Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБКУЛЬТУРА / ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / ИСЛАМСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаева Хумай Ислам

Целью данной статьи является анализ форм, в которых феномен субкультуры проявлялся и развивался в Азербайджане с 1980-х по 2010 год, сначала в составе СССР, а затем в период независимости. Отмечается, что практически во всех республиках бывшего СССР, в том числе в Азербайджане, формировались субкультурные социальные группы, состоящие из прозападных, творческих подростков и молодежи, которые кардинально отличались от официальных общественных организаций, пионерских движений и других советских идеологических линий, даже были официально зарегистрированы под названием общественных объединений и действовали открыто. В статье в основном использован метод исторического и культурологического анализа. Вопросы формирования и развития молодежной субкультуры в Азербайджане на указанном историческом отрезке времени рассмотрены впервые. В заключительной части статьи подведены итоги анализа этапов формирования и развития молодежной субкультуры в Азербайджане, показаны основные мотивы появления различных видов этой культуры в социально-духовной жизни. При сравнении неформальных объединений в бывшем СССР с западными субкультурными образцами, прежде всего, следует отметить существовавшую в этой системе цензуру, недостаток информации, в том числе недоступность зарубежной музыки и периодических изданий и т. д. В силу этих факторов культура молодежи была однообразной и серой. В целом, на примере трех типов формирования и развития субкультур, существовавших в советский и постсоветские периоды в Азербайджане - клубном, хип-хопе и эмо, выявлено, что здесь были заложены не свойственные национальному менталитету ценностей, форм поведения и мышления. Отмечается, что в Азербайджане всегда была хаотичная, нестабильная картина субкультуры. В большинстве случаев вместо постоянства и статичности в субкультурах Азербайджана можно наблюдать процесс текучести. Это видно на примере практически всех субкультурных медиа. На Западе субкультура человека обычно является одновременно и образом жизни, и источником дохода. Однако из-за неразвитости феномена субкультуры в Азербайджане носители субкультуры становятся своего рода любителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME STAGES OF THE FORMATION OF YOUTH SUBCULTURES IN AZERBAIJAN (HISTORICAL ASPECTS)

The purpose of this article is to describe the forms in which the phenomenon of subculture manifested itself and developed in Azerbaijan from the 1980s to 2010, first as part of the USSR, and then during the period of independence. It is noted that in almost all the republics of the former USSR, including Azerbaijan, subcultural social groups were formed, consisting of pro-Western, creative adolescents and youth, which radically differed from official public organizations, pioneer movements and other Soviet ideological lines, were even officially registered under the name of public associations and operated openly. Methods used. The article mainly used the methods of content analysis, the method of generalization, the method of historical analysis and other general scientific methods. Novelty in the article. For the first time in the domestic scientific literature, the issues of the formation and development of the youth subculture in Azerbaijan were subjected to careful analysis. Conclusions. The final part of the article summarizes the analysis of the stages of formation and development of the youth subculture in Azerbaijan, shows the main motives for the emergence of various types of this culture in social and spiritual life. It is also noted that when comparing informal associations in the former USSR with Western subcultural models, first of all, it should be noted that there was censorship in this system, lack of information, inaccessibility of foreign music and periodicals, etc. Due to these factors, the culture of young people was monotonous, dry and gray. Thus, in the examples of 3 types - club, hip-hop and emo, the formation and development of subcultures that existed in the Soviet and post-Soviet periods in Azerbaijan were laid not characteristic of the national mentality of values, forms of behavior and thinking. It is noted that there has always been a chaotic, unstable picture of the subculture in Azerbaijan. In most cases, instead of constancy and staticity, a process of fluidity can be observed in the subcultures of Azerbaijan. This can be seen in the example of almost all subcultural media. In the West, the human subculture is usually both a way of life and a source of income. However, due to the underdevelopment of the phenomenon of subculture in Azerbaijan, carriers of the subculture become a kind of amateurs.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

SOME STAGES OE THE FORMATION OE YOUTH SUBCULTURES IN AZERBAIJAN (HISTORICAL ASPECTS) Isaeva Humay Islam, Researcher, Institute of Philosophy and Sociology, National Academy of Sciences of Azerbaijan, Baku, Azerbaijan

The purpose of this article is to describe the forms in which the phenomenon of subculture manifested itself and developed in Azerbaijan from the igSos to 2010, first as part of the USSR, and then during the period of independence. It is noted that in almostall the republics oj the former USSR, including Azerbaijan, subcultural social groups werejbrmed, consisting of pro-Western, creative adolescents and youth, which radically differed from official ¡niblic organizations, pioneer niovvments and other Soviet ideological lines, were even officially registered under the name of public associations and operated openly. Methods used. The article mainly used the methods of content analysis, the method of generalization, the method of historical analysis and other general scientific methods. Novelty in lite article. For the first time in the domestic scientific literature, the issues of the formation and development of the youth subculture in Azerbaijan were subjected to carefid analysis. Conclusions. The final part oj the article summarizes the analysis of the stages of formation and development of the youth subculture in Azerbaijan, shows the main motives for the emergence oj various types of this culture in social and spiritual life. It is also noted that when comparing ii formal associations in the former USSR with Western subcultural models, first of all, it should be noted that there was censorship in this system, lack of information, inaccessibility of foreign music and periodicals, etc. Due to these factors, the culture oj young people was monotonous, dry and gray. Thus, in the examples of3 types - club, hip-hop and emo, Lite formation and development of subcultures that existed in the Soviet and post-Soviet periods in Azerbaijan were laid not characteristic oj the national mentality of values, forms of behavior and thinking. It. is noted that there has always been a chaotic, unstable picture of the subculture in Azerbaijan. In most cases, instead of constancy andstaticity, a process oj fluidity can be observed in the subcultures ufAzerbaijan. This can be seen in the example of almost all subcultural media. In the West, the human subculture is usually both a way of life and a source of income. However, due to the underdevelopment of the phenomenon of subculture in Azerbaijan, carriers of the subculture become a kind of amateurs.

Keywords: youth; subculture; official ideology; national mentality; islamic values. DO! 10.34933/3305-8757.3022;-9.7

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Целью данной статьи является анализ форм, в которых феномш субкультуры проявлялся и развивался в Азербайджане с к)8о-х по 2010 год, сначала в составе СССР, а затем в период независимости. Отмечается, что практически во всех республиках бывшего СССР, в том числе в Азербайджане, формировались субкультурные социальные группы, состоящие ш прозападных, творческих подростков имолодежи, которые кардинально отличались от официальных общественных организаций, пионерских движений и других советских идеологических линий, даже были официально зарегистрированы под названием общественных объединений и действо-вали открыто. В статье в основном использован метод исторического и культурологического анализа. Вопросы формирования и развития молодежной субкультуры в Азербайджане на указанном историческом отрезке времени рассмотрены впервые. В заключительной части статьи под ведены итоги анализа этапов формирования [1 развития молодежной субкультуры в Азербайджане, показаны основные мотивы появления различных видов этой культуры в социально-духовной жизни. При сравнении неформальных объединений в бывшем СССР с западными субкультурными образцами, прежде всего, с/1едует отметить существовавшую в этой системе цензуру, недостаток информации, в том числе недоступность зарубежной музыки и периодических изданий и т. д. В си/1у этих факторов культура молодежи была однообразной и серой. В целом, на примере трех типов формирования и развития субкультур, существовавших в советский и постсоветские периоды в Азербайджане - клубном, хип-хопе и эмо, выявлено, что здесь были з&южены не свойственные национальному мен-

УДК 008:316 ВАК 24.00.01

) Исаева Х.И., 2022

ИСАЕВА Хумай Ислам гызы, научный сотрудник, Институт Философии и Социологии, Нац Шналъная Академия наук Азербайджана, Баку, Азербайджан

C-J СЧТ

с?

о

Sffl ГГ

Z

21

x &

сл СО

Г

81

mánumemy ценностей, форм поведения ií лшиыения. Отмечается, что в Азербайджане всегда, была хаотичная, нестабильная картина субкультуры. В большинстве случаев вместо постоянства и статичности в субкультурах Азербайджана можно наблюдать процесс текучести, Это видно на примере практически всех субкультурных медиа. На Западе субкультура человека обычно является одновременно и образом жизни, и источником дохода. Однако из-за неразвитости феномена субкультуры в Азербайджане носители субкультуры становятся своего рода любителями.

Ключевые слова: молодежь, субкультура, официальная идеология, национальный мента/ттет, исламские ценности.

Постановка задачи. 1980-е годы, особенно вторая половим а десятилетия, были отмечены относительно не подвергавшимися цензуре и явно субкультурными моделями на Западе, их специфическими культурными элементами, а также специфической музыкой, танцами и другими видами искусства, связанными с субкультурными моделями в СССР, получившими распространение, включая Советский Азербайджан. Это было связано со смягчением социально-политической атмосферы СССР до правления М. Горбачева, а также с реформами, реализованными на основе проводимой им в СССР политики реконструкции и прозрачности, частичным снижением цензуры, значительным снятием ограничений на поток информации; все это было связан с атмосферой имитации демократии [1]. По этой причине в 8о-е годы в средствах массовой информации публиковались материалы об образе жизни и музыке, танцах и модных тенденциях молодых людей в США, Канаде и Европе [2], по радиостанциям транслировались некоторые образцы иностранной музыки [3], и по телевидению - зарубежные фильмы. На самом деле зарубежные фильмы начали доказывать по телевидению еще раньше, во времена хрущевского потепления, но некоторые из этих фильмов были запрещены, поскольку они противоречили советской идеологии. В целом во второй половине 8о-х годов по советскому телевидению беспрепятственно транслировалось бол ь-шинство как классических, так и новейших зарубежных фильмов.

Цель данной статьи - выявить особенности феномена субкультуры в Азербайджане с 1980-х по 2010-е годы, сначала в составе СССР, а затем в период независимости.

Известно, что практически во всех республиках бывшего СССР, в том числе в Азербайджане, в указанный период стали формироваться субкультурные социальные группы, состоящие из прозападных, творческих подростков и молодежи. Эти группы карди-налыю отличались от официальных общественных организаций, пионерских движений и других советских идеологических тенденций, причем были зарегистрированы под названием общественных объединений и действовали открыто.

В статье в основном были применены методы контент-анализа и обобщения на основе статистических материалов и исторических фактов. Отметим, что вопросы формирования и развития молодежной субкультуры в Азербайджане в отечественной научной литературе исследованы впервые.

Степень изученности темы. В указанное время в СССР все еще существовала цензура, идеологические запреты Коммунистической партии, тотальный контроль КГБ, особенно над советской молодежью, и потому все еще были ограничения и недостаток информации. И потому неформальные молодежные союзы выступали в качестве прототипов, альтернатив и имитаций западных субкультур. К неформальным ассоциациям, в которых проявлялась смесь западных субкультурных ценностей, также относятся так называемые нефоры (перЬогз), nifers (нифе-ры) и т. д. Фактически советская молодежь, собиравшаяся в неформальные союзы, подражала западной молодежи, западным субкультурам. К концу десятилетия число различных музыкальных ансамблей и групп, танцевальных коллективов, трупп, артистов, режиссеров, фотографов и прочих объединений увеличивалось, и в городах СССР, в том числе в Баку, организовывались различного вида диско-шоу, концерты, выставки и т.д., близкие к западному стилю. Все это полностью отличалось от советских развлекательных мероприятий для молодых людей [4].

Это не означало, что неформалы работали без проблем и свободно, без какого-либо давления. Органы внутренних дел СССР и местные партийные организации время от времени контролировали и предупреждали их за "вольное поведение", иногда даже называя хулиганами, бродягами и стрелками, особенно тех, которые имитировали молодежь США и Европы. Даже молодые люди, которые веселились на дискотеках и концертах, организуемых некоторыми неформальными представителями Баку, были отмечены как аморальные и развратные,

противоречащие советским моральным ценностям. Однако, по сравнению с предыдущими десятилетиями, социальные условия были гораздо более удовлетворительными, поскольку обстановка в этот период несколько смягчилась, и советская молодежь охотно вступала в такие инновационные союзы, чтобы действовать независимо, вне единой линии, продвигаемой советской идеологией.

Сравнивая неформальные объединения в СССР с западн ы ми субкул ьтурным и образцами, прежде всего, следует отметить существующую в СССР цензуру, недостаток информации, недоступность зарубежной музыки и периодических изданий и т.д. В силу этих факторов культура молодежи была несколько однообразной, сухой и серой. С конца 1970-х по 1991 год социальные группы молодежи характеризовались феноменом, известным как Система, который обычно формировался на элементах антикультурного и демонстративного карнавала [5]. Система была общим названием для субкультурных групп молодых людей, которые считались нетрадиционными для СССР, основывалась на прозападных ценностях; они игнорировали советскую идеологию и ценности, и считали себя более современными. Хотя система включала несколько примеров субкультур, на самом деле в ее основе лежали две антикультуры - панков и хиппи. Из этих контркультурных примеров в Советском Азербайджане действовали лишь разбросанные и редкие хиппи, подавляющее большинство которых проживало в Баку и совсем мало - в Сумгаите ¡6]. Сведений о существовании хиппи в других городах и поселках Азербайджана и панков в Советском Азербайджане в целом нет.

Особенности становления и развития контркультуры. Одним из отличий системы от западных субкультурных примеров было безразличие и аполитичность советских контркультур по отношению к советским идеологическим ценностям. В этих антикультурах, за неко-

торыми исключениями, не было ни открытого сопротивления, ни массового протеста против советских ценностей. Напротив, советские контркультуры характеризовались сегрегацией, одиночеством и дружбой с меньшинством, которое понимало только их. Из-за отрицания ими ценностей старшего поколения, избегания участия в советских событиях и пренебрежения к ним большинства людей, их действия считались постыдными, развратными и подвергались суровой критике в этом отношении. Именно по этим причинам их считали близкими к антикультуре. Одной из особенностей этого социального пласта людей было то, что к ним присоединялось больше творческих людей, особенно художников, их творчество Отличалось от традиционной советской идеологической линии, и они создавали авангардное, экстремальное искусство. Что касается неформальных ассоциаций в Советском Азербайджане, то они отличались от западных субкультурных примеров тем, что ни одна из них не строилась на единой субкультурной линии.

Неформальные союзы в СССР, включая Азербайджан, были образованы в 1980-х годах и официал ьно зарегистрированы во второй половине десятилетия, при этом все еще официально назывались неформальными союзами / неформальными союзами как на общественном, так и на правительственном уровнях.

Термин "неформальный", который в СССР считается местным, был придуман в 1985 году русским писателем и журналистом Юрием Шекочих, уроженцем Гянджи. Термин, который он придумал, сначала применили к движениям хиппи и рокеров, а затем - и к новым местным сообществам и группам [7]. Отметим, что советские неформалы были не только альтернативой западным субкультурам, но и местными моделями в СССР. В 8о-е годы Бакинский художественный центр (БИК) был одним из важнейших центров азербайджанской неформальной деятельности. Основанный в

1988 году, центр объединил представителей различных искусств - художников, фотографов, искусствоведов, режиссеров, писателей, музыкантов [8].

Прежде чем перейти к примерам неформальных организаций, занимающихся искусством и культурой, хотелось бы отметить, что некоторые неформальные ассоциации создавались для стимулирования социально-политических процессов. В 1988 году Клуб молодых бакинских ученых, одним из учредителей которого был журналист Зардушт Ализаде, состоял из ученых и общественных деятелей [9]. Ученые, общественные и политические деятели, члены профсоюзов, представители интеллигенции того времени часто собирались на квартирах у отдельных людей Баку для обсуждения социальных и политических проблем страны [9]. В последующие годы этот союз сыграл важную роль в создании Народного движения, восстанови вшего независимость Азербайджана,

О неформальных организаци-я х. Рассмотрим деятельность некоторых неформалов, которые были носителями субкультурных элементов.

Первой неформальной организацией, официально зарегистрированной в Азербайджане, было Общественное объединение "Джапги" [у]. В этом экспериментальном сообществе действовали различные художественные кружки, артели, клубы, организованные молодыми педагогами и студентами. В Союз "Джапги" также входила легендарная мугам-рок-группа "Озан", ансамбль народных инструментов "Арзу" под руководством Аб бас гул у Наджафзаде, ансамбль национального танца "Севиндж", студенческий клуб "Очаг", шахматный клуб 'Тара Вазир", фотостудия "Айна", ансамбльтурок-месхетинцев "Умид", группа ашугов "Да-вам", а также группа иллюзионистов "Хог-га" во главе с Тофиком Искендерли [п]. Один из молодых людей, работавший вме-сте с журналистом Чингизом Мустафаевым, который впоследствии посмертно стал Национальным героем Азербайджана, и был

одним из первых организаторов дискотек в Баку в 1980-х годах, а также работавшим ти-джеем [12] на этих дискотеках [13]. Также в "Джанги" была группа брейк-данса под руководством Ч. Мустафаева. Члены экспериментального общественного объединения "Джанги", созданного композитором Раси-мом Музаффарли, собрались в одноименном киноконцертном зале на территории студенческого городка. Здесь репетировали и артисты Союза. На одном из концертов, проведенных в этом зале в 1987 году, присутствовала группа "Аквариум", которая тогда считалась легендарной рок-группой в СССР [14]. Р. Музаффарли и Ч. Мустафаев вели музыкально-развлекательную программу "Экспромт" на азербайджанском государственном телевидении (АзТв) в начале 1980-х, за несколько лет до образования Союза "Джанги". Формат этой творческой и динамичной программы в новом стиле существенно отличался от традиционных советских программ. В нем принимали участие азербайджанские рок-группы и ансамбли, ведущие проводили в прямом эфире различные развлекательные конкурсы. В завершение программы зрителям был показан диско-шоу, организованный Чингизом Му-стафаевым. Благодаря этой программе молодежь того времени познакомилась с одним из организаторов диско-шоу - Ч. Мустафаев и с рок-группой "Озан" [15].

Одной из первых неформальных арт-групп, созданных в Баку в 1989 году, была "Тасдиг" [16]. Во время своего создания участники арт-группы написали первый манифест "Духовная свобода", а затем второй манифест "Трансформация" или "Новое искусство". Арт-группа конфирмации реализует в Баку беспрецедентныедля своего времени проекты, организуя выставки, занимаясь творческой работой в области графики и дизайна. Этот союз был основан четырьмя студентами, учившихся в то время в Азербайджанском Университете Искусств - Амирбаем Нариманбековым, Тей-муром Дайми, Самиром Гафаровым и

Эльмаром Амираговым. Такое неформальное объединение они решили создать в 1985 году, Шэгда учились в Художественной школе им. Азима Азимзаде, По словам членов союза, они основали его, вдохновившись смягчением в период перестройки и прозрачности [17]. Этот неформальный союз, просуществовавший всего несколько лет, прекратил свое существование в 1992 году.

Эти неформальные молодежные явления состояли из смеси нескольких субкультурных элементов и существовали в гибридной форме. Например, в союзе Джанги, описанном выше, было несколько субкультурных особенностей, и этот союз не был сформирован по одной субкультурной линии. Системная волна, существовавшая в СССР и состоявшая из нескольких субкультурных паттернов, начала терять свою целостность и распадаться в начале 1990-х годов. Независимые субкультуры (панк, хип-хоп, металлисты, байкеры и т.д.) возникли на гребне распадавшейся системы. Однако так было в крупных городах СССР, в Азербайджане же такого случая не было.

Одним из самых значительных событий в культурной жизни советской молодежи с середины 1970-х годов стал жанр тан цевал ь-ной диско-музыки, мода диско- и дискотека, где этот танец исполнялся коллективно. Диско-движений в Соединенных Штатах и Европе зародилось в начале 1970-х, а в середине десятилетия в СССР, сначала в прибалтийских республиках, затем в России, Украине и других республиках, а также в конце 1970-х годов началось распространение в Азербайджане [18]- Первый фестиваль-конкурс межреспубликанских дискотек в истории СССР прошел в 1976 году в столице Латвии Риге.

К концу 1970-х мода на диско, связанную с жанром диско-музыки, стала популярной среди молодежи как в СССР, так и в странах Запада.

Следует отметить, что хотя молодежь Советского Азербайджана имела большую склонность к дискотекам и в каком-то смыс-

ле отдавала предпочтение диско-моде, в отличие от других республик СССР, диско-движение в Азербайджане не могло стать субкультурным явлением. Даже в годы независимости, в первом десятилетии ХХГ века процесс становления массовой субкультуры не наблюдался, хотя были отдельные носители таких клубных или рейв-субкультур. Однако следует отметить, что и в советское время, и в годы независимости были дискотеки, клубы и танццолы, а также участие многих молодых людей в этих танцевально-развлекательных мероприятиях, что считается закономерным.

Возникновение трех ветвей субкультуры хип-хопа (рэп, брейк-данс, диджеинг) в Азербайджане относится ко второй половине 1980-х годов (период СССР), а ее формирование в целом, как пример субкультуры, относится ко второй половине 8о-х годов прошлого века, до 1990-х годов (период независимости). В первой половине 1980-х только диджейская ветвь этой субкультуры существовала в л юбител ьской форме на дискотеках, организованных в основном в столице Баку. Демократическая атмосфера, смягчение и частичное устранение цензуры, принесенное в СССР политическим курсом Горбачева "Гласность и реконструкция" с середины 1980-х годов, создали благоприятные условия для распространения этих ветвей субкультуры хип-хопа в Советском Азербайджане. Такие виды искусства, как рэп, брейк-данс и диджеинг, исполнялись как в неформальных группах, так и любителями на различных концертах и дискотеках, а также в некоторых фильмах, телешоу, музыкальных клипах и телевизионных программах.

В целом 2001-2006 годы можно считать первым наиболее продуктивным периодом в Азербайджане с точки зрения зарождения процессов субкультуры хип-хопа, популяризации и коллективного пристрастия молодежи к этой субкультуре.

Граффити был о последним видом искусства среди ветвей субкультуры хип-хопа в

Азербайджане. Первые образцы этогоулич-ного искусства, считающегося незаконным в Азербайджане, как и во всем мире, начали появляться в Баку в начале 2000-х годов. Территория, на которой сейчас находится 28 Mall ТМ в Баку, когда-то была ограждена бетонными плитами. Росписи на этих каменных заборах и на стене возле станции метроХатаи считаются первыми образцами граффити в Азербайджане.

С середины 2000-х годов эмо-субкульту-ра получила широкое распространение не только в столице Баку, но и в нескольких других городах Азербайджана. Число представителей этой субкультуры, которая особенно распространена среди школьников, с середины 2000-х годов растет с каждым годом, а сначала 2010-х годов субкультура эмо стал а основной волной в Азербайджане. Эмо в Азербайджане принесло с собой как великолепную моду, так и волну тенденций, что оказало влияние на другие субкультуры. Это можно увидеть на примере нескольких рэ-перов, работавших в 2010 году [20]. Иногда подростков, не принадлежащих к субкуль-турной среде, также привлекало поведение эмо, их прически и одежда, особенно в Баку. Они не отличали настоящих эмо от тех, кто имитировал их, за исключением грустного, подавленной) внешнего вида первого, а также особого сленга и выражений, свойственных эмо, которые они использовали при разговоре. В то время, когда в Азербайджане распространялись эмодзи, развитие Интернета и социальных сетей сыграло очень важную роль в популяризации этой субкультуры, Через чаты, веб-сайты и социальные сети подростки, склонные к этой субкультуре, легко и быстро находили язык друг с другом, обменивались различной информацией друг с другом и, таким образом, через некоторое время они объединялись в группу. Основная причина быстрого и широкого распространения этой субкультуры в других регионах и городах Азербайджана связана с Интернет-ресурсами.

В Начале зарождения субкультуры эмо в Азербайджане возраст представителей этой

субкультуры составлял в основном 13-20 л ет. Эмо старше 20 лет были редкостью. Как уже отмечалось, хотя эмо был и в других городах Азербайджана, подавляющее большинство их было в Баку. В Баку обычно можно увидеть эмо, собиравшихся в любое время дня в Прибрежном парке и на старой площади Фонтанов, перед рестораном McDonald's, Поскольку жанрами музыки, которые предпочитали эмо, были рэп и рок, они также собирались в местечке под названием Rock Club, где раньше собирались рокеры.

Заюгючение. Как видно, в Азербайджане наблюдалась хаотичная, нестабильная картина субкультуры. То есть в большинстве случаев вместо постоянства и статичности в субкультурах Азербайджана наблюдается текучесть и неопределенность. Мы видим это на примере практически всех субкультурных проявлений. На Западе субкультура человека обычно является одновременно и образом жизни, и источником дохода. Однако из-за неразвитости феномена субкультуры в Азербайджане носители субкультуры являются своего рода любителями.

По сравнению с западными странами, в Азербайджане женщины редко становились носителями субкультуры из-за наличия определенных ценностей национального менталитета, а также ислама. То есть почти все субкул ьтуры в Азербайджане был и ориентированы на мужчин. В любом субкультурном примере количество женщин было невелико. Однако в Азербайджане есть субкультурный феномен, благодаря усилиям самих носителей, и хотя этот феномен Сильно отличается того, что есть в западных странах, подростки и молодые люди по-прежпе-му подвержены этому явлению.

Литература;

1. Айна Штрале. Закат цензуры в советской Латвии 1985-1990 гг. Национальная библиотека Латвии / / Térbatas iela 75,1.V-1001 Riga, Latvijá, 2006)

2. Закон СССР О г к чаги и других средствах массовой информации, Москва, Кремль, 12 июня 1990 года, №1552-! // hup: / / docs .с 11 ui. ru / docum e n t /

9038393

3. Приказ Министерство связи Литовской ССР о прекращении глушении зарубежных радиостанций. №i. 23 января 1989 г., Вильнюс // 1шр:// www.rad iojamtrii ng. pusi apia i.l t/doc/ 2801 j pg

4. Шубин А.В. Преданная демократия. Неформа-л ы и Перестройка {1986-1989). - М.: Европа, 2006,

5. Viktor MisianO. A miracle or misunderstanding, "Soda! I у engaged art in die former Soviet countries is either a miracle or a misunderstanding, for there are too many reasons why it should not exist // http:// www .ceca rtslink.org

6. Igid Teymurlu. Zsrdust 91izacb ili müsahibs //

hítps://versus.az/indexphp?v iew=article&id-i394&dii=az

7. ПриймакАртур. йнтервый с Зардуигт Ализаде // https://eadaily.com/nj/news

8. Вдень рождения Чингиза Мустафаева вспомнили об Общественном объединение "Джанги" // https; / / len t.az/ news/ 251712

9. Первые студенческие клубы в Азербайджане// https; / / len t.az/ news/ 251712

10. 20 лет без Чингиза Мустафаева. https:// inews.az/ news/

11. Vahid Mus ta fay ev: Cingiz vs mubariz jurnalist vs ssgsrin §ücaeti // http://www.anspress.com/siyaset/

12.Рас им Музаффарли: "Сегодня я уверен в том, по что верит слегай Интервью. https://1news.a7/news/ 13-Ozan qrupu.// https://aziershow.biz/alLnews/

14. trenaNsrimanbsyova "Tssdiq- Bakida ilk art-qrup" // Nargis Magazine jurnali, 23 mart, 20:13

15. Гришина H.B. Психология конфликта. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.-544 е.: ил.

16. Riad Said, So vet Azsrbaycamnda sub-msdsniyystbr. Baiai Research institute, 2020. // https://bakuresearchiiistitute.org/az/.

17. Ольга Лошкарева. Наша летопись: год 1978. / / https:// academ.info/news/5296

18. Video-klip: Roshka &Yagi§ - Aglayiram 2 Official Music Video// https://www.youtube.com/watchPv-g-v5_.0n0.Vk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.