Научная статья на тему 'Модель организации самостоятельной математической подготовки будущих экономистов в парадигме компетентностного подхода'

Модель организации самостоятельной математической подготовки будущих экономистов в парадигме компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / COMPETENCE-BASED APPROACH / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / MATHEMATICAL TRAINING / MODEL OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Елена Александровна

В статье рассматривается понятие «самостоятельная работа»; дается авторская интерпретация сущности, компонентного состава этого понятия с позиции использования компетентностного и системного подходов; представляется компетентностная модель организации самостоятельной работы в процессе математической подготовки будущих экономистов; дается характеристика структурных компонентов представленной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INDEPENDENT WORK ORGANIZATION OF STUDENTS IN THE MATHEMATICAL TRAINING IN TERMS OF COMPETENCE-BASED APPROACH

The article discusses the concept of «independent work of students»;it gives the author's interpretation of the essence, its component part from the position of competenceand systemic-based approaches; the competence model of organization of independent work in the mathematical training in terms of future economistsis represented; the characteristic of the structural components of the presented modelis given.

Текст научной работы на тему «Модель организации самостоятельной математической подготовки будущих экономистов в парадигме компетентностного подхода»

УДК 378.14

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

В ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Е.А. Касаткина

Аннотация. В статье рассматривается понятие «самостоятельная работа»; дается авторская интерпретация сущности, компонентного состава этого понятия с позиции использования компетентностного и системного подходов; представляется компетентностная модель организации самостоятельной работы в процессе математической подготовки будущих экономистов; дается характеристика структурных компонентов представленной модели.

Ключевые слова: компетентностный подход, самостоятельная работа студентов, математическая подготовка, модель организации самостоятельной работы.

MODEL OF INDEPENDENT WORK ORGANIZATION

OF STUDENTS IN THE MATHEMATICAL TRAINING

IN TERMS OF COMPETENCE-BASED APPROACH

E. Kasatkina

Abstract. The article discusses the concept of «independent work of students»;it gives the author's interpretation of the essence, its component part from the position of competence- and systemic-based approaches; the competence model of organization of independent work in the mathematical training in terms of future economistsis represented; the characteristic of the structural components of the presented modelis given.

Keywords: competence-based approach; independent work of students; mathematical training; model of organization of independent work.

В парадигме компетентностного подхода повышается роль самостоятельной работы студентов, становится актуальной необходимость активизации имеющихся у них математических знаний и побуждения их к самообучению, углублению и расширению своих знаний, что способствует формированию профессиональной компетентности будущих экономистов как важнейшего критерия эффективности образовательного процесса в высшей школе. Все это требует интенсивного обогащения процесса организации самостоятельной работы студентов в процессе их математической подготовки новым содержанием и методами [1;2;6].

К определению структурной и содержательной характеристики самостоятельной работы студентов в процессе их математической подготовки мы подходим с позиции использования компетентностного и системного подходов и рассматриваем самостоятельную работу как процесс, внутренне мотивированный и целенаправленно осуществляемый студентами в ходе решения разнообразных учебных, профессиональных и научно-исследовательских задач под опосредствованным руководством преподавателя (то есть в условиях последовательного, систематического

уменьшения прямой помощи преподавателя студентам), а также способствующий их

самоорганизации, самореализации и рефлексии, что является одной из составляющих профессиональной компетентности будущего экономиста.

Структура самостоятельной работы в процессе математической подготовки будущих экономистов с учетом компетентностного подхода представляет собой три составляющие (общенаучная, профессиональная и

коммуникативная), каждой из которых, как нам видится, соответствует свой набор общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определенных во ФГОС ВО. Сформированность компетенций при этом рассматривается с помощью дескрипторов трех уровней (когнитивного, деятельностного и контекстного), совокупность которых способствует достижению

положительного синергетического эффекта, т.е. позволяет повысить эффективность

самостоятельной математической подготовки будущих экономистов за счет интеграции отдельных компонентов в единую систему.

Для эффективной организации

самостоятельной работы студентов разработана теоретическая модель организации

самостоятельной математической подготовки будущих экономистов в парадигме компетентностного подхода, основными

структурными компонентами которой выступают:

- теоретико-методологический компонент - требования внешней среды, требования ФГОС ВО по соответствующему направлению / профилю, методологические подходы (системный, компетентностный, личностно-деятельностный, контекстный) и основные принципы (сознательности и творческой активности, доступности, системности, научности, связи теории с практикой, дифференцированного подхода к студентам, наглядности, прочности знаний) организации самостоятельной работы в ходе обучения будущих экономистов по математическим дисциплинам;

- целевой компонент - единство академических, профессиональных и личностных целей и задач самостоятельной математической подготовки (формирование знаний и умений по изучаемым математическим дисциплинам, развитие способностей применения полученных математических знаний в профессиональной деятельности, развитие способностей к самоорганизации и самообразованию), комплексное решение которых обеспечивает достижение главной цели - эффективной организации самостоятельной работы в процессе математической подготовки будущих экономистов;

- структурно-содержательный компонент - структура самостоятельной работы в процессе математической подготовки (совокупность общенаучной, профессиональной и

коммуникативной составляющих), ее типология (познавательно-алгоритмический, поисково-эвристический, творческо-исследовательский типы) [4] и содержание математической подготовки студентов (взаимосвязь между математическими дисциплинами; взаимосвязь с другими дисциплинами, изучаемыми будущими экономистами; совокупность взаимосвязанных элементов учебно-методического обеспечения);

- инструментально-технологический компонент - этапы организации самостоятельной работы (планирование, подготовка, непосредственная организация и самоорганизация, самоконтроль и контроль, корректировка системы) [3]; используемые педагогические технологии (проблемного, проектного, контекстного, дифференцированного обучения, межпредметной интеграции, информационно-коммуникационная) в процессе математической подготовки, формы (аудиторные и внеаудиторные) [5] и средства (УМК, презентационный материал, пособия, пакеты прикладных программ, средства дистанционного обучения) организации самостоятельной работы;

- результативно-диагностический компонент - критерии оценки уровня самостоятельной математической подготовки, совокупность средств контроля, используемых для ее оценки.

В совокупности все компоненты модели определяют достигаемый результат -эффективную организацию самостоятельной работы в процессе математической подготовки будущих экономистов.

1. Ахметзянова Г.Н. Влияние социально-экономических процессов на систему непрерывного профессионального образования работников автомобильной отрасли / Г.Н. Ахметзянова // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2010. - № 2(80). - С. 11-17.

2. Ахметзянова Г.Н. Компетентностный подход к системе непрерывного профессионального образования при подготовке работников для автомобильной отрасли / Г.Н. Ахметзянова // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 4. - С. 349-355.

3. Касаткина Е.А. Основные этапы организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода / Е.А. Касаткина, Г.Н. Ахметзянова, В.П. Барабанов // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 4. - С. 217-220.

4. Касаткина Е.А. Классификация самостоятельных работ студентов в процессе математической подготовки в условиях компетентностного подхода / Е.А. Касаткина // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: Материалы X Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во «EDUCATIO», 2015. - С. 21-22.

5. Старшинова Т.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода / Т.А. Старшинова, Э.И. Хайруллина // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - N° 17. - С. 334-338.

6. Трущенко Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза на основе компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Н. Трущенко. - Москва, 2009. - 168 с.

Сведения об авторе:

Касаткина Елена Александровна (г. Нижнекамск, Россия), старший преподаватель кафедры высшей математики Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Kasatkina (Niznekamsk, Russia), lecturer of the Mathematics Department of Niznekamsk branch of Kazan Innovatine University named after V.G. Timiryasov, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.