Педагогическая наука - школе
4. Рассеивающая линза имеет фокусное расстояние 30 мм.
5. Фокусное расстояние одного из очковых стекол 30 см, а другого 40 см.
6. Измерив на рисунке фокусное расстояние линзы, определите ее оптическую силу
а)
б)
в)
Методика формирования у учащихся универсальных учебных действий, связанных с элементами физических знаний, основывается на положениях деятельностного подхода.
Организация усвоения знаний учащимися с применением заданий-уп раж нений обеспечивает прочность
усвоения за счет многократного выполнения видов деятельности, непосредственно связанных с этими знаниями, что в полной мере способствует формированию универсальных учебных действий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анофрикова С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. - М.: МПГУ, 2001. - 236 с.
2. Анофрикова С.В., Стефанова Г.П. Практическая методика преподавания физики. Часть 1. - Астрахань: Изд-во АГПИ, 1995.
3. Крутова И.А, Валишева А.Г. «Основы термодинамики»: планирование познавательной деятельности, 10 класс // Физика-ПС. - 2011. - № 12. - С. 26-32.
4. КрутоваИ.А., ФисенкоМ.А. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики // Физика в школе. -2007. - № 7. - С. 21-27.
5. Стефанова Г.П., Крутова И.А. Применение компьютерных технологий для формирования познавательной активности школьников при обучении физике // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 1-4. - С. 160-164.
6. Krutova I.A., Zhukova N.V. Development of universal educational skills of pupils in the forming of physical concepts // International journal of experimental education. - 2013. -№ 12. - P. 217-224. ■
157
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ИДЕИ (XII-XIX вв.):
к вопросу о поисках современной парадигмы существования университетского образования
Щ Е.В. Кунц
Аннотация. Статья посвящена анализу истоков современного европейского высшего университетского образования. Главное внимание уделено изучению содержания и определению общих хронологических границ узловых этапов истории континентальных западноевропейских университетов. Дана общая характеристика европейской идеи в эпоху зарождения отечественного университетского образования.
Ключевые слова: университет, Европа, Средние века, Новое время, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
Summary. A College education today is experiencing a crisis. The Article is devoted to the analysis of modern European higher University education. The main attention is given to the study of the content and the total of the chronological limits of the nodal stages of the history of continental Western, European universities. It gives the general characteristic of the European idea in the era of the emergence of Russian University education.
Keywords: University, Europe, Middle Ages, Modem History, Lomonosov Moscow state University.
158
Характерными особенностями современного европейского университета являются стремительные и глубокие перемены, к примеру, такие, как Болонский процесс с его организационными изменениями высшей школы, а также реформы учебно-методического процесса, затронувшие в наибольшей степени преподавание гуманитарных наук.
Какая судьба уготована университету в контексте информационного общества глобального мира? Что ожидает в дальнейшем так называемые «национальные модели» университетского образования? Суждено ли уни-
верситету преодолеть вызов глобализации, чтобы затем вступить в следующую, пока весьма туманную для современников фазу своей истории и на этой основе продолжить презентацию воссиявшего Разума перед его будущими студентами и аспирантами? В стремлении найти подступы к решению всех этих злободневных вопросов, терзающих сегодня университетское сообщество, следует снова обратить взоры на истоки европейского Университета и последующие переломные вехи его исторического существования, в значительной степени предопределивших его нынешний облик.
История европейского университета насчитывает уже около тысячи лет. Согласно точке зрения современных историков Университета1, эта история прошла через серию внутренних и внешних трансформаций и три исторических этапа: классический университет (Х11-Х1Х вв.), постклассический университет (начало XIX - середина ХХ в.), современный массовый университет (со второй половины прошлого столетия и по настоящее время).
Веком расцвета средневековых университетов2, именовавшихся studi-umgeneral£3, по праву считается XIII столетие. Особенностью этой эпохи является завершение формирования и расцвет городской цеховой системы, ставшей результатом длительной борьбы городских коммун за свои политические свободы, а также неуклонного демографического подъема и серьезных успехов, достигнутых земледельцами в освоении целинных земель. К концу столетия стабилизируется процесс хозяйственного освоения территорий, демографический процесс, достигнувший своего пика, замедляется; в Париже, Болонье, Оксфорде прекращается рост числа студентов и преподавателей. Схоластика - главный университетский метод эпохи Средних веков, -пережив великую эпоху расцвета, словно «застывает» в формах, сложившихся к исходу XIII столетия.
Истоки древнейших университетов не ясны. Появление первых университетов на Средневековом Западе - таких, как Париж, Болонья, Оксфорд, Виченца, Монпелье, - большинство историков относит приблизительно к XII веку. Со временем университеты превращаются в серьезную силу в своих городах, а их многочисленные, выделявшиеся способностями и образованностью участники (универсанты) начинают внушать немалое беспокойство представителям других городских слоев.
Локальные университетские корпорации достигали автономии в результате упорного сопротивления давлению со стороны временами светских и духовных феодалов. Желая отыскать твердый способ решения конфликтов, возникающих как внутри ученых корпораций, так в результате их взаимодействий с внешним миром, древние университеты стали настойчиво искать покровительства «сильных мира сего» - римского папы или императора Священной Римской империи, способных выступать в роли подлинных гарантов основных прав университетских корпораций [2, с. 53]. Именно благодаря активной поддержке с этой стороны университеты смогли постепенно закрепить за собой три важнейших привилегии, в дальнейшем придавшие этим респектабельным евро-
159
1 В современной историографии принято вести речь ни сколько об изучении истории отдельных университетов, сколько об исследовании феномена Университета. Детище европейской средневековой цивилизации, Университет, возникает в XII столетии на севере Италии и в дальнейшем исторически последовательно «перемещается» с Запада на Восток. Однако при всех местных, региональных, культурных, национальных особенностях этих учебных заведений все они несут в себе определенное качественное единство и определенность, наделяющую их глубинной идентичностью и объединяющую их, - университетскую идею.
2 Латинское слово "итуеокав (-айв, I)" в Средние века означало сообщество или корпорацию любого рода. Это слово имело также и другое значение как определенные высшие учебных заведений, имеющие законодательно закрепленный статус и определенные привилегии [1, с. 27].
3 «Всеобщая школа» (лат.).
160
пейским учреждениям особую качественную определенность и привлекательность: автономную юрисдикцию (« академические свободы» и «академическое гражданство»), право на забастовку и уход, монополию на присвоение университетских степеней.
На протяжении ХШ-Х1У столетий университеты Запада постепенно утрачивают свой прежний космополитический и интернациональный характер. В этот период они активно распространяются в регионы Пиренейского полуострова, а в дальнейшем - в Центральную и Восточную Европу. Основанные в этих регионах университеты получают в первую очередь национальное значение [3, с. 127] и, в отличие от ранее спонтанно возникших Болонского, Парижского и Оксфордского университетов, в значительной степени организуются и поддерживаются «сверху», главным образом благодаря целенаправленной деятельности местных государей и римских пап4.
Уже во второй половине XVI в. в результате событий Реформации и Крестьянской войны, повлекших за собой падение римской курии на территории ряда немецких земель, университетское преподавание постепенно теряет свой прежний чисто схоластический характер. В университетском образовании значительное место начинает отводиться гуманистическим идеям, а сам университет постепенно приобретает черты государственного образовательного учреждения.
Отправной точкой этого процесса стало открытие в 1527 г. университета в Марбурге по воле ландграфа Гессена Филиппа Великодушного, без санкции светского или папского престола. В данном случае ландграф действовал как светский правитель, впервые самостоятельно создававший «всеобщую школу» в своем государстве и при этом прекрасно сознававший, что ни император, ни понтифик не пожелают давать традиционные в подобных случаях привилегии абсолютно чуждому им по вере протестантскому университету. С этого времени начинает складываться традиция немецкого университета как в первую очередь государственного учебного образовательного учреждения, позднее в значительной степени воспринятая многими другими германскими территориями и рядом государств (Голландией, Швейцарией, Австрией), а в XVIII столетии - Россией.
Программа образования германского университета постепенно приобретает светский характер. Богословские споры утрачивают свое прежнее значение и перестают играть главную роль во время учебного процесса. Существенное значение теперь начинают придавать изучению истории, географии, генеалогии, геральдике, статистики, политики, законоведения, математики (прикладной). В университетах также начинают преподавать физику, механику, архитектуру, фортификацию, рисование и иные полезные практические знания.
4 К примеру, университет в Саламанке (между 1220 и 1230 гг.); университеты в Лиссабоне и Коимбре (1290); Лериде (1300); Перпиньяне (1350); Уэске (1354); Барселоне (1450); Праге (1347); Вене (1365); Эрфурте (1392); Гейдельберге (1385); Келльне (1388); Лейпциге (1409); Ростоке (1419); Трире (1454); Грейфсвальде (1456); Фрейбурге в Брейсгау (1455- 1456); Базеле (1459); Ингольштадте (1472);Майнце (1476); Тюбингене (1476-1477); Кракове (1364 и затем в 1397-1400); Будапеште (1389); Пресбурге (1465-1467); Упсале (1477); Копенгагене (1478), [см. 3, с. 127-130].
Во второй половине XVII столетия возникает структура ученой университетской корпорации Нового времени. Философский факультет продолжает играть роль пропедевтического и обязательного для всех студентов. Последнее важное обстоятельство не зависит от того, ограничатся ли студенты изучением в течение двух-трех лет основ математики, физики, философии, логики, иностранных языков, либо пожелают затем продолжить образование на одном из трех «высших» факультетах (богословском, юридическом или медицинском).
Ординарные профессора являются полноправными участниками всех четырех факультетов (философского, богословского, юридического, медицинского) и составляют большой академический сенат, являющийся главным органом внутреннего самоуправления. Из их среды избираются ректор и деканы факультетов. Когда ректором состоял владетельный государь или принц, то для управления университетом избирался проректор.
Во главе университета назначается куратор - государственный чиновник в сенате, утверждающий все важнейшие распоряжения по университету. На протяжении XVII в. в университетском образовании еще продолжают преобладать традиционные бого-словско-религиозные цели.
В XVIII в. большинство университетов Европы переживает период упадка. «Французские университеты не принимали никакого участия в великой умственной эмансипации. Когда грянула революция, не поднялось ни одного голоса в пользу отжившего свой век учреждения. Декрет 17 августа 1792 г. объявил всем о закрытии всех духовных и светских корпораций муж-
ских и женских, старый университетский строй был уничтожен» [4, с. 778].
Большинство немецких университетов этого периода не часто могли похвастаться именами блестящих ученых на своих кафедрах и еще реже - высоким числом студентов, окончивших полный курс обучения. Весьма распространенными в жизни немецких университетов этого времени были такие неприглядные явления, как кумовство, «фамильные» кафедры, интриги преподавателей, продажа дипломов. Однако на рубеже XVП-XVШ вв. ситуация начинает постепенно меняться. Речь идет о важных импульсах обновления университета, исходящих из Галле, а позднее и в еще более значительной степени - из Гёттингена. Опыт этих университетов приобретает широкий резонанс в различных странах и становится пробным камнем на пути кардинальной реорганизации «классического» и возникновения «гумбальтовско-го» («постклассического») типа университета в начале XIX столетия.
Под влиянием идей Г.В. Лейбница и С. Пуфендорфа принцип свободы научного исследования (НЪе11а«рЫ1о«о- 161 phandi), впервые провозглашенный Спинозой, но отвергнутый старыми университетами, получает важный импульс в учебной деятельности основанного в 1694 г. знаменитого университета в Галле, который блистал в это время именами своих первых профессоров: Х. Томазиуса, философа Х. Вольфа, пиэтиста-богослова А.Г. Франке, филолога К. Целлариуса. Неутомимый поборник новой науки и просвещения Х. Томазиус впервые начинает читать лекции в Галле на немецком языке, отказавшись от старинной традиции, предписывавшей преподавать и писать научные труды исключитель-
162
но на латинском языке, как на языке ученого мира.
Преподавание здесь носит пиэти-ческий оттенок и строится на просветительских и рационалистических началах; в качестве основной задачи лектора выступает самостоятельный поиск истины и приобщение к научной деятельности студентов. Университет в Галле на протяжении всего столетия сохраняет значение одного из ведущих центров университетского образования в Германии, начинающей славиться своими университетами.
В XVIII столетии университет являлся подконтрольным государству образовательным учреждением, обладающим ограниченным самоуправлением и внутренней юрисдикцией, распространявшейся на преподавателей, студентов и всех сотрудников университета [4, с. 751-788]. Наибольшие ограничения в середине XVIII в. затрагивали внутреннюю жизнь германских университетов, большинство из которых были основаны светскими государями и находились от них в теснейшей зависимости [5, с. 13]. Именно германский университет послужил образцом для создания в середине столетия университета в Москве.
Непосредственное влияние на русскую культурную жизнь в лице студентов и через немецких профессоров и преподавателей суждено было оказать Гёттингенскому университету, открытому на территории Ганноверского княжества в 1737 г. замечательным немецким просветителем бароном Герлахом Адольфом фон Мюнхгаузеном. Как справедливо отмечает известный русский историк В.С. Иконников: «Гёттинген служил тогда метрополиею для образования русских ученых. Оттуда же предпочи-
тали вызывать и иностранных профессоров» [6, с. 532].
Профессора в качестве публицистов, писателей и поэтов принимали живое участие в общественной жизни. В 1772 г. в Гёттингене возникает «Союз рощи», кружок лирических поэтов -поклонников Клопштока. Стараниями Г.А. Мюнхгаузена ученое общество (Sozietatder Wissenschaften), основанное в 1751 г., слилось с Гёттингенским университетом, благодаря чему он стал пользоваться славой одного из крупнейших в Европе центров Просветительства и привлек в свои стены многих представителей высшего общества (в 1786 г. здесь обучались три принца королевского дома). Именно в Гёттин-гене «новая» наука и образованность впервые входят в моду у представителей аристократии, собиравшейся здесь со всего света.
Преподавание в Гёттингенском университете с самого начала велось на немецком языке. Гёттингенский университет являлся государственным образовательным учреждением: профессора его назначались обер-прокурором, ганноверским министром, без участия факультетов. Таким образом, профессора являются здесь государственными чиновниками, наиболее заслуженные среди которых награждаются чинами государственной службы. Наибольшей популярностью среди высшего и знатного общества пользовались богословский и юридический факультеты; на них обучалось более половины общего числа студентов. К концу столетия известностью крупного центра по подготовке врачей пользовался в Европе медицинский факультет, философский факультет формально продолжает оставаться общеобразовательным и пропедевтическим.
Под влиянием великого духовного течения «новый гуманизм», охватившего Германию приблизительно с середины XVIII в., бурно развиваются философские и филологические исследования; стремительно меняется реальный, а затем и институциональный статус философии в немецкой университетской науке. Это значимое культурное явление не в последнюю очередь было связано с научными и учебно-методическими новациями5, привнесенными широко известными профессорами Геттингенского университета - филологами-классиками И.М. 1ес-снером и Х.Г. Гейне. В научной и преподавательской деятельности этих двух выдающихся немецких ученых «на первом плане стояла не мертвая ученость, не подражание латинским и греческим писателям, но живое, образовательное общение с классическими писателями, как высшими образцами искусства и вкуса» [5, с. 40].
Трехлетний курс обучения получает законодательную санкцию. Претерпевают заметные изменения и внешние формы обучения. Постепенно публичные курсы (РиЬНка), за которые не полагалось платы со слушателей и которые могли начаться и окончиться в любое время, уступают место приватным платным курсам (Рпуа1а), в результате чего вводятся точно определенные семестры.
Учебный процесс в Гёттингенском университете с самого начала строится на основе трех принципов, позднее ставших краеугольным камнем в дальнейшем развитии университетского образования в Европе: свободы иссле-
дования (libertas philosophandi), свободы преподавания и учения (Lehr-und Lern freiheit). Главной задачей профессора становится поиск истины, в котором лектор и его слушатель выступают в роли равноправных и обоюдно заинтересованных в конечном результате совместной творческой деятельности участников.
На протяжении XVIII в. лекции, особенно по естественнонаучным дисциплинам, читаются преимущественно профессорами и адъюнктами уже в лабораториях, музеях, анатомических театрах и сопровождаются демонстрациями опытов, специально приготовленных препаратов, различных коллекций [7, с. 165].
На примере деятельности лучших немецких университетов получал яркое воплощение принцип, в котором слились воедино фактор универсальности образования в духе энциклопедизма, свойственного эпохе Просвещения, и государственный подход к делу образования на базе патримониального права местных монархов. Так, государи стремились обеспечить профессиональную подготовку будущего чиновничества, а также легитимировать свои политические притязания, выступая в роли «покровителей наук и ученых».
В XVIII столетии германский университет в целом был не столько ориентирован на подготовку конкретных специалистов-профессионалов, сколько давал базовое энциклопедическое образование. Однако в Галле и в Гет-тингене набирает силу наиболее характерная черта университетского об-
163
5 Семинарские занятия по изучению дисциплин древней (классической) филологии. В университете города Галле инициатором введения университетских семинаров, как основной (наряду с лекциями) формы учебных занятий, выступил знаменитый филолог Ф.Я. Вольф [5, с. 42].
164
разования в Германии в Новое время, в соответствии с которой: «академическое преподавание, прежде всего, носит научный характер; на первом плане стоит не подготовка к практической профессии, а ближайшее ознакомление с научным познанием и исследованием» [5, с. 4]. Немецкая университетская наука «лишена одностороннего внимания к сфере теории или практики, но всегда направлена на свободный научный поиск» [8, с. 285]. Не случайно, что в следующем XIX столетии именно немецкие университеты встанут во главе национального философско-интеллектуального движения в Германии.
Проект «классического» университета в России возник под влиянием импульсов со стороны европейской университетской традиции («университетской идеи»)6 и был реализован еще в 1755 г. исключительно по воле государственной власти открытием Московского университета. Творцами этого замечательного события в отечественной истории были: великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов (1711-1765), его сановный покровитель, а в дальнейшем первый куратор Московского университета и президент Петербургской Академии художеств, елизаветинский фаворит И.И. Шувалов (1727-1797) и блистательная «Дщерь Петра», императрица Елизавета Петровна (1709-1761). На протяжении второй половины столетия старейший отечественный университет делал начальные шаги, начиная консолидировать вокруг себя учащих, учащихся и иных многих люби-
телей наук и поклонников просвещения. Традицией становятся яркие и содержательные выступления профессоров с речами на актуальные общественные научные темы во время ежегодных университетских Торжественных актов.
Важные перемены затронули Московский университет во второй половине 60-х гг. XVIII столетия. Из зарубежных стажировок стали возвращаться молодые русские ученые, набранные из числа лучших студентов университета по инициативе И.И. Шувалова в 1758 и 1761 гг. В 1765 г. возвращаются С.Г. Зыбелин и П.Д. Вениаминов, в 1768 г. - С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков, в 1769 г. - М.И. Афонин. Так, 8 мая 1769 г. Вениаминов и Зыбелин, преодолев известные трудности, были утверждены ординарными профессорами, а Десницкий и Третьяков - экстраординарными профессорами и получили право заседать в университетской конференции. К этому же поколению принадлежат Д.С. Аничков и И.А. Сибирский, которые, не получив возможности стажироваться в Европе, получили звания ординарных профессоров в конце 1770-х гг., но начали преподавать в университете гораздо раньше. В 1770 г. впервые в истории Московского университета Матвею Ивановичу Афонину было поручено чтение естественной истории и земледелия на русском языке.
Долгое время российские университеты (Московский, а в дальнейшем Казанский (образован в 1805 г., но полностью открыт лишь в 1814 г.), Харьковский (открыт 14 января 1805 г.),
6 По свидетельству И.Ф. Тимковского, один из инициаторов основания Московского университета М.В. Ломоносов (1711- 765) «тогда много упорствовал в своих мнениях и хотел вполне удержать образец Лейденского (университета - Е.К.), с несовместными вольностями» [цит. по: 9, с. 42].
Петербургский (основан в 1819 г.)) остро нуждались в активной государственной поддержке. Их главными проблемами длительный период оставались явный недостаток студентов и (в относительно меньшей степени) нехватка способных высококвалифицированных профессоров и преподавателей. Начиная лишь с 30-х гг. XIX века, высшее университетское образование постепенно входит в моду (в первую очередь, у просвещенных дворян и разночинцев), и талантливые профессора теперь читают свои лекции перед аудиториями, заполненными студентами и вольнослушателями7.
В торжественных речах московских профессоров второй половины XVIII столетия отношение к науке и знанию подчинено утилитарно-прагматической направленности, созвучной духу эпохи Просвещения. «Науки не что иное суть, как указатели пути к истине: они суть собрание опытов и изобретений мужей, потрудившихся в искании ея и средств к блаженству человечества», - декламировал профессор И.П. Страхов [10, с. 239]. Ему вторил профессор М.М. Снегирёв, заявляя что «все науки, взятые в общей связи, не что иное суть, как усовершенствование человека, составляющее истинное его благополучие. <...> Быть полезным обществу заслугами, или произведениями ума или важными открытиями, или дружеским наставлением, или распространением просвещения, есть благородная цель всех познаний, без которых они мертвы» [11, с. 153-154]. Главной целью образования и просвещения москов-
ские профессора считали воспитание у учащихся глубокой нравственности, что, несомненно, также для них ассоциировалось с законопослушностью и «любовью к государю». По их мнению, искреннее познание наук означает и воспитание добродетели, ибо внутренне морально преображает личность учащегося.
Собственно специальному глубокому научному образованию, в общепринятом сегодня значении, придавалось тогда второстепенное внимание. По представлению ординарного профессора практической философии, естественного и народного прав и политики И.М. Шадена, центральное место в образовании благородного юношества должно быть отведено философии, «предметом которой является природа человеческая, и ее совершенствование, особенно в нравственном отношении» [12, л. 8]. В течение первых пятидесяти лет существования Московского университета в нем смогли укорениться подлинные духовные традиции, особый (университетский) культурный код, присущий лишь этому типу институции и общности индивидов (универсантов). Последнее обстоятельство явилось немаловажным залогом успешности важных внутренних реформ, осуществленных в университете под руководством его первого попечителя М.Н. Муравьева в начале следующего столетия и упрочивших за университетом значение и славу важнейшего отечественного центра образования и науки [13, с. 275-283; 14, с. 64-73].
165
7 Можно указать на феноменальный в истории отечественной высшей школы пример Т.Н. Грановского (1813-1855), известного историка-медиевиста, профессора всеобщей истории Московского университета (1846), лекции которого пользовались огромной известностью в московском обществе.
166
Университет на протяжении своей многовековой истории демонстрирует опыт своей удивительной жизнеспособности. Всюду, где университеты возникали, независимо от того, с какой стороны исходила инициатива их создания, они начинали существовать на основе присущих только им внутренних законов, активно включаясь в научную, образовательную, общественную жизнь. По-видимому, сейчас явно преждевременно говорить об изживании местных моделей Университета и актуальности идеи создания некого максимально унифицированного, напоминающего «транснациональную корпорацию» университета. Есть все основания верить, что Университет все же преодолеет вызов современной глобализации и тем самым вновь подтвердит свою духовную и культурную жизнестойкость и способность адаптироваться в различных, подчас весьма неблагоприятных для европейской культуры условиях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета 1755-1855. - М., 2001.
2. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. - М., 2009.
3. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. - СПб., 2003.
4. Готлиб А. Университет // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - Т. 68. - СПб., 1902.
5. Паульсен Ф. Германские университеты. -СПб., 1904.
6. Иконников В.С. Русские университеты в связи с ходом общественного образования // Вестник Европы. - 1870. - № 10.
7. Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. - М., 1996.
8. Андреев А.Ю. Геттингенская душа Московского университета // Университет для России. - Т. 2. - М., 2001.
9. Тимковский И.Ф. Записки // Московский университет в воспоминаниях современников. - М., 1989.
10. Страхов И.П. Слово о влиянии наук в общее и каждого человека благоденствие // Речи, произнесенные в торжественных собраниях императорского Московского университета. - М., 1820. - Ч. II.
11. Снегирёв М.М. Слово о пользе нравственного просвещения // Речи, произнесенные в торжественных собраниях императорского Московского университета. - Ч. III. - М., 1821.
12. Шаден И.М. Речь в торжественном собрании Московского университета (оригинал на латинском языке; здесь использован перевод с латинского Н.С. Тихон-равова): «О воспитании благородного юношества, яко основании продолжительной народной славы в монархическом наипаче правлении» (1781). - НИОР РГБ. - Ф. 298 «Н.С. Тихонравов», картон 11. - Ед. хр. 12. - Л. 8.
13. Кунц Е.В. Реформа М. Н. Муравьева в Московском университете в контексте культурной жизни Европы и России начала XIX века // Преподаватель XXI век. -2011. - № 4. - Ч. 2.
14. Кунц Е.В. Михаил Никитич Муравьев // Вопросы истории. - 2012. - № 2. ■