, которая выражалась в реальной окраске цветов и листьев, передаче некоторой объемности форм (рис. 3, а, б).

К концу XIX в. вновь преображаются рисунки платков и шалей. Восточные мотивы преображаются в цветочные вазоны. Кайма становится более ажурной. Цветовое решение, размер элементов их ритмическое построение подчеркивают декоративность шали.

На рубеже XIX - XX веков все реже применяются в оформлении платков «турецкие» узоры. На смену им приходят пышные букеты из ярких роз, тюльпанов, пионов, полевых цветов (рис. 4, а, б). Середина заполняется редко расположенными мелкими цветочками и ягодками. В проработке применяется светотень, благодаря которой узор становится рельефным, трактовка цветочных мотивов реалистической.

Рис.3 а. Шаль. Конец XIX в. Москва. Рис. 3 б. Шаль. 1890 г. Московская

Мануфактура Гивартовского и Ко. губерния, г. Павловский Посад.

Фабрика Лабзина Я.

Рис. 4, а, б. Платки. Конец XIX - начало XX вв. Москва.

Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры.

В период стиля модерн производились платки с графическим рисунком напоминающем орнаменты виньеток, реклам и упаковок. Традиционные мотивы цветов дополнялись изображениями фигурок «барышень» в пейзаже.

Платки и шали начала XX века отличает законченность композиционных решений, сочетание геометрического и растительного орнамента, разнообразие растительных форм, сочность колорита, тонкий и четкий контур рисунка, тщательная проработка деталей.

В орнаменте русских платков и шалей сложились свои стилевые особенности. Композиционное решение шалей четко и многообразно. Композиции шалей масштабны и несут в себе ясное представление о бытовом назначении произведения.

Характерной особенностью всех типов платков и шалей является их композиционное построение. Классический принцип построения рисунка платка основан на строгой симметрии и делении на кайму и поле. Кайма как рама окружает центральную часть композиции. Кайма может быть сплошной ровной линией цвета вдоль кромок или иметь сложный абрис при орнаментальной разработке. Платок может иметь и довольно широкую кайму и абсолютно свободный от орнаментального заполнения центр. Кайма может состоять из нескольких орнаментальных поясов. В пределах заданного размера квадрата использовались оси симметрии (их могло быть 4 и более) и все четыре угла платка заполнялись абсолютно одинаково. Это объясняется техникой набойки платка посредством набойных досок - цветок или манер (рис. 5, а, б). Набоечная доска с вырезанным узором для нанесения одного цвета называют «цветкой», с тонким металлическим контуром рисунка и набитыми гвоздиками - «манерой». Рисунок выстраивался по одной четвертой платка, а затем располагался с поворотом на 90 градусов. Мотивы каждого угла образуют при этом, порой, замкнутый орнаментальный узор. Расположение орнамента в платке устремлено к центру. Наиболее наполнены

130

мотивами, как правило, углы платка, являясь наиболее активной зоной композиции.

Рис. 5 а. Набойная доска - цветка Рис. 5 б. Набойная доска - манера

Общий композиционный строй платка отличался статичностью. Динамикой могли быть наполнены мотивы орнамента, расположенного по углам платка.

Классический принцип построения композиции платка и шали, основанный на строгой симметрии и статике, сохранялся вплоть до 60-х годов XX столетия [2]. К классическим схемам композиционного решения платков относится и более динамичная композиция с одной диагональной осью симметрии, что обусловлено способом повязывания платка или шали, когда хорошо читается один из углов.

Самые известные и ставшие символом русского национального костюма - это павловопосадские платки и шали, которые выпускаются более 220 лет. Созданное к середине XIX века Яковом Лабзиным производство быстро стало не только одним из крупнейших торговых домов в Богородском уезде, но и способствовало развитию платочного производства в России. В XIX веке мануфактуре было присвоено почетное звание поставщика императорского двора.

Павловопосадские художники разрабатывали рисунки для шалей трех типов:

- платки с восточным или «турецким» орнаментом, с полным заполнением ткани узором из удлиненных медальонов и вытянутых переплетающихся «огурцов»;

- платки «демократические» (некоторые рисунки печатаются до сих пор), так же с почти полным заполнением всего поля цветочными букетами, которыми заполняли разнообразной формы геометрические фигуры или медальоны, образованные орнаментированными полосками, фестончатыми

Рис. 6. Платок юбилейный к 100-летию

войны 1812 года. 1912 г. Москва, Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры.

лентами или гирляндами мелких цветочков (среди цветов преобладали розы, объемные, но несколько схематичные);

- платки цветочные (наиболее подверженные модным течениям) с большим средником, заполненным мелкими цветочками, и

расположенным по кайме свободным узором из крупных объемных цветов, собранных в букеты и гирлянды.

Излюбленными цветочными мотивами павловопосадских мастеров были популярные садовые цветы: розы, георгины, лилии, хризантемы, тюльпаны. Рисовальщики варьировали и соединяли в огромное количество разнообразных комбинаций, дополняя мелкими цветочками, листьями, бутонами, цветущими ветками. Стилизации цветочных мотивов способствовала техника нанесения рисунка на ткань, когда каждый цвет набивался с отдельной доски-цветка и потому имел четкие границы [2].

Павловские платки отличает «живописная» манера текстильного орнамента. Цветом выявлялась узорная природа цветов и листьев: различия в ритме лепестков, наиболее характерные особенности силуэта, строение формы цветка. Усиливали декоративность цветочного мотива - блики, активные и

яркие в цветах каймы и мягкие в срединной части платков и шалей. В.Л. Янченко отмечает, что павловцам удалось найти прекрасную меру «реальной условности» в характере трактовки цветов, которая легла в основу новой художественной системы павловопосадской мануфактуры [8].

Платок может иметь также, сувенирный характер и даже использоваться как декоративное пятно в оформлении интерьера. Такие платки выпускались в Московской, Костромской и Владимирской губерниях, на фабрике Д.Г. Гюбнера, товарищества Трехгорной и Даниловской мануфактур, иваново-вознесенских мануфактур Д.Г. Бурылина, Н. Дербенёва и сыновья и др. (рис. 6-9) Тематика платков отражает разнообразные явления государственной, общественной и культурной жизни России: 300-летний юбилей царствования

Рис.7. Платок тематический. Россия, II пол. XIX в.

дома Романовых, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 130-летие графа А.В. Суворова (1866 г.), «Иван Сусанин» (1856 г.), «Земной шар и его население» (1830-е гг.), «Народы Российской империи» и др.

Рис. 8. Платок тематический. 1856 г. Владимирская губ., Шуйский уезд, Вознесенский посад. Фабрика Меньшикова М.М., автор Аксаков А.

Рис. 9. Платок тематический. Россия, 1912 г.

Композиции таких платков в большей части похожи на панно, обрамленное орнаментальной рамой (каймой), в центральной части которого располагался портрет героя или сюжет с изображением события [4].

Красота русских шалей, их образность, узорность, фантазия русских мастеров, изысканность цвета, точное чувство ритма - все это привлекает к себе поколения всё новых художников-текстильщиков.

Особенности построения цветочного или геометрического орнамента, заполняющего угол платка, особенности художественного обобщения растительных мотивов, особенности построения букета из цветов и трав, сочетание букета с гирляндой цветов или орнаментальной лентой, всё это актуальные композиционные приемы, используемые в современном искусстве художественной росписи ткани и необходимые аспекты для изучения в программе подготовки будущего художника традиционного прикладного искусства.

В программе дисциплины «Проектирование» тема «Xудожественное проектирование платков и шалей на основе изучения традиционного русского платка» является одной из важнейших для подготовки будущего художника росписи ткани. Платок - аксессуар, которому можно найти множество применений. Шелковый платок с ручной росписью уникален, он позволяет создать неповторимый образ. Для их художественного оформления используется все многообразие орнаментики, композиционно-колористических решений, различных приемов и эффектов. Разнообразие

композиционных схем платков позволяет варьировать его использование в костюме.

Работу над проектированием платка или шали следует начинать с тщательного изучения композиционного построения и стилистики русских шалей, обращая внимание на образность узоров русских шалей, эмоциональное воздействие, органичный характер орнамента.

На первом этапе проектирования полезно выполнить зарисовки композиционных схем построения рисунков платков XIX - начала XX века, обладавших наибольшей целостностью решения декора и устоявшимися традициями. Данное задание пополнит знания студентов возможностями ритмической и пропорциональной организации композиции платка. Этому способствует копирование композиционных схем в графике.

Следующим этапом работы может быть точная зарисовка или копия угла платка или шали в графике и цвете. В процессе работы над зарисовкой появляется возможность наиболее углубленного изучения разнообразия орнаментальных приемов, цветовой красочности, относительно условной интерпретации растительных форм, особенности построения букетов. Важно, так же, обратить внимание на то, как соединяются между собой мотивы каждого угла, образуя при этом, порой, замкнутый орнаментальный узор.

Важный этап - поиск мотивов, которые в дальнейшем заполнят композицию, поиск образного решения будущей шали или платка. Излюбленными темами художников всегда были мотивы полевых цветов и трав, пышных садовых цветов, осенних листьев. Использование в композиции платка собственных натурных зарисовок растительных мотивов требует их художественного переосмысления, обобщения в соответствии с общим композиционным замыслом, технологией исполнения данного проекта в материале.

Поиск колористического решения будущего изделия является важным этапом в разработке проекта платка. В соответствии с традицией цветового решения, платок, как правило, доминировал в костюме, взяв на себя основную цветовую нагрузку. Роль платка в этом случае разнообразна: головной платок, платок - галстук, который носят с рубашкой апаш; шаль, наброшенная на плечи; платок в качестве декоративного пояса.

Современное прочтение темы диктует более широкие возможности колорирования. Платок может не только доминировать в современном костюме, но и играть роль деликатного дополнения, вписываясь в общий цветовой строй. Платок может иметь и сувенирный характер, использоваться как декоративное пятно в оформлении интерьера.

Цветовое равновесие в проекте платка может быть достигнуто повторяемостью цветового решения каждого угла в соответствии с рисунком платка. Но в современном прочтении возможно и асимметричное цветовое решение, с выделением в каждом углу платка собственной доминанты. В этом случае необходимо выдержать весь проект в единой цветовой гамме, сохранив цельность.

Последним этапом работы является выполнение проекта композиции платка или шали в натуральную величину в цвете на бумаге, так называемого «крока». Проект должен быть выполнен с учетом технологии выполнения его в материале. Для максимального сходства проекта с будущим изделием, при создании крока используются специализированные инструменты, красители и вспомогательные вещества (соль, мочевина, воск), применяемые в художественной росписи ткани.

Изучение и анализ художественных особенностей традиционных русских платков и шалей дают молодому, современному художнику огромное поле для творчества и воспитывают национальное самосознание.

Литература

1. Ивановские ситцы: Альбом / Автор составитель Е.В. Арсеньева. -Л.: Xудожник РСФСР, 1983. - 216 с., ил.

2. Павловопосадская шаль: Альбом. / Составители. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова. - М.: «Интербук-бизнес», 2007. - 176 с., ил.

3. Русские шали: Альбом. / Автор-составитель Г.А. Макаровская. -М.: Советская Россия, 1986. - 184 с., ил.

4. Ситцевая Россия: Каталог выставки. Министерство культуры РФ. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. - М., 2010. - 160 с., ил.

5. Соболев Н.Н. Набойка в России. История и способы работы. - М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1912. - 110 с., ил.

6. Шёлк и ситец. Диалог культур. Xудожественный текстиль России и Узбекистана. Каталог выставки. - М., 2014. - 26 с., ил.

7. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI - XVII вв. - М.: Издание Государственного исторического музея, 1934. - 24 с., ил.

8. Янченко В.Л. Набивные платки и шали в русском народном костюме первой половины XIX в. // Традиции народной одежды и искусство современного костюма. Сборник научных трудов НИИКП. - М.: НИИКП, 1983. - С. 119-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.