Научная статья на тему 'Основные этапы профессиональной подготовки учителей физической культуры в высших учебных заведениях Германии'

Основные этапы профессиональной подготовки учителей физической культуры в высших учебных заведениях Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГ / ГЕРМАНИЯ / VOCATIONAL TRAINING / PHYSICAL EDUCATION / TEACHER / GERMANY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдук Ольга Владимировна

Исследуются особенности и основные этапы профессиональной подготовки учителей физического воспитания в Федеративной Республике Германия на современном этапе. Автор описывает традиционную и современную систему подготовки педагогических кадров по физическому воспитанию, процесс реализации принципов Болонского процесса в новых моделях педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STAGES OF VOCATIONAL TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS AT THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN PRESENT-DAY GERMANY

The article covers the peculiarities and the main stages of vocational training of physical education teachers in the Federal Republic of Germany. The author describes the traditional and the modern system of training of physical education teachers, and the process of implementation of the principles of the Bologna process in the new models of teacher education.

Текст научной работы на тему «Основные этапы профессиональной подготовки учителей физической культуры в высших учебных заведениях Германии»

66

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Педагогика

УДК 796.071.4 (430) О.В. Гайдук

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГЕРМАНИИ

Исследуются особенности и основные этапы профессиональной подготовки учителей физического воспитания в Федеративной Республике Германия на современном этапе. Автор описывает традиционную и современную систему подготовки педагогических кадров по физическому воспитанию, процесс реализации принципов Бо-лонского процесса в новых моделях педагогического образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическое воспитание, педагог, Германия.

Система подготовки педагогических кадров в вузах Германии на протяжении многих лет вызывает большой интерес у педагогов и ученых разных стран. Германия имеет высокоразвитую систему высшего образования и акцентирует большое внимание на качественной подготовке педагогических кадров. В связи с постоянным вниманием ученых и практиков Германии к совершенствованию качества подготовки преподавателей физического воспитания, к бесспорному мировому лидерству в развитии школьного, олимпийского и профессионального спорта, особого внимания заслуживает опыт подготовки педагогов физического воспитания этой страны.

Многие ученые обращали внимание на определенные аспекты прогрессивного опыта образования в Германии. Особенности содержания и структуры педагогического образования Германии были предметом изучения в трудах Н. Абашкиной, Г. Бергхорн, В. Гаманюк, И. Гуревича, Н. Козак, П. Лун-дгрена, А. Матвиенко, Т. Мойсеенко, Л. Пуховской, Л. Сакун, М. Тихонова, А. Турчина, Л. Чулковой, Т. Яркиной и др. Отдельные аспекты системы педагогического образования Германии представлены в монографиях и диссертациях украинских и российских ученых (Н. Абашкина, Т. Вакуленко, В. Гаманюк, Н. Козак, А. Кириловський, О. Мартынова, Н. Махина, С. Павлюк, А. Пришляк, Л. Пухов-ская, Д. Саитова, С. Синенко, Л. Сущенко, Д. Торопов, А. Турчин, И. Шимкив и др.). Однако данные исследования оставляют без научного внимания систему подготовки учителей физического воспитания в Германии.

Начиная с 1998 г., с поправкой к Закону «О высшем образовании», в Германии началась реализация идей Болонского процесса. Первоочередным шагом в этом направлении был переход к двухступенчатой системе образования в вузе. В 2000 г. Конференция министров образования (КМК) утвердила критерии распространения кредитной системы и модуляции, создавая, таким образом, единую основу для концепций образования в различных землях Германии.

Следует отметить, что в Германии каждая из земель имеет определенную автономию и может сама регулировать образовательную политику, а также сроки внедрения и прохождения образовательных реформ. К тому же в стране в различных учебных заведениях действуют собственные правила, касающиеся следующих вопросов: а) сроков профессиональной подготовки педагогов (теоретическая и практическая фазы); б) требований к содержанию образования (целесообразное количество часов по каждой дисциплине); в) форм содержания государственных экзаменов; г) квалификации, присваиваемой педагогам. Новая система образования внедряется и существует в Германии наряду с традиционной двухуровневой системой образования.

В конце 2004 г. КМК подготовила и ввела стандарты педагогического образования [6], которые четко определяют компетенции педагогов или требования к квалификациям, которым они должны соответствовать на протяжении своей профессиональной деятельности. Уже с 2005 г. эти стандарты стали вводиться в образовательный процесс университетов. Введение стандартов для первой и второй фаз высшего образования было большим прогрессом в системе педагогического образования Германии, поскольку объясняло, что именно должны знать и уметь молодые педагоги после окончания вуза. Усиление методической и диагностической подготовки студентов педагогических вузов позволило повысить профессионализацию педагогического образования в современной ФРГ.

Основные этапы профессиональной подготовки учителей.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

67

Под профессиональной компетенцией учителя понимают знания, способности и навыки, которыми должен обладать педагог для решения конкретных проблем обучения. Эти компетенции должны приобретаться в течение различных ступеней образования будущего учителя. На первой ступени обучения он приобретает базовые профессиональные компетенции - знания и методы, на которых строится образование. Вторая ступень - практическая, на ней будущий педагог учится на практике применять теоретические знания. Главная задача практической профессиональной подготовки - развитие творческой личности педагога, что является дидактической целью немецкой высшей школы. Третья ступень - это повышение квалификации и / или переподготовка [6].

На сегодняшний день традиционная подготовка учителей в Германии состоит из двух этапов:

- образование в университете (заканчивается сдачей первого государственного экзамена);

- двухлетняя педагогическая практика - «рефендариат» (до второго завершающего государственного экзамена).

К тому же, получив образование в университете, в зависимости от того, какую степень и тип школы выбрали будущие педагоги, они могут получить различные учительские должности:

а) должность учителя первой степени I (учитель 1-4 кл. начальной школы, первый возрастной уровень);

б) должность учителя второй степени I (учитель 5-10 кл. базовой, реальной школы, гимназии и объединенной школы);

в) должность учителя второй степени II (учитель 11-13 кл. гимназии и объединенной школы) [2].

В подавляющем большинстве немецких земель наблюдается распределение подготовки учителей еще и по типам школ: начальная школа (Grundschule), основная (средняя) школа (Hauptschule), реальная школа (Realschule), гимназия (Gymnasium), профессиональная школа (Berufsschule), а также подготовка педагогических кадров по специальности «коррекционная педагогика» (Sonderpädagogik) [1]. На практике многие студенты выбирают право занимать две учительские должности. Особенно часто встречается сочетание должности учителя второй степени I и второй степени II.

Длительность образования для учителя первой степени I и второй степени II составляет 6 семестров (3 года), учителя второй степени II - 8 семестров (4 года). Еще один семестр существует для сдачи экзаменов. После чего 2 года продолжается педагогическая практика, которая заканчивается сдачей второго государственного экзамена [2].

Кроме традиционной системы подготовки будущих учителей, в Германии постепенно вводится другая двухуровневая система по схеме бакалавр - магистр. Это так называемая многоуровневая модель, в которой студент на первом уровне бакалавра учится 6 семестров, а затем, по желанию, может получить степень магистра (продолжительность обучения составляет от 2 до 4 семестров в зависимости от выбранной должности учителя). После успешного прохождения программы магистра студент может также учиться в докторантуре с последующей защитой диссертации.

В Германии на сегодняшний день существуют более 60 вузов, занимающихся профессиональной подготовкой учителей физического воспитания. Их подготовкой занимаются не только педагогические университеты (вузы), но и специализированные спортивные факультеты при различных университетах (общеобразовательных, технических), высших профессиональных школах. Подавляющее большинство федеральных земель (кроме земель Саар, Бавария и Баден-Вюртемберг (кроме учителей профессиональных школ), Гессен, Мекленбург) [5] готовят педагогические кадры по новой двухуровневой системе бакалавр - магистр, остальные - занимаются традиционной подготовкой учителей физического воспитания.

В качестве примера традиционной подготовки учителей остановимся подробнее на подготовке учителей физического воспитания в одной из крупнейших земель Германии - в Баварии, где учебные курсы по подготовке учителей физического воспитания основываются на законе «Правила первого экзамена для учителей государственных школ» (Ordnung der Ersten Prüfung für ein Lehramt an öffentlichen Schulen (Lehramtsprüfungsordnung I - LPO I)) [3]. Кроме того, внутри профессиональной группы учителей физического воспитания различают учителей начальных, средних, реальных, профессиональных школ и гимназий. Школьный учитель физкультуры должен быть обучен дополнительно к спортивной специальности по крайней мере еще одному предмету преподавания и пройти 24-месячную практическую подготовку.

Рассматривая подготовку педагогов по физическому воспитанию в специализированных университетах земли Бавария, отметим, что во многих баварских университетах существуют различные

программы по подготовке учителей по специальности «Физическое воспитание» (Sport), что связано, как было отмечено выше, с типом школы и должностью учителя, которую выбирает абитуриент. Так, например, на факультете спорта и наук о здоровье при Техническом университете Мюнхена (ТУМ) (Fakultät für Sport- und Gesundheitswissenschaft der Technischen Universität München) [7] с начала зимнего семестра 2010/2011 обучение по предмету «Физическое воспитание» происходит для студентов, претендующих на должности учителей начальных и средних школ, гимназий, реальных училищ, согласно порядку сдачи экзамена на должность учителя LPO I в государственных школах. Общей целью обучения является подготовка будущего учителя, который бы мог, ориентируясь на ученика и пользуясь различными приобретенными спортивными и научными знаниями, планировать, проводить и анализировать урок физкультуры. Этой концепции способствуют модули, связанные с различными областями компетенции:

- преподавания и обучения, укрепления здоровья;

- науки о тренировках и движении;

- учебной компетенции в видах спорта.

Подготовка учителей физического воспитания начальной и средней школы на факультете спорта и наук о здоровье в ТУМе регламентируется Законом Баварии LPO I от 13 марта 2008 г. и Законом «Порядок сдачи второго государственного экзамена на должность учителя в государственных школах» (LPO II) от 28 октября 2004 г. [4]. Обучение по специальности «Физическое воспитание начальной и средней школы» в ТУМе имеет двухфазную структуру. Первая фаза длится в течение семи семестров, в соответствии с § 20 раздела 2 LPO I, и заканчивается сдачей первого государственного экзамена. Первая фаза обучения по специальности «Физическое воспитание начальной школы» в ТУМе происходит по модульной структуре, объем учебной нагрузки (ECTS - Punkten) составляет 69 кредитов. Для должности учителя начальной и средней школы необходимы 54 кредита в профессионально-научной области (согласно § 22 (абзац 2 d) LPO I) и 12 кредитов в профессионально-дидактической области (согласно § 22 (абзац 2 e) LPO I). Согласно § 22 (абзац 1 h) LPO I дополнительно нужно получить 15 кредитов в случае обучения двум предметам.

Вторая фаза обучения включает в себя стажировку или педагогическую практику, которая длится 24 месяца и заканчивается сдачей второго государственного экзамена [4]. Первые 12 месяцев рефендариата состоят из таких составляющих:

- самостоятельного преподавания изучаемых предметов (8 часов в неделю);

- практики в преподавании под руководством учителя (наставника) (10 часов в неделю);

- семинарских занятий (10 часов в неделю).

Два раза в неделю кандидат на должность учителя посещает семинарские занятия в разных школах. Три других дня кандидат занимается преподаванием, практикой, посещением уроков в школе, к которой он прикреплен. Следующие 12 месяцев рефендариата состоят из таких составляющих:

- самостоятельного преподавания предметов (15 часов в неделю);

- самостоятельного посещения уроков (3 часа в неделю);

- 10 часов семинарских занятий.

В конце практики кандидат на должность учителя сдаёт второй государственный экзамен.

Как пример рассмотрим подготовку учителей физического воспитания в одном из крупнейших и старейших вузов Германии - в Лейпцигском университете на факультете спортивных наук. Обучение бакалавров имеет целью подготовить учителя средней, специализированной школы и гимназии по основной специальности «Физическое воспитание», то есть «Поливалентный бакалавр - учитель с основной специальностью спорт» (Polyvalenter Bachelor Lehramt Kernfach Sport). По окончании обучения выпускнику присваивается звание бакалавр (Bachelor of Arts - бакалавр гуманитарных наук), срок обучения составляет 6 семестров, количество кредитов, которые он должен получить, - 180 ESTC, из них минимум 60 ESTC по предмету «Физическое воспитание». На протяжении всей учебы студенты проходят как модули по основной специальности - «Физическоме воспитание» (60 ESTC), так и модули по другой профессии (60 ESTC), общеобразовательные (30 ESTC) и профессионально-дидактические (20 ESTC) - всего 170 ESTC. Кроме теоретического обучения, студенты проходят практику в школе - посещают и проводят занятия. Также обучение дополняется выборочными модулями. В конце обучения студенты пишут бакалаврскую работу по специальности -научную работу, в которой рассматривают и объясняют определенную проблему или предмет (10 ESTC) [8].

Основные этапы профессиональной подготовки учителей... 69

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 1

Программа по подготовке магистра (учителя с основной специальностью «Физическое воспитание» (Master of Education Lehramt Kernfach Sport)) готовит учителей для специализированных, средних школ и гимназий. Соответственно, в программе по подготовке магистра содержание обучения соответствует типу школы, которую выбирает студент. Студенты, которые выбрали должность учителя в специализированных школах, изучают углубленно, кроме педагогических, гуманитарных и обществоведческих дисциплин, также и специализированные науки о движении и тренировке в различных видах спорта, в то время как для должности учителя средней школы и гимназии дополнительно изучают естественно-научные и спортивно-медицинские дисциплины и вдобавок к этому включают в образование практические занятия в школе. Учебная программа на получение степени магистра с основной специальностью «Физическое воспитание» готовит выпускников к рефендариа-ту и позволяет сдать второй государственный экзамен. Параллельно с этим студенты (средняя школа, гимназия) после соответствующего заявления могут записаться на курс преподавателя и тренера профессионального спорта с правом преподавания в спортивных школах, школах с углубленным изучением физического воспитания. Этот курс также предоставляет студентам право заниматься в будущем тренерской деятельностью в различных спортивных союзах.

Общий срок обучения на получение степени магистра составляет 4 семестра. Количество кредитов, которые должен получить студент - 120 ESTC, из них 20 ESTC - для будущих учителей специальных школ и 40 ESTC - для учителей средних школ и гимназий по специальности «Физическое воспитание» [9].

Изучение современного состояния профессиональной подготовки педагогов физического воспитания Германии позволяет сделать следующие выводы:

1) в стране отсутствует единая общегосударственная система профессиональной подготовки педагогов физического воспитания, так как каждая земля имеет свою собственную структуру высших учебных заведений, где готовят педагогов физического воспитания с учетом системы общего образования страны;

2) в ФРГ существует как традиционная система организации подготовки преподавателей физического воспитания с получением квалификации учителя разной степени, так и новая многоуровневая, включающая подготовку бакалавров, магистров;

3) традиционная система подготовки преподавателей физического воспитания имеет двухфазную структуру: теоретическую и практическую (рефендариат), каждая из которых завершается сдачей государственного экзамена;

4) новая двухуровневая система бакалавр - магистр состоит из теоретической фазы и практики в школе; включает в себя получение определенного количества кредитов (ESTC) с присвоением соответствующей квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананин Д.П. Особенности традиционной и современной моделей подготовки учителей в Федеративной Республике Германия // Образование и наука: Журнал теоретических и прикладных исследований. Январь, 2010. № 1 (69). С. 85-94.

2. Лундгрен П. Структура подготовки учителей в Германии // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 2. С. 36-38.

3. Ordnung der Ersten Prüfung für ein Lehramt an öffentlichen Schulen (Lehramtsprüfungsordnung I - LPO I) Vom 13. März 2008. URL: http://www.gesetze-bayem.de/jporM/portal/page/bsbayprod.psml?showdoccase=1&doc.id=jlr-LehrPr0BY2008rahmen&doc.part=X.

4. Ordnung der Zweiten Staatsprüfung für ein Lehramt an öffentlichen Schulen (Lehramtsprüfungsordnung II - LPO II) Vom 28. Oktober 2004. URL: http: // www.gesetze-bayern.de/jportal/portal/page/bsbayprod.psml?doc.id=jlr-Lehr2StPr0BY2004rahmen&st=lr&showdoccase= 1&paramfromHL=true#focuspoint

5. Ständige Konferenz der Kultusminister der Länder: «Sachstand in der Lehrerbildung», Stand 20.12.2011, InternetPräsenzen der BL. URL: http://www.gew-berlin.de/documents_public/121107_Lehrerbildung_Uebersicht2012_pdf.pdf

6. Standards für die Lehrerbildung: Bildungswissenschaften (Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 16.12.2004). URL: http://www.kmk.org/fileadmin/veroeffentlichungen_beschluesse/2004/2004_12_16-Standards-Lehrerbildung.pdf

7. Studium des Unterrichtsfachs Sport für das Lehramt an Grund- und Hauptschulen - neue LPO I (ab WS 2010/11). URL: http://www.sp.tum.de/studium/studiengaenge/lehramt-grund-und-hauptschule-unterrichtsfach/

8. URL: http://www.spowi.uni-leipzig.de/ studium/ bachelor/ lehramt-kernfach-sport/

9. URL: http://www.spowi.uni-leipzig.de/ studium/master/

Поступила в редакцию 10.02.14

O.V. Gayduk

THE MAIN STAGES OF VOCATIONAL TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS AT THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN PRESENT-DAY GERMANY

The article covers the peculiarities and the main stages of vocational training of physical education teachers in the Federal Republic of Germany. The author describes the traditional and the modern system of training of physical education teachers, and the process of implementation of the principles of the Bologna process in the new models of teacher education.

Keywords: vocational training, physical education, teacher, Germany.

Гайдук Ольга Владимировна, преподаватель

Киевский национальный экономический университет (КНЭУ) им. В. Гетьмана 03680, Украша, Кшв, проспект Перемоги, 54/1 E-mail: [email protected].

Gayduk O.V., lecturer

V. Hetman Kyiv National Economic University (KNEU) 03680, Ukraine, Kyiv, prosp. Peremogi, 54/1 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.