ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИГОРЯ АНСОФФА
Т.И. Козюбро, канд. экон. наук, доцент А.А. Арутюнова, ассистент Я.М. Сафронова, ассистент
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-1-190-193
Аннотация. В данной статье обозначены основные современные школы стратегического планирования. Особое внимание уделяется рассмотрению одного из наиболее популярных подходов к стратегическому планированию - модели Игоря Ансоффа. Дана краткая характеристика вышеупомянутого метода, а так же выявлены основные сильные и слабые стороны. Так же обоснована актуальность применения грамотно разработанного механизма формирования стратегии промышленного бизнеса.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, управление, модель И. Ансоффа, матрица И. Ансоффа.
Основополагающим моментом в повышении уровня конкурентоспособности промышленного бизнеса является применение эффективного механизма формирования стратегии, учитывающего все условия неблагоприятной экономической среды [1].
В свою очередь, платежеспособность предприятия и его финансовая устойчивость создают благоприятные условия для устойчивого экономического развития, так же обеспечивающего улучшения конкурентных позиций бизнеса [2].
В современной научной среде выделяют несколько наиболее популярных направлений (моделей) к стратегическому планированию, предлагающих определенные механизмы разработки стратегии: модель гарвардской школы (SWOT-анализ), модель К. Боумена, модель Г. Стейнера, система сбалансированных показателей, модель И. Ансоффа и другие [3, 4].
Каждая из указанных моделей обладает определенной информационно-
аналитической базой необходимой для принятия управленческих решений, алгоритмами выбора стратегии, а так же сочетает в себе определенные достоинства и недостатки [5, 6].
В данной статье мы раскроем основные моменты модели стратегического планирования Игоря Ансоффа.
Важным моментом в стратегическом планировании Игорь Ансофф считал алгоритмизацию стратегического планирования. В соответствии с его теорией, планирование эффективного и грамотного использования ресурсов организации имеет определенный сценарий [7].
Тем не менее, модель Ансоффа является сложной для применения на практике, так как нет конкретных мастер-планов и определенных дорожных карт мероприятий по созданию стратегии развития предприятия. Одновременно, в рамках данного подхода стратегическое планирование рассматривается как функция управления.
Одной из самых популярных научных работ Игоря Ансоффа стала книга «Стратегическое управление», в которой рассматриваются прикладные методы разработки стратегии развития предприятия. В своем труде исследователь уделяет основное внимание главному принципу стратегического планирования - постоянству.
В конечном итоге Игорем Ансоффом был обоснован и подтвержден один из базовых принципов стратегического планирования - постоянство процессов стратегического планирования, обусловленное перманентным динамизмом внешней деловой среды.
Понятие «стратегия» в рамках данной теории определяется как набор правил принятия решений, которыми руководствуется предприятие в своей деятельности. Данное определение концентрируется на институциях принятия решений.
Однако, в то же время данное определение является общим и не в должной мере определяет род и видовые признаки стратегии предприятия
В своей методологии Игорь Ансофф особое внимание уделял на необходимость разработки формализованных целей.
Рис. Упрощенная модель разработки стратегического плана И. Ансоффа
Полная модель формирования стратегических планов очень подробно детализирована и трудна для адекватного восприятия и, соответственно, способна снизить эффективность процесса стратегического планирования, поэтому на рисунке мы отразили упрощенную модель Ансоф-фа.
Так же основатель подхода регламентировал весь механизм конструирования стратегии предприятия блок-схемами из 57 блоков-элементов, где каждая ступень разработки стратегического плана предполагает подробное описание списка факторов, влияющих на принятие управленческих решений разработчиками. В самих списках
факторы расставлены по убыванию значимости и включают в себя алгоритмы выбора для улучшения качества выбора оптимальных альтернатив.
Анализ модели стратегического планирования Ансоффа позволяет сделать вывод о том, что определение целей развития организации является реакцией на сигналы внешней экономической среды. В соответствии с изначально определенными целями развития производится оценка ресурсного потенциала предприятия, а также внешней среды. Главная задача проведенного анализа - изыскание путей принятия управленческих решений в разрезе уже
занятых рынков и диверсификации самого бизнеса.
Главным недостатком модели Игоря Ансоффа выступает сложность его модели стратегического планирования в ходе применения на практике. Так же, ученый, концентрируя внимание на финансовой и административной составляющих стратегии, не учитывает инновационные аспекты развития предприятия и методы повышения конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов. Однако, такой подход в условиях глобализации мировой экономики и инноватизации геоэкономического пространства может привести к снижению эффективности стратегического развития бизнеса.
Так же слабой стороной вышеприведенной модели является недостаточная проработка механизма целеполагания. Так, цели предприятия в рамках стратегическо-
го планирования главным образом сосредоточены на миссии и целей высшего руководства. Но, на наш взгляд, пренебрежение целями персонала, топ-менеджмента и потребителей может сделать стратегию несбалансированной, так как интересы не всех участников формирования стратегии учтены при ее разработке.
В заключении отметим, модель Ансоф-фа предельно конкретно определяет стратегические зоны хозяйствования (особенно в части потребительских рынков). Но в тоже время при выделении стратегических зон хозяйствования в рамках данного подхода методика не распространяется на определение стратегических зон на рынки капитала, инноваций и трудовых ресурсов, что обусловливает перекос в акцентах стратегического планирования в сторону товарных групп и рынков.
Библиографический список
1. Лукошкина Т.И. Организационные основы и экономические методы формирования стратегии промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №13 (42). - С. 767-770.
2. Лукошкина Т.И. Матричный баланс как инструмент обеспечения платёжеспособности организации винодельческой промышленности // Экономика: теория и практика. -2012. - №4 (28). - С. 73-79.
3. Козюбро Т.И. Методические подходы к стратегическому планированию // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №8. - С. 54-57.
4. Лукошкина Т.И. Методический подход к формированию стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №7 (48). - С. 852855.
5. Дейнега В.Н., Козюбро Т.И. Влияние состояния и динамики факторов экономической среды на выбор стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №6 (47). - С. 575-578.
6. Толмачева О.И., Козюбро Т.И., Пыренкова С.А. Применение матричного баланса при стратегическом планировании на примере предприятия винодельческой промышленности Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №12-3 (89). - С. 268273.
7. Дейнега В.Н., Козюбро Т.И. Конвергенция и дифференциация научных подходов к решению проблемы повышения эффективности стратегического планирования // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №3-2 (80). - С. 440-446.
THE MAIN ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE IGOR ANSOFF MODEL
OF STRATEGIC PLANNING AND
T.I. Kozyubro, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
A.A. Arutyunova, Assistant
Ya.M. Safronova, Assistant
Kuban State Technological University
(Russia, Krasnodar)
Abstract. This article outlines the main modern schools of strategic planning. Special attention is paid to the consideration of one of the most popular approaches to strategic planning -the Igor Ansoff model. A brief description of the above-mentioned method is given, as well as the main strengths and weaknesses are identified. The relevance of using a well-developed mechanism for forming an industrial business strategy is also justified.
Keywords: strategy, strategic planning, management, I. Ansoff model, I. Ansoff matrix.