Научная статья на тему 'Роль показателя экономической добавленной стоимости при стратегическом планировании на примере предприятия винодельческой промышленности'

Роль показателя экономической добавленной стоимости при стратегическом планировании на примере предприятия винодельческой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
950
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛ / ПРИБЫЛЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / PROFIT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ БИЗНЕС / ECONOMIC VALUE ADDED / CAPITAL / INDUSTRIAL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козюбро Татьяна Игоревна

в статье раскрывается понятие «показатель экономической добавленной стоимости», описываются факторы, влияющие на данный показатель, дана характеристика его основных пользователей. Приведен пример расчета экономической добавленной стоимости на типичном предприятии винодельческой отрасли Краснодарского края ОАО «АПФ «Фанагория». Определена роль экономической добавленной стоимости для разработки эффективной стратегии развития промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козюбро Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article reveals the concept of economic value added indicator, describing the factors affecting this indicator and provides the characteristic of its main users. The example of calculation of economic value added for a typical company of the wine industry of Krasnodar region, JSC «APF «Fanagoria» has been provided. The role of economic value added for the development of effective development strategy of an industrial enterprise has been developed.

Текст научной работы на тему «Роль показателя экономической добавленной стоимости при стратегическом планировании на примере предприятия винодельческой промышленности»

Econímícs

УДК 33

РС! 10.21661/Г-130391 Т.И. Козюбро

Роль показателя экономической добавленной стоимости при стратегическом планировании на примере предприятия винодельческой промышленности

Аннотация

В статье раскрывается понятие «показатель экономической добавленной стоимости», описываются факторы, влияющие на данный показатель, дана характеристика его основных пользователей. Приведен пример расчета экономической добавленной стоимости на типичном предприятии винодельческой отрасли Краснодарского края ОАО «АПФ «Фанагория». Определена роль экономической добавленной стоимости для разработки эффективной стратегии развития промышленного предприятия.

I Ключевые слова: экономическая добавленная стоимость, капитал, стратегическое планирование, прибыль, промышленный бизнес.

T.I. Kozyubro

The role of the indicator of economic value added in strategic planning

on the example of wine-making industries

Abstract

The article reveals the concept of economic value added indicator, describing the factors affecting this indicator and provides the characteristic of its main users. The example of calculation of economic value added for a typical company of the wine industry of Krasnodar region, JSC «APF «Fanagoria» has been provided. The role of economic value added for the development of effective development strategy of an industrial enterprise has been developed.

Keywords: economic value added, capital, strategic planning, profit, industrial business.

В современном мире постоянно расширяющиеся коммерческие связи между хозяйствующими субъектами являются причиной того, что границы между государствами начинают иметь все меньшее значение в контексте мировой экономики. География деятельности многих субъектов большого и малого бизнеса выходит за рамки отдельного государства и становится международной по своему характеру.

Рассматривая деятельность современных компаний Винодельческая промышленность Краснодарского края имеет положительную динамику основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, не смотря на негативные внешние экономические ус-

ловия и сильные позиции зарубежных конкурентов на потребительском рынке [1]. Однако, имеется определенный потенциал экономического роста и укрепления конкурентных преимуществ винодельческих предприятий. Эффективное стратегическое планирование - одно из основных направлений в решении задачи повышения функционирования деятельности промышленного бизнеса. Мы считаем, что одним из индикаторов успешного применения механизмов формирования стратегии развития предприятия является рост показателя экономической добавленной стоимости [2].

В настоящее время показатель «экономическая добавленная стоимость» (EVA - Economic Value Added)

Экономика

является показателем оценки эффективности деятельности компании и ее ценности для собственников бизнеса (или акционеров). Грамотно принятые управленческие решения, сформированные на основе расчета данного показателя, позволят повысить инвестиционную привлекательность для предприятий винодельческой промышленности, что является особенно актуальным в виду того, что российская промышленность практически полностью исчерпала потенциал модели экстенсивного роста [3].

Экономическая добавленная стоимость - показатель экономической прибыли компании после оплаты всех налогов и выплаты за весь инвестированный в предприятие капитал.

Данный показатель является зарегистрированной торговой маркой компании «Stern Stewart & Co».

В российской практике чаще всего для оценки эффективности финансовой деятельности организации применяют показателей чистой прибыль. Однако, зарубежные аналитики используют показатель экономической добавленной стоимости для оценки результативности функционирования компаний. Бухгалтерская прибыль указывается в балансе предприятия как итоговый результат ее финансово-хозяйственной деятельности (в строке «чистая прибыль» в «Отчете о финансовых результатах»), в то время как экономическая добавленная стоимость отражает реальную способность компании генерировать прибыль за счет имеющегося капитала.

Для определения капитализации бизнеса путем расчета показателя экономической добавленной стоимости можно применять следующую формулу [4]:

EVA = NOPAT - WACC * CE, где NOPAT (Net Operating Profit Adjusted Taxes) - чистая операционная прибыль до налогообложения; WACC (Weight Average Cost Of Capital) - средневзвешенная стоимость капитала, которая представляет собой стоимость собственного и заемного капитала, иными словами - норма прибыль, которую рассчитывает получить собственник бизнеса (или акционер) от вложенных денег в компанию;

CE (Capital Employed) - инвестиционный капитал, который рассчитывается как сумма совокупных активов из расчета на начало года за минусом беспроцентных текущих обязательств (кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам, бюджету, внебюджетным фондам, полученных авансов и прочей кредиторской задолженности). В бухгалтерском балансе инвестиционный капитал представляет собой сумму строк «Капитал и резервы» и «Долгосрочные обязательства» из раздела «Пассивы».

Для того, чтобы рассчитать средневзвешенную стоимость капитала, необходимо воспользоваться следующей формулой:

WACC = Re * E / V + Rd * (1 - t) * D / V, где R - ожидаемая доходность собственного капитала;

Rd - требуемая доходность заемного капитала; E/V - удельный вес собственного капитала; D/V - удельный вес заменого капитала; t - действующая ставка налога на прибыль.

Экономическая добавленная стоимость определяет эффективность использования компании своего капитала, отражает превышения показателя рентабельности предприятия над средневзвешенной стоимостью капитала: чем больше значение экономической добавленной стоимости, тем эффективнее используется капитала у предприятия. Высокие показатели экономической добавленной стоимости свидетельствуют о высокой норме добавочной прибыли на капитал. Если сравнить экономическую добавленную стоимость нескольких компаний появляется возможность выбрать более инвестиционно привлекательное.

Концепция EVA формирует ряд принципов проектного менеджмента, который следует применять при формировании финансовой стратегии бизнеса:

- создаваемый промышленным бизнесом денежный поток является наиболее достоверным индикатором справедливой оценки стоимости;

- инвестиционный портфель бизнеса должен изменяться в соответствии с рыночными изменениями для увеличения роста стоимости компании;

- необходимо сочетать финансовые и нефинансовые ключевые индикаторы эффективности деятельности бизнеса;

- инвестирование следует осуществлять исключительно в проекты, способные обеспечить прирост стоимости бизнеса;

- менеджмент должен носить долгосрочный характер.

Показатель экономической добавленной стоимости отражает разносторонние направления деятельности компании: инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность, финансовую устойчивость и платежеспособность, устойчивость развития и рентабельность.

Пользователями описываемого показателя являются акционеры, топ менеджмент, потенциальные инвесторы, которые оценивают изменение EVA, как интегрального критерия экономической привлекательности и эффективности развития предприятия.

Характеристика основных пользователей и их цели использования показателя экономической добавленной стоимости представлена в таблице 1.

Для наглядности использования показателя экономической добавленной стоимости на практике приведем пример его расчета по данным бухгалтерской отчетности типичного предприятия винодельческой промышленности Краснодарского края ОАО «АПФ «Фанагория» [5].

Так как все показатели строятся на основе международной отчетности, то они не совсем точно совпадают с отечественными аналогами. В упрощенном

122

Интерактивная наука | 5 (15) • 2017

Econímícs

Таблица 1

Характеристика основных целей пользователей показателя экономической добавленной стоимости

Пользователи показателя EVA Цели использования показателя EVA

Собственники бизнеса/ акционеры Оценка экономической добавленной стоимости, анализ основных факторов, влияющих на нее, повышение привлекательности компании для инвесторов

Топ менеджмент Оценка экономической добавленной стоимости предприятия и постановка управленческих задач, регламентов, планов и нормативов для повышения данного показателя

Потенциальные инвесторы Оценка эффективности использования предприятием своего капитала, осуществление слияния и поглощения перспективных компаний

Таблица 2

Показатели для расчета экономической добавленной стоимости ОАО «АПФ «Фанагория» за 2015 г.

Показатель Значение

Чистая прибыль, тыс. руб. 511 113

Средневзвешенная стоимость капитала, % 12,4

Капитал и резервы, тыс. руб. 1 462 467

Долгосрочные обязательства, тыс. руб. 601 619

варианте возможно использование следующей формулы: EVA = Чистая прибыль - Средневзвешенная стоимость * (Капитал и резервы + Долгосрочные обязательства)

В таблице 2 указаны основные показатели необходимые для расчета экономической добавленной стоимости для предприятия ОАО «АПФ «Фанагория».

Подставив необходимые значения в указанную формулу, получаем:

EVA = 511 113 - 0,124 * ( 1 462 467 + 601 619 ) = 255 166, 33

На основе выше приведенного расчета можно выделить основные направления и факторы управления экономической добавленной стоимостью при стратегическом планировании промышленных предприятий:

- повышение прибыльности/ рентабельности предприятия за счет повышения объема продаж выпускаемой продукции. Это возможно путем достижения развития маркетинговых направлений в стратегии продвижения продукции. Второе направление - это сокращение затрат при производстве продукции за счет использования инновационных технологий, новых материалов, сырья, высококвалифицированного персонала и т. д.;

- управление стоимостью заемного капитала: снижение процентной ставки за счет перекредитования;

- управление значением показателя капитала: ликвидация низкорентабельных и нерентабельных активов, поиск новых направлений вложения капитала.

Литература

1. Наниз К.Р. Современное состояние и проблемы развития виноградовинодельческой отрасли Кубани / К.Р Наниз, Т. А. Мартынова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2016. - №15. - С. 168-181.

2. Лукошкина Т.И. Организационные основы и экономические методы фомрирования стратегии современного промышленного бизнеса / Т.И. Лукошкина // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №1-3 (42-3). -С. 767-770.

3. Семидоцкий В.А. Детерминация системы инвестиционной привлекательности промышленного предприятия для целей эффективного управления / В.А. Семидоцкий, А.А. Якименко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - №107. -С. 589-600.

4. Мартин Джон Д. VBM - управление, основанное на стоимости. Корпоративный ответ революции акционеров / Джон Д. Мартин, Петти В. Джон. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. - С. 272.

5. Бухгалтерская отчетность ОАО АПФ «Фанагория» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://business-rating.company/kompanii/razc/11/ogrn_1022304742074/bookkeeping.html (дата обращения: 22.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.