Научная статья на тему 'Типологическая общность и различия традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья'

Типологическая общность и различия традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
814
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВЯЗАНЫЙ ПЛАТОК / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / TYPOLOGICAL COMMUNITY / REGIONAL PECULIARITIES / KNITTED SCARF / ARTISTIC-TECHNOLOGICAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильченко Алла Александровна, Шлеюк Светлана Геннадьевна

Статья посвящена вопросам типологической общности и региональных особенностей художественно-технологической структуры традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья. Материал рассматривает стилистическое своеобразие и художественные особенности вязаного платка как уникального художественного явления, неотделимого от истории развития художественного ремесла вязания и особой эстетики материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological community and distinctions traditional knitted scarf of South Ural and Volga region

Questions typological community and regional peculiarities of the artistic-technological structure of traditional crocheted shawl of the southern Urals and the Volga region are connected with the consideration of the stylistic originality and artistic features crocheted shawl as a unique artistic phenomenon, which is inseparable from the history of development of art craft of knitting and special aesthetics of the material. However, a comprehensive art assessment of this phenomenon is practically not understood.

Текст научной работы на тему «Типологическая общность и различия традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья»

Васильченко А.А., Шлеюк С.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: svetlanchikdis@yandex.ru

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОГО ВЯЗАНОГО ПЛАТКА ЮЖНОГО УРАЛА И ПОВОЛЖЬЯ

Статья посвящена вопросам типологической общности и региональных особенностей художественно-технологической структуры традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья. Материал рассматривает стилистическое своеобразие и художественные особенности вязаного платка как уникального художественного явления, неотделимого от истории развития художественного ремесла вязания и особой эстетики материала.

Ключевые слова: типологическая общность, региональные особенности, вязаный платок, художественно-технологическая структура.

Пуховый платок и шаль относятся к художественному текстилю - особому виду декоративно-прикладного искусства, вобравшему в себя все лучшее, что создано человечеством на протяжении всей истории развития художественного ремесла вязания и отмечен особой эстетикой материала. Вопросам типологической общности и различий, выявлению региональных особенностей, художественно-технологической и композиционной структуры вязаного платка Южного Урала и Поволжья посвящена данная статья.

Феномен искусства вязаного платка связан с историей возникновения вязаного пухового платка в данных регионах, как изначально необходимого завершающего пластического мотива и элемента ансамбля женского костюма России, являющегося, по сути, самостоятельным художественным произведением в структуре декоративных решений народного наряда.

Оренбургский пуховый платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.) традиционно считается одним из всемирно известных символов России, получивший в мировой истории декоративного искусства особый статус уникального художественного феномена. Менее известны другие центры пуховязальных промыслов, сформировавшиеся на обширной территории Южного Урала и Поволжья (Нижнего и Среднего). Вместе с тем комплексной искусствоведческой оценкой данный феномен практически не осмыслен.

История Оренбургского пуховязального промысла начинается с середины XVIII века -времени освоения территории Оренбуржья. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии

[1, с. 55-59]. Возникновению и развитию пуховязального промысла в Оренбуржье способствовали особые природно-географические условия местности (резко континентальный степной климат), благоприятные для разведения особой породы оренбургской козы, полиэтническая культура населявших Оренбуржье народов, торгово-экономические связи и виды хозяйственной деятельности. Порода оренбургской козы, сформировавшаяся из синтеза генетического прототипа башкирской и казахской козы, дала возможность появлению местного материала - козьего пуха, определившему дальнейшее развитие и совершенствование народного промысла. На процесс формирования орнамента оренбургского платка оказали влияние традиции русского декоративно-прикладного искусства, в частности кружева и вышивки, а также орнаментальные формы изделий населяющих регион народов. Синтезирование их с натурными мотивами дало возможность сформировать традиционную художественно-технологическую систему, отраженную в уникальных вязаных мотивах и узорах шалей и паутинок.

Предпосылками возникновения и развития пуховязания Башкортостана также являются природно-географические условия местности близкие по своим особенностям к условиям Оренбуржья. Климатические условия способствовали разведению местной породы пуховых коз («ашкорт», «токомо», «ябай ялан токомо», «ябай токомо»), а исторически сложившийся полукочевой способ хозяйствования, давал продукты натурального хозяйства: шерсть, пух, как материал для развития ремесел. Основой пуховязания Башкортостана исторически является ткачество из пуха - уникальный вид башкирского ремесла, не имеющий аналогов в искусстве

других народов. Изготовление башкирских тканых шалей начиналось с набивки вручную на домашнем станке длинного полотнища, которое затем разрезалось на 2-3 части и сшивалось в большую квадратную форму. Края шали оформлялись ажурной бахромой с длинными кистями [2]. Однако под влиянием процесса зарождения и развития пуховязального промысла Оренбуржья со 2 пол. XVIII века, башкирская тканая шаль постепенно заменяется вязаной.

Возникновение и формирование Волгоградского пуховязального промысла определяем второй половиной XIX века, данный факт также был обусловлен географическими и климатическими условиями, а именно - резко-континентальный климат способствовал разведению коз придонской породы. С конца XIX века художественное вязание из пуха в этих краях становится традиционным казачьим промыслом. Наиболее известным центром пуховязания в этой местности издавна являлась казачья станица Урюпинская, основанная в 1618 году на реке Хопре (ныне город Урюпинск).

Точных данных по появлению пуховязания в Пензенской губернии нет, считается, что оно было завезено из других регионов (во второй половине XIX века). Известный исследователь промыслов С.А. Давыдова предполагает, что пуховязание в середине XIX века было заимствовано в Оренбургской губернии, а пух привозили из соседних областей.

Таким образом, анализ истории возникновения центров пуховязания Южного Урала и Поволжья показал, что наиболее ранним по времени формирования является оренбургский пуховязальный промысел, история которого насчитывает более двух веков. Пуховязальные промыслы Пензенской, Волгоградской областей стали образовываться значительно позднее - с середины XIX века, т. е. спустя век после зарождения оренбургского.

При всем разнообразии изделий данных регионов, отмеченных наличием местных технологических, структурных, композиционных и других особенностей, находим в них и много общих черт. Так, типологическая общность традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья проявляется в особой ажурной структуре полотна, называемой «платочным», «рябым» вязанием, или «двухизнаночной гладью», при котором применяются только лицевые петли и

накиды. Ажурная, «дырчатая» структура в пу-ховязании образуется от преобладания петель-накидов, соединенных между собой в различных вариантах. Техника ажурного пуховязания -счетная. Композиция и размер платка определяется количеством набранных петель по горизонтали, будущий узор формируется в рядах по вертикали. Инструменты, которые применяются для обработки пуха в исследуемых центрах пу-ховязания, существовали задолго до формирования промысла, т. к. вначале использовались для обработки шерсти. Мастерицы в надомном ручном производстве ажурных паутинок и шалей и сейчас используют эти инструменты. Примером может служить оренбургский пуховязальный промысел, в котором применяются:

- гребень - это соединенные в виде треугольника три дощечки. Со временем гребень заменили чески - небольшие дощечки (15x10 см) с набитыми на них иглами из жесткой тонкой проволоки;

- легкие веретена (16-20 см длиной) для прядения; в последнее время иногда используют электрические прялки, но при этом пуховая нить получается более грубой;

- достаточно устойчивая емкость для веретена (чашка, ложка половника и др.), облегчающая его вращение;

- стальные спицы («иголки, иглы») вязальные (чулочные); разного диаметра для вязания из пряжи разной толщины;

- грузило - болт или гайка, привязываемые к связанной части платка для оттягивания;

- подмотка - кружок из плотного материала (диаметром 5-6 см);

- пяльцы («пялы») - регулируемая рама из деревянных реек, применяемая для растяжки готового платка после стирки [3, с. 15].

Технология изготовления вязаных платков состоит из нескольких стадий и начинается с подготовки пуха - кропотливой и требующей много времени процедуре. Первый, второй, третий прочес означают очистку пуха от посторонних примесей, удаление коротких волокон, укладывание пуховых волокон параллельно и свертывание пуха вкруговую (в куделю), т. е. подготовку пуха к прядению. Следующей стадией является прядение пуха - это изготовление пуховой нити (вытягивание, утонение, скручивание волокон пуха). Прядение пуха происходит при помощи веретена, толщина нити определяется мастерицей так-

тильно. Чем тоньше нить, тем изделие будет ажурнее и легче. Трощение - это соединение пуховой пряжи с натуральной шелковой нитью для ажурной паутинки и хлопчатобумажной для теплого платка. Этот прием появился в пуховяза-нии в начале XX века и стал типичным для пуховязания Оренбуржья.

Отличительная особенность оренбургского пуховязания - тонкое и неплотное прядение пуха, обеспечивающего сохранность пуха в платке за счет его медленного «пушения». Связанный из оренбургского пуха платок имеет невысокую ровную «пушистость», он более плотный, чем из другого пуха, но остается легким, воздушным и очень теплым. Особые свойства оренбургского пуха: длина 7,5 см, тонкое (14-16 мкн) эластичное, шелковистое волокно с характерным блеском и относительной крепостью, малой теплопроводностью, уравнённостью по длине.

Пух башкирских коз мягкий, достаточно короткий (4-6 см). Особое отличие башкирского пуховязания проявляется в способе изготовления пряжи. Пуховая пряжа для башкирских платков состоит из двух пуховых нитей без добавления хлопчатобумажной или шелковой основы.

Волгоградский пух породы придонской серебристой козы, в отличие от пуха оренбургских коз, более прочный; длина пряди пуха от 10 до 17см, толщина волоса 18-19мк ; цвет - голубовато-серый со стальным отливом. В Волгоградской области прядение пуха осуществляется на прялке, вследствие чего платки более плотные и тяжелые.

В Пензенской области используется привозной пух, в основном оренбургский, придонский, среднеазиатский. Употребляется пух белого цвета для пряжи трех видов: только из двух пуховых нитей; из трех нитей (две пуха и одна шелка); из двух нитей (по одной пуха и шелка). В Пензенской области издавна практиковалось разделение мастериц на прядильщиц и вязальщиц. Для прядения пуха применяется «чигирь» - приспособление (типа прялки). На современном этапе в основном вяжут платки из готовой пряжи.

Общим специфическим свойством вязаного платка является укорененность орнамента в структуре вязаного полотна, так как орнамент образуется в процессе вязания, вместе с вещью. В его основе лежит обусловленная технологией вязания стилизация - трансформация природного мотива в декоративную форму геометрического или растительного орнамента. Художе-

ственно-технологическая обусловленность формирует стилистику вязаного платка, которая выражается в единстве его образно-пластического строя, устойчивой целостности средств художественной выразительности и технологических приемов, особых свойствах материала (пряжи из козьего пуха), характеризующих вязаный платок как произведение декоративно-прикладного искусства.

Основным орнаментом оренбургского платка является геометрический мотив. Существенные элементы конструктивной части орнамента оренбургского платка - крест, круг, квадрат, восьмиугольная звезда - это общепринятые геометрические символы, основанные на космологическо-мифологическом восприятии человека. Важнейшей особенностью композиции оренбургского вязаного платка является её трехчастность. Каждая часть композиции платка традиционно стилистикой мотивов связана с его общей формой и структурой полотна. Так, кайма в ажурном платке - это богато украшенная декором широкая полоса, которая орнаментально завершает и синтезирует всю композицию. За каймой следует решётка - узкая орнаментальная полоса, состоящая из равномерно повторяющихся однородных элементов и отделяющая кайму от середины платка. Середина - это центральное поле платка, основа его композиционного решения и художественнообразного содержания.

Композиция теплого платка, также как и ажурного состоит из трех частей: каймы, обвязки и середины. Отличием теплого платка является решение середины, которая в основном вяжется без узора. При этом в теплом платке середина и кайма вывязываются отдельно; середина завершается обвязкой, после чего все части платка соединяются.

Если середина полотна платка состоит из одного большого квадрата-ромба, называемого мастерицами «кругом», в который вписан другой перевернутый квадрат - ромб, то такой платок называется однокруговым. Крестообразная композиция середины платка, состоящая из пяти ромбов-кругов, носит название пятикруговой. Композиция середины платка, заполненная раппортным узором из одного или нескольких простых мотивов, называется сплошной, при этом используемые элементы получают декоративное продолжение в кайме и решетке. Такая композиция имеет характер коврового или

замкнутого орнамента, характеризуется сплошным заполнением поверхности на основе метрического повтора.

Структура композиции башкирского платка предельно проста: чаще всего это шали со сплошной серединой и каймой, обрамленной зубцами. Решетка обычно отсутствует или не выделяется. Практически всегда орнамент платка геометрический.

Волгоградские платки отличаются высоким голубоватым пухом, полностью закрывающим декоративную структуру платка. Поэтому в них также нет однокруговых и пятикруговых композиций. Для волгоградских платков ажурной вязки характерно свободное сочетание геометрического и растительного орнамента. Волгоградские мастерицы используют в платках чаще всего традиционную трехчастную композицию, состоящую из каймы, решетки и середины. Однако часто в платках традиционно вывязывается только кайма и середина. Такая композиция соответственно не содержит кругов (одного или пяти), а платки имеют сплошную середину.

В Пензе мастерицы вяжут толстые теплые шали, связанные из скрученных трех пуховых нитей, их платки менее ажурные, чем оренбургские платки-паутинки, но более тонкие, чем волгоградские [4].

Выразительные средства орнаментальной композиции (мотив, узор) являются, с одной стороны, общими для традиционного вязаного платка, с другой - обладают в каждом регионе особым художественным своеобразием. Мотив -первичный, наиболее простой элемент орнамента, имеющий свой образно-выразительный смысл. В оренбургском ажурном платке наиболее часто используются, такие мотивы как «ко-сорядки» - косые ряды накидов справа налево и наоборот; «бисерные цепочки», напоминающие узоры из «косорядок», но они более тонкие и изящные. Так же применяется мотив «глухотин-ка» (большая и малая) ассоциирующаяся с «глухой ягодой» (ежевикой). Рисунок «кошачья лапка» напоминает малую «глухотинку» с ажуром (т. е. накидом) в центре и навеян впечатлением от кошачьего следа. «Мышиный след» ассоциируется так же с цепочкой мелких следов на снегу. Мотив «горох» создает особую ажурную структуру, похожую на кружево; «рыбка» напоминает рыбью чешую, а мотив «соты» ассоциируются с геометрическим рисунком пчелиных сот.

Сочетание простых элементов (мотивов) образует вторичные элементы, которые, в свою очередь так же имеют названия, такие как: -«цепочки», «решетки» «кубики», «корольки», «встречные пилки», «угольники из косорядок», «выворотные шашечки из ягод» и др.

Простые элементы и их более сложные сочетания (вторичные элементы) объединяются и синтезируются в еще более сложные варианты, определяемые авторами как узоры: «сосенки», «самоварчики», «бантики», «снежинки» и др. [4], [5]. Последовательное усложнение орнамента? от первичных элементов к комбинациям из них -создает богатство и разнообразие орнаментальных форм. Многочисленные мотивы, их комбинации и сочетания тонкостью своих ритмических построений образуют единство визуальных ритмов на условиях соотношения симметрии и асимметрии в границах орнаментальных построений. Перечисленные мотивы и узоры используются мастерицами выборочно во всех центрах пуховязания Южного Урала и Поволжья.

В башкирском вязаном платке применяется минимальный набор мотивов, сходных с оренбургскими: в основном «косорядки», «бисерные дорожки», «кошачьи лапки».

Основные узоры орнамента волгоградского вязаного платка - «ландыш», «листья клена», «листья дуба», «камыш» и др., созданные из сочетаний первичных элементов (мотивов) оренбургского пуховязания - «косорядок», «гороха», «сот».

Особенностью пензенских теплых шалей является своеобразная фактура полотна, связанного «в клинышек» (чередование треугольников, выполненных при помощи лицевых и изнаночных петель). Необходимо отметить также, что традиционными элементами орнамента пензенских платков являются первичные мотивы, принятые в пуховязании Оренбуржья. Зафиксируем некоторые из них: -«рыбка», «глухотинка», «горох», «соты», «мышиный след», «кошачья лапка»; а также вторичные элементы: «бантики», «угольники», «цепочки», «встречные пилки». Их сочетание образуют своеобразные узоры, характерные для традиционных пензенских платков. Эти узоры можно условно разделить на три группы. В первую группу входят узоры с растительным орнаментом: «шишка», «репей», «сосенка», «дубовый лист», «рассыпной горошек»,

«лимон», «виноград», «дорожка с семечками». Вторую группу составляют узоры, имеющие аналогию с животными: «медвежья лапа», «змейка» «кошачья лапа», «мышиная дорожка», «шашка - пятка раздавленная», «шашка-паутинка». Третья группа содержит узоры: «выворотная шашка», «выворотный бочонок», «шашка в два обгорода», «дорожка-веревочка», «цепочка простая и выворотная» [3, с.19].

Помимо выявления исторических, технологических, композиционных, типологических и орнаментальных особенностей вязаных платков Южного Урала и Поволжья, необходимо отметить возможную трансляцию ручного надомного труда в машинное производство. Ярким примером служит деятельность предприятия ЗАО «Фабрика оренбургских пуховых платков» как

пример уникального взаимодействия принципов ручного художественного ремесла и машинного производства изделий. Фабрика оренбургских пуховых платков, созданная в 1930 году на базе артели им. 1-го Мая - единственное, не имеющее конкурентов в России трикотажное предприятие по изготовлению пуховых, ажурных изделий. Машинное производство позволило освободить работников от самых трудоемких и тяжелых операций по обработке пуха и изготовлению пуховой пряжи. Большие тиражи и более низкая цена пуховых изделий сделали их доступными всем слоям общества, но, одновременно, произошла подмена единичных эксклюзивных произведений на тиражируемую продукцию.

Данный анализ позволил выстроить нижеприведенную таблицу, представляющую основ-

Таблица 1. Технологические и композиционные особенности вязаного платка Южного Урала и Поволжья

Название промысла Оренбургский пуховязальный промысел Башкирия Пенза Волгоград

Дата возникновения Середина XVIII века XIX - начало XX века Середина XIX века Вторая половина XIX века

Наличие местной породы коз Порода генетический прототип башкирские и казахские козы Порода пуховых коз («ашкорт» «токомо», ябай ялан токомо, ябай токомо) Нет Порода придонской серебристой козы

Применяемые материалы (пух, нить) Мягкий эластичный пух длиной 7,5см; тонина 14-16 микрон, шелковая и х/б нить Пряжа из двух пуховых нитей без добавления хлопчатобумажной или шелковой основы. Пух 4-6 см, мягкий Пух -среднеазиатский, оренбургский, волгоградский. Напрядают на шелковую нить Пух прочный; длина пряди пуха от 10 до 17см, толщина волоса 18 -19мк цвет □ голубовато-серый со стальным отливом

Типы вязаных платков Паутинка ажурная и теплая шаль Ажурная паутинка и теплая шаль Ажурный платок Ажурный и теплый платок

Т ехнологическое качество платка Невесомость, тончайшая структура Тканая и вязаная структура шали в основном плотная Менее ажурный, чем оренбургский вязаный платок Уплотненная структура вязания

Особенности композиции Трехчастность симметрия; Однокруговая, пятикруговая, со сплошной серединой Нет трехчаст-ного деления, (есть кайма; решетка присутствует не всегда), сплошная середина. Трехчастность есть кайма, решетка присутствует не всегда, сплошная середина Трехчастная композиция не содержит кругов (одного или пяти)

Характерные мотивы орнамента Мотивы - «горох», «косорядки», «кошачьи лапки», «мышиный след», «гармошка», «бисерная цепочка», «рыбки», «глухотинка» Простой орнамент в кайме - «зигзаг», ромбы Мотивы, сходные с оренбургскими -«горох», «кошачья лапка», «бисерные дорожки» и др. Крупные шестиугольники, связанные «горохом». Применяются мотивы «дубовый лист», «пряник», «репьи» Сочетание геометрического и растительного орнамента; Мотивы: «кленовый лист», «ландыш», «перо павлина», «листья дуба», «камыш»

Наличие машинного производства Есть ООО «Фабрика оренбургских пуховых платков» Нет Нет Нет

Таблица приведена на основе диссертационного исследования А.А. Васильченко [стр. 103-104].

ВЕСТНИК ОГУ№5 (166)/май'2014 35

ской областях также вяжут как ажурные платки (не «паутинки»), так и теплые шали, однако они более плотные и пушистые по сравнению с оренбургскими. Оренбургский платок характеризуется наличием канонической, стилистически цельной художественно-технологической системы, сложнейших композиционных схем, традиционных мотивов (первичных элементов) и узоров (вторичных элементов) геометрического орнамента. В платках Башкортостана, Волгоградской и Пензенской областей нет пятикруговых и однокруговых платков, а трехча-стность не является каноническим принципом композиции. В некоторых случаях применяется трикотажное вязание (с изнаночной петлей), нет единства узора каймы и середины платка. Своеобразные узоры волгоградских и пензенских платков сформированы из первичных мотивов оренбургского пуховязания, что указывает на их заимствованный характер.

Таким образом, что наиболее ранним по времени формирования является оренбургский пуховязальный промысел. В связи с этим традиции и канонические принципы, включающие весь цикл ручного ремесла, оказались на более совершенной стадии развития. Выработанная в течение долгого периода времени система нашла отражение в вязаных платках близлежащих областей и послужила образцом для подражания, а также истоком для художественных интерпретаций. В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что наивысшего развития искусство традиционного вязаного платка достигло в Оренбуржье.

14.02.2014

Список литературы:

1. Абдулгазина, Т.Я. К истории пуховязального искусства // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. - Уфа: Гилем, 2006. - С.55-59

2. Руденко, С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки / С.И. Руденко. - М.-Л., Издательство Академии наук СССР. - 1955. - 393 с.

3. Васильченко, А.А. Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья. [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. Искусствоведения (17.00.04) / Васильченко Алла Александровна; Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова - Москва, 2013. - 31с.

4. Васильченко, А.А. Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья. [Текст]: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.04: защищена 20.12.13 / Васильченко Алла Александровна. - Москва, 2013. - 173с.

5. Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок / И.В. Бушухина. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2005. - 264 с., илл.

6. Астраханцева, Т.Л. Народная керамическая скульптура начала XX века и гжель. Преемственность традиции // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА /Московская государственная художественнопромышленная академия имени С.Г. Строганова. - М: МГХПА, 2014. - № 1. - С.40 - 44.

Сведения об авторах:

Васильченко Алла Александровна, доцент кафедры рисунка и живописи Оренбургского государственного университета, член Союза художников России,

Заслуженный художник России Шлеюк Светлана Геннадьевна, заведующий кафедрой рисунка и живописи Оренбургского государственного университета, кандидат искусствоведения, доцент 460018, г.Оренбург, ул. Шевченко, 28, ДЮТ «Прогресс», тел.: (3532) 912213, e-mail: svetlanchikdis@mail.ru

ной перечень технологических и композиционных особенностей вязаного платка Южного Урала и Поволжья (Таблица 1).

Сравнительный анализ характеристик центров пуховязания Южного Урала и Поволжья выявил, что при типологической общности внешней структуры, платки Южного Урала и Поволжья имеют существенные отличия художественно-технологических характеристик? по качеству пуха, характеру композиции, типу орнамента, набору мотивов и узоров. Выявленные отличия определены региональными особенностями, среди которых наиболее значимыми, влияющими на формирование технологии исполнения, композиционной и орнаментальной структуры вязаного платка являются этноге-ографический, климатический, социальный, экономический и национальный факторы.

Пуховязальные промыслы Южного Урала (Оренбуржье и Башкортостан), а также Волгоградский, сформировались при наличии местных пород коз и, соответственно, местного пуха. В Пензенской области использовался привозной пух разных сортов. Существенные различия климатических и географических условий оказали влияние на различия пород местных коз и соответственно на существенное отличие качества пуха, что в свою очередь определило формирование характерных региональных особенностей промыслов.

Самый богатый ассортимент вязаных платков в Оренбуржье - ажурные «паутинки» и теплые толстые шали. В Волгоградской и Пензен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.