Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел Иркутской области по охране общественного порядка в конце 1950-х - начале 1960-х гг'

Деятельность органов внутренних дел Иркутской области по охране общественного порядка в конце 1950-х - начале 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
503
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ИСТОРИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / MAINTENANCE OF A PUBLIC ORDER / COMBATING CRIME / HISTORY OF IRKUTSK REGION / VIGILANTE GROUPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колосовский Дмитрий Александрович

Анализируется деятельность органов внутренних дел Иркутской области, а также добровольных народных дружин по охране общественного порядка в конце 1950-х начале 1960-х гг., недостатки в работе органов внутренних дел, меры по улучшению их работы, принятые как центральными органами власти, так и органами власти Иркутской области, и их результаты. Автором сделаны выводы о значении участия добровольных народных дружин в охране общественного порядка, о причинах, по которым сохранялись отдельные недостатки в работе органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of a Public Order Activity of Irkutsk Region Internal Affairs Bodies at the End of 1950s - Beginning of 1960s

The author analyzes the maintenance of a public order activity of Irkutsk region internal affairs bodies and vigilante groups at the end of 1950s beginning of 1960s, shortcomings of internal affairs bodies’ work, measures taken by central and Irkutsk region bodies of power in order to improve their activity and their results. The author concludes of significance of vigilante groupsmaintenance of a public order participation, of certain shortcomings of internal affairs bodies’ work retention reasons.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел Иркутской области по охране общественного порядка в конце 1950-х - начале 1960-х гг»

Вопросы теории и истории государства и права

УДК 94(47).084

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ.

© Колосовский Д. А., 2015

Восточно-Сибирский филиал

Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск

Анализируется деятельность органов внутренних дел Иркутской области, а также добровольных народных дружин по охране общественного порядка в конце 1950-х — начале 1960-х гг., недостатки в работе органов внутренних дел, меры по улучшению их работы, принятые как центральными органами власти, так и органами власти Иркутской области, и их результаты. Автором сделаны выводы о значении участия добровольных народных дружин в охране общественного порядка, о причинах, по которым сохранялись отдельные недостатки в работе органов внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел; охрана общественного порядка; борьба с преступностью; история Иркутской области; добровольные народные дружины.

Термин «общественный порядок» в действующем законодательстве в основном используется для обозначения определенной сферы общественных отношений, подлежащих государственной охране, и конкретизации полномочий правоохранительных органов.

В настоящее время отсутствует единство в понимании дефиниции общественного порядка, его предметного состава и основных институтов. Несмотря на различные подходы к определению понятия общественного порядка, как отмечает А. С. Пивоваров, изучение юридической литературы позволяет выделить следующие общие позиции ученых относительно сущности и содержания общественного порядка:

1) обусловлен сложившейся в обществе системой общественных отношений;

2) включает все сложившиеся в обществе под воздействием социальных норм отношения;

3) является объектом воздействия всей политической системы;

4) должен обеспечить укрепление и развитие государственного и общественного строя, неприкосновенность личности, защиту жизни и здоровья граждан, неприкосновенность собственности.

Таким образом, по мнению А. С. Пиво-варова, представляется возможным опреде-

лить общественный порядок как важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан, включающий систему общественных отношений, которая возникает и развивается в процессе общения ее участников преимущественно в общественных местах и регулируется правовыми и иными социальными нормами, соблюдение которых обеспечивает личную и общественную безопасность людей, обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни [1].

А. В. Серегин, в свою очередь, определяет общественный порядок как урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности [2]. Таким образом, охрана общественного порядка имеет наиважнейшее значение для нормального функционирования общества, обеспечения безопасности людей, неприкосновенности собственности.

Неудовлетворительное обеспечение органами внутренних дел охраны общественного порядка в 1950-х гг. привело к тому, что эта проблема оказалась в цент-

ре внимания центральных органов государственной власти.

Осенью 1956 г. были приняты меры по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР и его органов. Они предусматривали повышение роли партийных и советских органов в руководстве милицией, усиление их влияния на подбор, расстановку и воспитание кадров милиции, обеспечение действенного контроля за ее деятельностью. Было признано целесообразным реорганизовать управление МВД и управления милиции в областях и краях в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) советов депутатов трудящихся, а отделы (отделения) милиции в городах и районах преобразовать в отделы (отделения) милиции исполкомов городских и районных советов депутатов трудящихся. Этими мерами восстанавливался принцип двойного подчинения милиции — местным советам и вышестоящим учреждениям МВД.

Подотчетность органов милиции советам депутатов трудящихся повысила ответственность последних за их деятельность. В то же время утверждение начальников органов милиции на сессиях местных советов способствовало росту доверия трудящихся к милиции как исполнительному органу советской власти, укрепляло ее авторитет. Начальники УВД и горрайотделов милиции регулярно отчитывались на сессиях местных советов о своей работе, привлекая тем самым внимание общественности к вопросам борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.

После объединения аппаратов управлений МВД и милиции в единые управления (отделы) исполкомов местных советов работа по совершенствованию их структуры заметно оживилась. Сокращались или объединялись управленческие аппараты, а высвободившийся личный состав направлялся на укрепление оперативных и следственных подразделений.

В январе 1960 г. Президиум Верховного Совета СССР упразднил МВД СССР, а его функции передал министерствам внутренних дел союзных республик, которые затем были преобразованы в министерства охраны общественного порядка (МООП). В РСФСР такое преобразование было сделано Указом Президиума ВС РСФСР от 30 августа 1962 г. «О преобразовании республиканского Министерства внутренних дел

РСФСР в республиканское Министерство охраны общественного порядка РСФСР» [3], утвержденным Законом РСФСР от 20 декабря 1962 г. [4].

Однако, как показала практика, ликвидация союзно-республиканского министерства внутренних дел привела к усложнению координации работы республиканских органов охраны общественного порядка, к неоправданному разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов службы охраны порядка, в определении структуры и штатов отдельных органов милиции. Затруднялись межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью и использование в этой борьбе новейших достижений науки и техники [5].

Кроме восстановления принципа двойного подчинения милиции Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР» содержало еще ряд важных положений. В частности, там отмечалось следующее. Учреждения внутренних дел еще не приняли всех необходимых мер к повышению качества своей работы и неудовлетворительно выполняют основную функцию — обеспечение охраны общественного порядка, слабо ведут борьбу с преступниками и другими злостными нарушителями законности, не обеспечивают надежной охраны жизни граждан и их имущества от посягательств со стороны уголовных элементов, в то время как в ряде городов и населенных пунктов страны имеет место рост преступности.

Оперативная работа по предупреждению и раскрытию преступлений поставлена плохо. До 30 % таких опасных преступлений, как убийства, разбойные нападения, кражи государственного, общественного и личного имущества, остаются нераскрытыми, а преступники — ненаказанными. Работа уголовного розыска находится в запущенном состоянии.

Министерство внутренних дел СССР и министерства союзных республик не ведут должной борьбы с установившейся антигосударственной практикой, когда местные учреждения внутренних дел в ряде случаев укрывают от учета совершенные преступления и часто необоснованно отказывают в возбуждении уголовных дел по заявлениям граждан.

По мнению ЦК КПСС и Совета Министров СССР, одной из главных причин серь-

езных недостатков в деятельности учреждений внутренних дел является неудовлетворительная работа по воспитанию кадров личного состава в духе высокого сознания своего служебного долга, строгой дисциплины и ответственности за порученное дело.

Плохо поставлено дело подбора и расстановки кадров как в Министерстве внутренних дел СССР, так и в министерствах союзных республик. Во многих случаях на важные участки оперативной и следственной работы в милиции и на работу в исправительно-трудовых учреждениях назначаются лица без надлежащей подготовки. Значительная часть работников городских и районных отделов, отделений милиции, а также участковых уполномоченных, начальников лагерных пунктов и отделений не отвечает предъявляемым к ним требованиям. Имеет место засоренность кадров милиции лагерей морально неустойчивыми людьми. Руководители учреждений внутренних дел слабо ведут работу по повышению квалификации работников, закреплению их на службе.

Совет Министров СССР и Центральный Комитет КПСС также отмечали, что советские и партийные организации в областях, краях и республиках не осуществляют должного руководства работой учреждений внутренних дел по улучшению дела подбора и воспитания кадров личного состава, укреплению общественного порядка, перевоспитанию заключенных и слабо контролируют практическую деятельность этих учреждений. Централизация руководства со стороны Министерства внутренних дел СССР местными учреждениями МВД в ряде случаев приводила к отрыву их от партийных и советских организаций и бесконтрольности [6].

Не осталась проблема охраны общественного порядка и без внимания органов власти Иркутской области. В частности, бюро Иркутского обкома КПСС регулярно рассматривало вопросы, связанные с деятельностью органов милиции Иркутской области по охране общественного порядка, принимая меры к совершенствованию такой деятельности.

Так, в июне 1958 г. бюро обкома КПСС отмечало, что в органах милиции области все еще имеют место многочисленные факты нарушения социалистической законности и попирания прав граждан. До сих пор в работе милиции не изжиты случаи неоснователь-

ного привлечения граждан к уголовной ответственности, незаконного задержания и арестов. Наряду с незаконными арестами и привлечением к уголовной ответственности граждан в ряде городов и районов области плохо ведется борьба с настоящими преступниками (убийцами, грабителями, ворами, расхитителями соцсобственности). Раскрываемость преступлений по-прежнему низкая. Милиция неудовлетворительно ведет работу по возмещению государству ущерба от растрат и хищений. В практике работы органов милиции имеют место факты укрытия уголовных преступлений от регистрации и непринятие мер по заявлениям граждан о совершенных преступлениях.

По мнению обкома, нарушения законности в органах милиции области явились результатом слабой политико-воспитательной работы среди личного состава, низкой дисциплины, недостаточной общеобразовательной и служебной подготовки работников. Управление внутренних дел, начальники органов милиции не проявляют должной требовательности в личному составу в части строгого соблюдения законов, не создали обстановки нетерпимости вокруг работников, нарушающих дисциплину, попирающих права советских граждан.

В связи с этим бюро обкома КПСС постановило обязать начальника управления внутренних дел принять немедленные меры к устранению нарушений социалистической законности работниками милиции:

1) усилить контроль за работой периферийных органов милиции, поднять ответственность начальников горрайорганов милиции за работу среди личного состава, добиваясь коренного улучшения деятельности милиции по борьбе с уголовной преступностью и охране общественного порядка;

2) улучшить руководство и контроль за работой милиции, принять меры к укреплению милиции кадрами из числа подготовленных коммунистов и комсомольцев, способных обеспечить выполнение задач по охране общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью;

3) обязать горкомы и райкомы КПСС в течение июня-июля 1958 г. направить на руководящую работу в милицию коммунистов и комсомольцев в количестве 53 человека;

4) обязать отдел парторганов направить на руководящую работу в милицию 5 человек из числа выпускников областной партийной школы [7].

Спустя год бюро обкома КПСС отмечало, что управление внутренних дел не приняло должных мер к выполнению Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 25 октября 1956 г. «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР». Уголовная преступность, и прежде всего особо опасные преступления, не сокращается, а увеличивается, тогда как раскрываемость их остается низкой. До сих пор в органах милиции не изжиты факты незаконных арестов и задержаний граждан, необоснованного привлечения их к уголовной ответственности, допускается нарушение сроков в расследовании преступлений.

Такое большое количество уголовных преступлений, совершаемых в области, обком считал результатом слабой оперативно-разыскной и профилактической работы органов милиции по раскрытию и предупреждению преступлений. Указывалось на то, что не уделяется должного внимания работе с кадрами. В органах милиции и лагерях допускается большая текучесть кадров, много случаев неоправданного перемещения работников. Руководители УВД недостаточно занимаются воспитанием кадров в духе строжайшего соблюдения советской законности, не проводят надлежащей работы по повышению квалификации работников, мало оказывают помощи в работе молодым специалистам. Партийные организации органов милиции и лагерей плохо проводят политическую и воспитательную работу с личным составом и не добиваются от каждого работника честного, сознательного отношения к выполнению своих обязанностей. Горкомы, райкомы КПСС, исполкомы городских и районных советов депутатов трудящихся все еще мало вникают в работу милиции и исправительно-трудовых лагерей и колоний, слабо контролируют их деятельность, недостаточно оказывают им помощи в укомплектовании кадрами и создании нормальных условий для работы.

В связи с вышеуказанным бюро обкома КПСС постановило обязать начальника УВД принять решительные меры к устранению отмеченных недостатков в работе областного управления внутренних дел и его периферийных органов по выполнению постановления партии и правительства от 25 октября 1956 г. Необходимо было коренным образом перестроить работу по борьбе

с уголовной преступностью, уделяя особое внимание своевременному предупреждению и пресечению правонарушений, улучшению оперативно-разыскной работы органов милиции, обеспечивающей полную раскрываемость всех преступлений. Повысить требовательность к работникам за правильное возбуждение уголовных дел, обоснованность задержаний и арестов граждан, привлекая к строжайшей ответственности виновных в нарушении социалистической законности. Целью ставилось повышение уровня руководства периферийными органами, оказание им большей практической помощи в решении оперативно-служебных задач, добиваясь тем самым улучшения дела по наведению должного общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью в городах и районах области. Вменялось в обязанность постоянно опираться на помощь общественности, шире использовать работу добровольных народных дружин и бригад содействия милиции, больше проводить профилактической работы по разъяснению советских законов среди населения. Также необходимо было устранить недостатки в подборе, расстановке и воспитании кадров, принять меры к укреплению дисциплины среди личного состава подразделений, повысить требовательность к подчиненным работникам, воспитывая у них чувство ответственности за порученное дело [8].

Уже в октябре 1962 г., говоря об улучшении работы органов милиции области, бюро обкома КПСС и исполком областного Совета депутатов трудящихся отмечали, что органами милиции Иркутской области принят ряд мер к усилению борьбы с уголовной преступностью, обеспечению охраны общественного порядка и социалистической собственности. Однако обращалось внимание на то, что милиция все еще медленно устраняет недостатки в своей деятельности. Так, на низком уровне находится работа по предупреждению преступных проявлений, раскрытию преступлений и розыску преступников. Вследствие проявляемой в ряде случаев неоперативности со стороны работников милиции и прокуратуры определенная часть преступников после совершения преступлений скрываются, а розыск их ведется неактивно. Работники милиции при проведении профилактических мероприятий по предупреждению преступных проявлений недостаточно опираются на

помощь общественных организаций, трудящихся. Отдельные сотрудники милиции, особенно из числа рядового и младшего начальствующего состава, не проявляют в своей работе должной культуры, допускают неправильные действия. Между тем подобные факты в ряде случаев не получают должной оценки со стороны партийных организаций и руководителей органов милиции.

Указывалось на то, что Управление охраны общественного порядка Иркутского облисполкома недостаточно занимается укреплением служб милиции, не уделяет должного внимания улучшению оперативной работы и повышению квалификации сотрудников милиции, слабо организует их обучение приемам и методам предупреждения и пресечения различных по характеру преступных проявлений, мало обобщает и распространяет опыт отличников службы.

В значительной мере эти серьезные недостатки в деятельности милиции бюро обкома КПСС и облисполком объясняли слабой работой по подбору и воспитанию ее кадров. Так, многие оперативные сотрудники и в особенности участковые уполномоченные милиции не имели необходимой специальной и общеобразовательной подготовки. В городских, районных отделах милиции был значительный некомплект рядового и младшего начальствующего состава, а также имела место большая текучесть этих кадров.

Отмечалось также, что окружком, многие горкомы, райкомы КПСС, горрайис-полкомы слабо контролируют и направляют работу милиции, глубоко не вникают в деятельность по борьбе с преступностью и по охране общественного порядка, недостаточно проявляют заботу об укреплении милиции кадрами. Не уделяется должного внимания повышению авторитета органов милиции.

Отразив данные обстоятельства, бюро обкома КПСС и исполком областного Совета депутатов трудящихся постановили устранить указанные недостатки в работе милиции, направив ее главные усилия на обеспечение охраны общественного порядка, своевременное предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, на искоренение всяких нарушений правопорядка, расширение и укрепление связи с общественными организациями и коллективами трудящихся, строгое соблюдение советской законности. Ставилась задача улучшить оперативную работу по предупреждению, пресечению и полному рас-

крытию совершенных преступлений, координируя работу по борьбе с преступностью с органами прокуратуры, суда и госбезопасности; усилить контроль за деятельностью первичных партийных организаций милиции по идейно-политическому воспитанию личного состава и за практической деятельностью органов милиции, оказывать им всемерную помощь в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью; улучшить работу по подбору, расстановке и воспитанию кадров милиции [9].

Бюро ЦК КПСС по РСФСР в своем Постановлении от 8 февраля 1963 г. «О фактах нарушения социалистической законности в органах милиции МООП РСФСР» указало, что ЦК КПСС и советское правительство за последнее время приняли важные меры по улучшению деятельности советской милиции; поднялся ее авторитет, укрепились связи с общественностью. Работники милиции стали успешнее выполнять почетные обязанности по охране общественного порядка, социалистической собственности и законных интересов граждан.

Однако в работе некоторых органов милиции до сих пор не изжиты факты нарушений социалистической законности. Отдельные сотрудники милиции, нарушая свой служебный долг, проявляют грубость и неуважительное отношение к советским людям, допускают случаи незаконного задержания граждан и неправомерного применения оружия, тем самым подрывают авторитет советской милиции и вызывают справедливое возмущение трудящихся.

Бюро обкома КПСС на своем заседании отмечало, что аналогичные факты нарушения социалистической законности имеют место и в подразделениях Управления охраны общественного порядка Иркутской области.

Так, в 1962 г. органы милиции допускали отдельные факты незаконного задержания граждан, а также иные противоправные действия. По мнению обкома, нарушения социалистической законности стали возможны, прежде всего, потому, что областное управление охраны общественного порядка недостаточно осуществляет контроль за работой подразделений управления, не создало обстановки нетерпимости к нарушителям законности, все еще не приняты решительные меры по улучшению работы с кадрами.

Многие горкомы и райкомы КПСС, партийные комитеты КПСС и исполкомы

городских и районных Советов депутатов трудящихся неудовлетворительно выполняют решение бюро обкома КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся «Об улучшении работы милиции области» и особенно по вопросам укрепления этих органов кадрами и улучшения идейно-политической работы среди личного состава.

Как результат, бюро обкома КПСС постановило обязать управление охраны общественного порядка усилить контроль за работой милиции и других подразделений управления:

1) навести такой порядок в каждом органе, чтобы полностью исключить всякие нарушения социалистической законности и обеспечить высокую дисциплину и культуру в их деятельности;

2) принять решительные меры к очищению органов от лиц, скомпрометировавших себя недостойным поведением и позорящих высокое звание работников органов Министерства охраны общественного порядка;

3) обязать горкомы, райкомы КПСС, зональные промышленно-производственные партийные комитеты, облисполком и горра-йисполкомы советов депутатов трудящихся принять меры к усилению контроля за работой подразделений охраны общественного порядка, обращая особое внимание на улучшение политико-воспитательной работы среди личного состава, повышение политической сознательности каждого работника органов и строжайшее соблюдение ими социалистической законности;

4) обязать горкомы, райкомы КПСС, зональные промышленно-производственные партийные комитеты систематически обсуждать и принимать практические меры по улучшению деятельности милиции и других подразделений управления охраны общественного порядка, тщательно разбираться с каждым фактом нарушения социалистической законности и привлекать к строгой ответственности работников, допускающих произвол и неуважительное отношение к советским людям [10].

Особого внимания заслуживает роль добровольных народных дружин в деятельности по обеспечению охраны общественного порядка.

В конце 50-х гг. получила распространение передача некоторых государственных функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенно широко применялась, была сфера охраны обще-

ственного порядка. В ноябре 1958 г. в Ленинграде возникли добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка [11].

В целях развития этой организационной формы ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 г. приняли Постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» [12].

В нем отмечалось, что заслуживает поощрения опыт работы молодежных бригад содействия милиции, комсомольских штабов, добровольных отрядов и другие формы участия трудящихся в поддержании общественного порядка. Обобщив этот опыт, ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановили принять предложения трудящихся о создании на предприятиях, стройках, транспорте, в учреждениях, совхозах, колхозах, учебных заведениях и домоуправлениях добровольных народных дружин по охране общественного порядка. Постановление определяло, что руководство добровольными народными дружинами осуществляют штабы, состоящие из представителей партийных и советских органов, профсоюзных и комсомольских организаций [13].

В соответствии с данным постановлением ДНД стали создаваться повсеместно. В 1962 г. в стране насчитывалось более 130 тыс. добровольных народных дружин, объединявших в своем составе более 4 млн человек.

Создание ДНД сыграло, несомненно, положительную роль, позволило привлечь внимание общественности к решению важной задачи охраны общественного порядка. Вместе с тем, по мнению некоторых исследователей, невольно принижалось значение того факта, что эта деятельность требует профессионального подхода, определенных специальных знаний и навыков, которыми в должной мере члены добровольных народных дружин не обладали [14].

Министерства внутренних дел союзных республик, всячески способствуя расширению деятельности добровольных народных дружин, обязали аппараты милиции поддерживать постоянный контакт с ними, разработать и осуществить мероприятия по оказанию им всесторонней помощи, обучению методам борьбы с нарушителями общественного порядка. Работа по оказанию помощи дружинам прочно вошла в практику милиции [15].

С конца 50-х гг. государство из года в год постепенно, но неуклонно осуществляло

меры по расширению участия общественности в охране общественного порядка, организационному укреплению и совершенствованию деятельности ДНД, углублению их взаимодействия с правоохранительными органами. За работу этих общественных формирований отвечали руководители предприятий и учреждений, местных органов исполнительной власти, органов внутренних дел. Через средства массовой информации велась активная пропаганда важности и полезности этой работы.

Благодаря этому диапазон влияния ДНД значительно расширялся. Они активно участвовали в укреплении порядка на улицах, площадях и в других общественных местах, вели воспитательную, профилактическую работу среди жителей микрорайонов, в трудовых коллективах, взаимодействовали с органами внутренних дел в борьбе с хищениями имущества, а также в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, участвовали в правовом воспитании населения [16]. 15 февраля 1962 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за посягательство на жизнь и достоинство работников милиции и народных дружинников», где они были фактически уравнены в правах по охране общественного порядка [17].

Действовали добровольные народные дружины и в Иркутской области. В марте 1959 г. в постановлении «О создании добровольных народных дружин по охране общественного порядка в области» бюро обкома КПСС и исполком областного Совета депутатов трудящихся отмечали, что за последние годы в городах и районах области проделана некоторая работа по борьбе с уголовной преступностью и нарушениями общественного порядка. Выполняя решения XXI съезда КПСС в деле соблюдения правил социалистического общежития, усиления борьбы с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными поступками, допускающимися отдельными гражданами, в ряде городов и районов области были созданы отряды народных дружин.

Однако бюро обкома КПСС и облисполком считали, что в большинстве районов работа по созданию добровольных народных дружин все еще проходит слабо и борьба с нарушителями общественного порядка ведется, главным образом, силами административных и судебных органов, без

активного участия населения и общественных организаций. Судебно-следственные органы и учреждения МВД плохо проводят профилактическую работу по предупреждению преступлений, недостаточно связаны с общественными организациями, при расследовании и рассмотрении уголовных дел не уделяют должного внимания выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, не доводят о них до сведения соответствующих общественных и хозяйственных организаций. Не достигнута полная раскрываемость преступлений и неотвратимость наказания за совершенные преступления.

По мнению бюро обкома КПСС и облисполкома, в обстановке роста сознательности, политической активности трудящихся и дальнейшего развития советской демократии борьба с аморальными, антиобщественными проступками должна вестись не только административными органами, но, главным образом, путем широкого вовлечения прудящихся и общественных организаций в дело охраны общественного порядка в области.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 марта 1959 г. бюро обкома КПСС и облисполком постановили обязать окруж-ком, горкомы, райкомы КПСС, окриспол-ком и горрайисполкомы создать в учреждениях, предприятиях, колхозах, совхозах, на стройках, транспорте, в учебных заведениях и домоуправлениях добровольные народные дружины по охране общественного порядка, потребовать от них обеспечения успешной деятельности добровольных народных дружин по поддержке общественного порядка в городах, районах, населенных пунктах. В этих целях необходимо было провести широкую разъяснительную работу среди населения о важности этого мероприятия и о необходимости активной поддержки деятельности добровольных народных дружин. Обком ВЛКСМ также обязывался обеспечить активное участие в добровольных народных дружинах лучшей части комсомольцев и молодежи [18].

В июне 1962 г. в докладной записке отдела административных и торгово-финан-совых органов «О некотором положительном опыте Черемховского горкома КПСС по организации борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка»

отмечалось, что милиция совместно с народными дружинами активизировала наружную службу, народные дружины и другие общественные организации стали более остро реагировать на малейшие факты проявления хулиганства на улицах, в общественных местах и в квартирах. В городе и районе работает 93 народных и 5 специализированных дружин. В дружинах насчитывается около 5 тыс. дружинников. В течение 1961 г. при содействии общественности было раскрыто 79 преступлений. Кроме того, дружинниками задержано 125 хулиганов, 159 человек доставлено в медицинский вытрезвитель, 403 человека было задержано за нарушение правил уличного движения и 85 — за нарушение правил советской торговли [19].

В октябре 1962 г. бюро обкома КПСС и исполком областного Совета депутатов обязали областное управление охраны общественного порядка, городские и районные отделы, отделения милиции улучшить связь и взаимодействие с добровольными народными дружинами в работе по охране общественного порядка, оказывать постоянную помощь народным дружинам в обучении, инструктировании дружинников; шире использовать в борьбе с антиобщественными проступками влияние коллективов трудящихся и товарищеских судов; активнее привлекать наиболее подготовленных общественников для внештатной работы в милиции по проверке поступающих заявлений граждан и выполнению других поручений. Предложили окружкому, горкомам, райкомам КПСС принять меры к улучшению работ добровольных народных дружин, на высоком идейном уровне провести отчет добровольных народных дружин перед коллективами трудящихся, районные, городские слеты дружинников с вопросом о повышении роли добровольных народных дружин по предупреждению преступных проявлений и охране общественного порядка. Членов добровольных народных дружин и других граждан за активное участие в охране общественного порядка и проявленную при этом храбрость и самоотверженность было рекомендовано представлять к награждению медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».

Дружинникам было предоставлено право бесплатного проезда на городском транспорте при исполнении ими общественных обязанностей [20].

А в марте 1963 г., обсуждая отчеты добровольных народных дружин, бюро обкома КПСС отмечало, что данные отчеты перед коллективами трудящихся, городские, районные и областные слеты дружинников сыграли положительную роль в деле дальнейшей активизации работы дружин по охране общественного порядка, обобщения и распространения положительного опыта.

Указывалось на то, что многие добровольные дружины сумели навести надлежащий общественный порядок на закрепленных за ними территориях, что в значительной мере способствовало некоторому сокращению опасных преступлений в области. Своей большой результативной работой дружины заслужили авторитет и признание трудящихся.

Особо хорошо зарекомендовали себя специализированные дружины по охране безопасности движения на автотранспорте. Эти дружины отличаются наиболее четкой и слаженной работой, тесной связью с органами государственной автомобильной инспекции и дисциплинированностью дружинников. В этих дружинах строго соблюдается принцип добровольности и индивидуального отбора. Работа каждого дружинника учитывается и контролируется.

Однако большинство добровольных народных дружин ограничивают свою работу лишь организацией патрулирования и очень робко вмешиваются в быт людей, неудовлетворительно проводят работу по борьбе с детской безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних. Дружины не проводят борьбу с хищениями социалистической собственности.

В области имеются уже положительные примеры, когда партийные комитеты успешно устраняют эти недостатки в работе добровольных народных дружин. Намечается тенденция специализации добровольных народных дружин. Накоплен некоторый положительный опыт правильного взаимодействия в работе административных органов и добровольных народных дружин. Эти положительные примеры, по мнению обкома, заслуживают всемерного поддержания и широкого распространения.

Итоги проведенных отчетов добровольных народных дружин со всей очевидностью показали, что дружины активно работают там, где партийные комитеты систематически и повседневно руководят работой добровольных народных дружин.

Учитывая изложенное, бюро обкома КПСС постановило обязать горкомы, райкомы КПСС, партийные комитеты более четко и конкретно осуществлять руководство добровольными народными дружинами, внедряя в их работу лучший опыт, накопленный дружинниками области, а органы прокуратуры, суда и милиции — установить более тесный контакт с добровольными народными дружинами, оказывать им повседневную помощь и содействие в их работе [21].

Некоторые дружинники осуществляли деятельность по охране общественного порядка настолько успешно, что выдвигались на награждение орденами. Так, в феврале 1963 г. бюро Иркутского промышленного обкома КПСС постановило просить Президиум Верховного Совета СССР рассмотреть вопрос о награждении орденами Красной Звезды начальника штаба комсомольской дружины при Иркутском ГК ВЛКСМ и заместителя начальника штаба той же дружины [22].

Основными критериями эффективности работы добровольных народных дружин были, конечно же, количество раскрытых с их помощью преступлений, количество задержанных ими преступников и других нарушителей общественного порядка.

Уже в первые годы существования ДНД наметилась линия на их специализацию по предупреждению, пресечению отдельных видов правонарушений, что, естественно, создавало предпосылки для более эффективного выполнения стоящих перед ними задач [23]. Это видно и на примере Иркутской области.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что участие добровольных народных дружин в охране общественного порядка в Иркутской области имело большое положительное значение, особенно когда деятельность дружин осуществлялась под постоянным руководством партийных органов и в тесном взаимодействии с органами милиции.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что деятельность органов милиции в Иркутской области в рассматриваемый период постоянно совершенствовалась, были достигнуты определенные успехи в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, появились добровольные народные дружины, которые оказывали милиции существен-

ную помощь в осуществлении ее задач. Однако многие недостатки в деятельности милиции сохранялись. И в большей степени эти недостатки были обусловлены недочетами в подборе, расстановке и воспитании кадров. ^

1. Пивоваров А. С. Дискуссионные подходы к определению понятия «общественный порядок» / / Рос. юстиция. 2013. № 3. С. 52-54.

2. Серегин А. В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975.

3. О преобразовании республиканского Министерства внутренних дел РСФСР в республиканское Министерство охраны общественного порядка РСФСР : указ Президиума ВС РСФСР от 30 авг. 1962 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1962. № 35. Ст. 535.

4. Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и о внесении дополнений и изменений в статьи 47, 54, 55, 69 и 92 Конституции (Основного Закона) РСФСР : закон РСФСР от 20 дек. 1962 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1962. № 51. Ст. 755.

5. Советская милиция: история и современность (1917-1987). М., 1987. С. 189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1443-719 от 25 окт. 1956 г. // Партийная жизнь. 1957. № 4. С. 64-65.

7. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 127. Оп. 56. Д. 3. Л. 13-15.

8. Там же. Д. 76. Л. 27-30.

9. Там же. Оп. 63. Д. 30. Л. 97-101.

10. Там же. Ф. 5397. Оп. 1. Д. 20. Л. 6-9.

11. История отечественного государства и права. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. О. И. Чистякова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 370.

12. Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране : постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 2 марта 1959 г. № 218 // СП СССР. 1959. № 4. Ст. 25.

13. Советская милиция: история и современность ... С. 243.

14. История отечественного государства и права. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. О. И. Чистякова. С. 370.

15. Советская милиция: история и современность ... С. 243.

16. Егорышев С. В., Линкевич А. Е. Из истории взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением в Российской Федерации // Вестн. ВЭГУ. № 5 (37).

17. Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников : указ Президиума ВС СССР от 15 февр. 1962 г. // Ведомости ВС СССР. 1962. № 8. Ст. 83.

18. ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 56. Д. 70. Д. 193-195.

19. Там же. Оп. 63. Д. 22. Л. 44, 45.

20. Там же. Д. 30. Л. 97-101.

21. Там же. Ф. 5397. Оп. 1. Д. 20. Л. 29-31.

22. Там же. Д. 18. Л. 139.

23. Советская милиция: история и современность ... С. 243.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и о внесении дополнений и изменений в статьи 47, 54, 55, 69 и 92 Конституции (Основного Закона) РСФСР : закон РСФСР от 20 дек. 1962 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1962. - № 51. - Ст. 755.

Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников : указ Президиума ВС СССР от 15 февр. 1962 г. // Ведомости ВС СССР. -1962. - № 8. - Ст. 83.

О преобразовании республиканского Министерства внутренних дел РСФСР в республиканское Министерство охраны общественного порядка РСФСР : указ Президиума ВС РСФСР от 30 авг. 1962 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1962. -№ 35. - Ст. 535.

Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране : постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 2 марта 1959 г. № 218 // СП СССР. - 1959. - № 4. - Ст. 25.

О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1443-719 от 25 окт. 1956 г. // Партийная жизнь. - 1957. - № 4. - С. 64-65.

Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 127. Оп. 56, 63.

Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 5397. Оп. 1.

Егорышев С. В. Из истории взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением в Российской Федерации / С. В. Егорышев, А. Е. Линкевич // Вестн. ВЭГУ. -№ 5 (37).

История отечественного государства и права. В 2 ч. Ч. 2 : учебник для бакалавров / под ред. О. И. Чистякова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. - 510 с.

Пивоваров А. С. Дискуссионные подходы к определению понятия «общественный порядок» / / Рос. юстиция. - 2013. - № 3. - С. 52-54.

Серегин А. В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления / А. В. Серегин. - М. : Изд-во Акад. МВД СССР, 1975. - 194 с.

Советская милиция: история и современность (1917-1987). - М. : Юрид. лит., 1987. - 336 с.

Maintenance of a Public Order Activity of Irkutsk Region Internal Affairs Bodies at the End of 1950s — Beginning of 1960s

© Kolosovskiy D., 2015

The author analyzes the maintenance of a public order activity of Irkutsk region internal affairs bodies and vigilante groups at the end of 1950s - beginning of 1960s, shortcomings of internal affairs bodies' work, measures taken by central and Irkutsk region bodies of power in order to improve their activity and their results. The author concludes of significance of vigilante groups' maintenance of a public order participation, of certain shortcomings of internal affairs bodies' work retention reasons.

Key words: internal affairs bodies; maintenance of a public order; combating crime; history of Irkutsk region; vigilante groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.