Научная статья на тему 'Система высшего педагогического образования в Германии (конец ХХ – начало ХХI В. )'

Система высшего педагогического образования в Германии (конец ХХ – начало ХХI В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / педагогическое образование / учебное заведение / школа / университет / программа педагогического образования / Германия. / education / teacher training education / educational institution / school / university / Germany

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. В. Плаксина

Статья посвящена анализу структуры и содержания системы педагогического образования в Германии в конце ХХ – начале ХХI в. Проанализированы особенности национальной системы подготовки педагогических кадров на примере педагогического вуза – университета Кобленц-Ландау (Universität Koblenz Landau). Рассмотрены основные принципы организации и технологии процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING SYSTEM IN GERMANY AT THE TURN OF THE XXlst CENTURY

The article is devoted to the analysis of some structural elements of national teacher training system in Germany at the turn of the XXIst century. Some peculiarities of national teacher training system in the country mentioned above are analyzed. The University of Koblenz Landau (Universität Koblenz Landau) is taken as an example. The main general principles of organization and some basic technologies of the process of education are revealed.

Текст научной работы на тему «Система высшего педагогического образования в Германии (конец ХХ – начало ХХI В. )»

УДК 378

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХ1 В.)

© 2018 Н. В. Плаксина

канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: natalyanegrebetskaya@yandex.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена анализу структуры и содержания системы педагогического образования в Германии в конце ХХ - начале ХХ1 в. Проанализированы особенности национальной системы подготовки педагогических кадров на примере педагогического вуза - университета Кобленц-Ландау (Universität Koblenz Landau). Рассмотрены основные принципы организации и технологии процесса обучения.

Ключевые слова: образование, педагогическое образование, учебное заведение, школа, университет, программа педагогического образования, Германия.

В последние десятилетия ХХ в. в странах Западной Европы совершенствование области науки и образования признается приоритетной стратегией национального развития. В рамках Болонского процесса высшее образование становится одним из решающих факторов развития образования каждой нации. Очевидно, что в качественно новых социокультурных условиях высшее образование должно соответствовать требованиям современного общества, в развитии которого ведущую роль играют знания, информация и образование.

В сложившихся условиях каждая из стран стремится обогатить свой исторически наработанный потенциал в сфере образования, активно изучая инновационный опыт организации и содержания образования других стран, что не только способствует выделению общих закономерностей развития образования, но и позволяет избежать ошибок, вызванных односторонностью и поспешным заимствованием структурно-содержательных особенностей зарубежных систем.

Следует отметить, что в Германии программа подготовки педагогических кадров имеет свою специфику в каждой из земель. Говорить о единых особенностях немецкой системы педагогического образования можно только в общих чертах. Детали и тонкости имеет смысл обсуждать лишь в контексте конкретной земельной образовательной программы.

В конце ХХ - начале ХХ1 в. в Германии программы педагогического образования реализуются несколькими типами учебных заведений. Первое место занимают университеты, в структуру которых вошли педагогические институты, получив статус педагогических факультетов. Кроме университетов педагогическое образование можно получить в высших технических школах (Technische Hochschulen), в технических университетах (Technische Universiteit), в педагогических высших школах (Pеdagogische Hochschulen), а также в высших художественных и музыкальных школах (Kunst-und Musikhochschulen).

Для того чтобы получить доступ к высшему педагогическому образованию? абитуриенту необходимо иметь аттестат об окончании среднего учебного заведения (Hochschulreife), который дает право на поступление в вуз. Зачисление в вуз возможно после обучения в вечерней школе (Abendgymnasium), а также после успешного

окончания высшего учебного заведения неуниверситетского сектора (ЕасЬоЬегесЬШе, БегцГ8акаёеш1е). Следует отметить, что в последние десятилетия в вузах Германии активно обсуждается вопрос о введении регулируемого доступа к сфере педагогического образования.

Несмотря на многообразие учебных заведений, реализующих программы педагогического образования в Германии, университеты всегда занимали лидирующее положение в системе подготовки педагогических кадров. Обучение в университетах Германии состоит из двух этапов. Первый этап обучения - это теоретическая подготовка обучающихся (БШёшш), во время которой акцентируется внимание на изучении двух-трех предметов по специальности, которые в дальнейшем будет преподавать специалист. На профессионально-практическую подготовку отводится только 11% учебного времени. Срок обучения зависит от типа школы, в которой обучаемый собирается работать. Например, для начальной и первой школьной ступени теоретическая подготовки будущего специалиста длится 6 семестров (Згода), а для второй школьной ступени - 8-9 семестров (4,5 года).

По окончании первого этапа обучения обязательно следует сдача государственного экзамена, который обычно включает в себя первый и второй предмет преподавания, педагогику (психология и педагогика школы) и один из предметов общественно-научного цикла: философия, политология, социология [ЛгЬек8§гцрре...1995: 113-117].

После успешной сдачи государственного экзамена у студентов начинается второй этап в обучении, который носит исключительно практический характер и называется референдарием. Студент начинает вести в школе или другом учебном заведении около 10 уроков в неделю. Практикой руководит учитель-предметник. Параллельно обучающиеся посещают занятия по методике и педагогике (2-4 часа в неделю), которые проходят в форме семинаров-обсуждений. Главная задача семинарских занятий - повышение педагогической и методической подготовки будущих специалистов.

Работа студентов организовывается в соответствии с их индивидуальными планами. Один из ведущих способов организации учебной деятельности в вузах Германии - самостоятельная работа [НеЫшап 1998: 116].

Следует отметить, что Германия имеет богатые гуманистические традиции педагогического образования. Способность предоставить обучающемуся возможность самореализации в процессе обучения - главное качество педагога-гуманиста.

В последние десятилетия ХХ в. главной характеристикой идеальной модели учителя-гуманиста являлось признание того, что преподавание есть не что иное, как личностное взаимодействие ученика и учителя. Ведущая задача педагогического образования - организация научно обоснованной педагогической практики будущих специалистов с учетом современных достижений психологии. Для будущих специалистов значимым становится именно личный опыт, а не знание учебного материала. Информационная функция учителя более не рассматривается как основополагающая. Возросла роль учителя как организатора процесса обучения и социализации учащихся. При организации обучения особое значение придается курсам общей педагогики, основу которых составляют идеи педагогов и философов гуманитарно-герменевтического направления (В. Дильтей, Т. Литт, Э. Шпранглер, В. Флитнер и др.).

Следует отметить, что в указанный период в педагогических вузах Германии появились курсы школьной педагогики, основой которых являлись идеи «антиавторитарного» воспитания. Будущим педагогам создавались ситуации для системного анализа. Индивидуализация образовательного процесса позволяла

построить программу обучения для студентов с учетом их индивидуальных потенциальных возможностей. Студенты работали самостоятельно большую часть времени. Контроль осуществлялся с помощью самооценки и самопроверки. При организации обучения моделировались различные учебные и воспитательные ситуации, организовывались тренинги и ролевые игры.

Одним из главных достижений «гуманистов» являлась организация курсов педагогической техники. В процессе обучения студенты ощущали все приемы педотехники прежде всего на себе. После усвоения основных приемов педотехники студенты педагогических вузов отрабатывали их на своих будущих коллегах и только потом непосредственно на школьниках.

Следует отметить, что именно гуманистическая педагогика, которая обеспечивала утверждение личностно значимого учения, наполненного глубоким смыслом для каждого ребенка, впоследствии стала во многих странах Западной Европы главной теоретической базой формирования традиционного педагогического образования.

Особенности функционирования германской системы подготовки педагогических кадров можно рассмотреть на примере педагогического вуза -университета Кобленц-Ландау (Universität Koblenz Landau). Это государственное высшее учебное заведение в Германии, которое начало свою активную деятельность в 1990 г. и с тех пор неизменно входит в 70 лучших учебных заведений Германии и в пять процентов лучших университетов в мире [Universität Koblenz • Landau].

При поступлении в вуз абитуриенты должны предоставить свидетельство об окончании гимназии или равноценного учебного заведения. По большинству предметов вступительные экзамены отсутствуют. Исключение составляют только специальности, связанные с музыкой, спортом и искусствоведением. Обучение в вузах длится 3,5 года с учетом времени экзаменов. При поступлении абитуриенты должны выбрать отделение для обучения. Вузы готовят учителей для работы в начальной и средней школе (Lehramt an Grund - und Hauptschulen), учителей для работы в реальной школе (Lehramt an Realschulen), учителей для работы в специальных школах для детей с задержкой психического и физического развития (Lehramt an Sonderschulen).

Затем абитуриент выбирает предметы для изучения. За весь период обучения студент должен освоить два обязательных и один дополнительный предмет (по выбору). Предметы базового цикла обязательны для изучения.

Среди основных предметов, которые предлагаются для изучения, -искусствоведение, немецкий язык (германистика), французский язык (романистика), английский язык (англистика), химия, биология, воспитание (педагогика), землеведение (география), евангелистская теология, история и др. [Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Grund und Hauphschulen 1999: 12-17; Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Realschulen 1999: 9-13; Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Sonderschulen 1999: 5-12].

Необходимо подчеркнуть, что для будущих специалистов неодинаков выбор предметов и различна их сочетаемость.

Например, для будущих учителей реальной школы предлагается следующий выбор специальностей: искусствоведение, биология, химия, немецкий язык (латынь и др. иностранные языки), английский (латинский язык), религиоведение (латинский язык), французский (латинский язык), география, история (латинский язык и 2 современных иностранных языка или латинский язык + греческий + 1 современный иностранный язык), математика, музыка, физика, спорт, социология (английский + др. иностранный язык) [Universität Koblenz • Landau Fachbereiche].

Во время обучения студенты обязательно проходят профессионально-

практическую подготовку (педагогическую практику). Будущие учителя начальной и средней школы проходят ознакомительную педагогическую практику в начальной и средней школе в течение 4-х недель. Затем начинается предметная (по двум предметам) практика под руководством методиста, которая длится в течение семестра. У будущих учителей реальных школ ознакомительная практика в школе длится 2 недели. Затем у студентов начинаются пробные уроки по специальности под руководством методиста, которые длятся в течение 4-х недель. Кроме этого студенты активно занимаются воспитательной работой с детьми [Universität Koblens. Landau, Lehramt an Grund und Hauphschulen 1999: 12-17; Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Realschulen 1999: 913; Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Sonderschulen 1999: 5-12].

Среди основных способов организации учебного процесса в Германии во время теоретического курса обучения особое место занимают лекции. Семинары (общепедагогические - теоретические вопросы) и методические (2 часа в неделю; цель - углубить знания по методике избранного предмета), в которых участвуют студенты (« 100 человек), являются разновидностью лекционных занятий. В процессе обучения, студентам педагогических вузов выделяется значительное время на самостоятельную работу. Во многих вузах ее соотношение с аудиторными занятиями составляет 3:1. Для ее контроля принимаются следующие формы организации: «вступительные» контрольные работы перед семинарами; «система кредитов» - экзамены как форма «постепенного подтверждения приобретенных знаний»; система «проектов» (рефераты); «система тьюторов» (индивидуальные занятия с преподавателем).

Следует отметить, что в последние десятилетия ХХ в. немецкая педагогика высшей школы настоятельно рекомендует использовать активные формы обучения: тренинги, метод проектов, ролевые игры, моделирование учебных и воспитательных ситуаций и т.д. [Ehrenspeck 1996: 370].

По окончании вуза студенты сдают экзамен по дополнительному предмету, затем государственный экзамен. Требования к государственному экзамену зависят от выбранной специальности. Как правило, выпускники тестируются по основным предметам (два выбранных для изучения), по методике их преподавания, по психологии, педагогике, а также по дидактике.

Студенты обязательно готовят научную экзаменационную работу по одной из тем, которые предоставляются за три месяца до государственного экзамена. Письменная часть экзамена длится 4 учебных часа и включает в себя вопросы, касающиеся выбранных предметов. На устную часть экзамена выделяется примерно около 3-х часов. Студенты демонстрируют свои знания из областей дидактики, педагогики, психологии,

Успешная сдача государственного экзамена еще не позволяет выпускнику приступить непосредственно к работе. Выпускник обязан проработать еще 1-2 года в качестве стажера под руководством более опытных преподавателей. Параллельно он посещает занятия по педагогике и дидактике в вузе. Затем, сдав экзамен, он начинает работать самостоятельно.

Молодые специалисты могут продолжить свое обучение и заняться научно-исследовательской работой в университете, выбрав специализацию. Например, для будущих докторов философии предлагаются следующие области научной специализации: дидактика (Didaktik), англистика, литература (Anglistik: Literaturwissenschaft), информатика образования (Bildundsinformatik), экономика образования (Bildungsokonomie), химия (Chemie), евангелистская теология (Evangelische Theologie), география (Geographie), германистика (Germanistik), история средних веков (Mittlere Geschichte), новая история (Neuere Geschichte), педагогика начальной школы (Grundsch padagogik), католическая теология (Katholische Theologie),

искусствоведение (Kunstwissenschaft), математика (Mathematik) и педагогика начальной школы (Grundisch padagogik) [Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Grund und Hauphschulen 1999: 12-17; Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Realschulen 1999: 913; Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Sonderschulen 1999: 5-12].

Необходимо отметить, что в педагогических вузах Германии, как и в специальных вузах, ведется подготовка социальных работников, которые ориентированы главным образом на деятельность в специализированных учебных заведениях:

• учреждения детского и дошкольного воспитания;

• центры по оказанию социальной помощи семьям;

• центры, осуществляющие помощь молодежи;

• детские и взрослые приюты;

• служба по работе с неполноценными детьми вне школы.

Таким образом, анализ системы подготовки педагогических кадров в Германии конца ХХ - начала ХХ1 в. показывает, что сложившаяся система есть результат культуросоциоисторического развития общества. В процессе эволюции государства образование приобрело особые качества, единичные по своей природе, представляющие его национальную самобытность, которая оказала реальное воздействие на содержание, специфику идеологии и основные формы организации образовательного процесса.

В конце XX - начале ХХ1 в. в немецких вузах обучение будущих специалистов являлось многосторонним, а практическая направленность обучения занимала ведущее место в формировании важнейших практических навыков и умений, которые, по признанию большинства ученых, были необходимы для будущей успешной работы с детьми, и считалась одним из главных организационных условий дальнейшего развития и совершенствования системы педагогического образования в Германии.

Библиографический список

Arbeitsgruppe Bildungbericht am Max-Planck-Institut fur Bildungsforschung. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. Strukturen und Entwicklungen im Uberlick. Printed in Germany, R/b/H, 1995. 843 s.

Ehrenspeck Y., Rustemeyer D. Bestimmt unbestimmt // Combe A., Helsper W. Padagogische Professionalitat, Frankfurt a.M., 1996, S. 368-390.

Heldmann W. Studieren heute. Erwartungen der einzelnen Studienfacher an ihre Studienanfanger. Eine Hilfe fur Schuler, Eltern, und Berater. Bad Honnef, 1998. 210 s.

Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Grund und Hauphschulen, Studieninformationen, Stand: 16.08.1999. 22 s.

Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Realschulen, Studieninformationen, Stand: 16.08.1999. 24 s.

Universitat Koblens. Landau, Lehramt an Sonderschulen, Studieninformationen, Stand: 16.08.1999. 16 s.

Universität Koblenz • Landau Fachbereiche [Сайт]. URL: http://www.uni-koblenz-landau.de/de/uni/fachbereiche (дата обращения: 5.01.2018).

Universität Koblenz • Landau [Сайт]. URL: http://www.uni-koblenz-landau.de/de (дата обращения: 5.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.