Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ГАРВАРДСКОЙ ШКОЛЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (SWOT-АНАЛИЗ)'

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ГАРВАРДСКОЙ ШКОЛЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (SWOT-АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козюбро Т.И., Костенко Е.В.

Сложная экономическая ситуация во всем мире и в стране обязывает отечественные предприятия уделять особо внимание процессам стратегического планирования для обеспечения эффективного функционирования бизнеса и достижения экономической стабильности. В данной статье рассматривается практическое применение SWOT-анализа на примере ОАО АПФ «Фанагория». Определены: объект, задачи и основные компоненты стратегического планирования. Выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE HARVARD SCHOOL OF STRATEGIC PLANNING (SWOT ANALYSIS)

The difficult economic situation around the world and in the country obliges domestic enterprises to pay special attention to strategic planning processes to ensure the effective functioning of business and achieve economic stability. This article discusses the practical application of SWOT analysis on the example of JSC APF "Phanagoria". The following are defined: object, tasks and main components of strategic planning. The strengths and weaknesses, opportunities and threats of the company have been identified.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ГАРВАРДСКОЙ ШКОЛЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (SWOT-АНАЛИЗ)»

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ГАРВАРДСКОЙ ШКОЛЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (SWOT-АНАЛИЗ)

Т.И. Козюбро, канд. экон. наук Е.В. Костенко, студент

Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-1-152-155

Аннотация. Сложная экономическая ситуация во всем мире и в стране обязывает отечественные предприятия уделять особо внимание процессам стратегического планирования для обеспечения эффективного функционирования бизнеса и достижения экономической стабильности. В данной статье рассматривается практическое применение SWOT-анализа на примере ОАО АПФ «Фанагория». Определены: объект, задачи и основные компоненты стратегического планирования. Выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы компании.

Ключевые слова: SWOT-анализ, стратегическое планирование, сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.

В условиях мирового кризиса, пандемии коронавирусной инфекции, санкций, введенных странами Запада в отношении нашей страны, российским предприятиям следует уделять особое внимание проблеме повышения эффективности стратегического планирования для обеспечения должного уровня платежеспособности [1]. Грамотно разработанная и применяемая стратегия развития позволит организациям не только добиться финансовой устойчивости, но и достичь высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также позволяет учесть большинство возможных финансовых рисков [2].

Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации, необходимых ресурсов для их достижения и политики, направленной на использование и приобретение этих ресурсов [3].

В настоящее время существует несколько подходов к стратегическому планированию, регламентирующих процедуры формирования и разработки стратегии: модель И. Ансоффа, модель К. Боумена, модель Стейнера, SWOT-анализ и другие [4]. Так же широкое применение получило использование специально составленного матричного баланса в стратегическом планировании, позволяющего разра-

ботать ряд мероприятий, повышающих платежеспособность предприятия [5].

В данной статье мы рассмотрим основные достоинства и недостатки модели Гарвардской школы SWOT-анализа.

SWOT-анализ представляет собой метод планирования и инструмент для оценки внешних и внутренних факторов, от которых зависит, как компания или отдельный продукт будут развиваться на рынке.

SWOT-анализ можно назвать методом объективной оценки любой ситуации, который основывается на 4 параметрах:

- S (strengths) - сильные стороны;

- W (weaknesses) - слабые стороны;

- O (opportunities) - возможности;

- T (threats) - угрозы.

Сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам, так как организация способна оказать на них влияние. Возможности и угрозы относятся к внешним условиям среды и не зависят от влияния компании.

Каждый метод стратегического планирования имеет свои достоинства и недостатки, SWOT-анализ не исключение.

К достоинствам относятся: простота применения; отсутствие большого объема аналитической информации; универсальность методики применения; является основой создания модели стратегии органи-

зации.

Недостатками данного метода, на наш взгляд, являются: неточная оценка сильных и слабых сторон организации, потенциальных возможностей и угроз; отсутствие процесса генерации стратегии; субъективность и высокая степень зависимости от знаний исследователя.

В данной статье рассмотрим практиче-

ское применение SWOT-анализа на примере типичного промышленного предприятия винодельческой отрасли Краснодарского края ОАО АПФ «Фанагория».

Проведение SWOT-анализа представляет собой заполнение матрицы, в которой отражаются сильные и слабые стороны организации, потенциальные возможности и угрозы (табл. 1).

Таблица 1. Сильные и слабые стороны ОАО АПФ «Фанагория»

Факторы Преимущества Недостатки

Производственные ресурсы и фонды Огромный объем сырья и материалов, необходимых для производства продукции Темп роста обновления оборудования и технологий. Износ производственного оборудования

Работники Работники, обладающие высоким уровнем знаний Необходимость обучения работников на начальном этапе и повышения квалификации в дальнейшем

Маркетинг Разработка специализированной рекламы и эффективное распространение. Применение системы скидок. Законодательные ограничения в распространении рекламы алкогольной продукции

Научные исследования Внедрение новейшего оборудования с целью снижения производственных затрат и улучшения качества производимой продукции Высокая стоимость оборудования, что является следствием увеличения себестоимости продукции

Далее определим возможности и угрозы ОАО АПФ «Фанагория» и представим результат в таблице 2.

Таблица 2. Возможности и угрозы ОАО АПФ «Фанагория»

Факторы Возможности Угрозы

Конкуренция Выход на мировой рынок; Сертификация по международным стандартам. Огромная конкуренция

Спрос Расширение торговой сети по всей стране Небольшая доля на отечественном рынке (7%)

Законодательная база Соблюдение действующего законодательства Недостатки законодательной базы

Демографичекие факторы Повышенный спрос на курортах Неплатежеспособность населения

Природные факторы Плодородные почвы Неблагоприятные погодные условия

По данным таблицы 2 прослеживается прямая зависимость возможностей ОАО АПФ «Фанагория» от угроз. Например, увеличение спроса на производимую продукцию возможно достичь расширением точек сбыта продукции по всей стране, однако небольшая доля на отечественном

рынке (7%) оказывает существенное отрицательное воздействие.

В таблице 3 наглядно продемонстрируем выявленные сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы в ОАО АПФ «Фанагория».

Таблица 3. SWOT-анализ ОАО АПФ «Фанагория»

Сильные стороны Слабые стороны

- огромный объем сырья и материалов, необходимых для производства продукции; - высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников; - быстрый темп роста обновления оборудования и технологий; - затраты на обучение работников.

- разработка и внедрение рекламы, применение различных систем скидок; - внедрение новейшего оборудования. - ограничения в действующем законодательстве; - высокая стоимость оборудования.

Возможности Угрозы

- выход на мировой рынок; - расширение торговой сети по всей стране; - высокий спрос в городах-курортах; - огромные плодородные почвенные ресурсы. - высокий уровень конкуренции; - малая доля на отечественном рынке; - неплатежеспособность населения; - неблагоприятные погодные условия.

Проведенный SWOT-анализ наглядно пании. демонстрирует направления повышения При умении эффективно применять

эффективности деятельности компании. SWOT-анализ компания может занять бо-Используя описанный метод стратегиче- лее стабильное положение на рынке, уве-ского планирования, была выявлена взаи- личить получаемую прибыли, а также су-мосвязь между сильными и слабыми сто- ществует возможность добиться устойчи-ронами, возможностями и угрозами ком- вого экономического роста [6].

Библиографический список

1. Лукошкина Т.И. Матричный баланс как инструмент обеспечения платёжеспособности организации винодельческой промышленности // Экономика: теория и практика. -2012. - №4 (28). - С. 73-79.

2. Гукасян З.О. Стратегии и тактики поведения субъектов бизнеса в условиях мирового финансового кризиса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 4-2 (45). - С. 789792.

3. Семидоцкий В.А., Гарьковенко В.Э. Механизм и стратегии формирования стратегии развития промышленного предприятия в системе стейкхолдер-менеджмента // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 (56). - С. 429-431.

4. Лукошкина Т.И. Методический подход к формированию стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 7 (48). - С. 852855.

5. Толмачева О.И., Козюбро Т.И., Пыренкова С.А. Применение матричного баланса при стратегическом планировании на примере предприятия винодельческой промышленности Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 12-3 (89). -С. 268-273.

6. Семидоцкий В.А., Костенко Р.В. Устойчивое развитие промышленного бизнеса в рамках промышленных агломераций. Определения и классификация ключевых дефиниций // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №6 (95). - С. 553-555.

THE MAIN ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE HARVARD SCHOOL OF STRATEGIC PLANNING (SWOT ANALYSIS)

T.I. Kozyubro, Candidate of Economic Sciences E.V. Kostenko, Student Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The difficult economic situation around the world and in the country obliges domestic enterprises to pay special attention to strategic planning processes to ensure the effective functioning of business and achieve economic stability. This article discusses the practical application of SWOT analysis on the example of JSC APF "Phanagoria". The following are defined: object, tasks and main components of strategic planning. The strengths and weaknesses, opportunities and threats of the company have been identified.

Keywords: SWOT-analysis, strategic planning, strengths, weaknesses, opportunities, threats.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.