Основные этапы и формы взаимодействия населения с государственными органами по вопросам охраны общественного порядка
Щербаков Олег Нодирович
преподаватель, ФГКОУ ВО "Дальневосточный юридический инстшуг МЗД России", Владивостокский
690087, Россия, Приморский край, г. Владивосток, уп. Котельникова, 21
И sherbakoff-1 @mail.ru
Статья из рубрики "Полицейское право."
Аннотация.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты советского и постсоветского периодов по вопросам охраны правопорядка. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с участием населения в охране общественного порядка.Автор подробно рассматривает организационно-правовые вопросы деятельности граждан в сфере охраны общественного порядка. Особое внимание уделяется административно-правовому статусу граждан, участвующих в охране общественного порядка, в частности их правовой защищенности, возможностям применения мер принуждения, их взаимодействию с правоохранительными организациями. Методологическую основу исследования составили управленческие и нормативно-правовые акты органов государственной власти по вопросам охраны общественного порядка и противодействию преступности. При подготовке работы применены методы сравнения, абстрагирования, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному. Основными выводами проведенного исследования являются: институту участия граждан в охране общественного порядка были свойственны весомые недостатки: при комплектовании дружин нарушался принцип добровольности, преимущественно в их состав зачислялись люди преклонного возраста и подростки; специализированные дружины использовались не по назначению, проблемы качественной составляющей результативности их деятельности разрешались посредством неоправданного количественного увеличения; правовая подготовка, обучение дружинников формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений не носила системного характера.
Ключевые слова: централизация власти, отчетность перед населением, содействие м и л и ц и и , сельские общественные суды, добровольные общества содействия, добровольные народные дружины, институт общественных воспитателей, общественные пункты охраны, принцип добровольности, правоохранительные органы
DOI:
10.7256/2306-9945.2017.5.25571
Дата направления в редакцию:
01-03-2018
Дата рецензирования:
02-03-2018
1990-е годы двадцатого столетия ознаменовали собой кардинальные изменения, касающиеся аспекта участия общественности в охране общественного порядка. Краеугольным камнем стали принятые законодателем решения об упразднении на федеральном уровне ранее существовавших правовых форм участия граждан в обеспечении правопорядка
В условиях сложившегося правового вакуума деятельность граждан по охране общественного порядка стала носить сугубо локальный и формальный характер, то есть была регламентирована и практически реализована лишь на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и входящих в них муниципальных образований, не имела централизованного стержня, который был выработан в виде Федерального закона
№ 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»
В числе общих положений сформулированы понятийный аппарат, выведены принципы участия граждан в охране общественного порядка, определены ограничения такого участия, закреплена роль органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка.
Кроме того, положениями исследуемого правового акта регламентированы формы участия граждан в охране общественного порядка, порядок создания и деятельности народных дружин, их правовая и социальная защищенность.
Судить о безупречной значимости указанного Закона в деле охраны правопорядка без учета правоприменительной практики и проблемных аспектов прошедшего времени не представляется возможным.
Особую ценность в создавшейся ситуации имеет накопившийся советский опыт участия населения в управлении делами государства, в том числе в охране правопорядка
На первом этапе (1917-1928 гг.) мероприятия по всеобщему вооружению населения сменились резким курсом централизации власти. Созданы рабочая и железнодорожная милиция [4]; организованы мероприятия по допризывной военной подготовке молодежи;
военно-комендантские железнодорожные курсы высшие юридические курсы для подготовки высшего персонала юстиции; областные юридические курсы для подготовки
народных судей и следователей
Милиция и уголовный розыск пошли по пути внутри ведомственной изолированности, бюрократизации и постепенного превращения в обособленные от внешнего воздействия учреждения. Взаимодействие с представителями общественности по вопросам охраны правопорядка отсутствовало либо имело случайный характер и ограничивалось сбором
средств; отчетность милиции перед населением не носила системного характера [7].
В числе предпринятых мер по устранению выявленных недостатков предложена организация систематизированного контроля над работой милиции и уголовного розыска
со стороны соответствующих секций исполнительных комитетов; закрепление за органами милиции и уголовного розыска обязанности по проведению отчетов о результатах деятельности на пленумах исполнительных комитетов, собраниях рабочих, а также на сходах в сельских поселениях
Основная масса населения, наблюдая отсутствие кадровых специалистов в органах по охране общественного порядка, ориентировалась лишь на собственные силы по защите собственных прав и интересов
Таким образом, общественные объединения правоохранительной направленности не носили централизованного характера, создавались по личной инициативе граждан, специализировались на охране порядка и собственности по месту жительства и трудоустройства. Статус лиц, принимающих участие в указанной сфере деятельности, на местном и государственном уровне закреплен не был.
На следующем этапе курс строгой централизации власти сменился на привлечение граждан к участию в мероприятиях по охране общественного порядка, с ограничением в управлении делами государства.
При этом в период 1928-1939 гг. регламентированы условия привлечения граждан к содействию милиции при задержании лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения ПШ.
Для лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам в мероприятиях по охране общественного порядка, предусмотрены соответствующие юридические гарантии статуса - в случае ранения, утраты трудоспособности, смерти предусмотрены меры
социальной поддержки
Примирительные камеры реорганизованы в сельские общественные суды, которые наделены возможностью применения мер воздействия государственно-правового и
социального характера
В Нижнем Тагиле образованы первые ячейки добровольных обществ содействия органам милиции и уголовного розыска, которые функционировали под руководством соответствующих Советов. Основной формой воздействия на правонарушителей закреплялось убеждение и предупреждение -Ш1.
В совокупности с обществами содействия органам милиции и уголовного розыска были созданы производственно-товарищеские суды, выполнявшие преимущественно
предупредительные функции -Ц4!. В рамках реализациипредоставленных
правоприменительных функций производственно-товарищеские суды были правомочны применять меры воздействия схожие с компетенцией сельских общественных судов.
В 1932 году принято решение о реорганизации обществ содействия милиции в бригады содействия при органах милиции I!5!.
На высоком уровне оставались показатели преступности среди несовершеннолетних, хулиганство и преступления, совершаемые из хулиганских побуждений I16!.
Деятельность правоохранительных органов по-прежнему была обособлена от населения и общественных организаций. Прекратили функционирование профилактические организации в виде собрания рабочих, служащих и учащихся.
Профилактическая работа по предупреждению и пресечению преступности со стороны правоохранительных организаций была запущена; прослеживалось полное отсутствие взаимодействия с общественными организациями; при расследовании и рассмотрении уголовных дел не принимались меры, направленные на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, полученная информация не доводились до
сведения заинтересованных общественных и хозяйственных организаций
Таким образом, на государственном уровне были закреплены первичные коллективные субъекты профилактики правонарушений и преступлений, частично раскрыто содержание юридических гарантий их административно-правового статуса, предприняты меры по комплексному привлечению населения к мероприятиям по охране общественного порядка.
Последующая стадия (1939-1980 гг.) охарактеризована полноценным становлением института участия граждан в охране общественного порядка.
Принято решение о создании добровольных народных дружин по охране общественного порядка, формирующихся строго на добровольных началах ПШ.
Особое значение придано статусу граждан, выполняющим обязанности по должности дворника, которые следили за сохранностью имущества и оборудования дома, за обеспечением общественного порядка и тишины на территории домовладений, обязаны
были содействовать органам милиции I19!.
Утверждено положение о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка которые стали организовываться по производственно-
территориальному принципу. Основное направление деятельности дружин -предупреждение правонарушений, воспитательная работа.
В 1961 году созданы товарищеские суды при которых функционировали общественные
советы, выполняющие организационные функции Основным функциональным
предназначением товарищеских судов стало предупреждение правонарушений и
проступков, воспитание населения путем убеждения и общественного воздействия
Государством предприняты меры об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников милиции и народных дружинников, а также военнослужащих, выполняющих важные обязанности по охране общественного порядка и прав граждан
Члены добровольных народных дружин, отдельные граждане, отличившиеся в деле по охране общественного порядка, награждались медалью «За отличную службу по охране
общественного порядка» при исполнении общественных обязанностей пользовались
правом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте
Учрежден институт общественных воспитателей, основной задачей которых являлось оказание помощи родителям или лицам, их заменяющим, в перевоспитании
несовершеннолетних правонарушителей в духе уважения и соблюдения законности [26].
Государство частично расширило объем юрисдикционных полномочий народных дружинников, предоставляя возможность составления протокола с последующей передачей его начальнику штаба (командиру) дружины; при пресечении правонарушений изымать у нарушителей орудия их совершения с последующей
незамедлительной передачей их в милицию [27].
Организованы общественные пункты охраны. Органы общественной самодеятельности населения, представленные в общественном пункте охраны порядка, сохраняли свою организационную самостоятельность, действуя в пределах установленной компетенции.
Для обеспечения согласованной деятельности органов общественной самодеятельности создавался совет общественного пункта охраны порядка
Вместе с тем, в ряде городов и районов, несмотря на высокий уровень преступности, должным образом не организовано совместное патрулирование сотрудников милиции и дружинников, результативность их работы снизилась.
При комплектовании дружин нарушался принцип добровольности, нередко в их состав зачислялись люди преклонного возраста и подростки, нарушался принцип привлечения физически крепких мужчин.
Не уделялось необходимого внимания усилению работы народных дружин в сельской местности - дружины малочисленны, в половине населенных пунктов они вообще не созданы.
В отдельных областях не проявляли должной активности специализированные дружины по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по обеспечению безопасности дорожного движения, по поддержанию общественного порядка на железнодорожных станциях и в поездах, по борьбе с хищениями и спекуляцией. Дружины в большинстве случаев использовались не по назначению, вследствие чего возложенные на них обязанности выполнялись не полном объеме. Нередко вместо повышения эффективности деятельности специализированных дружин допускалось неоправданное их количественное увеличение 1221.
Таким образом, деятельность граждан в сфере охраны общественного порядка заслужила признание на государственном уровне. Распространение получили индивидуальные и коллективные формы участия населения в сфере охраны общественного порядка, функционирующие по территориально-производственному принципу, имеющие устойчивую систему органов управления. Регламентировано содержание административно-правового статуса лиц, принимающих участие в охране общественного порядка, закреплены права, обязанности, ответственность, меры поощрения, юридические гарантии, отдельные субъекты системы наделены государственно-властными полномочиями. В числе основных направлений деятельности сформулированы предупреждение и воспитательная работа.
Итоговым этапом существования института участия граждан в охране общественного поря дка с та л пе рио д 1980-1990 г г .
Курс на привлечение населения к деятельности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью сменен на преимущественное использование специализированных правоохранительных органов.
Стали использоваться возможности медицинских вытрезвителей при отделе внутренних дел Для охраны общественного порядка активнее стали привлекаться внутренние войска
На фоне ухудшающейся криминогенной обстановки в стране, создавались временные
комитеты по борьбе с преступностью ^З^.
Поощрение в виде дополнительного отпуска, предусмотренного для членов добровольных народных дружин по охране общественного порядка, добровольных пожарных и газоспасательных дружин, товарищеских судов, а также народных
контролеров за выполнение общественных обязанностей - отменено I33!.
Добровольные народные дружины, товарищеские суды, народные контролеры, пункты охраны порядка и другие общественные организации утратили свою роль в профилактике преступлений и противодействии преступности.
В рамках реагирования на сложившуюся ситуацию принято решение о создании в системе Министерства внутренних дел СССР Главного управления МВД СССР по борьбе организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, основной задачей которого определялось выявление, пресечение и расследование деятельности преступных сообществ, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, обладающих межреспубликанскими, международными и коррумпированными связями -Ь34!.
Таким образом, в 1990-е годы одномоментно были уничтожены базовые правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и противодействию преступности
В сложившейся обстановке выбран ориентир на использование в сфере охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности специализированных правоохранительных органов.
Несмотря на имевшуюся положительную динамику, институту участия граждан в охране общественного порядка были свойственны весомые недостатки: при комплектовании дружин нарушался принцип добровольности, преимущественно в их состав зачислялись люди преклонного возраста и подростки; специализированные дружины использовались не по назначению, проблемы качественной составляющей результативности их деятельности разрешались посредством неоправданного количественного увеличения; правовая подготовка, обучение дружинников формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений не носила системного характера.
Библиография
1. Богатова Т.В. Административно-правовой статус граждан, участвующих в обеспечении правопорядка: дисс. ...канд.юрид.наук. Ростов-на-Дону, 2008. С. 4. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
2. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ред. от 02.04.2014) // Российская газета - 2014 - 04 апр.
3. Говоров И.В., Ремнева С.В. Из истории развития общественных формирований по содействию органам милиции в СССР в 20-80-е годы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 4(36). С.25.
4. Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 21.02.1919 «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
5. Приказ Революционного военного совета Республики от 20.03.1920 № 429 «О введении в действие положения, штата и табели имущества 1-х советских военно-комендантских железнодорожных курсов» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
6. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 22.12.1922 «Об открытии
юридических курсов» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
7. Письмо Всероссийского центрального исполнительного комитета от 11.06.1928 // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
8. Письмо Всероссийского центрального исполнительного комитета от 19.11.1928 №ПУ 74/7 «Об организации систематического контроля над работой милиции и о введении регулярной отчетности милиции перед населением» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
9. Еропкин М.И. Участие трудящихся в охране общественного порядка. М., 1959. С.9.
10. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 08.12.1926 «Об оказании гражданами содействия милиции при задержании пьяных и хулиганов» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс». Советская милиция: история и современность. С. 94.
11. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета Совета народных комиссаров РСФСР от 27.05.1929 «Об обеспечении граждан, потерпевших увечье при оказании содействия органам милиции и другим должностным лицам в борьбе с хулиганством, бандитизмом и другими преступлениями» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
12. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета Совета народных комиссаров РСФСР от 10.10.1930 «О сельских общественных судах» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
13. Постановление Совета народных комиссаров от 25.05.1930 «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс». Советская милиция: история и современность. С.94.
14. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета Совета народных комиссаров РСФСР от 20.02.1931 «О производственно-товарищеских судах на фабриках, заводах, в государственных и общественных учреждениях и предприятиях» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
15. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 29.04.1932 «О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
16. Постановление Центрального исполнительного комитета СССР № 3, Совета народных комиссаров СССР №598 от 07.04.1935 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
17. Постановление Центрального комитета КПСС Совета Министров СССР от 02.03.1959 №218 «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
18. Постановление Центрального комитета КПСС Совета Министров СССР от 02.03.1959 №218 «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
19. «Положение о дворниках в городах и рабочих поселках РСФСР» утверждено МКХ РСФСР от 10.04.1959 // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
20. Постановление Бюро центрального комитета КПСС по РСФСР Совета министров РСФСР от 30.03.1960 №435 «Об утверждении положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
21. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 года «Об утверждении положения об общественных советах по работе товарищеских судов» // Доступ
справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
22. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля 1961 года «Об утверждении положения о товарищеских судах» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
23. Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1962 года «О применении мер административного взыскания за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
24. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 октября 1963 года «Об утверждении положения о медали «За отличную службу по охране общественного порядка» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
25. Постановление Совет Министров РСФСР от 14 февраля 1963 г. № 187 «О предоставлении дружинникам права бесплатного проезда на городском транспорте при исполнении ими общественных обязанностей» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
26. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1967 г. № 212/1 «Об утверждении положения об общественных воспитателях несовершеннолетних» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
27. Постановление Совета Министров РСФСР от 19 июля 1974 г. № 423 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин РСФСР по охране общественного порядка» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
28. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июня 1980 года «Об утверждении положения об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
29. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 июня 1979 г. № 331 «О мерах по усилению роли добровольных народных дружин в обеспечении общественного порядка и борьбе с правонарушениями в РСФСР» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
30. Приказ Министерства внутренних дел СССР от 30 мая 1985 г. № 106 «Об утверждении положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
31. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года «Об обязанностях и правах внутренних войск Министерства внутренних дел СССР при охране общественного порядка» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
32. Постановление Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. № 327-1 «О решительном усилении борьбы с преступностью» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
33. Постановление Совета Министров СССР от 12 марта 1987 г. № 333 «Об отмене дополнительных отпусков, предоставляемых за выполнение отдельных общественных обязанностей» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-плюс».
34. Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик от 04.02.1991 № УП-1423 «О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами» // Доступ справочно-поисковая система «Консультант-
плюс».