Научная статья на тему 'Основные этапы организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода'

Основные этапы организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2206
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCES / INDEPENDENT WORK / STAGES TO ORGANIZATIONS OF THE INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Е. А., Ахметзянова Г. Н., Барабанов В. П.

В статье предпринимается попытка выделить основные этапы организации самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении в условиях компетентностной модели обучения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Е. А., Ахметзянова Г. Н., Барабанов В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article is undertaken attempt to select the main stages to organizations of the independent work student in high the educational institutions in condition competence to models of the education

Текст научной работы на тему «Основные этапы организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода»

УДК 378.14

Е. А. Касаткина, Г. Н. Ахметзянова, В. П. Барабанов

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, самостоятельная работа, этапы организации самостоятельной работы.

В статье предпринимается попытка выделить основные этапы организации самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении в условиях компетентностной модели обучения.

Keywords: competence approach, professional competences, independent work, stages to organizations of the independent work.

In article is undertaken attempt to select the main stages to organizations of the independent work student in high the educational institutions in condition competence to models of the education.

Компетентностный подход выступает основой происходящей в настоящее время реформы высшего профессионального образования, которая, помимо всего прочего, требует перераспределения фонда учебного времени, а именно, увеличения доли самостоятельной работы студентов за счет сокращения аудиторной нагрузки. В связи с этим задается курс на повышение роли самостоятельной работы студентов высшей школы, что, в свою очередь, требует особой ее организации [3].

Организация самостоятельной работы, являясь эффективным средством профессиональной подготовки студентов, способствует формированию и развитию их профессиональной компетентности, являющейся важнейшим критерием эффективности образовательного процесса.

Основными этапами организации самостоятельной работы при когнитивном подходе, по мнению В.И. Андреева, являются: во-первых, постановка перед студентами целей, задач, предоставление заданий с указаниями и разъяснениями по их выполнению; во-вторых, этап самоорганизации студентов, их непосредственная деятельность по выполнению заданий, предложенных преподавателем и, в-третьих, самоконтроль усвоения знаний студентами, а также оценка и подведение итогов самостоятельной работы преподавателем [2, с. 333].

Нами предпринимается попытка дополнить данное В.И. Андреевым поэтапное разделение руководства самостоятельной работы с учетом задачи, особенностей организации самостоятельной работы в высшем учебном заведении и основных компонент руководства самостоятельной работой студентов в условиях компетентностного подхода.

Задача самостоятельной работы в условиях компетентностного подхода, на наш взгляд, состоит в том, чтобы научить студентов обучаться, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить им умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Для успешного выполнения поставленной задачи необходимо, чтобы самостоятельная работа имела непрерывный характер и была максимально индивидуализирована [1, 7].

К основным особенностям организации самостоятельной работы в высшем учебном заведении можно отнести индивидуальные особенности студентов; связь с тенденциями и закономерностями развития общества; требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к компетенциям будущих специалистов; условия профессионального обучения; методическое обеспечение учебного процесса.

Для своевременного и успешного выполнения самостоятельной работы необходимо также создать педагогические условия, выступающие необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитывающиеся при построении всего образовательного процесса вуза [4, 6].

Основными компонентами руководства самостоятельной работой студентов в условиях компе-тентностного подхода являются организационная, методическая и педагогическая компонента [8].

Организационная компонента подразумевает создание управляющих учебных пособий, которые должны помочь студенту понять логику построения изучаемого курса, кроме того, очень важным является наличие в этих пособиях критериев оценки знаний студентов как ориентиров для самоконтроля.

Разработка заданий самостоятельной работы может относиться к методической компоненте руководства самостоятельной работой в условиях компе-тентностного подхода [8].

Одной из особенностей организации самостоятельной работы в высшей школе является то, что она должна быть включена абсолютно во все формы профессионального обучения студентов (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, индивидуальные консультации и др.). В связи с этим можно с высокой долей уверенности говорить в том, что разрабатываемые для самостоятельной работы задания должны использоваться в различных формах организации учебного процесса студентов.

Особое внимание здесь нужно уделить организации внеаудиторной самостоятельной работы как деятельности, выполняемой студентами по заданию преподавателя и в установленные им сроки, но в произ-

вольном, удобном для студента режиме времени, что требует от них организационной самостоятельности.

Педагогическая компонента руководства самостоятельной работой в вузе предполагает организацию форм сотрудничества, стимулирующих самостоятельность студентов и их творческую активность.

Рассматриваемая компонента, на наш взгляд, имеет очень большое значение в процессе руководства самостоятельной работой студентов вуза в условиях компетентностного подхода, поскольку профессиональное развитие в высшей школе может осуществляться только в том случае, если преподаватель готов конструировать открытую для творчества, динамично перестраивающуюся совместную интеллектуально-коммуникативную деятельность со студентами в конкретной учебной ситуации [8]. Лишь в этом случае можно считать руководство самостоятельной работой в высшей школе успешным и эффективным.

Принимая во внимание перечисленные особенности организации самостоятельной работы в вузе и основные компоненты руководства самостоятельной работой студентов в условиях компетентностного подхода, можно создать эффективную систему самостоятельной работы студентов, активизирующую их индивидуальные процессы самопознания, самоопределения, самообразования, самоуправления, саморазвития и самореализации и способствующую формированию и развитию их профессиональной компетентности.

С учетом всего вышеизложенного нами выделяются следующие пять этапов организации самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении в условиях компетентностной модели обучения: планирование; подготовка; непосредственная организация и самоорганизация; самоконтроль и контроль; корректировка системы.

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных этапов.

Под планированием мы подразумеваем процесс определения места самостоятельной работы в структуре учебного процесса, ее роли в процессе профессиональной подготовки студентов, а также соотношение между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой в вузе, что, в свою очередь, требует глубокого анализа бюджета учебного времени студентов, что особенно актуально в свете происходящей реформы образования. На наш взгляд, этап планирования также должен включать изучение особенностей организации самостоятельной работы студентов в вузе.

Эффективная организация самостоятельной работы в вузе невозможна без учета еще на этапе планирования междисциплинарных связей, анализа трудоемкости образовательной программы в целом и конкретной ее дисциплины.

Планирование самостоятельной работы должно также включать процесс разработки методических материалов, учитывающих и специфику организации самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении, и уровень подготовки и развития навыков самостоятельной работы студентов на каждом курсе их обучения, и готовность студентов (мо-

ральную, эмоциональную, психологическую и др.) к выполнению определенных заданий.

Задача преподавателя на первом этапе организации самостоятельной работы студентов состоит в том числе в анализе, отборе и подготовке учебного материала, отводимого на самостоятельное изучение студентов, определении оптимальных временных затрат на выполнение самостоятельной работы, а также в разработке эффективных форм и способов ее контроля [5].

К подготовительному этапу организации самостоятельной работы в высшей школе, как нам кажется, необходимо отнести, в первую очередь, постановку перед студентами основных целей и задач выполнения ими самостоятельной работы, что позволит им определить собственные цели и пути их достижения в ходе предлагаемой деятельности, составить план самостоятельной работы.

В рамках второго этапа обучающимся должны быть предоставлены методические материалы и инструкции к ним, задания для выполнения самостоятельной работы с подробными указаниями и разъяснениями по их выполнению.

Кроме того, считаем необходимым уже на подготовительном этапе организации самостоятельной работы студентов предоставлять им четкую информацию о формах и способах контроля качества выполнения работы с обязательным указанием критериев оценки, что позволит студентам по ходу выполнения заданий проводить самоконтроль и идентифицировать свои результаты.

Третьим этапом организации самостоятельной работы в высшем учебном заведении в условиях компетентностного подхода, по нашему мнению, является непосредственная организация самостоятельной деятельности студентов и их самоорганизация, деятельность студентов по выполнению предложенных преподавателем заданий.

Наибольший интерес на данном этапе вызывает деятельность студентов, причем можно утверждать, что достижение цели организации самостоятельной деятельности студентов возможно в случае ее осознания студентами, принятия ими учебной задачи. При выполнении заданий, предложенных преподавателем, студентам необходимо, кроме осознания целей, определить пути их достижения и составить план самостоятельной работы. Это требует от студентов самоорганизации, внутренней познавательной мотивации, активности, творчества, ответственности, самореализации и рефлексии.

Следующим этапом организации самостоятельной работы в высшей школе является, на наш взгляд, осуществление студентами самоконтроля и контроль преподавателя.

Осуществление студентами самоконтроля усвоенных знаний подразумевает оценку промежуточных и идентификацию конечных результатов своей деятельности, при этом для адекватной оценки своих результатов студенты должны быть осведомлены о принятых критериях оценки знаний заранее, еще на подготовительном этапе.

Считаем здесь важным отметить, что осуществляемый по собственной инициативе студентов самоконтроль способствует повышению осознанности усвоения и применения ими знаний и напрямую связан с проявлением их активности.

На данном этапе организации самостоятельной работы студентов преподаватель осуществляет контроль выполнения предложенных студентам заданий, проводит проверку и оценку с указанием типичных ошибок и подводит итоги самостоятельной работы студентов.

При этом контроль преподавателем должен обязательно быть сопоставим с самоконтролем студентов, что позволит избежать возникновения внутреннего конфликта личности обучающегося и его неудовлетворенности учебным процессом, а также позволит студентам на данном этапе адекватно оценить собственные знания.

Кроме того, на рассматриваемом этапе организации самостоятельной работы в высшей школе преподавателем производится учет результатов работы студентов и их анализ с целью определения эффективности самостоятельной работы студентов вуза, в чем заключается одна из задач процесса контроля выполнения заданий со стороны преподавателя.

Результаты анализа, проведенного в процессе осуществления студентами самоконтроля и контроля их самостоятельной работы со стороны преподавателя, позволяют определить ее эффективность, пути совершенствования существующей системы самостоятельной работы в вузе и осуществить ее корректировку. Тем самым мы подошли к последнему, по нашему мнению, этапу организации самостоятельной работы студентов - этапу корректировки самой системы самостоятельной работы в вузе.

Объективная оценка студентами собственных знаний дает им возможность вносить изменения в свои действия для достижения соответствия результатов их самостоятельной работы предъявляемым требованиям. Умение студентом корректировать собственные действия для достижения наилучших результатов является показателем саморегуляции и уже предполагает определенный уровень компетентности будущего специалиста.

Результаты же контроля выполненных студентами заданий со стороны преподавателя на последнем этапе организации самостоятельной работы в высшей школе позволяют вносить изменения в саму систему самостоятельной работы вуза, во все компоненты руководства самостоятельной работой для того, чтобы в дальнейшем повысить ее эффективность, и, тем самым, еще больше способствовать формированию профессиональных компетентностей будущих специалистов.

На наш взгляд, можно ограничиться перечисленными этапами организации самостоятельной ра-

боты в высшей школе в условиях компетентностого подхода, поскольку самостоятельная деятельность студентов, организованная в этой последовательности, позволит достичь оптимальных результатов в процессе формирования основных компетентностей будущих специалистов, в том числе и профессиональной.

Кроме того, эффективная организация всех перечисленных этапов позволит повысить качество всего учебного процесса. Важно также отметить, что для совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе организация самостоятельной работы студентов не должна быть точечной, а должна носить системный и постоянный характер.

Создание эффективной системы самостоятельной работы студентов позволит активизировать их индивидуальные процессы самопознания, самоопределения, самообразования, самоуправления, саморазвития и самореализации и будет способствовать формированию и развитию их профессиональной компетентности.

Литература

1. Алханов, А. Самостоятельная работа студентов / А. Алханов // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 86-87.

2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд.. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

3. Ахметзянова Г.Н. Компетентностный подход к системе непрерывного профессионального образования при подготовке работников для автомобильной отрасли / Г.Н.Ахметзянова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. -№4. - С. 349-355.

4. Ахметзянова Г.Н. Теоретические основы проектирования и реализации педагогической системы непрерывного профессионального образования для подготовки персонала автомобильного профиля / Г.Н.Ахметзянова // Вестник Казан. технол. ун-та.- 2008. - №5. - С.235-238.

5. Прохорова, Н.А. Компетентностный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов / Н.А. Прохорова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 62 с.

6. Разумова, Л.Н. Особенности самостоятельной работы студентов // Проблемы организации самостоятельной работы курсантов и пути ее активизации: Сб. тез. докл. меж-вуз. научн.-метод. конф. - Челябинск: ЧВВАКИУ (ВИ), 2006. - С.103-106.

7. Рубаник, А. Самостоятельная работа студентов / А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных // Высшее образование в России. - 2005. - №6. - С. 120-124.

8. Трущенко, Е.Н. Самостоятельная работа студентов как составляющая процесса формирования компетентности будущего специалиста в вузе / Е.Н. Трущенко // Инновационный подход к развитию образовательных систем: сб.материалов научно-методического семинара. - М.: Изд. АСОУ. - 2006. - 64 с.

© Е. А. Касаткина - асс. каф. высшей математики НХТИ КНИТУ, kasat_elena@mail.ru; Г. Н. Ахметзянова - канд. пед. наук, доц. каф. сервиса транспортных систем Камской госуд. инж.-экон. акад., agnineka@yandex.ru; В. П. Барабанов - д-р хим. наук, проф. каф. физической и коллоидной химии КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.