* * *
1. Saratovskij oblastnoj muzej kraevedenija [Jelek-tronnyj resurs]. URL: http://www.comk.ru/ (data ob-rashhenija: 10.09.2018).
2. Saratovskij oblastnoj muzej kraevedenija na Gagarinskom pole v Den' kosmonavtiki [Jelektron-nyj resurs] // Saratovskij oblastnoj muzej kraevede-nija. URL: http://www.comk.ru/news/1/item-2148/ (data obrashhenija: 11.10.2018).
Specifities of teaching German in the museum of local history
The article explores the usefulness of a local history museum for learning a foreign language, in particular, German. It covers methodological and didactic prerequisites for studying and related practical lessons, as well as the peculiarities of studying at the museum.
Key words: museum, local history, culture, vocabulary expansion, language training, listening, reading.
(Статья поступила в редакцию 07.12.2018)
а. БАРТ (Волгоград)
модели подготовки будущих учителей в германии*
Дается структурное представление об академическом образовании будущих учителей с учетом различий между региональным самоопределением и национальной гармонизацией. Рассматривается также образовательная реформа при подготовке учителей на примере Университета г. Кёльна. Приводятся дискуссионные точки зрения относительно подготовки учителей.
Ключевые слова: подготовка учителей, образовательные стандарты, конференция министров образования федеральных земель Германии, компетенции, нехватка учителей.
Образование является одной из областей политики, регулирование которой, согласно конституции, в значительной степени относится к компетенции федеральных земель [3,
* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».
ст. 1 в сочетании со ст. 70]. Конституционно гарантированный примат федеральных земель в области культурной и образовательной политики также упоминается как «культурный суверенитет федеральных земель». Таким образом, образование и подготовка учителей всех типов школ регулируются законодательством соответствующей федеральной земли: министерства культуры федеральных земель регулируют обучение, используя положения о порядке обучения в вузе, образовательные стандарты и порядок проведения экзаменов [10, S. 1921]. Как следствие, обучение будущих учителей в разных федеральных землях значительно отличается.
Чтобы, тем не менее, обеспечить согласованность системы образования в Германии, была создана Постоянная конференция министров образования земель в Федеративной Республике Германия, в которой принимают участие министры и сенаторы 16 федеральных земель, ответственные за образование, науку и культуру.
Каждая федеральная земля на данной конференции имеет один голос. Поскольку решения данным органом должны приниматься единогласно, и, кроме того, совместные решения могут даже потребовать принятия в соответствующих парламентах федеральных земель, чтобы окончательно вступить в законную силу, глубина регулирования строго ограничена. Часто решения конференции министров носят общий характер и лишь определяют образовательные цели, формулируют намерения и определяют рамки, на которые должна ориентироваться подготовка учителей в отдельных федеральных землях. таким образом, этот орган следует понимать скорее как инструмент консультирования по вопросам политики в области образования и высшего образования, нежели как регулирующий орган [4, S. 499].
В октябре 2002 г. на конференции министров образования в совместном заявлении с профсоюзами образования и профсоюзами учителей были определены «Задачи учителей сегодня», известные также как Бременская декларация [5]. С учетом будущего развития и связанных с этим целей были выявлены следующие задачи в области образования и воспитания, которые должны служить руководством для обучения учителей в отдельных федеральных землях:
• переход к обществу знаний и новым медиа;
О Барт А., 2019
педагогические науки
• ускорение прогресса в области науки и исследований;
• развитие единого европейского измерения;
• динамика глобализации и межкультурной среды;
• дальнейшее развитие демократической культуры;
• важность социальной и экологической устойчивости и долгосрочного развития;
• создание равных возможностей для жизни и образования;
• поддержка индивидуальной идентичности и социальной интеграции;
• обеспечение мира и отсутствия насилия.
Учителя являются «специалистами по обучению», которые целенаправленно и научно обоснованно планируют, анализируют и оценивают процессы обучения. Цель должна заключаться в предоставлении базовых знаний, навыков и методов, «позволяющих отдельным лицам самостоятельно овладеть процессом непрерывного обучения» [5]. Важность обучения на протяжении всей жизни также принимается во внимание, поскольку Бременская декларация дополнительно требует от учителей продолжения образования и обучения «с целью учета новых событий и научных результатов в их профессиональной деятельности» [Ibid.].
На основе базового профиля учителя, изложенного в Бременской декларации, конференция министров образования в 2004 г. сформулировала стандарты педагогического образования [7]. Эти стандарты составляют основу для всех программ подготовки учителей в различных федеральных землях, включая этапы практики непосредственно в процессе обучения или следующие сразу за ним. Они сформулированы как 11 «компетенций», которые подразделяются на четыре области компетенции (преподавание, воспитание, новаторство, оценивание).
В рамках каждой компетенции различаются стандарты, применяемые для теоретического и практического обучения. Например, компетенция 4, относящаяся к сфере компетенций «воспитание», звучит следующим образом: «учителя знают социальные и культурные условия жизни учеников и влияют в школьных рамках на их индивидуальное развитие» [Ibid.]. Это главное положение далее уточняется с точки зрения теоретических и практических частей обучения. Для теоретической части компетенция содержит четыре следующих описания. Выпускники знают:
• педагогические, социологические и психологические теории развития и социализации детей и подростков;
• о любых недостатках учащихся в процессе обучения и возможностях педагогической помощи и профилактических мер;
• о межкультурной составляющей при разработке образовательных и воспитательных процессов;
• о значении гендера и его специфическом влиянии на образовательные и воспитательные процессы.
Для практической части обучения описания выглядят следующим образом. Выпускники:
• распознают недостатки и проблемы школьников и используют педагогическую помощь и профилактические меры;
• оказывают индивидуальную поддержку;
• обращают внимание на культурное и социальное разнообразие в каждой учебной группе.
Эти компетенции, обозначенные в данных стандартах, намеренно формулируются в очень общих терминах - они регулируют то, что должно быть. На вопрос «как» федеральные земли отвечают путем формулирования соответствующих учебных положений в учебных программах педагогических специальностей, а также разработки практической подготовительной службы (референдариата) и дальнейшего обучения учителей. Кроме того, федеральные земли взяли на себя обязательство проводить регулярную оценку «своего» педагогического образования на основе согласованных стандартов. Это приводит к значительному организационному разнообразию педагогического образования в отдельных федеральных землях [6]. Так, многие программы подготовки учителей зависят от типа школы: обучающиеся выбирают школу определенного типа (например, начальную школу, среднюю школу или гимназию) и получают обучение, которое готовит их к преподаванию в данном типе школ. Такова настоящая ситуация в следующих федеральных землях: Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бремен, Гессен, Мекленбург -Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн - Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия.
Другие программы подготовки учителей зависят от школьной ступени обучения: студенты в конечном итоге выбирают определенные возрастные группы своих будущих учеников (начальная ступень - классы 1-4 или
I-6; 1-я ступень общего среднего образования - классы 5-10 или 7-10; 2-я ступень общего среднего образования - классы 11-12 или
II-13). Такая система применяется при под-
готовке учителей в федеральных землях Бран-денбург и Саарланд. В Гамбурге программы подготовки учителей построены по принципу дифференцированного учета как типов школ, так и школьной ступени обучения.
Есть также различия по окончанию обучения в университете в рамках программ подготовки учителей. традиционно студенты педагогических специальностей заканчивали свое обучение первым государственным экзаменом, за которым обычно следовала двухгодичная стажировка (референдариат). Стажировка, или референдариат, - это «подготовительная служба» или «этап вхождения в профессию» - практическое обучение с узкой школьной ориентацией. Начинающие учителя сначала посещают уроки в школе, на втором этапе стажировки самостоятельно проводят занятия в школе. В то же время они приходят на консультационные семинары. Затем следует второй экзамен, второй государственный экзамен.
С началом Болонского процесса с 1999 г. были добавлены последовательные программы обучения, которые предусматривают двухступенчатую систему степеней бакалавра и магистра. В северной Германии эти варианты обучения присутствуют чаще, чем на юге. В то же время в некоторых федеральных землях время референдариата было сокращено с двух до полутора лет. Кроме того, некоторые федеральные земли ввели совершенно новую фазу вхождения в профессию [1; 5]. Независимо от того, рассматривается фаза практики в школах как стадия вступления в должность или рефе-рендариат, продолжается эта фаза один год или два года, она является неотъемлемой частью подготовки учителей. Эта система, вероятно, наиболее точно соответствует модели, которая в русском языковом пространстве называется клинической моделью, и, таким образом, подготовка учителей аналогична подготовке врачей в России, при которой за университетским образованием непосредственно следует длительный период практики. В стороне от оживленной дискуссии по реформированию системы педагогическое образование смогло утвердиться в качестве трехфазной модели: обучение по программе подготовки учителей (1-я фаза), референдариат (2-я фаза), повышение квалификации, дальнейшее обучение уже работающих учителей (3-я фаза).
Идея педагогического образования как «профессионального биографического процесса развития и профессионализации» [12, S. 8] также соответствует Инициативе по улучшению качества подготовки учителей, которую федеральное правительство и земли со-
гласовали в 2013 г. [2]. В рамках такой инициативы федеральное правительство, т. е. политический уровень федеральных министерств, поддерживает федеральные земли, выделяя до 2023 г. до 500 млн евро при разработке инновационных концепций подготовки учителей. Данная инициатива известна также как Качественно отличная инициатива по подготовке учителей и нацелена на создание центров подготовки учителей в немецких университетах. там усилия и предложения для трехуровневого обучения и подготовки учителей (теоретическое образование, практическая подготовка и непрерывное дальнейшее обучение уже подготовленных учителей) должны быть объединены и сделаны более заметными. Инициатива по улучшению качества подготовки учителей, как уже предполагает альтернативный термин качественно отличная инициатива по подготовке учителей, организована на конкурсной основе. Целью является не столько продвижение всех университетов, сколько создание «маяков» педагогического образования, которые, в свою очередь, в качестве «примеров хорошей практики» создают стимулы для других университетов, чтобы они перенимали проверенные структуры на среднесрочную перспективу. Таким образом осуществляется попытка согласовать различные формы педагогического образования в Германии. Так, были концептуально подготовлены или уже введены во всех федеральных землях Германии более длительные периоды практики во время подготовки учителей (например, в форме учебного семестра в школе). Это в значительной степени происходит благодаря импульсам, данным недавно созданными центрами подготовки учителей [11, S. 13].
Поскольку подробное изложение различных моделей обучения учителей в отдельных федеральных землях выходит за рамки этой работы, мы остановимся в дальнейшем на программе подготовки учителей в Северном Рейне - Вестфалии, точнее в Кёльнском университете. Там после успешного ходатайства об участии в инициативе по улучшению качества подготовки учителей в период 2009-2011 гг. был создан центр педагогического образования, который в настоящее время является одним из крупнейших в своем роде в Европе. данный центр служит в качестве координационного учреждения по программе подготовки учителей по всем предметам, которые учитываются при подготовке преподавателей.
В настоящее время в Кёльнском университете обучаются около 10 000 студентов по программе подготовки учителей. Чтобы быть
педагогические науки
допущенными к программе обучения в Кёльнском университете, заявители должны были пройти практику по проверке пригодности в школе в объеме 20 учебных дней. Ответственность за проведение практики лежит на школах. По окончании практики практиканты получают консультацию по соответствию профессии, которая должна служить не в последнюю очередь как помощь в выборе карьеры. После получения допуска на обучение в университете будущие учителя завершают трехлетнюю программу бакалавриата, которая, в свою очередь, предусматривает две обязательные практики: ориентационную (5 недель) и профессиональную (4 недели).
ориентационная практика направлена, прежде всего, на то, чтобы критически посмотреть и отрефлектировать учебный процесс в школе и роль учителя, а также выработать перспективы для дальнейшего обучения в вузе. В то же время профессиональная практика должна открывать перспективы во внеклассной сфере, поскольку степень бакалавра также квалифицирует учащихся для занятий вне профессии преподавателя.
Студенты, обучающиеся по программе подготовки учителей, с первого семестра бакалавра изучают как соответствующие предметно-специальные науки, так и науки в сфере образования. Предметными науками могут быть биология, химия, физика, математика, информатика, немецкий язык, английский язык, французский язык, голландский язык, испанский язык, итальянский язык, древнегреческий язык, латинский язык, японский язык, русский язык, общественные науки, бизнес-информатика, география, история, философия, католическая / протестантская религия, искусство, музыка, спорт и домоводство. Науки в сфере образования включают различные дисциплины, в том числе педагогику, дидактику, психологию, межкультурное образование, социологию.
После окончания бакалавриата следует двухгодичная магистерская программа «Магистр образования», которая ориентирована на тип школы. Студенты выбирают между следующими типами школ: обучение в начальной школе, обучение в основной или реальной школе, обучение в гимназиях и школах интегрированного типа, обучение в профессиональных колледжах или обучение специальной педагогике. Частью магистерской программы также является практический семестр в школе выбранного типа, который служит применению приобретенных знаний на практике и рефлексии. За этим следует прохожде-
ние 18-месячной службы подготовки, которая заканчивается государственным экзаменом. В данной кёльнской модели из-за структурирования и разделения учебной программы на ступени бакалавра и магистра предусмотрен только один государственный экзамен вместо двух ранее существовавших государственных экзаменов.
Образование и условия труда учителей в Германии постоянно становятся предметом обсуждения в научных кругах и в средствах массовой информации. С одной стороны, это касается проблем координации между федеральными землями, которые возникают из-за множества различных путей обучения и подготовки учителей. Потребности в сопоставимых программах и экзаменах по окончании вуза, а также потребности в упрощении студенческой мобильности противостоит то, что студенты иногда не могут начать магистерскую программу для учителей в федеральной земле, отличной от той, в которой они получили степень бакалавра [8, S. 14]. С другой стороны, часто упоминаемая в средствах массовой информации нехватка учителей является предметом дискуссий. в то время как некоторые газеты говорят об общей «чрезвычайной ситуации в области образования», другие в нынешней ситуации видят скорее дуализм перепроизводства и нехватки учителей: слишком много выпускников лингвистических и культурных дисциплин и лишь несколько выпускников в области естественных наук (математика, информатика, естественные науки, техника). Кроме того, не все типы школ страдают от нехватки учителей. В 2017 г. от нехватки учителей особенно пострадали федеральные земли Саксония и Берлин. В Берлине контингент последнего года в начальных и коррекционных школах на 70% состоял из работников без специального педагогического образования [9]. На этом фоне все более очевидными становятся вопросы прозрачности плюральной образовательной системы. Таким образом, подготовка учителей в германии подлежит постоянному изменению и адаптации к меняющимся условиям.
Список литературы
1. Blömeke Sigrid. Lehrerausbildung in Deutschland, Päd Forum 1/2009 [Electronic resource]. URL: https://www.erziehungswissenschaften.hu-berlin.de/ de/ebwb/institut/abteilungen/didaktik/data/aufsaetze/ paedforum2.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
2. Bundesministerium für Finanzen (2013), BundLänder-Vereinbarung über ein gemeinsames Programm «Qualitätsoffensive Lehrerbildung» gemäß Ar-
tikel 91 b des Grundgesetzes [Electronic resource]. URL: https ://www. gwk-bonn.de/fileadmin/Redaktion/ Dokumente/Papers/Bund-Laender-Vereinbarung-Quali taetsoffensive-Lehrerbildung.pdf (дата обращения: 13.09.2018).
3. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland in der im Bundesgesetzblatt Teil III, Gliederungsnummer 100-1, veröffentlichten bereinigten Fassung, das zuletzt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 13. Juli 2017 (BGBl. I S. 2347) geändert worden ist.
4. Köstlin Thomas. Recht der deutschen und europäischen Kulturförderung // Schwartmann Rolf (Hrsg.): Praxishandbuch Medien-, IT- und Urheberrecht, Heidelberg 2011. S. 487-537.
5. Kultusministerkonferenz (Hrsg.), Gemeinsame Erklärung des Präsidenten der Kultusministerkonferenz und der Vorsitzenden der Bildungs- und Lehrergewerkschaften sowie ihrer Spitzenorganisationen Deutscher Gewerkschaftsbund DGB und DBB -Beamtenbund und Tarifunion, Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 5.10.2000.
6. Kultusministerkonferenz (Hrsg.), Sachstand in der Lehrerbildung, Stand vom 07.03.2017 [Electronic resource]. URL: https://www.kmk.org/fileadmin/Datei-
en/pdf/Bildung/AllgBildung/2017-03-07_Sachstand_
LB_o_EW.pdf (дата обращения: 13.09.2018).
7. Kultusministerkonferenz (Hrsg.), Standards für die Lehrerbildung, Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 16.12.2004 in der Fassung vom 12.06.2014.
8. Mahrt Katharina. Gemeinsam Zukunft gestalten. Aus studentischer Sicht besteht grundlegender Reformbedarf // Hochschulrektorenkonferenz (Hrsg.), Lehrerbildung heute. Impulse für Studium und Lehre, Bonn 2014. S. 14-15.
9. Ohne Autorenangabe. In Berlin und Sachsen muss man von einem Bildungsnotstand sprechen // Die Welt, veröffentlicht am 20.08.2018 [Electronic resource]. URL: https://www.welt.de/politik/ deutschland/article181236276/Dramatischer-Lehrer mangel-In-Berlin-und-Sachsen-muss-man-von-einem-Bildungsnotstand-sprechen.html (дата обращения: 13.09.2018).
10. Siekmann Helmut. Art. 91b // Sachs Michael (Hrsg.), GG-Kommentar, 7. Auflage, München 2014. S. 1921-1934.
11. Streitenberger Erich. Wer aussitzt, hat verloren. Herausforderung der Lehrerbildung in Deutschland und Chancen der Qualitätsoffensive von Bund und Ländern // Hochschulrektorenkonferenz (Hrsg.), Lehrerbildung heute. Impulse für Studium und Lehre, Bonn 2014. S. 12-13.
12. Terhart Ewald. Dauerbaustelle Lehrerbildung. Eine Bestandsaufnahme aus Sicht der Bildungswissenschaften // Hochschulrektorenkonferenz (Hrsg.), Lehrerbildung heute. Impulse für Studium und Lehre, Bonn, 2014. S. 8-9.
Training models for prospective teachers in Germany
The article provides a structural insight into academic education of future teachers, taking into account the differences between regional self-determination and national harmonization. The author considers the educational reform in teacher training using the example of the University of Cologne. Controversial points of view on teacher training are given.
Key words: teacher training, educational standards, conference of ministers of education of the federal states of Germany, competences, lack of teachers.
(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)
и.с. бессарабова, лю дзэ
(Волгоград)
патриотическое воспитание средствами вокального искусства в кнр*
Представлено современное состояние проблемы патриотического воспитания средствами вокального искусства в КНР на основе анализа трудов китайских педагогов, исследующих особенности педагогического потенциала вокального исполнения в решении задачи патриотического воспитания современной молодежи. Дополняются разработки отечественных ученых о роли вокального искусства в воспитании учащихся нового тысячелетия патриотами.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, вокальное искусство, вокальный коллектив, песенный репертуар, концертная деятельность
Китай - древнейшая из существующих цивилизаций. Ее опыт в плане воспитания подрастающего поколения в этой связи требует особого осмысления сегодня. Цель настоящей статьи - проанализировать особенности патриотического воспитания молодежи средствами вокального искусства в современном Китае.
* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».
О Бессарабова И.С., Лю Дзэ, 2019