Научная статья на тему 'Диагностика уровня осознанности владения правописными умениями и навыками в рамках технологии коррекции правописных умений и навыков школьников1'

Диагностика уровня осознанности владения правописными умениями и навыками в рамках технологии коррекции правописных умений и навыков школьников1 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1414
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИЯ ПРАВОПИСНЫХ (ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ) УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ / SYSTEM OF SPELLING SKILLS (ORTHOGRAPHY AND PUNCTUATION) CORRECTION / ORTHOGRAPHY AND PUNCTUATION CORRECTIVE WORK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белова Н.А., Малявина Т.П.

В статье представлено описание исследования уровня осознанности владения правописными умениями и навыками у школьников на разных этапах обучения русскому правописанию, дан подробный анализ результатов экспериментальной диагностики, проведенной в процессе разработки технологии коррекционной работы по орфографии и пунктуации на завершающем этапе обучения русскому правописанию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSING THE LEVEL OF CONSCIOUS MASTERING OF SPELLING SKILLS IN THE FRAMWORK OF HIGH SCHOOLERS SPELLING SKILLS CORRECTIVE WORK

The article describes researching the level of schoolchildrens conscious mastering of spelling skills at different stages of studying Russian spelling and presents a detailed analysis of the results of experimental diagnostics carried out in the process of working out a system of orthography and punctuation corrective work at the final stage of studying Russian spelling.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня осознанности владения правописными умениями и навыками в рамках технологии коррекции правописных умений и навыков школьников1»

#

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ ВЛАДЕНИЯ ПРАВОПИСНЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПРАВОПИСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ1

DIAGNOSING THE LEVEL OF CONSCIOUS MASTERING OF SPELLING SKILLS IN THE FRAMWORK OF HIGH SCHOOLERS' SPELLING SKILLS CORRECTIVE WORK

Н. А. Белова, Т. П. Малявина

В статье представлено описание исследования уровня осознанности владения правописными умениями и навыками у школьников на разных этапах обучения русскому правописанию, дан подробный анализ результатов экспериментальной диагностики, проведенной в процессе разработки технологии коррек-ционной работы по орфографии и пунктуации на завершающем этапе обучения русскому правописанию.

N. A. Belova, T. P. Malyavina

The article describes researching the level of schoolchil-dren's conscious mastering of spelling skills at different stages of studying Russian spelling and presents a detailed analysis of the results of experimental diagnostics carried out in the process of working out a system of orthography and punctuation corrective work at the final stage of studying Russian spelling.

Ключевые слова: технология коррекция правописных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков; коррекционная работа по орфографии и пунктуации.

Keywords: system of spelling skills (orthography and punctuation) correction, orthography and punctuation corrective work.

С целью выявления уровня осознанности усвоения школьниками правописных умений мы проводили индивидуальное обследование отдельных учащихся в форме бесед по методике, описанной Д. Н. Богоявленским [1, с. 236-245]. Беседы с учениками носили аналитический характер, поскольку вопросы, которые задавались обследуемым, требовали от испытуемого продемонстрировать не только знания в области орфографии, но и проявить самостоятельность мышления.

Методика исследования была построена следующим образом:

- работа с учащимися проводилась индивидуально в форме беседы, которая либо стенографировалась, либо записывалась на магнитофон;

- материалом для индивидуальных бесед с учащимися послужили следующие слова и словосочетания: «подрастает», «сделать ошибку», «развевается (флаг, лента), развивается (ребенок)». Эти слова были выбраны по следующим причинам: во-первых, они включают в себя орфограммы, в которых учащиеся совершают наибольшее количество ошибок; во-вторых, в каждом из них имеются две-три орфограммы, изучаемые в школьном курсе русского языка.

Конкретизируем вышесказанное: в слове «подрастает» имеются следующие орфограммы: правописание приставок (слитное написание, гласная и согласная, пишущи-

еся по морфологическому принципу), правописание безударной гласной корня (чередование а//о), правописание безударных личных окончаний глагола; словосочетание «сделать ошибку» включает в себя: правописание безударной гласной в корне слова (непроверяемой ударением), правописание согласных в корне (оглушение), в приставках (озвончение); в слове «развивается» выделяем проверяемую безударную гласную в корне слова, правописание приставок на -З (-С), безударное личное окончание глагола, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Следует обратить внимание на то, что корень в слове «развивается» имеет корень-омоним, а слово предъявляется испытуемым вне контекста, то есть без слов, объясняющих его значение.

Учащийся должен сначала записать слова под диктовку, а затем ответить на ряд вопросов экспериментатора, например:

Протокол экспериментального обследования

Таня К., 6 класс

Слова записаны ею следующим образом: прорастает, сделать ошибку, развивается.

Экспериментатор: Почему в корне слова «прорастает» ты написала букву А?

Ученик: Корень можно проверить, подобрать другие слова «расти», «растёт»...

1 Работа проводилась при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).

ф

Э.: Но в этих словах гласная тоже безударная.

У. (Молчит): Тогда «рост»?

Э.: Почему в слове «сделать» ты написала приставку С-?

У.: Потому что этот глагол совершенного вида.

Э.: Подумай.

У.: Потому что корень начинается с глухого звука! Ой! Нет приставки З-.

Э.: Почему ты написала первую букву О в слове «ошибка»?

У.: Так надо писать.

Э.: Таня, а отчего ты пишешь Б в корне слова?

У.: Это какая буква после слова: когда звонкая, когда глухая... Ой, нет! Не помню...

Э.: Объясни, почему ты написала в корне слова «развивается» букву И?

У.: Потому что «развеваться» не пишут.

На основании этого протокола можно сделать следующие выводы:

- ученица пишет грамотно за счет автоматизированного навыка, основанного на хорошей зрительной памяти, в процесс письма не включена мыслительная деятельность;

- поскольку она не имеет твердых знаний орфографических правил, не умеет аргументированно доказать правильность написанного, естественно, она сомневается в том, что написала, и это мы наблюдаем в тексте протокола;

- данный протокол является свидетельством того, что в мыслительных операциях школьницы имеют место ложные ассоциации: с проверяемыми безударными гласными в корне слова ассоциируются безударные гласные в корнях с чередованием а//о; с написанием приставок на -З (-С) ассоциируется написание с приставкой С-, пишущейся согласно морфологическому принципу, а также с правописанием звонких и глухих согласных в корне слова. На основе этих ложных ассоциаций также возможно образование навыка неправильного написания.

В индивидуальных собеседованиях участвовали школьники разных классов (5-10) и разных уровней развития (сильные, средние, слабые). Причем количество учащихся разного уровня развития, привлеченных для участия в эксперименте, было примерно одинаковым, что дает основание считать результаты исследования вполне объективными.

Пятиклассники, не изучавшие орфограмму «Правописание корней с чередованием а//о», все, как один, подбирают проверочное слово, что говорит о стойкости навыка, выработанного в начальной школе, и о высокой степени автоматизированности этого навыка (реакция на безударную гласную).

О стойкости выработанного навыка говорит и следующий ответ ученицы СШ № 24 Светы Р. На вопрос экспериментатора:

- Объясни, пожалуйста, почему ты в корне слова «подрастает» написала букву А? - следует ответ:

- Потому что, чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово, где эта гласная будет стоять под ударением: выращивать.

А вот Юля Ш. (слабая ученица) написала «подрастает».

Э.: Объясни, пожалуйста, Юля, почему ты в корне написала букву А?

У.: Проверочное слово «подросток», значит надо писать О. - И быстро исправляет написанное.

Вывод: ученица сомневается в своих силах.

Для пятиклассников наиболее характерными являются ошибочные написания в этом слове (80%). Объяснения в основном носят стандартный характер «Потому что рост». Правильное же написание объясняют не менее стандартно: «Проверочное слово - выращивать».

Следует обратить внимание на то, что учащиеся хорошо понимают лексическое значение, свойственное корню, и ряд однокоренных слов, подобранных пятиклассниками, предстает в следующем виде: подрастает - рост, подросток, выращивать, подрос, рос и т. п.

Как показал анализ протоколов обследования учащихся шестых классов, шестиклассники, только что изучившие орфограмму «Правописание корней -РАСТ- (-РАЩ-) // -РОС-», тем не менее не имеют стойкого навыка правильного написания слов с названной орфограммой.

Соотношение правильных и неправильных написаний примерно одинаково: правильных - почти 50%, неправильных - чуть больше 50%.

Большинство учащихся, правильно написавших слово, объяснили написание гласной в корне -РАСТ- весьма лаконично: «Корень -РАСТ-», «Перед СТ пишется А». Только двое испытуемых дали относительно полный ответ: «Потому что в корнях -РАСТ- // -РОС- перед СТ пишется А». Это говорит об отсутствии требований со стороны учителя строить цельное лингвистическое высказывание, что является, в конечном счете, показателем уровня развития мышления.

Следует отметить и то, что многие ребята, написав слово без ошибки, не смогли объяснить орфограмму:

Илья К., 6 класс (средний ученик)

Э.: Почему в корне слова ты написал А, а не О?

У.: Слово такое.

Э.: Какое?

У.: Такое...

Э.: А как бы ты написал слово «росток»?

У.: «Рост» - проверочное слово.

Э.: А почему в слове «подрастает» ты написал А?

У.: «Расти» - проверочное слово...

Вова С. (сильный ученик) допустил при объяснении орфограммы существенную ошибку: на вопрос экспериментатора он дал следующий ответ: «Потому что после корня стоит суффикс -А-». Налицо смешение орфограмм (ложная ассоциация).

Учащиеся, неправильно написавшие слово с вышеуказанной орфограммой, объясняют ее следующим образом: «От слова рост» (Игорь К.), «Потому что рос» (Надя Л., Катя Г.). Саша К. после некоторого раздумья сказал: «Это слово-исключение».

Валя Ш., 6 класс (средняя ученица)

Написала подрОстает.

Э.: Почему в корне слова ты написала букву О?

У. (Молчит.)

Э.: Попробуй вспомнить правило.

У.: Не помню...

Э.: Растение, выращивать, отрасль, подросток... Что ты можешь сказать об этих словах?

У. (После паузы): Не знаю...

В данном случае мы наблюдаем, что изначальное незнание правила не дало возможности сформировать необходимое орфографическое умение.

Результаты собеседования с учащимися седьмых классов практически идентичны результатам обследования шестиклассников: 50% правильных и 50% ошибочных написаний, полное и правильное объяснение орфограммы дали только три ученика (почти 30%). Остальные ответы практически не отличались от ответов шестиклассников: либо подбиралось проверочное слово, либо ограничивалось словами: «Перед СТ», реплики учащихся весьма немногословны и носят, как правило, односложный характер.

Старшеклассники (ученики 8-10-х классов) уже не изучают правила орфографии, так как принято считать, что орфография уже изучена ими в полном объеме.

Собеседование со старшеклассниками показало, что навыки учащихся в достаточной мере автоматизированы, но, к сожалению, в большей части не осмыслены. Ответы на вопросы экспериментатора: «Почему в корне -РАСТ- написали А?» носят стандартный, весьма лаконичный характер: «Перед СТ». Лишь одна ученица 10-го класса Наташа А. дала относительно полный ответ: «Буква А пишется перед СТ и Щ». Четверо испытуемых (12%) написали в корне гласную О, проверив безударную гласную словом «рост». А одна из испытуемых Ольга Б. дала такой ответ: «Потому что здесь чередование в корне слова СТ//Т, вот и пишем А».

В словосочетании «сделать ошибку» на правописание приставки С- допустили ошибку только 10% испытуемых, причем объяснили написание практически идентично: «Приставки З- нет!» Встречались, правда, и другие варианты объяснений: «Есть приставка С-, нет приставки З-» (Дима Х.), «Потому что С- - это приставка» (Олеся С.). А вот Стас И. написание приставки объяснить не смог, однако сказал, что просто знает(!), что слово пишется именно так, а не иначе.

Слово «ошибка» в вышеприведенном словосочетании не вызвало затруднений в написании: все испытуемые-пятиклассники написали это слово без ошибок. Более того, все сильные и слабые учащиеся правильно объяснили орфограмму «Правописание согласной в корне слова» и подобрали проверочные слова «ошибочка», «ошибаться», «ошибаюсь» и т. д. А вот объяснение правописания безударной гласной в корне вызвало затруднения. Одни говорили: «Не знаю», другие пытались подобрать родственные слова, чтобы проверить ударной позицией, а один из испытуемых (Сергей Я.) предположил, что О - это приставка, но затем, немного подумав, определил гласную О как часть корня, однако объяснить написание так и не сумел.

Учащиеся 6-7-го классов также не допустили ошибок в этом слове, и объяснения орфограммы мало чем отличались от объяснений пятиклассников: «Так пишется», «Не знаю», «Можно проверить ударением». Только одна уче-

ница шестого класса (Женя Б.) дала правильное объяснение, сказав: «Это словарное слово».

Что же касается приставки С-, необходимо констатировать большое количество ошибочных написаний: 42% в шестых классах и 51% в седьмых классах, а также тенденцию роста ошибок такого рода.

Объяснения так же, как и у пятиклассников, носят стандартный характер: «Нет приставки С-». Саша Л. так объясняет орфограмму: «Так пишется». Он, кстати сказать, допустил ошибочное написание.

Подобные объяснения встречаются примерно в 20% случаев. Встречаются также ответы такого типа: «Потому что вопрос "что сделать?"», «Так как это словарное слово» (Женя В.), «Потому что перед звонкими согласными пишется С, а перед глухими - З» (Ольга М.).

Собеседование со старшеклассниками показало, что 35% обследуемых допустили ошибки на правописание приставки С-. На вопрос: «Почему в слове написали приставку С-?» - получаем стандартный ответ: «Приставки З-нет». 15% учащихся не сумели объяснить, почему следует писать З, а не С в начале слова. Остальные учащиеся, допустив ошибку, объяснили ее следующим образом: «Потому что здесь Д». Налицо смешение орфографических правил, как видно, мы имеем дело с неверной ассоциацией.

В слове «ошибка» ни один учащийся-старшеклассник ошибки в написании не допустил, но объяснить орфограмму О в начале слова не сумел никто. Анна Г. на вопрос экспериментатора ответила так: «В начале слова всегда пишется О». Когда же экспериментатор поинтересовался, как быть со словом «аллея», «армия», девочка растерялась: «Начинаются на А... Не могу объяснить...»

Слово «развивается» было предложено испытуемым, как уже было сказано выше, вне контекста, и 43% пятиклассников написали в корне гласную И, подобрав проверочное слово. Ряд проверочных слов в данном случае выглядел следующим образом: развить, виться, развитие, развил. На вопрос экспериментатора: «Можно ли в корне этого слова написать гласную Е? Если да, то при каком условии?» - почти все эти ученики ответили, что слова «развевается» нет.

Светлане Г. после подобного утверждения экспериментатор задал следующий вопрос:

- Возьмем, к примеру, словосочетание «развевается флаг». Какую букву ты напишешь в корне, Е или И?

- Тоже И, потому что проверочное слово «развитие».

- Но флаг же не может развиваться, как ребенок.

- А, ну правильно, он же на ветру развевается, значит, напишем в корне Е, от проверочного слова «веет»!

Другая группа учеников пятого класса, составляющая 56% от числа испытуемых пятиклассников, написала слово «резвЕвается».

Почти каждый из них указал на проверочное слово «вьётся» (54%), только 1,5% испытуемых назвали проверочным словом «веять». Дина И. на вопрос: «Почему ты написала букву Е в корне слова развЕвается?» - привела пример словосочетания «человек развЕвается», что говорит о незнании ученицей лексического значения слова.

#

И только одна ученица пятого класса Ирина Ф. (сильная) при написании третьего слова задала вопрос: «Развивается? А что именно?» - и затем объяснила: «Если растение, то пишется развИвается с буквой И (проверочное слово развитие). Если же, например, флаг, то пишется развЕвается с буквой Е (проверочное слово - вьётся)». Следует отметить, что это единственное полное, развернутое рассуждение учащегося, высказанное самостоятельно, без наводящих вопросов экспериментатора.

В 6-х классах слово «развИвается» написали 80% учащихся, большинство из них проверили орфограмму словом «развитие» (43%), «развиться» (32%). Встречаются также обоснования типа: «Словарное слово, проверить нельзя», «Потому что так слышится». Почти 5% учащихся не смогли объяснить причину написания И в корне слова.

20% старшеклассников записали слово в следующем виде: «развЕвается». Учащиеся использовали следующие проверочные слова: «веет», «веять», «вьётся» (примерно по 3%). Встречаются, кроме того, следующие утверждения: «И написать нельзя!», «Потому что по-другому не напишешь». Только один из испытуемых, Вова С. (отличник) задался вопросом: «Как написать: развЕвается или развИвается? В каком смысле?» Экспериментатор уточнил: «Например, со словом флаг». Сразу же последовал вывод:

«Тогда развЕвается». На вопрос о причине подобного написания он ответил: «Потому что веять».

Анализ протоколов семиклассников показал, что данные результаты мало чем отличаются от результатов обследования шестиклассников: большинство учащихся написали «развИвается», подобрав проверочные слова «развитие», «развить» (73% от числа испытуемых). Почти 20% не смогли объяснить написание гласной в корне слова: «Не знаю», «Потому что так пишется», «По-другому не напишешь».

Практически все испытуемые старшеклассники (100%) написали слово «развИвается», подобрав в качестве проверочных слов следующие: «развитие» (83% испытуемых), «развить» (16,4%). На наш взгляд, это объясняется тем, что на уроках естественно-математического цикла старшеклассники часто встречаются со словом «развитие», и, естественно, именно это лексическое значение преобладает в мыслительной деятельности старших школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 416 с.

2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1966. - 250 с.

ОБУЧЕНИЕ СИНТАКСИСУ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

TEACHING COMPLEX SENTENCE SYNTAX: LINGUISTIC COGNITIVE APPROACH

А. А. Сысолятина

В статье обосновывается продуктивность использования лингвокогнитивного подхода к обучению синтаксису сложного предложения. Дается общая характеристика основных этапов работы по обучению синтаксису в свете заявленного подхода. Статья содержит образцы упражнений для третьего этапа обучения.

A. A. Sysolyatina

The article explains the efficiency of linguistic cognitive approach in teaching complex sentence syntax. The author characterizes the main stages in teaching syntax following the approach under consideration. The article includes examples of exercises for the third stage of teaching.

Ключевые слова: лингвокогнитивный подход, образ-представление, когнитивное пространство, синтаксис сложного предложения, эмоциональная сфера, семантика языка.

Keywords: linguistic cognitive approach, image, cognitive space, complex sentence syntax, emotional sphere, semantics of the language.

Лингвистика XXI в. - это междисциплинарная область исследований [1]. Современная методическая наука, будучи прикладной областью лингвистики, также отличается интегративным подходом к своему объекту. В методике обучения русскому языку в средней школе получают отражение процессы

взаимодействия между лингвистикой и смежными с ней науками.

Методика преподавания русского языка тесно связана сегодня с такими смежными науками, как лингвопраг-матика, когнитивная психология, лингводидактика, герменевтика, теория речевой деятельности и т. д. [2].

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.