Научная статья на тему 'Все ли так плохо в системе образования?'

Все ли так плохо в системе образования? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Все ли так плохо в системе образования?»

с

V,

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

М. НОРЕКЯН, Dr. rer. pol. (Саарбрюкен, ФРГ)

«Сегодняшняя Германия - это страна с равными для всех возможностями в области образования». «Все больше немцев начинают учебу в высших учебных заведениях страны, и удельный вес их заканчивающих тоже повышается». Таковы были заголовки многих центральных периодических изданий в середине сентября 2005 г. Указывали и на тот факт, что в сравнении со многими странами мира ФРГ далека от лидирующего положения в области образования. Тем не менее министр науки страны высказывает мнение, что еще никогда шансы получить хорошее образование не были так высоки, как сегодня [1].

Вместе с тем права достичь своих целей никто в Германии не получает автоматически, и нужно очень постараться, чтобы известная немецкая доскональность могла бы оптимально повлиять на реализацию намеченных целей в области получения образования.

К системе вузов в ФРГ принято относить университеты и так называемые Fachhochschule, что на русский переводится как «специализированное высшее учебное заведение», а на английский - как 'university оfapplied science' (университет прикладных наук). Поступить в университет в Германии можно после окончания гимназии, учеба в которой длится 12 или 13 лет в зависимости от Федеральной земли, на территории которой она находится. Продолжить обучение в аспирантуре разрешено, за небольшим исключением, только после окончания университета. В Fachhochschule открыт доступ выпускникам гимназий и реальных школ. Даже если вы с отличием закончили учебу в реальной школе, получить разрешение на поступление в университет непосредственно после ее окончания практичес-

Все ли так плохо в системе образования?

ки невозможно. Приблизительно такова же ситуация с выпускниками основных школ, которым закрыт доступ в Ба^-hochschule. По всей вероятности, вам предложат пройти дополнительное обучение, после чего, возможно, вам повезет, и вы станете студентом университета. Немаловажно при этом не потерять интереса к учебе, так как долгий путь к началу изучения основ современной науки у многих отбивает желание довести начатое до конца. В ФРГ студенты заканчивают университеты в среднем к 29-му году жизни - намного позже, чем их коллеги из других стран мира.

Лица, закончившие основную школу, практически не имеют шансов получить университетское образование, однако они ни в коем случае не чувствуют себя дискриминированными. Как правило, они не ограничиваются рамками полученного в основной школе образования, предпочитая начать практическое изучение азов выбранной ими профессии на конкретном рабочем месте. Что возможно благодаря существующей системе «дуального образования», позволяющей начать путь профессионального становления и зарабатывать деньги.

Благодаря существованию профессионально организованной «дуальной системы», по количеству лиц, получивших среднее специальное образование, Германия уступает лишь очень немногим странам мира. А качество подобного образования приводит в восторг многих работодателей во всем мире.

Кажется, все очень просто: существует стремление, желание и необходимость получения среднего образования, а тип школы определяет мотивацию выбора будущей профессии.

Но кто и, самое интересное, когда ре-

шает вопрос о том, в какую школу пойдет будущий студент университета или учащийся специализированногоучебного заведения. Обычно дети начинают ходить в школу с шести лет. Они вместе сидят за партами начальной школы. Длится совместная учеба, как правило, до четвертого класса. И вот в девятилетнем или десятилетнем возрасте ученик, закончивший третий класс, с помощью своих родителей и учителей должен решить: кем ему хочется стать после окончания школы. Выбор нужно сделать между гимназией, реальной или основной школами.

Ни в коем случае нельзя утверждать, что один тип школы лучше, чем другой. Объем посещаемых до десятого класса уроков и обсуждаемые на них темы также не различаются. Единственная, и то с оговорками, разница сводится к методам и глубине изучения материалов.

Школьная программа сама по себе не может тормозить реального стремления школьника к саморазвитию. Подход этот существует не одно десятилетие и, кажется, себя оправдал, однако он все чаще сталкивается с очень сильной критикой со стороны практически всех вовлеченных в образовательный процесс. И не только этот принцип, по мнению критиков, нуждается в новом переосмыслении. Вся система нуждается в реформировании.

Реформы эти должны начаться не в последнюю очередь с попытки развязать достаточно запутанный клубок финансовых отношений системы образования. Исторически сложилось так, что финансирование потребностей в этой области взяло на себя государство. Исходя из предположения, что образование - это исключительно общественное и политическое благо, вся ответственность по предоставлению услуг в этой сфере была возложена на государство. В ФРГ, в отличие от многих стран мира, количество частных школ и университетов не слишком велико. Несмотря на то, что количество частных высших учебных заведений за период с 1993 по 2004 гг. увеличи-

лось с19 до 51, а число студентов выросло почти в три раза, в них обучаются только около 33 тысяч студентов [2]. Вся система за небольшим исключением финансируется за счет государства. А средств на общественные цели, как известно, у него постоянно не хватает.

По сравнению с 1995 г. средства, вложенные в систему образования, увеличились лишь на 0,1% и равняются 9,8% от общего объема государственных расходов в сфере общественных инвестиций. В странах - участницах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) они выросли в среднем на один процент и составляют 12,9% [1]. По уровню расходов на образование в валовом национальном продукте (ВНП) Германия уступает многим странам. По этому показателю она занимает 20-е место среди стран ОЭСР. В 2002 г. он составлял 4,4% от ВНП, а в Дании, Исландии, Норвегии, Швеции и Бельгии он был выше 6%.

Необходимые для развития системы образования финансовые средства изыскиваются как из федерального, так и из земельных бюджетов. Согласно опубликованному в 2005 г. отчету ОЭСР, в расчете на одного ученика начальной школы в Германии в год была инвестирована сумма, эквивалентная 4537 долларам США, в среднем по странам ОЭСР этот показатель был равен 5313 долларам, в Люксембурге на те же самые потребности не пожалели аж 10611 долларов [3]. Проводившие обследование эксперты убеждены, что существует прямая зависимость между успеваемостью учащихся и объемом недополученных школами средств.

В свете намеченных реформ в ближайшее время планируется начать подкрепленную 4 млрд. евро программу увеличения роли продленных групп в школах, что, по мнению министра культуры ФРГ, должно положительно сказаться на успехах школьников [3].

Больше, чем в среднем в государствах ОЭСР, денежных ресурсов направляется в

систему обучения школьников с 11 по 13 классы, то есть в гимназии. Возникает впечатление, что здесь-то и лежит разница между типами школ: гимназии получают больше средств, соответственно они «лучше», чем остальные два типа. Справедливости ради нужно отметить, что на дальнейшее обучение выпускников реальных и основных школ выделяется такое же количество средств, и они также выше средних показателей ОЭСР. То есть с финансовой точки зрения ни один из типов школ не подвергается дискриминации.

Учителя в Германии зарабатывают столько, что им могут позавидовать их коллеги из всех стран мира (табл. 1.)

Стремление стать учителем подкрепляется не только материальными стимулами. В последней трети ХХ в. педагогика в университетах Германии извторостепенной дисциплины стала основным предметом специализации [5]. В 2003 г. количество обучающихся в вузах Германии будущих педагогов составляло 200 708 человек [6, 8. 28].

Большинство учителей имеют статус государственного служащего. Положение о нем закреплено в Основном законе страны. Кроме них государственными служащими являются, например, полицейские или работники государственных органов

управления, профессора университетов и пр. Государственные служащие и находятся под особой опекой государства. Их могут снять с должности, но не могут освободить от работы и прекратить им выплату зарплаты. Госслужащие имеют право застраховать свое здоровье в частных страховых агентствах, они освобождены от отчислений с зарплаты в фонды социального страхования, заботу об их пенсионном обеспечении берет на себя государственный бюджет и т.п. Но они не имеют права бастовать.

Как школьное, так и университетское образование находится в компетенции Федеральных земель, которые сами решают,

сколько и каких типов школ и университетов данной земле необходимо. Организуют работу в этой области земельные министерства: в основном именно они ответственны за проведение государственной политики в области культуры, науки и образования.

Работа земельных политиков, принимающих решения в этой сфере, координируется посредством Конференции министров культуры Федеральных земель и Федеральным министерством науки. Решения, принимаемые на совместных заседаниях министров культуры, обязательны к исполнению. В ведении Федерального министер-

Таблица 1

Среднегодовая заработная плата учителя средней школы в различных странах (в долл. США) [4].

Страна Зарплата Рабочее время в часах

Словакия 6 934 656

Польша 8 502 637

Венгрия 13 976 555

Мексика 19 447 1 047

Франция 31 117 626

Норвегия 32 521 656

Австрия 33 730 622

Дания 34 689 640

Япония 40 172 535

Корея 41 446 560

США 43 999 1 127

ФРГ 48 320 735

Люксембург 86 525 642

ства находится широкий спектр сложнейших вопросов стратегического развития системы образования. Этим же министерством финансируются научно-исследовательские программы университетов. Кроме того, немаловажная роль отведена европейской интеграции, не в последнюю очередь благодаря Болонскому процессу, согласно целям которого к 2010 г. должно быть создано единое европейское образовательное пространство.

Скоординировать подобную работу очень сложно. Каждая Федеральная земля предъявляет свои требования к стандартам образования. В Баварии они считаются наиболее высокими, в Бремене - не самими удачными. Если ученику одной из школ на севере страны приходится переходить в школу на юге, или наоборот, то его ждет нелегкий процесс адаптации к новым программам и требованиям обучения.

Не всегда полученное педагогическое университетское образование в одной из земель автоматически признается в управлении школ даже приграничной земли. Существующая разница в стандартах образования долгое время игнорировалась или не замечалась.

Как гром, прогремевший среди ясного неба, были итоги проведенных под эгидой ОЭСР в 2000 и 2003 гг. международных тестов Programme for International Student Assessment Tests (PISA), в которых каждый раз принимали участие около 200 тысяч школьников из 32 стран мира. Ни одно из предыдущих научных исследований не взбудоражило так общественное мнение, как это сделала эта международная научная программа. Совершенно неожиданно оказалось, что темпы перемен и требования, предъявляемые к стандартам системы школьного образования в соседних странах, гораздо выше [7].

Единственной Федеральной землей, не уступающей предъявляемым международным требованиям, была Бавария. Политиков, представляющих Христианско-демо-кратический союз, очень порадовал тот

факт, что в землях, в которых правительство возглавляли члены этой партии, качество знаний было выше.

Кроме факта, что уровень полученных знаний зависит от географического и административного расположения учебного заведения, была констатирована разница в уровне знаний учащихся разных типов школ. Школьники, посещающие гимназии, оказались лучше подготовленными, чем их сверстники из других школ. Исходя из этого, авторы проекта сделали вывод, что разделение школ на разные типы тормозит процесс реформ. Этот тезис встретил как поддержку, так и непонимание многих политиков [8]. По мнению последних, нужно не концентрироваться на вопросе о типах школ, а поднимать образовательные стандарты во всех одновременно. Что толку с того, что ученики гимназий подготовлены лучше, чем ученики реальных школ: все равно им обоим нужно соответствовать международным требованиям.

Намного лучше выглядит состояние с высшими учебными заведениями. Если в 1998 г. лишь 28% выпускников школ данного года поступали в вузы, то уже в 2003 г. этот показатель возрос до 36%. Особенно резко подскочил интерес к изучению естественных и инженерных наук [1]. В 2002 г. число молодых людей в возрасте от 18 лет до 21 года составляло приблизительно 947 тысяч, из них 360 тысяч имели право на продолжение учебы в вузах, и 253 тысячи воспользовались этим правом [6, 8. 13]. (В середине прошлого столетия лишь около 3% молодых людей, закончивших школу, стремились к получению академических знаний в высших учебных заведениях.)

Беспрецедентное изменение ситуации, когда всего за несколько десятилетий миллионы людей изменили свою точку зрения в пользу получения высшего образования, привело к невиданному увеличению массы молодых людей, желающих продолжить свое образование в университетах (табл. 2.) [9].

Однако проблема в том, что все видится

Таблица 2

Количество студентов высших учебных заведений Германии в 2005 г. (тыс.)

Всего В университетах В высших школах искусств В высших специализированных учебных заведениях

1 957 330 1 363 413 31 204 562 713

в сравнении не только с собственной историей или сегодняшним положением дел у себя в стране, но в сравнении с другими странами, а оно отнюдь не в пользу системы высшего образования ФРГ.

Добавим, что увеличение контингента студентов привело к не преодолимым за короткий срок проблемам: не только к ухудшению условий их обучения, но и резкому изменению условий труда преподавателей. Переполненные во время лекций аудитории в немецких университетах стали в порядке вещей. Абитуриент, получивший наконец студенческий билет, приходит на свою первую лекцию и, видя переполненный зал, в котором не то что сидеть, а иногда даже стоять негде, уходит домой и дожидается, пока часть его коллег провалится на следующем экзамене и ему посчастливится попасть на ту самую лекцию, на которую он был записан с самого начала. Приблизительно такова же ситуация и с посещением семинаров: число лиц, допускаемых в одну семинарскую группу, всегда изначально ограничено, как ограничено и количество преподавателей, ведущих семинары. Профессора же, принимающего экзамен, не интересует, почему знания не соответствуют предъявляемым к студенту требованиям. По этой и еще ряду других причин студенты в Германии заканчивают свою учебу намного позже, чем это принято в других государствах.

Для некоторых особенно популярных специальностей существует централизованный порядок распределения учебных мест. Это означает, что вы не можете самостоятельно выбрать университет, в котором вам бы хотелось учиться. Вы должны обратиться в Федеральный орган с просьбой о предоставлении места на факультете, на котором вы бы могли изучать

понравившуюся вам специальность. От вас в очень малой степени зависит, в какой университет и в какой город вы попадете, то есть если вы хотите учиться, вы обязаны быть мобильным. Не очень удобна эта система также для самих университетов: они фактически лишены возможности участвовать в процессе отбора собственных студентов.

Это лишь незначительная часть проблем, с которыми сталкиваются университеты. Но несмотря на все трудности при получении высшего образования, его притягательность постоянно увеличивается, так как, получив его в Германии, можно рассчитывать найти работу по специальности не только на родине, но и за ее пределами.

Количество всех высших учебных заведений за период с 1992 по 2004 гг. увеличилось с 318 до 365, количество же университетов за тот же период сократилось со 122 до 100 [10] (табл. 3.) [11].

По популярности немецких вузов у зарубежных студентов Германия уступает лишь США и Великобритании. Из всего количества студентов, обучающихся за пределами своей родины, 28% предпочитают учиться в США, 12% - в Великобритании и 11% - в ФРГ [4].

По сравнению с 1993 г. число иностранных студентов увеличилось с 123 до 227 тыс. в 2003 г., их удельный вес за тот же период увеличился с 6,7% до 11,7%. Большинство из них, а именно 160 тыс., имели гражданство одной из европейских стран. Количество студентов из Китая увеличилось на 250% и перешло за отметку 20 тыс., тем самим они стали наиболее крупной группой студентов из одной страны. Возросло также число граждан СНГ, начинающих учебу в вузах ФРГ : если в 1993 г. училось только 800 человек, то

Таблица 3

Количество вузов в ФРГ

Типы вузов 2002 2003 2004

Всего 355 359 365

В том числе

университетов 98 99 100

высших школ педагогики 6 6 6

высших школ теологии 16 17 16

высших школ искусства 50 50 52

высших специализированных учебных заведений 185 187 191

уже через десять лет - 5900 человек [6, S. 41].

Высоко также стремление самих немцев учиться за границей.

Привлекательность системы образования ФРГ основана, по нашему мнению, на том, что она организована настолько гибко, что в состоянии находить пути совершенствования как за счет привлечения ресурсов со стороны, так и за счет мобилизации собственных возможностей. Критика системы - это своего рода катализатор, позволяющий своевременно реагировать на происходящие перемены не только внутри собственной страны, но и за ее пределами.

Литература

1. Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 2005, 14 August.

2. Hochschulstandort Deutschland 2003, Statistisches

Bundesamt. - Wiesbaden, 2004. - S. 9.

3. Die deutsche Bildung: Nur ausreichend // Sueddeutsche Zeitung. - 2005, 14 September.

4. Vergleichsbericht Deutschland holt bei Bildung auf

- trotzdem Nachholbedarf // FAZ NET, OECD.

- 2005, 13 September.

5. Brezinka W. Über die Krise der Paedagogik und

ihre Zukunft als Universitaetsfach // Kontinuitaet, Krise und Zukunft der Bildung. - München, 2004.

- S. 29.

6. Hochschulstandort Deutschland 2003, Statistisches

Bundesamt. - Wiesbaden, 2004.

7. Kluge J. Schluss mit der Bildungsmisere. - Frankfurt

a. M., 2003. - S. 74.

8. Schmoll H. OECD Studie «Deutschland gibt wenig

für Bildung aus» // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 2004, 15 September.

9. Bildung - Studierende // Statistisches Bundesamt

Deutschland. - 2005, 14 August.

10. Monopolkomission 2000, 7 und Statistisches Bundesamt Deutschland. - 2004, 28 September.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Statistisches Bundesamt Deutschland. - 2004, 28 September.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.