Научная статья на тему 'Основные этапы методики коррекции правописных умений и навыков старшеклассников'

Основные этапы методики коррекции правописных умений и навыков старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1322
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ ПРАВОПИСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ / НАВЫК ПРАВИЛЬНОГО НАПИСАНИЯ / НАВЫК НЕПРАВИЛЬНОГО НАПИСАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CORRECTION OF SPELLING SKILLS / CORRECTION WORK IN ORTHOGRAPHY AND PUNCTUATION / SKILL OF CORRECT SPELLING / SKILL OF INCORRECT SPELLING / SELF-STUDY WORK / ENERGIZING OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малявина Татьяна Петровна

В статье рассматриваются этапы, методы и приемы организации работы по коррекции правописных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков старшеклассников в условиях самостоятельной работы посредством активизации их мыслительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Stages of Corrective Methods for Teaching Spelling Skills of Seniour Students at High School

The present article deals with stages, methods and ways employed to improve spelling (orthographic and punctuative) skills of the high school seniour students under conditions of the self-study work by means of energizing of their cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Основные этапы методики коррекции правописных умений и навыков старшеклассников»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ПРАВОПИСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Т. П. Малявина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье рассматриваются этапы, методы и приемы организации работы по коррекции правописных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков старшеклассников в условиях самостоятельной работы посредством активизации их мыслительной деятельности.

Ключевыге слова: коррекция правописных умений и навыков; коррекционная работа по орфографии и пунктуации; навык правильного написания; навык неправильного написания; самостоятельная работа; активизация познавательной деятельности.

Проблема формирования правописных умений и навыков у обучаемых возникла еще на заре методики преподавания русского языка, поскольку грамотное письмо представляет собой одну из важнейших сторон общей языковой грамотности и речевой культуры личности. С тех пор вопросы обучения орфографии и пунктуации постоянно находятся в поле зрения исследователей. Вместе с тем в настоящее время, как и ранее, формирование навыков грамотного письма остается одной из самых трудных задач, которые приходится решать учителю-сло-веснику. Очевидно, поэтому в психоло-го-педагогической и методической литературе большое внимание уделялось и уделяется не только проблемам обучения орфографии и пунктуации, но и поиску наиболее эффективных, психологически и методически обоснованных путей формирования правописной грамотности школьников (см. труды Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, Д. Н. Богоявленского, Н. С. Рождественского, Н. Н. Алгази-ной, А. В. Текучева, М. Р. Львова, Л. А. Тростенцовой, М. М. Разумовской, Е. Г. Шатовой и др.).

Признавая безусловную важность, полезность и своевременность имеющихся в методике обучения русскому языку направлений, методов и приемов, нацеленных на формирование правописных умений и навыков, мы предлагаем свой путь, который позволит осуществлять повышение уровня орфографической и пунктуационной грамотности старших школьников на завершающем этапе обучения русскому языку, в том

числе русскому правописанию (10—11 классы).

В процессе многолетней работы было установлено, что в практике школы при обучении правописанию могут быть сформированы навыки как правильного, так и неправильного написания.

Навыгк правилъного написания образуется в процессе осмысленной, сознательной работы учащихся над орфографическим или пунктуационным правилом (так называемый управляемый путь формирования навыка), закрепляется в процессе сознательной работы по его формированию и закреплению, затем переходит в долговременную память и по мере необходимости может быть актуализирован. Отметим, что большинство правописных навыков, имеющихся в арсенале пишущих, таковыми и являются: текст, написанный самым безграмотным, с точки зрения учителей, учеником, содержит более 80 % правильных написаний.

Навыгк неправилъного написания представляет собой результат стихийного формирования умений и навыков, пробелов в знаниях, недостаточной работы по их осознанию. Будучи по своей сути следствием дефекта в одном или нескольких компонентах действия, его составляющего, он, безусловно, нуждается в коррекции, проводимой на основе применения принципов осознанности, системности, самостоятельности. Дефекты подобного рода могут быть исправлены путем специально организованной коррекционной работы на завершающем этапе обучения правописанию (10—11 классы).

© Малявина Т. П., 2010

Коррекционная работа по орфографии и пунктуации в нашем понимании — это профессиональная деятельность педагога, рассчитанная на практическое решение проблемы устранения дефектов в правописных (как орфографических, так и пунктуационных) действиях обучаемых.

Под коррекцией правописныгх умений и навы ков мы понимаем одно из направлений работы над ошибками, основу которого составляет исправление навыка неправильного написания как многокомпонентного и многоуровневого автоматизированного интеллектуального действия (умения), имеющего некие дефекты структуры — результат ошибочных интеллектуальных действий учащихся по решению правописных задач. Коррекции подлежат ошибки, сделанные вследствие неправильного переноса правила, ложной аналогии, неверной техники применения правила или неправильности, лежащей в самом обобщении и свидетельствующей о несовершенном усвоении данного правила.

Важнейшим результатом образования в настоящее время становится человеческая личность, обладающая активностью и самостоятельностью в познавательной деятельности, свободой выбора пути познания, умением адекватно воспринимать окружающую действительность и определять свое место в ней. Именно поэтому в центре современного образовательного процесса находится обучающийся — активный субъект, приобретающий образование в форме «личностного знания», формирующий собственный интеллект, обладающий потребностью в саморазвитии.

В основу методической системы коррекционной работы по орфографии и пунктуации в 10—11 классах в качестве ведущего принципа коррекционной работы нами положен тезис: соединение теории правописания и практики обучения правописанию с теорией и практикой речевой деятельности (а точнее: соединение теории языка и практики письменной речи школьников) в сочетании с активизацией познавательной деятельности обучаемых в условиях организуемой учи-

телем самостоятельной работы разного уровня сложности.

Теоретическая подготовка обучаемых начинается пропедевтическим этапом изучения предмета русского правописания, его основных понятий, принципов в определенных связях и отношениях, с учетом логики построения содержания учебной дисциплины. Данный этап в коррекционной работе по исправлению аномальных правописных умений и навыков предполагает в первую очередь актуализацию необходимой терминологии из области орфографии и пунктуации и, кроме того, знаний из области фонетики, морфемики и словообразования. Уместным представляется использование методов словесной передачи и слухового восприятия новой1 информации (урок-лекция, сообщение преподавателя, беседа-актуализация с опорой на знания, полученные школьниками ранее, и др.). Причем в процессе коррекционной работы необходимо акцентировать семантический аспект, т. е. достичь полного понимания старшеклассниками воспринимаемой информации, что становится возможным только в случае активизации их познавательной деятельности и специфической деятельности, направленной на самонаблюдение.

Подробный рассказ учителя сопровождается схематическим изображением на доске классификации способов образования. Это помогает школьникам зафиксировать в памяти теоретический материал, служащий предметом обобщения и систематизации на данном уроке. Приведение собственных примеров, иллюстрирующих тот или иной способ словообразования, позволяет учащимся осознать изучаемое явление, а упражнения на закрепление изученного с опорой на рассуждение делают знание более прочным и фиксируют его в долговременной памяти. Важно имплицитно передать школьникам понимание значимости данного материала для коррекционной работы над собственными орфографическими ошибками.

1 В понятие «новый» мы вкладываем значение «представленный по-новому», «иначе структурированный».

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках основного этапа коррекционной работы по орфографии и пунктуации осуществляется теоретическая подготовка школьников (формирование компетентности в области русского правописания), а также практическое освоение операционного состава личностно значимых действий, которое происходит в результате организованного обучения старших школьников по разработанной и представленной в программе системе заданий. При этом познавательная деятельность учащихся основного этапа носит как репродуктивный и частичнопоисковый, так и творческий характер с постепенным переходом от самостоятельной деятельности, осуществляемой под руководством и контролем учителя, к собственно самостоятельной (творческой) работе.

Основной этап коррекционной работы по времени и содержанию, в свою очередь, разделен на два этапа: этап коррекции орфографических умений и навыков (10 класс) и этап коррекции пунктуационных умений и навыков (11 класс), каждый из которых имеет свою специфику.

На этапе коррекции орфографических умений и навыков учителем используются методы передачи учебной информации посредством практических действий: представление образца выполнения задания или решения орфографической задачи, иллюстрирование хода рассуждения в процессе решения проблемы. Деятельность самих школьников заключается в выполнении заданий аналитического характера: сопоставлении обобщающих таблиц и теоретического материала по орфографии, представленного в учебниках и учебных пособиях, анализе (и продуцировании) образцов выполнения действий в ходе решения орфографических задач, составлении схем и таблиц и самоанализе собственной интеллектуальной деятельности.

Вначале осуществляется повторение-актуализация опорных понятий и знаний из области орфографии, после чего учитель (на доске) совместно с учащимися (в тетрадях) составляет опорную таблицу-схему. Особо отметим, что таб-

лица-схема в печатном варианте пока не предъявляется школьникам: работа ведется учителем без опоры на учебники, справочники и таблицы, только на основе сведений, запечатленных в долговременной памяти старшеклассников с момента их изучения. Фрагменты сохраненного в памяти каждого из учащихся орфографического знания, сложенные в целостную систему в процессе рассказа учителя и составления опорной таблицы-схемы, дополненные знаниями, по каким-то причинам не сохраненными в памяти школьников, выступают в представлении каждого из обучаемых в качестве нового знания, вызывают интерес к работе с ним, а также понимание того, что в их собственной памяти имеется огромный багаж знаний, который необходимо «привести в порядок».

В процессе первичного закрепления учащиеся сопоставляют печатную таблицу, имеющуюся в пособии, с таблицей, зафиксированной на доске (и в тетрадях) после обобщения и систематизации орфографического материала, являющегося предметом акцентированного внимания на данном уроке (например: правописание безударных гласных в разных морфемах). Затем школьникам предлагаются упражнения. Задания к ним могут быть следующими.

1. Объясните написания выделенных слов.

2. Выберите из слов, данных в упражнении (или из фрагмента текста), слова (или предложения) в качестве примеров-иллюстраций к только что созданной таблице-схеме.

3. Подбирая проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Определите, играет ли роль лексическое значение слова при выборе написания.

4. О чем напоминают вам выделенные буквы в упражнениях 1; 2? Какие орфограммы вы повторили? Свое мнение обоснуйте.

5. Графически отметьте орфограммы.

Можно возразить, что подобные упражнения являются в методике традиционными. Действительно, они используются давно, но при наличии установки на самонаблюдение за последовательностью собственных интеллектуальных действий, совершаемых в процессе вы-

полнения задания, такие упражнения приобретают специфическую функцию коррекционных. На первых порах устное проговаривание (комментирование) способствует восстановлению полного хода рассуждения: старшеклассником вербально фиксируется и акцентируется порядок умственных действий по тому или иному правилу.

После получения учащимися необходимой теоретической подготовки постепенно, от занятия к занятию, увеличивается удельный вес самостоятельной работы; более того, меняется характер познавательной деятельности самих учащихся: от репродуктивной к частичнопоисковой и затем творческой.

Коррекционная работа на этапе коррекции пунктуационных умений и навыков имеет творческий характер. Перед изучением каждой темы ученикам предлагается задание для самостоятельного обобщения и систематизации знаний из области пунктуации: составитъ собственную таблицу-схему по использованию знаков препинания в синтаксических конструкциях того или иного типа. Примеры к таблице подбираются школьниками самостоятельно из текстов современной литературы и публицистики (источник обязательно должен быть указан). Такого рода творческое задание учит обобщать и систематизировать учебный материал, формирует как орфографическую, так и пунктуационную зоркость учащихся и способствует развитию у них функциональной грамотности.

Дальнейшее углубление полученных знаний и совершенствование умений осуществляются в ходе учебного процесса параллельно с обобщением, систематизацией изученного по синтаксису и пунктуации, с работой над сочинениями.

Для основного этапа наиболее характерными являются следующие методы, способствующие активизации познавательной деятельности школьников:

— эвристические приемы, позволяющие осуществлять поиск решений поставленных учебных задач с применением не заданной, а собственной системы мыслительных действий;

— поисковое изучение отдельных разделов, дающее возможность на основе имеющегося у старшеклассника опыта определять собственное, оригинальное направление в самостоятельном поиске знаний;

— самостоятельная работа с использованием аналитико-синтетических методов и средств, способствующая совершенствованию мышления обучаемых.

Завершающему этапу коррекционной работы по орфографии и пунктуации отводятся четыре последних (зачетных) занятия, в рамках которых осуществляется систематизация изученного по всему учебному материалу. На первом и втором из них старшеклассники представляют свои творческие работы по избранной проблеме из области орфографии или пунктуации в виде научного сообщения, участвуют в обсуждении сообщений одноклассников. На третьем — пишут контрольный диктант с взаимопроверкой (учитель после проверки ставит две оценки: написавшему и проверившему). На четвертом — работают над ошибками: совместно делают их анализ, определяют возможные причины их возникновения, исправляют (путем восстановления хода рассуждения по поиску необходимого правила) и приводят примеры слов (или предложений) на данное правило.

Таким образом, в процессе коррекционной работы, направленной на осмысление школьниками орфографического материала и осознание собственных действий в процессе свободного письма, у учащихся формируются умения сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, выдвижению гипотез и к теоретическим обобщениям, т. е. происходит интеллектуальное развитие. Кроме того, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность, а посредством текстов (в том числе создаваемых самими школьниками) формируются мировоззренческие и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.

Поступила 06.07.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.