Научная статья на тему 'Теоретические аспекты организации самостоятельной работы как средства формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в военном вузе'

Теоретические аспекты организации самостоятельной работы как средства формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / INDEPENDENT WORK / INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY / MILITARY HIGH SCHOOL / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко О. Б.

В статье рассматриваются аспекты, связанные с организацией самостоятельной работы в военном вузе в контексте компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования. Предлагается определение понятия «профессиональная компетентность будущего военного специалиста». Представлен краткий анализ сущностной характеристики самостоятельной работы обучающихся, а также комплекс организационно-педагогических условий самостоятельной работы курсантов, способствующих формированию их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойленко О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK AS A MEANS OF FUTURE EXPERTS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION IN MILITARY HIGH SCHOOL

The aspects of organizing independent work in military high school using competence approach in the higher vocational training system are considered in the article. The definition of the «future military expert professional competence» concept is offered. The brief analysis of trainees independent work intrinsic characteristic is held. Besides, the complex of cadets independent work organizationalpedagogical conditions dominating their professional competence is presented.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты организации самостоятельной работы как средства формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в военном вузе»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

О.Б. САМОЙЛЕНКО, старший преподаватель

Академии ФСО России Тел. 9038824407;samojlenkoleg@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются аспекты, связанные с организацией самостоятельной работы в военном вузе в контексте компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования. Предлагается определение понятия «профессиональная компетентность будущего военного специалиста.». Представлен краткий анализ сущностной характеристики самостоятельной работы обучающихся, а также комплекс организационно-педагогических условий самостоятельной работы курсантов, способствующих формированию их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, самостоятельная работа, самостоятельная учебная деятельность, военный вуз, организационнопедагогические условия.

Решение задач, обозначенных в Концепции модернизации российского образования [3], «невозможно без повышения роли самостоятельной работы над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы» - отмечалось в инструктивном письме Минобразования РФ от 27.11.02 № 14-55-996 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Увеличение доли самостоятельной работы по отношению к аудиторным занятиям требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методических комплексов, разработки новых дидактических подходов для глу -бокого самостоятельного освоения учебного материала.

Сочетание актуальности, связанной с повышением роли самостоятельной работы обучающихся, с необходимостью реализации компетентностного подхода в образовании, заявленной в Стратегии модернизации образования [8], позволяет говорить о том, что существует социальный заказ на формирование профессиональной компетентности специалистов как интегративного качества личности и рассматривать самостоятельную работу будущих специалистов в качестве одного из средств формирования их профессиональной компетентности [6, с. 66].

Проблема организации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов с целью формирования их профессиональной компетентности рассматривалась с различных позиций, однако анализ психолого-пе-дагогических литературных источников позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на существенный интерес ученых и полученные результаты [2, 7, 9-12], она по-прежнему остается актуальной.

Актуальность указанной выше проблемы обусловлена следующими основными факторами:

© О.Б. Самойленко

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

- возрастанием объема научно-технической информации, быстрым старением современных знаний, дифференциацией и интеграцией гуманитарных, общеинженерных и специальных наук в условиях научно-технического прогресса;

- изменениями социально-экономических условий в государстве, а также тенденциями в образовании, связанными с необходимостью формирования профессиональной компетентности будущих специалистов;

- отсутствием однозначности в выборе подходов к формированию профессиональной компетентности будущих специалистов средствами организации самостоятельной работы;

- недостаточной разработанностью теоретических основ, а также содержательного и методического аспектов процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов средствами самостоятельной работы, отражающих его сущность и возможности совершенствования в условиях современного высшего профессионального образования.

Историко-педагогический анализ понятийного аппарата проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов средствами самостоятельной работы позволяет проследить ее эволюцию, сформировать адекватное понимание современного состояния и научно обоснованные перспективы ее дальнейшего развития.

При этом формирование профессиональной компетентности в контексте рассматриваемой тематики следует трактовать как специально организованный процесс личностного становления будущего специалиста с помощью средств самостоятельной работы, а самостоятельную работу -как средство организации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов во внеаудиторное время, осуществляемой без непосредственного участия преподавателя, в ходе, которой, обучающиеся самостоятельно выполняют учебно-познавательные задания с целью развития знаний, умений и профессионально важных качеств личности.

Следует отметить, что под профессиональной компетентностью будущего военного специалиста мы понимаем совокупность личностно-деятельностных новообразований, представляющих собой сбалансированное сочетание необходимого

набора частных конструктов (знаний, умений, навыков, компетенций) и профессионально значимых личностных качеств, характеризующих способность (готовность) к осуществлению успешной военно-профессиональной деятельности, а также профессиональному саморазвитию в измененных условиях (с учетом тенденций изменения временного и пространственного аспектов).

В настоящее время учебный процесс в вузе все в большей мере приобретает характер самостоятельного учебного труда обучающихся, организуемого и управляемого преподавателем на основе новейших методов и средств обучения. В этой связи наряду с совершенствованием методики преподавания важнейшими задачами вузов являются рациональная организация, планирование, контроль и дальнейшая активизация самостоятельной работы обучающихся, которая играет исключительно важную роль в формировании профессиональной компетентности современного высококвалифицированного специалиста [4, 6].

Останавливаясь на сущностной характеристике самостоятельной работы курсантов в процессе формирования их профессиональной компетентности, следует отметить, что понятие «самостоятельная работа», хотя и обрело достаточно прочный статус в дидактике, все же приходится констатировать, что оно по-прежнему является многогранным и неоднозначным по своему определению. Многозначность понятия «самостоятельная работа» объясняется сложностью этого педагогического явления, наличием в нем многих относительно разных сторон, каждая из которых в ракурсе обучения может стать предметом специального изучения. Кроме того, наблюдается отождествление понятий «самостоятельность», «самостоятельная деятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная подготовка», «самообразование» и др. [5, 9].

По мнению И.А. Зимней «самостоятельная работа» есть всегда внутренне мотивированная деятельность, выполнение которой, требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Для самого обучающегося самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, предполагающая осознание цели своей деятельности, принятие

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

1>сш

задачи, придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизацию во времени и самоконтроля в выполнении. В предстоящей профессиональной деятельности специалист не может руководствоваться только внешними стимулами и мотивами, поэтому для его профессионального становления важно еще в вузе формировать внутренние (ценностные) мотивы деятельности. Необходимые предпосылки формирования ценностных мотиваций, в частности, стремление к познанию, пополнение ценностного багажа, содержатся в организации познавательной деятельности обучающихся в вузе [9, с. 61].

Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая как деятельность, представляет собой многостороннее явление. Деятельность является производством материальных и духовных ценностей, разнообразных форм общения людей, преобразованием социальных условий и отношений, а также развитием самого человека, его знаний, умений и способностей. Деятельность выступает как процесс воплощения сущностных сил индивида в предметных формах, в которых запечатлеваются знания и умения, идеи и мотивы, ценности и средства, то есть весь многообразный мир человеческой культуры [5]. В деятельностном кон -тексте самостоятельная работа приобретает определение, в соответствии с которым - это работа, организуемая самим обучающимся в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя [9, с. 62]. Однако, здесь уместно будет заметить, что время, выделяемое курсантам в военном вузе для самостоятельной работы регламентировано распорядком дня.

Опираясь на положения о самостоятельной работе как целенаправленной, внутренне мотивированной и структурированной самим субъектом по процессу и результату деятельности, следует согласиться с утверждениями Е.Н. Трущенко [9] о том, что самостоятельная работа является значимым фактором формирования профессиональной компетентности будущего специалиста и способствует развитию важных профессиональных умений и личностных качеств. Именно в процессе самостоятельной работы курсанта более всего проявляется его

самостоятельность, мотивация, самоорганизован-ность, самоконтроль и целенаправленность.

Понятие «самостоятельная учебная деятельность» рассматривается как процесс отражения и преобразования в сознании обучающихся явлений объективной действительности. Основания для такой формулировки дают многочисленные исследования мышления и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.) в их многозначности и вместе с тем целостности интегративных характеристик и полученные в свете этих характеристик результаты анализа процесса мышления и индивидуального познания обучающихся, выяснение взаимосвязи и единства мышления и знания как компонентов познавательного процесса.

П.И. Пидкасистый в своей работе [5, с. 57] отмечает, что главный признак самостоятельной учебной деятельности в системе обучения, выражающий ее сущность, заключается вовсе не в том, что обучающийся работает без непосредственного участия и помощи преподавателя, а в том, что цель его деятельности одновременно сочетает в себе функцию перевода информации в знания и умения и функцию управления этой деятельностью. Отсюда стержнем самостоятельной учебной деятельности является, по сути, полное совпадение содержания цели деятельности (целеполага-ния) с целью управления этой деятельностью (це-леосуществлением). С позиции этого процесса самостоятельная работа как средство организации учебного или научного познания обучающегося выступает в двуедином качестве: как объект его деятельности (т.е. учебное задание, которое он должен выполнить) и как форма проявления им определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания в целях получения нового знания или углубления и упорядочивания уже имеющихся знаний.

Стоит отметить, что «генетической клеточкой» и «цементирующим ядром» самостоятельной работы является учебно-познавательная задача [5, с. 58], предлагаемая обучающемуся в конкретной ситуации обучения (усвоения), которая выступает как предмет его учебной деятельности. В качестве такой задачи в учебном процессе всегда должна выступать учебная проблема. Это связано с тем, что учебный материал, передаваемый по тому или иному каналу обучения, может быть включен в структуру учебной или научной дея-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

тельности обучающихся в форме системы учебно-исследовательских задач, выбор которой определяется особенностями объекта познания и самой структурой познавательной деятельности.

В соответствии с представлениями Е.Л. Белкина, Л.П. Коренева и др. исследователей в дидактике под самостоятельностью, как важным личностным качеством, понимают систему навыков сознательной самоорганизации, а в качестве самостоятельной деятельности рассматривают деятельность обучающегося, которую он совершает без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения операций. Цель самостоятельной деятельности обучающихся в обучении состоит как в усвоении знаний, так и в формировании умений, навыков и способностей по их использованию в новых условиях на новом учебном материале [1, с. 8].

Следует иметь в виду, что, как и любой вид учебного труда, самостоятельная работа остается нейтральной по отношению к характеру познавательной деятельности обучающихся без четкой предварительной формулировки частно-дидактической цели работы, которая должна быть достигнута, и познавательных задач, решаемых в ходе выполнения самостоятельной работы. В свою очередь частно-дидактическая цель и познавательные задачи, которые преподаватель формулирует для каждого конкретного вида и типа самостоятельной работы, должны создавать предпосылки для регуляции умственной активности обучающихся, вовлечения их в планируемую познавательную деятельность, управления ею.

Учитывая необходимость развития интеллектуальных возможностей обучающихся, их подготовку к непрерывному самообразованию, преподаватель должен изменять частно-дидактические цели самостоятельных работ, формулировки познавательных задач, степень их трудности и сложности на разных этапах обучения. Такого рода изменения должны быть научно-обоснованными, постепенными и строго регламентированными.

Представленный подход к пониманию сущности самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки требует от преподавателя заранее предусматривать характер познавательной деятельности обучающихся на каждом этапе формирования их профессиональной компетентности и управлять этим процессом.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в дидактике до сих пор не сложилось однозначного понимания сущности самостоятельной работы, следовательно, есть основания говорить о сложности и многомерности данного понятия. При рассмотрении данной категории нельзя абсолютизировать один или несколько признаков, так как это порождает односторонний взгляд на природу самостоятельной работы, поэтому, соглашаясь с мнением Л.П. Якушкиной, считаем, что понятие «самостоятельная работа» необходимо рассматривать как целостную систему действий педагога и обучающихся, раскрывать его через совокупность признаков, отражающих диалектическое единство внутренней и внешней сторон, кото -рые в реальном учебном процессе практически неотделимы [12].

Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике позволяет сделать вывод о том, что необходимый уровень профессиональной компетентности будущих специалистов требует целенаправленных усилий по ее формированию, в том числе направленных на построение соответствующей системы.

Построение системы формирования профессиональной компетентности курсантов, как будущих военных специалистов, средствами самостоятельной работы становится наиболее эффективным, если в качестве педагогического базиса использовать сочетание нескольких подходов. Определить те подходы, которые в настоящее время являются приоритетными, позволяет осмысление ведущих функций и тенденций развития образования.

На наш взгляд, наиболее предпочтительным следует считать комплексное использование следующих подходов:

- деятельностного, позволяющего рассмотреть особенности профессиональной деятельности будущих военных специалистов, выявить виды самостоятельной работы, определить характер деятельности преподавателя и обучающихся в процессе формирования профессиональной компетентности курсантов средствами организации самостоятельной работы;

- контекстного, сущность которого заключается в осуществлении процесса формирования профессиональной компетентности в контексте буду -щей профессиональной деятельности, например, посредством решения конкретных профессиональных задач в процессе самостоятельной работы;

- компетентностного, в соответствии, с ко -торым профессиональная подготовка курсантов в военном вузе должна учитывать то, что будущий специалист должен приобрести опыт творческой, исследовательской и социально-оценочной деятельности, которые формируются, прежде всего, в процессе самостоятельной работы курсантов;

- личностно-ориенированного, построенного на основе признания курсанта активным субъектом в процессе самостоятельной работы, учете его индивидуальных особенностей;

- системного, основанного на всестороннем и целостном рассмотрении педагогической системы как определенной совокупности взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного обучения;

- технологического, предполагающего проектирование процесса формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

Следует подчеркнуть, что именно технологический подход к организации самостоятельной работы курсантов военного вуза в процессе формирования их профессиональной компетентности представляется нам ключевым из представленных выше подходов и ориентирован на поиск наиболее рациональных способов гарантированного достижения поставленных целей.

Также при построении вышеуказанной системы в организации самостоятельной работы курсантов необходимо руководствоваться следующими принципами:

- научности и прикладной направленности обучения;

- наглядности;

- последовательности и систематичности;

- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;

- сознательности и творческой активности;

- продуктивности и надежности обучения.

Эффективность функционирования системы

формирования профессиональной компетентности будущих военных специалистов средствами самостоятельной работы будет зависеть от соблюдения в вузе комплекса организационно-педагогических условий самостоятельной работы курсантов

(СРК), способствующих формированию их профессиональной компетентности.

В качестве основных компонентов комплекса организационно-педагогических условий самостоятельной работы курсантов следует выделить: информационно-методическое и материально-техническое обеспечение СРК, готовность преподавателей к осуществлению эффективной организационно-методической деятельности, направленной на функционирование и совершенствование процесса СРК, а курсантов - к продуктивной самостоятельной работе.

Информационно-методическое обеспечение СРК включает следующие условия:

- применение дидактических комплексов информационного обеспечения (ДКИО) учебных дисциплин, в которые интегрированы: материалы лекций и других видов занятий, в том числе презентации, структурированные по модулям; программное обеспечение, позволяющее работать с приложениями комплекса; средства динамической визуализации; электронные учебники и пособия; автоматизированные информационные системы; задания для самостоятельной работы; комплекты тестовых заданий и др.

- обеспеченность в необходимом количестве основной и дополнительной учебно-методической литературой из библиотечного фонда вуза, в том числе учебниками, пособиями и методическими рекомендациями для самостоятельной работы курсантов при изучении учебных дисциплин;

- применение учебно-познавательных задач, дифференцированных по степени сложности, способствующих активизации самостоятельной познавательной деятельности курсантов;

- использование технологических карт, определяющих траекторию самостоятельной учебно-познавательной деятельности курсантов.

Материально-техническое обеспечение СРК включает:

- наличие аудиторного фонда для самостоятельной работы курсантов, оборудованного персональными компьютерами с соответствующим современному уровню развития программным обеспечением;

- оснащенность учебных аудиторий необходимым оборудованием и наглядными средствами обучения (приборами, макетами, стендами и др.).

Готовность преподавателей к осуществлению эффективной организационно-методичес-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

кой деятельности, направленной на функционирование и совершенствование процесса СРК с целью формирования их профессиональной компетентности, включает следующие условия:

- готовность к разработке и модернизации ДКИО учебных дисциплин;

- технологический подход к организации СРК;

- использование приемов активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности курсантов, в том числе готовность к разработке и применению комплекса учебно-познавательных задач;

- владение преподавателем приемами организации СРК, требующими от него высокого педагогического мастерства и особых личностных качеств;

- установление и реализация межпредметных связей в системе смежных учебных дисциплин;

- организация контроля СРК, способствующего выявлению недостатков и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи для выработки корректирующих действий;

- планомерное консультирование курсантов по вопросам организации самостоятельной работы (при подготовке к занятиям, выполнении расчетно-графических работ, написании рефератов и т.д.), а также по вопросам, вызывающим затруднения в их самостоятельном разрешении;

- целенаправленное управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов на всех этапах формирования их профессиональной компетентности;

- обеспечение мотивационно-ценностного отношения курсантов к усвоению содержания учебных материалов в процессе их самостоятельной работы посредством развития их внутренней и внешней мотивации, а также путем выбора образовательной траектории;

- осуществление мониторинга процесса формирования профессиональной компетентности курсантов, в том числе педагогического тестирования, направленного на выявление уровня сформи-рованности профессиональных компетенций.

Личностно-деятельностная готовность курсантов к продуктивной самостоятельной работе включает такие условия как:

- информационная готовность курсантов (умение работать с приложениями ДКИО);

- способность курсантов эффективно работать с литературными источниками;

- осознание курсантами целей самостоятельной работы, ее значимости в процессе формирования профессиональной компетентности, мотивация к усвоению содержания учебного материала в контексте будущей профессиональной деятельности;

- рациональное распределение бюджета времени на самостоятельную работу;

- готовность курсантов работать в команде при подготовке к семинарским занятиям, проводимых методом малых групп, т.е. к совместной деятельности под руководством лидера, направленной на решение общей учебно-познавательной задачи;

- готовность курсантов к индивидуальной самостоятельной работе и отчетности перед преподавателем о ее результатах.

Таким образом, рассмотренные выше теоретические аспекты организации самостоятельной работы как средства формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в военном вузе дают возможность сформулировать следующие основные выводы:

- актуальность названной проблемы, прежде всего, обусловлена повышением требований к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов средствами самостоятельной работы в связи с изменениями социально-экономических условий в государстве и тенденциями в образовании, а также недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики;

- главный признак самостоятельной работы заключается не в том, что обучающийся занимается без непосредственного участия и помощи преподавателя, а в том, что в его деятельности сочетаются функция перевода информации в знания, умения и функцию управления этой деятельностью;

- роль самостоятельной работы в процессе формирования профессиональной компетентности бу -дущих специалистов определяется педагогическим ресурсом, реализация которого способствует повышению качества профессиональной подготовки;

- для построения системы формирования профессиональной компетентности курсантов средствами самостоятельной работы в качестве педагогического базиса целесообразно использовать полилатеральный комплекс, представляющий сочетание деятельностного, контекстного, компетен-тностного, личностно-ориенированного, системного и технологического подходов;

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

fcscs

- эффективность функционирования системы фор- бора и соблюдения в вузе комплекса необходимых

мирования профессиональной компетентности буду- организационно-педагогических условий самостоя-

щих военных специалистов средствами самостоя- тельной работы курсантов, способствующих форми-

тельной работы будет зависеть от правильного вы- рованию их профессиональной компетентности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белкин Е.Л., Коренев Л.П., Теребулина Н.А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] : Учебное пособие. - Орел: Орловский филиал Московского института приборостроения, 1989. - 65 с.

2. Еременко, Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дизайна средствами самостоятельной работы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2008. - 182 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования. Документы и материалы. - М.: Изд-во ВШЭ, 2002. - С. 263-282.

4. Образцов П.И., Самойленко, О.Б. Роль самостоятельной работы в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. [Текст] // Проблемы современной дидактики: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27 октября 2009 г. В 3 ч. Часть 2. / под ред. Л.М. Белогуровой Н.М. Фатьяновой. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. - С. 11-15.

5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2005. - 144 с.

6. Самойленко О.Б. Место и роль самостоятельной работы в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. [Текст] // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 24 июня 2010 г. В 2 ч. Часть 2. / под ред. С.Н. Баркалова, А.В. Кателкина. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. - С. 66-69.

7. Самостоятельная работа в современном российском вузе: проблемы и перспективы развития [Текст]. / Материалы международной научно-практической конференции 11 -12 ноября 2004 г. - Орел: ОГУ, полигр. фирма «Картуш», 2005. - 278 с.

8. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Исследовательский цетр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 96 с.

9. Трущенко Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза на основе компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2009. - 168 с.

10. Фоменко Л.Б. Обучение студентов технического вуза стратегиям самостоятельной работы с использованием новых информационных технологий [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ижевск, 2006. - 24 с.

11. Черемисина В.Г. Организация самостоятельной работы курсантов военного вуза в процесс изучения предметов естественнонаучного цикла [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2008. - 22 с.

12. Якушкина Л.П. Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Орел, 2007. - 210 с.

O.B. SAMOJLENKO

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK AS A MEANS OF FUTURE EXPERTS PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION IN MILITARY HIGH SCHOOL

The aspects of organizing independent work in military high school using competence approach in the higher vocational training system are considered in the article. The definition of the «future military expert professional competence» concept is offered. The brief analysis of trainees’ independent work intrinsic characteristic is held. Besides, the complex of cadets’ independent work organizational-pedagogical conditions dominating their professional competence is presented.

Key words: professional competence, independent work, independent educational activity, military high school, organizational-pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.