Научная статья на тему 'Система упражнений в коррекционной работе по орфографии и пунктуации в 10-11 классах'

Система упражнений в коррекционной работе по орфографии и пунктуации в 10-11 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1032
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / SYSTEM OF EXERCISES / КОРРЕКЦИЯ ПРАВОПИСНЫХ (ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ) УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ / CORRECTION OF SPELLING (ORTHOGRAPHICAL AND PUNCTUATIONAL) ABILITIES AND SKILLS / КОРРЕКЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ / CORRECTIVE EXERCISE / CORRECTIVE WORK ON ORTHOGRAPHY AND PUNCTUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малявина Т.П.

В статье представлена система упражнений, а также подробно рассмотрены приемы работы по орфографии и пунктуации на завершающем этапе обучения русскому правописанию (10-11-й классы), направленные на организацию продуктивной коррекционной работы, способствующей формированию функциональной грамотности будущих выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малявина Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF EXERCISES IN CORRECTING ORTHOGRAPHY AND PUNCTUATION IN THE 10th AND 11th FORMS

The article examines a system of exercises and techniques for working on orthography and punctuation at the final stage of studying the Russian spelling (the 10th and 11th forms) aimed at organizing productive corrective work which would ensure the development of functional literacy of future school-leavers.

Текст научной работы на тему «Система упражнений в коррекционной работе по орфографии и пунктуации в 10-11 классах»

#

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ В 10-11 КЛАССАХ

SYSTEM OF EXERCISES IN CORRECTING ORTHOGRAPHY AND PUNCTUATION IN THE 10th AND 11th FORMS

Т. П. Малявина

В статье представлена система упражнений, а также подробно рассмотрены приемы работы по орфографии и пунктуации на завершающем этапе обучения русскому правописанию (10-11-й классы), направленные на организацию продуктивной коррекци-онной работы, способствующей формированию функциональной грамотности будущих выпускников.

T. P. Malyavina

The article examines a system of exercises and techniques for working on orthography and punctuation at the final stage of studying the Russian spelling (the 10th and 11th forms) aimed at organizing productive corrective work which would ensure the development of functional literacy of future school-leavers.

Ключевые слова: система упражнений, коррекция правописных (орфографических и пунктуационных ) умений и навыков; коррекционная работа по орфографии и пунктуации, коррекционное упражнение.

Keywords: system of exercises, correction of spelling (orthographical and punctuational) abilities and skills, corrective work on orthography and punctuation, corrective exercise.

Когда речь идет о системе орфографических или пунктуационных упражнений, то имеется в виду не только целесообразная последовательность этих упражнений, но и характер дидактического материала. Стержнем системы орфографических (равно и пунктуационных. - Т. М.) упражнений, по мнению Н. Н. Алгазиной, является степень самостоятельности учащихся при их выполнении [1, с. 15]. Этим положением мы руководствовались, разрабатывая систему упражнений для каждого занятия, проводимого в рамках коррекционной работы* на завершающем этапе обучения русскому правописанию (10-11-й классы). Упражнения и задания расположены по степени возрастающей трудности: от репродуктивных (с малой степенью самостоятельности) к частично-поисковым и далее к творческим работам (высшая степень самостоятельности).

Далее приведем в качестве примера систему упражнений и задач из практической работы № 5. Тема: «Правописание согласных в разных частях слова».

Практическая работа начинается с вопросов для повторения, которые старшеклассники получили в качестве домашнего задания на предыдущем занятии. Самостоятельная подготовка к устному высказыванию на лингвистическую тему по вопросам направлена на повышение уровня языковой и лингвистической компетенции, что позволит школьникам подготовить себя к восприятию новой обобщенной темы.

- Повторить основные способы словообразования в русском языке.

- При каких условиях происходит «оглушение» / «озвончение» согласного?

- В чем суть фонетического принципа русской орфографии?

- Изучить вопрос о непроизносимых согласных. Что является причиной данного явления в слове?

- Удвоенные согласные.

Работа над темой начинается с выполнения следующих заданий:

Задание I. Изучить таблицу «Правописание согласных», сопоставить ее с теоретическими сведениями Справочника 1** (с. 217-219; 224), ответить на следующие вопросы:

1. Почему в словах сбрасывать, сгладить, сжимать пишем приставку с-, хотя слышим звук [з]?

2. Почему в слове беспечный пишется приставка бес-, а в слове безграничный - без-?

3. Объясните написание удвоенной согласной в словах: беззлобный, дрожжи, рассмотреть, осенний, классный.

Отвечая на вопросы, которые по сути своей представляют собой орфографические задачи, учащиеся должны соотнести конкретные языковые факты с правилами и дать полный, аргументированный ответ. Выполнение данного упражнения способствует восстановлению в памяти и актуализации некоторых сведений из области правописания согласных, полученных школьниками на предыдущих этапах обучения орфографии.

Задание II. Определите, в соответствии с каким принципом русской орфографии написаны приставки в данных ниже словах:

Коррекционная работа - профессиональная деятельность педагога, рассчитанная на практическое решение проблемы устранения дефектов в правописных (как орфографических, так и пунктуационных) действиях обучаемых -интеллектуальных и механических.

В качестве основного Справочника используется кн.: Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. (Справочные материалы). - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.

•к

-к-к

Ф

Отдать, отпилить, входить, внести, подписать, впустить, обрезать, обкрутить, сбить, сходить, сберечь, содержать, подделать.

Составьте с этими словами отдельные предложения или небольшой текст.

Данное задание направлено на соотнесение отдельных написаний с фонетическим принципом русской орфографии. Коррекционное упражнение способствует формированию осознанной компетентности школьников в области правописания согласных, а дополнительное задание на использование данных слов в практике письменной речи позволяет формировать умение «видеть», «предчувствовать» слова с данной орфограммой в процессе свободного письма, а также зафиксировать в долговременной памяти (посредством зрительной и моторной) зрительный образ конкретных словоформ. Обратим внимание на то, что словоформы в упражнении не деформированы.

Учителю необходимо акцентировать требование к устному и графическому орфографическому разбору, то есть рассуждению по поводу того, почему следует писать так, а не иначе. Грамматико-орфографический разбор должен осуществляться школьниками в процессе самостоятельной работы над упражнением (в устной или письменной форме), так как именно грамматико-орфографи-ческий разбор слов (путем условных сокращений, графических знаков или подчеркиваний, а также посредством комментирования) позволяет ученику задержать внимание на анализируемом слове, осмыслить совершенное действие и доказать (прежде всего, себе), что его выбор правилен. Вследствие чего происходит фиксация в долговременной памяти записанной орфограммы, а именно: образ слова укрепляется в зрительно-графической памяти учащегося. Это уже следующая ступень самостоятельности, способствующая не только формированию орфографического навыка, но и развитию мышления.

Задание III. Из данных словосочетаний выберите примеры на каждый случай правописания согласных, указанный в таблице.

Пустынная аллея, продленная группа, усиленная программа, отдаленная касса, оборудованный бассейн, длинная колонна, интеллигентный пассажир, подлинное искусство, древнерусский рассказ, удвоенная сумма, купленная ванна, рассмотреть программу, каменная колонна, утренний рассвет, расспрашивать теннисиста, иллюстрация к балладе, разорванная телеграмма, подделка коллекций, сплоченный коллектив, бетонная масса, русские артиллеристы, совершенно неуверенно, пассивные коллеги, профессия режиссера, государственные ценности, эффектный оттенок, гуманная пьеса, испорченные дрожжи, измученная бессонницей, деревянный подоконник, современный русский язык, ценный бриллиант, разваленная баррикада, одиннадцать миллионов, аккуратно расставить стулья, настенное панно, тонна металла, беззаветная преданность, классификация суффиксов, торжественно врученный, грамматика иностранного языка, переполненный троллейбус, телевизионная антенна, изысканная вилла, монотонное жужжание, загрязненный массив, территория России, продленная сессия, радиоэлектронная промышленность, медленные процессы.

Каких примеров вы не обнаружили?

Сопоставление имеющегося языкового материала с обобщающей таблицей направлено на осознание связи теоретического материала с практикой письма. Подбор примеров к таблице позволит соотнести каждое из написаний с правилом, на основе которого оно выполняется. Данное упражнение формирует и зрительную память, и навыки мышления. А дополнительный вопрос «Каких примеров вы не обнаружили?» стимулирует исследовательскую деятельность старшеклассников.

В упражнениях возможны дополнительные задания: практически в каждом слове имеются выделенные буквы (гласные и согласные), расположенные в разных морфемах. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «О каких правилах напоминают вам выделенные буквы? Какие орфограммы вы повторили?»

Отвечая на эти вопросы, школьники еще раз задержат внимание на графическом облике каждого слова, определят положение выделенной буквы в слове, вспомнят (часто с помощью учителя) когда-то изученное правило. Это дает возможность подготовить учащихся к восприятию теоретического материала на следующих практических занятиях. Такие вопросы Б. П. Есипов называет текущим повторением. «Текущее повторение - это постоянное обращение к изученному ранее учебному материалу, освежение его в памяти, предупреждение забывания и дальнейшее закрепление пройденного» [2, с. 342-343].

Задание IV. Используя учебные пособия, указанные в списке литературы, составьте на эту тему словарный диктант.

Задания, направленные на составление словарного диктанта для товарищей по определенной орфографической теме, активизируют познавательный интерес школьников: составить наиболее трудный и интересный диктант, чтобы именно он был использован учителем на уроке.

В качестве образца работы такого рода на одном из предшествующих занятий учителем был использован текст следующего словарного диктанта:

Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый ж..лудевый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевитом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был большой обж.. ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч..рт, молодц..вато встряхнув ч..лкой, пустился танц..вать чеч..тку. Ц..канье его копыт было столь сильным, что в ц..кольном этаже думали, что наверху гарц..вала лошадь. Однако ч..рт был не очень искусным танц..ром и, совершив один не совсем удачный скач..к, врезался в самовар и обж..г свой пятач..к, покрытый мягкой ш..рсткой. Ож.. г был очень тяж..л. Огорч..нный ч..рт куц..и овц..й кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него свой обож..нный пятач..к. «Правду говорят, что небереж..ного бог не береж..т», - ч..ртыхнулся ч..рт ч.. ртовской пословицей.

(Автор С. В. Волков)

В качестве контроля за осознанностью предшествующей темы «Правописание О, Е, Ё после шипящих и Ц» школьникам предлагался подготовленный проверочный диктант на материале следующего текста:

НАМ ВСЕ ПРАВИЛА НИПОЧЕМ

Ш...поты и ш...рохи неслись из лесной чащ...бы. Старич...к-лесович...к с диковинной трещ...ткой в маленькой руч...нке ш...л по заросшей просеке. На нем была холщ...вая рубаш...нка, потертые плюшевые ш...рты, кумач...вый кушач...к, на голове красовалась еще прадедова шапч...нка, а на кривых нож...нках - стоптанные замш...вые кроссовки. Настоящий щ...голь! В другой руке человек нес ж...лтую соломенную кош...лку, в которую он собирал ж...луди. Их лесовик толч...т в деревянной ступе, потом растирает с травяной мукой и печ...т лепешки. Получается просто деликатес - вкусный и деш...вый. Старич...к-лесович...к - известный в герц...гстве обж...ра. В его кухоньке есть всевозможные яства: ш...колад, груш... вое варенье, крыж...вник, пол-арбуза, ветчина, остатки в..н..грета, туш...нка, сгущ...нка, разные копч...ности.

В лесу свеж.... Солнце еще не жж...т: оно приветливо осветило утренним луч...м небольшую реч...нку, ш...лк бессч...тных паутинок в зарослях малинника. Чьи-то ветвистые рога выглянули из ольшаника. Где-то там была ноч...вка у лося.

Плеч... уч...ного старичка защекотала пч...лка, как бы приветствуя его. Из осинника на узкую дороженьку выскочил зайч...нок-танц...р со смешной ч...лкой. А на пригорке, где стояло сожж...нное молнией деревц..., показался большой медвеж...нок, который вчера нечаянно прож...г свеч...й штаны, прич...м сам при этом получил ож...г. Он держит всех лесных хулиганов в еж...вых рукавицах.

Друзья горяч... обнялись, полюбовались рассветным пейзаж...м. Потом лесовик встал на кочку, будто дириж...р, щ... лкнул трещ...ткой, и они стали повторять правила правописания.

Подготовка текста словарного диктанта, совмещенная с творческой задачей по созданию текста, а также с максимальным использованием в нем орфограмм одного типа делает задание занимательным, сложным и привлекательным. К заданиям такого типа относится и следующее задание, используемое в рамках данного занятия.

Задание V. Пользуясь словами или словосочетаниями из предыдущего упражнения, составьте 5-6 предложений или небольшой текст, в котором будет представлено максимально большее количество орфограмм-согласных.

Задание VI. Вставить пропущенные буквы, проверить выполненное задание по орфографическому словарю.

Новел..а, дил..тант, нарцис.., дес..ерт, ок..упация, дес..ант, директрис..а, драм..а, импрес..арио, оперет..а, оперет..ка, драм.. атургия, дребе..жать, дрож..ать, и..жога, капиталистический, оп.. озиция, кап..итул..яция, колон..а, кар..икатура, колон..ка, кри-стал.., кристал..ьный, оп..онент, оппортунизм.

Выясните по толковому словарю лексическое значение каждого слова, составьте 5-6 предложений с возможно большим количеством слов.

Традиционное задание, связанное с вставкой пропущенных букв и последующей самопроверкой по орфографическому словарю, становится коррекционным упражнением при условии установки на самонаблюдение в качестве главного условия его выполнения. Дополнительное задание позволяет учителю акцентировать семантическую составляющую занятия: каждый ученик должен точно понимать смыслы, заложенные в словах и исполь-

зовать их (слова) в собственной речи (как устной, так и письменной) в соответствии с их значениями.

Все предшествующие упражнения формируют автоматизированные орфографические навыки, основанные на предварительном осмыслении языкового материала, что дает возможность выработать относительную орфографическую грамотность.

Но чтобы действия автоматизировались полностью, необходимы упражнения, в которых орфографические правила применяются в более сложных условиях, когда внутренняя речь переходит в речь внешнюю. Нужны виды работ, при выполнении которых орфография «прилаживалась» бы, по выражению Д. Н. Богоявленского, к творческому письму, в котором орфографические действия прилаживались бы как частные в действия более общие. К таким видам работ мы относим решение орфографических задач, составление словарных диктантов, а также связных текстов (сочинений-миниатюр) с использованием слов с изученной орфограммой. В методическом пособии имеется значительное количество заданий подобного типа, целью которых является формирование у старшеклассников автоматизированного навыка правильного написания посредством активизации их мыслительной деятельности.

В рамках данного занятия используется следующая задача:

Задание VII. Докажите необходимость написания буквы Д в словах «восход», «наряд», «праздник».

Выполняя задание (решая орфографическую задачу), старшеклассники должны восстановить ход рассуждения и вербализировать собственные интеллектуальные действия в процессе доказательства.

Приведем еще три задания такого рода*, которые представляют собой орфографические задачи. Их выполнение потребует от учащихся способности видеть проблему, умений анализировать языковые явления и на основе анализа орфографических материалов находить решение и делать обоснованные выводы.

Задание VIII. Ученик, выполняя упражнение, вставил в слова пропущенные буквы следующим образом:

запИвать, полАскать, обИжать, посЕдеть, чИстота.

Как вы считаете, правильно ли он поступил? Какие дополнительные условия необходимы для выполнения этого упражнения?

Задание IX. Ученик, выполняя упражнение, выделил корни в словах следующим образом:

растение, растворить, роспись, растекаться, выращивать, отросток, растревожить, вырос, повзрослел, подрастать, раствор.

Исправьте ошибки, допущенные учеником. Свое утверждение обоснуйте. Уточните, каких правил не знает ученик?

Задание X. Доказать, что данные слова не являются одно-коренными:

горел, пригорок, пригорюнился, подгорать, горец, загорать, горевать, горный, горючий, горячий.

* Приводимые здесь задания используются при изучении темы «Правописание безударных гласных в разных морфемах».

Согласно типологии заданий поискового характера по орфографии, разработанной Т. В. Напольной и Н. Д. Де-сяевой, эти задачи могут быть отнесены соответственно: задания VIII, X - к заданиям на выявление семантики слова для выбора правильного написания; задания IX - к орфографическим задачам, требующим применения словообразовательного анализа для объяснения правильного написания [3, с. 13].

Задача развития мышления и познавательных способностей при выполнении данных упражнений решается тем более успешно, если школьники работают самостоятельно: осознают задачу, сами намечают условия ее решения, обнаруживая в предложенном языковом материале некоторые закономерности, формулируют выводы.

Кроме того, эти задания предписывают учащимся построить доказательство: выдвинуть тезис, аргументировать свое утверждение, сделать выводы.

Задания VIII, IX представляют собой оценочную проблему: ученики не только должны установить факт нарушения или ненарушения орфографических норм, но и выразить к ним свое отношение. Решение оценочных проблем, связанных с обнаружением и опровержением ошибок может осуществляться учениками на различных уровнях.

Первый уровень. Определение положительной или отрицательной стороны работы, выявление очевидных ошибок преимущественно в результатах какой-либо деятельности или в выводах. Это наиболее простая задача. Оценка возникает путем установления соответствия (несоответствия) воспринятого с известными учащимся правилами.

Второй уровень. Не только установление наличия конкретной ошибки, нарушения правил, но и выявление причины, которая привела к ошибочным результатам. Для этого ученик должен уметь не только сравнивать результаты деятельности, но и анализировать ее процесс. Здесь уже требуется более высокая наблюдательность.

Третий уровень. Задача состоит в том, чтобы не только найти ошибку и выявить ее причины, но и привести дополнительные доводы для доказательства своей правоты, правильно построить опровержение.

Четвертый уровень. Определение путей преодоления ошибок в самостоятельных работах. Ученик выбирает возможные пути преодоления ошибок, выбирая из них наиболее эффективный, обеспечивающий высокую результативность [4, с. 45].

И если оценочная проблема в задании VIII предполагает решение ее на первом уровне с указанием дополнительных условий, необходимых для ее решения, то проблема в задании IX уже решается на втором уровне, так как требует установления конкретных ошибок и указания причины этих ошибок. Проблему можно перевести и на третий (более сложный) уровень решения, если потребовать указать пути исправления допущенных ошибок.

Задание X представляет собой собственно доказательство. Решая эту задачу, учащиеся должны проанализировать имеющийся языковой материал, распределить слова на группы согласно лексическому значению, свойственному корням, обозначить корни-омонимы, указать

корни с чередованием О/А, корни, проверяемые сильной позицией (для чего необходимо назвать опорные слова). После этих рассуждений сделать вывод о том, что данные слова не являются однокоренными. В решении этой задачи учащиеся демонстрируют умение классифицировать языковые явления, что, в свою очередь, является показателем возросшего уровня мышления.

Задание XI. Из текста романа И. А. Гончарова «Обломов» подберите примеры-иллюстрации к правилам правописания гласных и согласных.

Обращение к тексту литературного произведения, изучаемого на уроках литературы параллельно, позволяет реализовывать в процессе коррекции правописных умений и навыков принцип интегративности. Данное упражнение формирует такое важное умение, как орфографическая (пунктуационная) зоркость, позволяет формировать умение задаваться вопросом «почему так, а не иначе?» и соотносить написанное слово (или предложение) с соответствующим правилом.

Нам представляется очевидным, что в системе самостоятельных работ учащихся необходимы и такие работы, которые были бы сориентированы, в первую очередь, на выявление школьниками фактических упущений, недочетов, пробелов в собственных знаниях, умениях и навыках (то есть на осознание собственной некомпетентности) по каждой конкретной теме из области русского правописания.

Необходимо учитывать, что в учебном процессе самостоятельность как свойство личности - явление подвижное: то, что вчера было для ученика проявлением самостоятельности, сегодня таковым уже не является. И этот момент нами учтен при разработке системы самостоятельных работ: с каждой практической работой возрастает степень сложности самостоятельных заданий с преобладанием заданий творческого характера, в связи с чем возрастает и познавательная активность учащихся.

Таким образом, разработка системы упражнений для коррекционной работы по орфографии и пунктуации является одним из важнейших элементов интенсификации учебного процесса, ибо ученик, руководимый учителем, овладевает только теми знаниями, над усвоением которых он самостоятельно, вдумчиво и активно поработал.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.

2. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика / Под общ. ред. Б. П. Есипова. - М.: Изд-во АПН РСФСР. - 1957. - 518 с.

3. Напольнова Т. В., Десяева Н. Д. Пути организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка. - М.: Прометей, 1989. -288 с.

4. Векслер С. И. Современные требования к уроку: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. -128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.