СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ГЕРМАНИИ
SYSTEM OF PREPARATION OF ACADEMIC STUFF IN GERMANY
Писарева Людмила Ивановна
Старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена системе подготовки научных педагогических кадров в Германии, ее организации, условиям поступления в аспирантуру, формам работы над диссертацией и процедуре защиты докторантов.
Pisareva Ludmila I.
Leading research fellow of the Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", PhD in Education
E-mail: [email protected]
Abstract. The article describes the system of preparation of academic stuff in Germany, its organization, the admission terms for postgraduate programs, forms of work on the thesis and the procedure of doctoral thesis defense.
Ключевые слова: образование, исследование, преподавание, высшие школы, университеты, научные центры, организация, формы подготовки.
Keywords: education, research, instruction, higher education institutions, universities, scientific centers, organization, types of preparation.
К факторам, определяющим особенности организации немецкой системы подготовки научных педагогических кадров, относятся:
• распределение компетенций и полномочий между федерацией и землями в области высшего образования и научных исследований;
• приоритет федерации в законодательной деятельности и федеральных земель в реализации федеральных законов в области образования;
• право на автономию научных высших школ и университетов, на свободу исследований, преподавания и подготовку научных кадров, в том числе педагогических;
• система подготовки научных кадров как выражение и объединение интересов образования, науки и бизнеса.
I. Законодательная и нормативная база
Согласно Основному закону страны (ст. 30, 31 и 70), земли обладают правом «верховенства» или «генеральной компетенции» в области культуры, то есть законодательной и административной компетенцией во всех вопросах управления и политики в сфере просвещения. В эту сферу входят, помимо высшего, школьное, профессиональное образование, радиовещание и государственные библиотеки, как символ и выражение политики культурного федерализма (или культурной автономии земель), уходящего своими корнями в историю самостоятельных германских государств [1, с. 95].
Основные положения, касающиеся системы образования, зафиксированные в Основном законе, конкретизируются в Конституциях 16 федеральных земель, учитывающих их региональную специфику, а также в законах об образовании, директивах, частных ведомственных инструкциях и нормативных актах, на основании которых работает весь аппарат управления в сфере просвещения.
Федерация, хотя и обладает ограниченной законодательной и финансовой компетенцией, имеет через различные органы право и оказывает существенное влияние на развитие и планирование высшей школы и научных исследований.
Высшей инстанцией в системе управления на земельном уровне являются Министерства культуры в каждой из земель во главе с министрами (или сенаторами) культуры земель. В их подчинении находятся подразделения, в том числе и те, которые ведают делами университетов и организацией научной деятельности. Координацию работы всех земель осуществляет межземельный орган с рекомендательными функциями - Постоянная конференция (Совет) министров культуры (КМК), объединяющая их для рассмотрения наиболее важных проблем и принятия совместных решений, которые после утверждения земельным парламентом переходят в статус действующих законов земель.
Другая межрегиональная организация - Научный совет - центральный консультативный и координационный орган - призван содействовать развитию науки, высшего образования, научных вузов (университетов), библиотек и исследовательских учреждений. Входящие в его состав комиссии, членами которых являются представители от земель и федерации, занимаются выработкой рекомендаций, касающихся развития научных исследований.
Федерация компетентна в общих вопросах вузовского образования (ст. 75, 1а), где она регулирует (контролирует):
• поступление в учебные заведения;
• подготовку и сроки обучения в них педагогических кадров, как государственных служащих, и повышение их квалификации;
• участие в финансировании и планировании образования совместно с землями;
• участие в строительстве высших школ (ст. 91, а);
• содействует научной деятельности [1, с 97].
В ведении федерации находятся Федеральное министерство образования технологии и науки, Федерально-земельная комиссия по планированию образования и содействию исследовательской деятельности, Конференция ректоров вузов, Научный Совет.
Федеральное министерство образования, технологии и науки ответственно за правовые вопросы высшей школы, ее развитие и содействие научным исследованиям, за планирование высшего образования и исследовательскую деятельность.
Конференция ректоров и президентов высших учебных заведений призвана обеспечить выполнение задач в сфере научных исследований, преподавания, академического повышения квалификации, трансферта технологий и международных связей.
В рамках этих федеральных органов рассматриваются основные положения развития и модернизации высшего образования, обсуждаются проекты, соответствующие международным требованиям и конкурентоспособности немецких высших школ. Их рекомендации и решения являются основанием для реформирования высшего образования.
Что касается права вузов на свободу исследований и преподавания, то они традиционно реализуются в научных высших школах, и прежде всего в университетах, а также в государственных и частных научно-исследовательских центрах.
Начало коренным преобразованиям подготовки научно-педагогических кадров было положено рекомендациями Конференции ректоров вузов (1996) о введении статуса докторанта и его обучении. Эти рекомендации были закреплены в так называемом «Четвертом законе, внесшем изменения в рамочный закон о вузах» (1998), который утвердил следующие положения:
• предоставление вузам большей автономии с требованием большей ответственности;
• расширение полномочий высших школ в сфере кадровой политики;
• закрепление положения о статусе докторанта для достижения большей прозрачности при распределении ответственности за подготовку научных кадров;
• упразднение ряда нормативных документов, сдерживающих свободу действий и инициативу вузов;
• упорядочение системы финансирования вузов с ориентацией на уровень финансирования стран ЕС [2, с 88].
Перед университетами была поставлена задача создания институциональных структур, обеспечивающих научное руководство докторантами, проведение занятий, направленных на формирование «академических ключевых квалификаций», а также курсов по методологии научных исследований.
Реформой высшего образования были определены: четкая структура обучения в вузах, обеспечивающая многоступенчатость системы дипломов с однозначной профессиональной ориентацией, четкими сроками учебы и подготовкой научных кадров.
В 2002 г. Научный совет и в 2003 г. Конференция ректоров вузов представили рекомендации, вошедшие в «Пятый закон о внесении изменений в рамочный закон о вузах», касающийся повышения конкурентоспособности системы подготовки научно-педагогических кадров и привлечения молодых ученых в вузы. В качестве основных задач были названы: интенсификация процесса подготовки научных кадров и ее продолжительность, привлечение молодых ученых в вузы и решение возрастной проблемы профессорско-преподавательского состава.
Системой экспертной оценки на конкурентоспособность и соответствие «мировому стандарту» регулируется конкуренция между вузами на уровне общей академической подготовки, профессионального состава преподавателей, объема финансирования учебного заведения. Эти факторы находятся в прямой зависимости от доли финансирования и бюджетных дотаций, от аккредитации как возможности проведения переаттестации и лицензирования специалистов, проводимых на федеральном и земельном уровне.
II. Организация подготовки научных кадров
Потребность науки в финансировании способствовала не только расширению спонсирования научных исследований, но и росту влияния спонсоров на науку, на определение направления исследований и выбор их тематики. Данная политика была продемонстрирована федеральными объединениями: Союзом германских работодателей, федеральным Союзом германских промышленников, фондом Фольксвагенверк, чья финансовая поддержка породила множество педагогических обществ, фондов, семинаров, через которые с помощью контрактов оказывается влияние на образовательную политику и развитие науки. В их числе всемирно известное Общество Макса Планка, крупнейшая исследовательская организация по содействию германской науке, которая объединяет различные научно-исследовательские учреждения; научные фонды Ф. Тиссена, фонд концерна Фольксваген, фонд А. Гумбольдта, обществ Макса Планка, Гельмгольца, Лейбница, Фраунгофера. Все они сотрудничают с университетами, чтобы иметь право присуждать ученые степени.
Центром проведения научных исследований в области педагогики являются как институты и лаборатории при университетах, так и научно-исследовательские учреждения федерального и земельного значения:
• Государственный институт педагогических исследований и планирования образования (Мюнхен);
• НИИ проблем образования (Берлин);
• Германский институт международных педагогических исследований (Франк-фурт-на-Майне);
• Федеральный институт профессионального образования (Берлин);
• Институт педагогики при Тюбингенском университете;
• Институт дидактических исследований в составе университета Мюнхена;
• Лаборатория комплексных исследований по педагогике в составе Гамбургского университета и т. д.
Подготовка научных кадров в Германии осуществляется как в университетах и в высших учебных заведениях различного назначения и профессиональной направленности, так и в многочисленных научных центрах.
В общее число всех высших учебных заведений, составляющее 427, входят: университеты традиционных видов; университеты нового образца; университеты бундесвера; общие высшие школы; научные художественные и музыкальные высшие школы; научные педагогические вузы и университеты; научные профилированные (в основном технические и инженерные) высшие школы; конфессиональные высшие школы; профессиональные (специализированные) высшие школы; частные высшие школы. К научным высшим школам, в том числе педагогическим, относятся обладающие правом присуждения ученых степеней магистра, доктора наук (Promotion), а также высшей ученой степени доктора (Habilitation) [3].
В общей сложности в 2014/15 учебном году во всех 427 вузах страны обучалось 2,8 млн студентов, из них в 106 университетах - 1,7 млн студентов (из них 1,6 млн - в государственных) и в 6 педагогических вузах - 24,8 тыс. [4].
При населении в 81,8 млн. чел. на 1 тыс. жителей Германии приходится 2,45 аспиранта. Доктора наук (Promotion) составили 28,1 тыс., доктора наук высшей степени (Habilitation) - 1,6 тыс., на профессуру приходится 45,7 тыс. чел. В среднем на одного профессора приходится 9 работающих над докторской диссертацией (Promotion). По данным статистики, в 2012 г. насчитывалось 200 400 аспирантов, из них 118 700 мужчин и 81 700 женщин [5, c. 171; 6].
Женщины доминируют в философских, культурологических, искусствоведческих, общественных, педагогических и медицинских науках.
Подавляющее большинство аспирантов находится в трудовых отношениях с работодателем, составляя 156 тыс. чел. (53%), из них 126 тыс. (76%) работают в высшей школе, 12,4 тыс. (8%) - в неуниверситетских исследовательских учреждениях, 16% - в промышленности [5, c. 171; 7].
Распределение аспирантов по различным научным направлениям выглядит следующим образом: в области естественных наук аспиранты составляют 29% (58,4 тыс.); в инженерных науках - 22% (44,5 тыс.); в филологии и культурологии - 19% (38,7 тыс.); в области социальных наук, экономики, права - 18% (35,9 тыс.); в сфере медицины и здоровья - 4% (8,3 тыс.); в области искусства и искусствоведения - 4 тыс. и в остальных областях - 1,4 тыс. аспирантов [5, c. 171; 6].
Традиционной формой подготовки научных кадров в вузах Германии считался процесс работы над диссертацией двух степеней (Promotion, Habilitation).
В большинстве своем в университетах готовят педагогические кадры, учителей и преподавателей общеобразовательных средних школ различных категорий, а именно: для начальной и первой ступени среднего образования, для второй ступени среднего образования в объеме будущего преподавания в школе двух или трех учебных предметов, а
также преподавателей вузов и государственных служащих управленческого звена системы просвещения.
Общими условиями поступления в государственные вузы ФРГ является наличие свидетельства об окончании 12- или 13-летней полной средней школы (гимназии), аттестата зрелости как показателя достижения «вузовской зрелости» и права поступления в различные высшие учебные заведения, куда принимаются абитуриенты без экзаменов.
Общий срок подготовки учителей в педагогических вузах и университетах зависит от типа школы как будущего места их работы и колеблется от 6 до 8 (9) семестров (от 3 до 4-4,5 лет). Он заканчивается сдачей двух государственных экзаменов, между которыми предусмотрена обязательная педагогическая практика, то есть профессиональная подготовительная служба в качестве специалиста-стажера сроком до 2 лет. Выпускники вуза получают степень дипломированного специалиста, как традиционную немецкую степень магистра (Magister) [2, c. 93].
С переходом на европейскую модель высшего педагогического образования по Бо-лонской декларации срок обучения будущих педагогов на бакалавра составляет минимум 3 года, максимум 4 года, на магистра - еще плюс 2 года. Успешно закончившие курс обучения и получения новой степени магистра (Master), а также обладающие способностью к научным исследованиям могут продолжить свое образование на научном поприще. Специальных экзаменов при приеме в аспирантуру нет.
III. Формы подготовки научных педагогических кадров
В Германии традиционны две основные формы подготовки научных кадров, докторов наук (Promotion).
• «Индивидуализированная» форма, для которой характерна тесная связь и зависимость докторанта от руководителя, или модель «учитель-учащийся» (MeisterSchüler-Model).
• «Структурированная» форма, по которой подготовка диссертанта происходит в рамках разработанной в вузе программы или исследовательского проекта при наличии надежной структуры руководства и контроля со стороны преподавателей вуза.
Университеты как центры образования, теоретических исследований и развития науки, основанные на принципах, разработанных немецким ученым В. Гумбольдтом (1767-1835), предусматривают «единство научных исследований и передачу знаний», автономию и статус самостоятельных высших учебных заведений, где наряду с преподавательской деятельностью университетская профессура ведет научно-исследовательскую работу и готовит молодые научные кадры. Университеты обладают компетенцией принимать к защите диссертации и присваивать ученые степени докторов двух категорий.
В своих документах (Promotionsordnungen, Habilitationsordnungen) высшие школы подробно информируют будущих диссертантов о порядке и алгоритме предстоящих им действий, регламентируя требования к претенденту, к условиям приема, поэтапной работе над диссертацией и процедуре защиты.
Например, в документе (уставе) «Порядок подготовки докторских диссертаций» философского факультета хайдельбергского университета "Mitteilungsblat des Rectors", 2012 г., содержатся следующие параграфы:
• Докторская диссертация (Promotion);
• Цели и ее критерии;
• Комиссия по докторским диссертациям;
• Допуск к защите на докторскую степень;
• Научный совет докторантов;
• Диссертация;
• Допуск к экзаменам;
• Одобрение диссертации;
• Назначение рецензентов;
• Отбор других рецензентов в случае отвода назначенных;
• Экзаменационная комиссия;
• Диспут;
• Решения по результатам диспута;
• Результаты защиты диссертации;
• Публикация диссертации;
• Рассмотрение в случае отклонения (неудачной защиты) со стороны руководства факультета [8].
Всю необходимую информацию об аспирантуре претендент может свободно найти на сайтах любого вуза.
1. Подготовка научных кадров по индивидуализированной форме, по модели гум-больдтского университета, характеризуется тем, что докторанты (Promotion) работают над диссертацией под началом и ответственностью одного руководителя и независимо от какой-либо официальной структуры по планированию и контролю за работой над диссертацией.
Основная цель подобной подготовки - соответствовать университетским профессиональным требованиям, а не готовить к научной (исследовательской) карьере.
Важный для университетов и научных учреждений процесс набора и образования способных молодых ученых отдается на откуп конкретным руководителям. Университетская администрация (кафедра, факультет, ректорат) «вмешивается» в учебный процесс только на заключительном этапе, то есть при защите диссертации.
Соискатель самостоятельно находит научного руководителя, обсуждает с ним тему исследования, условия работы и сроки подготовки диссертации. В уставах университетов об аспирантуре (Promotionsordnung), при сохранении определенных чисто формальных различий, просматривается общее: детально расписаны все этапы пребывания соискателя на кафедре, начиная от правил оформления и его зачисления на кафедру и кончая решением вопросов, связанных с удачной или неудачной защитой диссертации [8; 9].
Работа над темой диссертации под руководством научного наставника (профессора или кого-либо из членов кафедры с соответствующим статусом) предусматривает:
• сдачу нескольких экзаменов по специальным дисциплинам;
• участие в семинарах и коллоквиумах, на которых должны обсуждаться результаты научных работ аспирантов соответствующих подразделений.
Что касается сдачи экзаменов по специальным предметам (Promotionsfächer) то их набор и количество зависит от факультета. На философском факультете университета в Хайдельберге, например, в число таких предметов входят: общая и сравнительная научная литература; американистика; англистика; германистика; история; классическая философия; культурология; история искусства; медианаука; философия; религия-наука; романистика; славистика [8].
Для признания работы над диссертацией завершенной требуется:
• предварительное рассмотрение ее научным руководителем и рецензентом;
• назначение ее к защите, если она как самостоятельное исследование представляет оригинальные научные результаты и новые научные знания в данной научной области;
• соответствие ее оценке в аттестационной шкале в диапазоне от «блестяще» до «удовлетворительно»;
• сдача устного «квалификационного теста» (экзамена) по специальности перед комиссией, состоящей из профессоров университета, по решению которой экзамен может проводиться в форме тестирования по всему курсу или независимо от темы диссертации (Rigorosum) и длится минимум 60, максимум 90 мин;
• возможность пройти через другую процедуру, равноценную сдаче экзаменов, то есть защиту диссертации в формате доклада по теме исследования и последующей за ней дискуссии.
В разных университетах имеются свои организационные формы защиты, например, в университете Регенсбурга деканом факультета назначаются как минимум два независимых рецензента из разных вузов, готовящих в течение трех месяцев свои заключения в письменном виде и с выставлением своей оценки [9].
В шкалу оценок за работу докторанта входят следующие формы аттестации:
• summa cum laude (perfekte Leistung) - превосходно;
• magna cum laude (eine erhebliche Leistung) - высокие достижения;
• cum laude (eine über dem Durchschnitt liegende Leistung) - достижения выше среднего уровня;
• rite (eine den Anforderungen entsprechende Leistung) - достижения, соответствующие требованиям [9].
Через данную традиционную для Германии практику подготовки научных кадров по индивидуальной программе, или по так называемой внутренней программе (Interne Promotion), проходит большинство аспирантов, которое составляет 131 700 чел.
Однако, несмотря на популярность, данная форма подготовки имеет серьезные недостатки и подвергается критике ввиду:
• непрозрачности методов отбора претендентов;
• отсутствия четких критериев и требований к кандидатам;
• неопределенности статусов кандидатов на докторскую степень;
• отсутствия системности в их подготовке;
• продолжительного времени работы над диссертацией;
• непредусмотренности каких-либо дисциплинарных норм в отношении научного руководства;
• сильной зависимости диссертанта от руководителя [10, c. 12].
2. Другой, так называемой структурированной формой подготовки докторантов является прием специальной комиссией выпускников вузов и молодых преподавателей в качестве научных сотрудников на бюджетное место на 0,5-0,75 ставки и на договорной основе. На работу над исследовательским проектом под руководством автора проекта, формирующего научный коллектив, отводится от 3 до 5 лет. Докторанты (Promovierende) ведут также педагогическую и организационную работу, курируя студентов и участвуя в органах самоуправления университета. Подобная практико-ориентирован-ная деятельность хотя и сокращает время на написание диссертации, но положительно оценивается и учитывается при их дальнейшем трудоустройстве в вузе в качестве консультантов по вопросам обучения, руководителей компьютерных служб, редакторов научных журналов и т. д.
К недостаткам данной формы работы докторанта относится ограниченность времени на научную работу, хотя сроки пребывания на кафедре могут быть продлены.
Совершенствование немецкого института аспирантуры нацелено на структурные изменения и ориентировано на единое европейское образовательное пространство, на работу над научными исследованиями в рамках ЕС и на их соответствие положениям Болон-ской декларации.
А. Примером общеевропейской направленности работы аспирантуры и подготовки докторантов могут быть университетские так называемые градуальные колледжи (Graduate Schools-Graduiertenkollegs) англо-американского образца, рассчитанные на соискателей докторской степени. Они работают по структурированным программам, финансируемым из госбюджета, получают гранты и имеют возможность писать диссертацию под руководством одного или нескольких преподавателей, также участвующих в работе и в финансировании научных исследований. В помощь аспирантам организованы общетематические и специализированные курсы, рассчитанные на занятия от 4 до 6 часов в неделю [5, c. 171; 10, c. 13].
Б. Широкое распространение получила еще одна структурированная форма последипломной подготовки соискателей в колледжах, созданных Фондом Фольксваген и Немецким научно-исследовательским обществом, в которых одновременно и целенаправленно готовят 12-15 докторантов к исследовательской работе как к профессиональной деятельности или третьему уровню образования по междисциплинарному принципу.
В течение трех лет докторанты самостоятельно работают над избранной научной темой, получают консультации от руководителя и других преподавателей колледжа, участвуют в методических семинарах, практических занятиях, проводимых преподавателями колледжа, а также приглашаемыми немецкими и зарубежными лекторами. Кроме того, они участвуют в регулярно организуемых коллоквиумах, где выступают с сообщениями по результатам своей работы. Программа подготовки предусматривает также участие в конференциях и зарубежных стажировках.
В. В качестве содействия подготовке докторов в стране созданы специальные центры, разрабатывающие различные программы, например:
• программа «Подготовка научных кадров в вузах Германии» (Promotion an Hochschulen in Deutschland);
• международные программы подготовки докторантов (Internationale Promotionsprogramme - IPP);
• международные исследовательские школы Макса Планка (Internationale Max Plank Research Schools - IMPRS);
• международные колледжи, финансируемые Немецким научно-исследовательским обществом;
• программы последипломной подготовки в различных землях страны.
Структурированную форму подготовки научно-педагогических кадров характеризуют следующие основные признаки:
• ограничение времени подготовки, как правило, тремя годами;
• наличие учебной программы, сопровождающей работу над диссертацией;
• создание курсов, помогающих формированию межпредметных, так называемых «ключевых компетенций»;
• институциональных структур (колледжей докторантов, комитетов докторантов) в помощь их работе;
• прием претендентов на конкурсной основе с использованием прозрачных методов отбора;
• международная направленность подготовки с высокой долей иностранных докторантов, а также кооперацией с зарубежными учеными и институтами.
Г. В рамках движения за повышение качества подготовки преподавателей вузов во многих университетах появились так называемые Центры дидактики высшего образования, предлагающие выпускникам вузов различные программы повышения педагогической квалификации. Одной из таких форм на магистерском уровне в вузах стала подготовка по специальной программе выпускников и преподавателей вузов со степенями дипломированного специалиста, с традиционной немецкой степенью магистра (Magister) или новой степенью магистра (Master), работающих в качестве научного сотрудника, ассистента, докторанта, младшего профессора или преподавателя, ведущего лабораторные и практические занятия. Программа нацелена на формирование «академической педагогической квалификации» для тех, кто решил посвятить себя науке и преподавательской деятельности.
Обучение идет без отрыва от основной деятельности по магистерской программе, предусматривающей изучение четырех модулей, которые формируют компетентности в области планирования учебного процесса, управления, методов преподавания и информационную компетентность. Курс рассчитан на 4 семестра, на каждый семестр приходится по одному модулю, который завершается экзаменом. В ходе занятий проводятся семинары, разрабатываются индивидуальные концепции преподавания и их теоретическое обоснование, на что выделяется 3 месяца. За данную работу и устный выпускной экзамен выставляются соответствующие достижениям оценки.
Д. Еще одной формой подготовки в аспирантуре в Германии, выражающей, по сути, интересы образования, науки и бизнеса, являются созданные промышленными компаниями собственные исследовательские институты, сотрудничающие с университетами, где под руководством профессоров аспиранты работают над исследовательскими проектами как докторанты. С ними заключаются трудовые договора и выдаются стипендии. Они посещают лекции и семинары, проходят через процедуру промежуточных аттестаций (crédit points). Постоянное и активное руководство аспирантами со стороны исследовательской команды способствует сокращению срока их работы над диссертацией до трех лет и ее объема до 200 страниц вместо привычных десяти лет подготовки и 400 страниц текста при уже рассмотренной выше и наиболее распространенной индивидуальной форме подготовки под руководством одного профессора.
Итак, в общей сложности подготовку по структурированным программам проходят около 16 600 аспирантов. Что касается подготовки по так называемой «внешней программе» (Externe Promotion), организуемой вне рамок университетского проекта и допускающей переход от одной формы обучения на другую при руководстве одного научного наставника, то она оказалась предпочтительней для 49 100 соискателей [5, c. 171].
IV. Современная система подготовки докторов высшей степени
Особенностью современной системы подготовки докторов высшей степени (Habilitation) является сохранение традиционной системы, основанной на обязательности защиты второй диссертации, и создание ее альтернативы, появившейся благодаря введению в структуру университетов новых должностей, младших профессоров и профессоров, специализирующихся в большей степени на научных исследованиях, что стало возможным в результате изменения законодательства, регламентирующего требования к назначению на должность профессора (Рамочный закон о высшем образовании 2002 г.).
Традиционно при прохождении по конкурсу на высшую должность в вузе - «профессора» требуется защита второй докторской диссертации (Habilitation) фактически на право преподавания в вузе, а также подтверждение способности к педагогической деятельности с выполнением определенной педагогической нагрузки. Интервал между двумя защитами, как правило, измеряется более 10 годами, что увеличивает возраст и старение профессорско-преподавательского состава, тормозит подготовку молодой научной смены и карьерный рост молодых ученых. В результате определенная часть (около 14%) немецких ученых и преподавателей, защитивших в немецких вузах диссертации на степень доктора, уехали за рубеж, и прежде всего в США.
Рамочный закон о высшем образовании был нацелен на интенсификацию подготовки научных кадров, на сокращение возраста будущих профессоров путем ликвидации требований к обязательной защите второй диссертации на право преподавать в вузе и занимать должность профессора. Новая должность «младшего профессора» со степенью доктора и правом вести самостоятельные исследования и преподавать в вузе открывает
возможность по результатам аттестации младших профессоров и по истечении 6 лет претендовать на должность профессора [9].
Как для соискателей первой докторской степени, так и второй существует Устав (Habilitationsordnungen), то есть порядок ее оформления. В нем в 20 параграфах предусмотрены различные положения, в частности:
• Предоставление докторской диссертации или равноценной ей научной публикации в 5 экземплярах;
• Доклад, подтверждающий самостоятельность научной работы;
• Список публикаций;
• Автобиография (личная и производственная);
• Доклад о предшествующей докторской диссертации первой степени;
• Сообщение о предшествующих попытках защиты докторской диссертации в других вузах и о их результатах;
• Выдвижение трех положений по теме исследования, а также по научному докладу в качестве предварительной (пробной) лекции, что может изменить решение о приеме публикации;
• Доклад о том, что переданные на факультет документы (дипломы) соответствуют предъявляемым требованиям;
• Предложение соискателем до трех рецензентов и др. [8].
Что касается введения новых должностей в университетах, то они в статусе младших профессоров и профессоров специализируются в большей степени на научных исследованиях или преподавательской деятельности. У младших профессоров-исследователей соотношение научной и педагогической нагрузки составляет 2 : 1, у младших профессоров, ведущих в основном преподавательскую работу, педагогическая нагрузка вдвое больше, чем исследовательская (2 : 1). Наряду с профессорами, педагогическая нагрузка которых традиционно составляет 8 ч в неделю в семестр (212 а. ч. в семестр), предлагается ввести новую категорию профессоров с большей педагогической нагрузкой (12 ч в неделю в семестр, 168 а. ч. в семестр) [9].
Произошедшие изменения сказались на научных планах определенной части сотрудников, о чем можно судить по следующей статистике: к 2012 г. число докторов (Habilitation) сократилось до 1 646 чел. по сравнению с 2002 г., когда на них приходилось 2302 чел., однако, число женщин в данной категории ученых возросло с 18,4% в 2000 г. до 27% в 2012 г. [5, с. 171; 7; 9].
Список литературы
1. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland // Gemeinsames Amtsblatt des Kultusministeriums für Wissenschaft und Forschung des lands Nordrhein-Westfalen. - Berlin, 1989/1990.
2. Писарева, Л. И. Высшая школа в ФРГ: традиции, новые ориентации, прогнозы [Текст] / Л. И. Писарева // Педагогика. - 2008. - № 5. - С. 88-94.
3. Bildung, Forschung, Kultur [Электронный ресурс] // Statistisches Bundesamt, Wiesbaden, 2016. - Режим доступа: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/
GesellschaftStaat/BildungForschungKultur/BildungForschungKultur.html (дата обращения: 26.07.2016).
4. Bildung und Kultur. Schnellmeldungsergebnisse der Hochschulstatistik zu Studierenden und Studienanfänger/-innen - vorläufige Ergebnisse [Электронный ре-сурс]. - Wiesbaden: Statistisches Bundesamt, 2014. - Режим доступа: https:// www.destatis.de/DE/Publikationen/Thematisch/BildungForschungKultur/Hoch
schulen/SchnellmeldungWSvorlaeufig5213103168004.pdf?__blob=publicationFile
(дата обращения: 01.08.2016).
5. Душина, С. А. Аспирантура в национальных академических системах: Германия и США [Текст] / С. А. Душина, Н. А. Ащеулова // Вестн. МГИМО-Ун-та. - 2013.
- № 2 (291). - C. 170-178.
6. Statistisches Bundesamt. Promovierende in Deutschland 2012. - Wiesbaden, 2012.
7. Statistisches Bundesamt. Bildung und Kultur. Private Hochschulen in Deutschland.
- Wiesbaden, 2013.
8. Promotionsordnung der Universität Heidelberg für die Philosophische Fakultät und die Neuphilologische Fakultät [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.uni-heidelberg.de/md/philosophie/neu_prom_o_2015.pdf (дата обращения: 01.08.2016).
9. Promotionsordnung: Fakultät für Philosophie, Kunst-, Geschichts- und Gesellschaftswissenschaften; Fakultät für Psychologie, Pädagogik und Sportwissenschaft; Fakultät für Sprach-, Literatur- und Kulturwissenschaften: Universität Regensburg. Vom 31. Januar 2014. Geändert durch Satzung vom 17. Dezember 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uni-regensburg.de/studium/pruefungsord-nungen/medien/promotion/1215___1_promotionsordnung_philfak_voll.pdf (дата обращения: 01.08.2016).
10. Бедный, Б. Н. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантур [Текст] / Б. Н. Бедный, А. А. Миронов; под ред. О. Г. Стронгина. - Н. Новгород: Изд-во ННТУ, 2008. - 219 с.
References
1. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschlandin: Gemeinsames Amtsblatt des Kultusministeriums für Wissenschaft und Forschung des lands Nordrhein-Westfalen. Berlin, 1989/1990.
2. Pisareva L. I. Vysshaya shkola v FRG: traditsii, novye orientatsii, prognozy. Pedagogi-ka. 2008, No. 5, pp. 88-94.
3. Bildung, Forschung, Kultur. Statistisches Bundesamt, Wiesbaden, 2016. Available at: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesellschaftStaat/BildungForschung-Kultur/BildungForschungKultur.html (accessed: 26.07.2016).
4. Bildung und Kultur. Schnellmeldungsergebnisse der Hochschulstatistik zu Studierenden und Studienanfänger/-innen - vorläufige Ergebnisse. Wiesbaden: Statistisches Bundesamt, 2014. Available at: https://www.destatis.de/DE/Publikationen/ Thematisch/BildungForschungKultur/Hochschulen/SchnellmeldungWSvorlaeu-fig5213103168004.pdf?__blob=publicationFile (accessed: 01.08.2016).
5. Dushina, S. A., Ashcheulova N. A. Aspirantura v natsionalnykh akademicheskikh sistemakh: Germaniya i SShA. Vestn. MGIMO-Un-ta. 2013, No. 2 (291), pp. 170-178.
6. Statistisches Bundesamt. Promovierende in Deutschland 2012. Wiesbaden, 2012.
7. Statistisches Bundesamt. Bildung und Kultur. Private Hochschulen in Deutschland. Wiesbaden, 2013.
8. Promotionsordnung der Universität Heidelberg für die Philosophische Fakultät und die Neuphilologische Fakultät. Available at: https://www.uni-heidelberg.de/md/phi-losophie/neu_prom_o_2015.pdf (accessed: 01.08.2016).
9. Promotionsordnung: Fakultät für Philosophie, Kunst-, Geschichts- und Gesellschaftswissenschaften; Fakultät für Psychologie, Pädagogik und Sportwissenschaft; Fakultät für Sprach-, Literatur- und Kulturwissenschaften: Universität Regensburg. Vom 31. Januar 2014. Geändert durch Satzung vom 17. Dezember 2015. Available at:http://www.uni-regensburg.de/studium/pruefungsordnungen/medien/promoti-on/1215_1_promotionsordnung_philfak_voll.pdf (accessed: 01.08.2016).
10. Bednyy B. N., Mironov A. A. Podgotovka nauchnykh kadrov v vysshey shkole. Sostoyanie i tendentsii razvitiya aspirantur. Nizhny Novgorod: Izd-vo NNTU, 2008. 219 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 4